Глава 11. ДОБРОДЕТЕЛИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОВЕРШЕННОЙ МОЛИТВЫ 11.1. Зависимость силы молитвы от исполнения заповедей Чтобы подняться до высоты безмолвия и трезвения и утвердиться в них, необходимы еще, как говорят подвижники, для этого «крылья» 697 , которыми они именуют христианские добродетели. Лишь пройдя путем этих добродетелей, путем подвигов христианских, подвигов жизни духа, выражающихся в христианской любви и глубочайшем смирении, может человек получить неоценимый дар высшей совершенной молитвы. Ибо «сила и состоятельность молитвы зависят от исполнения заповедей, чрез трезвение добродетелей» 698 , как свидетельствует об этом святой Максим Исповедник . Но так как это восхождение по духовной лестнице совершенства есть процесс целой жизни человека на земле, то поэтому святые отцы и начинают учить молитвенному подвигу с элементарных добродетелей, с основных заповедей Христовых. Зная детально психологию грешника, святые подвижники предупреждают, чтобы новоначальные, приступающие к молитвенному подвигу, не охладевали в нем и не ослабевали, видя на первых шагах могущий быть неуспех в их деле. Главным же образом святые отцы предупреждают «не ослабевать в борьбе с порочными помыслами, пребывающими в душе; не впадать в леность, нетерпеливость и отчаяние; или, под предлогом замедления в достижении ощутимых результатов, не предаться расслаблению, водясь таким помыслом: когда-то получу благодать Божию? – и чрез это вовлекаясь лукавым в нерадение» 699 . Святой Макарий Великий указывает нетерпеливым, что «иным, хотя удалились они из мира, отреклись, по Евангелию, от века сего и с великим терпением преуспевают в молитве, в посте и рачительности и других добродетелях, Бог не скоро дает благодать, и успокоение, и духовное дарование, но медлит и удерживает дар. И это не без причины, не безвременно и не как случилось, но по неизреченной некоей премудрости, для испытания свободной воли... чтобы видеть, поистине ли уверовали в слово Его, пребудут ли до конца в несомненной вере... не отвратятся ли от Бога в злостраданиях и в боязни, не предадутся ли лености, впав в неверие и безнадежность» 700 . 11.2. Смирение – первая добродетель, способствующая истинной молитве

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Письма к родной сестре 1. О земной жизни и смирении Искренне говорю тебе – ты счастлива, потому что идешь путем спасения, потому что ты познала, что человек должен искать свое счастье не во временном и земном, но в Божественном и вечном. Что человек на земле? – Путник. – Что такое смерть? – Эпоха, с которой начинается наша действительная жизнь. – Продолжительно странствуя в этой тьме ночной, посреди слабостей и искушений руководимые светом истинной веры мы достигаем, наконец, до той грани, которой отделяется свет от тьмы. – Счастлив человек, бывший истинным христианином. Димитрий. 2. О молитве Ты, упомянув о моих молитвах, меня громом поразила. Разумеется, молиться друг за друга мы должны не только, как христиане, но и как единокровные... мою грешную молитву нельзя еще назвать и молитвой; ибо, что такое молитва? – Молитва есть разговор человека с Богом; признаюсь тебе с горестной откровенностью, что почти всегда язык мой только произносит кое-как молебные слова без всякого участия ума и сердца. Итак, молюсь ли я? Нет, более грешу, чем молюсь; однако, надеюсь на Всемилостивого Господа, что поможет мне некогда вкусить и силу молитвы. Димитрий. 1830 год. 3. О терпении, о промысле Божием и других предметах Дело твое совершенно не удалось – слава Богу! Бог знает, что делает. Никто у Бога не забыт и над каждым бдит недремлющее око Божие и строит всё к его пользе. Итак, положись на Бога и оставь излишнее желание, которое тебе приносит враг, чтобы смутить тебя. Знаю, что трудно и очень трудно тебе бывает. Но что делать? Нет другого средства, кроме терпения и благодарения Богу, на нас пристально Смотрящему. Зачем же ты сердишься при твоих занятиях? «Помысли», говорит Великий Варсонофий, «что все земные занятия пройдут, а терпение, которое окажешь при этих занятиях – то, останется с тобой, пойдет за гроб и оправдает или осудит тебя перед Богом. Смотри не погубляй этого хлеба насущного (т. е. терпения), который тебе понадобится на дорогу от земли на небо». Точно понадобится! Пишешь, что ныне лишена совершенно внутренней радости. – Иногда благодать Божия утешает человека, а иногда скрывается, а все это делает по премудрейшему своему усмотрению, а потому все таковые случаи и перемены должно переносить с терпением и почитать себя недостойной радости или утешения духовного. В свое время опять ощутишь отраду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

«Повесть полезна, яко близ очима зрится, но недоумение и скудость разума, яко птицу по воздуху парящу и далечайшу от ума нашего творит» (Житие Гурия и Варсонофия Казанских, полууст. 18 в. Л. 22 Об.) Часть первая Давно, когда седеющие века сходились своими гранями, и стушевывались в своих характерных очертаниях всякие хронологические таблицы, раздалось в пустынях Палестины Духом Святым изреченное свидетельство: Как прекрасны шатры твои, Иаков, Жилища твои, Израиль! Расстилаются они, как долины, Как сады при реке, Как алойные дерева, насажденные Господом, Как кедры при водах. ( Числ. 24:5–6 ) «К пустыне» пронеслось это слово. Посреди зыбучих песков, неприступных скал, лишенных почти всякой растительности, посреди страшной и неродимой, кажется, и самым диким зверям страны предзрилась таинственному прозорливцу картина местности, «наполненной божественными ликами», людьми, которые жили в единении и удивительной любви...Можно выразиться, словами св. Афанасия Великого , что он (прозорливец) видел «как бы обширную страну, совершенно отделенную от мира, счастливые обитатели которой не имели другой цели, кроме той, чтобы подвизаться в правде и благочестии.» Прошли тысячелетия, и слова эти исполнились. Пустыня обратилась в «весенний луг, испещренный разнообразными цветами», но луг духовный 1 . Здесь розы дивного смирения сверкают своей красотой, там лилии благоуханного послушания, соперничающие с самими розами; тут же цветущие фиалки радостотворного плача точно царская багряница. «Что за разнообразие, что за дивная пестрота в этом море цветов! Как со всех сторон поражает путника красота зрелища и ароматический запах добродетелей, сливаясь в одно общее впечатление чудного наслаждения!... 2 Такие умилительные чувства и духовные картины воспроизводили в душе паломника-современника пустыни св. Земли в 9, 10 и 11 веках, когда он созерцал высоту неподражаемых божественных добродетелей и непередаваемых 3 подвигов многочисленных святых отцов. И действительно, «не говоря об отшельниках и пустынниках, одиночно подвизавшихся в пещерах и ущельях гор, повсюду 4 в городах и близ селений, на равнинах и гористых местах, красовались святые обители ревнителей подвижничества – лавры и киновии» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Великий старец св. Варсонофий так наставлял своих учеников: в беседе все мы должны говорить весело, а внутри себя иметь серьезный и дельный помысел. Во время беседы необходимо проверять себя: говорим ли мы со смирением, рассудительно и безмятежно. Если нет, то важно прервать разговор. Только совершенные люди бывают совершенно внимательны к себе, подобно художнику, который несмотря на беседу с кем-нибудь, занимается одновременно своим делом и его ум всецело обращен к занятию. Плохой художник, беседуя во время работы, подвергает опасности свое произведение, так и собеседник, предающийся всецело веселости. Веселость в беседе не должна доходить до безумного смеха; слово безумных бывает смущено и лишено благодати, а страх Божий – чужд всякого смущения, беспорядка или смеха. Поэтому, прежде беседы следует утвердить себя в страхе Божием и тщательно вникнуть в свое сердце. Если же враг преследует нас и смущает, думая уловить и низложить нас, то не следует ослабевать в борьбе. Сказано: Седмерицею падет праведный и восстанет ( Притч.24:16 ). Кто восстает, тот несомненно подвизается и призывает Имя Божие, ибо где Бог, там все благое. Воздержанная беседа и молчание скорее успокоят, чем свободное и веселое слово. Свободное слово равняется свободному обращению; увлекаясь им в разговорах, мы забываем о влиянии его на слушающих, на нас самих, а главное на окружающую молодежь. Свободное слово рождается от забывчивости и чаще от разнузданности. Чтобы не превзойти меры болтливости, веселости и многословия, необходимо думать о том, какой приносится вред пустыми беседами и убедиться, что ими ничего не приобретается, а все теряется. Бывают веселые и безгрешные разговоры, но не следует также увлекаться и бесполезными беседами, дабы от многословия не впасть во вражью сеть; от многословия легко рождается злословие. Однажды трудящийся инок пришел к своему руководителю, святому старцу и спросил его: «авва, скажи мне, как спастись?» Старец ответил ему: «если ты хочешь спастись, то когда придешь к кому, не начинай говорить, пока не спросят тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Братия удивились, что великий авва Варсонофий просил молитв у инока, который жил в монастыре всего пять лет и большими подвигами не прославился. Но после смерти преподобного один опытный подвижник, молившийся, чтобы ему было открыто местопребывание почивших отцов обители, увидел во сне в сонме святых и юношу Досифея. 4 марта. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Досифея, ученика преподобного аввы Дорофея. Преподобный Досифей жил в конце VI — начале VII вв., воспитывался в богатой и знатной семье. От слуг своего дяди, который был военачальником, юноша Досифей услышал рассказы о святом городе Иерусалиме, и ему захотелось побывать там. Вскоре мечта его осуществилась. Будучи в Гефсимании, он долго смотрел на изображение Страшного суда. Вдруг он увидел рядом с собой женщину, которая объяснила Досифею, что именно изображено на картине. Юноша спросил: «Как можно избежать вечных мук?» На это последовал ответ: «Постись, не употребляй мяса, чаще молись». Вслед за тем странная наставница стала невидимой. Досифей принялся искать ее, но тщетно, ибо Собеседницей была Сама Пресвятая Богородица. Явление Божией Матери произвело на юношу сильное впечатление, и он решил поступить в обитель, где настоятелем был авва Серид, а в числе насельников такие великие подвижники, как старцы Варсонофий Великий и Иоанн Отшельник. Досифей, усердно просивший принять его в число братии, был отдан в ученики старцу Дорофею. Преподобный Досифей нес послушание в монастырской больнице, служа всем недужным. Преподобный Дорофей приучал своего ученика к воздержанию и посту, понемногу уменьшая количество ежедневно съедаемого хлеба. Он также отучил юношу от раздражительности и гнева, постоянно напоминая, что всякое недоброе слово, сказанное больному, говорится одновременно Самому Иисусу Христу. Открыванием помыслов старцу и беспрекословным послушанием инок Досифей совершенно освободил свою душу от пристрастия. Прожив пять лет в подвиге служения больным и послушании своему старцу, преподобный Досифей сам впал в тяжкий недуг. Терпеливо перенося страдания, он никогда не роптал и беспрестанно молился. Незадолго до смерти он просил передать старцу Варсонофию: «Отче, отпусти меня, не могу больше жить». Тот прислал ему ответ: «Терпи, чадо, недалеко уже милость Божия». Через несколько дней преподобный Досифей опять послал к старцу сказать: «Владыко мой, не могу больше жить». Тогда преподобный Варсонофий благословил его отойти к Богу и сам просил умиравшего о молитвах за всю братию, когда он предстанет перед Святой Троицей. Братия удивились, что великий авва Варсонофий просил молитв у инока, который жил в монастыре всего пять лет и большими подвигами не прославился. Но после смерти преподобного один опытный подвижник, молившийся, чтобы ему было открыто местопребывание почивших отцов обители, увидел во сне в сонме святых и юношу Досифея. Преподобный удостоился великой славы в Царстве Небесном за свое совершенное послушание старцу и полное отречение от своей воли.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

" Богородица много раз спасала наш народ " июля 2016 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию во Владимирском соборе Кронштадта В праздник Владимирской иконы Божией Матери , 6 июля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию во Владимирском соборе Кронштадта . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Святослав Мельник с клиром и другие священнослужители. За богослужением молились председатель Синодального отдела по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и другие участники проходящего в северной столице Евразийского форума казачьей молодежи. Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом. " Сегодня Царица Небесная созвала нас в этот храм, чтобы мы могли вместе, соборно восславить Ее, - сказал правящий архиерей. - История Владимирской иконы Божией Матери известна: она пришла на Русь из Византии, а потом великий князь Андрей Боголюбский привез ее в свои владения, во Владимир, и построил для нее собор. Люди всегда обращались в молитве за помощью к Царице Небесной, которая особо почитается на Руси: об этом свидетельствуют многочисленные Ее иконы, которые были обретены на Руси и являли свою силу и благодать в трудные годы для Отечества " . " Мы должны понимать, что у нас нет никого ближе и роднее Богородицы, - продолжил владыка Варсонофий. - Она - самый близкий человек к нашему Господу и Спасителю. Она была с Ним в земной жизни, Она всегда имеет доступ к Сыну Божию и знает все наши трудности, проблемы. Она готова быть предстательницей за нас перед Богом. И мы знаем, что Она много раз спасала наш народ. Мы сегодня молились Ей, чтобы Царица Небесная не оставляла и наше поколение. Мы должны верить в Господа нашего Иисуса Христа и Его Матерь, должны исполнять заповеди, чтобы Богородица привела нас в Свою Небесную обитель " . В этот день Церковь также чтит память святого благоверного князя Святослава Юрьевского, небесного покровителя протоиерея Святослава Мельника и протодиакона Святослава Еремина.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Митрополит Варсонофий дал трезвую и взвешенную оценку событиям в мире " декабря 2016 На ежегодном собрании духовенства епархии в Санкт-Петербурге 14 декабря митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий выступил с докладом, в котором уделил внимание общецерковным и епархиальным событиям. Выступление владыки проанализировал в интервью " Русской народной линии " кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик: Выступление митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии, было взвешенное, трезвое и глубоко духовное. Особенно меня порадовали слова владыки о том, что, несмотря на грехи и немощи духовенства, священник должен быть носителем благодати и думать, прежде всего, о духовной жизни. Это очень важно в нынешние времена, когда священников стремятся нагрузить чем угодно, любой социальной работой, часто имеющей отдаленное отношение к Церкви и к духовной жизни, забывая о главном - о молитве, духовном подвиге и о стяжании Духа Святого. Митрополит Варсонофий дал трезвую и взвешенную оценку событиям в мире, в частности, определил встречу Святейшего Патриарха Кирилла с папой Франциском в Гаване как чисто гуманитарную акцию. Будущее покажет, насколько она была успешной, но в любом случае владыка по-пасторски сделал всё для того, чтобы рассеять недоумения и смущения, которые внесла в умы верующих эта неожиданная встреча. Он указал на ее чисто социальный характер. Также характерна и оценка владыкой так называемого " святого " и " великого " собора, который на самом деле не Всеправославный, не святой и не великий. Владыка отметил, что невозможно его называть Всеправославным, коль скоро целых четыре Поместных Церкви не приняли в нем участие. Он выразил надежду на то, что когда-нибудь состоится настоящий Всеправославный собор. Но, добавим мы, на подлинных основаниях. Меня порадовали слова владыки о том, что Русская Православная Церковь никогда не пойдет на перевод богослужения на русский язык.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Митрополит Варсонофий сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла в поездке на Валаам июля 2015 Святейший Патриарх Кирилл посетил 10 июля Владимирский скит Валаамского ставропигиального монастыря. Его Святейшество сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , наместник монастыря епископ Троицкий Панкратий, руководитель административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий. Предстоятель совершил чин малого освящения храма святого Александра Невского во Владимирском скиту. В храме молились посол Республики Сербии в России Славенко Терзич, председатель Императорского православного палестинского общества Сергей Степашин, а также попечители, трудами которых был построен храм. После богослужения Святейший Патриарх поздравил молящихся с освящением храма святого Александра Невского, который сыграл решающую роль в спасении Отечества в XIII веке. Он напомнил, что великий князь прославился подвигами здесь, на Северо-Западе Руси, и поэтому правильно, что храм освящен в его честь.  На память об освящении Предстоятель передал храму икону преподобного Амвросия Оптинского. Строительство храма велось в 2007-2015 годах. Он расположен на Ивановом хуторе со стороны внутренней бухты. Росписи в стилистике раннехристианского искусства выполнил художник Илья Терентьев. Иконостас, престол и жертвенник изготовлены из камня с художественной резьбой. Во второй половине дня Святейший Патриарх возглавил заседание попечительского совета по восстановлению Валаамского монастыря. В его работе приняли участие митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, наместник монастыря епископ Троицкий Панкратий, епископ Солнечногорский Сергий, глава Республики Карелии Александр Худилайнен, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Дивинский, президент РЖД Владимир Якунин, другие благотворители. С сообщением о социально-экономическом развитии Валаамского архипелага выступил глава региона. Директор петербургского Водоканала Феликс Кармазинов сообщил о завершении строительства нового водопровода и очистных сооружений. Епископ Панкратий рассказал о программе восстановления обители на 2016 год.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Слово митрополита Варсонофия в праздник перенесения мощей святого Александра Невского сентября 2021 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия 12 сентября 2021 года после Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры ________ Ваше Святейшество! От духовенства и верующих петербуржцев позвольте сердечно приветствовать Вас и поздравить с главными торжествами в честь 800-летия со дня рождения святого Александра Невского, которые состоялись в день перенесения его святых мощей. Сейчас совершился самый, наверное, важный момент отмечаемого юбилея. Вы, Ваше Святейшество, совершили Божественную литургию в духовном сердце Санкт-Петербурга - обновлённом Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, у его главной святыни - мощей благоверного князя. Своим богослужением Вы наполнили праздник Божественной благодатью, и от всех нас вознесли благодарные молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу за великого сына земли Русской. Не случайно Санкт-Петербург был построен на северо-западных рубежах Российского государства, где совершал ратные и духовные подвиги благоверный князь Александр. Памятуя о его великих победах, достигнутых не только силой оружия, но и силой молитвы, император Петр Великий основывает здесь монастырь и торжественно переносит святые мощи князя из Владимира в город на Неве. Место победы над земными врагами становится для защитника Руси местом упокоения, где по его святым молитвам и доныне множество людей получают силы и помощь в борьбе с врагами невидимыми. Ваше Святейшество, позвольте обратиться к Вам со словами благодарности как к человеку больше всех потрудившемуся, чтобы этот юбилей состоялся. На заседаниях оргкомитета, совещаниях и встречах Вы всей душой болели за этот праздник, неустанно призывали всех к тому, чтобы он был исполнен глубочайшего смысла и содержания. Чтобы из глубины веков ярко зазвучало свидетельство о неизменных христианских и общечеловеческих ценностях, которые воплотил в своей жизни благоверный великий князь.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010