Закрыть itemscope itemtype="" > А что было бы, если бы Князь Владимир сделал иной выбор? В Санкт-Петербурге прошел круглый стол «Крещение Руси как цивилизационный вектор» 16.06.2018 1340 Время на чтение 6 минут Вчера в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А.И.Герцена прошел круглый стол «Крещение Руси как цивилизационный вектор», организованный Отделом по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии и Кафедрой истории религии и теологии факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, сообщает корреспондент «Русской народной линии», принимавший участие в мероприятии. Круглый стол приурочен к 1030-летию Крещения Руси (28 июля). Форум проходил по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Заведующий кафедрой теологии и истории религии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, д.ф.н., профессор, член экспертного совета ВАК по теологии Александр Михайлович Прилуцкий в своем приветственном слове заявил, что Крещение Руси хотя и событие далекого прошлого, но до сих пор остается предметом идеологической борьбы и подвергается мифологизации. Избито выражение: Русь крещена, но не просвещена. Справедливо ли оно? Нет. Летописи свидетельствуют, что Великий князь Владимир, крестив Русь, отменил смертную казнь. Когда Князя спросили, зачем он так поступил, он ответил, что боится брать на себя грех. Такой ответ мог дать только человек, наученный Христианству. По словам председателя епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, директора Центра этнорелигиозных исследований, кандидата богословия протоиерея Александра Пелина, Крещение Руси изменило направление развития нашей страны, русской культуры, традиций, образования. Уникальный выбор веры есть наша главная ценность, которая привлекает интерес к нашей стране. Доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик выступил с докладом «Цивилизационный выбор Князя Владимира и его наследников».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/16/a_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возобновитель русского монашества 7. Из книги «Афон. Стояние в молитве» 23.09.2022 780 Время на чтение 11 минут   Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6          Петровские реформы в области религии, упразднение  Патриаршества, секуляризация церковного  имущества, ускорили исход монахов из России.  Те, кто особенно желал строгой монашеской жизни, шли в Молдавию, в Мерлополянский скит, где их принимал, без преувеличения сказать, великий Паисий Величковский.           На Святую Гору он ушел в 1746 году.  В 1757 году  основал скит пророка Илии, Ильинский, для «братии молдавского и словенского языка».  Для прославления преподобного Паисия хватило бы уже и того, что,  вернувшись в Россию, он возобновил в ней монашескую жизнь, но надо перечислить и его труды, хотя бы основные. Ведь именно он перевел на русский «Добротолюбие», сочинения Исаака Сирина, «Огласительные слова» Феодора Студита, сочинения Григория Паламы, Максима Исповедника, Варсонофия, сборник «Восторгнутые класы», то есть колосья, собранные с нивы Господней,  в который входили  тексты Иоанна Златоустаго, Мелетия, Фотия, Марка, Зосимы, Феогноста…      Годы, в которые прибыл на Афон преподобный Паисий, были печальны для  Святой Горы. Примерно в это  время  посещает Афон уже упомянутый Василий  Григорович-Барский. Он указывает на причину упадка монашеской жизни – это притеснение  от турок. Честно сказать,  и не только. Притеснение русских было и от греков. Славянкое племя на Афоне тиранилось и одноверцами. Наши соотечественники, пишет Барский,  вынуждены были «семо и овамо по горам скитаться, и от труда рук своих зело нуждно и прискорбно питаться, от всех презираемы. Лиси язвины имут, и птицы гнезда своя, россы же не имут, где главы приклонити на столь прекрасном, уединенном и иноческому житию весьма приличном месте».       Широко известно житие святого Паисия. Не мыслящий спасения души и монашеской жизни без  наставника, старца-духовника, он был лишен этого, и спасался с помощью святоотеческих книг. Молва о его святой жизни  не могла укрыться. К нему притекали отовсюду. Почти в отчаянии он взывал к инокам, что он и сам чает наставничества, но число их все увеличивалось.

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сегодня ты при власти - завтра смотришь на небо через решетку» По слову митрополита Варсонофия, этот мир зыбкий, как песок, на него опираться нельзя 17.08.2021 720 Время на чтение 4 минуты В день памяти преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, 16 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Исаакиевском соборе, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Роман Ковальский с клиром и другие священнослужители. За богослужением пел хор собора под руководством Льва Дунаева. Среди молящихся был директор ГМП «Исаакиевский собор» Юрий Мудров. «Святая Церковь прославляет преподобного Исаакия Далматского за великую ревность, с которой он отстаивал православные храмы от ариан, - сказал владыка в проповеди. - Император Валент отдал почти все храмы арианам. Исаакий несколько раз просил Валента вернуть храмы православным, тот отказался и умер плохой смертью. Пришедший на смену ему император Феодосий вернул все храмы Церкви. Преподобный Исаакий еще долго жил. Он, правда, совершил одну ошибку: когда святитель Иоанн Златоуст стал Патриархом Константинопольским и всех обособленных монашествующих решил собрать в монастыри, Исаакий стал их защищать, спорить с иерархом. Потом он осознал свою ошибку, понял, что не нужно монашествующим шататься, бродить по стране, а лучше жить в обители - это правильное монашеское устроение. Во всем остальном он был примером не только для монашествующих - к нему приходило много мирян, он всем помогал. Занимался благотворительностью - среди его духовных чад были богатые, которые помогали бедным. Он был прославлен Церковью как человек святой жизни, и мы рады, что у нас есть храм, посвященный этому святому: в день его памяти родился император Петр Великий, поэтому преподобный Исаакий стал широко известен в России». «В сегодняшнем евангельском чтении говорилось, что Господь, покинув Галилею, шел в Иерусалим на крестные страдания, - продолжил архипастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/17/se...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что такое прелесть Как уберечь себя от духовного самообмана 05.11.2020 1264 Время на чтение 8 минут Святой Иоанн Лествичник предостерегал от губительной прелести, уподобляя духовную работу трудному восхождению «Прелесть!» — говорим мы о чём-то привлекательном. Но первоначальное значение слова совсем иное. «Прелесть — повреждение человеческого естества ложью», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Это состояние «обманчивой святости», когда верующему кажется, что он достиг духовных высот, сподобился особой благодати от Бога. Часто ли впадают в прелесть современные церковные люди? Как от этого уберечься? Где критерии, позволяющие распознать маскирующуюся ложь? Об этом наш разговор с известным проповедником и миссионером архимандритом Сергием (Рыбко). О святом Никите и о ковиддиссидентах — Мы говорим «впасть в грех» и «впасть в прелесть». В чём разница? — Прелесть рождается от греха — от гордости. У человека возникают ложные представления: он начинает видеть в себе духовные дарования, исключительные способности. Кто-то чуть ли не возносится при молитве, кому-то являются ангелы. Всё это бесовские искушения. О них говорится в житиях. Например, юному монаху Никите бес явился под видом ангела и предложил вместо молитв усиленно изучать Ветхий Завет. Никита поверил и гордился тем, что на память знает Писание. Потом монастырская братия изгнала этого беса, Никита начисто всё забыл и вынужден был заново учиться азбуке. Позже он вёл смиренную жизнь, стал епископом, и сегодня мы молимся ему, святителю Никите Новгородскому. — Когда верующий говорит, что в храме невозможно заразиться и маски не нужны, — это проявление прелести? — Такой человек не знает промысла Божия и самонадеянно полагает, что неуязвим для болезней. «Раз я хорошо молюсь, то Бог должен меня защитить». То же самое случается иногда и с теми, кто заболел: «Если я усиленно молюсь, то Бог обязан меня вылечить». На первом месте «я», на втором — требование к Богу. Вспомним, что ответил Варсонофий Великий болящему иноку, когда тот пожаловался: «Отче, молюсь с верой об исцелении, а оно не наступает». — «Не с верой ты молишься, а с бесовской уверенностью».

http://ruskline.ru/opp/2020/11/05/chto_t...

К Читателю Предлагаемый курс лекций по Догматическому богословию составлен в соответствии с имеющейся программой по этому предмету для второго и третьего классов Духовной Семинарии. Главы или пункты глав, выходящие за рамки стандартной программы, обозначены в оглавлении звездочкой. В основу этого пособия положен курс лекций, прочитанный мною в Московской Духовной Семинарии в 1984 - 1988 гг. Архимандрит Исаия является редактором третьей части курса - " Бог Творец и Промыслитель мира " . Приношу искреннюю благодарность профессорам Московской Духовной Академии Иванову М.С., Осипову А.И., иеромонаху Ипатию и всем тем, кто внес свои ценные замечания при подготовке материала лекций. Архимандрит Алипий Предисловие Будьте всегда готовы всякому, требующему отчета у вас в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1 Пет. 3, 15) Христианская жизнь состоит из практической и созерцательной деятельности. Последнюю отцы Церкви называли богословием. Невозможно постичь тайны богословия и достигнуть истинного созерцания тому, кто не очистился от страстей путем практической деятельности, которая включает молитву, пост и исполнение заповедей Христовых. " Глубина догматов неисследима... Небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть " , - пишет святой Иоанн Поэтому святые отцы считали, что начинающим духовную жизнь не следует заниматься исследованием догматов. Для них достаточно исповедовать истины, заключенные в Символе веры. Святой Варсонофий Великий говорит новоначальному: " Не хотел бы я, чтобы ты занимался сими книгами, потому что они возносят ум горе, но лучше поучайся в словах старцев, которые смиряют ум долу. Я сказал сие не с тем, чтобы унижать догматические книги, но лишь даю тебе совет, ибо пища бывает различна " В другом случае он же поучает: " Никогда не состязайся о вере, Бог не требует от тебя сего, но лишь того, чтобы ты веровал право, как принял от Святой Церкви при крещении, и чтобы соблюдал заповеди Его. Сохрани сие, и спасешься. Беседовать же о догматах не следует, ибо это выше тебя, но молись Богу о своих согрешениях... "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/7/fb...

" Крест укрепляющий " сентября 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Петропавловском соборе Петергофа " Праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня пришел к нам с четвертого века - сказал владыка в проповеди. - После того, как Христос принял распятие на Голгофе, кресты были сброшены в том же саду в яму, потому что иудеи не прикасались ни к телам, ни к орудиям смерти. Они были заброшены камнями и лежали так. В 70-м году император Тит завоевал Иерусалим, уничтожил Голгофу и Гроб Господень, все было засыпано камнями и распахано. Христос говорил ученикам перед Своими страданиями, что от этого города не останется и камня на камне. Так и случилось. В 117-138-м годах Римской империей правил Андриан, он посетил Иерусалим и сказал, чтобы его название не упоминалось больше никогда в истории человечества и велел построить здесь город в свою честь - Элию Капитолину. Он был ярым язычником и на месте Голгофы и Гроба устроил два капища - Юпитеру и Венере, в которых происходили мерзости и осквернения. Так было поругано место, на котором совершилось наше спасение. Бесчинство продолжалось двести лет, пока не пришел на римский престол первый христианский император Константин. Он решил отыскать все места, связанные с жизнью Спасителя и там построить христианские храмы. Была снабжена экспедиция во главе с его матерью царицей Еленой. Она приехала в Иерусалим и узнала, что Крест Господень может находиться под капищем Венеры. При раскопках были обретены три креста и гвозди, которыми прибили тело Спасителя. Чтобы узнать, какой Крест Христов, по очереди возложили их на умершего человека из проходящей неподалеку похоронной церемонии. Когда возложили Крест Христов, покойник воскрес. Это было чудо. Патриарх Макарий и царица Елена от радости поднимали Крест, а народ восклицал: " Господи, помилуй " . Частицы Креста и гвозди Елена увезла в Константинополь, а на этом месте был заложен храм в честь Воскресения Христова, освященный в 335-м году. Через год вышло постановление, чтобы каждый год отмечался великий праздник Воздвижения Креста Господня. С тех пор он совершается в Церкви " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варнава (Беляев), еп. Печерский. Фотография. 20-е гг. XX в. (Беляев Николай Никанорович, 12.05.1887, с. Раменское Бронницкого у. Московской губ.- 6.05.1963, Киев), еп. Печерский, вик. Нижегородской епархии. Из семьи слесаря ткацкой фабрики, религиозным воспитанием обязан матери - дочери диакона погоста Дорки Загорновской вол. Бронницкого у., в детстве и отрочестве любил читать книги духовного содержания, особенно жития святых. В 1910 г. Беляев познакомился со старцами Смоленской Зосимовой пуст. игум. Германом (Гомзиным) и иером. Алексием (Соловьёвым), стал духовным сыном последнего. В 1908 г. Беляев окончил с золотой медалью 3-ю московскую гимназию, по благословению архим. Оптиной пуст. прп. Варсонофия (Плиханкова) в 1911 г. поступил в МДА. 11 июня 1911 г. в Зосимовой пуст. ректором МДА еп. Феодором (Поздеевским) был пострижен в монашество с наречением имени в честь ап. Варнавы, вскоре рукоположен во иеродиакона, в 1913 г.- во иеромонаха. Во время учебы в академии В. часто посещал мон-ри и скиты, расположенные вокруг лавры, знакомился с насельниками и образом их жизни. В 1915 г. он окончил академию со степенью канд. богословия за соч. «Св. Варсонофий Великий. Его жизнь и учение» и был назначен преподавателем гомилетики в Нижегородскую ДС, где прослужил до ее закрытия летом 1918 г. Указом Свящ. Синода от 13 февр. 1920 г. В. был определен к епископской хиротонии на Васильсурское вик-ство Нижегородской епархии, хиротония состоялась 29 февр. того же года. В нач. авг. того же года В. был назначен епископом Печерским. Летом 1922 г. духовенство Н. Новгорода во главе с архиепископами Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым) , а также Нижегородскими викариями, в т. ч. В., приняло резолюцию о признании обновленческого Высшего церковного управления . Впосл., объясняя свой поступок, В. писал, что это был «плод малодушия и послушания». Через нек-рое время В. поехал в московский Даниловский мон-рь к архиеп. Феодору (Поздеевскому), чтобы принести покаяние, но тот его не принял, и В. отправился в Зосимову пуст., где иеросхим. Алексий (Соловьёв) наложил на него епитимью.

http://pravenc.ru/text/154275.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОРОФЕЙ ГАЗСКИЙ [греч. Δωρθεος τς Γζης; Дорофей Палестинский; авва Дорофей] († кон. VI в.), прп. (пам. 5 июня), подвижник, аскетический писатель, основатель и игумен мон-ря, располагавшегося недалеко от г. Газы , одного из важнейших монашеских центров в Палестине. Хотя издревле Д. Г. был известен как преподобный (σιος), в древних греч. Минеях и Синаксарях, так же как и в лат. мартирологах, его литургическое почитание не было зафиксировано. А. И. Пападопуло-Керамевс в соч. «Иерусалимская библиотека» упоминает греч. службу Дорофею, к-рая сохранилась в рукописи XIX в., написанной в Саввы Освященного лавре ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1891. Σ. 363). Жизнь Непосредственными источниками сведений о жизни Д. Г. служат его сочинения, Житие прп. Досифея, ученика Д. Г., окончательный вариант к-рого был создан не ранее кон. VI в., а также «Ответы» его духовных наставников прп. Варсонофия и Иоанна (см. ст. Варсонофий Великий ). Адресация большей части «Ответов», обращенных к Д. Г. (Отв. 249-335/Ep. 252-338; таблицу соответствия разных изданий «Ответов» см.: ИАБ. С. 230-232), устанавливается согласно примечанию, сохранившемуся в рукописи Ath. Iver. 1307: «Знак, что блаженный авва Дорофей начал вопрошать», а для 5 предшествующих (Отв. 244-248/Ep. 247-251) - на основании того, что в нек-рых рукописях они, как и следующие за ними, были адресованы тому же лицу. Неизвестный собиратель сочинений Д. Г., живший в VII в., не составил его пространное Житие, по-видимому, из-за того, что не располагал достаточными данными (ср.: Послание к брату. С. 16-17/Ep. ad fratrem. 4). Сведения из Acta Sanctorum (ActaSS. Iun. T. 1. P. 591-613) вторичны по отношению к этим источникам. Долгое время исследователи излагали различные гипотезы о времени жизни Д. Г., предлагая датировки от V до VII в. Иером. Климент (Зедергольм) в краткой заметке, предваряющей рус. перевод сочинений Д. Г., исходя из неправильной датировки затвора прп. Варсонофия Великого (см.: ПЭ. Т. 6. C. 686), предположил, «что преподобный Дорофей жил в конце VI и начале VII в.» (Душеполезные поучения. М., 2001. С. 5). Архиеп. Филарет (Гумилевский) относил время кончины Д. Г. к 620 г. ( Филарет (Гумилевский). Учение. Т. 3. С. 157). Однако в нач. XX в. франц. патролог С. Веле, сравнив данные, содержащиеся в творениях Д. Г., со свидетельствами Евагрия Схоластика ( Evagr. Schol. Hist. eccl. 17. 22//PG. 147. Col. 273), блж. Иоанна Мосха ( Ioan. Moschus. Prat. spirit. 166//PG. 87. Col. 3033) и одной из редакций лат. Жития прп. Варсонофия, установил наиболее вероятную хронологию, согласно к-рой Д. Г. родился в нач. VI в., основал мон-рь после 540 г. и умер между 560 и 580 гг. Предлагались также и более ранние датировки кончины святого (550-560; см.: Scouteris. 2000. P. 33).

http://pravenc.ru/text/180299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА И НЕКТАРИЙ (Застолбские Иван Елизарович и Нестор Иванович; † между 1563 и 1576, Казань), преподобные (пам. в 1-ю субботу после 4 окт.), Казанские, сподвижники святителей Гурия (Руготина) и Варсонофия в деле учреждения Казанской и Свияжской епархии . И. и Н. упоминаются в 10-й гл. Жития святителей Гурия и Варсонофия, составленного Казанским митр. сщмч. Ермогеном (впосл. патриарх Московский и всея Руси) в 1596-1597 гг. Житие основано на рассказах очевидцев и на воспоминаниях автора, поэтому можно предположить, что сщмч. Ермоген знал И. и Н.; автор Жития принимал участие в обретении нетленных мощей святителей Гурия и Варсонофия, а также И. и Н. Преподобные И. и Н. упоминаются в службе свт. Гурию. 26 мая 1555 г. свт. Гурий был направлен царем Иоанном IV Васильевичем в новоучрежденную Казанскую епархию вместе с архимандритами св. Германом (Садыревым-Полевым) и св. Варсонофием. Также в Казань прибыли иноки Песношского мон-ря Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр и инок Андроникова мон-ря Симеон. По повелению царя Иоанна IV в Казань поехал московский боярин И. Е. Застолбский для помощи архиеп. Гурию и попечения о житейских делах. И. Е. Застолбский принадлежал к знатному роду служилых людей. Предок Застолбских Акинф Великий был праправнуком Ратши и 2-м сыном героя Невской битвы Гаврилы Алексича. Первый носитель фамилии Застолбский, Роман Иванович, приходился Акинфу Великому праправнуком. Родовые владения Застолбских находились в Бежецком Верхе, с. Застолбье существует и ныне (в Рамешковском р-не Тверской обл.). И. Е. Застолбский записан в Тысячной книге 1550 г. как сын боярский 3-й статьи по Переславлю-Залесскому, а в дворовой тетради 1550 г. как дворовый сын боярский. Свт. Гурий прибыл в Казань в июле 1555 г., когда в крае еще продолжались военные действия. Вскоре по их окончании в 1557 г. архиепископ занялся широкой миссионерской и хозяйственно-экономической деятельностью, направленной на утверждение Православия и укрепление положения новой кафедры.

http://pravenc.ru/text/578340.html

митрополит Феофан (Туляков) Указатель авторов и сочинений, приведенных в исследовании 1683 I. Основные источники: Библия, творения св.отцов и учителей Церкви, жития святых, летописи и исторические сочинения Варсонофий Великий и Иоанн прпп. Руководство к духовной жизни. Москва, 1855. Пер. с греч. Святогорца Никодима (1803). Григорий Палама , св. митр. Солунский. Семь книг против Акиндина. Моск. синод. библ., рукоп. Его же. Три творения, не бывшие изданными. Греч. текст и рус. пер. еп.Арсения. Новгород, 1895. Ефрем Сирин. О вооружении монаху. Творения; ч.3. Сергиев Посад, 1912. Его же – на слова: «Положи, Господи, хранение устом моим» ( Пс.140:3 ). Творения, ч.4. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1900; «Почему Бог одни прошения наша приемлет, а другие отвергает?». Творения, ч.5. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1901; Толкования на Книгу Бытия. Творения, ч.6. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1901. Исаак Сириянин. Слова подвижнические. Изд. 3-е испр. Сергиев Посад, 1911. Иоанн Мосх. Луг духовный. Пер. с греч. свящ. М.Хитрова . Св.-Троице-Серг. Лавра, 1896. Никита Стифат прп. Третья умозрительных глав сотница. Добротолюбие. В рус. пер. m.V. Москва, 1900. Феофилакт блж., архиеп. Болгарский. Благовестник. Казань, 1906. Ambrosius Mediolanus. Commentarius in Epistolam ad Timotheum secundam. Migne Patrologiae cursus completus, series latina, t.17. Arnobius Afer. Disputationum adversus gentes libri septem. Migne. P.s.lat., t.5. Athanasius Alexandrinus. Oratio de incarnatione Verbi; Oratio contra Migne. Patrologiae cursus completus, series graeca, t.25; рус. пер. Творения, ч.I. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1912. Его же. Orationes adversus Arianos. Migne. P.s.gr., t.26; рус. пер. Творения, ч.II. Св.-Троице-Серг. Лавра, 1902. Augustinus Aurelius. Confessiones. Migne. P.s.lat., t.32; рус. пер. Творения, ч.I. Киев, 1901. Его же. Contra Academicos. Migne. P.s.lat., t.32. Его же. Epistola. CXX, XX. Migne. P.s.lat., t. 33. Его же. De Genesi ad litteram, Migne. P.s.lat., t.34. Его же. In Evangelium Ioannis tractatus. Migne. P.s.lat., t.35.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010