Президент отметил, что «великий праздник Пасхи дарит миллионам верующих радость, надежду, приобщает их к духовным истокам и отеческим традициям». 12 апреля, ПРАВМИР: Глава Российской Федерации Владимир Путин поздравил с праздником Воскресения Христова православных христиан и всех граждан России, отмечающих Пасху 12 апреля. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу Кремля. Президент России отметил, что «великий праздник Пасхи дарит миллионам верующих радость, надежду, приобщает их к духовным истокам и отеческим традициям». «Огромную созидательную роль в сохранении нашего богатейшего исторического и культурного наследия, возрождении непреходящих нравственных, моральных ценностей играет Русская православная церковь. Она неустанно заботится об общественном единении, упрочении института семьи, воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности. Многое делает для решения насущных социальных проблем, укрепления межнационального и межрелигиозного согласия в стране. Такая большая, многогранная работа очень важна сегодня и заслуживает самого глубокого признания», — говорится в поздравительной телеграмме главы государства. Путин также поздравил с Пасхой Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Отрадно сознавать, что под Вашим предстоятельством Русская православная церковь направляет своё служение на возрождение традиционных духовно-нравственных ценностей, воспитание и просвещение подрастающего поколения, защиту семьи, материнства и детства. Берёт на себя востребованную миссию по консолидации общества, гармонизации межрелигиозных отношений, укреплению взаимопонимания между людьми», — говорится в поздравлении президента. Кроме того, президент России направил поздравления с Пасхой патриаршему экзарху всея Беларуси, митрополиту Минскому и Слуцкому Павлу; митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию; митрополиту Кишиневскому и всея Молдовы Владимиру; митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру; митрополиту Ташкентскому и Узбекистанскому Викентию; митрополиту Рижскому и всея Латвии Александру; митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Корнилию; председателю Архиерейского синода Русской Православной церкви за рубежом, митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому Илариону; митрополиту Токийскому и всея Японии Даниилу; митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию; митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию; митрополиту Волоколамскому Илариону.

http://pravmir.ru/prezident-rossii-pozdr...

Разделы портала «Азбука веры» валаамский старец схиигумен Иоанн Письмо 1954 года Боголюбивейшая р. Б. Т. Я писал тебе, как исполнять молитвенное правило в семейной жизни, а теперь пишу о духовной жизни. Преподобный Агафон сказал: «Духовная жизнь подобна дереву: телесный труд, подвиг — листья, а душевное делание — плоды». Писание говорит: всяко древо, иже не творит плода добра, посекаемо бывает и в огнь вметаемо ( Мф. 3:10 ). Вообще телесные подвиги не как добродетель, а средство или пособие к добродетели. Если не будет плодов: любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания ( Гал. 5:22 ), тогда всуе будут телесные подвиги. Варсонофий Великий сказал: «Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем». Очень немногие знают, в сущности, о духовной жизни, и застревают на букве, убивающей дух: «не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи» ( Кол. 2:21 ). Святой Максим Исповедник сказал: «Вмале упражняйся во внешнем делании, но все силы употреби на внутреннее делание». Св. Иоанн Лествичник говорит: весьма развратился нынешний век и весь стал переполнен возношения и лицемерия: труды телесные, по примеру древних отцев наших, может быть, и показывают, но дарований их не сподобляются; хотя, думаю я, естество человеческое никогда так не требовало дарований, как ныне. И справедливо мы это терпим, потому что не трудом, но в простоте и смирении являет Себя Бог. Св. Исаак Сирин говорит: «Если будешь трудиться в прекрасной добродетели и не почувствуешь от нее помощи, то не дивись. Ибо, пока не смирится человек, не получит награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение». Преподобный Антоний Великий сказал: «Когда я сидел у одного Аввы, пришла некоторая дева и сказала старцы: Авва, я пощусь и вкушаю один раз в неделю и ежедневно изучаю Ветхий и Новый Завет. Старец отвечал ей: сделалась ли для тебя скудость все равно что изобилие? Она сказала: нет. — Бесчестие как похвала? Сказала: нет, Авва. — Враги как друзья? Отвечала: нет. Тогда говорит ей мудрый тот старец: иди трудись, ты ничего не имеешь». Действительно, так постилась и изучала Св. Писание, но духовной жизни не научилась, чему учит Св. Писание. Вот и трудится, бедная, всуе. И фарисеи назубок знали все Писание, а по Писанию не жили, — вот и не познали истины, распяли Господа.

http://azbyka.ru/pisma-duxovnym-chadam

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Каково истинное «доброе дело»? Уклонися от зла и сотвори благо. ( Пс. 33:15 ). Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. ( Мф. 5:16 ). Должно сперва, как от худого пути, удалиться от привычки к порочной жизни, а потом уже приступить к совершению добрых дел. Потому что невозможно приняться за доброе, не отступив наперед и не уклонившись совершенно от зла. Святитель Василий Великий (330–379). Напрасно тот трудится, кто начинает доброе дело без теплой сердечной молитвы. Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709). Доброе дело от цели познается, а не от самого дела. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Всякое доброе дело, которое совершается не из одной только любви к Богу, но к которому бывает примешана и своя воля, не чисто и не приятно Богу. Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век). Пусть какое-либо дело будет по себе самое простое и последнее, но когда оно творится единственно для благоугождения Богу и во славу Его, тогда оно бывает несравненно ценнее в очах Божиих, нежели многие другие высокие, славные и величайшие дела, совершаемые не с этой целью. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Без Божией Благодати мы ничего доброго не можем ни помыслить, ни сделать; а благодать Божия не подается самоуверенным и надеющимся на свои силы. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Не всякий делающий что-либо благое, делает это благоугодно Богу. И скажу вам, как это бывает. Случается, что кто-нибудь находит сироту убогую и красивую собою; она нравится ему по красоте своей, и он берет ее и воспитывает, как сироту убогую, но вместе как и красивую собою. Вот это и воля Божия, благая. Но не благоугодная. А благоугодная та, когда кто делает милостыню не по какому-нибудь побуждению человеческому, но ради самого добра, из одного сострадания: это благоугодно Богу. Совершенная же воля Божия есть та, когда кто творит милостыню не со скупостью, не с леностью, не с понуждением, но со всей силой и всем произволением, подавая так, как будто бы принимал сам, и так благодетельствуя, как будто бы сам принимал благодеяния: тогда исполняется совершенная воля Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Что дает смирение? А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. ( Ис. 66:2 ). Ищи кротости, чтоб не дойти до пропасти. Живи смирнее, всем будешь милее. Смиренье – Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье. Не поклонясь до земли, и гриба не подымешь. Русские пословицы. Люби смирение: оно покроет все грехи твои. Преподобный Антоний Великий (251–355). Смиренному, если и согрешит, легко принести покаяние, а гордый, если и праведен, легко делается грешным. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Когда святой Антоний увидел распростертыми все сети дьявола и, вздохнув, вопросил Бога: «кто же избегнет их?», то отвечал ему Бог: «смиренные избегают их»; а что еще более удивительно, – присовокупил: «они даже и не прикасаются к нему» … Поистине нет ничего крепче смиренномудрия, ничто не побеждает его. Если со смиренным случится что-нибудь скорбное, он тотчас обращается к себе, тотчас осуждает себя, что он достоин того, и не станет укорять никого, не будет на другого возлагать вину; и таким образом переносит случившееся без смущения, без скорби, с совершенным спокойствием, а потому и не гневается и никого не гневит. Преподобный Дорофей Палестинский († 620). Во всех случаях будем прибегать к смирению; ибо смиренный лежит на земле, а лежащий на земле куда может упасть? Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век). Нельзя быть твердыми, не будучи смиренными и, напротив, чем кто смиреннее, тем тверже и непоколебимее в христианской вере и жизни. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Блажен, кто обретается хоть на какой-нибудь из степеней треблаженного смирения, которое во всяком неприятном и скорбном случае более себя винит, что оно не умело поступить, как бы следовало, а потому и пребывает всегда более спокойно. Мнимая же правость наполняет душу смущением, весьма вредным на пути благочестия. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Многие получили спасение без прорицаний и осияний, без знамений и чудес, но без смирения никто не войдет в небесный чертог.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

ТЕРПЕНИЕ (см. также: Добродетель). Дело твое совершенно не удалось, слава Богу! Бог знает, что делает. Никто у Бога не забыт, и над каждым бдит недремлющее око Божие и строит все к его пользе. Итак, положись на Бога и оставь излишнее желание, которое тебе приносит враг, чтобы смутить тебя. Знаю, что трудно и очень трудно тебе бывает. Но что делать? Нет другого средства, кроме терпения и благодарения Богу, на нас пристально смотрящему. Зачем же ты сердишься при твоих занятиях? «Помысли, – говорит Великий Варсонофий, – что все земные занятия пройдут, а терпение, которое окажешь при этих занятиях, – то останется с тобою, пойдет за гроб и оправдает или осудит тебя перед Богом. Смотри не погубляй этого хлеба насущного (т.е. терпения), который тебе понадобится на дорогу от земли на небо». Точно понадобится! Пишешь, что ныне лишена совершенно внутренней радости. Иногда благодать Божия утешает человека, а иногда скрывается, а все это делает по премудрейшему Своему усмотрению, а потому все таковые случаи и перемены должно переносить с терпением и почитать себя недостойной радости или утешения духовного. В свое время опять ощутишь отраду. Также не должно человеку отчаиваться, как бы велики грехи его ни были, ибо человек спасается не своими добрыми делами – единой верой в Христа Спасителя, а делами должно доказывать свою веру. Подумай, что и оный великий Петр «плакася горько» (см.: Мф.26:75 ). Средства переменить местожительство теперь не предвидится (разве что состроит Господь непредвидимо), и потому должно укрепиться всевозможным терпением и благой надеждой. Зачем ты отчаиваешься? Или считаешь Бога немилостивым? Как можно! Он-то и есть само добро. Надейся на Него и крепись. Не забывай молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Молитва эта может совершаться при всех занятиях, сверх того, отгоняет скверные помыслы и разливает в нас веселье. 378 . Благодарю тебя за добрейшее письмо твое. Хотя я не видел тебя здесь очами телесными, но вижу очами души. Бог да подкрепит тебя, да дарует тебе нести крест твой с терпением и надеждой. Все мы создания – не что другое. Отдадим себя в руки Создателя – да творит с нами то, что Ему угодно. Я хотел заехать к тебе, но время так коротко, что мне невозможно этого сделать. Так-то будем поживать в пустынях: я в Сергиевской, а ты в пустыне Маслинской, будем же молиться об исцелении наших душевных и телесных недугов, предаваясь воле Божией. 385 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

1) Давно замечали, что у Григория есть мысли Оригеновы о восстановлении всего в первоначальный богосозданный вид. Ученики аввы Варсонофия предлагали об этом Великому авве, и авва объяснял происхождение таких мыслей у Григория 685 . Патриарх Герман в 8 веке писал в защиту пастыря Нисского, что места в его сочинениях, на которые ссылались в свое оправдание оригенисты, одни испорчены, другие неправильно поняты ими. Фотий, который читал сочинение Германа, для нас уже потерянное, прибавлял, что книги, которые пересматривал Герман, были следующие: разговор с Макриною о душе, огласительная книга и о жизни совершенной 686 . Но а) Нил Солунский в 12 в. отвечал латинянам, указывавшим на сочинения Григория в очищение своего чистилища: «пока не касались вопроса о вечном мучении, и он (Григорий) представляется с тою мыслию, что мучения будут иметь конец» 687 . б) В некоторых сочинениях Григория по всем спискам так часто повторяется мысль о восстановлении всего в прежний вид и в таком соотношении с окружающими мыслями, что надобно говорить правду – нельзя признать ее вносною 688 . Впрочем в) и то справедливо, что пастырь Нисский в трех сочинениях своих ясно и определенно говорит о вечности мучений 689 . Соображая все это, должны мы положить, что пастырь Нисский дозволял себе рассуждать о назначении мучений будущности в виде гаданий 690 ; гадание его или личное мнение его об этом предмете было неверное, ошибочное, – потому что откровение говорит не то об этом, и основательное размышление не находит мнения его согласным с правдою Божиею 691 , учение же откровения, сохранявшееся общим верованием, передает нам и сам Григорий. Так рассуждал о мнении Григория относительно мук будущих и Великий авва Варсонофий. Говоря таким образом о Григории, мы не унижаем ни его святости, ни уважения к нему, как к отцу Церкви; пусть мнение Григория остается мнением человеческим, оно повредило бы его святости, если бы имело влияние на ослабление строгости жизни его, но того не было, – напротив оно возвышало дух его мыслью о благости Божией. При этом мнении, но не по этому мнению, а в других разных отношениях, пастырь Нисский был и остается отцом Церкви 692 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобные Андроник и Савва Московские (+ 1395 и 1410) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 13 июня в день преставления прп. Андроника и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых В 1356 г. митрополит Московский Алексий был чудесно спасен от потопления на Черном море во время обратного плавания из Константинополя. Тогда же он дал обет в благодарность Богу основать монастырь. Создателем и настоятелем этого монастыря был избран инок монастыря прп. Сергия Радонежского — Андроник. Прп. Андроник происходил из боярской семьи города Ростова. В обитель прп. Сергияон вступил в ранней молодости и особенно отличался послушанием, за которое его любил его великий наставник. Место для новой обители было избрано на живописном берегу реки Яузы, притока реки Москвы. Посвящена она была Нерукотворенному Образу Спасителя. Эта святая икона сопровождала святителя Алексия во время его опасного плавания, и он пожертвовал ее юной обители. Прп. Сергий дал ученику своему заповедь никогда не оставаться праздным, и прп. Андроник свято соблюдал ее. Монастырский пруд выкопан был его руками. Монастырь процветал под его управлением. Братию он привлекал к себе своей добротой и кротостью. Современник пишет о нем, что он блистал добродетелями своими. Он предсказал день своей кончины (14 июня 1395). Последние дни своей жизни прп. Андроник провел в затворе. Его преемник, прп. Савва, был неустанным сподвижником его в ночных молитвах и дневных трудах. Он не скрывал от своего наставника ни одной мысли, ни движения сердечного и тем стяжал полное бесстрастие и мир душевный. Погребли их в одной могиле, и до нашего времени они почивали в одной раке. Много епископов и настоятелей вышли из Спасо-Андроникова монастыря: так, святитель Варсонофий Тверской, один из просветителей Казани, полагал там начало (память его 4 окт.). Там же подвизались знаменитые русские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Инок Андрей Рублев полагал начало в монастыре прп. Сергия во время игуменства прп. Никона (память его 17 нояб.), его преемника. В память прп. Сергия и по благословению прп. Никона он и написал свою знаменитую «Святую Троицу». Он расписал Свято-Троицкий собор и собор Спасо-Андроникова монастыря. Творения Андрея Рублева и его сподвижника и духовного друга Даниила Черного всегда высоко ценились на Руси, и Московский Собор 1551 г. постановил им быть образцом для всех русских иконописцев. Они были ревностными подвижниками, созерцателями и делателями внутренной молитвы. Память их чтится в Москве местно. Инок Андрей умер первым. Он явился по смерти своему другу и сподвижнику Даниилу и звал его к себе в рай.

http://sedmitza.ru/lib/text/437336/

     В дни Великого поста Церковь особо указывает христианину на необходимость и важность покаяния. Как в прошедшую среду вечером на богослужении, так и в это воскресение мы будем вспоминать подвиг покаяния преподобной Марии Египетской. Ее пример поучителен для нас. Покаяние — это длительный процесс возвращения к Богу. Он продолжается до последнего вздоха человека. Но с чего он начинается? Каков первый шаг навстречу Христу? Хорошо об этом сказал преподобный Варсонофий Великий: «Человек, дай мне медный обол (самая мелкая монета, полкопейки), — призывает Господь, — и Я отсыплю тебе тысячу талантов золота! Но только дай мне твой медный обол!». Под медным оболом святой подразумевает способность человека хоть в чем-то ограничить свой эгоизм, отказаться от своей выгоды, поступиться пусть малым, на посторонний взгляд совсем незначительным, начать учитывать не только свои интересы. Вот тогда-то и происходит первая встреча человека с Творцом и Спасителем мира, и рушатся камни, отягощающие душу человека, начинается его внутреннее преображение. Однако этот процесс освобождения от нагромождений самости очень легко пресечь, заглушить в себе, потребовать у Бога назад свои полкопейки: «Отдавай, они мои, мне принадлежат, не Тебе!» Господь, конечно, отдаст... Если же человек захочет дальше продвигаться по этому пути, ему постепенно начнут открываться новые горизонты бытия: и его собственного, и всех обитателей мира. Сам Бог как Любовь и Милость будет ему раскрываться столь явственно и ярко, что человек уже не только не захочет потребовать назад свою денежку, данную «взаймы» Богу, но будет готов всего себя без остатка, всю свою волю отдать Богу, чтобы Он провел его путем спасения Сам знает как. В истинном свете тогда увидит человек красиво упакованные в современные обертки свои безобразные страсти и амбиции, на служение которым тратилась его жизнь. И удовлетворение похотей, которого ум прежде так ненасытно жаждал, станет ему омерзительным. Но всё это еще впереди, а вначале происходит маленький незаметный поворот в душе, неприметное для постороннего глаза внутреннее решение (у каждого оно свое, принимаемое в конкретных жизненных обстоятельствах) не в пользу своего эго, а из сознания, что это будет правильно, ибо так учит Господь, так велит совесть. Как блудный сын однажды принял решение: встану и пойду в отчий дом, пусть мне будет очень стыдно, но это правильно – предстать перед отцом и попросить у него прощения. Сын только помышляет, а отец уже готов принять его в свои объятия и спешит ему навстречу.

http://pravoslavie.ru/102366.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

" Божественный Свет " апреля 2023 Митрополит Варсонофий поздравил клириков, монашествующих и мирян с праздником Пасхи                           ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия духовенству, монашествующим и всем верным чадам Церкви Христовой в Санкт-Петербургской митрополии Возлюбленные о Господе преосвященные владыки, всечестные отцы, братья и сестры! Светло празднуя праздников праздник и торжество из торжеств - Воскресение Христово , - спешу разделить с вами искреннюю пасхальную радость, возглашая непреложные слова апостольского приветствия: Христос воскресе! В этот великий день, как учит святитель Григорий Богослов, " Христос отразил жало смерти, сокрушил мрачные затворы ада, даровал свободу душам. Восстав от гроба, Он явился людям, для которых родился, умер и пробужден из мертвых, чтобы мы, возрожденные и избежавшие смерти, воскресли с Ним " . Праздник Святой Пасхи - самый радостный для верующего человека, ибо ныне все мы, соединившиеся со Христом в таинстве Святого Крещения, празднуем освобождение рода человеческого от греха и смерти. Ради погибшей овцы, - назидает преподобный Ефрем Сирин, - сострадание привлекло Бога во обитель мертвых, и Он извлек нас из власти смерти, которая не осмелилась прекословить Всесильному Богу. Дорогие братья и сестры! Каждый год мы празднуем Божественное Воскресение и с нетерпением ждем его, чтобы приобщиться к тайне нового творения, вкусить малую часть от бесконечной радости, увидеть луч того Божественного Света, что освящает горний мир, почувствовать преддверие того блаженства, которое ощущают святые в Царстве Небесном. Все наши церковные праздники и знаменательные даты - это отголосок той вечной Пасхи, вне которой для христианина нет радости и утешения. Благодарение Богу, в этом году мы отмечаем 165-летие освящения Исаакиевского собора , 135-летие явления иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " (с грошиками), 35-летие прославления блаженной Ксении Петербургской. Мы молитвенно почтим и 45-летие со дня кончины выдающегося иерарха нашей Церкви - приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010