Скачать epub pdf Часть первая I. Паломник. «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь» ( Ис. 62, 1 ). В половине VI века, когда еще Церковь была едина и не делилась на католическую и православную, в Карфагене в храм св. мученика Йулиана некоторое время ходил один молодой человек. Храмы у первых христиан пользовались исключительным почетом и вниманием. Они были местом обычной молитвы и прибежищем во всякой скорби. Они поэтому не стояли запертыми – каждый, почувствовавши потребность излить душу свою пред Богом в тишине и нерассеянии, ибо не у всех дома для этого такие уголки есть, легко мог найти под сводами их место для своего исповедания Богу 1 . Молодой человек в один из своих частых приходов в храм сидел и занимался здесь чтением священных книг. Кругом было тихо, ничто не рассеивало. Он был один. Но вот вошли три человека в монашеском одеянии. Вид их был благолепен. Они стали молиться. По окончании молитвы один из них сел, а двое других встали рядом. Молодой человек, обратившись к инокам, поклонился. Тот из них, который сидел, посмотревши на незнакомого юношу, сказал: – Что здесь делаешь, раб Божий Григорий, благую часть избравый, яже, по глаголу Господню ( Лк. 10, 48 ), не отымется от тебе? Юноша, услыхав, что его назвал по имени неизвестный человек, ужаснулся и пал старцу в ноги. – Прости меня, отче, и помолись за меня, грешного и унывающего. – О, если бы я имел твои грехи, чадо! – ответил тот. – Знай, – продолжал он, – что милосердный Бог открыл нам все о тебе. Итак, радуйся, что Он послал нас взять тебя и довести в святые места, которые ты желаешь видеть и куда мы также идем. Слезы выступили на очах Григория. – Благословен Бог , строящий все на пользу нашу, – сказал он в чувстве умиления. Вставши, все вышли из храма и пошли в молчании 2 . Григорий действительно имел горячее желание пойти во святый град Иерусалим поклониться святым местам. Палестина – Святая Земля, освященная жизнью, страданиями и смертью нашего Господа, с самых первых веков христианства сделалась центром паломничества. Сколько святых мужей и жен в древности отправлялось ко Святому Гробу, прежде чем выйти в пустыню на путь подвижничества или на служение миру! Таковы свв. Василий Великий , Григорий Нисский , Варсонофий Великий, Павла, Мелания, Евстолия 3 и многие другие. Сколько после них ходило туда же простых людей всех стран, всех национальностей, всех вер! Даже наши деревенские старушки превосходно знают дорогу в Палестину и Иерусалим... 4

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

1 Сей авва Серид был игуменом общежительного монастыря в Газе и духовным сыном великого Варсонофия, который чрез него передавал и сии ответы. 2 Иоанна безмолвника, называемого также Пророком, память 6 19 февраля. 3 Иоанну обители святого Саввы. 4 После того как он пришел в общежитие, близ которого великий Варсонофий находился в затворе. 5 Аввы Серида. 6 В славянском переводе: «увлажнил есть подчревность твою». 7 В славянском переводе: «учреди». 8 Как непременное правило. 9 В славянском переводе: по рвению. 10 Опытность. 11 В славянском переводе: по чину. 12 Т. е. еще не безмолвствуешь совершенно. 13 Побелели. 14 Вредный рыжеватый порошок на хлебе и растениях. 15 Т. е. куколя святого Варсонофия. Смотри Ответ 1-й. 16 Т. е. на игумена Серида. 17 В славянском переводе: смертныя. 18 По другому чтению: происходящее. 19 Короткая безрукавная одежда, или мантия древних отцов. 20 По другому чтению: и молитвою. 21 См. ответ 286. 22 Авве Сисою. См. Сказание о подвижничестве святых и блаженных отцов, стр. 248. (Изд. 1845 г.) 23 Так называет святой келлию свою. 24 В самый короткий зимний день солнце в Палестине восходит в начале восьмого часа, заходит почти в пять. Самый продолжительный летний день имеет несколько более 14 часов. В этот день солнце восходит в 4 часа 57 минут, заходит в 7 часов 03 минуты. См. «Душеполезное Чтение». Май, 1878 г., с. 109. Ст. «Климат Святой Земли». 25 Вероятно, старец говорит сие о себе, хотя и отклоняет от себя. 26 3 4 фунта 27 Т. е. плотская брань 28 Псалмопение не значит собственно пение псалмов, но везде употребляется в смысле молитвенного чтения оных. 29 Унция равняется 8 драхмам (золотникам). 30 В славянском переводе: исправлениях. 31 Зверохищный, звероядный, — поврежденный зверем (см. Исх. 22:31). Слово это означает животное, не совершенно умерщвленное зверем, но несколько поврежденное им и потому негодное в жертвоприношение. 32 В славянском переводе: тщеты. 33 Можно думать, что святой разумеет здесь себя; ибо ведущий других столь высоким путем к Богу, конечно, сам первый совершил сей путь, силою Святого Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4044...

208. Как учит о. Иоанн Кронштадтский об именах Божиих В своей книге об имебожной ереси С. В. Троицкий отводит особое место учению о. Иоанна Кронштадтского об именах Божиих, потому что имебожники с особенным усилием ссылаются на о. Иоанна, который будто бы совершенно разделяет их лжеучение. “В сущности говоря, пишет Троицкий, как бы ни учил о. Иоанн об именах Божиих, отношение Церкви к имебожникам не изменится нисколько. Хранительницей и выразительницей истинного учения веры является вся Церковь , а не какое-либо отдельное лицо, хотя бы и признанное святым. Учением Церкви нужно считать то, что исповедуется в ней всегда, везде и всеми, а не то, чему учило то или другое лицо, как бы оно авторитетно ни было. Даже в том случае, если бы учение Церкви с учением имебожников было не согласно, а учение о. Иоанна было бы согласно, то отсюда следовало бы только, что в данном вопросе о. Иоанн высказывает свое личное неправильное мнение. Такие мнения имели даже некоторые отцы Церкви. “Не мните же, яко аще и святии быша, пишет св. Варсонофий Великий, о таких святых: вся глубины Божия возмогоша понята». Но ничего подобного на самом деле нет, и учение о. Иоанна об именах Божиих вполне согласно не с учением имебожников, а с тем учением, которое выяснила Церковь , защищая догмат иконопочитания». Прежде всего, г. Троицкий замечает, что имебожники противоречат сами себе и пишут неправду, будто они свое учение утвердили на точном писании о. Иоанна. Ведь если бы они были действительно убеждены, что о. Иоанн учил так же, как они, то не стали бы и говорить об открытии ими нового догмата. Между тем, уже сам Иларион пишет, что его учение нигде не встречается. Следовательно, и он сознавал, что у о. Иоанна такого учения нет, и его последователи говорят, что “догматическая истина о том, что имя Божие есть Бог , не была доселе замечена богословами», а следовательно, по их же признанию, ее не было и у о. Иоанна. И действительно, за двадцать лет, когда те сочинения о. Иоанна, на которые ссылаются имебожники, разошлись в нескольких изданиях и нашли массу читателей, никто, решительно никто не усмотрел в них чего-либо подобного учению имебожников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

220–221. На опасном пути К сожалению, приходится отметить, что вождь имебожников А. Булатович не подает надежды к смиренному сознанию своего заблуждения. Вступив на путь самочинного мудрования, он стал на почву полемики с церковною властью, уже воображая себя вполне правоспособным богословом для такой полемики и для формулирования новых, в богословской науке еще неизвестных догматов. Почва опасная и Церковью не благословляемая! А что это так, что он на опасном пути, видно из того, что ведь не может же он отказаться от заявления схимонаха Илариона, что ими открыт “новый догмат», доселе как бы незамеченный, именно – что “имя Божие есть Сам Бог». А святые отцы, учители подвижничества, Иоанн Лествичник , Варсонофий Великий и другие, строго запрещают рядовым монахам заниматься исследованием догматов, указывая им смиренный путь послушания и предоставляя “догматствование» епископам. Ныне Булатович заявляет в своем “прошении» Святейшему Синоду, что “по одному своему званию схимонаха будучи всегда готов “смириться» (это слово он почему-то ставит во вносные знаки, что производит странное впечатление, как будто призыв Святейшего Синода к смирению по адресу инока носит какой-то специфический характер), да и вообще никогда не стыдясь сознать свою ошибку, в особенности если эта ошибка может иметь пагубные последствия не только для него, но и для многих других», он “с радостью готов и смириться и отстать от заблуждения, но»... Но прежде, чем читать его условия, на каких он “готов смириться», я не могу не напомнить ему нашей беседы в больнице, в Петербурге: г. Троицкий и я довели его до сознания, что он неправильно перевел из греческой Постной Триоди слово Бог, для понятия “Бог» у греков есть специальное слово. Мы предложили ему немедленно, теперь же, напечатать в “Колоколе» или в каком угодно издании, что он исправляет свою ошибку. На это он не согласился, сказав, что исправит во втором издании своей “Апологии». Правда, он дал на бумаге нечто вроде такой поправки для представления Святейшему Синоду, но когда я прочитал эту поправку в Синоде, то она была признана довольно двусмысленною и недостаточной, да притом автор все же меня не уполномочил ее напечатать. Итак: мы вправе сомневаться и теперь, что он действительно “готов» сознаться в своем заблуждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

69 святынь Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» — особо почитаемый список чудотворной афонской иконы «Скоропослушница» находится для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре г. Санкт-Петербург. «Невская Скоропослушница» была написана на Святой Горе в русском Пантелеимоновом монастыре. Этот образ вместе с некоторыми другими святынями из Афо­на (частицей Древа Креста Господня и частицей мощей св. вмч. Пантелеимона) был привезен в Россию в 1877 г. двумя русскими иеромонахами Афанасием и Варсонофием. Они приехали в Петербург для сбора по­жертвований на возрождение древнего храма в Мирах Ликийских в Турции — месте первоначального пребывания мощей Святителя и Чудотворца Николая. Монахи остановились в Александро-Невской Лавре, однако вскоре, по благословению Святейшего Синода, в их ведение была передана Александровская часовня, возводимая на углу Мытнинской и 2-й Рождественской улиц близ Старо-Александровского рынка. Часовня, построенная на средства купцов Калашниковых, была задумана в память о спасении императо­ра Александра II от покушения в 1867 г. После ее передачи в ведение афонских иноков, святыни, помещенные в часов­не, помогали собирать средства на возрождение Мирликийского храма. Проекту возрождения храма в Турции помешала русско-турецкая война (1877 – 1878 гг.), монахи-сборщики вернулись на Афон, передав собранные средства в Синод, а Александровская часовня оказалась в ведении Санкт-Петербургского епархиального управления. Вскоре часовня сгорела, и на пе­пелище был обнаружен лишь частично опаленный, но с сохранившимся ликом об­раз Богоматери «Скоропослушницы». Чудесное спасение из пожара прославило святыню на весь Петербург и всколыхнуло невиданную волну народной любви и почитания. В 1888 году заново отстроенная каменная часовня вместе с образом «Скоропослушницы» перешла в ведение Императорского Православного Палестинского Общества (основано в 1883 г.). Председатель Общества великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. Средства, собранные на возрождение Мирликийского храма, были перенаправлены на строительство русского храма в г.

http://elitsy.ru/holy/temple/7141/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец (+ 1569) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 9 янв. в связи с его мученической кончиной, 3 июля в день перенесения мощей из Соловецкой обители в Москву и 5 окт. вместе с Собором святителей Московских Боярский род Колычевых, из которого происходил святитель Филипп, митрополит Московский, вышел в XIII в. из Пруссии, населенной тогда славянами. Отец его, боярин Стефан, занимал важную должность при дворе вел. князя Василия III Иоанновича (1503— 1533). Мать его, Варвара, овдовела, приняла постриг с наречением имени Варсонофия и основала в Москве Варсонофиевский монастырь, а при нем кладбище для убогих, нищих, странников и казненных. Память об этом монастыре, давно уже не существующем, сохранилась лишь в названии Варсонофиевского переулка. Инокиня Варсонофия чтилась как одна из московских праведниц. Благочестивая чета бояр Колычевых отличалась особым милосердием к бедным. В 1507 г. родился старший сын их — Фео-дор. Благочестивое воспитание, которое в то время одинаково давали детям всех сословий, как нельзя лучше подготовляло к духовной жизни. Начиналось оно в семилетнем возрасте изучением Часослова и Псалтири. С детства полюбил Феодор Колычев чтение Священного Писания и житий святых. В юношеском возрасте ему, как боярскому сыну, пришлось учиться верховой езде и воинским упражнениям. Но не лежало к этому его сердце. Веселого общества своих сверстников он избегал, предпочитая ему степенную беседу старших. Рано приучил его отец к ведению хозяйства. Двадцати шести лет он был представлен вел. князю Василию Иоанновичу, который обратил на него внимание. Но скоро великий князь умер, и Феодор остался при дворе нового вел. князя — Иоанна IV Васильевича, которому было тогда три года.

http://sedmitza.ru/lib/text/436772/

Архангельск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). Успенский храм на Бору /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Храм стоял на углу наб. Северной Двины и ул. Успенской (ныне ул. Логинова). В 1626 г. по грамоте Патриарха Филарета от 31 марта построили деревянную Успенскую церковь. Цитата из грамоты: «...яз смиренный и великий Господин и Государь святейший Филарет патриарх Московский и всея Руси попа Ксенофонта пожаловал благословить на те храм велел лес ронить и в том лесу воздвигнуть новой храм во имя пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея успения на том же наволоке Архангельского города над Двиною по нижнюю сторону и гостиных дворов на Жабинском наволоке на борках на новом месте... - писано на Москве лета 7134 (1626 г. - Л.П.) марта в 17 день». Строителем этой церкви был священник Ксенофонт Козмин. К северу от церкви начинался густой сосновый бор, давший этой церкви еще одно название - Боровская. Построенная на довольно возвышенной местности, называемой Жабинским наволоком и еще Сальным берегом потому, что здесь архангельские купцы производили и торговали салом морских зверей, церковь через шесть лет сгорела. Но по грамоте Филарета же от 30 апреля 1632 г. возведена вновь. По церковному преданию, в 1631 г. в ней случилось чудесное происшествие. Замыслив обокрасть церковь, ночью через окно в нее залез вор. Вдруг обоконие сжалось и сдавило его. Наутро, оцепеневшего от ужаса, его даже не смогли вытащить. Лишь «по свершении молебствия обоконие отторгнулось», освободив беднягу. Деревянная церковь горела часто и снова восстанавливалась. В 1640 г. с северной стороны к ней пристроили придел во имя Симеона Столпника, а в 1672 г. рядом поставили Воздвиженскую церковь, перенесенную из Немецкой слободы. Очевидно, Успенская церковь опять горела, так как 6 сентября 1685 г. вновь была освящена. В 1694 г. в Успенской церкви в день Петра и Павла присутствовал Петр I, слушал всенощное бдение. К XVIII в. деревянные церкви сильно обветшали, и прихожане во главе с полковником И.Я. Баршем 13 октября 1742 г. подали архиепископу Варсонофию (Щеныкову) челобитную. Они просили благословения на строительство каменного Успенского храма с двумя придельными церквами, указав при этом, что надлежащие материалы для строительства уже приготовлены. В том же году 18 октября была произведена закладка храма, на месте разобранной Успенской церкви стали возводить каменную с приделом Воздвижения Креста Господня на южной стороне, а Симеона Столпника - на северной. Теплый трапезный храм с названными приделами освящен в 1744 г., а главный холодный - в 1753 г. Затем приделы переименовали: Крестовоздвиженский - в Вознесения Господня, а Симеона Столпника - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1752 г. над входом в церковь выстроили колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=55631

«Гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность, от которой человек не освободится, если не прольёт крови своей» 28 февраля, 2009. Преподобный авва Дорофей Какой человек, желая научиться искусству, постигает его из одних слов? Нет, сперва он работает и портит, работает и уничтожает своё дело: и так мало-помалу, трудами и терпением научается искусству с помощью Бога, взирающего на его труд и произволение. А мы хотим искусству искусств научиться одними словами, не принимаясь за дело. Возможно ли это? Знаменитый духовный писатель древности преподобный авва Дорофей жил приблизительно в конце VI-ro и начале VII-ro века. Раннюю молодость он провел в прилежном изучении светских наук. Подвизался он в Палестине, в монастыре аввы Серида. В течение 10 лет преподобный Дорофей был келейником у преподобного Иоанна Пророка. По кончине аввы Серида и св. Иоанна Пророка, когда общий наставник их Великий Варсануфий принял на себя совершенное молчание, преподобный Дорофей удалился из общежития аввы Серида и основал другую обитель, иноков которой окормлял до самой кончины. Преподобный Дорофей знаменит своим литературным наследием: поучениями (числом 21), посланиями (числом 10) и записью ответов старцев Варсонофия Великого и Иоанна Пророка на вопросы преподобного Дорофея (числом 87). Труды аввы Дорофея являются классикой аскетической литературы, изучаются монашествующими и мирянами как источник анализа помыслов и движений души христианина. …Случается, что, когда между братиями произойдёт смущение или возникнет неудовольствие, один из них поклонится другому, прося прощения, но и после сего продолжает скорбеть и иметь помыслы против брата. Таковой не должен пренебрегать сим, но пресечь оные вскоре, ибо это есть злопамятность; а она, как я сказал, требует от человека многого внимания, чтобы в оной не закоснеть и не погибнуть. Кто поклонился, прося прощения, и сделал это ради заповеди, тот в настоящее время исцелил гнев, но против злопамятности ещё не подвизался, и потому продолжает скорбеть на брата.

http://pravmir.ru/gnev-esli-zakosneet-ob...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Епископ Иустин Скачать epub pdf Житие преподобного и богоносного отца нашего Нила Сорского Великий отец Русской Церкви, по своему подвижничеству и наставлениям, учитель скитской простоты и созерцательной жизни, преподобный Нил, по прозванию Майков, родился в 1433 году. О происхождении и месте рождения преподобного Нила ничего неизвестно. Но, без сомнения, он был великороссиянин и, судя по его обширным связям с важными лицами и по высокому его образованию, надо полагать, что и сам он принадлежал к роду боярскому. Правда преподобный Нил называет себя невеждой и поселянином, но невеждой он мог назвать себя по глубокому смирению, а поселянином – потому что родился и жил в отчине своих предков между сельскими обитателями. Пострижение в монашество преподобный Нил получил, и начало иноческой жизни полагал в обители преподобного Кирилла Белоезерского. Здесь он пользовался советами умного и строгого старца Паисия (Ярославова), который потом был игуменом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и был приглашаем в митрополиты, но, по смирению своему, отказался от этого великого сана. Прожив в Кирилловой Белоезерском монастыре несколько времени, Нил вместе с учеником своим и сотрудником, монахом Иннокентием, из рода бояр Охлебининых, путешествовал ко святым местам, на Восток, чтобы в опытах тамошних подвижников видеть жизнь духовную: был он, по его словам, «на горе Афонской, в странах цареградских и других местах». Живя несколько лет на Афонской горе и путешествуя по монастырям Константинопольским, преподобный Нил особенно в это время напитал дух свой наставлениями великих отцов пустынных, которые путем внутреннего очищения и непрестанной молитвы, совершаемой умом в сердце, достигали светоносных озарений Духа Святого. Преподобный Нил не только изучил умом и сердцем, но и в постоянное упражнение своей жизни обратил душеспасительные уроки богомудрых отцов – Антония Великого , Василия Великого , Ефрема Сирина , Исаака Сирина , Макария Великого , Варсонофия, Иоанна Лествичника , Аввы Дорофея , Максима Исповедника , Исихия, Симеона Нового Богослова , Петра Дамаскина , Григория, Нила и Филофея Синайских. Потому-то изречениями сих великих отцов и преисполнена его книга, называемая «Предание о жительстве скитском».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/i_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010