(см. Гефсимания ) была построена до 384 г. на зап. склоне Елеонской горы, на месте моления Спасителя о чаше (Мф 26. 36-56; Мк 14. 32-52; Лк 22. 39-53; Ин 18. 1-12). Трехнефная базилика (22,5×16,5 м) имела 3 полуциркульные апсиды, причем меньшие, боковые, не выступали за наружную стену. Редкая композиция соединила тип 3-апсидного и одноапсидного храмов с пастофориями. Среди немногих современных ей аналогий - т. н. Базилика на агоре на о. Тасос (IV в.); в кон. V - нач. VI в. подобный вариант 3-апсидной базилики встречается от Аравии до Пелопоннеса. Храм пострадал во время персид. нашествия 614 г.; окончательно скорее всего разрушен землетрясением 749 г. На его месте построена «Церковь всех наций» (1919-1924). Изображение Иерусалима на мозаичной карте из Мадабы. Иордания. Ок. 565 г. Изображение Иерусалима на мозаичной карте из Мадабы. Иордания. Ок. 565 г. Христианский Иерусалим, IV-VII вв. Соседний храм Гроба Богородицы (Успения Богородицы) (см. Гефсимания ) впервые упомянут в трактате Феодосия «О расположении Св. земли» (ок. 530), однако почитание гробницы Богородицы фиксируется в апокрифе «Transitus Mariae» (ок. 400). Нижний этаж 2-этажного здания сохранился до наст. времени и состоит из крестообразной пещерной церкви с гробницей Богородицы. Здесь же в 1974 г. открыта погребальная камера III-IV вв. с 2 аркосолиями, расписанными виноградными лозами и птицами, но без языческих или христ. символов. Согласно результатам реставрации (Б. Багатти, 1972-1975), церковь датируется не ранее 440 г. Как выглядела верхняя часть здания, неизвестно; она была восстановлена после 614 г., окончательно разрушена до 939 г. При крестоносцах верхний храм был построен заново, нижний получил новый вход. Церковь Богородицы у Овчей купели (ц. Исцеления Расслабленного; см. Вифезда ) была построена, вероятно, в нач. V в. В сев.-вост. части сохранился фрагмент мозаичного пола с изображениями креста, благодаря чему храм иногда относят ко времени до эдикта имп. Феодосия II 427 г., которым запрещалось изображать крест на полу; однако это не может быть решающим аргументом для датировки провинциальной постройки. Впервые храм у купели упоминается в Житии Петра Ивера (кон. V в.). Недалеко от купели почиталось место Рождества Богородицы, где была построена церковь, соединенная с купелью. Оба храма составляли единый комплекс. Церковь у Овчей купели представляла собой 3-нефную базилику (45×19 м; нефы равны по ширине), опиравшуюся на субструкции 2 бассейнов купели. Вост. часть храма имела 3 апсиды, из к-рых центральная (полигональная) была выдвинута вперед. Вытянутые пропорции базилики были во многом обусловлены предшествующими постройками на этом же месте. Храм пострадал в 614 г.; окончательно был разрушен, по-видимому, землетрясением 749 г.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Вероятно, и во время существования лавры она служила для подобных же назначений, о чем можно заключить по ее огромности и стенам, оставшимся в своем природном виде. На северной стороне потока, в скалах немало также пещер, из которых одна привлекает особое внимание, напоминая своим внешним видом и положением пещеру преподобного Иоанна Молчальника в Плачевной юдоли. К ней ведет снизу крутая стезя сперва по земляной осыпи, а потом по иссеченным в живой скале ступеням. Но до самого устья пещеры достигнуть без помощи лестницы нельзя, посему мы и отложили это до одного из будущих посещений.    Следующая статья, посвященная описанию развалин лавры была опубликована французским исследователем М. Жюльеном (М. Jullien) в 1896 г. В конце XIX векав Фаранской лавре работала скромная археологическая экспедиция ордена Белых Отцов. Полученные ею результаты были опубликованы в 1901 г. в статье Симеона Вэле и Софрона Петридеса (Siméon Vailhé (1873-1960), Sophrone Pétridès (1864-1911)) «Святой Иоанн Палеолаврит; с вводным словом о Старой лавре». Дальнейшие исследования осуществлялись Стефаном Шивецом (Stephan Schiwietz, также Stefan Siwiec, 1863-1941) и Анри Леклерком (Henri Leclercq, 1869-1929). В 50-е годы ХХ века полевые археологические исследования в Фаранской лавре проводились францисканцем Беллармино Багатти (Bellarmino Camillo Bagatti, 1905-1990), опубликовавшим свои результаты в журнале «La Terra Santa» в 1969 г. Данные исследований Беллармино Багатти и Вирджилио Корбо (Virgilio Canio Corbo, 1918-1991) были сведены воедино в монографии Пиа Компаньони (Pia Compagnoni) «Иудейская пустыня» (на итальянском языке), увидевшей свет в 1978 г. Дополнительные данные содержатся в опубликованных в 1964-65 гг. «Заметках о лаврах и монастырях Иудейской пустыни», принадлежащих перу немецкого ученого Отто Мейнардуса (Otto Friedrich August Meinardus, 1925-2005). Однако, в основном, сообщения Мейнардуса относятся к современным ему сооружениям, т.е. к тому, что было построено в лавре в первой половине ХХ века.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Корбо позднее пересмотрел разбивку на строительные периоды ( Corbo. 1987; Дж. Стрейндж в статье 2007 г. уже не видит никаких оснований для такой идентификации, а граффити на штукатурке «Мартирия» связывает с языкохристианскими паломниками и датирует периодом не ранее нач. IV в.- Strange. 2007. P. 732; ср.: Taylor. 1993. P. 257). В комплексе выделяют 3 основных уровня. Верхний и нижний не вызывают принципиальных споров с т. зр. атрибуции и датировки. Нижний - это упомянутая винодавильня; верхний - комплексы базилики и возникшего при ней монастыря визант. и поствизант. времени. Базилика (по-видимому, впервые упомянута в 570 г.) оказалась 3-нефной, с атриумом (48×27 м), и включала в себя пещерный комплекс (святилище Благовещения, Мартирий и «капеллу Ангела»). Было отмечено, что в ее кладках попадаются блоки от какой-то разобранной ранней постройки. В сев. проходе перед пещерой был обнаружен частично сохранившийся мозаичный пол с надписью, которая упоминает некоего «Конона, диа[кона] Иерусалима». Багатти усматривал здесь связь с жившими в Н. членами семьи Иисуса, исключив все др. варианты объяснения этой надписи. Совр. исследователи, однако, не видят оснований для идентификации упоминаемого здесь Конона с мч. Кононом Градарем , родственником Иисуса, погибшим в Магиде в Памфилии, вероятно, во время Декиевых гонений в 250/1 г. ( Bauckham. 1990. P. 121-125; Taylor. 1993. P. 243). Мозаика не только датируется гораздо более поздним временем, но и сам факт наличия в ней уточнения - «диа[кон] Иерусалима», указывает на то, что, судя по всему, речь идет не о мученике. Кроме того, Багатти обнаружил фрагменты белого мозаичного пола с изображением черного мозаичного венка вокруг креста из греч. букв. Смысл и функция этого символа остаются дискуссионными, но очевидно, что он указывает на север, на скалу и лестницу, ведущую вниз с холма в пещеры в сев. нефе. Аналогичный символ находится на 2-й мозаике в пещере «Мартирия», также ориентированной на север. Дискуссию вызвали лежавшие между верхним и нижним уровнями, под полами храма и мон-ря, остатки постройки раннехрист.

http://pravenc.ru/text/2564616.html

В Палестине важную роль играет археология францисканцев. О. Вирджилио Канио Корбо (1918–1991), профессор христианской археологии в Studium Biblicum Franciscanum в Иерусалиме (1984–1990), после окончания Папского Восточного института в Риме под руководством о. Беллармино Багатти вел раскопки монастырей в Иудейской пустыне 2302 . Большую часть своей жизни он посвятил изучению мест, связанных с земной жизнью Христа. Совместно с о. Станислао Лоффреда, Корбо провел 19 плодотворных археологических сезонов в Капернауме, где была датирована синагога вв., а под ней обнаружены остатки синагоги эпохи Христа. Кроме того, были выявлены остатки дома Петра, хотя идентификация этого здания вызвала дискуссии. Корбо принадлежит ряд других важных открытий и исследований: церковь с грузинской надписью VI в. в монастыре Бир эль-Кутт около Вифлеема, мартирий Вознесения на Масличной горе, крепость Иродион, крепость Махеронта в Иордании. Результаты работ Корбо отражены в 133 публикациях, среди них 5 монографий 2303 . С 1967 г. он начал многолетние раскопки святилища Моисея на горе Небó, завершенные уже после его смерти. Главный труд ученого – раскопки и реставрация церкви св. Гроба в Иерусалиме, которые он вел с 1960 по 1982 г. Капитальная публикация памятника, реконструкция первоначального плана константиновской эпохи, которые осуществил Корбо, сейчас являются основополагающими 2304 . С учетом этих работ появляются новые исследования о церкви Гроба Господня 2305 . В Назарете раскопки церкви Благовещения начал о. Багатти, он издал первый том, посвященный истории церкви от времени основания до XII в. 2306 Второй том издан позже, совместно с о. Эудженио Алльята. В нем полная история комплекса с его многочисленными перестройками доведена до современности 2307 . Учеником и преемником Корбо как главы францисканской археологии был o. Микеле Пиччирилло 2308 . Он продолжил раскопки на горе Небо (Нево) 2309 , исследовал ряд церквей и мозаик Иордании 2310 . О. Пиччирилло совместно с о. Алльята изучил группу церквей в библейском городе Мефаа, в том числе базилику VI в. Сан Стефано, на мозаиках которой изображены Иерусалим и другие города Палестины 2311 . Они же осуществили новое капитальное издание карты Мадабы 2312 . Сборник статей памяти о. Пиччирилло вышел с характерным подзаголовком: «францисканский археолог между наукой и Провидением» 2313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

с использованием современных археологических методов позволили лучше понять ее значение. В ходе археологических работ получены свидетельства о жизни на участке мон-ря Сестер Назарета в I в.; обнаружены хорошо сохранившаяся структура, связанная с ней керамика рим. периода и др. артефакты, вероятно, датируемые временем не ранее нач. I в.; к югу от нее раскрыта гробница-кохим, типологически также относящаяся к I в. Датируемая т. о. структура находится рядом с 2 др. объектами - ц. Благовещения и Международным центром Девы Марии, где также были получены материалы I в. Эти открытия подтверждают, что Н. I в. состоял из жилых построек, подобных известным из др. мест Галилеи. Более широкое использование в Н. блоков, вырезанных из горных пород, для строительства зданий и подземных хранилищ определено особенностью его расположения и геологией (о Н. времени Иисуса см.: Reed. 2000. P. 131-132; Crossan, Reed. 2001. P. 15-50; Dark. 2013; о находках под Церковью Благовещения: Bagatti. 1969; Taylor. 1993. P. 221-267; Strange. 2007. P. 723-727, 732-735; о находке остатков жилой постройки I в. до Р. Х. в 2009 г. см. сообщение на сайте Управления древностей Израиля: «For the Very First Time: A Residenrial Building from the Time of Jesus was Exposed in the Heart of Nazareth»: Alexandre e. a. 2012; Dark. Early Roman Period. 2012; о сельских окрестностях Н. см.: Pfann, Voss, Rapuano. 2007; об окрестностях Сепфориса и Н. см.: Dark. 2008; др. вопросы: Hartal, Edna. 2006; Porat. 2005; Tepper. 2009). Христианская археология Изучив часть большой (75×85 м) «пещеры Благовещения», Багатти пришел к выводу, что сначала здесь располагалась винодавильня, но уже в III в. пещера стала святилищем и тогда же к ней пристроили «церковь-синагогу». Однако пещера почиталась, по его мнению, и раньше, начиная с I в., будучи частью иудеохристианского богослужебного комплекса (что могло бы подтвердить достоверность связи ее с событием Благовещения). Материал, однако, не полностью уложился в реконструкцию Багатти, поэтому В.

http://pravenc.ru/text/2564616.html

... Хотелось бы надеяться, что вышесказанное подвигнет … Иерусалимскую православную церковь, Армянскую Апостольскую Церковь и орден францисканцев (Custodia Terrae Sanctae) к сотрудничеству между собой в деле консервации и сохранения здания церкви, чего не происходило в течение многих сотен лет. Властям Израиля и Палестинской администрации также необходимо объединить усилия, чтобы уберечь здание церкви от разрушения». Археологическое исследование базилики Рождества и прилегающих к ней участков началось с конца XIX века. Первые раскопки проводились во время работ по реконструкции францисканского монастыря и церкви св. Екатерины в 1869-1883 и 1906-1908 гг. Во время раскопок, проводившихся внутри базилики Рождества в 1934-1936 гг. был вскрыт мозаичный пол Константиновой базилики, относящийся к IV веку. Тогда же было засыпано православное кладбище, находившееся на незастроенном пространстве к западу и северо-западу от церкви. Эти раскопки, проводившиеся под руководством английского археолога Уильяма Харви (W. Harvey), имели большое значение: во-первых было доказано, что существующая церковь относится к VI, а не к IV веку, как считалось на протяжении многих столетий; во-вторых, выявленные полы церкви IV века позволили с большой точностью определить ее размеры и план, как равно и изменения, сделанные при перестройке церкви в VI веке при Юстиниане. В 1947-48 гг. при реконструкции клуатра архитектором Антонио Барлуцци проводились раскопки территории к северу от базилики Рождества, под руководством отцов Беллармино Багатти и Вирджилио Корбо. Багатти руководил раскопками при восстановлении пещерного комплекса Блаженного Иеронима в 1962 г. В 1988 г. проводилось археологическое обследование территории армянского монастыря св. Троицы к юго-западу от базилики. Описание церкви Крипта Рождества Пещера Рождества Христова, находящаяся под православным алтарем, вытянута с востока на запад и имеет в длину – 12,4 м, в ширину – 3,9 м и в высоту – 3 м. В отношении входов в крипту в Константиновой базилике мнения исследователей расходятся.

http://sobory.ru/article/?object=14202

4. Поучение на Св.-Владимирский день [Монреаль, 1975] Текст данной главы отсутствует. 5. Слово в день памяти Св. Равноапостольного Князя Владимира [Монреаль, 1975] Текст данной главы отсутствует. 6. Св.-Владимирский день [Монреаль, 1975] Текст данной главы отсутствует. 7. Слово в Св.-Владимирский день 16/29 июля 1962 г. [Монреаль, 1975] Текст данной главы отсутствует. 8. Дело Св. Равноапостольного Князя Владимира через 975 лет [Монреаль, 1975] Текст данной главы отсутствует. 9. Речь при открытии Съезда Св.-Владимирской молодежи [Монреаль, 1975] Текст данной главы отсутствует. 10. Посещение Св.-Владимирского Храма-Памятника Вел. Кн. Владимиром Кирилловичем [Монреаль, 1975] Текст данной главы отсутствует. 11. Династическое совершеннолетие Великой Княжны Марии Владимировны [Монреаль, 1975] Текст данной главы отсутствует. 12. Верный путь к возстановлению России [Монреаль, 1975] 1 Александро-Невский приход в г. Лейквуде был основан Архиепископом Виталием в 1936 году на участке земли, подаренной ему Юлией Мартыновной Плавской. Это был первый приход, основанный Архиепископом Виталием в Соединенных Штатах, по поводу которого Архиепископ Виталий написал: «Молю Бога, да процветет этот первенец мой, Александро-Невский приход, как древо, насажденное при водах». Первым настоятелем с 1937 по 1947 год был протоиерей Иерофей Воробьев, после его кончины до сентября 1949 года иеромонах Антоний, ныне Архиепископ Западно-Американский, затем протопресвитер В. Бощановский до его кончины в 1961 году, после него иеромонах Анастасий, с сентября 1962 протоиерей Владимир Григорович, после кончины которого с 1 ноября 1968 года – священник Валерий Лукьянов. Долголетним церковным старостой состоит В. М. Ажогин; старшей сестрой Церковного Сестричества М. А. Козак. Приход развился постепенно из маленькой часовни в благоустроенный приход со школой, библиотекой и церковными зданиями. 2 Св.-Отеческая церковь была основана 12 февраля 1928 года Архиепископом Аполлинарием в начале заграничной церковной смуты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

«Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящие Его». Раздел III. Путешествие в Святую Землю Текст данной главы отсутствует. 1. Путешествие в Святую Землю [Монреаль, 1975] Текст данной главы отсутствует. 2. Храм св. Гроба и Воскресения [Монреаль, 1975] Текст данной главы отсутствует. 3. Источник нашего воскресения Гроб Господень [Монреаль, 1975] Текст данной главы отсутствует. 4. Гробница Пресвятыя Девы [Монреаль, 1975] Текст данной главы отсутствует. 5. Приветственная речь в Спасо-Вознесенском монастыре [Монреаль, 1975] Текст данной главы отсутствует. 6. Второе мое Пасхальное паломничество [Монреаль, 1975] Текст данной главы отсутствует. 7. Пасхальная радость о воскресении и кресте [Монреаль, 1975] Текст данной главы отсутствует. Раздел IV. Рождество Христово 1. Рождественския письма из Флориды Прекрасен Божий мир! Он носит на себе печать своего Творца и отражает собой красоту Его вечного бытия. И сердце наше должно быть преисполнено постоянной благодарности к Богу за то, что Промыслом Его мы призваны из небытия в бытие; за то, что жизнь живет в нас. Истинное христианство состоит в том, чтобы ясно сознавать ценность жизни, чтобы ощущать радость бытия и любить Бога и людей. Радость жизни для верующих сердец особенно раскрывается в дни великих праздников, когда посещает душу тихое дыхание неба и перед ней раскрываются незримыя тайны. Рождество Христово мы привыкли праздновать среди строгой русской зимы, под покровом серебристого инея и трескучего мороза. Но вот сейчас мне пришлось проводить этот великий праздник в совсем иной летней обстановке, под палящими лучами солнца и под тенью пальм на теплом берегу Атлантического океана в дивной Флориде. Передо мной сейчас разстилается необозримая морская даль, сливающаяся с горизонтом. Медленно кружатся чайки; оне зорко смотрят на свою добычу – маленькую рыбку, за которой стремительно бросаются в море. Сбоку раскинулся целый лес мачт, а вдали белеют паруса. Спокойно и тихо. А там за океаном в смущении и тревоге находятся сотни тысяч обездоленных людей, которые мечтают о свободной, спокойной счастливой Америке, как о земле обетованной, в которой в кисельных берегах течет мед и млеко.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

  1971 г.   16. Review of Athanase Renoux, Le codex arménien Jérusalem 121. I. Introduction: Aux origines de la liturgie hiérosolymitaine. Lumières nouvelles (Patrologia orientalis 35.1 - no. 1634, Turnhout 1969), OCP 37 (1971) 511-512. 1972 г. 17. “Évolution historique de la Liturgie de Saint Jean Chrysostome,” ch. 1: “Le rite actuel et ses antecedents historiques,” POC 22 (1972) 241-287. 1973 г. 18. “Psalm 24 at the Transfer of Gifts in the Byzantine Liturgy: A Study in the Origins of a Liturgical Practice,” in R.J. Clifford and G.W. MacRae (eds.), The Word in the World. Essays in Honor of Frederick L. Moriarty, S.J., (Cambridge, MA 1973) 159-177. 19. “The Byzantine Divine Liturgy. History and Commentary,” Diakonia 8 (1973) 164-178. 20. Review of Meletius M. Solovey, The Byzantine Divine Liturgy. History and Commentary (Washington, DC 1970), OCP 39 (1973) 255. 1974 г. 21. “Évolution historique de la Liturgie de Saint Jean Chrysostome,” ch. 2: “Le Chéroubicon,” POC 24 (1974) 3-33, 105-138. 22. Review of Thomas F. Mathews, The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy (University Park/London 1971), OCP 40 (1974) 199-203. 23. Review of George Galavaris, Bread and Liturgy. The Symbolism of Early Christian and Byzantine Bread Stamps (Madison/Milwaukee/London 1970), OCP 40 (1974) 209-210.   1975 г. 24. “The Continuity of Tradition in a World of Liturgical Change: The Eastern Liturgical Experience,” Seminarium 27=n.s. 15, no. 2 (1975) 445-459. 25. “Évolution historique de la Liturgie de Saint Jean Chrysostome,” ch. 3: “La prière du chéroubicon,” POC 25 (1975) 16-45. 26. The Historical Evolution of the Liturgy of St. John Chrysostom: The Preanaphoral Rites (doctoral dissertation abstract, Rome: PIO 1975) 75 pp. 27. The Great Entrance. A History of the Transfer of Gifts and other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom (OCA 200, Rome: PIO 1975) xl + 485 pp. 28. “Évolution historique de la Liturgie de Saint Jean Chrysostome,” ch. 4: “L’encensement et le lavabo,” POC 25 (1975) 274-299.

http://bogoslov.ru/person/525392

P. Mar, Izbranie Patriarcha Tichona (Svjatoj pamjati 100– letija ego rodenija), in: Prav. Rus’ 1965,4,8–9. M. Bourdeaux, Opium of the People. The Christian Religion in the UdSSR, London 1965, passim. Rklickij, Kratija svedenija i v Boepoivajušem Patriarche Tichone, in: Prav. Rus» 1965,3,7–8. K.Chr. Felmy, Patriarch Tichon im Urteil der Russisch-Orthodoxen Kirche der Gegenwart, in: Kirche im Osten 8(1965)25–54. A. Kazem-Beck, Patriarch Tichon – Primas an einer Zeitwende, in: StdO 1967,9,47–54. R.Ju. Plaskin, Krach cerkovnoj konterrevoljucii 1917–1923 gg. Moskau 1968. A. ertkov, Krach. Moskau 1968, hier: Mitropolit Moskovskij Tichon, S.18–22, passim. P.E. Kovalevskij, Svjatejšij Patriarch Tichon (1865–1925), in: Vest.russ.ehr.dv. 1968(89–90)10–16. P. Joh. Chrysostomus, Kleine Kirchengeschichte Rußlands nach 1917, Freiburg 1968, passim. R. Rössler, Kirche und Revolution in Russland. Köln 1969. A.A. Siškin, Sušnost‘ i kritieskaja ocenka «Obnovleenskogo“ raskola Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. Kazan’ 1970, passim. W.C. Fletcher, The Russian Orthodox Church Underground, 1917–1970, London 1971, passim. G.Fireside, Icon and Swastika, Cambridge 1971, passim. – Dopros Patriarcha Tichona, in: Vest.russ.ehr.dv. 22(1972) 111–136. V.A. Kuroedov, Iz istorii vzaimootnošenij Sovestkogo gosudarstva i cerkvi, in: Voprosy istorii 1973,9,15–31. R. Rössler, Poslanie Svjatejšego Patriarcha Tichona kduchovensmvu ot 25.9. st.st. 1919 g., in: Vest Ekzarchata 85–88 (1974)23–29. G. Grabbe, Patriarch Tichon, in: Prav. Put‘ 1975,1–32 (re‘). Nikon (Rklickij), O duchovnoj sušnosti Moskovskoj Patriarchìi in: Prav. Put’ 1975,33–50, hier 34–39. Averkij (Taušev), Pjatidesjatiletie prestavlenija Sv. Patriarcha Tichona 1925–1975, in: Prav. Rus’ 1975,6,1–4. P. Johannes Chrysostomus OSB, Gedanken zum 50. Todestag des Patriarchen Tichon von Moskau und Ganz Rußland, in: Ostkirchliche Studien 1975,4,318–332. Svjatejšij Tichon, Patriarch Moskovskij i vseja Rossii, in: Prav. izn‘ 26(1975)1–42. ---Tikhon as Archbishop in America and as Patriarch, in:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010