В Санкт-Петербургских духовных школах В 1823 году Иоанн Алексеевич Борисов окончил академию со степенью магистра. Сразу же по выпуске, 28 августа 1823 года, он был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Санкт-Петербургской духовной семинарии, а через три месяца - еще и ректором Санкт-Петербургского Александро-Невского училища. 10 декабря того же года Иоанн Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентия и в этот же день рукоположен во иеродиакона, а затем, 29 декабря, - во иеромонаха. 10 декабря 1824 года иеромонах Иннокентий был переведен бакалавром богословия в Санкт-Петербургскую духовную академию, а 2 сентября 1825 года был назначен инспектором этой академии. За образцовое преподавание богословских наук 6 января 1826 года он был возведен в степень экстра-ординарного профессора богословия. Повышение его по службе шло очень быстро. 16 марта 1826 года иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита. Отец Иннокентий вскоре затмил своими лекциями, которые он обыкновенно проеподавал наизусть, всех профессоров академии. Он читал отличительное затем основное богословие, где в полной мере раскрылись замечательные стороны таланта и образования молодого профессора. Он был всесторонне развит, интересуясь не только духовными, но и светскими науками и часто своими суждениями о различных предметах поражал даже специалистов. За 6-летний период службы в С-Петербургской академии архимандрит Иннокентий оставил о себе неизгладимое впечатление. Он в это время прославился и как отличный духовный проповедник. Своими вдохновенными речами он пробуждал, увлекал, восторгал умы слушателей. Кроме преподавательской деятельности архимандрит Иннокентий с успехом выполнял целый ряд поручений Комиссии духовных училищ, за что был несколько раз удостоен наград и различных поощрений. Активно занимался молодой профессор и научной деятельностью. За различные сочинения историко-богословского характера 3 сентября 1829 года профессору-архимандриту Иннокентию была присвоена высшая ученая степень - доктора богословия.

http://lib.cerkov.ru/authors/335

Среди сонма славных иерархов минувшего века навсегда останется имя Херсонского архиепископа Иннокентия, который просиял звездой 1-ой величины на небосклоне нашей церковной истории XIX века. Он был всесторонним учёным богословом, во многих отношениях опередившим своё время, блестящим проповедником – русским Златоустом, пленявшим сердца людей, и самоотверженным пастырем, готовым полагать душу за паству свою. К сожалению, о раннем детстве его ничего неизвестно, и в этом отношении Иннокентий похож на многих великих людей, которые обыкновенно из неизвестности сразу выступают пред изумлёнными современниками во всю меру своего исполинского возраста, вызывая невольное удивление: кто это и откуда? Известно только, что он был сын священника Орловской епархии. Он родился накануне века – в то время, когда весь христианский мир был потрясён чрезвычайными событиями. После бурь французской революции и побед небывалого воителя все с трепетом ожидали – не явился ли в лице Наполеона страшный антихрист-разрушитель? Эти слухи, множась и искажаясь, расходились по отдалённым провинциям, и конечно не прошли и мимо орловского городка Ельца, где родился будущий святитель. Но это были не последние времена, а начало обновления, величия и славы России, и когда молодой Иван Борисов получал среднее образование, то уже сознательно мог следить за тем, как Россия, освободившая всю Европу от ига забывшегося баловня судьбы, возведена была на невероятную высоту политического могущества. Вместе со всем русским народом он ощутил то почти осязательное действие длани Божией, которое обнаружилось во всех этих глубоко-поразительных событиях. Прошедший по всему нашему обществу ток мистицизма, который обнаружил всю глубину русской души, не мог не повлиять на такую впечатлительную личность, как Иван Борисов. Но если в отношении менее сильных натур воздействие мистицизма оказалось чуть ли не подавляющим, то у будущего святителя оно только углубило и ещё более согрело его светлый ум, который впоследствии проявлялся в блистательных проповедях и речах Иннокентия в дивном сочетании глубокого чувства со светлой мыслью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/russki...

Кому причащаться чаще, кому реже? – протоиерей Александр Борисов Причастие не должно рассматриваться как некая награда за хорошее поведение, как раз наоборот 16 февраля, 2015 Причастие не должно рассматриваться как некая награда за хорошее поведение, как раз наоборот На Архиерейском совещании Русской Православной Церкви был одобрен документ «Об участии верных в евхаристии» , принятый на пленуме Межсоборного присутствия. Темы, затронутые в документе, касаются каждого верующего: как часто следует причащаться? Как готовиться к причастию? Как связаны пост и причастие? Разговор продолжает протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине. – Мы ориентируемся на решения Архиерейского Собора (30.01–04.02.2015), на котором было принято решение о том, что воцерковленные прихожане могут приступать к Причастию еженедельно. Для нас также являются важным ориентиром слова патриарха Кирилла, что «не может быть такой литургии, на которой невозможно было бы причащаться». Потому что порой в некоторых приходах возникали проблемы с причащением в Светлую седмицу: люди разговляются, никто уже не постится, а перед причастием обычно полагается три дня поста или хотя бы один день. На этом основании на некоторых приходах запрещали причащаться прихожанам. Важно, что теперь подчеркнуто: причащаться на Светлую седмицу могут все. Ведь Пасхальная радость наилучшим образом может быть отмечена именно принятием Святых Христовых Таин. Вспомним слова Иоанна Златоуста: «И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне!» Архирейский Собор своим решением не придумывал ничего нового, просто подтвердил уже существующую во многих приходах практику. Как правило, решения священноначалия – не есть указания, декларации, спускаемые сверху. Это принятие решений подтверждающих ту разумную практику, которая складывается в реальной приходской жизни. Или, напротив, устранение тех действий, которые не соответствуют духу Евангелия и преданию Церкви первых веков христианства.

http://pravmir.ru/komu-prichashhatsya-ch...

У всех, кто его знал, возникало ощущение, что он постоянно, всегда, в любой момент жизни предстоит перед Господом. Как пастырь он был обращен к каждому, принимал решения только индивидуально. Он не предлагал единую схему, определенную парадигму, общий механизм (или пять, десять, двадцать схем или подходов), что вообще-то принято. Он каждый раз находил другой подход – и каждый раз индивидуальный. Не потому ли почитатели отца Александра так склонны создавать его культ, что этому чело веку трудно наследовать? Ведь он не создал «шко лы» – не дал определенного набора приемов, не создал сколько-нибудь самостоятельной богословской тра диции. Даже тексты, написанные им, – только популяризация, они не содержат чего-то нового… И все-таки ему наследуют. Если остался прямой наследник отца Александра, это американский священник Мейерсон. Без харизматичности, но с добротой и с чертами свойственной отцу Александру какой-то томистской уравновешенности. И здесь его преемники – отец Александр Борисов, отец Владимир Архипов, отец Владимир Лапшин, отец Георгий Чистяков. Они тоже разные. Отец Александр Борисов, человек редкой кротости, исключительно мирный, скромный, тихий и смелый. Говорю «смелый», потому что это единственный человек из виденных мной, кто после обыска больше заботился о близких, чем о себе. Во имя прихода Борисов сознательно самоустранился из общественной сферы, растворился, умалился. У Лапшина совершенно другая харизма, но он занимает примерно ту же позицию – и, кстати, снискал славу очень сурового духовника. В свою очередь, отец Владимир воспитал трех алтарников, их рукоположили. Они тоже совершенно разные – один ученый и вполне традиционный (он в Ирландии), другой кротчайший, почти юродивый (в Цюрихе). Так что «школы» отец Александр не создал, зато создал живую связь… – Об отце Александре говорят: дескать, служить неумел, эстетику православия не чувствовал, строя его не чувствовал. Сплошной библеизм и проповедь про Христа и про Бога – и все. Отец Александр бил в яблочко: он почитал Страстной Четверг. И доводил до сведения тех, кто хочет это узнать, что такое евхаристический канон и причастие. Он словно бы всегда присутствовал на Тайной вечери сам. Если кто хотел присутствовать с ним, – пожалуйста, он не мешал. Если кто-то хотел воспринимать это как магию, тоже не мешал. А литургию и правда служил не очень эффектно: бубнил, бегал, пока «Верую» читали, исповедовал быстренько. Если в чем и проявлялась его нетрадиционность, так только в этом.

http://azbyka.ru/fiction/sama-zhizn/4/

Рождественская встреча на приходе храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на тему " И принесли Ему дары... " ЖМП 5 май 2022 /  13 мая 2022 г. 13:00 Говори, Господи, раб Твой слушает ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ВСТРЕЧИ: ПРИХОДСКАЯ ПРАКТИКА Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп.  PDF-bepcuя . Больше дюжины не собираться В московском храме во имя святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине сегодня свыше полусотни Евангельских групп. Традиция собираться прихожанам вместе, чтобы изучать Священное Писание, давняя. Настоятель храма протоиерей Александр Борисов уточняет, что первые Евангельские встречи были организованы известным священником Александром Менем. — В середине 1960-х годов, когда отца Александра рукоположили и он служил сначала в Алабине, а затем на подмосковной станции Тарасовская, к нему стало приезжать много людей из столицы. Возможности и условий поговорить с ними после богослужения не было. Отдельное помещение при храме, где можно было бы собраться, отсутствовало. Общение священника с прихожанами после службы не приветствовалось. Да и какое-либо обучение вере, катехизация тогда были уголовно наказуемыми. И он стал приезжающих к нему людей знакомить друг с другом и встречаться с ними в Москве у кого-то на квартире. При этом благословил не просто собираться, разговаривать и чай пить, а вместе читать Евангелие. Также отец Александр рекомендовал духовную литературу, которую тогда было сложно достать, и поэтому он ее распечатывал на копировальном аппарате. Протоиерей Александр Борисов стал участвовать в Евангельских встречах в 1975 году, когда уже служил диаконом в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» у станции метро «Речной вокзал». Священник поясняет, что собирались тогда по-прежнему в квартире небольшими группами по 10–12 человек. Решили, что число апостолов — самое подходящее для таких встреч. Потому что когда количество собравшихся превышает эту цифру, тогда трудно общаться друг с другом. Да и большая группа людей, регулярно собиравшихся в одном и том же месте, могла навлечь подозрение правоохранительных органов. Встречи же по-прежнему устраивались конспиративно.

http://e-vestnik.ru/analytics/govori_gos...

Скачать epub pdf 15 декабря исполнялось сто лет со дня рождения знаменитого Архипастыря Русской церкви, Преосвященного Иннокентия, Архиепископа Херсонского и Таврического, имя которого пользовалось особенной популярностью в русском обществе, да не утратило её и до настоящего времени. Воспроизведём хотя в общих чертах его духовный образ. Преосвященный Иннокентий (в святом звании Иван Алексеевич Борисов) – сын священника г.Ельца Орловской губернии Алексия Борисова. Детские годы своей жизни он провёл в доме родителей, которые отличались глубокой религиозностью и доброю жизнью. Но несмотря на слабость своего телосложения и здоровья, он отличался живостью. Рано выучился под руководством своего отца грамоте и с жадностью стал читать книги, какие находил в скромной отцовской библиотеке; они были по преимуществу церковно-славянские – Четьи-Минеи, прологи, патерики, проповеди св. Димитрия Ростовского и т.п. Несомненно, в доме же родителей зародилась в нём и та любовь к проповедничеству, которая потом составляла его отличительную черту, так как отец его – сначала причетник, потом диакон и, наконец, по желанию прихожан, священник Успенской церкви, хотя не получил школьного образования, но был от природы человек умный и каждый праздник поучал всю паству, произнося чужие понравившееся ему проповеди , которые он предварительно заучивал на память. И сынок его, возвратясь из церкви, нередко становился на сундук или кадку и начинал размахивать руками, подражая проповеднику-отцу. Когда мальчик подрос, отец отвёз его в Воронеж и определил во второй класс духовного училища, – это было в январе месяце 1810 года. Благодаря хорошей домашней подготовке и выдающимся способностям, Иван Борисов быстро переходил из класса в класс: в сентябре 1810 года он был переведен в третий класс, а в январе 1811 года в четвёртый. В том же году Ивану Борисову пришлось перенести два несчастья: в начале года он заболел оспой, а в конце – лишился своего отца. В 1812 году Иван Борисов поступил в Орловскую духовную семинарию, которая в то время находилась в г.Севске. Обучаясь в семинарии, он обращал на себя внимание своими блестящими способностями и отличными успехами. «Его сочинения – в риторическом классе, рассуждения – в философском и проповеди – в богословском, которые он писал очень скоро и с величайшей лёгкостью, по словам преосв.Макария, нередко поражали достоинствами своими не только совоспитанников, но и наставников». В эти детские и юношеские годы Ивана Борисова имел на него громаднейшее влияние священник г.Ельца Василий Климентов, человек необыкновенной доброты, любитель науки, обладавший разнообразными познаниями, о котором преосв.Иннокентий всегда вспоминал с любовью и глубоким уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Своей апологетической деятельностью известен архиеп. Херсонский Иннокентий (Борисов) († 1857). Во время преподавания в СПбДА архим. Иннокентий в лекциях «смело касался рационалистических идей... Студенты были увлечены этими лекциями, заслушивались их и выходили из класса в полном очаровании от них» ( Ростиславов Д. С. Цит. по: Смолич И. К. История русской Церкви. 1700-1917. М., 1996. С. 442-443). (Об апологетической деятельности архиеп. Иннокентия см. также: Буткевич Т. И. , прот. Иннокентий Борисов, архиеп. Херсонский. СПб., 1887; Ястребов М. Высокопр. Иннокентий (Борисов) как профессор богословия Киевской Духовной Академии//ТКДА. 1900. 12. С. 522-566.) Др. ярким апологетом в СПбДА был проф. Иоанн Соколов († 1860), впосл. еп. Смоленский. Его лекции по догматическому богословию были скорее апологетическими беседами, в к-рых он стремился пробудить у студентов мысль к разумному обоснованию богооткровенных истин. Он резко выступал против различных видов мистицизма, внешней обрядности и др. духовных болезней своей эпохи, обличая их остро и безжалостно. В СПбДА кафедру философии на протяжении мн. лет возглавлял проф. прот. Феодор Сидонский († 1873). Его лекции были опубликованы под названием «Генетическое введение в православное богословие». В КДА кроме упомянутого архиеп. Иннокентия на поприще философии и философской А. подвизались преподаватели архим. Феофан (Авсенев) († 1852), проф. Ф. Ф. Гусев (бывш. проф. СПбДА), оставивший работу «Изложение и критический разбор нравственного учения Шопенгауэра, основателя современного философского пессимизма». Выпускник КДА О. М. Новицкий († 1884) написал первую рус. историю философии - «Постепенное развитие философских учений в связи с развитием языческих верований» (1860-1861. 4 ч.). Из др. его сочинений можно выделить «О разуме, как высшей познавательной способности» и «Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческой религии». Талантливым и разносторонним апологетом был проф. Киевского ун-та прот. Павел Светлов . Ему принадлежат работы по различным богословским вопросам, к-рые, как правило, рассматривались им в апологетическом освещении: «Источники ходячего мнения о вере, как противоположности разума» (СПб., 1896); «Мистицизм конца XIX века в его отношении к христианской религии и философии» (СПб., 18972); «О выработке миросозерцания в учащейся молодежи по руководству проф. Н. И. Кареева» (Каз., 1896); «Христианское вероучение в апологетическом изложении» (К., 19103); «Религия и наука» (СПб., 1912). Им составлен справочник «Что читать по богословию? Систематический указатель апологетической литературы на рус., нем., франц. и англ. яз.» (К., 1907), включающий 1820 наименований трудов, изданных до 1906 г., практически по всем вопросам А. В КазДА

http://pravenc.ru/text/75696.html

Протоиерей Александр Борисов: Я не хотел в старости осознать, что делал бессмысленные дела Почему в КГБ о. Александра Меня прозвали «Миссионером»? Каким должен быть язык современной проповеди? 11 февраля, 2014 Почему в КГБ о. Александра Меня прозвали «Миссионером»? Каким должен быть язык современной проповеди? 22 января, в день памяти известного миссионера и выдающегося проповедника протоиерея Александра Меня, отец Александр Борисов поделился личными воспоминаниями о своем духовном наставнике. Как сталинские репрессии подтолкнули отца Александра Меня к священству? Почему, живя «под колпаком» у спецслужб он ощущал внутреннюю свободу и не боялся ареста? Каким было советское православное подполье? Почему в советское время церковная община была сенсационным открытием? Как утолить духовную жажду? Об этом и многом другом рассказывает настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов — советский учёный-биолог, публицист и общественный деятель, друг семьи известного проповедника протоиерея Александра Меня. От увлечения биологией до первого знакомства с Библией С будущим протоиереем Александром Менем я был знаком с детства, поскольку мы учились в одной школе в Стремянном переулке (ныне Московская вальдорфская школа а с его братом Павлом, с которым мы дружим уже на протяжении 68 лет, все десять школьных лет учились в одном классе. Еще в то время я выбрал его и его семью для общения и дружбы. Конечно, Алик — мы тогда так звали будущего отца Александра — был на 4 года старше, а в школьное время эта разница была довольно серьезной. Поэтому осознанно я стал его воспринимать лишь класса с седьмого. Помню, что он был замечательным красивым юношей, который прекрасно рисовал, был остроумным и веселым. У нас тогда были схожие интересы — он, как и я, тоже увлекался биологией. Но так сложилось, что мы были в разных кружках: он — в организации под названием ВООП (Всероссийское общество охраны природы), которым руководил талантливый педагог Петр Петрович Смолин, а я — в КЮБЗе (Клуб юных биологов зоопарка). Отмечу, что все поколение биологов 60-х годов и до настоящего времени были либо в КЮБЗе, либо в ВООПе. Это были замечательные организации: одна при зоопарке, другая — при Зоологическом музее МГУ. У них постоянно были встречи, выезды, доклады. В то время я брал у Алика книги по биологии, мы беседовали о прочитанном.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-b...

Мог ли Стефан быть монахом Богоявленского монастыря одновременно с будущим митрополитом? «Степенная книга», памятник XVI в., где содержится одна из наиболее полных редакций «Жития митрополита Алексея», рассказывая о начале его святительской карьеры, сообщает, что великий князь Семен Гордый и митрополит Феогност заранее стали готовить преемника последнему на митрополичьей кафедре. Их выбор пал на Алексея «за премногую его добродетель». И хотя Алексей первоначально отказывался от этой чести, он вынужден был все же подчиниться великому князю и митрополиту: «И аще и не хотяше святый, но обаче изводятъ его изо обители святаго Богоявления и во святительскомъ дому повелевають пребывати ему съ собою вкупе». Став митрополичьим наместником, Алексей ведал церковным судом, «управляя... порученное ему дело лет 12 и месяца 3». По истечении этого срока он был поставлен епископом во Владимир 183 . Поскольку дата епископского поставления Алексея (6 декабря 1352 г.) 184 известна, то путем вычитания из нее срока наместнического служения, как это сделал Н. С. Борисов, получается, что Алексей был назначен на этот пост 6 сентября 1340 г. 185 Именно до этой даты Алексей должен был покинуть Богоявленский монастырь и перебраться на митрополичий двор. Но тем самым оказывается очевидным, что митрополит Алексей, покинувший обитель в 1340 г., вряд ли мог петь на одном клиросе со Стефаном, появившемся в монастырских стенах, по нашему расчету, в 1345 г. Означает ли данное противоречие, что прав оказывается Н. С. Борисов, выбравший для воссоздания биографии преподобного хронологическую шкалу, предложенную Пахомием Логофетом? Согласно Н. С. Борисову, «уход Варфоломея в лес наиболее естественно датировать 1337 г. Этот год возникает из двух дат, приведенных Пахомием в его Третьей редакции Жития Сергия: год рождения святого – 1314-й, а «егда сподобися иноческаго образа, возрастом 23 лет " ». В данном случае, как указывалось выше, речь идет не о пострижении в прямом смысле, а относится к уходу Варфоломея от соблазнов мирской жизни. Приняв эту дату, мы легко решаем важное противоречие – Стефан, переезд которого в Москву Н. С. Борисов относит к 1338–1339 гг. 186 , вполне мог быть монахом Богоявленского монастыря в бытность там будущего митрополита Алексея.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во время путешествия до Вены и в Вене Амвросий имел сношения и объяснения с Павлом опять при посредстве того же переводчика. Вообще, трудно допустить, чтобы мог он в это время «научиться» у Павла и Огняновича «хотя и немного понимать русский язык». II Достойные доверия свидетели и говорят действительно, что, приехав в Белую-Криницу, Амвросий не понимал ни русской, ни церковно-славянской речи. Так В. В. Борисов, посетивший Белую-Криницу весной 1847 г. в качестве посла от московских старообрядцев для присутствования на происходившем там мироварении, пишет, что инок Павел не скоро согласился представить его Амвросию, и именно потому, что новоприобретённый старообрядческий владыка не мог объясняться по-русски с представителем московского староодобряческого общества, а посредство переводчика и новогреческая или турецкая речь Амвросия должны были произвести на него неприятное впечатление, о чем он не удержался бы сообщить и в Москве. Однако же нельзя было совсем отказать почетному московскому гостю в свидании с Амвросием,– и вот что говорит В. В. Борисов об этом свидании: «После обедни (в Вербное воскресенье) я пошел с отцом Павлом представиться митрополиту. При нашей аудиенции присутствовал, в качестве переводчика, Констанин Ефимов Огнянович (с Амвросием он объяснялся не по-гречески, а по-турецки)... Беседа наша с митрополитом была очень краткая; распространяться было не о чем; да и как-то неловко было объясняться, – по-русски он не понимал ни слова». И по поводу славянских возгласов, написанных для Амвросия греческими литерами, В. В. Борисов говорит: «По-славянски, точно также как и по-русски, Амвросий совсем не знал и не понимал ничего: по этой причине и к службам, за исключением самых больших праздников, не ходил никогда. По крайней мере, когда я выразил удивление, почему митрополит никогда не ходит в церковь , отец Павел представил мне в объяснение эту именно причину: «что ему ходить-то? ведь он по-славянски ничего не понимает» 5 . И до конца жизни Амвросий не научился, хотя бы в угоду старообрядцам, даже свое имя подписать по-русски. Все его письма в Белую-Криницу, обыкновенно благодарственные за присылку условленных по контракту 500 червонцев, писанные его сыном, имеют такую подпись: Αμβρσιος Μητροπολιτης 6 . И это понятно. Кроме того, что ему, как старому человеку, было весьма трудно научиться русскому языку, он не имел и желания или охоты узнать его, вследствие отвращения к липованам и «липованской ереси», которое овладело им, как только он увидел, что Павел жестоко обманул его, заставив, против его ожидания, подвергнуться позорному чиноприятию и проклинать какие-то ереси, будто бы содержимые грекороссийскою церковью, – отвращения этого он не скрывал даже и тогда, когда еще жил в Белой-Кринице.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010