Идентификация К. Г. с Айн-Каной в Галилее, рядом с Назаретом, и с Каной в Ливане, недалеко от Тира, не имеет широкой поддержки ученых. Кафр-Кана Некоторые археологические находки, хранящиеся в Музее францисканцев в Назарете, свидетельствуют о существовании поселения в Кафр-Кане уже в бронзовом веке (см. также: Alexandre. 2009; Idem. 2011; Feig. 2009). Но наиболее активное строительство здесь начинается в римскую эпоху. На север от совр. Кафр-Каны по дороге Назарет-Тиверия, в районе Карм-эр-Раса, обнаружены древние руины (о том, что в Карм-эр-Расе сохр. базы 5 колонн древней синагоги, сообщал уже Б. Мейстерман ( Meistermann B. Guide to the Holy Land. L., 1923. P. 518; ср.: Bagatti. 2001. P. 41)). В 1955 г. Б. Багатти исследовал это место ( Bagatti. 2001. P. 41) и обнаружил там следы построек, архитектурные элементы, которые, по его мнению, принадлежали синагоге т. н. галилейского типа (с 3 рядами колонн - 2 параллельными рядами и поперечным с ориентацией главного фасада на юг). Фрагменты мозаичного пола с декоративным мотивом плетенки были раскрыты еще в 1901 г. к северу от алтаря францисканского храма (остатки древней синагоги). На мозаике сохранилась надпись на арам. языке, в к-рой упоминаются Иосиф, сын Танхума, сын Ботаха и его сыновья (ктитор мозаики). Характер надписи и стилистика мозаичного декора позволяют предположить, что мозаика принадлежала синагоге т. н. византийского либо промежуточного типов, появившихся под влиянием церковного зодчества IV-VI вв. К. Дофен датирует постройку III-IV вв. ( Dauphin. 1998. P. 726), однако в мозаиках есть элементы, характерные только для V в. (напр., гирлянды из повторяющегося мотива бутона, образующие на поверхности сеть из ромбов; ср. антиохийскую мозаику V в. со львом, к-рая хранится в Музее искусств в Балтиморе ( Dunbabin K. M. D. Mosaics of the Greek and Roman World. Camb., 2006 4. P. 179)), что позволяет отнести комплекс к нач. V в. Францисканская церковь Упоминания о христ. храме и мон-ре в К. Г. VIII и IX вв. скорее всего относятся именно к Кафр-Кане. В 1641 г. францисканцы купили в Кафр-Кане участок земли с домом, но только в 1881 г. здесь удалось завершить строительство и освятить храм. В 1889 г. была построена церковь на месте, где, как считают, стоял дом ап. Варфоломея. Обстоятельства не позволили Э. Гейслеру, назначенному руководителем раскопок, провести их в полной мере, однако ему удалось обнаружить остатки мозаичного декора христ. часовни, мраморные фрагменты, в т. ч. часть блюда из пурпурного порфира, добывавшегося под Асуаном, а также цистерну (Ibid. P. 45).

http://pravenc.ru/text/1470173.html

В XIX в. между нефами и предалтарным пространством была поставлена стена, убранная в 1918 г. военным губ. Иерусалима сэром Роналдом Сторрсом. В 1947 г. клуатр эпохи крестоносцев был отреставрирован по проекту А. Барлуцци . В 1990 г. крыша храма перекрывалась еще раз военной администрацией Израиля, а после событий, связанных с захватом его участниками палестинского сопротивления зимой 2001/02 г., потребовалось обновление интерьера храма. Монастыри в В. Первые мон-ри были созданы уже в 386 г. блж. Иеронимом и его ученицами, Павлой и Евстохией, но к нач. IX в. в мон-рях оставалось только 15 священников и монахов и 2 столпника. В 1016 г. бенедиктинец св. Бононий вновь организовал здесь общину. Сохранились различные части комплекса, окружавшего базилику в XII в. и ранее и принадлежащие католич., греч. и арм. жен. мон-рям. Исследования Багатти и Барлуцци (1947-1948) восстановили историю францисканского комплекса, работы 1988 г. позволили обследовать территорию арм. мон-ря к юго-западу от храма. При раскопках XIX-XX вв. на территории францисканского мон-ря была собрана богатая коллекция церковных древностей эпохи крестоносцев: 16 колоколов из набора XIII в. (найдены в районе клуатра при работах 1883-1906); 2 бронзовые чаши со сценами из жизни ап. Фомы; 2 серебряных подсвечника с владельческой надписью храма Рождества по-латыни («Да будет проклят тот, кто похитит меня с места Святого Рождества. Вифлеем») и 3 подсвечника лиможской эмали, а также навершие епископского посоха лиможской эмали и фрагменты органа XIII в. Проч. части комплекса остаются необследованными и восстанавливаются в основном по рисунку Амико 1596 г. В XII в. к северу от базилики (на участке, ныне занятом францисканским мон-рем и ц. вмц. Екатерины) сложился мон-рь канонис-августинок, сформированный при храме. Его планировка обычна для ордена августинцев: здания сгруппированы вокруг прямоугольного двора-клуатра (26,5 ´ 25 м) и оформлены в позднем романском стиле. Амбулаторий клуатра (шириной 3,5 м) был отделен от открытой части парапетом и перекрыт по стрельчатым аркам (4 травеи на каждой стороне; каждая травея открывалась во двор 3 проемами на сдвоенных колонках с резными капителями).

http://pravenc.ru/text/158886.html

34 Логачев К. И. Проблемы славянского перевода Нового Завета и современная западная библейская текстология//ЖМП. М., 1974. 11. С. 75–79. 36 Логачев К. И. Библейская группа при Ленинградской Духовной Академии//ЖМП. М., 1974. 9. С. 78–80. 37 Логачев К. И. Документы Библейской Комиссии. Рукописный материал для научного издания славянского перевода Ветхого Завета//БТ. М., 1975. 13. С. 208–235. 38 Логачев К. И. Документы Библейской Комиссии. Организация, принципы работы и деятельность Комиссии в 1915–1921 годах//БТ. М., 1975. 14. С. 166–255. 39 Логачев К. И. О некоторых опытах работы над переводом Нового Завета//ЖМП. М., 1975. 1. С. 76–79. 41 Логачев К. И. Библейская Комиссия и изучение истории Библии у славян (по неопубликованным документам Комиссии)//ЖМП. М., 1974. 7. С. 76–80. 48 Логачев К. И. Критические издания текстов Священного Писания как представители рукописного материала//БТ. М., 1975. 14. С. 144–153. 51 Сорокин В., прот. Миллар Берроуз. Больше света на свитки Мертвого моря. Нью-Йорк, 1958, 425 с.//БТ. М., 1971. 6. С. 235–240. 54 О нем см.: ИВАНОВ Михаил Степанович//Православная энциклопедия. URL: http://www. pravenc.ru/text/200487.html (дата обращения: 25.12.2017). 65 Архимандрит Феодор, в 1862 подал прошение о снятии монашеского сана. О нем см.: БУХАРЕВ, Александр Матвеевич//Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/153711.html (дата обращения: 23.12.2017). 67 Гиляшев И., свящ. Христианская любовь по писаниям св. апостола Иоанна Богослова//ЖМП. М., 1965. 5. С. 74–77. 71 Сперанский М., прот. Первоверховные апостолы Петр и Павел (к 1900-летию со времени мученической кончины)//ЖМП. М., 1967. 7. С. 60–76. 83 О нем см.: Иванов М. С. Доцент Николай Николаевич Ричко [некролог]//ЖМП. М., 1972. 7. С. 30–32. 92 Григорий (Лебедев), еп. Евангельские образы. (Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Марка)//БТ. М., 1976. 16. С. 5–32; 1977. 17. С. 3–84. 95 Григорий (Лебедев), еп. Евангельские образы. (Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки)//БТ. М., 1980. 21. С. 170–180.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

С., содержащимися в его собственных сочинениях: между 340 и 350 гг. ( Gr ü tzmacher. 1969. Bd. 1. S. 48, 105), 344 г. ( Forget. 1924. Col. 894), 347 г. ( Cavallera. 1922. T. 1. P. 3; T. 2. P. 10); последняя дата в наст. время считается общепризнанной ( Gribomont. 1986. P. 213; Rebenich. 2002. P. 4; Williams. 2006. P. 15, 268). По сообщению самого И. С., он род. в небольшом укрепленном городке Стридон (oppidum Stridonis), расположенном на границе Далмации и Паннонии ( Hieron. De vir. illustr. 135; cp.: Ep. 66. 14). Однако точное местонахождение этого городка не установлено ( Kelly J. 1975. P. 5; Williams. 2006. P. 268). Предполагают, что Стридон мог находиться или в Вост. Италии, где она граничила с этими провинциями ( Vallarsi. 1845. Col. 7-8, 13; Cavallera. 1922. T. 1. P. 3; T. 2. P. 69-71), или в Далмации, недалеко от границы с Паннонией, поскольку еп. Палладий, лично знавший И. С., называл его «далматинцем» ( Pallad. Hist. Laus. 41. 2; см.: Kelly J. 1975. P. 1, 5; Altaner B. Patrologie. Freiburg i. Br., 1978. S. 394). Блж. Иероним Стридонский. Фрагмент иконы «Святые Антоний Великий, Иероним Стридонский, Николай Чудотворец, Иаков Зеведеев (?)». XVI в. (ГРМ) Блж. Иероним Стридонский. Фрагмент иконы «Святые Антоний Великий, Иероним Стридонский, Николай Чудотворец, Иаков Зеведеев (?)». XVI в. (ГРМ) И. С. род. в знатной и богатой семье, возможно греч. ( Kelly J. 1975. P. 6) или лат. происхождения ( Cavallera. 1922. T. 1. P. 3), владевшей собственностью в Стридоне и обширными поместьями с многочисленными рабами и слугами ( Hieron. Ep. 66. 14; Adv. Rufin. I 30). Выдвинутая архиеп. Филаретом (Гумилевским) гипотеза о слав. происхождении И. С. ( Филарет. Учение. Т. 2. С. 259. Примеч. 1) была подвергнута критике Диесперовым ( Диесперов. 2002. С. 8) и не поддерживается совр. исследователями. Хотя в семье И. С. говорили по-латыни, от местных крестьян и рабов И. С. научился отдельным выражениям иллирийского языка ( Hieron. In Is. Col. 253; Kelly J. 1975. P. 8). Из членов семьи И.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

La deuxième Conférence panorthodoxe à l " île de Rhodes (26–29 septembre 1963), in: Vest. Ekzarchata 45 (1964) 5–25. Dogmatieskoe postanovlenie «0 Cerkvi» Vtorogo Vatikanskogo Sobora s pravoslavnoj toki zrenija, in: Vest. Ekzarchata 56 (1966) 222–238. Duch Svjatoj v christianskoj izni po ueniju prepodobnogo Simeona Novogo Bogoslova, in: Vest. Ekzarchata 91/92 (1975) 171–192. L " ecclésiologie de Saint Basile le Grand, in: Vest. Ekzarchata 66 (1969) 75–102. Εσγησις ες τò ρτημα τν γγλικανν «Τò Σωτηριδες ργον το Χρστο ν τ Σταυρ κα τ ναστσει, in: Ekkl. Pharos 55(1973)51–66. Ekkleziologija svjatogo Vasilija Velikogo, in: Vest. Ekzarchata 62/63 (1968) 122–150. Les Entretiens théologiques concernant les ordres anglicans entre l " Eglise Anglicane et l " Eglise Orthodoxe Russe, Londres 10–11 novembre 1966, in: Vest. Ekzarchata 60 (1967) 201–214. Eše о Chalkidonskom Sobore i malabarskich christianach (Po povodu stat’i N.M. Zernova «Cto otdeljaet nas ot ortodoksal‘noj cerkvi junoj Indii», in: Vest. Ekzarchata 38/39 (1961) 153–161. «Essence créée» et «essence divine» dans la théologie spirituelle de S. Syméon le Nouveau Théologien, in: Vest. Ek­zarchata 75/76 (1971) 151–170; in: Studia Patristica 13 (1975) 2, 210–226. τερα Κεφλαια. Grégoire Palamas ou Syméon le Nouveau Théologien?, in: Vest. Ekzarchata 44 (1963) 205–210. Infaillibilité ou indéfectibilité?, in: Vest. Ekzarchata 93/96 (1975) 39–51. Interorthodoxe Kommission für den Dialog mit den Anglikanern, in: StdO 1972, 5, 36–41. Interview für die Zeitung «Le Libre Belgique» vom 26.1.1980. Is a New Orthodox «Confession of Faith» necessary?, in: St. Vladimir’s Seminary Quarterly 11 (1967) 69–72. Ispoved’ i svjašenstvo u prep. Simeona Novogo Bogoslova, in: Vest.russ.chr.dv. 129 (1979) 25–36. Das kirchliche Leben in der UdSSR, in: Informationen aus der orthodoxen Kirche N.F. 5-II (Frankfurt/M 1975) 34–38. Ma Rencontre avec la Russie. Buenos Aires 1953. 226 S. Mat‘ Marija (Skobcova) (K 25-letiju so dnja koniny), in: mP 1970, 5, 30–42.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

78 Донини А. У истоков христианства. М., 1979. C. 196–197; Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989. С. 171; Andresen C. Die Kirche der alten Christenheit. S. 286; Aland K. Geschichte der Christenheit. Gütersloh, 1980. Bd. 1. S. 157; Balsdon J. P. Rome: the Story of an Empire. New York, Toronto, 1970. P. 211; Bednarczyk K. Formula mocy. Warszawa, 1977. S. 97; Blanchetiere F. Le christianisme asiate aux lleme et llleme siècles. Lille, 1981. P. 366; Brauer G. The Age of the Soldier Emperors. New Jersey, 1975. P. 28; Chadwick H. The Early Church. London, 1967. P. 118; Durant W. Caesar and Christ. New York, 1944. P. 650; Elliott- Binus L. E. The Beginnings of Western Christendom. Greenwich, 1957. P. 387–388; Franzen A. Kleine Kirchengeschichte. Freiburg, 1975. S. 60; Ferguson E. The Backgrounds of Early Christianity. P. 569; Frend W. H. C. Martyrdom and Persecution in the Early Church. P. 405–406; Gregoire H. Les persecutions dans l " empire Romain. Bruxelles, 1964. P. 41; Huvelin H. Cours sur l " histoire de l " Eglise. Paris, 1965. T. 3. P. 175–176; Hyde W. W. Paganism to Christianity in the Roman Empire. Philadelphia, 1946. P. 177; Jonson P. A History of Christianity. London, 1976. P. 73; Manaresi A. L " impero romano e il cristianesimo. Torino, 1914. P. 339; Mattingly H. Roman Imperial Civilization. London, 1959. P. 230; Molthagen J. Der römische Staat und die Christen im zweiten und dritten Jahrhundert. Göttingen, 1975. S. 62–63; Saumagne Ch. Saint Cyprienne, Eveque de Carthage, «Pape» d " Afrique (248–258). Paris, 1975. P. 24, 87, 96; Scipioni L. I. Vescovo e popolo. Milano, 1977. P. 50–52. 79 Giordano О. I cristiani nel III secolo. L " editto di Decio. Messina. 1966. P. 128,135–141,147–148. 80 Федосик В. A. Церковь и государство. Минск, 1988. С. 93–94; Das Römische Martyrologium. Regensburg, 1962. S. 21; Duquenne S. J. Chronologie des lettres de S. Cyprien. Le dossier de la persecution de Dece. Bruxelles: Société des bollandistes, 1972. P. 159; Manaresi A. L " impero romano e il cristianesimo. Torino: Fratelli Bocca, 1914. P. 347; Marucchi О. I sepolcri dei martyri nelle catacombe romane. Roma: Desclee & C., 1911. P. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Davies 1989 – Davies M. The Epic Circle. Bristol, 1989. Detlefsen 1884 – Detlefsen D. Untersuchungen zu den geographischen Büchem des Plinius. I. Die Weltkarte des M. Agrippa. Progr. Glückstadt, 1884. Detlefsen 1888 – Detlefsen D. Die Quellen des Plinius in der Beschreibung des Pontus//Philologus. 46. 1888. S. 691–704. Detlefsen 1906 – Detlefsen D. Ursprung, Einrichtung und Bedeutung der Erdkarte Agrippas. Berlin, 1906. Detlefsen 1909 – Detlefsen D. Die Anordnung      der      geographischen Bücher des Plinius und ihre Quellen. Berlin, 1909. Dexip. Chron. – Dexippus. Chronica. Dickinson 1973 – Dickinson R. J. The Tristia: Poetry in Exile//Ovid/Ed. J. W. Binns. London; Boston, 1973. P. 154–190. Dillemann 1997 – Dillemann L. La Cosmographie du Ravennate. Bruxelles, 1997 (Latomus. Revue d’études latines. 235). Diller 1952 – Diller A. The Tradition of the Minor Greek Geographers, with a new Text of the Periplus of the Euxine Sea.      Oxford,       1952      (Philol. Monogr. published by the Amer. Philol. Assoc., 14). Diller 1958 – Diller H. Stand und Aufgaben der Hippokrates-Forschung. Mainz, 1958. Diller 1975 – Diller A. The Textual Tradition of Strabo’s Geography. Amsterdam, 1975. Diod. Sic. – Diodorus Siculus. Bibliotheca historica. Diog. Laert. – Diogenes Laertius. Vitae philosophorum. Dionys. Perieg. – Dionysius Periegetes. Descriptio terrae. Dittmar 1912 – Dittmar H. Aischines von Sphettos. Berlin, 1912. Dobson 1919 – Dobson J. F. The Greek Orators. London, 1919. Doruiu-Boil 1975 – Doruiu-Boil E. Contribution épigraphique à l’histoire de Tomis à l’époque du principat//Dacia. 19. 1975. P. 151–160. Doruiu-Boil 1980 – Doruiu-Boil E. Zur Romanisierung der thrakischgetischen Bevölkerung der Dobrudscha im 1. bis 3. Jh. u. Z. Eine epigraphische Untersuchung//Actes du deuxiéme Congrès International de Thrakologie. Vol. II. Bucureti, 1980. S. 281–287. Dudley 1968 – Dudley D. R. World of Tacitus. London, 1968. Duff 1999 – Duff T. Plutarch’s Lives. Oxford, 1999. Düring 1966 – Düring I. Aristoteles. Heidelberg, 1966.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  1970 г. 13. “Toward the Origins of the Offertory Procession in the Syro-Byzantine East,” OCP 36 (1970) 73-107. 14. “A Proper Offertory Chant for Easter in some Slavonic Manuscripts,” OCP 36 (1970) 437-448. 15. “On the Use of the Bema in the East-Syrian Liturgy,” Eastern Churches Review 3 (1970) 30-39.   1971 г.   16. Review of Athanase Renoux, Le codex arménien Jérusalem 121. I. Introduction: Aux origines de la liturgie hiérosolymitaine. Lumières nouvelles (Patrologia orientalis 35.1 - no. 1634, Turnhout 1969), OCP 37 (1971) 511-512. 1972 г. 17. “Évolution historique de la Liturgie de Saint Jean Chrysostome,” ch. 1: “Le rite actuel et ses antecedents historiques,” POC 22 (1972) 241-287. 1973 г. 18. “Psalm 24 at the Transfer of Gifts in the Byzantine Liturgy: A Study in the Origins of a Liturgical Practice,” in R.J. Clifford and G.W. MacRae (eds.), The Word in the World. Essays in Honor of Frederick L. Moriarty, S.J., (Cambridge, MA 1973) 159-177. 19. “The Byzantine Divine Liturgy. History and Commentary,” Diakonia 8 (1973) 164-178. 20. Review of Meletius M. Solovey, The Byzantine Divine Liturgy. History and Commentary (Washington, DC 1970), OCP 39 (1973) 255. 1974 г. 21. “Évolution historique de la Liturgie de Saint Jean Chrysostome,” ch. 2: “Le Chéroubicon,” POC 24 (1974) 3-33, 105-138. 22. Review of Thomas F. Mathews, The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy (University Park/London 1971), OCP 40 (1974) 199-203. 23. Review of George Galavaris, Bread and Liturgy. The Symbolism of Early Christian and Byzantine Bread Stamps (Madison/Milwaukee/London 1970), OCP 40 (1974) 209-210.   1975 г. 24. “The Continuity of Tradition in a World of Liturgical Change: The Eastern Liturgical Experience,” Seminarium 27=n.s. 15, no. 2 (1975) 445-459. 25. “Évolution historique de la Liturgie de Saint Jean Chrysostome,” ch. 3: “La prière du chéroubicon,” POC 25 (1975) 16-45. 26. The Historical Evolution of the Liturgy of St. John Chrysostom: The Preanaphoral Rites (doctoral dissertation abstract, Rome: PIO 1975) 75 pp.

http://bogoslov.ru/person/525392

Среда, 11 июня 1975 Отдание Пасхи. Чудная обедня в солнечной церкви. Сегодня в журнале] Newsweek заметка о том, что " по слухам " Солженицын поступает в монастырь! Просто не верится, что завтра мы уезжаем в Labelle! Labelle, вторник, 17 июня 1975 Уже пятый день в Labelle. В четверг Вознесения выехали из Crestwood " a. Почти всю дорогу под дождем. Ночевали у Ткачуков в Монреале. В Labelle приехали около 11.30 ночи. В субботу убирали дом, я приводил в порядок церковь. В воскресенье – обедня, пять человек. Днем – страшнейшая гроза. Вчера полдня за покупками. Только к вечеру все вошло в норму. Гуляли на закате по дороге, в чудном освещении: первая " встреча " с Labelle… Со вчерашнего дня засел за работу. Разговор вчера с Л. о Православии, почему оно – истина. Потому что в нем не предано ни одно из основных " измерений " творения: ни мир (космос), ни человек в его единственности (антропология), ни история , ни эсхатология . Все сходится в целом, но так, что не повреждена ни одна из частей. В Православии не меньше отступничества и измен, чем в католичестве и протестантизме, но ни одна из них не " догматизирована " , не провозглашена истиной. Понедельник, 23 июня1975 Longue suite de journees radieuses , как написал бы Andre Gide. Но сегодня – уже почти невыносимая жара. На прошлое неделе – в среду и четверг – в Нью-Йорке, в суматохе заседаний, встреч, трепки нервов. Пятидесятницу отпраздновали хорошо и солнечно… Страшное желание засесть за работу: только что подсчитал, что на программе (летней) у меня не больше и не меньше, чем девять заседаний! Воскресенье, 29 июня 1975 Целая неделя солнца, жары, света, блаженства! Кончил главы для юбилейной книги OCA (о времени митрополита Леонтия, о начале Иринея), теперь с радостью засел за " Евхаристию " . Сегодня воскресенье всех святых. Обедня и длинное кофепитие на веранде Апраксиных. Потом – на веслах – через озеро с Л. Озеро – прекраснее, чем когда бы то ни было… Среда, 9 июля 1975 Дни за днями – все то же солнце, то же счастье от озера, гор, зелени, света… Записывать, собственно, нечего. Утром – до двенадцати – работа, не сегодня-завтра кончу главу о приношении (третий draft! ). После обеда длинные прогулки с Л., каждый день новая, и безостановочное наслаждение. Вечером почти всегда " что-то " у " кого-то " : Трубецкие, Апраксины, Мортоны, Мейендорфы…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Св. Конрад. Фрагмент алтаря в ц. прор. Иоанна Предтечи и св. Вита в Хорне, Германия. Ок. 1500 г. Худож. Маттиас Гутрехт Старший [лат. Conradus, Chuonradus, Chunradus; нем. Konrad] (ок. 900 — 26.11.975, Констанц, ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия), св. (пам. зап. 26 нояб.), еп. г. Констанц в Швабии (с 934). Сведения о К. содержатся в документах Соборов оттоновской эпохи (MGH. Conc. T. 6. Pars 1. P. 203–207), в дипломах герм. кор. и имп. Оттона I (MGH. Dipl. Reg. Imp. N 85. P. 166-168; N 236. P. 327–328; N 418. P. 570–571), а также в Санкт-Галленской монастырской хронике аббата Эккехарда IV (2-я треть XI в.). Имя К. указано в списке епископов Констанца 2-й пол. XII в. (MGH. SS. T. 13. P. 325). Основным источником сведений о К. считается его Житие (BHL, N 1917), составленное мон. Одальскальком из аббатства св. Ульриха и св. Афры в Аугсбурге в 1122-1123 гг., в ходе подготовки канонизации К. В 1-й книге рассказывается о жизни святого, во 2-й — о чудесах, происходивших на его могиле. После возвращения из Рима, где на Латеранском I Соборе папа Римский Каллист II причислил К. к лику святых, Одальскальк дополнил Житие 3-й книгой, в которой описал торжественное перенесение мощей святого (26 нояб. 1123); по-видимому, работа над Житием была завершена к концу года ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 93). Все 3 книги Жития сохранились только в одной рукописи XII в. из Венской национальной б-ки (Vindob. 573) (Ibid. S. 87–90). Еще 6 рукописей XII–XVII вв. содержат либо 2 первые книги, либо фрагменты Жития и «Историю св. Конрада» (Historia Sancti Konradi) — рифмованную службу святому ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 93–94; idem. Historia S. Konradi. 1975. P. 107–128). Вероятно, между 1127 и 1134 гг. на основе 1-го Жития было написано 2-е Житие (BHL, N 1918; MGH. SS. T. 4. P. 436–445); его составителем предположительно был каноник аббатства Кройцлинген или монах монастыря Петерсхаузен ( Maurer. 2003. S. 125). Текст 2-го Жития сохранился в 2 рукописях XII и XIV вв. ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 94).

http://pravenc.ru/text/2452980.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010