«Слово иное» (написанное, как рассчитал нашедший его Ю. К. Бегунов, «между началом 1506 и началом 1508 г.») 51 о предпринятой Иваном III попытке «у всех владык и у всех монастырей села поимати» сообщает, что, решив это сделать, а взамен «митрополита же, и владыкъ, и всех манастырей из своея казны деньгами издоволити и хлебом изооброчити из своих житницъ», князь встретил решительное сопротивление митрополита, владык и игуменов, за исключением чернецов Нила Сорского и Дионисия Спасо–Каменского: «Приходит же к великому князю и Нилъ, чернецъ з Белаозера, высоким житиемъ еловый сый, и Денисъ, чернецъ Каменский, и глаголютъ великому князю: “Не достоитъ чернцемъ селъ имети”. К симъ же приста и Василий Борисовъ, тферския земли боярин, таже и дети великаго князя: и князь великий Василий, князь Дмитрей Углецкий присташа к совету отца своего. И дияки введеныя по великом князе глаголаху: “Не достоит чернецем селъ имети”». 52 Вне сомнений, соглашаясь с тем, что было ясно государственным людям, Нил Сорский и Дионисий Каменский думали в первую очередь о пользе Церкви, а не государства: они старались остановить опасный процесс ее вовлечения в «безсловесные попечения», «приземления» и «омирщения». С тем, что преподобный Нил считал приемлемым и действенным методом избежания «безсловесных попечений», связано второе требование, которое он предъявлял желающим жить у него в ските – быть грамотными. В этом Нил Сорский тоже отступил от правил Кирилло–Белозерского монастыря, ибо в «Предании уставом…» в сборнике Кирилла Белозерского есть главка «Се о неумеющих, ни же прочитающих святаго Писаниа» 53 . Впрочем, Кирилл Белозерский прежде, чем принять в монастырь деревенского мальчика, которого привели к нему родственники того (будущего преподобного Мартиниана Белозерского), отдал его научиться грамоте 54 . Но вообще о необходимости быть грамотным, чтобы стать монахом Кирилло–Белозерского монастыря, мы ничего не знаем. Из Повести же о Нило-Сорском ските известно, что неграмотных в Нилов скит не принимали. Это условие отвечает одной из основных тем в сочинениях Нила, а именно утверждаемой им необходимости жить «по божественах писаниих и по преданию святых отець», все вопросы решать «испытуя божественая писания», постоянно «в писаниих божественных поучатися».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

Мусиной-Пушкиной на Кирилловской улице (бывш. четвертого курса иеродиакон Гавриил; четвертого курса Софийский Сергей; третьего курса Тарунтаев Павел; второго курса Дав Петр, Казанский Василий, Рождественский Александр, Догуревич Тихон; первого курса Егоров Иван, Медведь Ярослав), в первом ночлежном доме по Шлиссельбургскому проспекту (четвертого курса свящ. Каменский Алексей; второго курса Дав Петр, Казанский Василий, Новиков Николай, Петрович Милан, Рождественский Александр, Тихомиров Виктор, иеродиакон Феофилакт; первого курса Попов Стефан, Груздев Владимир), в тюремном замке для женщин (четвертого курса свящ. Добромыслов Лаврентий, свящ. Дьяконов Иван, свящ. Землянский Михаил, свящ. Каменский Алексей; третьего курса свящ. Вологодский Дмитрий, иеромонах Леонид; второго курса иеродиакон Феофилакт; первого курса свящ. Ильинский Александр, иеромонах Дионисий, диакон Дьяченко Алексей), в зале Городской Думы (четвертого курса Софийский Сергей) и на городской бойне – четвертого курса Рункевич Николай. Содержание бесед состояло в объяснении евангельских чтений в связи с празднуемыми событиями, Символа веры , святых таинств, молитвы Господней, евангельских блаженств и десяти заповедей закона Моисеева, в изложении празднуемого события или жития святого» 108 . В начале учебного года состоялось собрание студентов-проповедников на квартире инспектора Н. В. Покровского , на котором были намечены места проведения бесед. Н. Чуков стал вести беседы в школе при фабрике братьев Варгуниных и в церкви свв. апостолов Петра и Павла при Обуховском сталелитейном заводе в селе Александровском. Его отчеты об этих беседах были опубликованы в отчете Общества за 1894–95 год 109 . Кроме того, Н. Чуков 15 и 22 января прочитал две беседы в Адмиралтейском соборе: «Патриаршество в России; патриархи Иов и Гермоген» 110 . В школе при фабрике бр. Варгуниных беседы начались 2 октября. Они велись по воскресеньям с четырех до пяти часов вечера. Слушать их обычно собиралось 80–100 человек – преимущественно члены местного общества трезвости, рабочие фабрик Торнтона и бр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На нижнем этаже Знаменской ц. Свято-Духова мон-ря был устроен придел во имя И. В 1876 г. в С.-Петербурге был изготовлен мраморный иконостас для этого придела. В нем находилась храмовая икона, писанная масляными красками на цинковом листе «Прп. Иоасаф Каменский и мч. Александр» (во имя святого был назван покойный А. П. Засецкий, вдова к-рого оплатила сооружение иконостаса). С возобновлением островной обители на Кубенском оз. в кон. XIX в. получили распространение варианты изображения И. с др. святыми, подвизавшимися в Спасо-Каменном мон-ре: икона «Преподобные Василий и Иоасаф Каменские с обителью» (частное собрание; см.: Дом Спаса: Вологодские каменные Кижи. Вологда, 2008. С. 69), хромолитография «Преподобные Иоасаф и Василий Каменские, Александр Куштский», на которой И. представлен в остроконечной схиме (кон. XIX - нач. ХХ в., частное собрание; см.: Там же. С. 189). На раке прп. Феодосия Тотемского находились 8 каменных образков XIX в. с 3-лопастным килевидным завершением с поясными фронтальными изображениями святых. И. в остроконечной схиме, со свернутым свитком в левой руке; в надписи, расположенной на фоне по сторонам фигуры 2 вертикальными колонками ошибочно поименован как «    » . И. изображен в ряду подвижников XV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В росписи нач. ХХ в. на юж. стене ц. прав. Лазаря в Вологде И. представлен в легком повороте влево, правая рука прижата к груди, левая - на уровне пояса. Образ И. помещен на иконах, созданных по благословению свт. Афанасия (Сахарова) , еп. Ковровского, мон. Иулианией (Соколовой) «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (келейный образ свт. Афанасия) и нач. 50-х гг. XX в. (обе в ризнице ТСЛ), кон. 50-х гг. XX в. (Данилов муж. мон-рь в Москве), а также на ее рисунке в лицевых святцах рус. святых на 10 сент. (после 1959 г., частное собрание; Juliania (Sokolova), nun.

http://pravenc.ru/text/578044.html

274. Преподобный Феодосий Глушицкий Преподобный Тарасий был прежде игуменом одного из монастырей, устроенных св. Стефаном Пермским и участвовал в апостольских трудах его. В 1427 г. уже при втором преемнике Стефана, святителе Герасиме, Тарасий добровольно оставил игуменство и пришедши к преп. Дионисию Глушицкому на послушание, находился при нем 10 лет; преставился в 1440 году при игумене Амфилохии, вскоре после смерти наставника своего Дионисия. О блаж. Феодосии известно только, что он был учеником преп. Дионисия. Мощи их почивают в Глушицком монастыре. Память 12 октября. (Филарет, Рус. Св. под 12 июня. Ист. Росс. Uep. III, 701 и 702 и Верюжский, стр. 211). 275. Преподобный Кассиан игумен Каменский По свидетельству блаж. Паисия Ярославова (Сказание о Спасо-Каменском монастыре, написанное в 1481 году), блаж. Кассиан был постриженником Спасо-Каменским, потом жил в Кирилло-Белозерской обители, при жизни еще самого преп. Кирилла, и был с 1445 г. игуменом Белоезерским. В. кн. Василий Васильевич и св. митрополит Иона дважды посылали его в Царьград к патриарху по церковным делам. После сих поручений великий князь щедро наградил Кассиана и отпустил по желанию его, в Спасо-Каменский монастырь на игуенство, упраздненное со смертию игумена Евфимия. Кассиан скончался там, как в летописце монастыря Каменского сказано, вскоре после преставления блаженного князя Иоасафа (которого Кассиан был наставником) около 1460 г., и погребен на полуденной стороне Спасо-Преображенского собора. (Верюжский, стр. 303 и 304 Прав. Собес. 1861, N 2, стр. 210). Не канонизирован. 276. Преподобныя отцы Антоний и Иоанникий пустынницы бывшии за лесом Близ Вологды в давнее время был дремучий лес. В нем имела притон шайка разбойника Анаки; знаменитый разбойник оставил свое имя лесу, где при дороге и ныне показывают могилу его. В этом лесу, в 12 верстах от Вологды, 23 июня 1588 г. явилась подвижнику Иосифу Владимирская икона Божией Матери. Преп. Иосиф основал на месте явления св. иконы храм и обитель; ум. около 1602 года. Иоанникий и Антоний, преподобные Заоникиевские, жили в XVII веке. Мощи их почивают в Заоникиевской пустыни под спудом. В списке святых Вологодской епархии митрополита Евгения, преподобные Антоний и Иоанникий названы преемниками преподобного Иосифа, были изображаемы на иконах вместе с ним и издавна местно почитаются в обители. В старинных святцах они записаны под 23 июня. (Верюжский, стр. 608–609). 277. Преподобнии отцы Спиридоний и Фауст пустынницы

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

«Я против колхозного строительства агитации не вел. Бывали случаи, ко мне действительно обращались женщины за советом, вступать им или не вступать в колхоз, на что я им никогда никакого ответа не давал, а говорил, что это дело ваше. Что касается того, что на моем 35-летнем юбилее во время богослужения будто бы я поминал царя, то это неверно; неграмотная женщина не разобрала молитву, мы пели " Царю Небесный " , а она подумала, что мы пели про царя Николая. В отношении моих убеждений относительно советской власти я скажу прямо, что политика советской власти относительно религии мне не нравится, и я своего мнения в этом отношении не изменю». 8 мая 1932 года Тройка ОГПУ приговорила священника к трем годам ссылки в Казахстан , все имущество его было конфисковано. По возвращении из ссылки в 1934 году, он стал служить в церкви апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Каменки Волоколамского района; в 1937 году протоиерей Василий был награжден митрой. Осенью 1937 года против священника было организовано новое «дело» на основании заявления руководства каменского колхоза, будто священник Василий Соколов занимался вместе с живущими в том же селе монахинями хищением травы с колхозных полей. Отец Василий не признал себя виновным в хищении колхозного имущества и сказал, что помогал хворой монахине косить траву и заготавливать сено, так как желал ей помочь из-за слабого ее здоровья. Суд приговорил священника к выплате пятисот рублей штрафа, но отец Василий уже не смог их заплатить, так как 27 ноября этого же года власти снова арестовали его. Незадолго до ареста, 19 ноября, он получил назначение на новое место служения — в храм Рождества Христова в селе Вешки Уваровского района, но воспользоваться им он уже не успел. Протоиерей Василий был обвинен в том, что «сгруппировал вокруг церкви церковный актив, регулярно проводил с ними беседы. После того, как сельсоветом организованы были десятидворки по изучению сталинской конституции и проведению разъяснительной работы по выборам в Верховный совет, он к этим десятидворкам прикрепил активных церковников и дал им указание, чтобы они сообщали все церковному совету, что делается на десятидворках, чтобы обрабатывали колхозников в церковном духе и с десятидворок приглашали их в церковь, а самое главное, чтобы обрабатывали активистов-колхозников. Таким методом Соколов перетащил на свою сторону ряд членов сельсовета и рядовых активных колхозников, вовлек их в церковный совет и церковными старостами, последние стали реже посещать собрание колхозников и хуже работать в колхозе».

http://drevo-info.ru/articles/8022.html

Фабричный этот поместился у ворот и стал собирать деньги на «всемирную свечу», рассказывая всем свой сон. Народ и священники толпами повалили к воротам, стали петь и молиться. Собрали сундук подаяний. Но сборища во время эпидемии способствовали еще более страшному распространению чумы, и митрополит Амвросий решил перенести икону в церковь, а собранные деньги отдать на нужды Воспитательного дома. Московский губернатор П. Д. Еропкин не советовал Амвросию трогать икону, на собранные же деньги посоветовал наложить печать. Народ, узнав об этом намерении, взбунтовался и с криками: «Бейте их! Богородицу грабят!» — стал бить в набат и избивать солдат, посланных для наложения печатей. Затем кинулись за Амвросием и настигли его в Донском монастыре. Историк писал: «…один мальчик, приметив в верху полу платья несчастного преосвященного, закричал: «Сюда, архиерей на хорах». Амвросия заставили ответить на ряд вопросов, на которые от отвечал голосом, исполненным твердости и решимости отечески увещевал злодеев, и они чуть не оставили его» (Бантыш-Каменский Д. Н. Жизнь преосвященного Амвросия, архиепископа Московского и Калужского, убиенного в 1771-м году. М., 1813, с. 57–58). Убил его, говорят, пьяный повар Раевского. — Толпа вытащила Амвросия на улицу, и он почти усмирил ее своею речью, как вдруг «из соседнего монастырского кабака выбежал пьяный дворовый г-на Раевского человек Василий Андреев и закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и вас морочит?» Сказав сии слова, он первый ударяет страдальца колом в левую щеку и повергает на землю. Смотря на сие злодейство, изверги забывают свое раскаяние и кидаются также на него Они мучительным образом били и терзали его до тех пор, пока уже увидели умершего Избитое и обагренное кровию тело нового сего московского мученика лежало на распутий день и ночь целую…» (Бантыш-Каменский Д. Н. Жизнь преосвященного Амвросия…, с. 58). Усмирять народ пришлось Еропкину. — Расправившись с архиереем, народ стал искать Еропкина, «угрожая и его лишить жизни, как и всех докторов», «но тот уже направлялся в Кремль с полком солдат.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

1771 г., возглавлял архим. Николай (Цвет), назначенный на эту должность еще в 1767 г., также в ее состав входили иеромонахи Иуст, Иоанн (Протопопов) и Никифор и причетники Петр Родионов и Иван Гребешков. В целом работа миссии велась, по описанию еп. Николая (Адоратского), спокойно, в направлениях, намеченных предшествующими миссионерами, без серьезных происшествий, за исключением инцидента с крещеным китайцем Андреем, к-рый после допроса от страха повесился на ограде посольского двора ( Николай (Адоратский). 1887. 9. С. 48). В янв. 1778 г. архим. Николай отправил в С.-Петербург с иезуитами 2 прошения о досрочном возвращении на родину. 6-я миссия вернулась в Россию в составе 6 чел., включая 3 учеников, в 1782 г. с караваном пристава В. Игумнова. Начальником 7-й миссии (1781-1794), находившейся в Китае ок. 13 лет, в 1780 г. стал уроженец Польши архим. Иоаким (Шишковский). В ее состав были включены иеромонахи Антоний (Седельников) и Алексий (Боголепов), иеродиак. Израиль, причетники Иван Орлов и Семен Соколовский и 4 ученика. По свидетельству исследователей, ее деятельность также не была отмечена особыми достижениями и протекала спокойно, основное внимание уделялось совершению регулярных богослужений. «Упреков и презрения к русским оказываемо не было, по свидетельству члена Миссии иеромонаха Алексея… Русским дозволялось выезжать из подворья, куда им было угодно, так, например, вокруг Пекина вдоль стены, на теплые воды за 30 верст и в город Тунчжоу (за 20 верст), где останавливались товарные суда с юга. Равным образом и разные люди имели невозбранный вход в Русскую миссию…» (Бэй-гуань. 2006. С. 52-53). Последняя созванная в XVIII в. 8-я миссия (1794- 1807) была сформирована в Казани. В янв. 1793 г., когда весь штат уже был собран, ее начальником назначили архим. Софрония (Грибовского). В составе миссии были иеромонахи Иессей, Варлаам, иеродиак. Вавила, причетники Козьма Карганский, Василий Богородский и 5 учеников, в их числе - П. И. Каменский (впосл. архим. Петр (Каменский) , глава 10-й миссии).

http://pravenc.ru/text/2579896.html

30–31). У себя дома, в Москве, куда Каменский приезжал из деревни «на короткое время», он был «грозою всех домашних», «безграничным деспотом». Умер Каменский «насильственной смертью» 12 августа 1809 г. По делу о его убийстве пошло в Сибирь и было отдано в солдаты около 300 человек. Существует три версии его убийства: первая – по сговору его деревенской любовницы, «грубой, необразованной и некрасивой женщины», с полицейским чиновником, избравшими для убийства молодого парня из дворовых; по второй – фельдмаршал погиб из-за грубого и жестокого обращения с двумя крепостными которым он дал музыкальное образование, по третьей – он погиб от руки своего конторщика, злоупотреблявшего его доверием и им разоблаченного (см.: Пыляев, Старая Москва, с. 365–367). 222 Эра паровых железных дорог началась в 1829 г. – с построения в Англии Ливерпуль-Манчестерской дороги. В 1830 г. в Северной Америке была пущена первая в этой стране железная дорога. 226 Родители Сергия Радонежского (в миру Варфоломея; 1314 или 1319–1392) Кирилл и Мария принадлежали к ростовскому боярству и жили недалеко от Ростова. После их смерти Сергий поселился в Хотьково-Покровском монастыре у своего брата инока Стефана, а оттуда удалился в маленький город Радонеж на реке Кончуре в Радонежском бору. Здесь он основал пустынь, впоследствии знаменитый Троице-Сергиев монастырь (см. примеч. к Главе первой). 230 В 1816 году хиротонисан во епископа тульского, в 1818 году переведен в Чернигов, в 1819 году сделан архиепископом, в 1820 переведен в Тверь, в 1821 году – в Ярославль и в 1824 там же умер. 231 Был в свое время довольно известным писателем и другом кн. Ив. Мих. Долгорукова, который часто его посещал. Однажды они вечер сидели вместе и расстались оба здоровые и веселые. Наутро князю докладывают, что приходил человек от Жуковой сказать, что Василий Михайлович вчера скончался. Это очень поразило Долгорукова. В сборнике его стихотворений «Бытие моего сердца» есть стихотворение на смерть Жукова. Сам И. М. Долгоруков так описал внезапную смерть Β. М. Жукова: «Мы с ним виделись очень часто, он посещал дом наш и был в нем короток, любил стихи, большой энтузиаст был Вольтера, и сходство наших вкусов связало наше дружество. Однажды, просидя у нас весь вечер и с жаром говоря о словесности, поехал, отужинавши с нами, не поздно домой. Назавтра нужно было доставить ему какую-то книгу (...) Сильной паралич убил его скоропостижно (...) посланной наш застал еще свежее тело его на постели, у которой стоял столик его ночной и на нем погашенная свеча с разогнутой книгой: это были Вольтеровы сочинения (...) Он умер еще молод и мог бы быть полезен обществу смертных в разном смысле. . .» (Капище моего сердца, с. 204–205). Вот стихотворение «На кончину Β. М. Жукова»: : Вчера я был с тобой и на ночь лишь расстался,

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

До 14 столетия монастыри строились в основном в городах или вблизи них. Островной монастырь в Кубенском озере имел очень важное стратегическое значение, открывая водный путь Древнерусского государства на Восток, на Урал и в Сибирь. Все знаменитые островные северные монастыри имеют одинаковое наименование - Спасо-Преображенские. Исторические известия о первых веках жизни Спасо-Каменного монастыря, в связи с его оторванностью от крупных центров, не дошли до нас. Покровителями Спасо-Каменного монастыря являются Святые Василий Блаженный и Иосааф Каменский. Самым почитаемым чудотворцем обители и всего Кубенозаозерского края стал святой преподобный князь-инок Иоасаф Каменский - благоверный князь Андрей, сын Дмитрия Заозерского. Судьба острова очень трагична. Спас Камень, как обычно называют остров, неоднократно горел и разорялся, но всякий раз возрождался. Первый сильный пожар на острове случился в сентябре 1476 года, когда в огне сгорела деревянная церковь, иконы, книги, трапезная и кельи, пострадали мощи преподобного Иоасафа Каменского, к которым с верой приходили за исцелением со всякими недугами. В 1481 году на острове был построен Спасо-Преображенский собор, он поражал всех, кто его видел, своей красотой. Он был самым первым каменным сооружением Русского Севера. Только через несколько лет будет построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтове, позже ставшая знаменитой фресками Дионисия. В период Смутного времени польско-литовские и казацкие шайки разбойников грабили и уничтожали местные селения, приходские церкви, монастыри. Затем пришел мор, неурожайные годы. Но испытания для монастырской братии на этом не заканчивались. В ночь на 24 августа 1657 года заполыхал весь монастырь на Каменном острове. Отчего вспыхнул пожар - неизвестно. Несмотря на то, что кругом была вода, ничего не удавалось спасти. После второго пожара к 1670 году обитель быстро восстановили. Помощь погорельцам собиралась по всем церковным приходам и ярмаркам. В монастыре в то время были 3 каменные церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, теплая с трапезной палатой Успенская с надстроенной над ней колокольней и Иоанно-Предтеченская над святыми вратами. Великолепен был внутренний вид Спасо-Преображенского храма. На колокольне насчитывалось десять колоколов, из них благовестный весил 107 пудов. Больше всего во время второго пожара пострадала Успенская церковь. После следующего сильного пожара 1774 года Спасо Каменный монастырь был упразднен, спасенные братией мощи кн. Иоасафа и монастырское имущество в 1775 году были перенесены в Вологодский Духов монастырь и Спасо Каменная обитель стояла в запустении. По указу Павла 1 в 1891 году в нее была переведена братия и имущество Белавинской пустыни, основанной выходцем Спасо Каменного монастыря преподобным Марком Белавинским. Монастырь стал именоваться Белавинской Богоявленской Преображенской пустынью. В 1892 году обители вновь было возвращено прежнее название.

http://sobory.ru/article/?object=01045

Сосед Ивана Василий смотрит на житье Ивана и дивуется. Однажды Иван позвал к себе Василия в гости. Василий все расспрашивал Ивана, отчего он стал богат. Иван рассказал все Василию и сказал, где он похоронил Вопкна. Василию было завидно, что Иван так скоро разбогател и потому взял топор в руки, пошел и вырыл Вопкна из земли. Как только он открыл гроб, вдруг Вопкн выскочил из гроба и воскликнул: „спасибо тебе мой друг, что ты спас меня, теперь я пойду с тобою ” !-„Как! закричал Василий, я тебя спас и меня ты должен слушаться, ты иди к Ивану, а не со мной».-„Нет, к нему я не пойду, сказал Вопкн, потому что он меня опять убьет; ты меня спас, к тебе я пойду». Как Василий ни уговаривал Вопкна идти к Ивану, он все-таки пошел за Василием. И таким образом Василий вырыл Вопкна на свою беду, потому что чрез несколько времени из богатого он сделался почти нищим, а Иван все богател 285 . Вопкнъ называется еще Ах, от междометия-ах!, потому что люди того семейства, в котором живет Вопкн, все ахают, да охают от постоянных несчастий. Вопкнъ явился оттого, говорит П. в конце своего рассказа о Вопкне, что народ хотел уяснить в этом себе: отчего одно семейство живет счастливо, а другое бедно, хотя члены того и другого семейства работают одинаково усердно. Эта необъяснимая причина и заставила их подумать, будто в счастливом семействе живет добрый дух Хрт Сурт, а в несчастном семействе Вопкн. К Вопкну близко подходит Бог или дух болезней-Йирих и Выбар, который давит ночью. Чувашский домовой никогда не давит. Боги животных. К домовым духам или богам язычников чуваш можно отнести еще богов животных (Корда-Пусь или Корда-Пось-глава животных) Корда-Пусь-седой старик постоянно печется о скоте, чтобы ему хорошо жилось и чтобы скот размножался и не был похищаем зверями. Он представляется живущим в хлевах, куда ему приносят и жертву, состоящую из каши и лепешек-юсманов. Кашу приносят не в чашке, как домовому, а в котле. Моление в честь Корда-Пусь, как моление в честь домового, бывает зимою после праздника Рождества Христова и состоит в том, что в хлеву Все семейные обращаются к востоку и самый старший в семье, положив шапку под левую мышку, начинает молиться говоря: „сана Корда-Пось сёне пода пьзерзэ пуссябатпр пирнь выльихсенедэ турлет, хнаттар, т. е. тебе Корда-Пось (глава животных) мы молимся, ты наших животных размножай» (М). Иногда разводят в хлеву огонь и старший в роде, молясь, кладет часть каши в огонь и бросает кусочки юсманов; остатки же съедаются всею семьею с обращением к Корда-Пусь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010