Слово митрополита Варсонофия на форуме регионального отделения ВРНС июня 2022 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского на форуме регионального отделения ВРНС (Синий зале епархиального управления, 9 июня 2022 г. 12:30) Дорогие братья и сестры! Приветствую проведение столь крупного и значимого мероприятия, посвященного историческому наследию Петра Великого. Санкт-Петербург масштабно отмечает 350-летие со дня рождения первого императора, возрождая славную и добрую традицию почитания дореволюционной истории России. Форум собрал специалистов, общественных и религиозных деятелей, радеющих о судьбе России и сохранении ее славных традиций. Тема наследия Петра Великого, его преобразований и изменений, обширных реформ громко и остро звучит в современности. К сожалению, как и многие события истории России, время правления государя порождает споры. Его деяния оцениваются диаметрально противоположно: от всецелого одобрения до крайнего осуждения. Несмотря на всю неоднозначность, император остается одним из самых ярких правителей России. Этот факт отразился во многих произведениях русского искусства. В поэме " Медный всадник " Александр Пушкин дал такую характеристику самодержецу: " О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной на высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? " Но что именно увековечило память о великом царе-реформаторе? Что чарует в этой исторической фигуре, настолько мифологизированной, что даже его многочисленные портреты могут вводить в заблуждение и противоречить друг другу. Трагичность и блистательная слава Петра воплощена в одном из его замечательных наследий - в прекрасном городе на Неве, в котором сплелись и трагедия, и лирика, и очарование Венеции, и сумрачность севера России. Вспоминая о венценосце, мы называем главным образом его преобразования в самых существенных основах российской жизни. Проведенные им реформы были исключительно важны для победы России в Северной войне 1700-1721 годов. Преобразования позволили в короткие сроки создать регулярную армию и флот, сделать Россию одной из могучих военных держав Европы, вернуть выходы к Балтийскому морю, завладеть его побережьем, необходимым для стремительного развития страны.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 30. Кончина старца Иосифа В понедельник, 14 февраля 1911 года отец Варсонофий служил заупокойную литургию и затем с иеромонахами отцами Кукшей и Нектарием панихиду по усопшей 11-го числа в Шамордине настоятельнице Екатерине: был день ее погребения. Это событие сильно отразилось на здоровье отца Иосифа, верным духовным чадом которого она была. «Чрезвычайно умная и развитая, обладавшая высотой и благородством характера, она отличалась истинным монашеством. ...Старец Иосиф был вполне покоен за обитель, зная, что она находится в верных и хороших руках, и потому ее кончина была для старца большим огорчением. Кроме того, сразу усилился приток дел, вопросов, забот, и изможденный старец слег» 473 . Великим постом, 1 марта 1911 года, обитель отмечала 50-летие пребывания отца Иосифа в скиту. Благодарственный молебен в 8 часов утра отслужил в Иоанно-Предтеченском храме отец Варсонофий в сослужении отца Нектария. «По окончании молебна, – записано в Летописи, – братия ходили с поздравлением к старцу, но по случаю недомогания за последние недели и большой слабости старец не принимал. В трапезе был от него братии предложен чай. Обед был праздничный из четырех перемен» 474 . На Пасху, 10 апреля, отец Иосиф был бодр и даже принимал братию и приезжих. Так было всего лишь два дня. На третий день он почувствовал жар и тошноту, – пришлось прекратить прием. Такие приступы болезни с ним бывали часто, но через некоторое время они ослабевали, отступая. А теперь оказалось другое. Дни шли, а старцу становилось все хуже. Приглашенный отцом Ксенофонтом врач определил «острую малярию», что при слабости сердца отца Иосифа не давало надежд на благополучный исход болезни. В Оптиной и в Шамордине разнеслась печальная весть о том, что батюшка умирает. «Всюду, куда эта весть донеслась, – пишется в Житии старца Иосифа, – раздалось молебное пение к Врачу Небесному и Заступнице Усердной об исцелении болящего. Особенно жаркие, слезные молитвы понеслись из женских обителей; о Шамординской же пустыни и говорить нечего, – там давно уже чувствовали надвигающуюся опасность» 475 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере июня 2015 Один день с митрополитом Редакция журнала «Вода живая» сердечно поздравляет высокопреосвященнейшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с 60-летием! Уже больше года владыка Варсонофий управляет Санкт-Петербургской митрополией. Все, кто трудятся в епархиальном управлении и служат в храмах, которые уже успел посетить митрополит, постепенно привыкают к почерку и стилю его работы и служения. Успевать как можно больше, всецело отдаваться делу, решать вопросы максимально оперативно, схватывать на лету суть проблемы и сразу предлагать варианты ее решения — вот ключевые особенности стиля митрополита Варсонофия . Даже те четыре часа, которые владыке регулярно приходится проводить в «Сапсане», курсируя между Москвой и Петербургом, уходят на работу с документами и чтение книг. Как возможно сочетать петербургское и московское церковные послушания — сами по себе большие и ответственные, не говоря уже о том, что расстояние между двумя столицами владыка преодолевает в обоих направлениях минимум раз в неделю? Владыка Варсонофий в ответ замечает, что при всех трудностях и тяготах тут есть и свои явные плюсы: многие актуальные вопросы, которые ставит Московская Патриархия перед епархиями, решаются эффективнее и гораздо быстрее, когда ты непосредственно участвуешь в их разработке. Наша информационная служба публикует репортажи о богослужениях митрополита, сначала на официальном сайте, затем в журнале, расшифровывает его проповеди для незамедлительной публикации. Куда бы и как бы ни торопился владыка, не было ни одной службы, после которой не звучало живое слово архипастыря. Иногда его слово обращено к совсем немногочисленной пастве (владыка любит служить не только в больших соборах, но и в маленьких, домовых или строящихся храмах — там, где приходская жизнь только зарождается или носит простой, почти сельский характер). В этот момент как будто замедляется темп его постоянного стремления «вперед-вперед» — неспешное и проникновенное, весомое учительное слово звучит с амвона. И, хотя речь идет о Евангельском чтении или о празднике, о событиях церковной истории или о великих подвижниках древности, митрополит говорит проповедь языком простым и понятным каждому. Его слово, укорененное в творениях святых отцов, изобилует многочисленными примерами из жизни подвижников благочестия Церкви Христовой. Главная мысль в нем — необходимость современному человеку заботиться о своей душе ради будущей вечной жизни.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=78623

Поиск Искать < 10 страниц >< 50 страниц > Аннотация «Духовное наследие» — житие, воспоминания о старце и собрание творений преп. Варсонофия Оптинского: келейные записки, беседы с духовными чадами, стихотворения, духовное завещание. Приведем текст Завещания преп. Варсонофия: «Отлагая, наконец, все попечения мира сего, так угнетавшие и томившие дух мой, кратко скажу мое последнее слово и мой последний завет дорогим моим духовным чадам. Во-первых, смиренно прошу: простите мне все мои вольные и невольные согрешения, которыми согрешил я против вас, и вас взаимно всех прощаю за все скорби и огорчения, которые подъял я через некоторых по наущению исконного врага спасения нашего. Веру мне Имате, святые отцы и братия, что все мои действия и делания сводились к одному — охранить святые заветы и установления древних отцов-подвижников и великих наших старцев во всей божественной и чудной их красоте от разных тлетворных веяний века сего, начало которых — гордыня сатанинская, а конец — огонь неугасимый и мука бесконечная! Может быть, плохо исполнил я это — каюсь в том и повергаю себя перед Благостию Божией, умоляя о помиловании. А вас всех, возлюбивших меня о Господе, прошу и молю: соблюдайте мои смиренные глаголы. Не угашайте духа, но паче возгревайте его терпеливо молитвой и чтением святоотеческих и священных писаний, очищая сердце от страстей. Лучше соглашайтесь подъять тысячу смертей, чем уклониться от Божественных заповедей Евангельских и дивных установлений иноческих. Мужайтесь в подвиге, не отступайте от него, хотя бы ад восстал на вас и весь мир кипел на вас злобой и прещением, и веруйте: «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине». Аминь.» Читаемость: Язык: Объём текста: 50 страниц " data-toggle=" tooltip " > Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin .

http://pravbiblioteka.ru/book/duhovnoe-n...

Рубрики Рождественские чтения в 2025 году посвятят 80-летию Победы в Великой Отечественной войне XXXIII Международные Рождественские образовательные чтения, которые состоятся с 26 по 30 января 2025 года, будут посвящены 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Решение о проведении Чтений на тему «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» принял Священный Синод на своем заседании 12 марта 2024 года (журнал 3). «Провести: XXXIII Международные Рождественские образовательные чтения… 13.03.2024 В России вспоминают победу в Сталинградской битве 81-ую годовщину победы в одном из определяющих сражений Великой Отечественной войны – Сталинградской битве – празднуют в России 2 февраля 2024 года. Сталинградская битва проходила в два этапа – оборона и контрнаступление – с 23 августа 1942-го по 2 февраля 1943 года. За 125 суток ожесточенных боев главная группировка противника под Сталинградом была разгромлена и появились условия для перехода в контрнаступление, которое началось 19 ноября 1942 года. Всего в Сталинградской битве враг потерял, по разным данным, от 841 тысячи до 1,5 млн. убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести. Также было уничтожено около 3,5 тыс. вражеских танков и штурмовых орудий,… 02.02.2021 Опубликован список священно- и церковнослужителей блокадного Ленинграда Комиссия по канонизации Санкт-Петербургской епархии составила и опубликовала список с именами священно- и церковнослужителей, служивших в храмах Ленинграда в годы Великой Отечественной войны и блокады города немецко-фашистскими захватчиками. По словам председателя комиссии протоиерея Владимира Сорокина, этот список будет пополняться, особенно в части церковнослужителей из числа мирян, по мере продолжения работы в архивах, сообщает сайт Санкт-Петербургской епархии. При этом епархиальная комиссия по канонизации будет благодарна помощи в продолжении составления указанного списка. Скачать список священно- и церковнослужителей блокадного Ленинграда можно здесь. Сообщается, что 27 января 2024 года, в день 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия,…

http://foma.ru/tag/vojna

Скачать epub pdf О посте и воздержании 75 Сегодня мы побеседуем на очень приятную тему, поговорим о еде. Нет таких людей, которые бы не любили поесть. Если даже человек ест сухари с водой, то и это он делает с удовольствием. Когда теряется удовольствие при вкушении пищи, то это уже болезненное состояние. Правда, один подвижник говорил о себе, что он ест пищу как лекарство, только потому, что она необходима. Варсонофий Великий, преуспевший до такой степени (на это указывает и само его прозвище – Великий), что называл себя с дерзновением «братом Иисусовым», также говорил о себе, что он может вообще не вкушать пищу или вкушать ее очень редко – по смирению. Но это – редчайшее исключение. Настолько редкое, что о таком состоянии можно даже не говорить, тем более в наше время и в нашей обители. Нам нужно научиться правильно относиться к этому свойству человеческой природы, без которого невозможно продолжать нашу земную, временную жизнь. Если мы неправильно относимся к еде, злоупотребляя потребностью в ней, то можем причинить себе значительный вред. Конечно же, для нас, православных христиан, высочайшим и, можно сказать, единственным Учителем является Господь наш Иисус Христос, как учивший о правильном отношении к еде, так и показавший пример такого отношения. Я пока не употребляю слово «чревоугодие», потому что не хочу сразу же акцентировать ваше внимание на страсти, а желаю показать именно правильное, естественное, разумное отношение к той части человеческой жизни, которая касается питания. Если взять обыкновенного человека, который ест три раза в день, то только на еду он тратит от двух до трех часов в день, на приготовление пищи – еще несколько часов, а уж на то, чтобы приобрести себе хлеб насущный, можно сказать, уходит чуть ли не вся жизнь человека. Поэтому нельзя рассматривать предмет нашей сегодняшней беседы как какой-то пустяк. Да, когда у нас все есть, когда мы сыты и живем в благополучии, мы можем мечтать о том, что пища для нас ничего не значит и что человек настолько возвышенное существо, что ему вовсе не нужно думать о еде. Мы забываем о том, сколько трудов полагают люди на приобретение хлеба. У нас, как и во многих других монастырях, не столь очевидна связь между трудами и нашим пропитанием, которая тем не менее существует, и, к сожалению, из-за этого бывают различные злоупотребления, пренебрежения, как будто бы все достается даром. Но сказано: В поте лица твоего будешь есть хлеб твой (см. Быт. 3, 19 ), и мы должны понимать, что те люди, которые жертвуют нам деньги или что-либо еще для нашего существования, в частности для пропитания, такой, казалось бы, прозаической, обыденной, ничтожной вещи, добывают эти средства в поте лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

52. Речь в Московском кремле, в мироварной палате, при наречении во епископа Сухумского Милостивейшие Архипастыри и отцы! Когда один пресвитер, будучи избран на епископство, послал вопросить о том великого старца св. Варсонофия, то последний, чтобы утвердить его на пути призыва Божия, напомнил ему о приобретенном им уже в пресвитерстве духовном опыте и чрез него глубокой вере, что только Бог, богатый милостью, по своей великой любви, нас, мертвых прегрешениями, оживотворяет со Христом, уготовляет, очищает и спасает Своею благодатью ( Еф.2:4–5 ), Сам избирает и призывает, ниспосылая в свое время духовные дарования, ибо не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небесе ( Ин.3:27 ). Многоразлично совершается призыв Божий! Неизследимы пути Провидения Божия ( Рим.11:33 ), предопределяющие пути человеку. Со мной, вот уже в третий раз, в продолжении последних двенадцати лет, происходят перевороты, которые, меняют весь строй моей жизни. Хотя я никогда не забывал молитвенно простирать руки к Богу, в надежде на Его милосердие и всепрощение, но мог ли себе представить, что мой первоначальный светский путь, казавшийся естественным и вполне соответственным моему рождению и воспитанию, продолжавшийся так долго и с таким успехом, не тот, который мне предназначен Богом? И как я должен был убедиться в этом? Несомненно, путем испытаний и скорбей, ибо известно, что скорби – это лучшие провозвестники воли Божией и от начала века они служили людям знамением избрания Божия. Испытав с восьмилетнего возраста сиротство, равнодушие людей, беспомощность и, убедившись в необходимости проложить себе жизненный путь собственным трудом и многолетним учением, я, по окончании образования, еще в молодости, прошел чрез все ужасы военного времени, подвиги самоотвержения, но сохраненный в живых дивным Промыслом Божиим, продолжал свой первоначальный путь, претерпевая многочисленные и разнообразные испытания, скорби и потрясения, которые окончились семейным несчастием – вдовством. Перенося столько скорбей, я вполне убедился, что этот мир, который так трудно перестать любить, делается через них нашим врагом и что мне предопределен в моей жизни особенный, тернистый путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

9. Примеры дивного терпения св. подвижников в перенесении ими болезней Святые подвижники, когда подвергались болезням, то принимали их как величайшее благодеяние Божие, старались пребывать в славословии и благодарении Бога; не искали исцеления, хотя чудесные исцеления и совершаются наиболее между св. иноками. Они желали терпеливо и смиренно переносить попущение Божие, веруя и исповедуя, что оно душеполезнее всякого произвольного подвига. I. В египетском ските, где пребывали величайшие св. иноки, жил преп. Вениамин. За добродетельную жизнь его Бог даровал ему обильный дар исцеления недугов. Имея этот дар, он сам подвергся тяжкой и продолжительной водяной болезни: он необыкновенно отек. Принуждены были вынести его из собственной кельи в другую, более поместительную. Для этого должно было в его келье вынуть двери и с косяками. В новом помещение устроили для него особенное сидение, потому что он не мог лежать на постели. Находясь в таком положены, преп. продолжал исцелять других, а тех, которые, видя его страдания, соболезновали ему, увещевал, чтобы они молились о душе его, не заботясь о теле. «Когда мое тело здраво, – говорил он, – тогда мне нет особенной пользы от него. Ныне же, подвергшись болезни, оно не приносит мне никакого вреда». (Алфавитный патерик). II. Авва Петр сказывал, что он, посетив однажды преп. Исаию Отшельника и нашедши его страждущим от сильной болезни, выразил сожаление. На это преп. сказал: «Столько удрученный болезнью, я едва могу содержать в памяти грозное время (смерти и Суда Божия). Если бы тело мое было здраво, то воспоминание об этом времени было бы совершенно чуждым для меня. Когда тело бывает здраво, тогда оно наклоннее к возбуждению враждебных действий против Бога; скорби служат нам пособием к сохранению заповедей Божиих». (Преп. Исаия Отшельник. Слово 27-е). III. Великие подвижники и чудотворцы не преподавали исцеления, столько для них удобного, ученикам своим, подвергавшимся болезни по попущению или Промыслу Божию, чтоб не лишить их духовного преуспеяния, которое непременно должно доставиться болезнью, переносимой с христианским терпением. Игумен Газского общежития, преп. Серид, ученик великого Варсонофия, безмолвствовавшего в том же общежитии, был долго болен. Некоторые из старших братий просили Варсонофия об исцелении игумена. Св. Варсонофий отвечал: «О здравии сына моего могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых, и он не был бы болен ни одного дня; но тогда он не получил бы плодов терпения. Болезнь эта весьма полезна ему для терпения и благодарения». (Ответ 130-й; см. кн. «О чудесах и знамениях» еп. Игнатия Брянчанинова) .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 10. УСЛОВИЯ ПЛОДОТВОРНОЙ МОЛИТВЫ 10.1. Молиться необходимо с чистым сердцем, с любовью и со слезами Описывая результаты молитвы и научая, о чем следует молиться, святые отцы указывают также и на то, что способствует и что препятствует ей. Чтобы молитва была плодотворной, требуется исполнение определенных условий, которые делают молитву таковой. Так, например, чтобы достигнуть великого блага отражения в уме своем Самого Господа Бога, по свидетельству святого Ефрема Сирианина, необходима молитва «с чистым сердцем, с любовию и со слезами. А это неоцененное благо приобретается нищетою, бедностью и всяческим тесным житием. «Узкие врата и тесный путь вводят в жизнь " ( Мф.7:14 )» 605 . Лишь при наличии известных условий, описываемых святыми авторами «Добротолюбия», возможна истинная молитва, которая может быть услышана Богом. Без этих же условий она не только останется втуне, но даже, как говорит святой Ефрем Сирианин словами псалмопевца, «будет в грех» ( Пс.108:7 )» 606 . 10.2. Предстоять перед Богом на молитве нужно со вниманием, страхом и трепетом Выше 607 при описании различных степеней молитвы, было сказано о внимательности, сосредоточенности и участии сердца в молитвах как необходимых и существенных признаках молитвы второй степени, отличной от внешней молитвы, молитвы новоначальных. Теперь же следует заметить, что указанные условия являются необходимыми для того, чтобы молитва вообще была услышана. Святой Ефрем Сирианин говорит о том, что молитва приближается к Богу, только когда молится кто с ведением, не позволяя скитаться помыслам, и разумеет, кто он и Кому предстоит и с Кем беседует 608 . Если человек после рассеяния мыслей «продолжает молитву свою, то Сотворивший его, после возвращения летающего помысла, услышит его, хотя бы он был тьмочисленно грешен» 609 . Святой Ефрем Сирианин дает также ряд указаний, необходимых для того, чтобы «молитва... была свята, чиста и нескверна, чтоб, увидев ее, восходящую горе, небесные врата тотчас отверзлись пред нею, чтоб, видя ее (востекшею туда), Ангелы и Архангелы, все с веселием сретили ее и принесли к святому и превознесенному престолу Пречистого Владыки» 610 . Для достижения этого необходимо следующее: «Будь внимателен к себе, – поучает святой Ефрем, – чтоб во время молитвы не быть рассеянным. Когда станешь на молитву пред Богом, стой пред Ним со страхом и трепетом. Кругом отсеки от сердца своего помыслы и попечения о всем земном» 611 . Лишь та молитва, которая совершается «протяженно, с болезнующей душой, с напряженным умом, восходит к небу» 612 . Поэтому святой отец и предупреждает молящегося: «Когда станешь пред Богом на молитву, смотри, чтобы прекрасных органов, на которых поешь Богу, т. е. помыслов твоих, не расхитили враги твои» 613 . 10.3. Гнев, многоядение и печаль – причины рассеянности на молитве

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Глава 11. ДОБРОДЕТЕЛИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОВЕРШЕННОЙ МОЛИТВЫ 11.1. Зависимость силы молитвы от исполнения заповедей Чтобы подняться до высоты безмолвия и трезвения и утвердиться в них, необходимы еще, как говорят подвижники, для этого «крылья» 697 , которыми они именуют христианские добродетели. Лишь пройдя путем этих добродетелей, путем подвигов христианских, подвигов жизни духа, выражающихся в христианской любви и глубочайшем смирении, может человек получить неоценимый дар высшей совершенной молитвы. Ибо «сила и состоятельность молитвы зависят от исполнения заповедей, чрез трезвение добродетелей» 698 , как свидетельствует об этом святой Максим Исповедник . Но так как это восхождение по духовной лестнице совершенства есть процесс целой жизни человека на земле, то поэтому святые отцы и начинают учить молитвенному подвигу с элементарных добродетелей, с основных заповедей Христовых. Зная детально психологию грешника, святые подвижники предупреждают, чтобы новоначальные, приступающие к молитвенному подвигу, не охладевали в нем и не ослабевали, видя на первых шагах могущий быть неуспех в их деле. Главным же образом святые отцы предупреждают «не ослабевать в борьбе с порочными помыслами, пребывающими в душе; не впадать в леность, нетерпеливость и отчаяние; или, под предлогом замедления в достижении ощутимых результатов, не предаться расслаблению, водясь таким помыслом: когда-то получу благодать Божию? – и чрез это вовлекаясь лукавым в нерадение» 699 . Святой Макарий Великий указывает нетерпеливым, что «иным, хотя удалились они из мира, отреклись, по Евангелию, от века сего и с великим терпением преуспевают в молитве, в посте и рачительности и других добродетелях, Бог не скоро дает благодать, и успокоение, и духовное дарование, но медлит и удерживает дар. И это не без причины, не безвременно и не как случилось, но по неизреченной некоей премудрости, для испытания свободной воли... чтобы видеть, поистине ли уверовали в слово Его, пребудут ли до конца в несомненной вере... не отвратятся ли от Бога в злостраданиях и в боязни, не предадутся ли лености, впав в неверие и безнадежность» 700 . 11.2. Смирение – первая добродетель, способствующая истинной молитве

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010