Краткий очерк жизни и деятельности старца, священноархимандрита схимонаха Варсонофия До отъезда в Голутвин Старец схиархимандрит Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, из потомственных дворян, родился 5 июля 1845 года. По окончании образования в Полоцком кадетском корпусе он вступил на военную службу и дослужился уже до чина полковника Оренбургского Казачьего войска в должности начальника мобилизационного отделения и старшего адъютанта Казанского военного округа; но духовное направление, привитое ему благочестивыми родителями еще в детстве, получило перевес над всеми другими интересами, и он решил посвятить себя Богу. Слух о приснопамятном о. Амвросии привлек его в Оптину; великий Старец, одобрив его намерение, благословил его вступить в обитель, и он принят был в число братства Предтеченского Скита той же Пустыни в декабре 1891 года. Три года, каждый вечер, ходил он для долгих бесед к приснопамятному старцу о. Анатолию, а затем к о. Иосифу. Первые двенадцать лет он занимался в уединенной келлии под руководством старцев изучением церковноаскетической литературы. Затем в 1903 году, будучи уже в сане иеромонаха, назначен был помощником Старца и духовником Амвросиевской женской пустыни и богомольцев. В войну с Японией он был командирован на Дальний Восток для служения в лазаретах и госпиталях Красного Креста, за что награжден был наперсным крестом. По возвращении вновь определен был духовником. В 1906 году Высокопреосвященный Антоний, митрополит С.-Петербургский, вызывал его для высшего назначения, но Батюшка по смирению и любви к уединенной жизни уклонился от предложения Высокопреосвященного Владыки и остался в Оптиной, где в 1907 году назначен скитоначальником с возведением в сан игумена с награждением палицею. На этом посту ему открылось особенно широкое поприще для деятельности. На него возложено было духовное окормление как братства, так и всех посетителей, для чего он ежедневно принимал на устные беседы всякого рода лиц, с коими затем у него была ежедневная переписка, доходившая не менее чем до 4000 писем ежегодно. С кончиной приснопамятного о. протоиерея Иоанна Кронштадтского и старца о. Варнавы прилив богомольцев в Оптину заметно увеличился. Среди них было много лиц из высших классов, а также учащейся молодежи обоего пола высших учебных заведений. Волнуемые различными чувствами, сбиваемые сомнениями, они прибегали к помощи и руководству старца Варсонофия и у него при содействии благодати Божией находили соответствующее врачевание.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Митрополит Варсонофий выступил с докладом на епархиальном собрании декабря 2021 Ваши Преосвященства, викарные владыки! Досточтимые члены епархиального совета и благочинные! Отцы игумены и матушки игумении! Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую вас на собрании духовенства и мирян Санкт-Петербургской епархии. Мы собрались под сводами этого исторического зала, чтобы подвести итоги служения Церкви в северной столице в уходящем году, очертить планы на будущее. Прежде воздадим благодарение Господу Богу за радость служения Его Святой Церкви и возможность трудиться на благо и спасение людей, вместе с псалмопевцем сказав: " Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми " (Пс. 115:3). Хочу поблагодарить вас за самоотверженную проповедь Слова Божия, которую вы возвещали в трудное для всех время, " не преставая учить и благовествовать об Иисусе Христе " (Деян. 5:42).  Юбилей святого Александра Невского Весь год мы живем под знаком святого благоверного великого князя Александра Невского, молитвенно отмечая 800-летие со дня его рождения. Сотни и тысячи людей почтили память святого защитника Руси, приняв участие в церковных и светских мероприятиях, посвященных его имени. В связи с юбилеем отреставрированы часть фасадов Александро-Невской лавры и Свято-Троицкий собор, возвращена верхняя церковь Благовещенского храма в честь святого Александра Невского, единственной на территории обители, посвященной ее покровителю. Отрадно, что основные торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , совершив 12 сентября Божественную литургию в Свято-Троицком соборе лавры. Мы благодарим Его Святейшество за особую заботу об этом юбилее, которая была им проявлена с самого начала и до его завершения; за вдохновение, которое давал нам Предстоятель, чтобы все прошло на уровне, достойном великого имени. Благодарим и за духовную радость отмечать вместе с ним великий день. Священный Синод на заседании 23-24 сентября отметил высокий уровень активности епархии в проведении юбилейных мероприятий. Многое из запланированного с помощью Божией удалось осуществить. И в этом заслуга многих - и духовенства, и светских людей, представителей федеральной власти, администрации города и лично губернатора Александра Дмитриевича Беглова , а также общественных организаций, и всех наших прихожан. Мы надеемся, что со временем по милости Божией будет реализована большая программа, принятая на уровне руководства страны по научной реставрации всех лаврских объектов и исторического здания духовной академии.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Митрополит Варсонофий молился за уставными богослужениями в Казанском соборе апреля 2019 Духовенство собора исповедовало желающих причаститься Святых Христовых Тайн в Великий четверг. После мирной ектении на утрени тропарь " Егда славнии ученицы " , напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства, исполнили духовенство в алтаре, хор собора (регент - Олег Янковский) и трио священнослужителей - протоиерей Андрей Герасимов , иерей Игорь Марчук , протодиакон Симеон Белецкий . В богослужении этого дня продолжается тема предательства Иуды. То, что он задумал в среду, когда Христос пребывал в доме Симона, теперь решил исполнить во время Тайной Вечери (ужина) Господа со Своими учениками в четверг вечером. Лучше всего события этого дня передает умилительный тропарь Великого четвертка, который также исполняется и на утрене Великой пятницы: " Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе " . После пения тропаря правящий архиерей прочитал зачало из Евангелия от Луки о Тайной вечери. В отличие от будних дней Великого поста и предшествовавших страстных дней канон утрени Великого четверга является полным. В тропарях канона последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и тем не менее простерший руку к евхаристическому Хлебу. После чтения канона ексапостиларий " Чертог Твой " исполнили духовенство в алтаре, хор Казанского кафедрального собора и трио клириков. Особенностью первого часа, присоединяемого к утрене, является чтение паремии из пророка Иеремии, которая содержит жалобу Иеремии на сограждан - жителей Анафофа, решивших убить пророка, и Божественный ответ о долготерпении и милосердии. Этот текст считается одним из ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Важнейшим событием в России при митрополите Варлааме было взятие и воссоединение с нею города Смоленска, более ста лет находившегося под властию князей литовских. Вслед за тем последовало и присоединение Смоленской епархии к митрополии Московской от Литовской. Но это радостное событие как для государства, так и для Церкви имело свою и печальную сторону. Смоленским епископом был тогда Варсонофий. Он явился первым ходатаем пред Василием Иоанновичем, осаждавшим Смоленск, и во главе всего духовенства и граждан предложил великому князю сдачу города. Он же потом, когда жители начали присягать в верности русскому государю, сам добровольно произнес такую же присягу, хотя государь от него этого не требовал. Он со всею торжественностию встретил (1 августа 1514 г.) Василия Иоанновича, вступавшего в Смоленск, и после молебствия в соборной церкви и многолетия приветствовал князя следующими словами: «Божиею милостию радуйся и здравствуй, преславный царь Василий, великий князь всея Руси и самодержец, на своей отчине и дедине, в городе Смоленске, на многие лета». И что же? Едва успел великий князь выехать из Смоленска (10 сентября), как туда пришла весть о кровопролитном бое русского войска с литовским под предводительством князя Константина острожского, происходившем 8 сентября на левом берегу Днепра у Орши, и о совершенном поражении русских. Весть эта поразила всех в Смоленске, особенно же некоторых бояр и епископа; думали, что русские теперь не в силах уже отстоять город; не могли не ожидать страшных для себя последствий и казней от литовского государя. Под влиянием таких мыслей епископ в согласии с некоторыми боярами поспешил отправить к королю Сигизмунду своего племянника с известием: «Если теперь двинешься к Смоленску сам или пошлешь воевод со многими людьми, то возьмешь город без труда». Но другие бояре и мещане передали об этом умысле наместнику русского государя в Смоленске князю Шуйскому, который немедленно велел схватить заговорщиков. И хотя вскоре князь острожский явился под Смоленском с шеститысячным отрядом, но не имел никакого успеха: все злоумышленники в городе, на которых он рассчитывал, были повешены на городских стенах в виду литовского войска за исключением одного Варсонофия. А этот несчастный епископ был потом отправлен к великому князю Василию Иоанновичу, который приказал сослать его на Кубенское озеро в Каменный монастырь . Нового епископа на Смоленскую кафедру избрали в Москве из своих, именно чудовского архимандрита Иосифа. В половине февраля 1515 г. он был рукоположен митрополитом Варлаамом, а в марте отправился в Смоленск .

http://sedmitza.ru/lib/text/435972/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Радуйся, святый благоверный великий княже Александре» В Санкт-Петербурге отметили праздник перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского 12.09.2023 696 Время на чтение 3 минуты Фото: spb.mk.ru В праздник перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, 12 сентября, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Благовещенской Церкви, посвященном благоверному князю, в Александро-Невской лавре, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий, епископ Петергофский Силуан, наместник обители епископ Кронштадтский Вениамин, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Патриарха архимандрит Алексий (Туриков), братия лавры в священном сане. Среди молящихся был губернатор Александр Беглов. Богослужение транслировалось на экране перед храмом. В Казанском кафедральном соборе Божественную литургию совершил епископ Выборгский и Приозерский Варнава в сослужении епископов Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава и Гатчинского и Лужского Митрофана, сонма духовенства и клира собора. Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой. Среди молящихся была глава администрации Центрального района Елена Федорова. Богослужение транслировалось на УоиТиве-канале собора. После Божественной литургии состоялся крестный ход по Невскому проспекту с Казанской иконой Божией Матери и копией Годеновского креста, 9 сентября принесенной в Санкт-Петербург. В молитвенном шествии участвовали священнослужители митрополии, представители приходов города, области и других регионов, общественных организаций, братств, учащиеся духовных школ, горожане – всего 55 тыс человек. В полдень у памятника святому Александру Невскому после встречи с малым крестным ходом от Свято-Троицкого собора был отслужен молебен небесному покровителю Санкт-Петербурга, который возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/12/ra...

поиск:   разделы   рассылка ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 3 июня 2016 года 3 июня 2016 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Для участия в летней сессии (март-август) приглашены: митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Горловский и Славянский Митрофан; архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил; епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр. ЖУРНАЛ 35 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о серьезных проблемах, возникших в ходе подготовки Святого и Великого Собора Православной Церкви, намеченного на 18-26 июня 2016 года, в частности, об отказе Болгарской Православной Церкви участвовать в Соборе, если его сроки не будут перенесены, а также о серьезной критике подготовки Собора и проектов соборных документов, как в Русской Православной Церкви, так и в ряде других Поместных Православных Церквей. Справка: На собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Константинопольской Патриархии 6-9 марта 2014 года было принято решение о том, что " Святой и Великий Собор Православной Церкви будет созван Вселенским Патриархом в Константинополе в 2016 году, если не воспрепятствуют тому непредвиденные обстоятельства " . Кроме того, было постановлено, что " все решения, как во время Собора, так и на подготовительных этапах, принимаются на основе консенсуса " . Собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей, состоявшееся 21-28 января 2016 года в Православном Центре Вселенского Патриархата в Шамбези (Женева), приняло решение о том, что " Святой и Великий Собор будет проходить с 18 по 27 июня 2016 года в Критской православной академии " . Также было решено создать Всеправославный секретариат и Организационный комитет Святого и Великого Собора. Предстоятели Поместных Церквей согласились с предложением Русской Православной Церкви опубликовать подготовленные Всеправославными предсоборными совещаниями и Собраниями Предстоятелей проекты соборных документов с целью их широкого обсуждения. С призывом к верующим " выразить свои мнения и ожидания от Святого и Великого Собора " обратился в своем послании в Неделю Торжества Православия Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей.

http://religare.ru/2_109110.html

Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Предуведомление одного древнего святого мужа, предавшего писанию сии вопросы и ответы, к желающим читать предлежащую книгу Ответ 1, великого старца авве Иоанну, иноку обители святого Саввы, просившему (благословения) придти и поселиться в их общежитии. Ответ 2, того же великого старца к тому же, предвозвещающий ему различные скорби, которые его ожидают, и телесную болезнь, а чрез них душевное преспеяние. Ответ 3, другого старца тому же, на прошение его побеседовать с ним. Ответ 4. Когда искушение постигло монахов того места, где пребывал авва Иоанн, прежде перехода его в общежитие (аввы Серида), и смущение готово было возникнуть еще во время пребывания его там, великий старец, провидя сие духом, пишет ему следующее: Ответ 5, того же великого старца авве (Сериду), который опечалился тем, что авва Иоанн замедлил придти к ним, и заключил из этого, что он уже вовсе не придет. 6. Послание того же великого старца, писанное к авве Иоанну в обитель святого Саввы, когда он, по некоторым потребностям общежития, находился в своей стране и был беспокоим телесной бранью. Ответ 7, того же великого старца к тому же, который должен был пойти с братнею собирать (запас) для рукоделия и боялся пустынности тех мест; напоминание ему о трезвении над собою, против беспокоящей его телесной брани, и обещание содействия Божия в его стремлении – удалиться к ним на безмолвие. 8. Тот же брат, немало потрудясь и не нашедши (запаса) для рукоделия, скорбел и удивлялся, отчего, по слову старца, не был послан Ангел пред лицом его, не разумея, что это относилось к устранению препятствий, мешавших ему удалиться на безмолвие; по сему случаю старец пишет ему следующее: Ответ 9. Послание того же великого старца к тому же, который, отлучившись по надобностям общежития, изнемогал от сильной скорби, встретившейся ему при сем случае. Ответ 10, того же великого старца к тому же, написанный во время скорби и болезни сего последнего, происшедшей от ушиба ноги камнем, упавшим на нее. Ответ 11, того же великого старца к нему же, заключающий в себе совет всегда помнить то, что пишется ему для пользы и утверждения сердца его. Ответ 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

прот. Константин Буфеев Литература 1. Августин, блаж. О книге Бытия, буквально. В 12 книгах//Августин, епископ Иппонийский. Творения. Ч. 7. Киев, 1912. 2. Алипий, архим., Исайя, архим. Догматическое богословие//Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. 3. Альфа и Омега. 1 (19). М., 1999. 4. Амвросий Медиоланский , свт. Шестоднев//Божественное откровение и современная наука. Альманах. Вып. 1. М.: Паломник, 2001. 5. Анастасий Синаит , прп., Об устроении человека по образу и подобию Божию. Слово 1//Символ.1990. 23. 6. Анафема. История XX век//Составитель Петр Паламарчук. Издание Сретенского монастыря. М., 1998. 7. Андрей Кесарийский , свт. Толкование на Апокалипсис в славянском переводе по древним спискам и с русским переводом греческого текста. М.: Изд-е Братства Св. Петра, митрополита, 1889. 8. Афанасий Великий , свт. Творения. Т. 1–4. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902–1903//Репринт: М., 1994. 9. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет I. Книга Бытия 1–11. Изд-во: Герменевтика, 2004. 10. Божественное откровение и современная наука. Альманах. Вып. 1. М.: Паломник, 2001. 11. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Ч. 2. М., 1994. 12. Борисов Александр, свящ. Побелевшие нивы. М., 1997. 13. Буфеев Константин, свящ. Православное вероучение и теория эволюции. СПб.: Общество святителя Василия Великого , 2003. 14. Буфеев Константин, прот. Животные рядом со святыми. М.: МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2012. 15. Буфеев С.В. «Эллинские» корни библейского эволюционизма.//В книге священника Константина Буфеева «Православное вероучение и теория эволюции». Спб.: Общество свт. Василия Великого , 2003. 16. Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. Нижний Новгород: Издание братства во имя св. князя Александра Невского, 1995. 17. Варсонофий Оптинский , прп., Беседы с духовными детьми. СПб., 1991. 18. Василий Великий , свт. Беседы на шестоднев//Творения. Ч. 1. Типография Августа Семена. 1845. Репринт: М., 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Протоиерей Федор Бородин: «Служите близким, и пусть им будет радостно» Священники — о вере и жизни в Великий пост 21 марта, 2021 Священники — о вере и жизни в Великий пост «Мой посуду, полы, отправь усталую жену поспать, а сам приготовь ужин. Не кричи ни на кого. Если у тебя поднимается раздражение, отойди — да хоть в ванную запрись, почитай молитву, пока не успокоишься», — советует протоиерей Федор Бородин. Цель поста — сделать наше сердце более чутким к Богу. В этом поможет чуткость к другим людям и молитва, которая как костер в дождливый день — чем чаще поддерживаешь огонь, тем ярче он горит.  Зачем современному человеку пост? Пост нужен любому человеку. Дело в том, что в нас есть целая пирамида: телесное естество, душевное и духовное. Апостол Павел в Послании к Галатам очень четко говорит о том, что плотское, телесное в человеке борется с духовным, а духовное борется с телесным, потому что они хотят разного, они друг другу противятся. И вывод из этого для нас очень печальный, поэтому он говорит: «Вы не делаете то, что хотели бы». И я думаю, что всем нам будет очень полезно перечитать знаменитую 7-ю главу Послания к римлянам — такой крик души апостола Павла, — где он, в общем-то, описывает похожую ситуацию, знакомую каждому из нас. Мы хотим делать доброе, а находим в себе другой закон и делаем то, что ненавидим, а то, что любим, не делаем. Именно поэтому ослабление плотского человека есть усиление духовного человека во мне — в одном человеке. Удивительным образом это укрепляет мою волю для того, чтобы исполнять волю Божию. Поэтому без поста христианства не существует, христианство в принципе аскетично. Степень поста может быть разная, но без преодоления ветхого, плотского человека наш дух просто захлебнется. Пост дает душе человека усиленную чуткость к действию Святого Духа. Постящийся человек — он как будто истончает свою душу. У древнего святого Варсонофия Великого есть удивительные слова. Он говорит, что человек должен за свою жизнь истончить душу, как паутину. То есть вы представляете: вы стоите в лесу, вы ветра не чувствуете. И вдруг вы видите, что паутина шевелится. Вы понимаете, что движение воздуха есть, но вы его не ощущаете. Вот такая чуткость в духовной жизни должна вырасти у каждого из нас для того, чтобы различать, прежде всего, когда мы теряем присутствие Божие, присутствие Святого Духа.

http://pravmir.ru/protoierej-fedor-borod...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010