Что же касается соотношения севирианской и дифизитской систем, то они различаются фактически по всем пунктам сравнения, причем это различие выражается не только на уровне элементов, не имеющих системообразующего значения 6–41), но и, что наиболее существенно, на уровне системообразующего ядра 1–5). Таким образом, можно считать доказанным, что умеренное монофизитство не было лишь вербальным, а севирианская и дифизитская догматические системы являются принципиально различными и ни при каких условиях не могут быть приведены к взаимному согласованию. Список использованных источников литературы I. Источники 1. Аристотель. Метафизика//Он же. Сочинения: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 63–368. 2 . Аристотель. Категории//Он же. Сочинения: В 4 т. М., 1975. Т. 2. С. 5190. 3 . Аристотель. Топика//Он же. Сочинения: В 4 т. М., 1975. Т. 2. С. 347–531. 4. Аристотель. Физика//Он же. Сочинения: В 4 т. М., 1975. Т. 3. С. 59–378. 5 .Аристотель. О возникновении и уничтожении//Он же. Сочинения: В 4 т. М., 1975. Т. 3. С. 379–440. 6 . Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (Документы), 29 ноября-2 декабря 1994 г., Москва. М., 1994. 7 . Свт. Афанасий Великий . О явлении во плоти Бога Слова и против ариан//Он же. Творения. М., 1994. Т. 3. С. 251–276. 8. Свт. Григорий Нисский . Опровержение Евномия//Он же. Догматические сочинения. Краснодар, 2006. Т. 2. С. 6–444. 9. Григорий Нисский , свт. Об устроении человека/В.М. Лурье, пер. СПб., 1995. 10 . Давид Анахт. Анализ «Введения» Порфирия/С.С. Аревшатяна, пер.//Давид Анахт. Сочинения. М.: Мысль, 1975. С. 103–195. 11. Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. I–IV. 12. Дионисий Ареопагит . О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1995. 13. Иоанн Филопон. О сотворении мира. 6. 23 (фрагмент)/Г. И. Беневич, пер.//Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. СПб., 2009. Т. 2. С. 59–62. 14. Свт. Кирилл Александрийский . Памятная записка боголюбивейшего и святейшего архиепископа Кирилл к блаженнейшему Суккенсу, епископу Диокесарии, Исаврийской епархии/иером. Феодор (Юлаев) , пер.//Богословский вестник. Сергиев Посад, 2010. 10. С. 17–24.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

P. Mar, Izbranie Patriarcha Tichona (Svjatoj pamjati 100– letija ego rodenija), in: Prav. Rus’ 1965,4,8–9. M. Bourdeaux, Opium of the People. The Christian Religion in the UdSSR, London 1965, passim. Rklickij, Kratija svedenija i v Boepoivajušem Patriarche Tichone, in: Prav. Rus» 1965,3,7–8. K.Chr. Felmy, Patriarch Tichon im Urteil der Russisch-Orthodoxen Kirche der Gegenwart, in: Kirche im Osten 8(1965)25–54. A. Kazem-Beck, Patriarch Tichon – Primas an einer Zeitwende, in: StdO 1967,9,47–54. R.Ju. Plaskin, Krach cerkovnoj konterrevoljucii 1917–1923 gg. Moskau 1968. A. ertkov, Krach. Moskau 1968, hier: Mitropolit Moskovskij Tichon, S.18–22, passim. P.E. Kovalevskij, Svjatejšij Patriarch Tichon (1865–1925), in: Vest.russ.ehr.dv. 1968(89–90)10–16. P. Joh. Chrysostomus, Kleine Kirchengeschichte Rußlands nach 1917, Freiburg 1968, passim. R. Rössler, Kirche und Revolution in Russland. Köln 1969. A.A. Siškin, Sušnost‘ i kritieskaja ocenka «Obnovleenskogo“ raskola Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. Kazan’ 1970, passim. W.C. Fletcher, The Russian Orthodox Church Underground, 1917–1970, London 1971, passim. G.Fireside, Icon and Swastika, Cambridge 1971, passim. – Dopros Patriarcha Tichona, in: Vest.russ.ehr.dv. 22(1972) 111–136. V.A. Kuroedov, Iz istorii vzaimootnošenij Sovestkogo gosudarstva i cerkvi, in: Voprosy istorii 1973,9,15–31. R. Rössler, Poslanie Svjatejšego Patriarcha Tichona kduchovensmvu ot 25.9. st.st. 1919 g., in: Vest Ekzarchata 85–88 (1974)23–29. G. Grabbe, Patriarch Tichon, in: Prav. Put‘ 1975,1–32 (re‘). Nikon (Rklickij), O duchovnoj sušnosti Moskovskoj Patriarchìi in: Prav. Put’ 1975,33–50, hier 34–39. Averkij (Taušev), Pjatidesjatiletie prestavlenija Sv. Patriarcha Tichona 1925–1975, in: Prav. Rus’ 1975,6,1–4. P. Johannes Chrysostomus OSB, Gedanken zum 50. Todestag des Patriarchen Tichon von Moskau und Ganz Rußland, in: Ostkirchliche Studien 1975,4,318–332. Svjatejšij Tichon, Patriarch Moskovskij i vseja Rossii, in: Prav. izn‘ 26(1975)1–42. ---Tikhon as Archbishop in America and as Patriarch, in:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

05(18)11.1948 04(17)03.1950 Нифонт Сапожков 04(17)03.1950 04(17)11.1953 Арсений Крылов 04(17)11.1953 26.11(09.12)1958 27.02(12.03)1959 26.09(09.10)1963 Никон Лысенко 26.09(09.10)1963 24.09(07.10)1967 24.09(07.10)1967 10(23)10.1967 10(23)10.1967 03(16)10.1973 03(16)10.1973 20.04(03.05)1975 22.04(05.05)1975 12(25)07.1975 12(25)07.1975 13(26)07.1975 14(27)07.1975 06(19)07.1976 Ириней Середний 06(19)07.1976 11(24)07.1976 12(25)07.1976 03(16)11.1979 Валентин Мищук 03(16)11.1979 07(20)07.1990 Анатолий Кузнецов 07(20)07.1990 12(25)08.1990 13(26)08.1990 Уфимская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Стерлитамакская, Бирская. 11.1922 03(16)11.1922 Николай Ипатов 11(24)03.1923 27.09(10.10)1923 09.1923 1924(?) Николай Ипатов, паки 07(20)07.1924 14(27)04.1926 5.08(07.09)1926 Николай III Чижов 01.1929 25.02(09.03)1932 25.02(09.03)1932 06(19)09.1936 29.10(11.11)1937 Ушицкая Основана и упразднена в 1922 г Местопребывание – станция Ушица, Хмельницкая область УССР. Каменец-Подольское викариатство. 1922 Феодосийская Основана 07.03.1787 вместо прекратившейся древней Готско-Кефайской митрополии (местопребывание – в г. Мариуполь, с 1791 г. – в г. Старый Крым). Именование – по г. Феодосия (ныне – Республика Крым, Украина). «...В Феодосии, древней Кафе, архиерейский престол, перенесенный из Сугдая (Судака), установлен в 1485 г. Сугдайским иерархам непосредственно преемствовали митрополиты Кафские, имевшие, до присоединения в 1678 г. Кафской епархии к Готфийской, пребывание в Кафе. От Кафских иерархов преемство перешло к Готфийским, которые с 1678 г. стали именоваться Готфийскими и Кефайскими и имели кафедру в Феодосии, затем с 1721 г. в Бахчисарае и, наконец, в Мариуполе. В 1786 г. Готфийско-Кефайская епархия была упразднена и на месте ее учреждена полусамостоятельная епископия Феодосийская и Мариупольская, которая и является преемницею готфийско-кефайским, а затем Феодосийским иерархам, имевшим с 1779 по 1786 год кафедру в Мариуполе, почему Феодосийским иерархам и дано было именование «и Мариупольских»...» (Н.Д. Иерархия... С. 211–212).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13. Самый ранний рассказ о детстве Пресвятой Девы содержится в Евангелии Иакова, называемом иногда Протоевангелием. Этот апокриф был, как полагают, написан в Александрии в конце II b. (наиболее древний его манускрипт относится к 200 г.). Историческая ценность его очень мала, но он оказал большое влияние на христианское искусство и литургику, а также на установление в V-VI вв. праздников Рождества Богородицы и Введения во Храм. См.: Ю. Николаев. В поисках за Божеством, с. 452-454; С. Жебелев. Евангелия канонические и апокрифические. Пг.,1922,с. 87-90; J. Quasten. Patrology. 1966, v. I, р. 118-122, там же приведена библиография предмета. 14. То, что Назарет (точнее Ноцрат) стал местом христианского паломничества довольно рано, доказывают остатки церквей, построенных там во II b. См.: P. Bagatti. Excavations in Nazareth. Jerusalem, 1969. 15. На этом основании сторонники мифологической теории отрицали и само существование Назарета в древности (см., напр.: И. Крывелев. Что знает история об Иисусе Христе? М., 1969, с. 117). Между тем раскопки, произведенные П. Багатти в 1955 г, обнаружили там не только обломки утвари времен Ирода, но и следы более ранних поселенцев. См.: J. Braind. L " Eglise Judeo-Chretienne de Nazareth. Jerasalem, 1975, р. 18. В 1962 г. израильский археолог М. Ави-Йона обнаружил в Кесарии список священников, в котором упомянут Назарет. Находка, как полагают, относится ко времени после разрушения Храма в 70 г. См.: М. Avi-Jonah. L " Inscription «Nazareth» a Cesaree. — BTS, 1964, р. 2-4. Более полный текст списка нашел в Йемене (1971 г.) советский ученый П. Грязневич. См. текст и перевод памятника в ПСб., (88), с. 108-110. 16. См.: Егезипп у Евсевия. Церковная История, III, 20. 17. Христос не отклонял титула «Сын Давидов» (Мф 9, 27 сл.), но давал понять, что происхождение от Давида по плоти само по себе не делает Мессией (Мф 22, 42-45). Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение православной веры, III, XIV), ссылаясь на Числ 36, 6, доказывал, что Иосиф был обязан взять жену из своего же рода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

p. 35. Цит. по 14, 44). Годы н.э. Годы от “сотворения” События (Октябрь). Россия запускает первый космический спутник, испугавший весь мир. (11 октября). Папа Иоанн XXIII открывает II Ватиканский Собор. Пала Иоанн XXIII на Соборе обнародует энциклику “Мир на Земле”, в которой он высоко оценивает Организацию Объединенных Наций, 3 июня он умирает, несмотря на переливание крови. (Май). Спутники-шпионы и космонавты увеличивают напряженность в мире. (4 октября) Папа Павел VI посещает штаб-квартиру 0бьединенных Наций в Нью-Йорке, одобряет ее деятельность и встречается с Президентом США. 8 декабря он закрывает II Ватиканский Собор. Все более зловещей становится угроза III Мировой войны между “царством севера” и “царством юга” ( Дан. 11:5–7,40 ). Продолжается распространение организации христианских Свидетелей Иеговы. В Торонто, штат Онтарио, Канада, 22 июня начинается международная серия областных конгрессов “Божьи Сыны Свободы”. Книга “Вечная жизнь в свободе сынов Бога” выпущена 25 июня 1966 года 15 . Конец шестого тысячелетнего дня человеческого существования (в начале осени). Конец седьмого тысячелетнего дня человеческого существования (в начале осени). Выступая на конгрессе в Торонто а июне 1966 года Ф.Франц восклицал: “Что можно сказать о 1975 годе? Что будет, когда придет этот год, дорогие друзья? Будет ли время, когда Армагеддон окончится, а Сатана – связан, 1975 годом? Будет! Будет!” (СБ 15. 10. 1966. Цит. по 14,46). Идею конца мира в 1975 году подхватила вся печать Общества Сторожевой Башни. Так, в статье “Почему мы обращаем взоры к 1975 году”, опубликованной в номере “Сторожевой Башни” от 15.08. 1968 г. говорилось: “В результате детального исследования Библии мы готовы предсказать, что осенью 1975 года война Армагеддон уже окончится, и долгожданное тысячелетнее Царство Христа начнется... Наша хронология является правильной.. отклонение может быть на несколько недель или месяцев, но не на годы... Никто не должен спекулировать словами: “О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец” (Мк:32).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/podlinna...

202 . Severus of Antioch. Letter 34. To Elisha presbyter and archimandrite/E. W. Brooks, ed., transl.//Patrologia Orientalis. P., 1919. T. 12. Fasc. 2. P. 97–106. 203 . Severus of Antioch. Letter 65. To Eupraxius the chamberlain, in answer to questions/E. W. Brooks, ed., transl.//Patrologia Orientalis. P., 1920. T. 14. Fasc 1. P. 6–68. 204 . Severus of Antioch. Letter to John the Soldier/S. Brock, Hrsg.//Erkentnisse und Meinung. Wiesbaden, 1978. Bd. 2. S. 60–64. 205 . Severus of Antioch. Letter to Anastasia the deaconess/Y. N. Youssef, ed., trans.//Bulletin de la Société d’Archéologie Copte. 2001. Vol. 40. P. 126–136. 206 . Sévère d’Antioche. Homélie 14//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1976. T. 38. Fasc. 2. P. 400–415. 207 . Sévère d’Antioche. Homélie 21//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1975. T. 37. Fasc. 1. P. 64–87. 208 . Sévère d’Antioche. Homélie 22//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1975. T. 37. Fasc. 1. P. 88–113. 209 . Sévère d’Antioche. Homélie 23//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1975. T. 37. Fasc. 1. P. 114–133. 210 . Sévère d’Antioche. Homélie 24//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1975. T. 37. Fasc. 1. P. 134–145. 211 . Sévère d’Antioche. Homélie 25//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1975. T. 37. Fasc. 1. P. 147–167. 212 . Sévère d’Antioche. Homélie 37//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1972. T. 36. Fasc. 3. P. 474–487. 213 . Sévère d’Antioche. Homélie 38//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1972. T. 36. Fasc. 3. P. 488–503. 214 . Sévère d’Antioche. Homélie 44//Patrologia Orientalis. Turnhout, 1971. T. 36. Fasc. 1. P. 96–107. 215 . Sévère d’Antioche. Homélie 70//Patrologia Orientalis. P., 1915. T. 12. Fasc. 1. P. 5–51. 216 . Sévère d’Antioche. Homélie 83//Patrologia Orientalis. P., 1927. Т. 20. Fasc. 2. P. 399–424. 217 . Sévère d’Antioche. Homélie 109//Patrologia Orientalis. P., 1942. T. 25. Fasc. 4. P. 732–781. 218 . Sévère d’Antioche. Homélie 125//Patrologia Orientalis. P., 1960. T. 29. Fasc. 1. P. 232–253. 219 . Sévère d’Antioche. Le Philalèthe/R. Hespel, ed., trad. Lovanii, 1952 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 134).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Важным рубежом в развитии русско-эфиопских церковных связей был 1966 год, когда делегация Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Минским и Белорусским Антонием (ныне митрополит Ленинградский и Новгородский, почетный член ЛДА) посетила Эфиопию во время поездки по странам Африки. В результате переговоров русской церковной делегации со священноначалием Эфиопской Церкви с этого времени в ЛДА начали обучаться студенты из Эфиопии. Оканчивая ЛДА, они для написания кандидатских работ избирали, как правило, темы, имеющие отношение к тем или иным аспектам жизни Эфиопской Церкви. В частности, ими. написаны сочинения по литургике: «Литургия Эфиопской Восточной Церкви с ее анафорами» (1971) и «Чинопоследование бракосочетания Эфиопской Церкви в сопоставлении с чинопоследованиями по требнику Русской Церкви» (1975), по истории Эфиопской Церкви: «Эфиопская Церковь . Историческое и богословское развитие» (1970), «История монашества и монастырей в Эфиопии» (1975) и другие. Некоторые эфиопские студенты писали работы, связанные с экуменической перспективой; таковы, например: «Эфиопская Церковь в освещении русских православных богословов и историков» (1975) и «Эфиопская Церковь в ее отношениях к иным христианским конфессиям и нехристианским религиям (исторический обзор)» (1983). В 1973 г. в ЛДА состоялся магистерский коллоквиум, на котором впервые в истории духовных школ Русской Православной Церкви ученая степень магистра богословия была присуждена представителю Эфиопской Церкви – архимандриту Хабте Селассие Тесфа. Совет ЛДА нашел возможным присвоить ему и степень доктора богословия «гонорис кауза» 201 . В 1975 г. клирик Эфиопской Церкви – диакон Маркос Уольде Есус, питомец ЛДА, – защитил магистерскую диссертацию на тему: «Историческое развитие экуменического движения и его состояние на современном этапе» 202 . Эфиопские студенты, обучающиеся в ЛДА, разрабатывали также и догматические вопросы, связанные с началом православно-дохалкидонского диалога. Так, выпускник ЛДА Габра Селассие С. избрал темой своего кандидатского сочинения учение о Христе одного из древних святых отцов: «Личность и богословие св. Кирилла Александрийского в связи с православной христологией» 203 . Большой вклад в развитие православно-дохалкидонского диалога внес выпускник ЛДА 1975 г. – абба Петр Тефери Ияссу, написавший кандидатскую работу на тему «Учение не халкидонских и халкидонских Церквей о Лице Богочеловека и Спасителя Господа Иисуса Христа (изложение и сопоставление)» 204 . Эту работу абба Тефери Ияссу впоследствии существенно дополнил, расширил и представил в Совет ЛДА на соискание ученой степени магистра богословия. Этот труд, озаглавленный «Опыт исследования богословских причин возникновения двух различных направлений в христологии (халкидониты и не халкидониты) и попыток преодоления возникшего разделения», был высоко оценен Советом ЛДА, а сам автор удостоен искомой ученой степени 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Пол был поднят выше уровня нефов базилики на 3 ступени. В центре стоял октагональный подиум, также в 3 ступени, середину к-рого прорезал круглый световой колодец (oculus; шириной 3,85 м), напрямую открывавшийся в пещеру под ним (общее мнение ученых, за исключением Багатти). Остатки опор по периметру колодца позволяют думать, что световой колодец был увенчан киворием или окружен невысоким барьером. Не было найдено никаких остатков престола, причем Кроуфут предполагал, что в храме он изначально не был предусмотрен (как в храме Гроба Господня), так же как возможность спуска в пещеру (большинство ученых считают, что в пещеру спускались, попадая в ее зап. часть по узкой лестнице в вост. конце главного нефа базилики). В целом план базилики очень близок плану храма Гроба Господня в Иерусалиме, с поправками на различный облик самих святынь, хотя собственно мемория в В. не была отделена от зала базилики, как в Иерусалиме, но архитектурно эти элементы в обоих случаях связаны мало. Эпоха имп . Юстиниана I (527-565) Первая базилика Рождества была полностью разрушена в 529 г., во время восстания против византийцев в Самарии. Вскоре по просьбе прп. Саввы Освященного ее полностью отстроили мастера, присланные имп. Юстинианом I (о чем сообщает в нач. Х в. патриарх Александрийский Евтихий). При этом храм был существенно изменен в своей наиболее важной вост. части и приспособлен для литургии; кроме того, он стал крупнее и роскошнее, что вполне отвечало запросам ктитора. Новый храм был возведен из блоков тесаного камня, но, как и первая базилика, перекрыт деревом. Он по-прежнему имел 5 нефов, хотя количество колонн увеличилось на одну («лишний» 10-й ряд был добавлен с запада); были добавлены также экзонартекс и новый атриум. Общие размеры составили 53,2 ´ 26,8 при длине трансепта 36 м. Колонны из хорошо отполированного розоватого вифлеемита встали на новые основания, а их резные коринфские капители с аканфом и знаками креста поддерживали деревянный архитрав с резьбой (к-рая может отражать богатство кессонированных потолков храма IV в.). 3 большие двери с архитравами на выносных консолях вели из внешнего двора в нартекс, откуда 3 др. двери открывались в главный и боковые нефы. Внешние нефы и клеристорий (верхняя часть центрального нефа, приподнятая по отношению к боковым нефам) освещали окна с циркульными архивольтами. Перемены в вост. части были серьезнее: октагон сменил трифолий - главная апсида (в ней имеются остатки синтрона, перед ней - следы «сирийской бемы», возможно окружавшей престол) выдавалась с востока, 2 др. завершали рукава трансепта; световой колодец был заложен. Пещера Рождества оказалась теперь под сводом трансепта, и приподнятый пол алтарной части примерно соответствовал ей по площади. В нее спускались по полукруглым маршам с севера и юга. Полы и стены всего храма были облицованы мрамором, в верхней части стен помещались мозаики. Харви упоминает о 22 окнах, освещавших интерьер (сейчас заложены).

http://pravenc.ru/text/158886.html

Фотография. Кон. XX в. Интерьер базилики Рождества Христова в Вифлееме. Фотография. Кон. XX в. Сведения о храме IV в. (разрушен в 529) дают в основном археологические раскопки, проведенные в годы Британского мандата департаментом древностей (1934-1936, рук. У. Харви). На 50-60 см ниже уровня нынешнего пола были найдены основания стен, базы колонн, мозаичное мощение полов. Раскопки показали, что храм погиб при пожаре (открыт толстый слой пепла, обгорелого дерева и битой черепицы), а затем был разобран, так что его внешний облик восстанавливается только гипотетически. Как выяснилось, храм эпохи имп. Константина Великого делился в плане на 3 части: прямоугольный атриум на западе, 5-нефная базилика и октагональная церковь над пещерой на востоке. Базилика, перекрытая по балкам, была в плане почти квадратной (27,70 ´ 26,80 м изнутри) и делилась 9 колоннами (диаметр 1 м) на 10 компартиментов (что именно несли колонны, архитрав или аркаду, неясно). Главный неф (шириной 10 м) фланкировали сдвоенные боковые проходы (шириной 3 и 3,5 м). Храм имел строгую осевую композицию: центральная ось 3 главных частей совпадала; насквозь проходили также оси 2 внутренних нефов. На эти оси были «нанизаны» двери атриума, базилики и угловых (треугольные в плане) помещений октагона. Но крайние боковые нефы не сообщались напрямую ни с атриумом, ни с вост. пастофориями (прямоугольными боковыми помещениями). Стены базилики были украшены фресковой и мозаичной росписями на религ. сюжеты, полы вымощены мозаикой (геометрические и растительные орнаменты, изображения животных). Среди них привлекает внимание панель с мозаикой, в к-рую вписана монограмма «ΙΧΘΥΣ» (т. е. рыба, аббревиатура греч. слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»), найденная в апсиде и относимая к V (Дж. Кроуфут) или к IV в. (Багатти). Ангел. Мозаика базилики Рождества Христова в Вифлееме. Ок. 1169 г. Ангел. Мозаика базилики Рождества Христова в Вифлееме. Ок. 1169 г. Октагон (диаметр 18,6 м) имел сторону в 7,9 м, а в ширину был равен 3 центральным нефам базилики.

http://pravenc.ru/text/158886.html

После Распятия и Воскресения Христа некоторые из Его сводных и двоюродных братьев продолжали жить в Назарете. В первые века христианской эры здесь уже существовала достаточно сильная иудеохристианская община, с деятельностью которой связывают древнюю крещальню, обнаруженную в крипте церкви св. Иосифа Обручника. Первая церковь на месте Благовещения была построена в 427 г., как сообщает об этом мозаичная надпись, называющая и имя ее создателя: диакон Конон. Во времена крестоносцев здесь стояла большая базилика с богато украшенным интерьером, о котором можно судить лишь по его незначительным фрагментам в церковном музее. В 1263 г. она была разрушена мамлюкским султаном Бейбарсом. В 1730 г. францисканцы построили на ее развалинах церковь меньших размеров, хорошо известную по описаниям паломников XIX – нач. XX вв. (в том числе русских). В 1953 г. Кустодия Святой Земли (так называется, напомним, здешний административный орган францисканцев) решила строить в Назарете новую базилику (прежняя признавалась уже слишком маленькой и неудобной для растущего наплыва паломников). В 1955 г. старый храм был разобран, и начались, под руководством францисканского археолога Б. Багатти, археологические раскопки, продолжавшиеся до 1968 г. (результаты их были опубликованы впоследствии в двух солидных томах). Первый проект новой базилики был подготовлен еще в 1951 г. знаменитым А. Барлуцци. Но католическое руководство на этот раз предпочло проект другого итальянского архитектора – миланского профессора Джованни Муцио. Им был предложен план трехуровневого комплекса, определявшийся уклоном холма, на котором строилась базилика. Нижняя церковь следует стенам и фундаментам базилики крестоносцев, сохранены и частично реконструированы ее апсиды. Литургическим и археологическим центром храма является главная его святыня – пещера Благовещения. Над ней в своде нижнего этажа сделан большой восьмигранный проем, своеобразное «око», отверстие в пространство верхнего этажа, находящееся точно под куполом храма. Базилика очень внушительна по размерам (44 х 27 м) – это самый большой христианский храм на Ближнем Востоке. Наиболее яркой ее особенностью является купол в форме восьмигранной пирамиды высотой 55 м – главная вертикаль города. Базилика была освящена 23 марта 1969 г. Дом Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010