Будучи не в силах сносить такого оскорбления и не находя защиты между придворными Федора Борисовича, Пр. Иосиф сначала вознамерился было оставить монастырь, но потом, на основании примеров: «яко большие цари вступаются в вотчину меньших царей и за святые церкви и за монастыри; преподобнии же и Богоноснии Отцы наши, Пастырие и Учителие даже до смерти подвизахуся о Бож. церквах и монастырях» 151 , он обратился с жалобой на обиды Федора Борисовича к Вел. кн. Василию Иоанновичу и просил последнего принять монастарь в свое ведение, подобно тому, как вел. кн. Василий Васильевич принял в свое ведомство от удельных князей монастыри Троицко-Сергиев, Каменский и Толгский. Василий Иоаннович сначала хотел действовать мерами убеждения на Федора Борисовича; но когда последний не соглашался, тогда, по совету Митрополита Симона и всего свещенного собора, взял монастырь под свое покровительство, дал ему не судимую грамоту и запретил Федору Борисовичу вмешиваться в монастырские дела 152 . Прошло два года; монастырь Иосифа благоденствовал по прежнему; но не оставлял дела Федор Борисович. Он, посоветовавшись с одним Архимандритом, Алексеем Пильевым, решился возвратить себе монастырь Иосифа, через посредство Новгородского Архиепископа Серапиона. На Св. Серапиона Федор Борисович вздумал действовать через его приближенного человека Кривоборского, давши последнему несколько денег 153 . Как ни незаконно было избранное средство, но оно имело успех. Серапион разгневался, потому что его иерархические права были нарушены. Волоколамская область, в церковно-иерархическом отношении, находилась в зависимости от Новгородского Архиепископа и, не смотря на это, монастырь перешел сам собой, без ведома Епархиального Архиерея, в ведение Московского князя и Митрополита. Серапион послал Иосифу неблагословенную грамоту, которой запрещал как ему, так и всем его инокам, священнодействовать. Осужденный обратился к вел. князю с жалобой уже на Серапиона. Василий Иоаннович спрашивал самого же Иосифа: «какъ поступить ему в этом случае?» Иосиф передал дело на благоразумие вел. князя 154 ; Серапиона вызвали из Новгорода и заключили в Троицкий монастырь 155 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Нила, Столобенского чудотворца, с северной стороны – в честь Покрова Божьей Матери. В верхнем этаже: главный – во имя Всемилостивого Спаса, с южной стороны – в честь иконы Богоматери Владимирская, а с северной – в честь иконы Богоматери Ахтырская. За главным храмом к востоку есть еще небольшая церковь во имя Всех Святых над камнем, где, как говорит предание и древняя рукопись, молился преподобный Аркадий. Ревнители святости и благочестия, многие из вязьмичей и жители окрестных мест, часто приходят сюда на поклонение памяти Преподобного, и с чувством особенного благоговения берут с сего камня воду для исцеления от болезней. С незапамятных времен в народе свято хранится глубокое верование, что вода сия в особенности чудодейственно врачует глазные болезни. Летом вокруг всей обители совершаются два крестных хода. Один 11 июля, в день памяти преподобного Аркадия, когда обретены были его святые мощи, а другой – 28 августа, в память избавления от опасности во время страшного пожара, бывшего в 1879 году, когда в этой части города один монастырь остался невредим среди целого моря пламени. Особым уважением среди вязьмичей пользуется икона Божьей Матери «Скоропослушницы». Икона эта писана на св. горе Афонской, и принесена в Аркадиевский женский монастырь в 1885 году. Помещается она в нижнем храме за левым клиросом. Усердием благочестивых богомольцев перед нею устроена неугасимая лампада. В зимнее время, когда служба церковная бывает в нижнем храме, по воскресным дням совершаются торжественные вечерни с пением акафиста перед сею иконою. Причта при церкви женского монастыря указами Св. Синода положено: два священника, диакон и один псаломщик. Ныне состоят: настоятель храма, священник Василий Чанцев, с 1888 г.; младший священник Василий Кьяндский, с 1891 года; диакон Василий Марков, с 1890 г. 10. О Соловецких библиотеках как источниках для истории Архангельской епархии (По поводу 400-летия их) В 1894 году совершалось 400 летие со времени учреждения библиотеки Соловецкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

На берегу пруда, где по легенде затонула красковская церковь, Чехов и Гиляровский встретили местного крестьянина Никиту Пантюхина. Он был известен тем, что лишь один умел ловить жирных налимов, обитавших на дне упоминавшегося омута у старой мельницы. Писатель не избегал врачебной практики, и, осматривая больную ногу хромого рыбака, между делом узнал секрет его удачной рыбной ловли. Оказалось, что Пантюхин откручивал гайки с полотна близлежащей Казанской железной дороги и использовал их в качестве грузил. Антон Павлович записал рассказ подмосковного крестьянина и, по мнению Гиляровского, так родилась идея известного рассказа «Злоумышленник». Документально версия о затонувшей церкви в Красково никак не подтверждена, тем более, что Владимирский храм, построенный еще в 1830-е годы, во время визитов Чехова и Гиляровского стоял на своем месте. По сведениям справочника «Памятники усадебного искусства» 1928 года, в усадебном парке, где когда-то собирали легенды два русских писателя, было четыре пруда, соединенные системой каналов с рекой Пехоркой: «Большой», «Козловский», «Круглый» и «Вонючий». В этих названиях не отразилось старинное предание о подводной церкви. История Владимирского прихода в Красково началась в середине XVII века. В 1636 году Красково (Чермниково) купил князь Андрей Андреевич Голицын, а спустя 13 лет его сын Василий Андреевич возвел в имении деревянную Владимирскую церковь. В приходской книге Патриаршего казенного приказа за 1649 год значится следующее: «По книгам Вохонской десятины… прибыла вновь церковь Владимирския Пресвятыя Богородицы в Обарниче стану, на речке Пехорке, в вотчине стольника князя Василья Андреевича Голицына». В дальнейшем Богородским-Красковым владели вдова князя В.А. Голицына княгиня Татьяна Ивановна (урожденная Ромодановская), дочь Ирина, зять Юрий Петрович Трубецкой, а с 1697 – внук Юрий Юрьевич Трубецкой и его потомки вплоть до конца XVIII столетия. Боярин Василий Васильевич Голицын возвысился в правление царя Федора Алексеевича. Он был одним из инициаторов важной государственной реформы – отмены местничества 12 января 1682 года. Вскоре после кончины царя Федора и прихода к власти царевны Софьи, влияние Голицына на государственные дела стремительно возросло. К 1687 году князь Василий Васильевич управлял Посольским, Владимирским, Московским, Пушкарским, Малороссийским, Смоленским, Новгородским, Устюжским, Галицким приказами, был пожалован первым судьей Иноземного и Рейтарского приказов. «Он – одним словом – управлял государством вместе с Софиею», – писал Бантыш-Каменский.

http://sobory.ru/article/?object=10504

В «Дозорной книге монастырских вотчин в Первой и Заозерской половинах письма и дозора Петра Васильевича Ушатова и подъячего Савина Нефедьева» в списке от 1615—1619 гг. упоминаются «вотчины монастыря Богородицы на Лысой Горе на реке Кубенке». Долгое время единственным действующим храмом в Кубеноозерье являлась Лысогорская Афанасьевская церковь в деревне Чирково, стоящая на поистине святом месте. Сейчас в устьянском селе Чирково находится действующий Свято-Афанасьевский храм с высокой, как свеча, трехъярусной колокольней,который был воздвигнут в 1861 г. во имя Афанасия Великого. http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4876 Храм Афанасия Александрийского построен на берегу реки Кубены в деревне Чирково. В начале XV века на северо-восточном берегу Кубенского озера образовалось Заозерское удельное княжество. Первым князем Заозерского княжества стал представитель ярославского княжеского рода Дмитрий Васильевич Заозерский. Отец князя – великий князь Василий Васильевич Ярославский участвовал в битве на Куликовом поле. Василий Васильевич назвал своего сына в честь вмч. Дмитрия Солунского. Память этого святого отмечается церковью 9 ноября. Именно в этот день впервые прошла панихида по воинам, погибшим в Куликовском сражении. Князь Дмитрий Васильевич построил первую христианскую церковь в этих местах. Деревянная церковь в деревне Чирково была построена в честь небесного покровителя князя вмч. Дмитрия Солунского. Князь Дмитрий Васильевич и его жена Мария активно поддерживали деятельность Дионисия Глушицкого и Александра Куштского по основанию новых монастырей в крае. Князь выделял земли монастырям, оказывал помощь в приобретении икон и церковной утвари. Сын князя Дмитрий, преподобный Иоасаф Каменский (в миру – Андрей), в раннем возрасте принял монашеский постриг в Спасо-Каменном монастыре. При князе Дмитрии Васильевиче Заозерском на песчаном возвышении на берегу реки Кубены у деревни Чирково был основан монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Место получило название Лысая гора. В честь святых Афанасия и Кирилла Александрийских был основан второй храм монастыря. Князь Дмитрий Васильевич Заозерский погиб в первой половине XV века.

http://sobory.ru/article/?object=00252

Великий Князь всея России Василий Иоаннович в 7018 (1510) году дал Игуменье с сестрами тарханную и несудимую грамоту, которую Царь и Великий Князь Василий Иоаннович в 7044 (1536) году, и Царь Федор Иоаннович в 7093 (1585) году подтвердили своими подписями; а в 7131 (1623) году Марта 28 Царь Михаил Федорович с отцом своим, Патриархом Филаретом Никитичем, переписали оную, и от своего имени дали таковую ж Игуменье Иустине с сестрами. В сей грамоте замечательно 1) Что в Псковском уезде, Завелицкой засады в Каменской губе, Изборского уезда в Сенской и Никольской губах, Гдовского уезда под городом Гдовым и в Гдовской, Чермской и Куневской губах, и Кобылинского уезда в Мыслогостицкой губе, Монастырю принадлежало 13 деревень (в коих до 1764 года была уже 221 душа ревизских крестьян). И несколько белых и безоброчных нив. 2) Что во Гдове на посаде сему Ивановскому Монастырю, как сказано в грамоте, «нивы белыя, а не оброчныя, дали еще Благоверный Князь Тимофей Домант (княживший во Пскове с 1266 до 1299 года), да Благоверная Княгиня инока Евпраксия и Благоверная Княгиня инока Марфа на корм и на монастырское и на церковное строение на свечи и на фимиам. 3) Что близ самого Монастыря на Завеличье за Великою рекою даны оному нивы белые, а не оброчные от Немецкаго гостиного двора, от плитолому водотеком, да Ильинскаго (бывшаго против Ивановскаго женскаго же) Монастыря берег и в Висницы поженка Лужок; и те нивы помимо Ивановского Монастыря до Степановского Монастыря и от Степановского Монастыря до Мироносицкого Монастыря и промеж Изборские улицы старой и новой дороги, да в разных уездах 33 пустоши зеляных; 4) Что со всех монастырских слуг и крестьян податей и денежных всяких поборов и Козачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не велено давать опрочь Ямских денег и Стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела. 5) Что Наместникам Псковским и Пригородским и их Тиунам монастырских людей и крестьян не велено судить ни в чем, опрочь душегубства и разбоя и татьбы с поличным; а ведать и судить тех своих монастырских людей и крестьян Игуменье с сестрами самим во всем или кому прикажут.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Дьякон Павел Павлович Панов (1876-?) родился в погосте Котельно Островского уезда в семье псаломщика. После окончания Псковской духовной семинарии вначале исполнял обязанности надзирателя при Псковском духовном училище. Затем был утвержден в этой должности. 27 июля 1897 г. назначен дьяконом в здешний погост. Павел Петрович безвозмездно преподавал в Каменской церковно-приходской школе. С 26 января 1903 г. до 1 сентября 1905 г. дьяконом служил Александр Светлов. До этого он служил псаломщиком в погосте Славковичи Псковского уезда. Он переведен священником в погост Бардово Новоржевского уезда. Дьякон Вячеслав Васильевич Дворицкий (1884 - 21 октября 1937) родился в погосте Дегжо Порховского уезда, закончил Псковскую духовную семинарию. До назначения в погост Камено служил учителем в Ашевской церковно-приходской школе. С 8 октября 1905 г. по 16 ноября 1907 г. служил здесь дьяконом, переведен священником в погост Ясно Порховского уезда. После 1917 г. служил в селе Подоклинье Порховского уезда. 30 сентября 1937 г. о. Вячеслав был арестован, его обвинили в контрреволюционной деятельности. 21 октября 1937 г. расстрелян. Реабилитирован священник 26 июля 1989 г. Дьякон Александр Алмазов был псаломщиком Псковского Старо-Вознесенского монастыря, 4 марта 1908 г. переведен в погост Камено, служил до 22 июня 1909 г. Псаломщик Николаевской церкви г. Опочка Николай Ильменинов 7 ноября 1909 г. назначен дьяконом в здешнюю церковь. Когда и куда переведен дьякон Ильменинов – неизвестно. Дьякон Василий Павлович Лавров (20 января 1885 - ?) родился в семье протоиерея в погосте Утретки Опочецкого уезда, обучался в Псковской духовной семинарии. Служил псаломщиком Успенской и Лукинской церквей и в Спасо-Преображенском соборе в Опочке, затем в Сенненском соборе Могилёвской епархии. За неявку к месту службы он отчислен от должности псаломщика Сенненского собора. С 1912 г. служил дьяконом в здешнем погосте. Василий Павлович был членом благочиннического совета, благочинным церковного округа, заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, преподавал Закон Божий в земских школах.

http://sobory.ru/article/?object=09371

законоучителем этой гимназии Переверзевым, священником гимназической церкви. Слышно было еще, что о. Переверзев года три тому назад взялся за составление своей речи. И действительно лектор показал наглядно, что он не мало потрудился над ее составлением. Речь была „о теологии классических поэтов и философов древнего греко-римского мира». О. лектор начал ее указанием на существование различных взглядов на современное классическое образование. При этом он упомянул, что древние св. отцы и вселенские учители Василий Великий , Григорий Богослов , Златоуст и др. так были далеки в греческом образовании, что даже знаменитейшие ученые язычники нередко обращались к некоторым из них за филологическими справками. Показавши таким образом на полную противоположность греческой образованности с христианством, о. лектор хотел разъяснить, что и целое мировоззрение, или всесозерцание лучших людей древнего классического мира, произведения которых всячески теперь изучаются, само по себе очень не безполезно как предмет изучения, так, как и у этих людей можно найдти многое сообразное с нашей религией и полезное для нашей нравственной жизни. О. лектор представил взгляд классических писателей на бытие Существа Высочайшего, на необходимость этого существа, Его творчество, промышление на мир, на человека в особенности, на его душу и ее бессмертие. Жаль, что лектор не указал насколько ниже религиозно-нравственное созерцание классических писателей сравнительно с христианским, чтобы таким образом было очевидно, что все получающие классическое образование, почерпая все полезное из древних писателей, имели последним руководительным принципом высший христианский религиозно-нравственный закон. В конце своей речи о. лектор, обратившись к ученикам, без всяких ограничений советовал им подражать Сократу, Платону, Цицерону и др. классикам, одному в кротости, другому в великодушии и т. п., совершенно позабыв о высшем образце и идеале нашем Иисусе Христе, или даже о таких лицах, как Василий Великий , Григорий Богослов и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«Игумен Кассиан Каменский (современник Кирилла Белозерского), и в Кириллове игуменил много лет, и житию Кирилла чудотворца свидетель. За некую потребу кн. вел. Василий Васильевич и митрополит Иона посылали его во Царьград двою о церковном исправлении к патриарху. И прииде из Царьграда на Москву и кн. вел. Василий Васильевич почти его и дав ему довольно требования монастырю и отпусти его на пострижение на Каменное (т.е. туда, где он был пострижен), Кассиан же игумен преставился на своем пострижении на Каменном и положено бысть тело его с полуденной страны церкви и по преставлении его просветися лице его аки солнце при вел. кн. Иване Васильевиче» (Иоанн III). В Ч. М. в день памяти Иоасафа Каменского сказано, что игумен Кассиан управляет монастырем Каменным с 1469 г. На Восток едет и преп. Евфросин (Елеазар) Толвский. В Константинополе он посещает пустынных молчальников. Его знакомство с монашеской жизнью на Востоке было причиной, что он, по возвращении своем не удовлетворился жизнью в Снетогорском монастыре и основал собственный Толвский монастырь. В нем он не был ни священником, ни игуменом, а старцем и руководителем монастыря. «Яко железный с железными». В этом монастыре на книге Исаака Сирина сохранилась надпись: «В лето 6980 (1472) списана бысть книга сия св. Исакий Сирианин рукою многогрешного Игнатия инока повелением господина старца Евфросина по благословению игумена Харлампия». Здесь старец повелевает, а игумен благословляет. В области духовно-созерцательной жизни монашества наиболее выделяется преп. Нил Сорский († 1508 г.). Вместе с Иннокентием Охлябининым он путешествует на Восток. Велико значение его творений для русского монашества и в истории старчества. Они оказали влияние и на Паисия Величковского , возродившего русское старчество в XVIII веке. Но о Ниле Соросом еще будет речь в дальнейшем. Заканчивая на этом наш очерк, скажем вкратце еще раз, что весь характер эпохи идет под символом духовного возрождения и того высшего духовного подвига, который носит имя исихазма, налагающего свою печать на все явления церковной и культурной жизни. И все явления, как письменность и искусство, и прибытие церковных деятелей, и непосредственное взаимное общение, благодаря частым путешествиям, – все содействует распространению на Руси этого указанного духовного течения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

169 Осенью 1891 г. во всех обширных скотных постройках ютилось всего 6 голов скота, а потом из них осталось только две лошади. Если к этому прибавить таковое же количеств коров, то, кажется, это будет возможный предел скромного и неизбежного домоводства малоштатного монастыря. 170 Примечание редакции. Церковно-приходская школа Кизического монастыря в настоящее время помещается в особом новом двухэтажном деревянном доме, находящемся рядом с главным входом в обитель. 172 В этом Высочайшем указе Императрицы Екатерины II, между прочим, говорилось: «К немалому удивлению нашему усмотрели мы… изпровергающие наши богоугодные намерения, которые мы для пользы церкви и народа по благочестию нашему предприняли». 173 Евмений и Иоанникий были участниками в делах миссионерской новокрещенской конторы в качестве сотрудников Димитрия Сеченова и Вениамина Пуцек-Григоровича, бывших впоследствии митрополитами. Евмений Соколовский был прежде учителем Казанской духовной семинарии, в мире назывался Филиппом (см. записки А. Можаровского стр. 26), а Иоанникий прежде был протоиереем Владимирского собора (см. о новокрещ. Конторе соч. священника Е. Малова , Казань. 1878 г. стр. 148). 175 Архимандрит Вениамин для записи движения сумм завел книгу. К 1 апреля 1853 года в ней значилось всего 617 р. наличными и 12177 билетами, кои почти все он и сдал преемнику своему 30 июня того же года. 177 От Преосвященного Сергия осталась книга Общества трезвости, в которой записались после него иеромонахи: Евстратий, Гурий, Филарет и Прокл, послушники: Макарий, Василий, Василий Козмодемьянский, Владимир Цветков, Иван Кафаров, Иринарх Колесников, Димитрий Соколов, Александр Иванов , Адриан Петров, Петр Розов, Арк. Покровский, Фадей Кузнецов, а также иеромонахи Спасского монастыря: Гермоген, Феоктист и другие. 178 Инструкции эти сохранялись в черновом виде в архиве Спасского монастыря, а потому трудно с уверенностью сказать, что-бы они были в действии. 179 Примечание редакции. Псаломщическая школа в 1894 г. была закрыта; здания ее переданные Епархиальному духовенству, пустуют. Земля, отведенная для этой школы, в настоящее время передана Церковно-учительской школе, выстроенной в 1907 г. на казенные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В статье об усадебных зданиях мы уже говорили, как современное монашество чуждо так называемой черной работы. Прежде по крайней мере низшие члены монастырской братии обязывались на сей труд, а также и лица, назначавшиеся на епитимию. А ныне работников не бывает, кроме наемников и наемниц. И нет таких лиц, которые бы могли руководить делом хозяйственным в доступно широком размере и образцовом виде. Просветительное и нравственно-исправительное служение Кизического монастыря отмечено в монастырских документах весьма давно. И вообще научение всего народа вере и наставление его в правилах нравственности считалось обязанностью монастырей, почему в 1738 году предписывалось оным о принятии мер к насаждению в народ знания Закона Божия и искоренению религиозных заблуждений. В разное время в Кизический монастырь посылались духовные лица для научения порядкам служб, раскольники и инородцы для вразумления и научения истинной вере, виновные в тяжких преступлениях для молитвы и очищения своей совести, т.е. на епитимии. В 1743 году были посланы в Кизический монастырь для наставления в вере обратившиеся из раскола крестьяне Даниил Окулев и Емельян Семенов. В 1785 г. – для говения и причащения дворовый человек Василий Максимов, никогда не бывший у исповеди и убежавший из монастыря, а потом новокрещенный из татар Василий Кириллов, не бывший у исповеди 13 лет; в 1786 году – диакон села Остолопова Симеон Моисеев для научения в чтении и церковном уставе, чтобы потом посвятиться в священники. В 1787 году был прислан новокрещенный чувашенин Яков Яковлев для наставления в вере и говения. В 1797 году присылался один новокрещенный татарин для наставления в вере и христианской жизни по случаю небытия его у исповеди; в 1800 году для той же цели присылался один чувашенин, не бывший на исповеди ни разу. В том же году находился в Кизическом монастыре священник Саранского округа села Грибоедова Павел Сергеев для изучения священной истории и катехизиса. В 1829 и 30 годах сюда присылалось несколько татар, склонных к отпадению, для увещания их в правилах христианской веры; в 1831 году было около 10 мальчиков – детей бедных псаломщиков, которые обучались здесь чтению и пению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010