Многие следовали дальше к югу, на Синай, а затем часть паломников отправлялась в Египет, известный своими древними монастырями и подвижниками. В Северном Египте очень посещаемым было большое святилище св. Мины, откуда паломникам из Западной Европы было уже нетрудно добраться до дома – морским путем через Средиземное море. Не случайно глиняные ампулы с изображением св. Мины находят во многих местах в Западной Европе (рис. 109). Русские паломники тоже охотно посещали Египет 1697 . В Палестине христиане почитали и места, связанные с событиями Ветхого завета. К их числу относится монастырь Св. Екатерины (первоначальное название – Неопалимая Купина) на Синае (совр. Фаран), центром которого была большая епископская базилика. Этот монастырь прославлен ценной коллекцией икон, среди которых есть редчайшие энкаустические иконы 6 в. 1698 На горе Нево (совр. Рас–Сийага в Иордании) посещали место кончины Моисея. В мемориальных целях в конце 4 в. здесь был построен небольшой триконх, а к 6 в. он уже разросся в монастырский комплекс, состоявший из украшенной мозаиками монументальной базилики юстиниановского времени с баптистерием (рис. 110). В Сихеме почитались могила Иосифа и колодец Иакова (согласно евангельскому тексту, у колодца Иакова произошла беседа Христа с самарянкой). Первоначальный крестовидный мартирий 4 в., в центре которого располагался колодец, был перестроен крестоносцами в базилику 1699 . Палестинские паломники разносили по всему свету глиняные и металлические сосуды для масла и освященной воды, иконки, кресты, модели почитаемых церквей, раковины, камни и пр. Среди реликвий выделяется группа серебряных ампул (маленьких фляжек) для масла, на которых выгравированы главные евангельские сцены. Они хранятся в монастырях Монцы и Боббио в Северной Италии 1700 . Во многом благодаря паломникам палестинская и сирийская иконография евангельских сцен, святых и мучеников распространилась в разных странах 1701 . Раскопки на местах земной жизни Христа – старый и очень развитый раздел археологии. В Палестине работали археологи разных стран, в том числе и русские – в конце 19 – начале 20 в. 1702 В последние десятилетия масштабные работы, в особенности на территории Иордании, проводит францисканский археологический центр, основанный о. Сильвестром Иоанном Саллером (1895–1976) и о. Беллармино Багатти (1905–1990), которые проводили раскопки на горе Нево, а также в Назарете, Вифании и др. 1703

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Центром комплекса, его основной святыней, являлась гробница прав. Лазаря. Раскопками удалось локализовать ее, а также восстановить общую схему 1-й базилики прав. Лазаря. Храм был трехнефным, размером ок. 34 ´ 17 м, имел внутри одну апсиду и прямоугольные пастофории, но снаружи вост. стена храма оставалась плоской; наос и алтарь соединяла прямоугольная вима, по ширине почти равная центральному нефу; в полу сохранились ясные следы от колонн. Ранняя дата - IV в.- основана на типе декорации полов цветной мозаикой с геометрическим орнаментом и соотнесении появления первого храма с анализом письменных источников. Изначально базилика доходила в своей зап. части до гробницы прав. Лазаря, но впосл. ее зап. и центральная части были уничтожены и превращены в пространство двора. Позднее базилика была полностью перестроена (в V в., согласно Селлеру, в VI в.- по Б. Багатти, А. Миго, А. Овадии, Д. Принглу (см. библиогр.: Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb.; N. Y., 1993. Vol. 1. P. 122-137)). Ее алтарную часть отодвинули так далеко к востоку (на 12,5 м), что апсида первого храма оказалась между центральными столбами второго. Решения апсидных частей обоих храмов были схожи: как и его предшественник, новый храм, лишенный наружного апсидного выступа, изнутри имел одну полуциркульную апсиду и 2 почти квадратных пастофория по сторонам от нее. В центре нового храма (в форме прямоугольника, 29 ´ 19 м) стояли 4 опоры, образовывавшие квадрат со стороной 7,7 м, что позволяет предполагать возможность купольного завершения, но тонкие стены и небольшое сечение опор не дают возможности реконструировать сводчатые перекрытия над всей церковью. Боковые плоские пилястры несли знаки креста. С запада от нового храма шел узкий внешний портик-нартекс в 5 травей под деревянной кровлей, далее - атриум. В храм вели сквозь зап. стену 3 двери с прямыми филенками, и одна - в сев. стене; вдоль юж. стены атриума стояло продолговатое узкое здание-часовня с мозаичными полами (геометрические и растительные мотивы).

http://pravenc.ru/text/158872.html

Так писал, по свидетельству церковного Предания, историк Никифор Каллист. Святой Амвросий Медиоланский говорит: «Она была Девою не только телом, но и душою, так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты». Дом Богородицы Первая церковь на месте Благовещения была построена в 427 г., как сообщает об этом мозаическая надпись, называющая и имя ее создателя: диакон Конон. Во времена крестоносцев здесь стояла большая базилика с богато украшенным интерьером, о котором можно судить лишь по его незначительным фрагментам в церковном музее. В 1263 г. она была разрушена мамлюкским султаном Бейбарсом. В 1730 г. францисканцы построили на ее развалинах церковь меньших размеров, хорошо известную по описаниям паломников XIX – начала XX в. В 1953 г. Кустодия Святой Земли (так называется, напомним, здешний административный орган францисканцев) решила строить в Назарете новую базилику (прежняя оказывалась уже слишком маленькой и неудобной для растущего наплыва паломников). В 1955 г. старый храм был разобран и начались, под руководством францисканского археолога Б. Багатти, археологические раскопки, продолжавшиеся до 1968 г. (результаты были опубликованы впоследствии в двух солидных томах). Первый проект новой базилики был подготовлен еще в 1951 г. неоднократно упоминавшимся Антонио Барлуцци. Но католическое руководствона этот раз предпочло проект другого итальянского архитектора – миланского профессора Джованни Муцио. Им был предложен план трехуровневого комплекса, определявшийся уклоном холма, на котором строилась базилика. Нижняя церковь следует стенам и фундаментам базилики крестоносцев, сохранены и частично реконструированы ее абсиды. Литургическим и археологическим центром храма является главная его святыня – пещера Благовещения. Над ней в своде нижнего этажа сделан большой восьмигранный проем, своеобразное «око», отверстие в пространство верхнего этажа и находящееся точно под куполом храма. Базилика очень внушительна по размерам (44 х 27 м) – это самый большой христианский храм на Ближнем Востоке. Наиболее яркой ее особенностью является купол в форме восьмигранной пирамиды высотой 55 м – главная вертикаль города.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 20-х гг. в исследовании Сирии стали применять аэрофотосъемку, которая помогла выявить дороги и фортификационные системы имперского лимеса на Востоке 2090 . He менее важные работы велись в Палестине. Члены Доминиканской библейской школы в Иерусалиме Луи-Юг Венсан (1872–1960) и Луи-Феликс-Мари Абель (1878–1953) исследовали церковь св. Гроба в Иерусалиме, стремясь выявить первоначальные формы константиновского сооружения 2091 . Они же изучили другую важную константиновскую постройку – Елеонскую церковь на Масличной горе. Венсан и Абель провели также исследование церкви Рождества в Вифлееме. Эта большая пятинефная базилика длиной свыше 46 м с атриумом была возведена при жизни Константина Великого , в 333 г. ее посетил анонимный паломник из Бордо. Юстиниан провел капитальную реконструкцию храма 2092 . Строительство этой церкви связывают с именем св. Елены, матери Константина Великого . Изучением этого исключительного памятника занимался также английский архитектор Уильям Харви (1883–1962) 2093 . Активное археологическое исследование территории Иордании началось замечательным открытием. В 1896 г. в местечке Мáдаба (Мадеба) в окрестностях Аммана (древняя Филадельфия, римская провинция Аравия) во время строительства греческой церкви была открыта базилика св. Георгия. Она стала широко известна как « церковь карты»: в ней сохранилась часть мозаичного пола с изображением карты Святой земли (размеры: 10,5 χ 5 м), с Иерусалимом и другими городами. Церковь и ее мозаичный пол датируются юстиниановской эпохой 2094 . С к. 20-х гг. член Британской археологической школы в Иерусалиме Джон У. Кроуфут, совместно с Йельским университетом, начал раскопки Герасы (совр. Джераш), крупного города Десятиградия. В этом городе было раскопано свыше десятка церквей вв. и остатки синагоги, превращенной в церковь 2095 . Позже вышел коллективный труд о Герасе 2096 . Важные работы проводились на местах событий Ветхого завета, почитаемых христианами. В 1926–1928 гг. Андреас Эварист Мадер (1881–1949) исследовал базилику в Мамвре близ Хеврона 2097 . Ha горе Небó (Нево, совр. Рас-Сиага), на месте святилища Моисея, которое уже с IV в. стало крупным паломническим центром христиан, раскопки вела францисканская миссия под руководством о. Сильвестра Салле (1895–1976) и о. Беллармино Багатти (1905–1990). Отчеты о раскопках публиковались в периодике с 30-х гг., обобщающие монографии вышли позже 2098 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перейдем теперь к “историческим ошибкам”. Критики в один голос отрицали существование в I веке города Назарета , поскольку ни в Ветхом Завете, ни у Флавия, ни в Талмуде он не упомянут 550 . Однако, во-первых, Назарет был одним из незначительных населенных пунктов Галилеи (Флавий насчитывает их свыше 200), а, во-вторых, недавно найденная иудейская надпись называет Назарет в числе городов, где жили священники после разрушения Храма в 70 году. Благодаря раскопкам П. Багатти в Назарете было установлено, что городок этот существовал не только во дни Иисуса, но и раньше 551 . Рассказ ев. Луки о переписи, совпавшей по времени с Рождеством, тоже очень часто считали недостоверным. В самом деле: почему “повеление” о ней исходит не от Ирода, а от Августа? Почему она не упомянута в других источниках? И, наконец, почему, согласно Луке, ее проводили так странно (“шел каждый записываться в свой город”)? Известно о нескольких переписях, которые Август произвел в союзных странах за несколько лет до н.э. Иосиф Флавий называет число лиц, отказавшихся присягать Августу во дни Ирода. Следовательно, Ирод, как полузависимый монарх, проводил какой-то ценз в своей стране. Способ, которым проводилась перепись, хотя и кажется на первый взгляд необычным, был известен на Востоке и применялся римлянами. В египетском тексте (ок.104 г. н.э.) мы читаем: “Гай Вибий Максим повелевает: ввиду того, что я собираюсь провести перепись, все, кто по какой-либо причине покинул дом, пусть вернутся, чтобы пройти ценз положенным порядком” 552 . Лука относит упомянутую им перепись к правлению Квириния в Сирии. Скептики торжествуют: “В то время, к которому Церковь относит рождение Христа — “во дни Ирода”, – Квириний Сирией не управлял” 553 . Но, по мнению компетентных ученых, Квириний правил Сирией дважды, и в первый раз – за несколько лет до н.э. 554 . Ирод умер в 4 году до н.э. – следует ли отсюда, что хронологические указания Матфея и Луки неверны? Это только доказывает, что дата Рождества, вычисленная в IV веке монахом Дионисием, не отличается точностью. По всем данным, Иисус родился в 7 или 6 году до начала принятого летоисчисления 555 .

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/8

Благовещения Пресв. Богородицы в Назарете Результаты работ на сельской ферме Н. позволяют получить самое общее представление о сельскохозяйственной деятельности и технологических знаниях жителей новозаветного Н. Экспериментальный археологический проект по реконструкции структур рим. периода, дал важную информацию о строительстве зданий того времени. Однако ни одно из строений не было раскопано на сельской ферме Н., кроме остатков зданий, к-рые можно идентифицировать как полевые сторожевые башни. В Н. обнаружены импортные жернова из черного базальта. Несколько выемок и ям в каменной породе на участке ц. Благовещения могут свидетельствовать о переработке олив на масло, возможно, в объеме, превышающем необходимый для удовлетворения местных нужд. Искусственные пещеры на том же участке связаны с загонами для скота и торговыми лавками. Все это свидетельствует о сельскохозяйственном поселении, где обрабатывались произведенные культуры, в т. ч. и для окрестных районов. С учетом того, что известно об экономике Галилеи I в., можно предположить, что местное сельское население (из всей Нахаль-Ципори) приобретало на рынке вторичные сельскохозяйственные и промышленные продукты, к-рые жители не были способны произвести на месте. Для понимания евангельского повествования не менее важным является и то, что исследователи не исключают возможности обнаружения в Н. следов синагоги, хотя пока единственные находки, вероятно связанные с ней, - неск. архитектурных фрагментов в ц. Благовещения. Свидетельства о I в. обнаружены в центре совр. Н. в 3 местах: на участках ц. Благовещения, монастыря Сестер Назарета и Международного центра Девы Марии. Раскопки Управления древностей Израиля (Й. Теппер, 2003 г.) к югу от ц. Благовещения в османской школе Эр-Рашидия дали только нестратифицированную керамику римского периода. Участок ц. Благовещения включает территорию францисканского комплекса этой церкви, в т. ч. монастырских зданий, школы и ц. св. Иосифа. Результаты спасательных раскопок Багатти (1955-1969): неск.

http://pravenc.ru/text/2564616.html

В 1730 году францисканцы построили на её развалинах церковь меньших размеров, хорошо известную по описаниям паломников XIX – начала XX вв. (в том числе русских). В 1953 году Кустодия Святой Земли (так называется, напомним, здешний административный орган францисканцев) решила строить в Назарете новую базилику (прежняя признавалась уже слишком маленькой и неудобной для растущего наплыва паломников). В 1955 году старый храм был разобран, и начались под руководством францисканского археолога Б. Багатти археологические раскопки, продолжавшиеся до 1968 года (результаты их были опубликованы впоследствии в двух солидных томах). Первый проект новой базилики был подготовлен ещё в 1951 году знаменитым А. Барлуцци. Но католическое руководство на этот раз предпочло проект другого итальянского архитектора – миланского профессора Джованни Муцио. Им был предложен план трёхуровневого комплекса, определявшийся уклоном холма, на котором строилась базилика. Нижняя церковь следует стенам и фундаментам базилики крестоносцев, сохранены и частично реконструированы её апсиды. Литургическим и археологическим центром храма является главная его святыня – пещера Благовещения. Над ней в своде нижнего этажа сделан большой восьмигранный проём, своеобразное «око», отверстие в пространство верхнего этажа, находящееся точно под куполом храма. Базилика очень внушительна по размерам (44 х 27 м) – это самый большой христианский храм на Ближнем Востоке. Наиболее яркой её особенностью является купол в форме восьмигранной пирамиды высотой 55 метров – главная вертикаль города. Базилика была освящена 23 марта 1969 года. Дом Богородицы Западный фасад храма украшен рельефным изображением Благовещения (с латинской подписью: «Ангел Господень благовествует Марии») и силуэтами четырёх Евангелистов. Слева и справа помещены ветхозаветные пророчества о Боговоплощении, завершаемые текстом Евангелиста Иоанна: Verbum caro factum est et habitavit in nobis – «Слово стало плотию, и обитало с нами» ( Ин. 1:14 ). На вершине фронтона – статуя Спасителя, держащего в руках Евангелие. В храм ведёт небольшой портик с тремя дверями, центральная – двойная, выше и шире боковых, с накладными панелями из литой бронзы, выполненными мюнхенским мастером Роландом Фридрихсеном и изображающими основные события из жизни Христа и Богородицы. Второй южный фасад украшен балконом, нишей под ним с бронзовой статуей Девы Марии (работа римского скульптора Фр. Верокка) и орнаментально прописанным по всей стене текстом католической молитвы «Salve Regina» – «Радуйся, Царица».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

При имп. Юстиниане I в К-поль было привезено устье К. И. и помещено в храме Св. Софии (Patria CP. P. 98). Паломники также упоминают о хранившемся там ведре, которым черпали воду из К. И. (Антоний Новгородец, ок. 1200: «...камень марморян, издолблен аки кадь» - Книга Паломник. С. 16), и о находившемся возле колодца камне (Аноним Меркати, кон. XI в.: «...камень из колодца Иакова, на котором сидел Господь наш Иисус Христос, когда беседовал с самаритянкой» - Описание святынь К-поля в латинской рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 442; Анонимное хожение в Царьград, кон. XIII - нач. XIV в.: «...столпець камен, на коем сидел Христос, с саморянынею беседовал у кладезя» - Книга хожений. С. 81). Каменное ведро было увезено крестоносцами в Рим и лишь в нач. XXI в. оно было возвращено в устроенный при К. И. греческий монастырь. Когда крестоносцы в авг. 1099 г. захватили Неаполь, византийская церковь находилась в руинах: Зевульф (1101-1103) и игум. Даниил (1106-1108) говорят только о колодце (Путешествие Зевульфа в Св. Землю, 1102-1103 гг.//ППС. 1885. Т. 3. Вып. 9. Прил. 5. С. 285; «Хожение» игумена Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 94-95). Прингл считает, что сведения ряда зап. авторов (с 30-х гг. XII в.) о строящейся церкви над К. И., по всей видимости, являются цитированием «Книги о расположении и названиях еврейских местностей» блж. Иеронима. Первым паломником, зафиксировавшим реальное строительство новой церкви и существование жен. мон-ря на этом месте, был Теодорих (ок. 1175). Время приобретения бенедиктинским жен. мон-рем в Вифании св. места, на котором находился К. И., и строительство там ц. Спасителя остается точно не известным: согласно лат. источникам, между 1168 и 1176 гг. аббатиса Вифанского мон-ря Иветта (Юдифь) передала виноградник в дер. Балата Петру, аббату мон-ря св. Марии в долине Иосафатовой, в обмен на участок рядом с ц. Спасителя. Церковь крестоносцев представляла собой 3-нефную базилику с трансептом. Три апсиды имели с внутренней стороны полукруглую форму, а снаружи - прямоугольную. Колодец находился в крипте под алтарем. Здание было построено из хорошо отесанных блоков известняка; как внутренние, так и наружные поверхности стен были облицованы отесанным камнем. Гранитные колонны с мраморными капителями, как предполагает Б. Багатти, являются сполиями. Видимо, постройка имела нервюрный свод, над пересечением центрального нефа и трансепта, возможно, был купол или 6-гранная лантерна. Высота сохранившихся стен не превышает 3,5 м. В кладке церкви крестоносцев был использован камень с самарянским текстом 10 заповедей прор. Моисея. Кроме того, обнаружены куски мрамора с трудночитаемыми надписями VI в. (можно различить имя Anasias).

http://pravenc.ru/text/1841770.html

Особо следует сказать о новозаветной археологии, сформировавшейся как отдельная дисциплина довольно-таки поздно. Произошло это в силу следующих обстоятельств. Во-первых, на Святой Земле мало впечатляющих памятников новозаветного периода – храмов, акведуков, театров, цирков, ипподромов и т. п., а в XIX в. археологи более интересовались грандиозными памятниками Египта и Междуречья. Во-вторых, в XIX в. казалось, что вполне достаточно изучать памятники Малой Азии, Греции и Италии, на землях которых и разворачивались события новозаветной истории. Исследование эллинистической и римской Палестины началось куда позже. Раскопки производились в местах, упомянутых в Новом Завете. В числе первых объектов исследования стал Капернаум, описанный еще в 1857 г. Э. Робинсоном, идентифицировавшим известную из Нового Завета синагогу, но не сумевшим определить местонахождение самого города (Тел Гум). Далее место часто описывалось, а в 1921 г. Г. Орфали были начаты систематические раскопки, продолженные в 1968 г. В. Корбо и С. Лоффреда. Вифлеем (Бет-Лехем) и Церковь Рождества Христова впервые были обследованы Л.-Х. Винсентом и Ф.-М. Абелем в 1914 г.; в Назарете раскопки проводили П. Вио в 1890–1909 гг. и Б. Багатти в 1954 году. «Кабинетные» археологи также составили многотомные описания новозаветных Антиохии, Эфеса, Лаодикии и Афин. Время между двумя мировыми войнами, – время расцвета археологии Ветхого Завета, не дало никаких серьезных исследований новозаветной Палестины. После бума, вызванного кумранскими находками, положение резко меняется, и уже в 1960 г. Олбрайт в пересмотренное издание «Археологии Палестины» включил следующие памятники: гробницы из Телль Мариса, мавзолей Товиадов в Арак эль-Эмире, эллинистическую цитадель в Беф-Цуре, так называемую крепость Симона Маккавея в Газере, оссуарии и гробницы этого периода, некоторые объекты в Иерусалиме – стены, Арку Ecce Homo («Се Человек»), предполагаемый помост Гаввафа, новозаветный уровень Иерихона (раскопки 1950–1951 гг.), иорданские города Гераса и Петра (Села), синагоги Галилеи (в том числе в Капернауме), некоторые эпиграфические надписи, с именами, известными из Нового Завета. Свитки Мертвого моря не были упомянуты Олбрайтом, но Дж. Райт в своей «Библейской археологии» (1962) (рус. перевод см.: Райт Дж. Библейская археология. СПб., 2003) говорит о них подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Особую роль в новой библейской археологии играет пользующаяся уважением " новой археологии " этноархеология, использующая этнографические данные, собранные при исследовании примитивных культур древних народов, находившихся на сходном уровне развития. Новозаветная археология. Новозаветная археология сформировалась как отдельная дисциплина довольно-таки поздно. В числе первых объектов исследования стал Капернаум, описанный еще в 1857 г. Робинсоном, идентифицировавшим известную из Нового Завета синагогу, но не сумевшим определить местонахождение самого города (Тель Гум). Далее место часто описывалось, а в 1921 г. Г. Орфали были начаты систематические раскопки, продолженные в 1968 г. о.о. Корбо и Лофредда. Вифлеем и Церковь Рождества Христова впервые были обследованы Г. Венсаном и Ф-М. Абелем в 1914 г.; в Назарете раскопки проводил М. Вио в 1890-1909 и Б. Багатти в 1954 г. Кабинетные археологи также составили многотомные описания новозаветных Антиохии, Эфеса, Лаодикии и Афин. В 1960 г. Олбрайт в пересмотренное издание Археологии Палестины включил арку " Се Человек " (Ecce Homo), предполагаемый помост Гаввафа, новозаветный уровень Иерихона (раскопки 1950-1951гг.), Иорданские города Гераза и Петра, синагоги Галилеи (в том числе в Капернауме), некоторые эпиграфические надписи, с именами известными из Нового Завета. Свитки Мертвого моря не были упомянуты Олбрайтом, но Дж. Райт в своей " Библейской археологии " 1962 года говорит о них подробно. Тем временем в Иерусалиме до войны 1967 года было произведено 46 раскопок такими известными исследователями, как Р. У. Гамильтон, М. Ави-Йона, К. Кеньон, Дж. Хеннеси, интересовавшихся определением местонахождения Голгофы, Гроба Христова, городских стен Новозаветного времени, дворца Ирода. Раскопки в Кесарии, административном центре Римской Палестины, проводились с 1948 по 1963 такими светилами, как Дж. Ори, М. Ави-Йона, А. Фрова, А. Негев, Э. Линк. С 1960-х интересы исследователей постепенно переместились от классического искусства и археологии к следующим вопросам: топография новозаветной Палестины, размеры и население древних городов и деревень, реконструкция сельской и городской жизни, природы и степени эллинизации, уровень греко-арамейского билингвизма, природа и уровень урбанизации, понимание еврейских похоронных обычаев, изучение синагогальной архитектуры, идентификации домовых церквей, особенности римского правления в Иудее, определение прожиточных минимумов, изучение региональной римской архитектуры, исследование водных систем, определение древних способов изготовление оливкового масла и вина. В силу известных трансформаций, вызванных победным шествием " новой археологии " , в современной литературе чаще всего встречается понимание новозаветной археологии, как части Римской археологии восточного Средиземноморья.

http://bogoslov.ru/article/293744

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010