Преп. Никита различает три ступени подвижнической жизни: деятельное подвижничество, естественное созерцание, мистическое богословие 95 . Да и сами Сотницы имеют аналогичные заглавия: «Деятельных глав сотница первая», «Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума», «Третья умозрительных глав сотница, – о любви и совершенстве жизни» (по Добротолюбию). Преп. Максим Исповедник также говорит о нравственных, естественных и богословских умозрениях, например в Толковании на 59 Псалом 96 . Эти три степени подвизающихся описаны у преп. Максима Исповедника , например в Вопросоответах к Фалассию 10 97 . (О трех основных частях аскетической системы преп. Максима смотри исследование С.Л. Епифановича 98 ). Это схема основных этапов духовного преуспеяния Евагрия, который, как отмечает Г.Бунге, воспринял ее от Оригена . Первый этап предполагает исполнение заповедей Христовых, второй – познание тварной природы в смысле постижения логосов всех тварных вещей, третий – созерцание таинства Святой Троицы 99 . У преп. Никиты Стифата мы встречаем на редкость подробное описание ступеней преуспеяния, причем эта подробность проистекает не из продолжающегося дробления и детализации ступеней, а, наоборот, из более общего, более широкого взгляда на них, оценки и осмысления пути к совершенству с разных точек зрения. По каждому из направлений выделяются, согласно принципу троичности, три этапа. Приведем краткую систематизацию высказываний Никиты на эту тему. Итак, очевидны следующие критерии духовного возрастания человека и соответствующие им ступени преуспеяния: – по духовному возрасту – младенцы, юноши и муж совершен 100 . Это деление наиболее часто встречается в трактате «О Рае», Гл.15, 35, 48; – с точки зрения антропологии – плотское, душевное и духовное 101 . Гл.18 трактата; – по состоянию души – мирские (чувственные), ревнители (очищение), совершенные (по Духу 102 . Ревнители в Гл.34; – по добродетели – вера, надежда, любовь 103 ; – по ступеням восхождения – новоначальные (очистительная), средние (просветительная), совершенные (таинственная или совершительная) 104 . Гл.42–44;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Вероятно, кто-то будет удивлен, узнав, что под запретом оказываются среди про­чего фрукты и овощи. По благословению сво­его духовного отца, преподобного Макария Александрийского, Евагрий сам не вкушал ни фруктов, ни вареной пищи – только хлеб, и того же требовал от своих учеников. Лишь заболев, он начал понемногу есть вареные овощи, однако по-прежнему воздерживался от фруктов и прочих кушаний, «доставляющих удовольствие плоти» 89 . Надо думать, что в дан­ном случае речь поистине шла о предметах роскоши – вроде земляники к Рождеству для нас с вами. Вместе с тем подвижники тщательно стре­мились избегать всякого лицемерия. Напри­мер, о преподобном Арсении Великом, млад­шем современнике Евагрия, известно, что во время урожая он всегда просил принести ему свежих плодов, вкушал от них и затем снова переходил к воздержанию 90 . Смысл этого дей­ствия очевиден: лучше исключение из правила, чем высокомерный помысел – «Я никогда не вкушаю плодов!» В «Опровергателе» мы встре­чаемся и с таким предупреждением: Против высокомерного помысла, осуждающего того, кто ест, как неспособного совладать с собой, [говори]: Кто не ест, не осуждай того, кто ест 91 . Но Евагрий увещевает и немощных: Против высокомерного помысла, презирающего брата, который не ест, как немощного, так как он-де был бы не в состоянии выдержать брань, если бы ел, и поэтому держится поста, [говори]: Кто ест, не уничижай того, кто не ест 92 . Прекрасный рассказ из «Лавсаика» учит нас, как отцы-пустынники решали подобные вопросы. В нем повествуется о виноградной кисти, присланной в подарок преподобному Макарию Александрийскому. Разумеется, авва Макарий не стал вкушать ее сам, хотя испыты­вал сильный голод. Он отослал виноград дру­гому брату. Так же, один за другим, поступили и остальные братья, пока кисть опять не вер­нулась к авве, – никто не хотел вкушать вино­град. Преподобный Макарий, снова увидев кисть и узнав ее историю, тем более воздер­жался от этого 93 . При желании можно без труда прове­сти параллель между этой древней историей и нынешним временем – достаточно вместо виноградной кисти представить себе какой – нибудь современный предмет роскоши.

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

Сергей Чапнин 19 октября 2008 г. Ежегодные конференции проходят сегодня в большинстве епархий Русской Православной Церкви. Программа таких конференции, как правило, опирается на юбилейные даты или конкретные церковно-практические задачи. Крайне редко организаторы решаются провести публичное обсуждение таких тем, которые имеют стратегическое значение для развития церковной жизни. Примером такой дискуссии стали XI епархиальные Богородично-Рождественские образовательные чтения, состоявшиеся в конце сентября в Калужской епархии. Сергей Чапнин 15 октября 2008 г. В конце июля в российских СМИ появились сообщения об исчезновении более двухсот ювелирных экспонатов из Государственного Эрмитажа. Как выяснилось позднее, пропажа была обнаружена в ходе плановой ревизии хранилища Отдела истории русской культуры еще в августе 2005 года. Спустя два месяца скоропостижно скончалась хранительница пропавших экспонатов. Хранилища опечатали, и лишь месяц спустя плановая проверка была возобновлена, к ней были подключены другие сотрудники, которым поручили принять коллекцию. Из Эрмитажа пропали предметы русского ювелирного искусства, однако характерно, что большинство из возвращенного на сегодняшний день — иконы, священные сосуды, кресты и ковчеги-мощевики. Ситуацию комментирует Александр Архангельский, известный писатель и публицист, автор и ведущий программы «Тем временем» (телеканал «Культура»). Сергей Чапнин 30 августа 2006 г. Ново-Тихвинский женский монастырь известен с конца XVIII века. В 1920 году он был закрыт и разорен. Возрожден в 1994 году и сегодня является одной из крупнейших женских обителей России. Сергей Чапнин 9 марта 2006 г. О миссионерских проектах епархии «Церковному вестнику» рассказывает епископ Якутский и Ленский Зосима. Сергей Чапнин 30 декабря 2005 г. Полвека в монашестве, тридцать два года отшельнической жизни… Это редкий духовный опыт для наших современников. Схиархимандрит Гавриил (Бунге) приоткрывает завесу жизни монаха-затворника, делится переживаниями, наполняющими душу монаха вдали от суетного многообразия мира. Его советы о духовной жизни и молитве просты и понятны, основаны на личном опыте и глубоком знании творений святых отцов

http://e-vestnik.ru/persons/id189/

Между двумя этими крайностями нахо­дится вегетарианство, обоснованное с библейских позиций. В основе такого рода вегетарианства лежит совершенно иной образ творения, которое понимается отнюдь не в качестве просто природы, а также совер­шенно иное представление о человеке: послед­ний предстает не иначе как в связи с Тем, Кто сотворил его по Своему образу и подобию. Здесь было бы уместно поставить вопрос об ответственности человека за окружающий мир и постараться дать ответ на него с христи­анских позиций. Однако, исходя из нашей темы, мы ограничимся тем, что обрисуем в общих чертах смысл и содержание библей­ски обоснованного – добровольного – отказа от пищи, получаемой путем умерщвле­ния живых существ. Итак, первый Адам в своем изначальном состоянии, до грехопадения, описывается как возделыватель сада творения, питающийся от его плодов. По отношению к животным он – царственный владыка, не тиран, а хра­нитель, нарекающий им имена 349 . Таким обра­зом, только первый Адам знал имена живот­ных, то есть их истинное существо, и только он мог «звать их по имени», так что «они шли за ним», как овцы за пастухом 350 . После грехопадения творение поражает распад, а вместе с ним и смерть. Человек ста­новится тираном других живых существ и даже убийцей себе подобных. Бог кладет этому конец, заключая Завет с Ноем. Отныне человек может питаться от плоти животных, но при умерщвлении животных он должен отдавать их кровь (то есть их жизнь) Богу, тем самым признавая превосходство Бога над творением. Этот порядок, приспособленный к «злому от юности» помышлению челове­ческого сердца, окончательно закрепляется в Законе Моисеевом и остается в силе вплоть до святого Иоанна Крестителя. С сего времени Царствие Божие благовествуется 351 . Иными сло­вами, с вочеловечением Сына Божия начина­ется новое творение. Указание на это содержится уже в родо­словной Иисуса Христа. В Евангелии от Луки генеалогическая линия его предков, где присутствует и Адам, возводится непосред­ственно к Богу. Во время крещения Христа с неба раздается голос: Ты Сын Мой Возлюблен­ный, а Его родословная завершается словами:

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

Шестое пленарное заседание конференции было посвящено теме «Исаак Сирин и монашеская традиция». На нем прозвучали доклады схиархимандрита Гавриила (Бунге, Крестовоздвиженский монастырь, Ровередо, Швейцария) «От греческого Евагрия к Евагрию сирийскому и обратно», доктора Анны Хунт (Лидский университет, Великобритания) «Монах как плачущий: преподобный Исаак Сирин и монашеская идентичность в седьмом столетии и в последующее время»; священника Жана Акики (Университет Святого Духа, Каслик, Ливан) «Ритуал слёз у преподобного Исаака Ниневийского». На седьмом пленарном заседании, посвященном теме «Исаак Сирин и сирийская духовная литература», прозвучали следующие доклады: профессор Брурия Бриттон-Ашкелони (Еврейский университет Иерусалима, Израиль) «Уменьшенный до состояния безмолвия: Исаак Ниневийский и Иоанн Дальятский о самопреображении»; Ю.В. Фурман (РГГУ) «Концепция " временного мира " у Йоханнана бар Пенкайе и Исаака Сирина»; Н.Г. Головнина (ПСТГУ) «Жанровая система аскетической письменности и ее особенности в сирийской литературе»; А.К. Лявданский (РГГУ) «Новоарамеизмы в классическом сирийском: постановка проблемы и некоторые наблюдения». Восьмое, заключительное заседание конференции было посвящено теме «Исаак Сирин в русской традиции». На нем архимандрит Василий (Иверитис), бывший игумен Иверского монастыря на Святой Горе Афон, прочитал доклад на тему «Духовная связь Аввы Исаака Сирина и Федора Михайловича Достоевского», а М.С. Егорова (РХГА) выступила с докладом «Аскетический текст в древнерусской традиции: сочинения преподобного Исаака Сирина и автокоммуникация». Заседание завершилось дискуссией. Конференция «Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие», организованная Общецерковной аспирантурой при участии философского факультета Московского университета и при финансовой поддержке фонда просвещения «Мета», стала первой в истории международной научно-богословской конференцией, посвященной великому отцу Церкви VII века. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/3299491.ht...

— Довольно часто приходится слышать, что монашеская традиция в Русской Православной Церкви была прервана в эпоху социализма. Хотя есть и другое мнение. Схиархимандрит Гавриил (Бунге), выступая на одном из монашеских форумов, высказал мысль о том, что традиция старчества, которая является в монашестве основополагающей, в России не прерывалась никогда. То же самое, очевидно, можно было бы сказать и о Грузии. Что Вы думаете об этом? Ощущается ли сегодня разрыв традиции в монашестве? — Я считаю неправильным мнение о том, что духовная традиция старчества была прервана. Может быть, была прервана традиция внешнего устройства монастырской жизни. Но у нас с самого начала были духовные наставники, которые говорили о значении послушания, учили смирению, рассказывали о необходимости исповеди помыслов и борьбы со страстями, о том, что надо очищать свое сердце. (Освященный Архиерейский Собор на заседании 30 ноября 2017 года канонизировал в лике преподобных тех, кого монашествующие Грузии считают своими духовными наставниками — митрополита Зиновия (Мажугу), схиархимандрита Андроника (Лукаша), схиархимандрита Серафима (Романцова). — Ред.) . Когда скончался отец Виталий, мы обращались за духовным советом к матушке Серафиме (Дьяченко), которая около 50 лет своей жизни провела рядом с отцом Серафимом (Романцовым). — Расскажите немного о ней, пожалуйста. — Матушка Серафима была удивительным человеком. Как я уже сказал, всю свою жизнь она провела рядом со старцами — с отцом Серафимом (Романцовым), владыкой Зиновием, отцом Андроником, отцом Виталием. Она ничего не говорила от себя, а только то, что слышала от них. Как-то я пришел к ней, уже будучи священником, не так давно рукоположенным. О чем думает молодой священнослужитель во время Божественной литургии? О том, чтобы служба была благолепной, чтобы не ошибиться ни в чем, вовремя молитву прочесть, вовремя Царские врата закрыть... Думаешь, что если молитву прочтешь бегло, то это неправильно, потому что нехорошо наскоро читать молитвы. И вот в таких раздумьях прихожу я к матушке, а она мне и говорит: «Что же Вы, батюшка, Литургию так долго служите?» — Я думаю, в чем же дело? — «Почему, матушка, долго? Служу как написано, как могу».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5083881...

Нередко в наши дни встречаешь людей, даже и монашествующих, которые открыто говорят, что больше не «молятся», но только «медитируют». Богатая литература на тему «медитации», как и всякого рода вводные курсы и руководства к ней, говорят о том, что молитва в христианской среде явно находится в кризисе. Несколько лучше дело обстоит с псалмопением или «молитвой по псалмам», которая сегодня особенно в почете и не только во многих монашеских общинах, ибо она занимает существенную часть «молитвы часов» всей Церкви, мирян и духовенства. Псалмопение, молитва и медитация с древних времен являются неизменной частью духовной жизни «человека Библии ». Но что об этом думает Предание? Начнем с псалмопения и молитвы. Если ты не получил еще/благодатного/дара молитвы и псалмопения, будь настойчив и получишь! 116 . Ясно выраженное здесь различие между псалмопением и молитвой, которое было очевидным для ранних отцов, представляется странным современному человеку. Если псалмопение и молитва – это не одно и то же, тогда как же можно по праву говорить «молитва псалмов» или «молиться псалмами»? И разве Псалтирь – это не «молитвослов Церкви», воспринятый ею от синагоги? Отцы на это должны были бы ответить: и да, и нет, «петь псалмы – это еще не значит молиться», ибо то и другое принадлежит к различным (хотя и неразделимым!) вещам. Псалмопение относится к многоразличной премудрости 117 , молитва же есть введение в нематериальное и немногоразличное ведение 118 . Что подразумевается под этим утверждением? Посмотрим же, что говорит Писание, прежде всего сама Псалтирь, о псалмопении и молитве. «Псалом» – это «песнь», которая, как таковая, может иметь различное содержание. И потому библейская наука относит 150 псалмов к различным литературным жанрам. Как можно понять из многих пояснений к псалмам, подобная «песнь» часто имела музыкальное сопровождение, например, пелась под аккомпанемент десятиструнной «псалтири» («psalterion»). Такое исполнение называлось «пением псалмов», а исполнитель – «psaltodos» или «psaltes», то есть псалмопевец. Древняя Церковь собрала эти «песни Израиля» народа Ветхого Завета в пяти книгах и с течением времени сделала неотъемлемой частью своего богослужения. Однако Церковь стала читать эту «Книгу Псалмов» по-своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

6. Телесные болезни От довода о вреде воздержания – один шаг до утверждения, что оно является причиной многочисленных заболеваний. Показательно, что Евагрий рассматривает это скорее как исключение из правила, так как при возникно­вении серьезного заболевания строгие требо­вания поста смягчаются. Евагрий без всяких сомнений советует больному вкушать пищу дважды, трижды в день и даже чаще – в соот­ветствии с потребностями больного орга­низма. Более того, он настоятельно требует оставить обычное правило, чтобы по возмож­ности быстрее восстановить силы 75 . В «Опро­вергателе» о телесных болезнях говорится следующее: Обращаясь к Господу в случае болезни тела, ослабленного частым постом, и к собственной душе, исполненной дурными помыслами невоздержания, [говори]: О, Господи! Ты знаешь [всё]; вспомни обо мне и посети меня, и отмсти за меня гонителям моим; не погуби меня по долготерпению Твоему; Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание 76 . Против помыслов, возникающих, когда наша плоть постепенно приходит в негодность, [говори]: Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный 77 . Оба текста очень показательны, тем более что за три года до смерти Евагрий сам, по при­чине своей строгой аскезы, тяжело заболел и по совету отцов-пустынников вынужден был перейти к более умеренному посту 78 . По сути дела, первый текст – это не опровержение, а молитва к Тому, по Чьей воле подвижник принял на себя все эти невзгоды, – пусть до сих пор ему и не удалось избавиться от стра­стей. Ибо, в конце концов, свобода от стра­стей (apatheia) – это милость Христова 79 , а не только лишь закономерный результат собствен­ных усилий. Второй текст обращает наше внимание на бренность и временность земного бытия, кото­рой подвержены все люди без исключения, и одновременно выражает надежду на воскре­сение из мертвых в том же самом теле. 7. Мнимые болезни Таким образом, для Евагрия, как и вообще для отцов-пустынников, телесные болезни не составляют реальной проблемы. Гораздо большее внимание уделяется болезням мни­мым или возможным только в будущем – они представляют собой не суровую дейст­вительность, а результат лукавых внушений:

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

Умозрительные главы (Kephalaia Gnostika) – Умозри­тельные главы//Творения аввы Евагрия. Аскетические и бо­гословские трактаты/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидо­рова. М.: Мартис, 1994. Другие источники Достопамятные сказания – Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М.: Отчий дом, 2009 (в латинской традиции – Apophthegmata Patrum Aegiptorum, «Изречения египетских отцов»), Руфин – Пресвитер Руфин. Жизнь пустынных отцов. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. Лавсаик – Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. М.: Отчий дом, 2009. Vita – Vita Evagru coptice (De Histona Lausiaca). Копт­ское житие Евагрия (составленное на основе «Лавсаика»), Ed. E. Amelineau. P., 1887; франц. перев.; Quaere Ermites Egyptiens. D’apres les fragments coptes de l’Histoire Lausiaque/Ed. G. Bunge, A. de Vogue. Bellefontaine, 1994 (Spiritualite Orientale; 60). 1. Русские слова «страдать» и «страсть» имеют общий корень (то же и в немецком: leiden – Leidenschaft). Греческое слово pathos соединяет в себе оба значения. – Примеч. пер. 2. Лавсаик. 20. О Марке (Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. М.: От­чий дом, 2009. С. 67). (В русском издании «Лавсаика» эта история помещена в главе о прп. Марке. – Примеч. пер.) 3. Наиболее известно международное общество «Overeaters Anonymous» («Анонимные Обжоры»). По информации самого общества, на 2009 г. в нем состояло ок. 54 тыс. человек из 75 стран мира, объединенных приблизительно в 6500 групп. – Примеч. пер. 4. Имеется в виду платоновский диалог «Пир» (греч. «Symposion»). – Примеч. пер. 5. Слово о молитве. 3 (Творения аввы Евагрия. Аскетические и бо­гословские трактаты/Пер., вступ. ст. и комм. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1994. С. 78). 6. Умозрительные главы. I, 39 (Творения... С. 120). 7. KG I, 40. 8. Монах. 74 (Творения... С. 108). 9. KG I, 41. 10. KG I, 37. 11. Умозритель. 2 (Творения... С. 113). 12. Монах. 56 (Творения... С. 106).

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

56 Ср.: «Там нельзя составлять дружбу и отверзать уши и приготовлять брачную одежду и уготовлять прочее, что нужно в том Брачном Чертоге, но местом для приготовления всего этого (букв.: “мастерской” — ergasthrion) служит настоящая жизнь, и у кого не будет сего прежде отшествия, у тех нет ничего общего с той жизнью. И свидетелями тому пять дев (см. Мф 25:1–13) и званный на брачный пир (см. Мф 22:1–14), поскольку они пришли, не имея ни елея, ни брачной одежды, и не могли приобрести их. В общем, “внутреннего человека” (Рим 7:22; Еф 3:16) и “нового человека, созданного по Богу” (Еф 4:24) мир сей мучает и, когда он уже бывает здесь вполне оформившимся и образовавшимся, тогда совершенным рождается в тот совершенный и нестареющий мир». — Николая Кавасилы, Архиепископа Фессалоникскаго, Семь Слов о жизни во Христе. М., 1874. С. 2. Перевод несколько исправлен по изданию: Nicolas Caba­si­las. La vie en Christ. T. I/Ed. par M.-H. Congourdeau//Sources 356. Paris, 1989. P. 76–78. 58 Данная фраза ( _en чуть выше, говоря о таком же размышлении, святитель Феолипт употребляет _enyume‹syai указывает на практику вдумчивого размышления (или “поучения” и “медитации”) над Священным Писанием, которая была широко распространена уже в самом раннем монашестве. «Под словом “медитация” (melete) Отцы, как и сам Псалмопевец, разумели постоянное повторение вполголоса определенных стихов или целых отрывков из Священного Писания с целью постижения их внутреннего сокровенного смысла. Поэтому Евагрий один раз переводит “медитация” просто как “созерцание” (theoria). Да и в Писании вместо “размышлять” говорится “обдумывать” или “вспоминать”. Евагрий, вслед за псалмом 137:1, называет такое созерцающее “размышление” о псалмах “пением перед Ангелами”, поскольку главное дело Ангелов — это созерцание Бога и Его деяний». — Бунге Г. Скудельные сосуды. Практика личной молитвы по преданию святых отцов. Рига, 1999. С. 39. Подобное размышление рассматривалось в древнем иночестве как одна из главных основ монашеской аскезы и духовной жизни. См. Burton-Christie D. The Word in the Desert. Scripture and the Quest for Holiness in Early Christian Monasticism. N. Y. – Oxford, 1993. P. 122–123. Святитель Феолипт часто использует это понятие (как и соответствующий глагол), придавая ему ряд новых оттенков (в частности, оно имеет у него иногда и смысл упражнения).

http://pravmir.ru/oglasheniya/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010