МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО (см. также: Молитва, Молитва Иисусова). Спешу представить Вам слабый опыт правила, который я назвал «Чин внимающего себе посреди мира». Внушилось мне сделать его по возможности общим, для того чтобы он Вас нисколько не стеснял. Тем более показалось мне это удобным, что я Вам передал лично, как читать, по обычаю внимательных, утренние и вечерние молитвы и акафист Сладчайшему Иисусу, т.е. неспешно, очень неспешно, даже протяжно, не стремясь к тому, чтобы прочитать за один раз весь акафист или все собрание вечерних и утренних молитв, но заботясь о том, чтобы читаемый Вами известный отдел этих молитвословий был прочитан со вниманием, как в уши Господа Бога, а не на воздух. Руководство для деятельной жизни – евангельские заповеди. Руководствуйтесь ими во дворце Вашем, как руководствовался ими святой Давид во дворце своем. Этот царь говорил молитвенно Богу о заповедях Его: «Свет стезям моим закон Твой;... ко всем заповедям Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех;... путь неправды отстави от Мене и законом Твоим помилуй мя;... возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия; живи мя в заповедех Твоих» (см.: Пс.118:29,105,127–128 ). Величайшие святые Отцы повелевают, чтобы правило для христианина было как можно проще и малосложнее. Великий Варсонофий говорит, что врата в Царство Небесное узки и что не надо давать широкого правила для вшествия в них; широкое правило даже может помешать вшествию в них, потому что, гоняясь за мелочами, мы можем упустить важнейшее. 244 . Желающие приучиться к молитве именем Господа, обыкновенно называемой Иисусовой, первоначально приучаются по преданию Отцов, соединяя ее с поклонами. Это правило увеличивается или сокращается сообразно силам каждого. Для многих бывает достаточным следующее: Восстав от сна, старайтесь, чтобы первая Ваша мысль была о Боге и Его благодеяниях, которые на Вас излиты Богом без Вашего сведения и желания, по Его единой милости. Особеннейшим же благодеянием почитайте то, что Вы просвещены христианскою верою в недрах истинной Церкви; потом начинайте правило так:

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

мон. Лазарь (Афанасьев) Список цитируемой литературы 673 Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. (Репр. с изд.: М., 1900). Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Оптина пустынь; Троице-Сергиева Лавра; М., 1997. Амвросий Оптинский , прп. Три неизвестных сочинения. СПб., 1996. (Репр. с изд. 1902 г.). Амвросия (Оберучева), мон. Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий. Дивеево; М., б.г. Архимандрит Макарий и его сподвижники//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Август. Оптина пустынь, 1994. (Репр. с изд.: М., 1909). С. 601–625. Архимандрит Никодим, настоятель Малоярославецкого Черноостровского Николаевского монастыря//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Февраль. Оптина пустынь, 1996. (Репр. с изд.: М., 1906). С. 93–114. Афанасьев В. Августейший поэт К.Р. и его дети в свете Алапаевской трагедии 5/18 июля 1918 года//Литературная учеба. М., 1998. 3. С. 194–224. (Прил. 1: Великий князь Константин Константинович (1858–1915) и Оптина пустынь. Документы, письма, телеграммы из архива Оптиной пустыни. 1887–1894 годы; Прил. 2: Стихотворения князя Владимира Павловича Палея: Из сб. «Стихотворения». Пг., 1916). Белокопытовские подвижники устроители обители: протоиерей о. Андрей Щёголев, иеросхимонах Гавриил и помещица Александра Евгеньевна Белокопытова//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. Оптина пустынь, 1994. (Репр. с изд.: М., 1910). С. 417–458. Быков В.П. Тихие приюты. Псково-Печерский монастырь, 1993. (Репр. изд.). Варсонофий Оптинский , прп. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу батюшки». Оптина пустынь, 2005. Вениамин (Федченков) , митр. Божьи люди. Мои духовные встречи. М., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Неделя о мытаре и фарисее Неделя о мытаре и фарисее   Неделя о мытаре и фарисее – 25 февраля 2024 г.   Первая «неделя» (воскресенье) посвящена евангельской притче о мытаре и фарисее (Лк 18, 9–14). Притча эта указывает на начальную ступень духовной жизни и отвечает на вопрос: как нужно приближаться к Богу? Фарисеи были самыми ревностными исполнителями Закона, церковных правил и обрядов. Их считали образцом набожности и нравственной чистоты. Однажды, повествует притча, некий фарисей пришел в Храм и заметил там мытаря, человека презренной профессии. «Боже! — стал молиться фарисей. — Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что Этот человек был уверен, что, выполнив все предписания, он достиг совершенства. Ему оставалось только любоваться своей праведностью и с брезгливым осуждением смотреть сверху вниз на «прочих людей». Иначе молился мытарь. Он понимал свое недостоинство и, охваченный сокрушением, стоял вдали от жертвенника, не смея поднять глаз и повторяя: «Боже! будь милостив ко мне: грешнику!» «Вам известен конец, — говорил старец Варсонофий Оптинский, — фарисей осуждается, а мытарь оправдывается. Усвойте и вы молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!» И не только в церкви или становясь на утреннюю или вечернюю молитву произносите эти слова, но и во всякое время… В них выражается смирение, а где смирение, там и вера». «Смирение» — в нашей обиходной речи слово несколько испорченное. Нередко оно ассоциируется с елейностью, безволием, низкопоклонством. Между тем подлинное значение слова «смирение» — это мудрость и трезвость, умение видеть свои недостатки и слабости, обуздывать гордыню. Антиподы этой «духовной нищеты» — самомнение, ложная успокоенность. Начиная с «недели мытаря и фарисея», за всенощной поют Песнь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» В ней сливаются воедино слова псалмопевцев, сокрушенный вздох мытаря и голос души, взыскующей прощения Божия. Александр Мень «Таинство, Слово, Образ»

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-mytare...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Валаамские святые и подвижники благочестия Данное издание содержит жизнеописания и поучения известных Валаамских святых и подвижников благочестия, а также повествование о некоторых чудесных и знаменательных случаях, произошедших промыслительно по их молитвам. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Валаамские святые и подвижники благочестия: жизнеописания, некоторые поучения, чудесные и знаменательные случаи Составитель Павел Пономарев Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 12-202-0144) Предисловие Настоящая книга посвящена рассказу об отечественных святых и подвижниках благочестия. В нее входит краткое жизнеописание Божиих угодников валаамских, иллюстрированные доподлинными повествованиями о чудесах, совершенных Богом по их молитвам и их благодатные поучения. Причем, издатели старались не публиковать высказывания, произнесенные или писанные непосредственно для иноков. Это особый, специфический раздел бесценного святоотеческого наследия. Поэтому издатели оставляли его вниманию самих монашествующих и печатали мудрые отеческие поучения и советы, которые касаются христианской жизни как таковой вообще, или прямо адресованные тем христианам, которые проводят свою жизнь в миру. «Привяжи обремененную ладью твою, – поучает святой Варсонофий Великий, – к кораблю отцов твоих, и они управят тебя к Иисусу…» Собранный в издании драгоценный отеческий духовный бисер – есть и будет спасительными снастями для благополучного плытия по волнам, бушующего в страстях, грехах и соблазнах, житейского моря. История святой Валаамской обители насчитывает не одно столетие. Как повествует предание, еще святой апостол Андрей Первозванный, просвещая славян и скифов, дошел до Валаама, разрушил бывшие здесь языческие капища, установил крест и оставил после себя церковную общину. Основателями монастыря были Христовы чудотворцы – преподобные Сергий и Герман. Сам Валаамский архипелаг по праву стал именоваться северной колыбелью православного монашества, которое ныне благополучно возрождается. Духовное и культурно-историческое наследие Валаама огромно и имеет общемировое значение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Предисловие Вступление Беседа первая. О том, что такое молитва Иисусова по своей форме и содержанию, о ее первом делательном, или трудовом, периоде, о необходимых условиях ее правильного прохождения и о ее плодах Беседа вторая. Продолжение беседы о деятельной Иисусовой молитве: о способах обучения этой молитве, о трудностях, недоумениях и неправильностях, возникающих при этой молитве, и о молитве благодатной, самодвижной Беседа третья. Наставления о внутреннем делании и о молитве Иисусовой древних св. отцов Православной Церкви: Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Варсонофия и Иоанна, Исаака Сирина и прп. Серафима Саровского Св. Василий Великий Св. Макарий Египетский Св. Иоанн Златоуст Ефрем Сирин Прп. Иоанн Лествичник Прп. Исихий Иерусалимский Прп. Филофей Синайский Свв. Варсонофий и Иоанн Прп. Исаак Сирин Прп. Серафим Саровский Беседа четвертая. Писания молдавских старцев – схимонаха Василия и схиархимандрита Паисия (Величковского) об умном делании и об Иисусовой молитве Предисловие, или предпутие, желающим читать иже во святых отца нашего Григория Синаита и не погрешать против ее смысла Предисловие на главы, блаженного Филофея Синайского Предисловие на книгу блаженного Исихия Надсловие на книгу блаженного отца Нила Сорского Главы об умной молитве старца Паисия (Величковского) Предисловие Глава 1. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Глава 2. Откуда эта божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания Глава 3. О том, что эта священная молитва есть духовное художество Глава 4. Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это божественное делание Глава 5. О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию Глава 6. О том, как должно вначале обучаться действованию умом в сердце этой божественной молитвы Беседа пятая. Ближайшие наставники умного делания и Иисусовой молитвы: епископы Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов), оптинские старцы, валаамский старец Агапий, кронштадтский протоиерей о. Иоанн Сергиев и другие отечественные подвижники XIX века Заключительная беседа  

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

Предисловие Многие из святых отцов о сердечном делании, блюдении помыслов и хранении ума сказали различными словами, как каждый из них научен был Божией благодатью, но одинаково по смыслу, восприняв прежде слово Самого Господа, сказавшего: От сердца исходят помышления злые и оскверняют человека (см. Мф.15,19–20 ), и научившего внутренность сосуда очищать (см. Мф.23,26 ), и произнесшего, что в духе и истине подобает поклоняться Отцу (см. Ин.4,24 ). К этому же приводит и апостол, говорящий: Если молюсь языком, то есть устами, дух мой молится, то есть голос мой, ум же бесплоден. Помолюсь же духом, помолюсь же и умом (см. 1Кор.14,14–15 ). И это апостол завещал об умной молитве и еще подтвердил, сказав так: Хочу пять слов умом моим сказать, нежели тьму слов языком (см. 1Кор.14,19 ). И святой Агафон сказал: «Телесное делание – только лист, внутреннее же, то есть умное, – это плод». Страшное изречение произносит притом святой этот: «Всякое дерево, – говорит, – не приносящее плода доброго, то есть хранения ума, бывает срубаемо и ввергаемо в огонь (см. Лк.3,9 )». И еще сказали отцы, что [если] кто устами только молится, о уме же небрежет, тот молится воздуху, ибо Бог внимает уму. И Варсонофий Великий говорит: «Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку – всуе трудится во внешнем». И святой Исаак телесное делание без умного назвал подобным неплодной утробе и сосцам сухим, ибо к познанию Бога, – сказал он, – приблизить оно не может. И многие святые отцы говорили так, и все согласны в этом; так и блаженный Филофей Синаит, говоря об иноках, только [внешнее] делание имеющих, по простоте же не ведающих мысленной брани, побед и поражений и потому небрегущих об уме, повелевает молиться о них и научать, чтобы как они от исполнения злых дел удерживаются, так в еще большей мере очищали бы ум, который есть зрительная сила души. Ведь прежде бывшие святые отцы от всего соблюдали ум и обрели благодать, и в бесстрастие и чистоту душевную пришли, не только отшельники и во внутренних пустынях в уединении жившие, но и в монастырях пребывавшие, – не только от мира далеко отстоящих, но и в городах находящихся; как Симеон Новый Богослов и старец его Симеон Студийский посреди царствующего града 1 , в большой Студийской обители (в таком многолюдном городе!), как светила, просияли дарованиями духовными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/us...

Преподобный Антоний Оптинский на вопрос о выборе монашеского пути отвечал, что спастись можно как в монастыре, так и в миру. И напоминал о том, что враг может подавать усердие к непосильным для нас добродетелям , а к посильным, наоборот, влагать пренебрежение: «Вы упомянули о женщине, которая питается приятною идеею – оставить всё – но не постигает, от Бога ли такое внушение, или от противника. Если бы она раскрыла сердце своё самому благоискусному старцу или провидцу, то и тот не одобрит мысль оную, ибо действие противника таково: к возможным и посильным добродетелям влагает он хладность и пренебрежение, а которые добродетели превышают меру сил наших, к тем подаёт неослабное усердие, а цель его – уловить бедную душу». Старец говорил о том, что Господь даёт обильные средства ко спасению как монашествующим, так и пребывающим в мирском звании: «…нет ни одного человека, в каком бы кто быту ни был, чтоб лишён он был средств к приобретению вечных благ, ибо Господь Бог всем хощет спастися, как непосягшим, так и оженившимся, как удалившимся в монастыри, так и обитающим в мирском звании. И тем и другим обильные даны способы ко спасению!» Преподобный Макарий о монастырях отзывался так: «Обиталища сии – монастыри – не изобретение человеческого ума, но Дух Святой, через богодухновенных Отцов, установил жительство сие для тех, кто позван будет Богом или из любви к Нему, или по причине множества грехов своих». Преподобный Варсонофий называл монашеский путь – путем царским: «Конечно, путь монашеский есть путь царский, и кто, поступив в монастырь, будет истинным монахом, тот сподобится великой награды». Тем, кто мог вместить сказанное, старец прямо говорил о том, что высшее совершенство достигается в монастырях: «Спастись можно и в миру, но высшее совершенство достигается в монастырях. И в Писании сказано: Не женивыйся печется... како угодити Господеви, а женивыйся... како угодити жене (1 Кор. 7, 32–33). Вот и разница между миром и монастырем». Старец искренне радовался, когда светские люди оставляли мирские удовольствия и приезжали на святые праздники в монастырь, чтобы провести эти дни вдали от мирской суеты в молитве: «Своим пастырским словом свидетельствую вам, что вы совершили подвиг, приехав сюда из разных мест на великий праздник Рождества Христова.

http://pravoslavie.ru/62001.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) 14. Схиигумен Феодосий О жизни скитоначальника отца Феодосия (Поморцева) сохранилось немного известий, но есть все же рассказы о нем, иногда весьма выразительные. Вот, например, митрополита Вениамина (Федченкова) , который еще архимандритом гостил в Скиту в 1915 году. «В Скиту был обычай – вечерние молитвы совершать в домике о. скитоначальника, – писал Владыка. – После этого мы все кланялись о. Феодосию в ноги, прося прощения и молитв, и уходили к себе. А если ему нужно было поговорить с кем-нибудь особо, то он оставлял их для этого после всех. Но на этот раз о. Феодосий оставил всех. Братий в Скиту было немного. Почти все послушники были призваны в армию. После “прощения” он обращается к о. Кукше и довольно строго спрашивает: – Кто благословил тебя разрешить отцу архимандриту (т. е. мне) служить ныне Литургию? О. Кукша понял свою вину и без всяких оправданий пал смиренно в ноги скитоначальнику со словами: “Простите меня, грешного! Простите”. – Ну, отец архимандрит не знает наших порядков. А ты обязан знать! – сурово продолжал выговаривать о. Феодосий. О. Кукша снова бросается в ноги… Так он и не сказал ни одного словечка в свое оправдание. А я стоял тоже как виноватый, но ничего не говорил… И мне, и всей братии был дан урок послушания. Вот скоро встретился другой случай. В Калужскую епархию приехал новый архиерей… День был солнечный. Утро ясное. Вижу, о. Феодосий направляется с о. Кукшей к храму Св. Иоанна Предтечи. Я поклонился. Батюшка говорит мне, что ныне он с отцом настоятелем архимандритом Исаакием едет в Калугу представляться новому владыке: – Вот, сначала нужно отслужить молебен. …В это время о. Кукша отпер уже храм, и мы двинулись туда. На пути о. Феодосий говорит мне: – Вы знаете, отец Кукша – великий благодатный молитвенник. Когда он молится, то его молитва – как столп огненный возносится к Престолу Божию. Я молчал. И вспомнил выговор этому столпу: видно, было нужно это и ему, и всем нам». В последнее время жизни старца Варсонофия в Скиту иеромонах о. Феодосий, тогда ризничий, был его духовником, но в то же время сам был духовным чадом старца. Однажды он появился в доме скитоначальника-старца, и кто-то сказал: «Батюшка, вот к вам ваш сынок пришел». – «Какой он мне сынок, – улыбнулся отец Варсонофий, – мы с ним ровня».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010