Конечно, были в истории социально-экономических реформ в нашей стране и настоящие почвенники, которые понимали необходимость опираться на свои собственные силы и очень осторожно относиться ко всякого рода советам и новациям из-за рубежа. Среди таких почвенников можно вспомнить и псковского воеводу боярина Афанасия Лаврентьевича Ордын-Нащокина, автора " Новоторгового устава " , ставшего в истории нашей страны первым Таможенным кодексом. Можно вспомнить и об Иване Тихоновиче Посошкове, авторе фундаментального сочинения " Книга о скудости и богатстве народном " (1724г.). Можно и нужно вспомнить и Михаила Васильевича Ломоносова, который верил в то, что богатство российское будет прирастать не Европой, а Сибирью, и ратовавшего за освоение Северного морского пути. Особое место в ряду русских реформаторов занимает и Дмитрий Иванович Менделеев, автор фундаментальной теории рационального размещения производительных сил; именно он разработал самый эффективный в истории нашей страны протекционистский таможенный тариф, получивший в истории название " менделеевского тарифа " . Если проанализировать феномен западничества в истории российских реформ, то можно обнаружить поразительный факт: экономические реформы в истории нашей страны только тогда давали системный положительный результат, когда они опирались на традиции и культурные достижения нашего народа, соответствовали основным идеалам русского православия, строились и проводились в интересах самого русского человека. Именно так и поступал министр финансов Николай Христофорович Бунге, известный как разработчик фабрично-заводского законодательства и создатель Крестьянского банка в России (1882г.). Именно так поступал и другой великий реформатор Петр Аркадьевич Столыпин, автор и организатор знаменитой аграрной реформы 1906-1911гг. В результате этой реформы крестьяне, наконец-то, получили землю в собственность. Чего, однако, в этой связи стоят измышления некоторых современных либералов, обвиняющих П.А.Столыпина в деспотизме, неуважении к закону. Он, видите ли, распустил Государственную Думу для того, чтобы провести нужные ему законы. Но он не расстреливал эту самую Думу, как это сделал " демократический " президент России. Б.Н.Ельцин. Это не он, не П.А.Столыпин терроризировал общество, а на него, на П.А.Столыпина было совершено 11 покушений, в результате которых были взорваны десятки ни в чем не повинных людей, пострадали сын и дочь реформатора, а он сам получил две пули в живот. Передергивание фактов - любимый прием недобросовестных и ангажированных историков и экономистов.

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/07/...

Я никогда бы не сказал человеку, к примеру: «Истинная твоя проблема в том, что ты слишком гордый». Нет, я всегда ждал того момента, когда он придет ко мне и скажет: «Батюшка, после стольких лет я наконец понял, что моя гордыня мешает мне». Очень важно дождаться такого момента. Очень важно дать возможность человеку самому осознать то, что для духовника или отца-исповедника уже и так очевидно. Но не каждый прихожанин приходит к исповеднику, не каждый находит своего духовника. И это очень тяжело осознавать. Что же касается тех, кто путает исповедь с духовной беседой, мне кажется, со временем они поймут, что у приходского священника слишком много обязанностей, послушаний. И, если он пока не может побеседовать с ними, скажем, после службы или в отдельные дни, значит, он просто не может уделять человеку достаточное количество времени. Ведь людям нужно время, чтобы высказаться, а батюшке — чтобы ответить на их вопросы. Бывает, конечно, что человек очень четко знает, чего он хочет, и, зная, что у отца-исповедника есть от силы 5–10 минут, такие люди сразу же переходят к делу и испрашивают совета. Им нужен лучик света в их темный час, и если Господь попустит, то, конечно, они его увидят. — Часто ли к вам обращаются за советом о молитвенном правиле? Есть утренние молитвы и вечерние, но иногда этого недостаточно. Например, когда на молитву встаешь вместе с детьми, то монашеское исповедание грехов далеко не всегда понятно и, более того, не всегда уместно. Мне не раз приходилось быть свидетелем дискуссии о том, что и как можно изменить в домашнем молитвенном правиле. Архимандрит Софроний (Сахаров) написал для своих чад прекрасную утреннюю молитву. Он говорил, что преподобный Макарий Великий жил совершенно в другой среде, в другое время, а современным людям следует настроиться на предстоящий день, и это именно то, что мы и делаем в утренней молитве. Некоторые священники, к примеру, советуют добавить к утреннему правилу псалмы или тропари празднуемых в этот день святых... — Я бы дал точно такой же совет. Именно так я и делаю это и всегда так делал.

http://e-vestnik.ru/interviews/shiarhima...

Русская Православная Церковь ХХ век 4 марта К. П. Победоносцев Весной 1901 года – В обществе активизировались дискуссии о церковных реформах. Вопрос о церковных реформах в течение многих десятилетий входил в число табуированных. Оберпрокурор Святейшего Правительствующего Синода К. П. Победоносцев искренно полагал, что именно в Церкви «хранится необходимый России “запас простоты”, надеялся, что духовные средства позволят обойтись без переустройства “учреждений”». По мнению Победоносцева, любые разговоры о реформировании строя церковного управления мешали «нормальному» течению государственной жизни, поскольку Церковь и царство в России представляли собой нераздельное целое. Именно поэтому он считал принципиально недопустимым пересмотр петровской синодальной системы, почти за 200 лет своего существования ставшей вполне традиционной. Конечно, и светские власти прекрасно понимали актуальность религиозного вопроса. Доказательством может служить политическое завещание председателя Комитета министров Н. Х. Бунге, еще в 1890-х гг. на первый план ставившего «вопрос о введении широкой веротерпимости». Однако проведение любых мероприятий в этом направлении предполагало прежде всего дарование прав и свобод главенствовавшей в стране конфессии — в том числе права на самостоятельное, свободное от мелочной регламентации и опеки решение внутрицерковных вопросов. Иначе говоря, необходимо было ослабление государственного контроля. Но понятный в теории вопрос непросто было перевести в практическую плоскость — ведь на протяжении почти двух веков Русская Православная Церковь существовала в теснейшей зависимости от государства и представить последствия даже частичного пересмотра синодальной системы при всем ее несовершенстве было непросто. Это представляло тем большую трудность, что за XVIII и XIX вв. она стала частью единой системы управления империи и ее изменение неминуемо повлекло бы за собой цепную реакцию, вызвав необходимость реформы других звеньев. Привычка опираться в трудных случаях на государственную помощь создавала дополнительные проблемы в случае изменения церковно-государственного устройства.

http://pravoslavie.ru/5375.html

85 Ср. нашу статью «Nach dem Intellekt leben», in «SIMANDRON – Der Wachklopfer», Gedenkschrift Gamber, Koln, 95–109. 146 Иоанн Колов, 13 (Цитируется по изд. «Отечник». Фототип. изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1963, стр. 288). 175 Pseudo-Justinus Martyr, Quaestiones et responsiones ad orthodoxos, 118. Frage (BEII 4, стр. 129 и след.). 200 Это следует из Лк.23:45 . Солнце меркнет, чтобы возвестить, что Христос, «Солнце правды» или «Восход» в момент смерти обращается к закату (западу). Ср. Афанасий, In Psalmum 67, 5, где слова «к Нему, Кто заходит над западом» истолковываются как «К Нему, Кто нисшел до ада» (BKV, Athanasius, Bd. II, стр. 581 (Kempten 1875). 201 Ср. Афанасий, In Psalmum 67, 34 (ук. соч., стр. 591): «Так как в том, что было сказано ранее (т.е. в V.5), возвещалось о страданиях Христа и о Его сошествии во ад, то тем самым возвещалось также и о его восхождении на небо. Но слова «в направлении к востоку» следует понимать иносказательно. Ибо как солнце от заката поднимается к восходу, так и Господь из углов ада поднимается к небесам небес». Ср. также Evagrios, In Ps. 67, 34 κα (со ссылкой на Еф.4:10 ). 209 Кирилл Иерусалимский . Поучения тайноводственные (Цитируется по изд. «Святитель Кирилл, Архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные». Репринтное изд. Синодальной библиотеки, М., 1991, Поучение первое, §1, стр. 316). 210 Ambrosius, De Mysteriis 7 (перевод J. Schmitz, Fontes Christiani 3/Freiburg 1990/, стр. 209 и след.). 231 Учение двенадцати апостолов, глава VIII (Цитируется по изд. «Раннехристианские отцы Церкви». Брюссель, 1978, стр. 21). 251 Епифаний, Архиепископ Кипрский, 7 (Цитируется по изд. «Отечник». Фототип. изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1963, стр. 108). 275 Святые преподобные отцы Варсануфий и Иоанн. Подвижнические наставления, 22 (Цитируется по изд. «Добротолюбие», том второй. Репринтное изд. YMCA-PRESS, Paris, 1988, стр. 565). 277 Там же, Epistula 158. В скитской пустыни было принято спать третью часть ночи, т. е. приблизительно четыре часа; ср. Evagrios, Vita D (с примечанием).

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Псалтирь недаром была названа «суммой» всего Писания Ветхого Завета, выраженной в форме гимнов. С самого начала Церковь читала Псалтирь, как и все ветхозаветные книги в целом, как пророческое слово Духа Святого, что должно исполниться во Христе 119 . Это частично объясняет мысль Евагрия, когда он относит псалмопение к «многоразличной премудрости»: он усматривает в нем свидетельство той «премудрости», что отражается в творении и в истории спасения, о чем свидетельствует весь Ветхий Завет . Для христиан, таким образом, Псалтирь – это прежде всего Писание, и автор его, Давид – пророк. Как открытое пророческое слово Божие, обращенное к людям и свидетельствующее о Христе и Его Церкви, Псалтырь более, чем какая-либо иная книга Ветхого Завета, постоянно цитируется в Новом. Что касается «молитвы», а также «гимна» и «хваления» (doxologhia), то это разговор человека с Богом или, согласно определению Климента Александрийского , «диалог с Богом» 120 . Для этого «разговора с Богом», как и для «гимна», и «хваления» в Псалтири можно найти немало образцов, которые могут быть немедленно включены в христианскую молитву. Однако достаточно много частей Псалтири с формальной точки зрения не имеют ничего общего с «молитвой». Наряду с пространными размышлениями о переменчивой судьбе Израиля можно встретить немало псалмов или частей их, в которых отношение к «врагам» предстает для современного читателя прямой противоположностью христианской молитве! Чтобы суметь усвоить всю Псалтирь и трансформировать в подлинно христианскую молитву даже все эти, не слишком любимые ее части, необходимы усиленные упражнения в «медитации». Под словом «медитация» (melete) отцы, как и сам псалмопевец, разумели постоянное повторение вполголоса 121 определенных стихов или целых отрывков из Священного Писания с целью постижения их внутреннего сокровенного смысла. Поэтому Евагрий один раз переводит «медитация» просто как «созерцание» (theoria) 122 . Да и в Писании вместо «размышлять» говорится «обдумывать» или «вспоминать». Евагрий, вслед за псалмом 137:1, называет такое созерцающее «размышление» о псалмах, «пением перед ангелами», поскольку главное дело ангелов – это созерцание Бога и Его деяний 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Это замечательное свидетельство твердого и живого осознания того, что мы называем «общением святых» и которое сегодня лишь с трудом можем ощутить в личном опыте, исходит из эпохи, в которую христиане, как гонимая община, не могли еще построить никакой «Церкви» в собственном смысле слова и должны были собираться в помещениях больших частных домов. Отцы со всей серьезностью приняли на свой счет предостережение Христа, приравнивающее публичное выражение своего благочестия лицемерию, этому тонкому пороку именно религиозного человека. Тщеславие советует молиться на площадях, но тот, кто борется с ним, молится в своей комнате 164 . Мы знаем из многих повествований, что отцы-пустынники делали все, чтобы иметь возможность совершать свое аскетическое делание, и, в особенности, творить молитву, всегда в сокрытом месте. Пример Христа, как и некоторых отцов, наводит нас на мысль, что речь не идет лишь о борьбе с грехом тщеславия. Ибо молитва по глубочайшей сути своей есть «беседа ума с Богом», во время которой присутствие других может быть причиной отвлечений. Авва Марк сказал авве Арсению: «По какой причине ты избегаешь общества и беседы с нами?» Старец ответил ему: «Знает Бог , что я люблю вас, но не могу быть вместе и с Богом и/одновременно/с людьми. На небе тысячи и тысячи тысяч имеют одну волю 165 , а у человеков воля многообразна: и потому не могу, оставив Бога, быть с людьми» 166 . Однако опасность отвлечения из-за других, с кем мы должны пребывать во время общей молитвы – это еще не последняя причина, по которой истинно молящийся желает уединения. В «пребывании с Богом», о котором говорит Арсений, между Творцом и тварью происходит, то, что по природе своей не предназначено для глаз и ушей посторонних. Брат отправился к хижине аввы Арсения в скит и увидел сквозь дверную скважину старца всего как бы огненным. Брат достоин был увидеть это. Когда он постучал, старец вышел, и, заметив изменения в лице брата, спросил давно ли он тут и не видел ли чего? Брат сказал, что ничего не видел. Старец, побеседовав с ним, отпустил его 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Молитвами преподобного отца нашего Андроника, Господи Иисусе Христе, дай нам силы уподобиться ему! Схиархимандрит Гавриил (Бунге) Введение 25 марта 2009 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата принято решение о канонизации подвижников благочестия Глинской пустыни схиархимандрита Андроника (Лукаша) , схиархимандрита Серафима (Романцова) и схимитрополита Серафима (Мажуги) как местночтимых святых. 21 августа 2010 года за Божественной литургией в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы (Глинская пустынь) совершен чин прославления этих подвижников, которые несли монашеское послушание в этой обители. Эти святые – яркая страница в истории Русской Церкви XX столетия. Служа в старинной Глинской пустыни с начала века, они сумели усвоить дореволюционную монастырскую традицию, пронести ее через лагеря и явили ярчайшее свидетельство о Христе в послевоенной России. Глинская пустынь этого периода была уникальным примером подлинной православной монашеской обители в расцерковленном мире. Сюда ехали со всей России, чтобы просто подышать воздухом христианства, вспомнить, что это такое, духовно обновиться и начать новую, более осознанную и бодренную христианскую жизнь. Эти святые духовно связывают собой три православные республики СССР: Украину, Россию, где они начинали подвиг, и Грузию, где подвизались в последние годы своей жизни. Они служили Богу и ближним, свидетельствовали о Христе, духовно помогали нуждающимся во всех трех тогдашних республиках, во всех трех они и почитались. Их прославление, церковное почитание, изучение и распространение их житий и наследия представляется особенно актуальным сейчас, когда взаимоотношения трех православных государств не просты. Это может внести свою лепту в укрепление межгосударственных отношений – как с позиций мировоззренческих, так и с духовной стороны. Цель нашей работы – составление жизнеописания одного из трех святых, схиархимандрита Андроника (Лукаша) . Для этого мы решили взять имеющиеся жизнеописания подвижника, сопоставить их, уточнить и расширить за счет привлечения дополнительного материала.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тот факт, что мы произносим наши молитвы, поворачиваясь на восток, никоим образом не противоречит слову пророка или апостола. И в самом деле, для молящегося, восток поистине имеется «во всяком месте». И поскольку мы молимся, повернувшись туда, куда устремляется наш взгляд, ибо невозможно в момент молитвы смотреть на четыре стороны, то мы совершаем поклонение, обращаясь взглядом в одну сторону творения. Мы поступаем так не потому, что только эта сторона является творением Божиим и не потому, что только она предназначена стать жилищем Божиим, но лишь потому, что именно она предназначена быть местом того поклонения, которое мы воздаем Богу. Обычай молиться Церковь восприняла от тех, от кого она получила и указание на место, где следует молиться, то есть от святых апостолов 175 . Вопрос, затронутый здесь, более, чем оправдан. Несомненно то, что евреи поклонялись Богу в Иерусалиме, а самаряне – на горе Гаризим 176 , а когда благочестивый еврей находился вне святого города, он поворачивался в сторону Иерусалима, где был расположен храм Божий 177 . Но с приходом Христа в принципе упразднилось эта ориентация, связанная с определенным местом.«Место» присутствия Божия – сам Христос. «Истинные поклонники Отца» отныне и впредь будут поклоняться Ему «в духе и истине» 178 . Неизвестный автор «ответов» недвусмысленно заявляет, что обычай (ethos) христиан поворачиваться на восток во время молитвы основывается на установлении (these?) человеческом, а не природном (physei). Но почему люди, и христиане в первую очередь, считают «восток» более достойным поклонения по сравнению с другими странами света, он нам не объясняет; другие отцы – более ранние и более поздние – говорят об этом подробней. Интересно замечание о том, что мы всегда наклоняемся в направлении нашего взгляда. У человека есть лицо в физическом и духовном смысле, которое он поворачивает к тому, к кому обращается: этот жест глубоко символичен, как каждый знает по собственному опыту. В заключение автор заявляет, что обычай поворачиваться на восток во время молитвы опирается еще на апостольское предание, т.е. относится ко временам самого основания Церкви. Этого мнения придерживаются и другие отцы, например, святой Василий Великий 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

За этим предостережением стоит поразительный, на первый взгляд, опыт: враг не только подстрекает нас всё свести к минимуму, но при любом удобном случае склоняет к разрушительному максимализму! Он коварно меняет поле состязания, чтобы предстать рекордсменом в самых возвышенных добродетелях. «Но демону чревоугодия подражает и противоборник истины – демон уныния, внушая терпеливому мысль о самом строгом отшельничестве, призывая стать соревнователем Иоанна Крестителя и начатка отшельников Антония, чтобы, не перенесши долговременного и вышечеловеческого отшельничества, бежал подвижник со стыдом, оставив место, и он мог наконец в похвальбу себе сказать: «Укрепихся на него» («Я одолел его!»)». 225 Такая проницательность вызывает лишь восхищение: в мире, где, как кажется, всё служит на пользу аскетическим подвигам, Евагрий искусно отличает истинную правду от бесовской лжи. И речь об этом заходит не случайно. Чтобы убедиться в этом достаточно обратиться к «Слову о духовном делании», где Евагрий разоблачает демонские внушения, которые в данный момент могут нанести наибольший вред: «Больным они мешают благодарить [Бога] за страдания и быть терпеливыми к ухаживающим за ними; ослабленных склоняют к строгому посту, а отягощённых [летами] призывают совершать псалмопения стоя». 226 Позже мы увидим, кому именно Евагрий обязан столь утончённым чувством меры, – в этом он выступает истинным наследником монашеских традиций. О том же соблазне чрезмерности, как нам кажется, речь идёт и в одном изумительном фрагменте, который мы приведём ниже. В нём, не вскрывая глубокие корни уныния, Евагрий указывает на непосредственную причину этого недуга – переутомление (kamatos) в духовном делании. Прилагаемые усилия и здесь должны иметь меру; так, Иаков, по слову Евагрия, «пася свои стада» днём и ночью 227 , умел не выбиваться из сил. Из вышеприведённых текстов явствует, что в духовной жизни, как нигде более, не следует ограничиваться поверхностными суждениями. Уныние – это зло с очень глубокими корнями, которое искусно скрывает свою природу. Тогда возникает вопрос, как в данном конкретном случае отличить истинные мотивации от ложных.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

И тянулось все медленно, несмотря на камфару и компрессы. Глеб находился в том равнодушии болезни, в той тоскливости, когда кажется, что ничто никогда не кончится, так вот всегда и будет: рядом ослабевшая Элли, в движении милая Таня, во второй половине дня доктор со своими лимонами. Но как раз этот Зальцберг и оказался прав: одновременно с прибавлением дня, с марто-апрельским светом, возраставшим в астрономической неторопливости, но и с астрономической неуклонностью, слабела сама болезнь, падала температура и убавлялись хрипы. – Ну вот, я и говорил! Терпение, правильный метод борьбы – и мы одолели. – Доктор продолжал быть безупречным. Встретив его однажды на лестнице, герр Бунге сумрачно сказал жене: – Der Arzt ist ein Jude. Последствия оказались довольно странны. Фрау Бунге заметила, что евреи часто бывают хорошими врачами. – Спроси, довольны ли они им? Бунге узнал, что очень. Тогда фрау Бунге решила позвать его и посоветоваться. Доктор Зальцберг был с нею так же бодр, приветлив и самоуверен, как и с ее жильцами. Так же напирал на лимоны, назначил кое-что новое, но главное – предписал теперь же, не дожидаясь сезона, неукоснительно – bad Kissingen. Бунге переглянулись. Для этого нужны деньги. Но полковник вдруг вспомнил что-то, повеселел и сказал: – Abgemacht. Решил ли он заложить припрятанную драгоценность, или продать шубу последнюю, или взять под вексель у ростовщика – неведомо. Но известно, что вскоре фрау Бунге уехала в Киссинген. Был конец апреля. Потеплело. Над Берлином пролетали в лазури кисейные облачка – светлый привет весны. Тиргартен нежно зазеленел. Глеб и Элли уже ходили, доктор торжествовал, Тане стало полегче. – Чудо мое, – говорила она, прижимаясь к матери. – Я рада, что вы выздоровели. Я иногда боялась. – Фу, глупости. – А мне страшно бывало. Потом, посмотрев на распустившиеся внизу деревья, вдруг прибавила: – У нас в Прошине, пожалуй, яровое сеять начали. Элли ее поцеловала. – Ты помещица. Тебе бы с бабушкой в деревне хозяйничать. Элли могла бы добавить: а мы с папой богема, голытьба.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010