Известный журнал А. Лабзина «Сионский вестник», как замечает Иннокентий, «по глубокости и универсальности своей не пришелся в раму некоторых членов нашей церкви, и потому издание его остановлено» 167 . Среди полезных для внутреннего делания христианина он называет также издания «Христианской философии», сочинений Франциска Сальского, г-жи Гюйон, Фомы Кемпийского, Фенелона, руководств протоиерея Кочетова «Черты деятельного учения веры» и «Обязанности христианина». Иннокентий расположен и к Юнгу-Штиллингу, который, по его словам, «сделал много пользы» 168 . В лопухинском журнале «Друг юношества» Иван Борисов не раз мог прочитать о «величественном свете Креста внутреннего, Креста победы» 169 . Возможно, уже тогда «внутренний Крест» стал непреходящею темой его богословских размышлений... Круг чтения, к которому приобщился свт. Иннокентий в бурсацкие годы, не был, конечно, исключительным достоянием учащихся Орловской семинарии, он характерен в целом для эпохи, хотя культивировался и воспринимался по-разному, и мистика «внутреннего христианства» порой сопрягалась с гностическими веяниями... Ф. А. Голубинский и свт. Филарет (Дроздов) питались теми же соками, но с Иннокентием их многое разделяло… Если сопоставить ось «Филарет – Голубинский» с другой, почти незамеченной, но очень значимой, – «Иннокентий и И. М. Скворцов», можно сказать, что откроются два принципиально разных начала как в личных, причем весьма доверительных, отношениях архипастыря и профессора духовной академии, так и в их церковно-общественной позиции и понимании задач богословия. Формулируя предельно кратко, в первом союзе бросается в глаза сознание неизбежности противопоставления «внутреннего» и «внешнего» христианства, тогда как во втором – горячее и порой явно «неосмотрительное» стремление это противопоставление снять… В Киевской духовной академии Иван Борисов слушал первые философские лекции И. М. Скворцова, нашел поддержку своим нравственным исканиям у Моисея (Богданова-Платонова), ректорствовавшего именно в годы учебы Иннокентия (1819–1823). Лекции по Священному Писанию Моисей читал на русском языке и, по убеждению Иннокентия, был «учредителем нового порядка в Киевской Духовной Академии» 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Следовательно, колокола для колпинской церкви были отлиты 18 октября 7066 (1557) г. Заказчиками были: боярские дети Колпинской губы (назван один Иван Борисов), церковный староста Омельян Григорьев, Петр Онисимов, а также волостной староста Онтон. Упоминается и священник Ермола Васильев. Иван Борисов пока не идентифицирован ни с одним из помещиков, церковный староста Омельян Григорьев и Петр Онисимов тоже неизвестны, но в 1585-1587 гг. в писцовой книге в исаде на Колпинском погосте упоминаются Якушко Омельянов и Дорох Онисимов, возможно, связанные с лицами, названными в надписи 1557 г. Почти точно можно отождествить волостного старосту Онтона с Онтоном Силиным Выповским, владевшим в 1585-1587 гг. землями в самом Колпине и деревне Шартово (Шертове) на острове Колпино. Колокола отлиты накануне Ливонской войны, начавшейся в январе 1558 г. Представляется, что ко времени около 1557 г. можно отнести и постройку самого храма Возведение каменного храма на западной границе Псковской земли очень необычно. Подобное строительство в пограничной с Ливонией и, как видно из известия 1463 г., небезопасной местности, стало возможным только из-за усиления Русского государства в связи с переходом к более агрессивной и уверенной политике в отношении немецких государств Прибалтики. Ясные и гармоничные формы четверика храма говорят о продолжающейся в 1550-е гг. традиции строительства отдельностоящих бесстолпных храмов. Церковь в Колпино важна для уяснения типологии каменного строительства в погостах, где в XVI столетии возводятся в основном средние по размерам четырехстолпные храмы. Интересно участие помещиков церковном строительстве. Кроме того, мы получаем новые сведения об архитектуре 1550-х гг. - времени наименее известном в истории псковского зодчества XVI в. Как известно, в 1555 г. большая группа псковских мастеров и каменщиков была вызвана в Казань. Церковь в Колпино сооружена оставшимися мастерами, вероятнее всего, той артелью, которая работала в 1540-1560-е гг. в. Псково-Печорском монастыре. Этот монастырь, по данным 1585-1587 гг., имел в Колпино свой рыбачий поселок-посад.

http://sobory.ru/article/?object=47243

17 июля. Ездил на биостанцию «Чистый лес» на сороковины профессора Валентина Сергеевича Пажетнова. Жарища, к тому же не выспался из-за пьяной оравы в «комфорте»… 90-километровая дорога, часть – по глухим местам, произвела грустное впечатление. Повсеместно, особенно, за поселком Бологово, вырубают лес. Сельхозработы видел лишь в районе погибшей деревни Жаберы, рядом с Андреаполем. Здесь механизаторы косили зеленку. Светлана Ивановна, вдова Валентина Сергеевича, обрадовалась моему приезду. Побывали на кладбище, где упокоился ученый. На прощание Светлана Ивановна сказала: - Дело, созданное Валентином Сергеевичем, не пропадет. Дети и внуки держат его в руках. Возвращаясь, навестил в деревне Бенек бывшего директора совхоза Николая Александровича Белоусова. Как и я, он озабочен истреблением леса. 20 июля. Носил под навес расколотые дрова. Половину уже переносил. В августе надо купить еще одну телегу, чтобы был «переходящий фонд». По первому разу окучил борозды вторично посаженой картошки. Снова солили и мариновали огурцы. Жена ворчит на меня: - Жаба у тебя горела, сажай больше, сажай больше, а куда их нам девать? Ничего, зимой все разойдется. …Перечитывал двухтомник Руслана Хасбулатова «Великая российская трагедия» о событиях 1993 года. Воспринимается остро. Многое я видел воочию. 21 июля. Дмитрий Борисов привез утром мед. Не так уж много, думаю, у нас таких фермеров. Прекрасно образован: окончил знаменитый Ленинг радский институт авиационного приборостроения и академию пчеловодства. Музыкален - зимними вечерами садится за фортепьяно и играет Свиридова. Интересуется историей России и политикой. Имеет собственное суждение (весьма критическое) о происходящем в стране и области. «Партия власти» таких самостоятельных личностей, как Борисов, сторонится. Предпочтительнее скучные, но покорные, управляемые. …Приезжал Егорыч. Сошлись во мнении: именно из-за вырубки лесов вода в Западной Двине все последние годы держится выше обычного почти на метр. «Водохлебов» (деревьев) стало на сотни миллионов меньше. Рубят нещадно, как и по всей стране. Читаю в «Советской России» (от 22 июля с.г.) статью профессора В. Катасонова. Он пишет «Ежегодно из России на экспорт уходит порядка 200 млн. кубометров древесины. На северо-западе, к примеру, в Архангельской области, лимит вырубки давно исчерпан. Такими темпами через 20 лет леса в стране будут вырублены. При этом выручка от экспорта леса в страну не возвращается». Где вы, правоохранители, депутаты, народные фронты, правозащитники, волонтеры?

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/09/...

Как уже говорилось выше, в 1930 году Ульяновским преосвященным стал епископ Митрофан (Гринев), его Мелекесским викарием – епископ Амвросий (Казанский). А в злосчастном 1932 году епархия лишилась не только своих храмов, но и архиереев. Епископ Митрофан был арестован, а Мелекесский епископ Амвросий скончался. Поскольку храмов в Ульяновске у «сергиевской» епархии не было, митрополит Сергий назначил управляющим Ульяновской епархией епископа Мелекесского, которым стал епископ Пугачевский Серафим (Зборовский). В 1933 году его перемещают в Чувашию, а епископом Мелекесским назначают преосвященного Стефана (Знамировского). Вот с этого момента Ульяновских архиереев лишают всяческой возможности по-настоящему управлять епархией. На заявление владыки Стефана с просьбой его регистрации власти отвечать отказом не стали. Он получил следующий ответ: «Знамировский Стефан зарегистрирован в Ульяновском городском совете как управляющий Ульяновской епархией, допущен к исполнению этой должности с местом постоянного жительства в г. Ульяновске без права личного совершения церковных служб и обрядов» . Подобная регистрация – это просто фикция. Архиерея лишили возможности служить и рукополагать новых священнослужителей, которых с каждым днем становилось все меньше. Разумеется, такое положение дел было недопустимо. Об этом епископ Стефан незамедлительно доложил в Патриархию, а в октябре уже был переведен в Вологду. До 1934 года временное управление епархией было передано Чувашскому преосвященному Серафиму (Зборовскому). Летом 1933 года ушел на покой григорианский митрополит Иоанникий (Соколовский), столь тяготившийся Ульяновской епархией. На его место пришел епископ Иоасаф (Борисов), который был арестован в 1934 году. Вместо него от ВВЦС был прислан епископ Феодосий (Борисов-Григорович), носивший титул Ульяновский и Куйбышевский. В то время как григорианский архиерей управлял двумя епархиями, своего архиерея у патриаршей Церкви в Ульяновске не было. Митрополит Сергий, носивший к этому времени титул Блаженнейшего Митрополита Московского и Коломенского, назначает на Мелекесскую кафедру для управления Ульяновской епархией епископа Артемона (Евстратова), но и этот архиерей долго не продержался на кафедре.

http://pravoslavie.ru/31328.html

И место, и невеста ему очень понравились; но прежде чем приступить к совещаниям о браке, он с невестой и ее родителями отправился помолиться в монастырь. По совершении общей молитвы в монастыре, Соловьев один зашел в близлежащую рощу и усердно молился, прося Бога указать ему путь, по которому они должен идти в жизни. Господь услышал молитву и указал путь. Соловьев отказывается от места и, возвращая преосвященному брачный билет, подает ему прошение об определенен его послушником в монастырь; его определяют в Брянский Печерский монастырь 1 . Дорога в монастырь была дальняя, трудная и опасная: одинокому путнику предстояло пройти пешком около 200 верст по грязной дороге в самый разгар весенней распутицы; пришлось переправляться через большую реку в бурную погоду в маленькой лодочке под управлением ребенка. После неимоверных усилий Соловьев, наконец, достиг монастыря, который своим мрачным видом немало напугал будущего подвижника. Начальство монастыря с недоверчивостью посмотрело на учителя-инспектора, желающего быть простым послушником, и назначило его чернорабочим на кухне и на дворе, или, проще сказать, истопником и скотником. Ревностно подвизался в своих новых должностях Соловьев четыре месяца, после чего они назначен был на должность пономаря в ранней литургии. Эта спокойная должность вполне соответствовала характеру Соловьева, и он уже предвкушал отраду остаться в ней навсегда. Однако, и эта надежда не сбылась; вскоре случилось нечто необыкновенное и уже совсем неожиданное: послушник Соловьев по распоряжению комиссии духовных училищ вызывался в Санкт-Петербургскую духовную академию на казенный счет. Этот неожиданный сюрприз устроил ему товарищ его детства и семинарской жизни Иван Борисов, в 1823 году кончивший курс в Киевской духовной академии и тотчас по окончании назначенный в Санкт-Петербургскую семинарию профессором и инспектором, а в 1824 году уже бывший бакалавром Санкт-Петербургской академии. Таким образом, после пятилетней разлуки бывшие товарищи и друзья снова соединились, но уже в различных званиях: Борисов (в монашества Иннокентий) в звании учителя, Соловьев (в монашестве Иеремия), в звании ученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/n...

Иов, старообрядческий епископ Московский см. Иов (Борисов Иван Константинович), старообрядческий епископ Московский Иов (Борисов Иван Константинович) (1836–14.02.1912) – старообрядческий епископ Московский, в начале XX в. глава неокружников. 16.12.1884 хиротонисан во епископа на Московскую кафедру неокружническим епископом Нижегородским. Родом из крестьян Нижегородской губ. Отец его принадлежал к православным, но по бедности отдал сына на воспитание в семью купца-старообрядца. В 12-летнем возрасте мальчик присоединился к старообрядчеству и вскоре стал одним из самых ревностных его последователей. Едва достигнув совершеннолетия, он оставил воспитавшую его семью, забросил торговлю и всецело посвятил себя проповеди старой веры. До 40 лет разъезжал по России, обходил паломником все старообрядческие скиты, присутствовал на всех старообрядческих соборах того времени. В 40 лет принял иноческий постриг и провел 7 лет в Куреневском старообрядческом монастыре Подольской губ. Отвергнув Окружное послание, он в 1863 г. присоединился к течению неокружников, а затем с 1885 г. возглавил его. Вместе с немногочисленной частью старообрядцев так и не примирился с братьями на мирном соборе 1906 г. Неоднократно запрещал, отлучал и извергал из сана своих противников, которыми сам не раз был запрещен, отлучен и извергнут. До 1891 г. имел резиденцию в Москве, затем по принуждению властей (правительство распорядилось, чтобы в Москве был один старообрядческий епископ) он переехал в Подмосковье. После объявления указа о веротерпимости возвратился в Москву. Для него был выстроен в Лефортове кафедральный храм во имя святителя Николая, но служить в новом храме ему почти не пришлось. Он скончался в д. Молоково Богородского уезда Московской губ. в бездействии и разъединении со всеми архиереями белокриницкой иерархии. Незадолго до смерти принял схиму. – 44 Иорданский Н. – авт. соч. См. библ. – 75 Иосиф Волоцкий (Санин Иван) (1439–09.09.1515) – основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, духовный писатель. Автор «Просветителя», многочисленных посланий и др. – 35

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

1492 г. мая 6 – 22 мая 1493 г. (были в Любеке на обратном пути). – Послы к королю Максимилиану I грек Юрий Траханиот и Михаил Кляпик Степанов Яропкин с извещением о готовности помогать Максимилиану против Польского короля и по делу о сватовстве дочери великого князя. – К королю в Колберг приехали 15 ноября 1493 г.; поехали от него 23 марта. В Любек приехали 30 апреля. 1508 г. августа 28. – Грамота великого князя Василия к императору Максимилиану с предложением дружественного союза доставлена через князя Михаила Глинского. 1514–1516 (7023 – 7024)гг. – Послы к императору Максимилиану Алексей Григорьев Заболотцкий и дьяк Алексей Малый. 1514–1515 гг. – Послы Дмитрий Ласкирев и дьяк Елизарий (Елка) Суков для подтверждения договора против Польского короля. 1514–1515 гг. – Гонец Истома Малый . 1514–1515 (7023) гг. – Посланник Афанасий Курицын. 1515–1516 (7024) гг. – Государев дьяк Василий Тетерин. 1516г. – 7 апреля 1518 г. ( приехал в Москву). – Григорий Загрязский. 1516–1517 гг. – Государев гонец Елизарий Сергеев. 1517 г. ноября 25 – 16 июля 1518 г. (приехал в Москву). – Посол дьяк Владимир Семенов Племянников и толмач Истома Малый для переговоров о заключении мира с Польским королем. – 23 марта приехали в Избрук. 25-го были приняты королем. 19 апреля переехали в г. Гал, а 20 были отпущены. 1519 г. – Дьяк Семен Борисов и толмач Истома (?). 1521–1522 (7030) гг. – Гонец подьячий Яков (Якуш) Полушкин с грамотой о трех цесарцах, посланных для науки в Польшу и захвачены русскими в плен. 1523–1526 (7032 – 7034) гг. – Послы князь Иван Иванович Засекин-Ярославский и дьяк Семен Борисов Трофимов. 1526 – 1528 (7035 – 7036) гг. – Послы к императору Карлу Ляпун Осинин и Андрей Волосатый. 1573 г. июля 17 – 15 августа 1574 г. (возвратился в Старицу). – Гонец к императору Максимилиану Константин Скобельцын с грамотой о польских делах и с проезжей грамотой для цесарских послов. – В прагу приехал 17 февраля 1574 г. 7 марта принят, а 7 мая отпущен. 1574 г. июль. – Юрий Фаренсберг (Фарнспах), исполняя волю Государеву, поехал из Польши к цесарю и прослужил несколько времени в императорской армии против турок. («Юрья разведка»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Захоронение, домик Ж. и связанные с его именем святыни не сохранились. В 2003 г. по благословению Липецкого и Елецкого еп. Никона (Васина) епархиальная комиссия по канонизации святых возобновила работу по подготовке к прославлению Ж. как местночтимого святого. Арх.: ГА Липецкой обл. Ф. 157. Оп. 8. Д. 22, 35, 57, 75, 95; РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 80-85; Фонды Елецкого краевед. музея. Ист.: Воскресенский А. Г. Елец в его настоящем и прошлом: Опыт ист. очерка. Елец, 1911. С. 93, 146-147, 167-168; Голос порядка. 1913. 19. С. 34; Отчет Елецкого отд-ния Орловского церк. историко-археол. об-ва за 1917 г.: Древлехранилище-музей Елецкого отд-ния Орловского... в домике о. Иоанна при Троицком мон-ре//Орловские ЕВ. 1913. 19. С. 563-565; Поселянин Е. Свящ. Иоанн г. Ельца//Рус. подвижники 19-го в. СПб., 1910. С. 398-410. Лит.: Ефремов Л. В., прот. О. Иоанн Борисов, свящ. Преображенской ц. в г. Ельце//ДЧ. 1866. Ч. 1. Отд. 1. 1. С. 26-44; 2. С. 120-133; он же. Воспоминание об о. Иоанне Борисове, свящ. Преображенской ц. в г. Ельце. Воронеж. 1866, 18732; он же. Блаженной памяти о. Иоанн Борисов, свящ. Преображенской ц. в г. Ельце. М., 1870; Добрый Пастырь: Кр. описание жизни о. Иоанна Борисова, свящ. Преображенской ц. г. Ельца (1750-1824). Воронеж, 1893; Тальберг Н. Д. Мон-ри: Подвижники// Он же. Св. Русь. СПб., 1992. С. 405; Клоков А. Ю., Найденов А. А., Новосельцев А. В. Храмы и мон-ри Липецкой и Елецкой епархии. Елец; Липецк, 2006. С. 20, 23-24, 34, 167, 196, 199, 201-205, 237, 260-261, 263, 268, 287, 327, 392, 400, 405-408, 412-413. Игум. Митрофан (Шкурин) Рубрики: Ключевые слова: ВИКТОР Николаевич Яворский (1873 - 13.01.1938, Харьков), сщмч. (пам. 19 мая - в Соборе новомучеников Слободского края), свящ. ВЛАДИМИР Николаевич Василевский (1892 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая в Соборе новомучеников Слободского края) КОНСТАНТИН Дмитриевич Жданов (22.03.1875 - 29.04. 1919) свящ., сщмч. (пам. 16 апр., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/182207.html

Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (Борисов Иван Алексеевич) Родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Воронежском уездном училище, по окончании которого поступил в Орловскую духовную семинарию. Среди своих сверстников он отличался необыкновенными способностями, которыми восхищал своих воспитателей. В 1819 году он окончил семинарию и как один из лучших выпускников ее был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию. Здесь с новой силой проявились его выдающиеся способности. Помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии. В высшем отделении академии Иван Борисов много занимался составлением проповедей, и уже в это время в нем обнаружилось высокое самобытное дарование как отличного церковного проповедника, прославившее его затем по всей России и даже за ее пределами. В 1823 году Иван Алексеевич Борисов окончил академию со степенью магистра. Сразу же после окончания академии, 28 августа 1823 года, он был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской духовной семинарии, а через три месяца еще и ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского училища. 10 декабря 1823 года Иван Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентий и в этот же день рукоположен во иеродиакона, а 29 декабря 1823 года – во иеромонаха. 10 декабря 1824 года иеромонах Иннокентий был переведен бакалавром богословия в Санкт-Петербургскую духовную академию, а 2 сентября 1825 года был назначен инспектором этой академии. За образцовое преподавание богословских наук 6 января 1826 года он был возведен в степень экстраординарного профессора богословия. Повышение его по службе шло очень быстро. 16 марта 1826 года иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

– Настоящий философ, в тезку своего, Баруха Спинозу! – ответил Голицын. – Только все они чего-то не понимают главного. – А что главное? – Ну, этого я вам не скажу: «тут молчок, и всяк сверчок знай свой шесток», – усмехнулся Голицын. – А я боялся, что скажете, – посмотрел на него Борисов, сначала серьезно, а потом вдруг тоже с улыбкой, и спросил: – Вы куда? – Домой, – ответил Голицын, чтобы узнать, не обрадуется ли он, по обыкновению, что его оставляют в покое. – Заняты? – Нет. – Так пойдемте ко мне. Знаете что, Голицын? Я ведь с вами давно говорить хотел, да все боялся… – Чего же боялись? – Да вот, как батька мой говорит: с важными господами вишен не ешь, как бы косточкой глаза не вышибли. – Вы так обо мне думали? – Ну, не сердитесь. Я теперь не так… – А как? – Теперь, – засмеялся Борисов, – как дедуся-пасечник наш говорит: вижу по всему, что вы человек как человек, а не то, что называется пан. – Ну и слава Богу! – Не сéрдитесь? – Да нет же, какой вы, право, чудак! Голицын вдруг почувствовал, что Борисов тихонько жмет ему руку. – Вам Бестужев говорил о Славянах? – Говорил. – Не поняли? – Не совсем. – Да ведь просто? – Иногда простое понять труднее всего. – Вот именно, – подхватил Борисов, – самое простое – самое трудное. Но вы понять можете: слепенького поняли и жида поняли; значит, и нас поймете… Он говорил теперь связно и внятно, как будто совсем другой человек; и лицо – другое, новое. «Какое милое лицо, и как я его раньше не видел!» – удивился Голицын. Борисов жил на выезде из города, у Богуславской заставы, в крошечной хатке с двумя каморками, почти без мебели. «С хлеба на квас перебивается», – вспомнилось Голицыну. Когда они вошли, молодой человек, сидевший у окна и что-то рисовавший, с милым, грустным и больным лицом и с глазами, такими же тихими, как у Борисова, вскочил в испуге и, не здороваясь, убежал в соседнюю каморку, где заперся на ключ. Это был Андрей Иванович, брат Борисова. Хозяин показал гостю коллекции бабочек и других насекомых, а также рисунки животных, птиц, полевых цветов и растений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010