А кто вообще в духовном смысле на Вас оказал особое, ключевое влияние в жизни? Изначально духовник, отец Тихон (Шевкунов), нынешний владыка. Его влияние определяющее. Вы знаете, у нас иногда оперируют понятиями «духовник», «духовный отец», как будто он один должен быть. Бывает и так, но не всегда. Я бы сказал, что в моей жизни были и есть некие авторитеты, и их несколько сейчас у меня. Но это не равно духовному отцу, не равно духовнику. Это интересно.   Учитель, наставник, человек, мнение которого для тебя важно и ценно, совет которого ты считаешь драгоценным и важнейшим для себя. У меня таких есть несколько человек – отец Гавриил (Бунге), схиархимандрит, он в скиту живет. Жил до этого 20 лет в в общежительном монастыре, потом стал жить в горах. Более 30 лет живет уже в Швейцарии, в горном скиту. Я там изредка бываю. Там, кстати, половину своей диссертации написал. Это такое место, где больше ничем невозможно заниматься, действительно настоящая пустыня. Хотя песка в горах нет. И еще несколько таких людей. Например, нынешний владыка Ялтинский Нестор. Когда я определялся с будущим служением, он был приходским священником. Необыкновенно одаренный человек, скульптор по первому образованию. Наконец, отец Владимир Вигилянский. С владыкой Тихоном связь у меня сейчас немножко прервалась, но, конечно, его влияние было, наверное, самым значительным для меня.  У Вас такие повороты судьбы лихие и интересные – МГУ, потом Сретенский монастырь, потом академия, потом Курск, сейчас снова академия. А в будущем-то что будет, знаете? Мне даже нравится, знаете, со стороны наблюдать, как события развиваются. Как будто фильм какой-то. Это, наверное, полезный опыт. Мне самому интересно, что дальше Господь устроит и как это все будет. Если брать Курск – это было абсолютным сюрпризом, неожиданностью. Я ведь никогда в Курске не был, никого там не знал. Даже не знал толком, где это находится. Простите, у меня с географией плохо. Поэтому это предложение было как гром среди ясного неба. Я на тот момент был директором издательства Сретенского монастыря, мы только выпустили «Несвятые святые» и еще серию книг. Я преподавал в Сретенской семинарии зарубежную литературу – в общем, чувствовал себя довольно уверенно, на своем месте. И тут вдруг какой-то Курск, семинария… Это действительно зигзаг какой-то. Как я шутил потом, дауншифтинг. Но, видимо, Промысел Божий. Честно скажу, я отказывался, но потом произошла череда событий. Собственно, как это было. Я был накануне в Италии, где занимался диссертацией по Данте. Съездил к своему другу, нашему православному архимандриту, на Сицилию. Он мне там показывал прекрасные мозаики, Монреале и прочее. Потом возвращаюсь, а на следующий день звонят – «вас вызывают в Управление делами». А что? Зачем? Никто не знает, меня даже никто не предупредил. 

http://bogoslov.ru/article/6177801

– Вопрос от наших читателей. Человек приходит в храм, он получает молитвослов в 30 страниц. Он их читает, думает над ними – или не читает, потому что бежит на работу. Но суть в том, что часто вся молитвенная практика мирянина сводится к тому, чтобы отчитать положенное количество страниц. Как же мирянину учиться молитвенному предстоянию перед Богом? – Обязательное молитвенное правило для каждого христианина, безусловно, – это утренние и вечерние молитвы, которые несколько формализованы в текстах молитвослова, но которые являются для нас неким обязательным началом, ступенью. Мы не должны оставаться на этой ступени, потому что святые отцы нам говорят: молитва – это восхождение на гору. У этого восхождения есть этапы. Первый этап – это молитвенное правило, находящееся в молитвослове. С этого начать возможно каждому. Постичь глубину того, что ты произносишь, понять смысл этих молитвословий – это уже вторая ступень. Я не смогу рассказать обо всех этапах молитвенной практики, но подчеркну, что молитва сама по себе – это самый лучший учитель молитве. Молитесь, и постепенно изменится качество вашей молитвы. Постепенно вам понадобится всё меньше слов и меньше образов. В конце концов, это приведет вас к молчаливому диалогу с Богом или же просто предстоянию перед Тем, Кто вам предстоит. – А есть всё-таки что-то важное, что начинающему хорошо бы обязательно делать? – Конечно, Псалтирь. Чтение псалмов – это всё же еще не молитва, это до молитвы. К слову, необходимо сразу же провести различие между молитвой келейной, то есть молитвой индивидуальной, когда вы молитесь в одиночестве у себя дома, и молитвой общественной, в частности, молитвой в церкви во время богослужения. Молитва общественная, которая происходит в какой бы то ни было общине, будь то община монашеская или приходская, это, прежде всего, большое количество молитвословий и песнопений. А когда мы молимся в одиночестве дома, многие вещи упрощаются. У меня есть книга, в которой я как раз написал об этом, – «Скудельный сосуд»; надеюсь, что в ближайшее время она будет переиздана в Москве. Я в ней постарался рассказать всё, что знаю об этом.

http://pravmir.ru/ne-pyitaytes-dognat-tr...

Развивая эту мысль, мы должны сказать в заключение, что не только «дух» и «смысл» всегда мысленно предшествуют «букве», но и «деятельный способ» молитвы обязан своей конкретной формой именно «созерцательному способу» или, скорее, самой сущности христианства. Но это означает, что «деятельный способ» не имеет иной цели, кроме как предоставить «духу» «созерцательного способа» те средства, в которых он нуждается, чтобы реализоваться в молящемся. «Двойное, духовное и телесное, поклонение» ( Иоанн Дамаскин ), которое мы воздаем Богу, составляет в самом себе неразрывное единство. «Созерцательный» и «деятельный» способ молитвы взаимно обуславливают друг друга. Способ «деятельный», «метод», лишенный «духа», обитающего в нем и формирующего его, бессмысленен. А «созерцательный» метод оставался бы пустой абстракцией, если бы не облекался в молящемся, состоящем из тела и духа, в конкретную форму определенного «делания», соответствующего этому «методу» и к нему устремленного. По Евагрию под словом «метод» не следует понимать только «технику». «Делание», о котором мы более всего говорим здесь, представляет собой чувственно воспринимаемую сторону «духовного метода», который «очищает страстную часть души», и которую Евагрий называет «praktike» 662 или в случае молитвы – «деятельным способом молитвы». На этот всеохватывающий «духовный метод» намекал Евагрий, когда говорил о своих «Главах о молитве», что своим существованием обязаны они не «чернилам и хартии», но «незыблемо укорененными в уме любовью и непамятозлобием», плодами, т.е. результатамисотрудничества между «благодатью Божией и человеческим рвением» 663 . Любовь есть порождение бесстрастия; бесстрастие есть цвет/духовного/делания; духовное/делание/созидается соблюдением заповедей; стражем заповедей является страх Божий, рожденный правой верой. Вера же есть внутреннее благо, которому присуще существовать и в тех/людях/, которые еще не уверовали в Бога 664 . Если способность верить, благодаря сотворению всех людей «по образу Божию», есть благо, вложенное даже и в того, кто актуально еще не принадлежит к верующим, то она приводит к необходимости самооткровения Бога, дабы пробудить в каждом «правую веру в поклоняемую и святую Троицу» 665 , которая только одна и ведет постепенно того, кто «деятельно» верит, к той «совершенной и духовной любви, в которой и осуществляется молитва в духе и истине» 666 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Уныние заражает леностью, которая ведёт к небрежению в исполнении обязанностей монашеской жизни, и прежде всего – при совершении богослужений: «Монах в унынии ленив в молитве и иногда не выговаривает молитвенных речений. Как больной не выносит тяжёлого бремени, так преданный унынию не сделает прилежно Божия дела: то телесными силами расстроен, то ослабел в силах душевных. 221 Против помысла уныния, который нас отвращает от чтения (Священного Писания) и размышлений над смыслом духовных поучений, внушая нам: «Да, но такой-то святой старец знал только два псалма и всё равно снискал Божье благоволение». 222 Итак, другим характерным признаком уныния является минимализм, который обычно нетрудно распознать, хотя во втором фрагменте он и не сразу бросается в глаза. Кто из нас не слышал, например, таких возражений: «Всё равно подобающим образом читать так много псалмов невозможно»? В самом деле, монаху Евлогию Евагрий пишет: «Когда дух уныния осаждает тебя, он внушает душе, что псалмопение ей не по силам, и, чтобы угасить твоё рвение, пускает в ход нерадивость». 223 Этот довод уныния показался убедительным стольким монахам, которые в конце концов уже просто не могли выносить богослужений. То же происходит и со многими мирянами, независимо от того, посещают они церковь или нет. Рано или поздно любой человек сталкивается с ситуацией, когда всё начинает казаться «уж слишком», будь то в мелких домашних делах или профессиональной деятельности, которые до сих пор не казались трудными, будь то при исполнении совершенно иных обязанностей. Мы чувствуем себя на последнем издыхании, как человек, который бежит за уходящим поездом и в конце концов сдаётся. Но кому может прийти в голову, что в этот момент он просто стал добычей уныния? Иные не без причины нам возразят, что это чувство перегруженности может иметь и объективные основания. Древние отцы прекрасно знали, что такое переутомление, и Евагрий не проявляет в этом отношении ни беспощадного максимализма, ни излишней щепетильности. Так, совершенно замечательным образом он предостерегает от любых целей, к достижению которых принуждают себя клятвой, поскольку эти крайности чужды самому духу монашества 224 и внушаются лукавым. В этом он усматривает подлинный смысл монашеского подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Стоит припомнить, что это было время деятельности Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Плетнева, Полевого, Аксаковых, начало литературной деятельности Тургенева, Григоровича, Гончарова, Некрасова, Достоевского, Островского. Сюда же нужно прибавить и такие имена, как Бенедиктов, Баратынский, Гнедич, Гребенка, Давидов, Даль, Дельвиг, Загоскин, Козлов, Кольцов, Кукольник, Лажечников, Одоевский, Сенковский, Тютчев, Хомяков. В области живописи достойны упоминания Айвазовский, бр. Брюлловы, Виллевальд, Иванов, Иордан, Клодт, Сверчков, Солнцев, Тим, Федотов; в области музыки: Алябьев, Бахметьев, Варламов, Вереговский, Глинка, Гурилев, Даргомыжский, Ломакин, Львов и др. Но и все вообще отрасли наук и знания имели в рассматриваемый период своих почтенных представителей. Из длинного ряда имен укажем некоторые всем известные. Таковы: Арсеньев, Афанасьев, Вантыш-Каменский, Богданович, Бодянский, Бунге, Буслаев, Буссе, Буяльский, Бычков, Беляев, Бэр, Востоков, Галахов, протоиерей Голубинский, протоиерей Горский, Грановский, Григорьев, Грог, митрополит Евгений, Забелин, архиеп. Иннокентий, архим. Иоакинф (Бичурин), Иноземцев, Казанский, Катков, Киреевский, Ковалевский, Коссович Куторга, Леонтьев, Лобачевский, архиеп., впоследствии митрополит Макарий, Милютин, Михайловский-Данилевский, Морошкин, Надеждин, Неволин, Неверов, Никитенко, Остроградский, протоиерей Павский, Парот, Пассек, Перевлесский, Пирогов, Погодин, Рождественский, Ровинский, Редкин, Сахаров, С. Соловьев , Спасский, знаменитый Сперанский, Срезневский, Устрялов, известный гр. Уваров, Ушинский, архиеп. Черниговский Филарет, митрополит Филарет Московский , Филарет, митрополит Киевский, Чистяков, Шмшков, Шульгин, Якоби и др. Даже русская сцена времени Императора Николая богата была такими выдающимися деятелями, как: Щепкин, Мочалов, Садовский, Артемовский, братья Каратыгины, Ленский, братья Самойловы, Мартынов. Если к этому присоединить имена всем известных военных деятелей времен Императора Николая то мы увидим, что во всех областях и сферах жизни государства в рассматриваемый период было довольно почтенных деятелей, имена которых перешли в потомство. Император Николай в сороковых годах нашего столетия мог уже сказать, что все эти деятели были подготовлены в его царствование. К этой же эпохе принадлежат уже немногие из ныне здравствующих деятелей, каков и наш непосредственный начальник – попечитель округа К. П. Яновский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Феофил начал гонения на монахов-оригенистов Нитрии и Келлий. В арм. святцах имя Е. П. упоминается 11 февр. (BHO, N 277), в копт.- в 5-е воскресенье Великого поста (BHO, N 278). Сочинения Е. П. написал многочисленные и всеобъемлющие труды, оказавшие большое влияние на историю христ. аскетизма. Однако из-за его осуждения на Вселенском V Соборе и последующих Вселенских Соборах лишь небольшая часть сочинений сохранилась в греч. оригинале. Нек-рые его труды, содержащие оригенистские взгляды, дошли до наст. времени в древних переводах - гл. обр. в сир. и арм., а также в лат., араб., копт. и эфиоп., поскольку монофизитские и несторианские авторы, не признавая осуждения Е. П., продолжали считать его одним из авторитетнейших аскетических богословов, переписывать и изучать его сочинения (о значении «ориентальных переводов» в восстановлении трудов Е. П. см.: Guillaumont A. 1985. P. 64-74). Выяснением авторства и изданием этих переводов, а также сопоставлением с сохранившимися греч. фрагментами и реконструкцией греч. оригинала занимались В. Франкенберг, Й. Мёйлдерманс, Б. Саргисян, И. Осер , Г. Бунге, А. Гийомон , К. Гийомон и др. Со временем обнаружилось, что мн. аскетические сочинения Е. П., не содержавшие оригенистских взглядов, сохранились в греч. оригинале под именами Оригена, свт. Афанасия I Великого , свт. Василия Великого, прп. Нила Анкирского (Синайского), прп. Максима Исповедника и др. авторов; благодаря труду таких исследователей, как Ф. Дегенхарт, К. Хойсси, Мёйлдерманс, Х. У. фон Бальтазар , Осер, А. и К. Гийомон, М. Ж. Рондо, П. Жеэн и др., удалось установить их подлинное авторство. Вопрос о принадлежности Е. П. ряда сочинений остается предметом дискуссий ( Guillaumont A. 1962. P. 167-168; Guillaumont A. et C. 1971. N 170. P. 31). Поэтому для определения круга подлинных трудов Е. П. помимо внутреннего свидетельства сочинений самого Е. П. особенно важны свидетельства древних авторов о его богословско-лит. деятельности. Так, Палладий сообщает, что Е. П. сочинил 3 священные монашеские книги (т.

http://pravenc.ru/text/180865.html

Анна Ольшанская 15 апреля 2014 г. В Свято-Даниловом мужском ставропигиальном монастыре — одной из старейших обителей Москвы — духовная жизнь возрождается уже 31 год. С 1992 года послушание наместника несет архимандрит Алексий (Поликарпов), в прошлом духовник братии Троице-Сергиевой лавры и помощник архимандрита Кирилла (Павлова). О своем пути в Церкви, о своих учителях и о миссии городского монашества он рассказал в интервью нашему жур­налу. Анна Ольшанская 4 апреля 2014 г. Об искусстве отсекать от души страстное и приумножать таланты ради служения Богу и о приходской жизни в курортном городке протоиерей Николай Доненко рассказывает с пастырской точки зрения. Анна Ольшанская 16 декабря 2013 г. В отличие от средневековья, семейно-бытовое насилие наших дней в большинстве случаев — выражение неуправляемого поведения одного из членов семьи. О причинах и разнице этих явлений, о пастырском сопровождении дисфункциональной семьи рассказывает ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус. Анна Ольшанская 25 ноября 2013 г. 31 октября, в престольный праздник домового храма Издательского Совета РПЦ, освященного в честь прп.Иосифа Волоцкого, состоялось торжественное открытие и освящение мемориальной доски в память о митрополите Питириме (Нечаеве), более 30 лет возглавлявшего Издательский отдел Московской Патриархии. Анна Ольшанская 31 октября 2013 г. С ноября в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия будут проходить бесплатные курсы православных нянь. Анна Ольшанская 24 октября 2013 г. В арт-центре «КвАРТира 10» на Моховой состоялась встреча со схиархимандритом Гавриилом (Бунге). Уникальный опыт монаха-отшельника и духовника, своеобразный опыт духовной жизни до принятия Православия, глубокое знание святых отцов первых веков и мы – миряне, со своими обычными вопросами о том, как правильно молиться, зачем молитвословы, нужно ли отвлекаться на суетное. Однако, встреча оставила немного неожиданное впечатление. Анна Ольшанская 10 октября 2013 г. 19:00 29 сентября в Новоспасском монастыре Святейший Патриарх Кирилл освятил шестнадцатитонный колокол, отлитый в честь 400-летия правления династии Романовых. 

http://e-vestnik.ru/persons/anna_olshans...

Другой каиновой услугой для России, теперь уже в политической жизни, было создание С.Ю. Витте Государственной Думы по парламентскому образцу. Как ни обращались по этому поводу С.Ф. Шарапов, Л.А. Тихомиров, и другие патриоты России, к Столыпину, Победоносцеву, и даже к самому Государю, их попытки не возымели успеха. Направленный Витте локомотив буржуазного переустройства страны неуклонно шел к своей цели. Здесь закономерно должен быть задан вопрос: почему же Витте слушали и поддерживали, не только Император Александр III, но и святой Царь Николай II?.. По всей очевидности, ответ здесь лежит на поверхности: несмотря на то, что никакой, по слову Шарапова, экономической науки на Западе не существовало, существовали только методы, но, тем не менее, эти методики, при обучении политэкономии Царственных особ, выдавали как раз за науку. Вспомним, что Н.Х. Бунге обучал политэкономии и финансам, и Вел. Князя Николая Николаевича, и Наследника Престола Николая II Александровича. Заложенные в молодости знания, об априори – единственной правильности золотовалютной системы в экономике, и парламентской системы в политике, сделали в годы правления Витте свое дело. Государь Николай II не увидел никакого подвоха в предложенной С.Ю. Витте программе экономического и политического переустройства страны. Причины неудач по возрождению Земства Во время Высочайшего приема представителей СРЛ, совершившегося 1-го декабря 1905 года, князь А.Г. Щербатов зачитал перед Государем адрес Союза, в котором была сформулирована славянофильская идея созыва Земского Собора: «Нужно восстановление народной государственной власти. Единственный к тому способ: немедленный созыв Земского Собора путем существующих сословных выборных учреждений». Однако Государь дал понять членам депутации, что эта идея несвоевременна, ибо идет подготовка к созыву Государственной Думы» Собственно, идея созыва Земского Собора, для Верховной власти не являлась новой. Поскольку неоднократно в течение десятилетий поднималась перед российскими Государями. Немалую надежду на возрождение земского самоуправления славянофилам давали деяния императрицы Екатерины II, издавшей Высочайший манифест о сочинении проекта нового Уложения от 14 декабря 1766 года. Для составления Уложения от уездов были созваны депутаты от дворянства, которые деятельно участвовали в разработке нового свода законов. Таким образом, собранная от представителей дворянства России комиссия, являлась подобием старорусских Земских Соборов.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/25/...

Когда молясь, мы смотрим/на восток/и мысленно вызываем в памяти изгнание из этих светлых и блаженных мест, расположенных на востоке, то сами начинаем постигать значение слов/«и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим и не введи нас во искушение»/ 189 . Эти «долги», которые сделали мы сами, коренятся в изначальной вине Адама, от которой нас мог освободить лишь Крест Христов 190 . Это приводит нас к другому основанию историко-спасительного плана, которое отцы приводили в защиту древнейшего обычая молиться, обращаясь на восток: спасительное дело Христово, в котором изначальная воля Божия при творении становится эсхатологической реальностью. В своей «сумме» православной веры Иоанн Дамаскин , наследник богатой богословской традиции, обозревает весь горизонт истории спасения. Не без причины и не случайно мы молимся, повернувшись к востоку, но потому, что мы созданы из природы видимой и невидимой, т. е. материальной и духовной, и мы приносим Творцу двойное поклонение, когда поем псалмы духом и телесными губами, и когда нас крестят водою и Духом и мы соединяемся с Господом двойным образом, причащаясь тайнам и благодати Духа. Поскольку Бог – это «свет» 191 духовный, а Христос в Писании называется «Солнцем правды» 192 и «Востоком свыше» 193 , то восток предназначен для поклонения Ему. Ибо все прекрасное должно быть посвящено Богу, благодаря деяниям Которого стало добром все, что есть доброго. Так и святой Давид говорит: «Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века» 194 . Но Писание говорит еще: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал» 195 . И после грехопадения изгнал его, и «поместил его напротив рая блаженства», то есть на западе 196 . Поэтому мы поклоняемся Богу, пытаясь отыскать древнюю отчизну и обращая к ней взгляд. И скиния Моисея имела завесу и жертвенник, обращенный к востоку 197 . И колено Иудино, удостоенное наибольшей чести, ставило свой стан, обращая его к востоку 198 . И в знаменитом храме Соломоновом были царские ворота, обращенные к востоку 199 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Ваш Александр 192 . Телеграф 28 в Гл. ст. из Петергофа. Принята с аппарата No 62/604 со станции Птргф. 26/V 1882 г. Принял Буцевич ТЕЛЕГРАММА No 368. Подана 26/V 11 ч. 25 м. пополун. Прошу Бас приехать ко мне завтра, четверг, в 11 1 / 4 часов утра Александр 193 . Телеграф 11 в Пбг. Гл. ст. из Петергофа. Принята с аппарата No 63/604 со станции Птргф. 2/VI 1882 г. Принял Длиев ТЕЛЕГРАММА No 418. Подана 2/VI 8 ч. пополун. Благодарю сердечно. Радость огромная. Счастлив. Александр. 194 . Телеграф в Орнб. из Петергофа. Принята с аппарата No 27/502 со станции Пбг. 19/VIII 1882 г. Принял..... ТЕЛЕГРАММА No 983. Подана 19/VIII 9 ч. 56 м. пополун. Приезжайте завтра в 1 час к завтраку Александр. 195 . Вы получите от Танеева 800 р. на просимое Вами дело. Чирикова мне не удалось видеть тот раз, не было времени. Пришлите его в понедельник в 12 ч. 4 сентября 1882 г. А. 196 . Прочтите эти два замечательных письма В. А. Жуковского к покойному батюшке. Я уверен, что с тем же удовольствием и с тем же чувством прочтете их, как и я. Конечно, письмо от 30 августа 1843 г., из Берлина, в особенности, замечательно именно тем, что оно от Жуковского, личности столь честной, правдивой и светлой. Тогда подобные личности были не редки, а теперь это огромная редкость, а пожалуй и есть, да из ложного стыда скрываются. По прочтении верните мне письма обратно. А. 197 . 500 р. получите от Танеева, я ему написал. Можете ли заехать ко мне завтра в 12 ч., давно не видались, и есть о чем переговорить. А. 8 декабря 1882 г. 198 . 14 дек. 1882 г. Гатчино. Очень благодарен за сообщенные сведения о. Добровольном Флоте, судьбой которого я очень интересуюсь. На счет названия нового парохода «Кострома» я ничего не имею; имя совершенно подходящее и русское. Очень рад за бедного Чирикова, что ему дают новый пароход. Непременно поддержу ваше ходатайство у министра финансов о ссуде в 500.000 р., которую, впрочем, я уверен, Бунге не затруднится дать. Ваш Александр. 199 . 18 дек. 1882 г. Гатчина. Вопрос о закавказском транзите действительно-весьма важен и меня очень занимает. На днях собирается большая комиссия под председательством в. кн. Михаила Николаевича, в которую входят: министры финансов, государственных имуществ, путей сообщений, Сольский, Ермаков, Обручев, Гейтерн, гр. Баранов, кн. Дондуков-Корсаков, гр. Лорис-Меликов, Старицкий и еще несколько лиц. Дело далеко еще не решенное, н весьма будет интересно знать, к какому результату еще придет совещание. Я почти уверен, что большинство будет против транзита.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010