3. Воспоминания Столь соблазнительным возврат к ста­рым дурным привычкам делают воспоми­нания о прошлом. В контексте жизни монахов-пустынников, в большинстве своем происходивших из простого сельского люда, воспоминания о пирах, изысканных куша­ньях и т.п. представляются чем-то совершенно экзотическим. Однако для утонченного грека, каким был Евагрий, и для некоторых дру­гих образованных монахов эти воспоминания были более чем естественны. К тому же мно­гие из них подобно Евагрию резко порвали со своей прошлой жизнью, так что старые друзья поражались их «необычайному воздержанию» 63 . Например, Палладий, многолетний ученик и друг Евагрия, упоминает в «Лавсаике», что за три месяца учитель израсходовал лишь секстарий (около 0,5 литра) масла, что для человека его происхождения было крайне мало. Прини­мая все это в расчет, уже не приходится удив­ляться нижеследующим текстам: Против помысла, который напоминает об изысканных яствах и помышляет о тонких винах и чашах, которые мы держали в руках и из которых пили, возлежа за трапезой, [говори]: Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии как змей оно укусит и ужалит, как аспид 64 . Против помысла, который заставляет думать о былом благоденствии и пирах и требует возврата к старым обычаям, [говори]: Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья 65 . Против помыслов, которые напоминают об удовольствиях трапезы, заставленной всякой всячиной, и хвалят ее больше превратностей монашеской жизни, [говори]: Горе тем, которые зло называют добром и добро – злом, тьму почитают светом и свет – тьмою, горькое почитают сладким и сладкое – горьким! 66 Эти жадные мысли преследуют бедного монаха даже во сне, навевая ему образы давно исчезнувших наслаждений: Когда в ночных сновидениях бесы ведут брань с желательным началом [души], то они являют нам [, а мы воспринимаем] встречи с [нашими прежними] знакомыми, пиры у сродников, хороводы женщин и другие подобные [вещи], приносящие наслаждения. Тогда эта часть нашей [души] заболевает и в ней начинает преобладать страсть 67 .

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

65 Здесь Ориген опять несколько “упреждает” подход к Священному Писанию древних отцов-подвижников, проторяя им путь. В древнеегипетском монашестве «под словом “медитация” (melete) отцы, как и сам псалмопевец, разумели постоянное повторение вполголоса определённых стихов или целых отрывков из Священного Писания с целью постижения их внутреннего сокровенного смысла. Поэтому Евагрий один раз переводит (точнее, передаёт — А. С.) “медитация” просто как “созерцание” (theoria). Да и в Писании вместо “раз­мышлять” говорится “обдумывать” или “вспоминать”. Евагрий, вслед за псалмом 137:1, называет такое созерцающее “размышление” о псалмах, “пением перед Ангелами”, поскольку главное дело Ангелов — это созерцание Бога и Его деяний». — Бунге Г. Скудельные сосуды. Практика личной молитвы по преданию святых отцов. Рига, 1999. С. 39. 66 Ср.: «Не запрещает попечения о теле, но “угодие в похоти”. Заботься, говорит, о теле для здоровья, а не для непотребства. Ибо то было бы не попечение, когда бы ты возжёг пламень и распалил печь во вред себе. Старайся только о том, чтобы иметь тело здоровое, а что сверх того, о том не заботься, и не возжигай похоти тела, но всё тщание обрати к духовному». — Блаженного Феофилакта Архиепископа Болгарского Толкование на Послания святого апостола Павла. М., 1993. С. 87. 68 См. ряд ценных наблюдений на сей счёт в работе: Harl M. Le dechiffrement du sens. Etudes sur l’hermeneutique chretienne d’Orig–ne … Gregoire de Nysse. Paris, 1993. P. 61–87. 69 См. Markshies Ch. Origenes und die Kommentierung des paulinischen Romerbriefes — einige Bemerkungen zur Rezeption von antiken Kommentartechniken im Christentum des dritten Jahrhunderts und ihre Vorgeschichte//Crossroad of Cultures. Studies in Liturgy and Patristics in Honour of Gabriel Winkler. Roma, 2000. S. 489. 70 См. Wiles M. F. The Divine Apostle. The Interpretation of St. Paul’s Epistles in the Early Church. Cambridge, 1967. P. 6. 71 Особую роль в искажении взглядов Апостола играл Маркион, считавший себя единственно подлинным последователем святого Павла. См. Lindemann A. Paulus im altesten Christentum. Das Bild des Apostels und die Rezeption der paulinischen Theologie in der fruhchristlichen Literatur bis Marcion. Tubingen, 1979. S. 378–395.

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

В этом мире монах или мирянин, киновит или анахорет, христианин, решивший неотступно следовать за своим Господом, переживает на собственном опыте то, что пережил Сам Христос. Если отвлечься от их «местного колорита» и особых обстоятельств жизни, аскетическое делание отшельников, столь странное на первый взгляд, передаёт самую суть некоего общечеловеческого опыта, и каждый может отождествить его со своим собственным. Если это действительно так (а христианский Восток, поместивший монашество в самый центр духовной жизни, никогда не сомневался в этом), опыты отцов-пустынников сохраняют свою значимость и поныне. В наши дни те самые бесы, которых изгонял Христос, вернулись многочисленными, как никогда, под другими именами и в ином обличии (многих из них уже невозможно узнать), поэтому весьма полезно было бы заново назвать их истинными именами. Для этого лучше всего расчистить старые «колодцы», которые некогда наши отцы в поте лица вырыли в пустыне. «Филистимляне» завалили их камнями и засыпали землёй 64 , и вот сегодня многим людям приходится проделать далёкий путь, чтобы утолить жажду в мутных водах Гихона. 65 Как только эти колодцы будут расчищены, в песках пустыни вновь заструятся чистые воды. И тогда мы увидим, что и сегодня всякий жаждущий может пить из них, ибо «Бог не взирает на лица». 66 2. Определение понятия зла Как мы уже говорили, уныние – это прежде всего «помысел», один из восьми пороков, их список, составленный Евагрием, станет классическим в истории монашеской литературы. Понятие «помысла» (logismos или синонимичные ему выражения) в языке первых монахов было столь же многозначным, как и библейское понятие «мир». Сам по себе помысел – естественное и положительное проявление души, наших чувств и восприятия мира. Но незаметно эти помыслы могут стать источником таких движений души, которые отнюдь не отвечают предназначению, определённому ей самой природой, – открывать нам воспринимаемый чувствами мир. И тогда они становятся «лукавыми помыслами», то есть тайной склонностью к злу. В них обнаруживает себя лукавство человеческого сердца, забывшего о своём божественном происхождении. 67

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Отцы восприняли павловское различение между «духовным» (пневматическим) и «естественным» (психическим) и применили его к «духовной жизни», о чем еще мы будем говорить. Когда Евагрий, который всегда хорошо умеет выбирать слова, определяет что-то как «духовное», он обычно имеет в виду нечто, «произведенное Духом» или, вернее, «одушевленное Духом». Так, например, в выражении «духовное созерцание» 60 , объектом которого выступают «духовные основы» вещей 61 , слово «духовное» употребляется потому, что подателем откровения о Божественных вещах является Святой Дух 62 . Точно так же добродетели 63 и, прежде всего, любовь, 64 называются «духовными», потому что они суть «плоды Духа Святого» 65 , что действует в крещеных. «Духовный учитель» 66 зовется так потому, что, как «духовный отец», он получил «харизму Духа» 67 и потому в павловском смысле «исполнен Духа». Если «соединяющийся с Господом есть один дух/с Господом/» 68 , то Давид/по слову Псалма/, «соединяясь с Господом», становился одним духом/с Ним/Но он называет «духовным» того, кто «исполнен Духа» 69 точно так же, как «любовь, которая не превозносится» 70 , обозначает того, кто полон любви 71 . В этом же смысле и молитву, которая, несомненно, является квинтэссенцией «духовной жизни», очень часто называют «духовной» (pneumatike) 72 . Ибо она совершается в «духе и истине» 73 , то есть «в Духе Святом и единородном Сыне» 74 и потому часто называется «истинной молитвой» 75 . Духу Святому надлежит подготовить путь этому дару Отца 76 , ибо мы не знали бы «о чем молиться, как должно» 77 , если бы сам Дух Святой не посетил нас, «неведующих»! 78 Святой Дух, сочувствуя нашей немощи 79 , посещает нас, даже если мы нечисты; и если Он находит, что с любовью к истине молится ему только ум, то нисходит на него и разгоняет всю тьму обступивших его помыслов и/греховных/мыслей, обращая его к пылкому желанию духовной молитвы. 80 На вершине «духовной жизни» Дух Святой предрешает события, которые мы называем сейчас «мистическими», так что сирийский отец может справедливо говорить о степени «духовности» или, если это понятие потеряло всякое конкретное содержание, о степени «духовной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

С 1885 г. и в течение последующих 5 лет обучение Н. А. велось по программе «курса высших наук», состоявшего из университетского курса государственного и экономического отд-ний юридического фак-та и курса Академии Генерального штаба. Н. А. читали лекции видные военные и гос. деятели, ученые с мировым именем. Военные дисциплины преподавали генералы: начальник Главного штаба Н. Н. Обручев (военная статистика), М. И. Драгомиров (боевая подготовка войск), Г. А. Леер (стратегия и военная история), Н. А. Демьяненко (артиллерийское дело), Ц. А. Кюи (фортификация), П. Л. Лобко (военная администрация), О. Э. фон Штубендорф (геодезия и картография), П. К. Гудим-Левкович (тактика), А. К. Пызыревский (история военного искусства). Среди гражданских преподавателей Н. А. были М. Н. Капустин (международное право), Е. Е. Замысловский (политическая история), Н. Н. Бекетов (химия). Уроки по каноническому праву, истории Церкви, основам богословия и истории религий давал придворный протопресвитер и духовник имп. семьи И. Л. Янышев, бывш. ректор СПбДА. Он был видным специалистом по нравственному богословию и блестящим оратором, но при дворе о нем отзывались скептически: «холодный богослов, влиять на душу он не может». Известно и критическое отношение к протопресвитеру прав. Иоанна Кронштадтского . Тем не менее Н. А. очень тепло относился к духовному наставнику, знакомому ему с детства. По свидетельству современников, Н. А. разбирался в религ. проблемах, имел полные сведения по церковной истории, хорошо знал правосл. богослужение. О нем говорили, что его религиозность была «искренняя и прочная», он веровал, «не мудрствуя и не увлекаясь, без экзальтации, как и без сомнений». Особое место среди преподавателей цесаревича занимали председатель Комитета министров Н. Х. Бунге, читавший Н. А. лекции по политической экономике и финансам, и обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев , к-рый вел курс законоведения. Два эти гос. деятеля олицетворяли реформаторскую и консервативную тенденции в правлении имп. Александра III и имели часто противоположные взгляды на принципы гос. управления. Известен случай, когда Бунге, рассказывавший Н. А. о благодетельном значении для страны реформ имп. Александра II, услышал от ученика: «А вот Константин Петрович [Победоносцев] говорит совсем иначе». В связи с этим Бунге заявил главному воспитателю цесаревича ген. Даниловичу: «При такой системе преподавания ничего не выйдет, кроме путаницы», на что тот ответил: «Не бойтесь, наследник - умная голова, он разберется, где правда». При этом, если Бунге считал, что Н. А. «положительно умен», но «в высшей степени сдержан в проявлении своих мыслей», то Победоносцев высказывался о способностях своего ученика более неопределенно: «Право, не знаю, насколько учение пошло впрок». Победоносцев и Бунге и впосл. имели на Н. А. определенное влияние.

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Фото священника Димитрия Агеева и Андрея Рыбакова ЖМП 2 февраль 2013 /  Схиархимандрит Гавриил (Бунге): Монашество - сердце Церкви Полвека в монашестве, тридцать два года отшельнической жизни... Это редкий духовный опыт для наших современников. Схиархимандрит Гавриил (Бунге) приоткрывает завесу жизни монаха-затворника, делится переживаниями, наполняющими душу монаха вдали от суетного многообразия мира. Его советы о духовной жизни и молитве просты и понятны, основаны на личном опыте и глубоком знании творений святых отцов. — Отец Гавриил, вы часто вспоминаете в своих беседах древних отцов-пустынников. С чем связано ваше внимание к ним? — Вы наверняка знаете, святые отцы-пустынники беседовали с приходившими к ним паломниками не по книгам. В Патерике мы видим, что их ответы — это экспромт, импровизация. И это очень важно. Люди приходили к отцу-пустыннику, который старался ответить на все вопросы, и, надо сказать, вопросы всегда были личные и никогда — общие. Отцы делились собственным духовным опытом, который они получили от своих духовных отцов, и опыт этот предавался от одного к другому. А затем, из того, что они говорили, сложились апофтегмы, или изречения, в которых была заложена простая и понятная мудрость, потому что отцы-пустынники не говорили о теологических проблемах и не толковали Святое Писание. Они учили справляться с обычными человеческими страстями и промыслами. И важно, что это не было просто теорией, они исходили из собственного опыта. И сегодня эти очень древние тексты, переведенные, изданные, читают простые христиане и находят в них помощь, просветление. — Позвольте задать вам как монаху-отшельнику вопрос: в чем суть вашей жизни в затворничестве, как складывалась ваша жизнь в отсутствие постоянного общения с людьми? — Монахи редко говорят о себе, они предпочитают цитировать святых отцов. Я тоже очень редко говорю о своем опыте. Я живу отшельником в горной монашеской келии уже 32 года, но мне кажется, что я еще слишком молод для того, чтобы рассказывать о своем опыте... Но я могу рассказать вам одну историю. Как-то я посмотрел французский документальный фильм «Свет пустыни». В нем рассказывалось о монастыре святого Макария Великого, это монастырь Коптской Церкви. В конце фильма съемочная группа посетила очень-очень старого монаха-отшельника, одного из основателей монастыря, мне кажется, его звали Абуна Мина, ему более 90 лет. Ему задали вопрос: «Что же вы нашли здесь, живя такой жизнью?» На что этот человек, с лицом, которое не пощадили песок, холод, зной, ответил с прекрасной улыбкой на лице: «Удивительную близость Бога». И это воистину так! И он может так говорить, но если бы это были мои слова, то люди бы мне не поверили. Но я очень стремлюсь именно к тому, что он сказал.

http://e-vestnik.ru/interviews/shiarhima...

90 Стоит сказать, что иногда методы исследования Бунге немало удивляют. Так, срав­нивая эпизод из коптского «Жития Макария Александрийского » (кстати сказать, самого спорного из всех) и рассказ из «Лавсаика» об излечении бесноватого, ом констатирует, что в «Житии» молитвы преп. Макария подняли беса над землей, а в «Лавсаике» они подняли над землей самого бесноватого, и далее заключает: «Охотно отдадим пальму первенства коптскому житию» (Bunge, de Vogüé, 1994. P. 38). Хочется спросить: А почему собственно? 91 Бунге сравнивает его с греческим текстом, сохранившим описание этого диспута, однако последний не входит в состав «Лавсаика» – Bunge, de Vogüé, 1994. P. 52. Батлер в своей публикации приводит довольно убедительную цитату Амелино о принципах работы коптских авторов, которые, как полагает французский ученый, обходятся с источниками достаточно вольно, по своему разумению и вкусу – Butler, 1898–1904. I. Р. 126. 93 Мы полагаем, что эти главы были удалены из «Лавсаика» позднее и не самим Палла­дием, а кем-то другим. Нам сложно сказать о причинах такой цензуры, но, возможно, это произошло из-за скандального характера некоторых эпизодов данных глав. 94 Сложно сказать, как этот текст мог соотноситься с recesio А, где произошла «фузия» «Лавсаика» и «Истории монахов». Во всяком случае некоторых эпизодов коптских житий, которые предполагаются как «палладианские», в recesio А нет. При этом следует иметь ввиду, что рукописная традиция пространной рецензии еще не до конца исследована. 96 Гийомон указывает, что этот слух был широко известен: разные его версии содер­жатся в латинском переводе Руфина «Истории монахов» и в «Собеседованиях» преп. Иоанна Кассиана (причем, у последнего речь идет не о иераките, а о другом еретике – евномианине) – Guillaumont, 2004. Р. 18, n. 5. 97 Главным образом, в отношении того, как эволюционировали некоторые рассказы про известных монахов и представления о них самих в среде коптского монашества. 98 Подробнее: Butler, 1898–1904.1. Р. 137–148. Краткий обзор содержится в предисло­вии Бунге к французскому переводу коптских фрагментов «Лавсаика» – Bunge, de Vogüé, 1994. P. 63–65. Сам Бунге считает, что сохранившееся коптское Житие Евагрия не слишком искусно объединяет две более ранние редакции текста – Ibid. Р. 52–53, 68.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

«Всего с Императором, Цесаревичем и Великим Князем Владимиром Александровичем присутствуют 26 лиц. Государь, посадив возле себя Великого Князя Владимира Александровича, приказывает Цесаревичу сесть между мной и Штендманом. А.Ф. Бычков читает отрывки из неизданных и частью известных писем Петра Великого. Грот читает весьма скучную статью о переговорах во время шведской войны 1788 г. Дубровин прочитывает премилое сообщение об исторических трудах Императрицы Екатерины. Мартенс душит нас рассказом об отношениях России с Пруссией во время Отечественной войны. После каждого чтения Государь очень любезно говорит несколько слов читателю, Цесаревич восхищается совершенно новым для него препровождением времени и сообщает мне, что уже четыре года ведет дневник, куда внесет и все слышанное сегодня». Литература Цесаревич любил А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, и Ф.М. Достоевского. Но любимым его писателем был Н.В. Гоголь. 1 марта 1884 г. в дневнике Цесаревича можем читать: «Я все время читал вслух “Ревизор”». Г.Г. Данилович отмечал, что Наследник «по-прежнему любит Гоголя и охотно его читает». Русскую классику Николай II любил и читал всю жизнь. За время Тобольской ссылки Государь познакомился с произведениями М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Апухтина, П.И. Мельникова-Печерского, произведениями Д.С. Мережковского, В.С. Соловьева. В Тобольске он полюбил Н.С. Лескова. Экономика и финансы Образование Наследника по этим дисциплинам проходило с осени 1886 г. под руководством бывшего министра финансов Н.Х. Бунге, который основательно переработал и дополнил предполагаемый курс лекций, разделив их на три части, каждая для одного семестра: 1) история политической экономии (1886–1887); 2) экономическая политика (1887–1888); 3) чтения о финансах (1888–1889). По поручению Н.Х. Бунге вице-директор Департамента окладных сборов В.И. Ковалевский составил для занятий краткие очерки, карты, графики и таблицы, отражающие состояние сельского хозяйства и положение крестьянства. Между Цесаревичем и Н.Х. Бунге установились особые теплые и доверительные отношения. Бунге говорил Государственному секретарю А.А. Половцову, что Цесаревич «положительно очень умен и в высшей степени сдержан в проявлении своих мыслей». Военное образование

http://azbyka.ru/deti/kak-uchilsja-budus...

Интервью номера: « Молитве в теплом кресле не научишься» . Католический монах-отшельник перешел в Православие. Беседа с известным богословом иеромонахом Габриэлем Бунге , который ведет отшельнический образ жизни в маленьком скиту в Швейцарии. 27 августа 2010 года он перешел из Католичества в Православие. Присоединение совершил митрополит Волоколамский Иларион. Беседовал Константин Мацан . Фото Владимира Ештокина и фото, предоставленное порталом Богослов.ru//Фома. - – октябрь 2010. – С.10-14. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется краткая биографическая справка « Габриэль Бунге » (С.11). См. также: Бескомпромиссность молитвы. Отклик на интервью с Габриэлем Бунге («Фома» октябрь 2010 года)/Автор отклика - Валя , Москва//Фома. - – декабрь 2010. – С.96. - (рубрика « Отклики »). Реклама: С.15. Тема номера. Милость сердца:   Вступление к теме от Редакции . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – октябрь 2010. – С.16-17. – (рубрика « Тема номера. Милость сердца »). Александр Ткаченко . Парадокс милосердия . Ради чего христиане творят добро . Фото Михаила Масленникова, «РИА Новости», Марата Хаялутдинова//Фома. - – октябрь 2010. – С.18-23. – (рубрика « Тема номера . Милость сердца »). Ивар Максутов , религиовед, преподаватель РГГУ, председатель московского религиоведческого общества . Во всех ли культурах есть понятие «милосердие»? Как понимают его разные культуры? //Фома. - – октябрь 2010. – С.23. - (рубрика « Тема номера . Милость сердца »). Кто для Вас пример для подражания в делах милосердия? //Фома. - – октябрь 2010. – С.24-27. – (рубрика « Тема номера. Милость сердца »). На вопрос ответили: Чулпан Хаматова , соучредитель фонда «Подари жизнь». Е  Записала Оксана Головко . Фото предоставлено фондом «Подари жизнь». – С.24-25; Юлия Данилова , главный редактор журнала «Нескучный сад» и портала «Милосердие.ру», Москва. Повод для удивления и радости . Фото Владимира Ештокина. – С.25; Инга Коложвари , директор АНО «Проект СО-действие», Москва. То, что не измеряется в деньгах. Фото из архива автора. – С.25;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-90-...

Когда мы вслушиваемся в него, то, кажется, что здесь, в горах над Лугано, оживает и древняя северная Фиваида, здесь Евагрий и Макарий Великийв стречаются с преподобными Бенедиктом Нурсийским и Сергием Радонежским, духовным наследникам которого о. Габриэль (Бунге) посвятил свою книгу о «Троице» преп. Андрея Рублева. В этом смысле весь облик, весь духовный и жизненный строй о. Габриэля дышит профетизмом и являет собой то единство, который само говорит о себе в праведниках и людях молитвы. Настоящая книга, изданная по-немецки в 1996 году, уже переведена на итальянский, французский, каталонский. В Румынии, где к сегодняшнему дню опубликовано пять книг о. Габриэля, эта работа вышла уже третьим изданием, и продается она в православных храмах. В одном из румынских монастырей ее читают монахам во время братской трапезы. Эту немощную попытку как-то представить автора «Скудельных сосудов» я закончу словами Сергея Аверинцева , взятыми из его предисловия к книге о «Троице», названной в немецком оригинале «Другой Утешитель». Представляя ее автора, С. Аверинцев вспоминает о своей встрече с ним: «Когда судьба позволила мне повстречать о. Габриэля (Бунге) не только в его книгах, но «лицом к лицу», я с восхищением слушал его слова, свидетельствовавшие не только об искренней и неподдельной любви к православной традиции, но также и о неожиданно точном понимании особенностей русского Православия и специально нынешней его ситуации, как если бы он переживал ее изнутри... И потому эта книга – победа «над враждой мира сего» и утешение для всех, чьему сердцу дело единства дороже всего, руководство на пути к цели, указанной в Первосвященнической молитве Христа: да будут все едино ( Ин.17:21 )». (Gabriel Bunge, Lo Spirito Consolatore. Ed. La casa di Matrona. 1995, La presentazione di Serghei S. Averintzev). Владимир Зелинский 2 Ср. нашу книгу AKEDIA. Die geistiiche Lehre des Evagrios Pontikos vom Uberdru, Wurzburg, 4 Aufl. 1995. 53 Евагрий. Зерцало иноков и инокинь. I. К монахам, живущим в киновиях и общинах, 92 (Цит. изд., стр. 92).

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010