Добавление переводчика (b-ya tehr), очевидно, должно было вызвать интерес Исаака, поскольку тема «удивления» является лейтмотивом его проповедей. Хотя здесь речь идет о добавлении к Cent. Suppl. 30, оно парадоксально приводит нас снова к Евагрию! Это доказывает определение слова μνος, встречающееся в труде Евагрия «Схолии на псалмы», которого, однако, Исаак знать не мог: μνος στν κπληξις μετ δοξολογας π τ θεωρ τν γεγοντων κα γινομνων π Θεο 55 (Песнь есть сопровождаемое славословием удивление созерцанию вещей, сотворенных и творимых Богом 56 ). Слово «удивление» не совсем точно переводит греческое слово κπληξις, потому что κπλσσω означает «наносить удар», «поражать», а «поражение» имеет другое значение. Немецкое слово Betroffenheit подошло бы, наверное, лучше. Допуская некоторую вольность, можно, наверное, переводить κπληξις как «поражение от удивления». Евагрий определенно говорит здесь об исключительном состоянии, которое, однако, не является «экстазом». Действительно, у Евагрия слово κπληξις встречается очень редко и всегда имеет негативный смысл: это безумие 57 , которое ведет человека к «превозношению» (μετωρος γνεται) 58 , «исступлению ума» (κστασις φρενν) 59 . Таким образом, это слово никогда не имеет положительной коннотации 60 . Евагрий скорее намекает на состояние оцепенения. Но это состояние не является той вершиной «восхождения к Богу», которая есть молитва 61 , потому что мы еще находимся на этапе φυσικ. На это указывают слова: π τ θεωρ τν γεγοντων κα γινομνων π Θεο. Действительно, на этом этапе созерцатель «воспевает Творца исходя из творений». Он «удивляется созерцанию вещей, сотворенных Богом» (θαυμζοντας τν θεωραν τν γεγοντων) 62 , и это удивление вызывает у него «песню хвалы» (γεραρει), которую он воссылает Творцу 63 . Значит, молитва не останавливается на его устах, но она меняет качество: прошение становится славословием. В «духовной молитве», или «истинной молитве», которая осуществляется «в Духе и Истине», человек «воспевает Бога, исходя из Него Самого» (ξ ατο ατν νυμνε) 64 , ибо Святой Дух и Единородный Сын Отца 65 «единосущны Отцу», как Бог от Бога, согласно Никео-Константинопольскому Символу веры (381 г.). Только подлинный богослов 66 мог бы объяснить нам природу такого истинно божественного воспевания 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

16 Ср.: «Дух уныния гонит монаха из жилища его; а кто имеет терпение, тот всегда пребывает в безмолвии» (Нил Синай-ский, прп.//Добротолюбие. Т. 2. С. 257). «Не должно во время искушений оставлять келлии, изобретая какия-нибудь благословные предлоги; но надо сидеть внутри и терпеть, мужественно встречая всех нападающих» (Евагрий//Добротолюбие. Т. 1. С. 573). 17 Подобное происходит и с монашествующими. См. случай с Палладием: «Однажды я шел к духовному отцу Макарию Александрийскому, удрученный унынием, и говорю ему: «Отче, что мне делать, ибо я осаждаем помыслами, которые мне внушают: ты ничего не делаешь! Уходи прочь!» И авва ответил: «Скажи им, я остаюсь в этих стенах ради Христа!» (Бунге. С. 66) 18 См.: Подвижническое слово старца Симеона благоговейного //Добротолюбие. Т. 5. С. 61. 19 Бунге. С. 59. 20 Софроний (Сахаров), архим. Духовные беседы. М.: Паломник, 2003. Т. 2. С. 26. 21 Цит. по: Иларион (Алфеев), архиеп. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. Гл. 3:2. 22 «Демон уныния, — пишет Евагрий, — тягостнее всех, но зато более всех делает душу и опытною. Если бегать или обходить борьбу, то ум останется неопытным, робким и легко обращающимся в бегство» (Добротолюбие. Т. 1. С. 573). 23 Иларион (Алфеев), архиеп. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. Гл. 3:2. 24 Бунге. С. 69. 25 Бунге. С. 129. 26 Ср.: «Не возможно содружится с Богом нам, бунтующим против Него страстьми и охотно платящим дань греха злому тиранну и губителю душ, диаволу, если прежде не возстанем решительною войною против этого лукаваго. Ибо дотоле мы состоим врагами и противоборцами Богу, не смотря на то, что прилагаем к себе имя верных, пока самоохотно рабствуем страстям безчестия» (Максим Исповедник, прп.//Добротолюбие. Т. 3. С. 253). 27 См. подробное исследование: Маникарди Л. Кризис среднего возраста в жизни пресвитера (Manicardi L. La crisi dell’età di mezzo nella vita del presbitero. Ardere, non bruciarsi. Studio sul «burnout» tra il clero diocesano. Padova: Edizioni Messaggero, 2008.

http://e-vestnik.ru/church/01_krizis_pas...

Onomastica sacra. Gött., 1887. P. 229-230; CPG, N 2482) в действительности принадлежит Оригену (CPG, N 1503. 10) и встречается в его схолии к Пс 2. 4 (PG. 12. Col. 1104). Послания В сир. и частично в арм. переводах сохранилось собрание из 64 посланий Е. П., причем 2 последних выделяются из общего состава. Большинство из 62 посланий (Epistulae LXII; CPG, N 2437) написаны Е. П. во время его пребывания в Египте; посвящены различным нравственно-аскетическим и догматическим вопросам и адресованы разным лицам: свт. Григорию Богослову (46), прп. Мелании Старшей (1, 8, 31, 35, 37), Руфину (7, 19, 22, 32, 44, 49), еп. Иоанну Иерусалимскому (50), еп. Феофилу Александрийскому (13), авве Лукию (4), мон. Евстафию (41), брату Кекропию (57), диак. Олимпию, ученику Палладию и др. людям, близким Е. П. по духу. Послания сохранились полностью в сир. переводе ( Frankenberg. 1912. S. 564-611); в арм.- частично (ок. 25 писем) и вперемешку с др. сочинениями Е. П. ( Sarghissian. 1907. P. 334-376); в греч.- обширные фрагменты ок. 15 посланий в разных редакциях ( Guillaumont C. 1987. P. 209-221, фрагменты посланий 4, 25, 27, 31, 52, 56 и 58; G é hin. 1994. P. 117-147; Idem. 1996. P. 66-67, фрагмент 16-го послания). «Послание к Мелании» (Epistula ad Melaniam; CPG, N 2438), самое большое послание Е. П., написанное ок. 398 г.; содержит синтез его богословского учения. В частности, здесь развиваются основные оригенистские идеи о предсуществовании душ, их падении и восстановлении в единство с Богом через спасительный подвиг Иисуса Христа. Сохранилось полностью только в сир. переводе (в 2 частях: 1-я - Frankenberg. 1912. S. 610-619; 2-я - Vitestam. 1964) и частично в лат. переводе, сделанном с арм. (см.: Lantschoot. 1964). Хотя в сир. рукописях в качестве адресата послания значится прп. Мелания Старшая, о чем свидетельствует и блж. Иероним ( Hieron. Ep. 133. 3//PL. 22. Col. 1151), проблема адресата остается до конца не разрешимой, поскольку в сир. переводе встречаются формы обращения только мужского рода. В связи с этим Бунге выдвинул предположение, что настоящим адресатом послания был Руфин ( Bunge. Briefe aus der Wüste. 1986. S. 198-200). Впрочем, наличие форм обращения мужского рода может объясняться ошибкой сир. переводчика, принявшего греч. вариант имени Мелании (Μελνιον) за указание на лицо мужского пола ( Guillaumont A. 2004. P. 143).

http://pravenc.ru/text/180865.html

- Слова " деятельное, естественное и богословское " ( praktikhn, fusikhn kai qeologikhn) указывают на фундаментальную для богословия Евагрия схему трех основных этапов духовного преуспеяния. Как отмечает Г. Бунге, данная схема воспринята Евагрием от Оригена; первый этап предполагает исполнение заповедей Христовых, т. е. осуществление веры на деле; второй - познание тварной природы, но не в смысле современного научного познания, а в смысле постижения логосов ( " внутренних принципов " , " идей " ) всех тварных вещей; третий - созерцание таинства Святой Троицы. См.: Evagrios Pontikos. Briefe aus der Wuste. Eingeleitet, Ubersetzt und Kommentiert von G. Bunge. Trier, 1986, S. 119-120.), данное трехчленное деление Евагрия восходит непосредственно к Оригену (хотя более глубокие истоки его восходят к античной философии). Последний, например, в своем " Комментарии на Песнь Песней " рассматривает трилогию царя Соломона - " Притчи " , " Екклесиаст " и " Песнь Песней " - как отражение трех основных этапов духовного преуспеяния, которое начинается с " этики " , проходит через " физику " (т. е. рассмотрение тварного мира) и завершается " мистическим созерцанием " ( hqika - fusika - epoptikh). Такое членение, согласно Оригену, греческие философы заимствовали из Ветхого Завета (см.: Harl M. Les trois livres de Solomon et les trois parties de la philosophie dans les Prologues des Commentaires sur le Cantique des Cantiques d " Origene aux Chaines exegetiques greques//Text und Textkritik. Ein Aufsatzsammlung. Hrsg. Von J. Dummer. B., 1987, S. 249-269). (44) Capita, 9, 66, 67. 9. Единаго Духа Святаго есть дар и премудрость и ведение, как и все божественные дарования; но каждый и из сих даров, как и из всех других, свое имеет действо. Почему Апостол и свидетельствует, что иному дается премудрость, а иному ведение (1Кор. 12, 8). Ведение опытно (ощутительно) сочетавает душу с Богом, на беседование же о сем и других вещах духовных не подвигает души; почему некоторые из любомудро проходящих уединенническую жизнь хотя просвещаются в чувстве ведением, но к словесам о вещах божественных не преступают.

http://pravoslavie.ru/30789.html

Ср.: «Душевная неустойчивость ведет к неутомимой активности, внешне принимающей окраску христианской любви. Опасность такого самообмана состоит в том, что плотно заполненное расписание дня позволяет хоть как-то отвлечься от собственной внутренней опустошенности. Такая активность тем разрушительнее, что прикрывается самыми возвышенными чувствами, и от этого становится неуязвимой. Чем дольше она длится, тем более разрушительными оказываются ее последствия. Ибо рано или поздно наступает страшный момент пробуждения. И тогда либо в упадке духа бросают все то, в чем до сих пор находили смысл жизни, либо ищут спасения во всевозможных развлечениях» (Бунге, с. 72). Цит. по: Бунге, с. 50. «Всецело находясь в области алогичного, уныние как феномен в высочайшей степени иррационально. Конкретно это проявляется в том, что впавший в уныние негодует против всего, что ни попадается ему на пути (ярость) и тоскует обо всем, чего он лишен (вожделение)... Все доступное – ненавистно, все недоступное – вожделенно» (там же, с. 54). Ср.: «Дух уныния гонит монаха из жилища его; а кто имеет терпение, тот всегда пребывает в безмолвии» (преп. Нил Синайский, Добротолюбие. Т. 2, с. 257). «Не должно во время искушений, оставлять келлии, изобретая какия-нибудь благословные предлоги; но надо сидеть внутри и терпеть, мужественно встречая всех нападающих» (Евагрий, Добротолюбие, т. 1, с. 573.) Подобное происходит и с монашествующими: см. случай с Палладием: « Однажды я шел к духовному отцу Келлии Макарию Александрийскому, удрученный унынием, и говорю ему: «Отче, что мне делать, ибо я осаждаем помыслами, которые мне внушают: ты ничего не делаешь! Уходи прочь!» И авва ответил: «Скажи им, я остаюсь в этих стенах ради Христа!» (Бунге, с. 66). Цит. по: Архиепископ Иларион (Алфеев). Духовный мир преподобного Исаака Сирина. СПб., из-во Олега Абышко, 2010. Гл. 3:2. Демон уныния, – пишет Евагрий, – «тягостнее всех, но зато более всех делает душу и опытною. Если бегать или обходить борьбу; то ум останется неопытным, робким и легко обращающимся в бегство» (Добротолюбие, т. 1, с. 573.)

http://bogoslov.ru/article/1243168

46. Название этого монастыря происходит от греческого слова ennatos – «девятый», так как он находился на расстоянии девяти миль от Александрии. Об авве Аукии см.: Достопамятные сказания. 66. Об авве Лукии, – Примеч. пер. 47. Нем. перевод см: Evdgnos Ponticos. Der Prolog des Antirrhetikos/Ubersetzung und Kommentar von G. Bunge//Die Lehren von heiligen Vater. Beuron, 2011. (Weisungen der Vater 11). S. 41–74. 48. См.: Evagnos Pomicos. Briefe aus der Wiiste. Trier, 1986 (Sophia 24). S. 181–184. 49. См. критическое замечание одного отца, опубликованное в книге: Muyldermans J. A travers la tradition manuscrite d’Évagre le Pontique. Bibliothèque du MUSÉON. 3. 32. Lowen, 1932. P. 89. 50. Apophthegmata Patrum Aegiptorum («Изречения египетских отцов», «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и бла­женных отцов») – агиографический памятник IV-VI вв., содержа­щий изречения и поучения египетских монахов, главным образом подвижников Скита. – Примеч. пер. 51. Historia Monachorum in Aegipto («История египетских монахов», «Жизнь пустынных отцов») – анонимное повествование о жизни египетских пустынников (написано в конце IV в.). Легло в основу жанра патерика. На латинский язык переведено Руфином, пресвите­ром Аквилейским. – Примеч. пер. 52. Askesis – упражнение (греч.). 53. Ant I, 42/Ис 30:20. – Пер. с греч. П. А. Юнгерова. В церк.-слав. пер.: И даст Господь вам хлеб печали и воду тесную, и ктому не при- ближатся к тебе льстящий тя: яко очи твои узрят прельщающих тя. 54. Ant I, 24/Притч 17:1. 55. О различных порочных помыслах. 25 (Добротолюбие. Т. 1. С. 635). 56. Ant I, 3. 29. 57. Ant I, 18. 58. Ant I, 32. 45. 53. 59. Ant I, 54. 60. Ant 1, 22. 26. 29. 30. 35. 60. 67. 61. Ant I,39/Мих 2,10. 62. См.: Vita 6. 63. Руфин. 27. Об Евагрии. 40 64. Ant I, 30/Притч 23:31 и след. 65. Ant I, 36/Еккл 7:4. 66. Ant I,41/Ис5:20. 67. Монах. 54 (Творения... С. 105). 68. Ant I, 5/Втор 30:11. 69. Ant I, 34/Притч 27:6. – пер. с греч. П. А. Юнгерова. В церк.-слав. пер.: Достовернее суть язвы друга, нежели вольная лобзания врага.

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

137. Монах. 22 (Творения... С. 100). 138. Монах. 40 (Творения... С. 102 и след.). 139. Ant I, 33/Притч 26:24. 140. Монах. 44, 45 (Творения... С. 103 и след.). 141. Мф 12:43 и след. 142. Быт 2:15. 143. См.: Быт 2:16–17. 144. См.: Быт 1:26. 145. Быт 3:1. 146. См.: Прем 2:24. 147. Ин 8:44. 148. Mysterium iniquitatis (лат.) – тайна беззакония. См.: 2Фес 2, 7–8: Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего. Речь идет о присут­ствии зла в мире в последние времена, предшествующие явлению антихриста и Второму Пришествию Христову. – Примеч. пер. 149. Слова Мефистофеля из трагедии «Фауст» И. В. Гёте (см.:Гёте И. В. Фауст: Трагедия: 4. 1/Пер. с нем. Б.Л. Пастернака. М.: Текст, 2003. С. 125. – Примеч. пер. 150. Быт 3:2–3. 151. См.: Рим 5:19. 152. Быт 3:4–5. 153. Быт 3: 6. 154. См.: Быт 4: 7. 155. Быт 2:17. 156. Быт 3:9. 157. Быт 3:17–19. 158. См.: Притч 4:23. 159. Умозрительные главы. VI, 52 (Творения... С. 122). 160. См.: Ер 1: 5. 161. Пс 34:11. – В пер. П. А. Юнгерова: Спрашивали меня о том, чего я не знал. 162. См.: Быт 4: 1. 163. 11 in Ps 34, 11. 164. Пс 139: 6. – В пер. П. А. Юнгерова: На пути поставили мне запад­ни. 165. 3 inPs 139,6. 166. 9 in Ps 37, 14. 167. Монах. 89 (Творения... С. 109 и след.). 168. Там же. 66 (Творения... С. 107). 169. Там же. 84 (Творения... С. 109). 170. KG VI, 84. 171. KG VI, 85. 172. 7 in Ps 29, 8. 173. Монах. 86 (Творения... С. 109). 174. Там же. 24 (Творения... С. 100). 175. Там же. 86. 176. Умозрительные главы. V, 27 (Творения... С. 121). 177. Монах. 6 (Творения... С. 96). 178. Послание о вере. II, 8 (Творения... С. 144). 179. Послание к Мелании. 63. 180. Монах. 24 (Творения... С. 100). 181. Мысли. 41 (Творения... С.126). 182. Изречения. 25 (Добротолюбие. Т.1. С.602). 183. Монах. 4 (Творения... С.96). 184. Монах. 6 185. 2 in Ps 145, 8. 186. Умозрительные главы. III, 59 (Творения... С. 120 и след.).

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

2 vol. (Lady Meux Manuscript; 6); Les formes syriaques de la matière de l’Histoire Lausiaque/Éd., trad. R. Draguet. Louvain, 1978. 4 vol. (CSCO; 389–390, 398–399. Syr.; 169–170, 173–174); The Paradise, or Garden of the Holy Fathers Being Histories of the Anchorites, Recluses, Monks, Coenobites and Ascetic Fathers of the Desert of Egypt between A. D. 250 and A. D. 400 circiter: Compiled by Athanasius Archbp. of Alexandria, Palladius Bp. of Helenopolis, St. Jerome and Others/Transl. E. A. W. Budge. L., 1907. Vol. 1; копт.: De Historia Lausiaca, quaenam sit huius ad onachorum Aegyptiorum historiam scribendam utilitas: (Adiecta sunt quaedam huius historiae coptica fragmenta inedita)/Ed., trad. E. Amélineau. P., 1887; Histoire des monastères de la Basse-Égypte: Vies des saints Paul, Antoine, Macaire, Maxime et Domèce, Jean le Nain, etc./Ed., trad. E. Amélineau. P., 1894; Chaine M. La double recension de l’Histoire Lausiaque dans la version copte//ROC. 1925/1926. Vol. 25. P. 232–275; Quatre ermites égyptiens d’après les fragments coptes de l’Histoire Lausiaque/Présent. G. Bunge; trad. A. de Vogüé. Bégrolles-en-Mauges, 1994 (рус. пер.: Четыре египетских пустынника: По копт. Фрагментам «Лавсаика»/Пер.: В. А. Фадеев; введ., коммент.: схиархим. Гавриил (Бунге); коммент.: иером. Адальбер (де Вогюэ). М., 2018); Vivian T. Coptic Palladiana//Coptic Church Review. 1999. T. 20. N 3. P. 66–95; 2000. T. 21. N 1. P. 8–23; N 3. P. 82–109; 2001. T. 22. N 1. P. 2–22; Four Desert Fathers: Pambo, Evagrius, Macarius of Egypt and Macarius of Alexandria/Transl. T. Vivian. Crestwood, 2004; «Диалог...»: PG. 47. Col. 5–82; Dialogus de Vita S. Ioanni Chrysostomi/Ed. P. R. Coleman-Norton. Camb., 1928. P. 3–147; Dialogue sur la vie de Jean Chrysostome/Introd., texte crit., trad., not. A.-M. Malingrey, Ph. Leclercq. P., 1988. 2 vol. (SC; 341–342) [Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost.]; Диалог с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блж. Иоанна, еп. К-польского, Златоуста/Пер., вступ. ст., коммент.: А.

http://pravenc.ru/text/2578727.html

399 Подобные определения, как отмечалось выше, были широко распространены в публицистике начала ХХ в., проникли они и в научные исследования. «Занимая пост обер-прокурора Святейшего Синода, Победоносцев… на самом деле играл как бы роль первого министра», расширил свои компетенции «до размеров диктатора или канцлера», – писали журналисты начала ХХ в. (Русские ведомости. 1907. 57; Южные новости. 1907. 8. Преображенский И. В. Константин Петрович Победоносцев . С.7:53). В. Кряжин именовал обер-прокурора «ближним боярином», А.А. Кизеветтер – «неофициальным премьером» и «визирем», Ю.В. Готье – «вице-императором» (Кряжин В. Россия в эпоху Победоносцева. Красная новь. 1924. 1. С. 240; Кизеветтер А.А. Указ. соч. С. 258273; Готье Ю.В. К.П. Победоносцев и наследник Александр Александрович. К.П. Победоносцев: pro et contra. С. 455). 403 См.: ПкА. 1. С. 375376, 383383; 2. С. 8788, 126127, 152157, 197200 (письма от 14 марта, 5 и 28 мая 1882 г., 3 ноября 1885 г., 16 декабря 1886 г., 23 июня 1887 г., 23 сентября 1888 г. и др.); ПиК. 1. С. 250, 312, 314, 454 (письма к Д.А. Толстому о назначении губернаторов); С. 326, 447, 453 (о назначении сенаторов) и др. 404 ГА РФ. Ф. 586. Ед. хр. 1017. Л. 23, 66 об., 910, 1112, 1516 (письма Победоносцева Плеве от 15 и 31 мая 1881 г., 3, 24 и 28 июня 1882 г.). 406 ПкА. 1. С. 9697 (письмо от 25 января 1887 г.). Орудием борьбы Победоносцева против Бунге стала записка товарища обер-прокурора Н. П. Смирнова , в нарушение цензурных правил отпечатанная в синодальной типографии и разосланная членам правительства (Безобразов В.П. Дневник академика В. П. Безобразова. РС. 1909. 12. С. 520). 407 ПкА. 1. С. 119 (письмо от 2 ноября 1886 г.). Касаясь проблем экономики и финансов, следует также отметить, что одной из главных опасностей здесь Победоносцев считал проникновение в Россию иностранного капитала. Он выступал против открытия в России отделений банка «Лионский кредит» (1879), разрешения свободного транзита иностранных товаров по Тифлисско-Бакинской железной дороге (1882), учреждения в России элеваторов и зерновых складов, принадлежащих смешанной российско-американской компании (1884), разрешения иностранным компаниям эксплуатировать Бакинский нефтепровод (1887) и др. (см.: Эвенчик С.Л. Указ. соч. С. 324331).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. Воспоминания Столь соблазнительным возврат к ста­рым дурным привычкам делают воспоми­нания о прошлом. В контексте жизни монахов-пустынников, в большинстве своем происходивших из простого сельского люда, воспоминания о пирах, изысканных куша­ньях и т.п. представляются чем-то совершенно экзотическим. Однако для утонченного грека, каким был Евагрий, и для некоторых дру­гих образованных монахов эти воспоминания были более чем естественны. К тому же мно­гие из них подобно Евагрию резко порвали со своей прошлой жизнью, так что старые друзья поражались их «необычайному воздержанию» 63 . Например, Палладий, многолетний ученик и друг Евагрия, упоминает в «Лавсаике», что за три месяца учитель израсходовал лишь секстарий (около 0,5 литра) масла, что для человека его происхождения было крайне мало. Прини­мая все это в расчет, уже не приходится удив­ляться нижеследующим текстам: Против помысла, который напоминает об изысканных яствах и помышляет о тонких винах и чашах, которые мы держали в руках и из которых пили, возлежа за трапезой, [говори]: Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии как змей оно укусит и ужалит, как аспид 64 . Против помысла, который заставляет думать о былом благоденствии и пирах и требует возврата к старым обычаям, [говори]: Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья 65 . Против помыслов, которые напоминают об удовольствиях трапезы, заставленной всякой всячиной, и хвалят ее больше превратностей монашеской жизни, [говори]: Горе тем, которые зло называют добром и добро – злом, тьму почитают светом и свет – тьмою, горькое почитают сладким и сладкое – горьким! 66 Эти жадные мысли преследуют бедного монаха даже во сне, навевая ему образы давно исчезнувших наслаждений: Когда в ночных сновидениях бесы ведут брань с желательным началом [души], то они являют нам [, а мы воспринимаем] встречи с [нашими прежними] знакомыми, пиры у сродников, хороводы женщин и другие подобные [вещи], приносящие наслаждения. Тогда эта часть нашей [души] заболевает и в ней начинает преобладать страсть 67 .

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010