Origenes, De Oratione, ed. Koetschau. Перевод P. Koetschau, Des Origenes Schriften vom Gebet und Ermahnung zum Martyrium, BKV Bd. 48, Munchen 1926. Tertullian, De Oratione, ed. Oelher. Перевод H. Kellner, Tertullians private und katechetische Schriften. BKV, Bd. 7, Munchen 1912. Pseudo-Justin переводился по изданию «Bibliotheke Hellenon Pateron», Bd. 4, Athen 1955 (ВЕР). Cp также свободные переводы A. Von Harnack, Diodor von Tarsus, Vier pseudo-justinische Schriften..., TU 21, 4 (Leipzig 1901), 60–160. Ключ общения, или уроки начальной молитвы. Послесловие Переводчик этой книги никогда бы не решился представлять ее читателю, если бы милостью Божией ему не было бы даровано углубленно долгое общение с ее автором. Это общение стало для него если не школой молитвы в прямом смысле слова, то, по крайней мере, прикосновением к тайне молитвы или просто присутствием у того бесшумного «потока воды» ( Пс.41:2 ), коим становится всякое существование, устремленное «к Богу крепкому, живому». Из этого присутствия вблизи, вслушивания в тот источник «воды живой», что невидимо омывает собой всякое слово, каждый жест или просто взгляд твоего собеседника, родился и опыт прочтения этой книги. Ее мысль не следует выискивать между строк, она лежит на поверхности каждой страницы, хотя усвоение ее требует усилий всей жизни. Начиная с эпиграфа, автор прежде всего убеждает нас в том, что древние отцы Церкви писали не только для умственного обогащения своих читателей и что христианская вера не может быть богатством, лежащим втуне; оно требует для себя реализации, приложения сил, или, как говорил преподобный Серафим, «выгадывания времени для получения небесных благ». Такое «выгадывание» есть работа, действие, событие, постоянно совершающееся в нас и дающее проявиться Духу, что безмолвно свидетельствует о том, «что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами... о Слове жизни» ( 1Ин.1:1 ). Оно, Слово, есть тот «добрый залог», что постоянно питает собой подлинное – и писаное и неписаное – Предание Церкви. Речь идет о Предании прежде всего как о переданной нам, усвоенной нами ортопраксии или «жизни в Духе», и книга иеромонаха-бенедиктинца Габриэля (Бунге) служит кратким, богословским, но также и «учебным», жизненным введением в этот неиссякающий, бьющий «от начала» поток молитвенного труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

8 Преподобный Иоанн Дамаскин. Цит. по: В.Лазарев. Византийская живопись. М., 1997. С.24. 9 Архимандрит Зинон (Теодор). Беседы иконописца. СПб., 2003. С.19. 10 Преподобный Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово против порицающих святые иконы, 8. 11 Л.Успенский. Богословие иконы в Православной Церкви. С.120. 12 Суммарное изложение этого вопроса см. в: Иеромонах Габриэль Бунге. Другой Утешитель. Икона Пресвятой Троицы преп. Андрея Рублева. Рига, 2003. С.91–102. Сам автор этой работы отождествляет среднего ангела с Сыном, левого с Отцом, правого со Святым Духом. 13 Иеромонах Габриэль Бунге. Другой Утешитель. С.17. 14 В некоторых храмах такой образ, написанный на стекле и подсвеченный изнутри электричеством, размещается в алтаре на горнем месте, что свидетельствует не только об отсутствии вкуса у авторов (и заказчиков) подобных композиций, но и о незнании или сознательном игнорировании ими иконописной традиции Православной Церкви. 15 Например, крест (без распятия) или «Престол уготованный» – символическое изображение Престола Божия. 16 Л.Успенский. Богословие иконы в Православной Церкви. С.132. 17 Архимандрит Зинон. Беседы иконописца. С.19. 18 Святитель Григорий Нисский. О сотворении человека, гл.5. 19 Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 2,12. 20 Е.Трубецкой. Три очерка о русской иконе. С.40–41. 21 Е.Трубецкой. Три очерка о русской иконе. С.25. 22 Е.Трубецкой. Три очерка о русской иконе. С.25–26. 23 Святитель Григорий Нисский. О душе и воскресении. 24 См. И.Языкова. Богословие иконы. М., 1995. С.21. 25 Следует отметить, что на Руси труд иконописца, как правило, высоко оплачивался. Преподобный Андрей был прозван «Рублевым» не по иной причине, как потому, что его иконы стоили дорого, за них расплачивались не копейками, а рублями. 26 Т.е. вместе с человеком. 27 Ориген . О началах, гл. «О бестелесных и телесных существах», 5. 28 Е.Трубецкой. Три очерка о русской иконе. С.44. 29 Е.Трубецкой. Три очерка о русской иконе. С.45. 30 Преподобный Исаак Сирин . Слова подвижнические. М., 1911. С.507–508.

http://azbyka.ru/po-obrazu-i-podobiyu

16 июля. 194 С. 12 : На Угрешах/Богомолец. ((Ф)); С. 2 : Москва, 15 июля: («Согласие Англии с Россией существует ли и надежно ли оно?»)/(Г.-П.); О. Н. Скобелева и ее убийца (А. А. Узатис); С. 23 : По поводу слухов о финансовых проектах Н. Х. Бунге. По аренде казенных земель крестьянами. Мнение социалистов о графе (М. Т.) Лорис-Меликове. Общество и реформы. По устройству Балканского полуострова. (ПП); С. 3 : Из Переславля-Залесского. 12 июля: Постановление Думы о постройке дома для училища. Продажа амбаров. Нескончаемый вопрос о воде. (ВИ). 17 июля. 195 С. 12 : Два дня в Петербурге: Мои впечатления. По железной дороге в Ораниенбаум. Его улицы, дворец и парк. Театр. Вечер в «Ливадии». В «Яхт-клубе». Министерский поезд. Матинский и Веребинский мосты. Убитый кондуктор (Архипов) и скоропостижно умерший контролер (бар. Штотенберг)/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 16 июля: (О клевете в печати на примере дела П. А. Зарубина, редактора «ПЛ»; англ. «закон о пасквилях»)/+ (Ф. А. Гиляров); О. Н. Скобелева и ее убийца (А. А. Узатис); С. 3 : С Нижегородской ярмарки. 15 июля: День открытия ярмарки 15 июля. Ее настоящее положение. Ожидание генерал-губернатора (гр. Н. П. Игнатьева). Казаки; Из Царицына, Сарат(овской) губ. 12 июля: Пожар. Городские дела. (ВИ). 18 июля. 196 С. 12 : До сознания. VVI/Е. Некрасова. ((Ф)); С. 2 : Москва, 17 июля: (Балкан. вопрос)/(Г.-П.); С. 3 : Из Петербурга. 15 июля: Тариф на Царскосельской железной дороге. Два слова о Павловске. Просьба о помощи. Ошибка и ее исправление. Варварское истязание отцом своей беременной дочери. (ВИ). 19 июля. 197 С. 1 : О том и о другом: Жертва водосточной бандероли А. Ф. Гревсмюль. Обворованные контористы. Оригинальная парочка новобрачных. Развод купца с женою. Бег в Сокольниках. Наши увеселительные сады. Безобразники в Косине. Из дачных мест. Бунт в с. Ивантеевке/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 18 июля: (О назначении на гос. должности К. П. Победоносцева и Н. Х. Бунге, не только чиновников, но и «публичных деятелей»)/(Г.-П.); Подробности об убийстве О. Н. Скобелевой; Незрелые купоны: (Незаконное обращение купонов, по которым срок уплаты не наступил)/Фий; Литературный процесс по обвинению сотрудника и редактора «Петербургского листка» (П. А. Зарубина) в клевете. (СЛ); По поводу убийства О. Н. Скобелевой. (ПП); С. 3 : Из Златоуста. 16 июля: Общественная жизнь и удовольствия. Школы и кабаки. Братство Св. Троицы; Из Ростова, Ярославской губ. 10 июля: Общественные казармы/J. (ВИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

М., к-рые человек прочитывает регулярно, ежедневно, есть молитвенное правило. Молитвенное правило может быть приспособлено к индивидуальным особенностям конкретного человека. Свт. Феофан Затворник, подвижник XIX в., советовал молитвенное правило исчислять не количеством М., а тем временем, которое молящийся готов посвятить Богу. Напр., христианин может взять себе за правило молиться утром и вечером по полчаса, но эти полчаса должны быть полностью отданы Богу. И не так важно, читает ли он в течение этих минут все М. или только одну, или, может быть, один вечер целиком посвятит чтению Псалтири, Евангелия или М. своими словами, главное, чтобы он был сосредоточен на Боге, чтобы его внимание не ускользало и чтобы каждое слово доходило до сердца. Существуют молитвословия, которые еще в древности были составлены святыми, их чтение помогает научиться М. Эти молитвословия содержатся в Православном молитвослове. Тело и дух в человеке связаны неразрывно, и дух не может быть совершенно автономным от тела. Поэтому в М. участвует весь человек - и дух его и тело. Древние старцы говорили: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души» ( Isaac Syr. Hom. 11; ср.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве: Ст. 1//Творения. [М.], 1996. Т. 1: Аскетические опыты. С. 10). Участие тела (М. стоя, поклоны, коленопреклонение и др.) придает М. интенсивность. «...Паче упражнения в стихословии возлюби на молитве поклоны»,- наставлял прп. Исаак Сирин ( Isaac Syr. Hom. 40). И в храме, и дома верующий обычно молится перед иконами, обращаясь т. о. к изображенным на них Господу, Пресв. Богородице и святым; полагает поклоны перед ними и целование их. В почитании икон также выражается участие тела в молитве. Лит.: N é doncelle M. Prière humaine, prière divine. P., 1962; Габриэль (Бунге), иером. Скудельные сосуды: Практика личной молитвы по преданию святых отцов/Пер. с нем.: В. Зелинский. Рига, 1999; он же [Гавриил (Бунге), схиарх]. Господи, научи нас молиться: Личная молитва по преданию святых отцов. М., 2016; Иларион (Алфеев), игум. [впосл.: митр.]. О молитве. Клин, 2001; Халлесби О. Молитва. СПб., 2001;The Phenomenology of Prayer/Ed. B. E. Benson, N. Wirzba. N. Y., 2005; Шпидлик Т. Молитва согласно преданию Восточной Церкви/Пер. с итал.: Н. Костомарова. СПб.; М., 2011; Мень А., прот. Практическое руководство к молитве. Брюссель, 2012; Избранные поучения святых отцов о молитве/Сост.: Т. А. Копяткевич. М., 2013; Новиков Н. М. Меч воина: Внутренний подвиг мирянина и инока. М., 20132; Фостер Р. Созерцательная молитва: созидание души. М., 2013; Иоанн Кронштадтский, св. О молитве и ее значении в жизни христианина. Минск, 2014; см. также: ИАБ, 2. 1-220.

http://pravenc.ru/text/2564062.html

- Как живется нашим соотечественникам в Италии? - Жизнь в диаспоре очень непростая. Но общение в приходе очень вдохновляет, оживляет. Люди поддерживают связи, помогают друг другу и здесь, и близким на родине. Мы очень часто совершаем паломничества по Италии, на Святую Землю, в Грецию, во Францию, бываем и в Украине, в России, в Молдавии. Это очень важно для нас. Еще один главный аспект служения - помощь нашим соотечественникам в тюрьмах. Нам разрешают проводить в этих местах службы, общаться с заключенными, помогать им. Мы также посещаем больницы, в которых есть наши диаспоряне, помогаем им чем можем. Принимают нас очень хорошо, все-таки страна религиозная, здесь очень почтительно относятся к священнослужителям. В онкологическом центре Santa Chiara Хотелось бы пожелать, чтобы, прежде всего, расцветала жизнь в Украине. Самое главное для нас - это связи с родиной. Есть они - мы живем, дышим. А если они обрываются, нам очень сложно. Вся наша диаспора - это земляки, поэтому и мы полностью зависим от развития и процветания здешней Церкви. - Если позволите, личный вопрос: когда вы приняли монашество? - Я думал постригаться в Киево-Печерской Лавре, но поскольку меня направили в Италию, принял монашеский постриг за границей, в Швейцарии, в скиту Воздвижения Креста Господня. Владыка Нестор при постриге назвал меня в честь святителя Амвросия Медиоланского. С духовником иеросхим. Гавриилом (Бунге) Настоятель этого скита, схиархимандрит Гавриил (Бунге), стал моим духовным отцом. В Лугано, в Швейцарии, тоже есть православная община, которая развивается, слава Богу. Беседовала Елена Головина Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

Этот образ был весьма распространенным в древнецерков–ной письменности. См., например, у св. Мефодия, который, говоря, что, золото служит символом девства, замечает: «Посему оно и стоит внутри Святаго Святых, весьма близко пред самою завесою, вознося чистыми руками, как бы фимиам, молитву Господу в приятное благоухание, как внушает и Иоанн, говоря, что фимиамы в чашах двадцати четырех старцев суть молитвы святых (Апок. 5, 8)». Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия епископа и мученика. М., 1996, с. 73. 731 Ср. одно наблюдение Г. Бунге: «Молитва и пост с самых ранних времен были столь тесно связаны между собой, что в Священном Писании часто упоминались вместе, потому что «доброе дело — молитва с постом». Старая пророчица Анна «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь». Подобным образом поступал и Апостол Павел и первохристианская община. Этот обычай был столь глубоко укоренен в древнехристианской традиции, что некоторые переписчики к слову «молитва» непроизвольно добавляли слово «пост» даже и там, где, по всей вероятности, его не было, как у Мф. 17, 21, у Мк. 9, 29, в 1 Кор. 7, 5». Иеромонах Габриэль Бунге. Скудельные сосуды. Практика личной молитвы по Преданию святых отцов. Рига, 1999, с. 77. 732 Данная фраза о «судьбе» (ειμαρμνην, ηνπερ και γνεσιν καλουσι) предполагает широко распространенное в языческой древности фаталистическое учение; причем понятие γνεσις, переведенное нами как «рок», означало преимущественно определенный момент рождения человека, который предопределяет (часто — в силу того или иного расположения звезд) всю дальнейшую жизнь человека. Например, св. Епифаний, говоря о стоиках, замечает: они учат, «что есть рок, что всем правит час рождения и от него всякий и все терпит». Творения святаго Епифания Кипрскаго, ч. I. М., 1863, с. 39. Христианские авторы всячески полемизировали против такого рода учений. В частности, один из ярких представителей Антиохийской школы — Диодор Тарсский написал сочинение против астрологии, под названием «Против судьбы» (сохранившееся в кратком пересказе свт. Фотия Константинопольского), где он особенно обстоятельно опровергает комплекс представлений, связанных с понятием γνεσις. См.: Photius. Bibliotheque. Ed. par R. Henry. Paris, 1965, p. 8–48. 733

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

Не только книга, но и весь путь и опыт о. Габриэля (Бунге), отмечены этим открытием, о котором по-своему он хочет рассказать как христианскому Западу, так и Востоку. Немецкий студент, специалист по библеистике и древней истории, он, в начале 60-х годов, после путешествия в Грецию, открывает для себя восточное монашество и решает целиком посвятить себя ему. Он отказывается от академической карьеры, принимает постриг в бенедиктинском монастыре и после долгого поиска собственного пути в 1980 году становится отшельником, обретя свою «пустынь» в Швейцарских Альпах, где и по сей день живет по строгому древнемонашескому уставу. Как это бывало уже не раз, в особенности в древней Руси, мало кому известный очаг молитвы начинает притягивать многих из тех, кто испытывает духовный голод. В определенные часы, за исключением дней поста (строго соблюдаемого в ритме православной, или скорее нераздельной Церкви), его дом в горах становится своего рода духовным перекрестком людей с Востока и Запада, ищущих совета, духовного руководства или глубокой исповеди. О. Габриэль хорошо знает свои «скудельные сосуды», и книга его выросла прежде всего как ответ на их вопрошания и поиск. Однако опыт двух разделенных христианских миров глубоко различен, и к каждому из них эта книга обращается по-своему. Так, Западу, если мы вслушаемся в это обращение, он говорит: ту жажду Духа, которую вы сегодня испытываете, вы стремитесь утолить из чужих, подернутых гнильцой колодцев какого-то экзотического Востока, смешивая в одну дурманящую смесь восточную медитацию, йогу, Кришну, дзен-буддизм и Тибет. Между тем все, что вы на самом деле ищете, есть у вас под рукой, но не на чужом, а на вашем же, вскормленным теми же евангельскими корнями Востоке, о котором вы просто наглухо забыли. Именно там все еще бьют источники той самой воды, которую вы жаждете, но не видите, отождествляя все древнее с музейным и все изначально христианское с безнадежно отсохшим и средневековым. Что касается Востока, коль скоро мы отождествим с ним православие, то оно, если мы вспомним слова Апокалипсиса, остается «первой любовью» ( Откр.2:4 ) автора этой книги, любовью, которую он не оставил и по сей день, которой он продолжает служить и молитвой, и книгами, и проповедью. Однако для о. Габриэля жизнь Духа никак не определяется не только географией, но даже исповеданием; она там, где есть преображающее нас духовное делание и жизненная, духоносная верность «началам», а не только декларация о таковой верности или надежная справка о ней. «Внутреннее делание» есть не только подражание древним, но прежде всего встреча лицом к Лицу, обращенность к тому Лику, коим запечатлен каждый из нас. Настоящий «Восток» – не только в обладании где-то зарытым «добрым бисером», но в реальном «обороте» его в вере и житии, и не в безликой всеобщности, но в глубочайшем библейском персонализме. И всякое Предание подлинно только тогда, когда оно растет «от корней» Писания, объединяющего все стороны разделенного христианского мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Во-первых, по причине темы: это высокое мистическое состояние, которое уже не является молитвой, указано уже в названии Беседы, и во всей Беседе Исаак красноречиво развивает эту тему. И только ближе к концу автор чувствует необходимость обосновать свое учение, которое он представляет как учение Отцов, четырьмя цитатами из Евагрия: Cent. Suppl. 30, 4 и 25, а также Kephalia Gnostica III 88 23 . Первая цитата, из Евагрия, служит доказательством того, что состояние удивления (сирийск., tehr) по мнению Евагрия также производит прерывание, некую приостановку молитвы, потому что в этот момент «чистая молитва поглощается в Духе». Таким образом, состояние удивления является «плодом чистой молитвы» и, следовательно, находится где-то за ее пределами, потому что теперь у молящегося «молитва угасла». По этой причине такое состояние не должно быть названо «духовной молитвой» ( , l runyt). Значит, было бы неправильно сказать, что учение Исаака о состоянии «по ту сторону чистой молитвы» является, по существу, производным от ошибки и произвольных дополнений переводчика. Во-вторых, несмотря на его заверения, что он не является одним из тех редких людей («одним из десяти тысяч», «одним среди целого поколения»), которые удостоились такой благодати, есть основания полагать, что учение Исаака о молитве на самом деле отражает его собственный опыт. Добавление к Cent. Suppl. 30 «посредством удивления» ( , b-ya tehr), что нашло отражение в словах «но удивленный взгляд ( , hawr da--ehr) на вещи непостижимые, не принадлежащие сему миру смертных», полностью соответствует духу Исаака Сирина . Действительно, тема «удивления» (, tehr), которая проходит красной нитью через всю Беседу 22 из 1-го тома, часто встречается у Исаака и повторяется много раз в его проповедях. От сирийского Евагрия к Евагрию греческому К концу VIII или в начале IX века Патрикий и Авраамий, монахи обители прп. Саввы близ Вифлеема, перевели самый распространенный том проповедей святого Исаака Сирина на греческий язык 24 . Вот как в Беседе 19 они перевели на греческий цитату из Skemmata 27: Προσευχ στι καθαρτης νος, τις μνη κ το φωτς τς γας Τριδος μετ´ εκπλξεως τμνεται 25 (Молитва есть чистота ума; она прерывается только от света Святой Троицы с изумлением).

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения 265 . Древняя Церковь всем сердцем приняла этот пример Христа и апостолов и на практике последовала их увещеваниям. Бдение является одним из самых древних обычаев первоначальной Церкви. Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши 266 , и чресла ваши да не будут развязаны 267 , но будьте готовы, ибо не знаете часа, в который приходит Господь ваш 268 . Настоящий христианин подобен солдату. «Молитва – оплот веры», наш щит и меч против подстерегающего повсюду врага». «Итак, да не ходим никогда безоружными». Днем будем помнить о бдении, а ночью о бодрствовании. С оружием веры да сохраним знамя нашего Водителя, да будем в молитвах ожидать трубы ангельской! 269 . Эта «эсхатологическая черта» ожидания второго пришествия Господа среди первых христиан, чья вера нередко проходила через испытания кровавых гонений, перешла к тем «воинам Христовым», коими считали себя древние монахи. Можно видеть,/как они живут/, затерянные в пустыне, ожидающие возвращения Христа как законные сыновья ожидают возвращения отца или как войска ожидают возвращения царя, или как преданные слуги ожидают своего господина и освободителя. Они не заботятся об одежде, не беспокоятся о пище, но проводят время/в пении/гимнов 270 и в ожидании пришествия Христа 271 . Этому ожиданию подчинен у них распорядок каждого дня. Что касается ночного сна, то молись с вечера два часа, считая их от захождения солнца 272 , а кончив славословие/Богу/, спи шесть часов 273 , потом встань на бдение и бодрствуй остальные четыре часа 274 . И в летнее время также; но сократи славословие и читай менее псалмов, ввиду краткости ночей 275 . Для измерения времени вместо точных часов, коих, разумеется, еще не было, служило то число стихов псалмов, которое, как знали по опыту, можно было прочесть за один час 276 . Шесть часов сна, половина ночи 277 , были вполне разумным количеством. Конечно, чтобы вставать ночью, требовалось определенное усилие воли. Нет ничего удивительного в том, что со временем первоначальное рвение ослабевало даже среди духовенства. По этой причине великий аскет Нил Анкирский настоятельно увещевает дьякона Иордана:

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

«Носить знак креста» 642 означает « всегда носить в теле мертвость» 643 ,«отрешившись от всего» 644 , но пребывая еще в жизни сей, ибо есть различие между любовью к тому, кто породил плоть и/любовью/к Тому, Кто сотворил душу для познания 645 . И потому святое крестное знамение, которым мы осеняем себя или других, есть всегда признание победы, одержанной Христом над всеми враждебными силами. Поэтому и отцы всегда прибегали к этому знамению тогда, когда знали, что должны противостоять этим враждебным силам. Уже Антоний Великий учил своих учеников, что бесы и их наваждения в действительности «суть ничто и быстро исчезают, в особенности, если мы вооружаемся против них верой и крестным знамением» 646 . То же самое относится и ко всякой форме языческой магии 647 . Если ты часто кладешь на чело и сердце/свое/знак креста Господня, бесы, трепеща, обращаются перед тобой в бегство, ибо ужасаются этого блаженного знака! 648 Если ты желаешь изгладить затаившиеся в духе твоем дурные воспоминания и отразить многообразные нападения врага, тогда вооружись поспешно мыслью о нашем Спасителе и пламенным призыванием святого и возвышенного Его имени, денно и нощно полагая множество раз на чело и на грудь крестное знамение. Ибо всякий раз, когда произносится имя нашего Спасителя Иисуса Христа и налагается крестное знамение на чело, на грудь и на другие члены/тела/, то, несомненно, сокрушается власть врага и злобные бесы, трепеща, бегут от нас 649 . Но как бы ни была велика сила крестного знамения, речь не идет о каком-то магическом жесте. Ибо только вера придает ему силу! Когда ты искушаем, положи с благочестием/крестное/знамение на чело. Этот знак страстей/Христовых/есть и знак против дьявола, если ты совершаешь его с верой, а не для того, чтобы тебя видели люди. Ты должен совершать его с осмотрительностью, пользуясь им как щитом, и супротивник увидит силу, что исходит из сердца 650 . Если святое крестное знамение – сначала полагаемое, возможно, только «во имя Спасителя нашего Иисуса Христа», а затем «во имя Отца и Сына и Святого Духа» 651 – наделено такой силой, тогда становится понятным, что его не только не следует делать ради погони за ложной славой, но и нельзя совершать его с рассеянными мыслями. В церковном предании зафиксирован и тот способ, коим следует совершать крестное знамение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010