В Иерусалиме центром празднования Вознесения Господня стала Елеонская гора Иерусалим, 5 июня 2008 г. Часовня Вознесения на горе Елеон (русское наименование— «Стопочка») и русский монастырь Вознесения Господня (Спасо-Вознесенский женский монастырь или Елеонский женский монастырь) принадлежащий РПЦЗ, стали центром празднования Вознесения Господня в Иерусалиме. В соборе Вознесения Господня русского Вознесенского монастыря состоялось праздничное богослужение, которое возглавили архиепископ Берлинский и Германский Марк и архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий. Им сослужили начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон и 18 священнослужителей, прибывших с паломническими группами из разных приходов Московского Патриархата и РПЦЗ, находящихся как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий поделился в интервью с корреспондентом «Седмицы.Ru» личными впечатлениями о богослужении и крестном ходе вокруг храма Вознесения Господня. Владыка Варсонофий отметил: «Господь, покидая этот мир, дал Свое благословение, и оно до сих пор пребывает с нами и продолжает действовать. Здесь, на Елеонской горе, мы особенно ощущаем это Божие благословение и особую благодать. Я – вдвойне, потому что служил здесь, на этом святом месте, вместе с архиепископом Марком». Мысли владыки Варсонофия продолжил владыка Марк: «Праздник Вознесения Господня всегда напоминает нам о том, что мы все должны возноситься молитвенно ко Господу, и не только сегодня, в этот великий праздник, но и каждый день нашей жизни. Насколько мы ленивы, столько и должны трудиться на этом пути. Я всегда в этот праздничный день с радостью пребываю среди сестер нашего монастыря, в своеобразном центре нашей зарубежной жизни в Иерусалиме. Сегодня здесь много паломников. Думаю, все они всегда будут вспоминать это большой праздник на том самом месте, где произошло Вознесение Господне». Часовня Вознесения («Стопочка») на горе Елеон (793 метра над уровнем моря) отмечает место, на котором Иисус Христос вознесся на Небо (Лк. 24:50-51). Главная ее святыня – камень, на котором отобразился отпечаток стопы Вознесшегося Иисуса Христа. Часовня известна с 370 года по РХ, перестроена в VI веке. Принадлежит она ныне мусульманам арабской деревни Аттур, расположенной на центральной вершине Елеона. Здесь, начиная с послеполуденных часов, 4 июня и 5 июня состоялись богослужения греков, армян, коптов и православных христиан Сирии.

http://pravoslavie.ru/26820.html

Митрополит Варсонофий награжден орденом святой Анны октября 2014 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  награжден орденом святой Анны. Церемония состоялась 5 октября в Александро-Невской лавре в присутствии наместника монастыря епископа Кронштадтского Назария, секретаря епархиального управления протоиерея Сергия Куксевича и протоиерея Александра Ткаченко. Орден вручил учредитель и председатель Императорского фонда исследований онкологических заболеваний великий Князь Георгий Михайлович, который приехал в Санкт-Петербург по случаю столетия со дня рождения его бабушки - великой княгини Леониды Георгиевны, покоящейся в Новой усыпальнице Петропавловского собора. Панихиду в тот же день по благословению правящего архиерея совершил епископ Назарий. " В прошлом году, когда мы торжественно отмечали 400-летие Дома Романовых, мы показали, какой вклад они внесли в историю России, и в том числе в историю православия. Много сделано нашими государями для строительства храмов, святых обителей, утверждению учебных заведений. Церковь благодарно молится о всех, кто внес большой вклад в развитие нашего Отечества и нашей Церкви. Мы поминаем и всех ныне здравствующих Романовых, чтобы Господь дал им сил и милости служить нашему народу. Слава Богу, что есть возможность осуществлять в нашей стране благотворительные проекты " , - сказал владыка. Императорский фонд исследований онкологических заболеваний учрежден 7 мая 2014 года. Он способствует развитию научного потенциала молодых исследователей, спонсирует ученых, поддерживает научно-исследовательские учреждения. Его директором назначен клирик Санкт-Петербургской епархии  протоиерей Александр Ткаченко  - руководитель петербургского  Детского хосписа . По благословению Святейшего Патриарха Кирилла священнослужители могут награждаться орденами в знак особого служения Родине и Церкви. Орден святой Анны был учрежден в 1735 году герцогом Карлом Фридрихом Гольштейн-Готторпским в память супруги Анны Петровны, дочери императора Петра I. Позже сын императрицы Анны Петровны и Карла Фридриха Карл Петр Уильрих был провозглашен бездетной императрицей Елизаветой Петровной наследником российского престола под именем Петр Федорович (Петр III). Он привез этот орден в Россию. Его вручали выдающимся россиянам, среди награжденных - великие полководцы Александр Суворов и Михаил Кутузов. После 1917 года орден был официально упразднен, но продолжил существование среди потомков царской семьи в эмиграции. 

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Митрополит Варсонофий поздравил петербуржцев с предстоящим праздником святого Александра Невского сентября 2014 Правящий архиерей пригласил всех желающих прийти на крестный ход Митрополит Варсонофий поздравил петербуржцев с предстоящим праздником святого Александра Невского - небесного покровителя города. " Имя благоверного князя хорошо известно не только православным верующим, почитающим его в лике святых как великого подвижника веры и благочестия, но и всем, кто любит Россию, изучает историю нашей страны и стремится передать эти знания и любовь детям. Особенно дорого и памятно имя благоверного князя жителям города на Неве, ведь именно здесь, на северо-западном крае древней Руси, великий князь жил, трудился и служил, управляя государством, совершая ратные подвиги и защищая православные святыни. Не случайно основатель северной столицы император Петр I собственноручно перенес из Владимира в учрежденный им Александро-Невский монастырь мощи благоверного великого князя. Это произошло 290 лет назад - 12 сентября 1724 года по новому стилю " , - говорится в поздравлении. " С тех пор день 12 сентября стал праздничным днем для императорской столицы Российского государства, а вскоре был включен в православный церковный календарь как празднование памяти святого Александра Невского. В 1743 году императрицей Елизаветой Петровной был учрежден праздничный крестный ход по Невскому проспекту к Александро-Невской лавре. В нем ежегодно участвовали тысячи людей во главе с членами императорской семьи. Так было вплоть до революции 1917 года.Затем наступил долгий перерыв, когда традиция эта была прервана - так же, как было разрушено и утрачено многое другое, что связано с православной верой и православной культурой " , - отмечено далее в обращении. " В прошлом, 2013 году, когда мы торжественно отмечали 300-летие основания Александро-Невской лавры, было принято решение возродить эту прекрасную давнюю общегородскую традицию и пройти праздничным крестным ходом по Невскому проспекту от Казанского кафедрального собора к лавре. Решение было поддержано властями города. Многим запомнился тот исторический крестный ход, собравший по разным оценкам от 50 до 90 тысяч участников. В этом году мы радуемся возможности продолжить возрожденную традицию " , - сказано в поздравлении.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Митрополит Варсонофий принял участие в X Парламентских встречах в Совете Федерации мая 2022 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 17 мая принял участие в X Парламентских встречах в Совете Федерации в рамках XXX Международных образовательных чтений " К 350-летию со дня рождения Петра Первого: секулярный мир и религиозность " . Встречу возглавили Святейший Патриарх Кирилл и председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко. Они осмотрели организованную в фойе выставку детских рисунков " Красота Божьего мира " , посвященную юбилейной дате, в также выставку " Петр Великий " , организованную Министерством культуры, Российским фондом культуры и Государственным историческим музеем. Портреты царя, членов его семьи и сподвижников, автографы и документы, ордена и медали, оружие, памятники прикладного искусства представляют эпоху петровских преобразований конца XVII - начала XVII вв. В заседании приняли участие члены Совета Федерации и Госдумы, представители администрации президента, правительства РФ, общественных, научных и образовательных организаций, постоянные члены Священного Синода, главы митрополий, архиереи и духовенство Русской Православной Церкви, представители Поместных Церквей и традиционных конфессий. Валентина Матвиенко отметила, что император Петр Первый - один из величайших правителей России. Духовность стала одним из столпов заложенного им фундамента российской государственности. " Сегодня, уже в новом тысячелетии, традиция соработничества Церкви и государства продолжается. Наши общие усилия направлены, в первую очередь, на заботу о человеке и помощь нуждающимся " , - добавила спикер верхней пропив парламента. Она привела примеры такого соработничества, среди которых православная служба социальной помощи " Милосердие " , сеть детских приютов и кризисных центров для женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, организация помощи инвалидам, бездомным, алко- и наркозависимым. Святейший Патриарх Кирилл провел исторические параллели между событиями на Украине и многочисленными попытками внешних сил разделить единство народов исторической Руси в прошлом. Он также представил свой взгляд на личность императора Петра Первого и ее значение для отечественной истории и культуры. В очередной раз Предстоятель высказался о тяжелой демографической ситуации в России и призвал как можно скорее разработать и принять закон о поддержке многодетных семей. Он вновь подчеркнул, что позиционирование аборта как бесплатной медицинской услуги, финансируемой из госбюджета, то есть из налоговых отчислений граждан, остается моральной проблемой общества, терпящего духовный урон и демографический кризис.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий возглавил в Пермской епархии торжества в честь 1000-летия преставления святого великого князя Владимира 25 августа 2015 г. 18:05 Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 25 августа 2015 года возглавил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Белогорского Николаевского мужского монастыря Пермской епархии. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий, епископ Кудымкарский и Верещагинский Никон, а также секретарь епархии протоиерей Андрей Литовка, исполняющий обязанности наместника обители иеромонах Дорофей (Гильмияров), духовенство Пермской митрополии. Песнопения исполнял архиерейский хор Перми. Среди молящихся присутствовал глава администрации губернатора Пермского края Анатолий Маховиков. По запричастном стихе было оглашено послание Святейшего Патриарха Кирилла в связи с 1000-летием преставления равноапостольного великого князя Владимира. От имени Его Святейшества управляющий делами поздравил жителей Пермского края с праздником и пожелал хранить и преумножать веру православную, которая получена благодаря историческому выбору святого великого князя Владимира. «Мы хорошо знаем, какую миссию совершил святой великий князь Владимир, — сказал владыка. — Мы знаем, какой была Русь до Крещения. Славяне проводили жизнь между добром и злом. С одной стороны, они отличались гостеприимством и мужеством, а с другой — заносчивостью, лукавством, совершали поступки, не достойные христианской нравственности. В то время христианство уже 1000 лет существовало на земле, а вот Русь еще не была святой. Были лишь раздельные славянские племена, которые жили, враждовали, иногда объединялись вместе. Конечно, попытки христианизации в разное время предпринимались. Мы помним миссию равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, которые просветили южных славян светом православной веры. Но этого было мало. Затем была миссия святой княгини Ольги. Она также немного славян привела ко Христу. Русь по-прежнему оставалась языческой.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Слово митрополита Варсонофия в праздник перенесения мощей святого Александра Невского сентября 2022 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на площади святого Александра Невского в день памяти перенесения его святых мощей 12 сентября 2022 г. Уважаемые высокие представители государственной власти! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Участники памятного торжества перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского! Сегодня большой праздник для всего города, небесным покровителем которого является великий князь. Мы совершили молитвенное шествие по Невскому проспекту и перед святыми вратами лавры вознесли молитву у его мощей. Сегодняшнее торжество вновь собрало под стягом Александра Невского тысячи и тысячи людей, став символом единения православного Санкт-Петербурга. Бог так устроил природу, что нехорошо человеку быть одному. В этой библейской мудрости заключён смысл единства, к которому мы призываемся, которое делает нас сильнее и лучше. Церковь во все времена говорит о преодолении разобщенности. Сегодня нас объединило богослужение, в котором мы участвовали, вознося молитвы. Объединили любовь к Богу и Его Святой Церкви, к нашему земному Отечеству - России. Нас сближает пример святого благоверного князя Александра, которому мы стремимся следовать - каждый на своём месте, куда его призвал и поставил Господь. Для государственных мужей святой князь - пример мудрого и дальновидного правителя, блестящего дипломата, который в трудный час здраво оценил внутри- и внешнеполитическую ситуацию, принял верное решение для сохранения страны, у руля которой стоял. Для военнослужащих ратные подвиги Александра Невского - это пример выдающегося полководческого таланта, как храбрости и мужества на поле брани, так и миротворчества, стремления решать конфликты не только силой оружия, но убеждающим словом. Для молодых людей жизнь благоверного князя - пример того, как можно использовать еще не истраченные силы, энергию и таланты для пользы Отечеству. Для всех нас святой Александр - пример беззаветной преданности России и Богу.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

составитель Терещенко Т. Н. ПРИРОДА Жизнь среди природы для приобретшего любовь и навык всматриваться в окружающее благодетельна тем, что спасает от мелочной односторонности мышления, сообщает воззрению широту, целостность и глубину (прп. Варсонофий, 20). Многие животные обладают так называемым двойным зрением, видят духов, что из людей видят обыкновенно только святые люди. У одного богатого помещика случился большой пожар в доме; накануне его, когда помещик отдыхал в своем кабинете, вдруг вбежал в комнату его отец, умерший незадолго перед тем, одетый, как в гробу, и воскликнул: «Пожар». Собака, спавшая тут же, бросилась на покойника с отчаянным лаем. Проснулся хозяин и ничего не мог понять, отчего лает собака, так как покойного отца своего он не видел, видел его только слуга, рассказавший потом об этом, да собака. В Священном Писании рассказывается, как ослица видела Ангела, заградившего ей путь, а пророк Валаам его не видел. Такое особенное видение у животных бывает, конечно, для нашего вразумления. Много назидательного дает нам окружающая нас природа. Все знают растение подсолнечник. Свою желтую головку он всегда обращает к солнцу, тянется к нему, откуда и получил свое название. Но случается, что подсолнечник перестает поворачиваться к солнцу, тогда опытные в этом деле люди говорят – он начал портиться, в нем завелся червь, надо скорее срезать его. Душа, алчущая оправдания Божия, подобно подсолнечнику, стремится, тянется к Богу, источнику света, если же она перестает искать Его, следовательно, такая душа гибнет. Необходимо в этой жизни ощутить Христа, кто не узрел Его здесь, тот никогда не увидит и там в будущей жизни. Но как увидеть Христа? – Путь к этому – возможно непрестанная молитва Иисусова, которая способна вселить Христа в души наши (прп. Варсонофий, 29). В этой книге 43 есть непонятные, таинственные места. Там увидите, как святые начинают познавать смысл видимой природы. Им дела нет до видимого механизма вещей, а смысл их они понимают. Подобно тому, как мы пользуемся часами и нам никакого дела нет до устройства механизма и химического состава их. Или еще, мы едим яблоко, ощущаем приятный вкус и не заботимся о том, какой его химический состав… Слышали, был писатель Баратынский, поэт? Он поклонялся германскому поэту Гете – не знаю, поклонялся ли он Христу? Когда Гете умер, он на его смерть написал стих (батюшка прочел наизусть это стихотворение, оно оказалось знакомым мне, но наизусть я его не знаю). Видите, здесь говорится, что Гете был великий гений, ум, который понимал всю природу: и журчание ручья, и шелест травы – все, все. Но едва ли это было так, скорее, это у Баратынского просто художественная гипербола. Но оставим Гете, возьмем одно это стихотворение. Белинский написал на него критику, где сказал, что «таков идеал человека». Да, он правду сказал: святые действительно начинают познавать смысл видимой природы (прп. Варсонофий, 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

21 марта 2012 года в Малом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий совершил водосвятный молебен и окропил освященной водой приготовленные для мироварения ингредиенты. 24 марта. ПРАВМИР. 21 марта 2012 года в Малом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий совершил водосвятный молебен и окропил освященной водой приготовленные для мироварения ингредиенты, сообщает Патриархия.ru . Затем все благовония были смешаны со специально подготовленным елеем — они будут настаиваться в течение следующих двух недель, сообщает пресс-служба Донского монастыря. По традиции Святой Церкви с этого молебна, который совершается в среду Крестопоклонной седмицы, начинается подготовка к чину мироварения, который на Страстной седмице возглавит Святейший Патриарх Кирилл. Мироварение совершается Предстоятелем Русской Церкви в Малом соборе Донского монастыря начиная с 1946 года. Освящение мира — одно из священнодействий Православной Церкви. Этот чин по традиции совершается только Предстоятелем Поместной Церкви, причем не каждый год, а по мере расходовании мира, освященного в предыдущие годы. Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. Торжественный чин варения мира для Русской Церкви совершается на Страстной седмице в Малом соборе Донского монастыря (до 1917 года для этих целей использовалась Крестовая (Мироваренная) палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле). В Великий понедельник Патриарх в сослужении клириков полагает начало мироварению. Освящение мира происходит в Великий четверг за богослужением в Богоявленском кафедральном соборе. Освященное миро по благословению Святейшего Патриарха раздается в епархии Русской Православной Церкви и используется при совершении Таинства Крещения, а также при освящении храмов.

http://pravmir.ru/v-donskom-stavropigial...

Почему болеют святые? За что их-то наказывает Бог ? Преподобный Варсонофий Великий советовал: «Желающим угодить Богу надобно пройти через небольшие скорби. Как же мы ублажим святых мучеников за страдания, которые они претерпели Бога ради, если сами не можем переносить и горячки?». Читайте также: О болезнях   Почему болеют святые? За что их-то наказывает Бог? Юра Отвечает Ирина ДМИТРИЕВА, редактор православной газеты Якутии «Логос» Юра, в Православии вопрос «за что?» не актуален. Разумнее искать ответ на вопрос «для чего?». По поводу «наказания» тоже не всё так просто. То, что грешный человек воспринимает как кару Господню, для святого – милость Божия, проявление Его любви к нему. Болезнь и немощь – удел не только больших грешников. «Более того, – писал учёный и богослов Н.Е.Пестов, – слабое, болезненное состояние тела типично для носителей высокого Духа». Но я не дерзну отвечать на Ваш вопрос, а попробую переадресовать самим святым. Что они-то говорят по этому поводу? Святитель Тихон Задонский учил: «Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу… [душа] научается смирению, терпению, памяти смертной и от неё усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты… О, болезнь горькое, но целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы… так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям… зарождаться в нас. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя… Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо». Преподобный Варсонофий Великий советовал: «Желающим угодить Богу надобно пройти через небольшие скорби. Как же мы ублажим святых мучеников за страдания, которые они претерпели Бога ради, если сами не можем переносить и горячки?». О себе святой пишет так: «Будучи болен, я никогда не ложился и не оставлял своего рукоделия, хотя и сильные болезни меня постигали. Но незадолго до того, как я заключился в келию, тщеславие ухитрилось и не стало допускать ко мне болезней: скорблю теперь, желая терпения, а что терпеть – не знаю».

http://pravmir.ru/pochemu-boleyut-svyaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010