Десять лет нам не давали закончить устройство этого отопления. И у нас были печи. Вот будущий отец Анатолий, Толя Культинов, и трудился истопником. Тогда же они с отцом Иоанном Косовым, который стал у нас служить, стали промывать своды и начинали даже писать, за что я их отругал, а они на меня обиделись. Одновременно учился Анатолий клиросному послушанию. Однажды он сказал отцу Иоанну (Крестьянкину): " Жалею, что женился, надо было мне в монахи идти " . Отец Иоанн засмеялся и говорит: " Никто не хочет своего подвига нести. Мирские люди в монастырь рвутся, а монахи жениться рвутся " . Отец Анатолий был истопником довольно долго, потому что никак не могли пробить его рукоположение. Решили так: семинария для него закрыта, пока он не в сане, - надо, чтобы он был диаконом, осваивал службу и дальше уже мог поступить заочно. А диаконом он стал, можно сказать, благодаря матушке Варваре. Тогда были уполномоченные Совета по делам религий при Совете Министров СССР. Это были коммунисты, которые наблюдали за Церковью и старались ее деятельность свернуть. Отношения с уполномоченными в советское время - это, конечно, целая история, очень интересная история. На моей памяти уполномоченных в Рязани было три: некий Ножкин, затем Малиев и Борисов. Ножкин и Борисов - это были ласковые люди, причем эта ласковость была весьма зловредная. Очень интересно, как их Церковь перевоспитывала. Если кого из священников вызывали в епархию, обязательно сначала к уполномоченному. Например, Борисов, последний уполномоченный, помню, со мной разговаривал таким тоном, что создавалось ощущение такое, будто мы с ним " культурные " люди и отлично понимаем, что вера - это чушь. И я почувствовал, что я словно паутиной опутан. Пришлось мне говорить, что я - верующий человек и таких вещей не принимаю. Я даже и не понял, как это получилось, как ему удалось соткать такую атмосферу. Ведь это своеобразное " искусство " . Что было дальше с Борисовым, я не знаю, он у нас был совсем недолго - уполномоченных упразднили. А Ножкин, первый уполномоченный, с которым я был знаком, тоже начинал так же. Потом стал в храм ходить, стал всячески помогать Церкви преодолевать разные сложности. Он так подвел итог своей деятельности: " Слава Богу, по моей вине ни одна церковь не закрыта, ни один священник не уволен " . Очень ярким типом был второй уполномоченный моего времени - Малиев. Это был чекист, которого трясло при виде священника и при одном упоминании о священнослужителе.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

651 Акты Собора 1667 года напечатаны в V т. Доп. Акт. Ист. 102 и в Материалах для истории раскола II, стр. 376–382. Братское Слово 1876 года. 652 Иванов. Описание Государ. Архива старых дел, стр. 296. Курская Епарх. Вед. 1890 г., прибавление 22, стр. 324. 653 Материалы для ист. раскола II, 426–430. Тут напечатана грамота об открытии Белгородской митрополии. По официальным данным около того времени в Белгороде было 2008 служилых и жилецких с семьями. Церквей было 9 с 18 священнослужителями. В других соседних городах было: в Курске – 2888 чел., Старом Осколе – 993; в Новом Осколе или Цареве Алексееве – 923, Обояни – 1389, Короче – 1015, Хотмыжске – 647, Болхове – 691, Карпове – 859, в Судже – 1387 чел. жителей, преимущественно служилых. Допол. к Акт. Ист. т. IX, стр. 257. Д. И. Багалей. Истор. колонизации, 53, 202. 654 Там же, стр. 430. Допол. к Акт. Истор. V, 107. Строев. Списки иерархов, стр. 633. Амвросий ошибочно считает Украинскую Белгородскую епархию за епархию около Киева. I, 170. Поставление Феодосия совершено торжественно в присутствии государя в праздник Вознесения Господня. Молитву на голове Феодосия читал патриарх Макарий. 655 Грамота об учреждении митрополии в Белгороде, к Матер. для истор. раскола, II, 428–429. Братское слово 1876 г. Здесь новыми названы 18 городов, между ними Царев и Борисов. Ошибочно разделено название одного города Царево-Борисова на два города. Еще со времен Бориса Годунова известен был на окраине гор. Царево-Борисов на р. Донце. (Багалей. Истор. колонизации. 481, 485). Царево-Борисов, как известно, принадлежал к числу тех городов, которые возникли давно и были разорены, так что их приходилось строить вновь. Отсюда вернее считать к Белгородской епархии не 38, а 37 городов. В грамоте ошибка могла произойти от писца, плохо знакомого с тогдашней географией. 656 Г. Тор (Соляной), ныне Славянск на р. Торце и соляных озерах, устроен и заселен в 1676 г. (П. Семенов – геогр. стат. словарь IV, 628. Неволин VI, 88). 657 Изюм, западнее Царево-Борисова, в качестве города с постоянным населением возник в 1681 году. Он, вероятно, явился там, где еще в XVI в. был острожек Изюм, откуда получили свое название Изюмовская сакма и шлях (Багалей – 533). Границы проведены, конечно, приблизительно по карте, приложенной у Багалея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

9. Прохоров Г.М. Некогда не народ, а ныне народ Божий… Древняя Русь как историко-культурный феномен. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010.— С. 206–208. 10. Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. — С. 82. 11. Лихачев Д.С. История всемирной литературы. — М.: Наука, 1985. — Т. 3. — С. 461–462. 12. Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. —Сергиев Посад, 2001. —С. 103-105. 13. Афонский патерик. — М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1883. — Ч. I. — С. 388. 14. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. —М.: Молодая гвардия, 2003.— С. 173. 15. Там же, с. 173–174. 16. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. — Париж: Ymca Press,1931. — С. 145. 17. Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. — С. 50-51. 18. Там же, с. 24- 25. 19. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. — М.: Молодая гвардия, 2003. — С. 174. 20. Белоброва О.А. Посольство Константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому//—Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника: Загорск, 1958. — С. 12–18. 21. Житие и чудеса преп. Сергия, игумена Радонежского/Пер. со слав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Сергиев Посад, 2001. — С. 88. 22. Там же, с.— 88-90. 23. См.: Прохоров Г.М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. — Л.: Наука, 1978. — С. 216–217. 24. Жизнеописание достопамятных людей земли русской. — М.: Московский рабочий. —1992. — С. 72. 25. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История церкви и восточнохристианская мистика. М.: Институт Ди-Дик. Изд-во ПСТБИ, 2003. — С. 463. 26. Второе послание митрополита Киприана преподобному Сергию. Цит. по кн. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История церкви и восточнохристианская мистика. — М.: Институт Ди-Дик. Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 538–540. 27. Там же. Первое послание митрополита Киприана преподобному Сергию. — С. 537. 1. I.M. Kontsevich. " The acquisition of the Holy spirit in the ways of Ancient Rus " . - M.: Publishing House. Department of the Moscow Patriarchate, 1993-.P.86.

http://bogoslov.ru/article/5571170

Строительство каменного Троицкого собора осуществлял выдающийся ростовский зодчий Григорий Борисов. Собор его работы простоял около ста лет и был разрушен поляками в 1610 г. Кроме собора, Г. Борисов в 1525-1530 гг. построил в монастыре каменную одностолпную трапезную палату. К более поздним его постройкам относится собор и Благовещенская церковь Борисоглебского монастыря под Ростовом, собор Данилова монастыря в Переяславле, трапезная церкви Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере и др. По мере накопления пожертвований в монастыре вскоре появилась возможность начать восстановление разрушенных и строительство новых церквей и зданий. Первые из них поднялись из руин уже в 1617 г. Восстановление Троицкого собора началось в 1637 г. на монастырские средства при пособии 600 рублей, пожертвованных соборным старцем Леонидом Высоцким. К этому времени относится начало строительной деятельности " каменных дел подмастерья " Калязинского монастыря Аверкия Мокеева. Ему было поручено сооружение главного монастырского храма. В память об этом событии на стенах Троицкого собора была выбита надпись: " Волением Отца, поспешением Сына, совершением Святаго Духа, молитвами Преподобного и Богоноснаго отца нашего игумена Макария, Калязинского Чудотворца, зачата бысть сия соборная церковь Живоначальныя Троицы и придел Рождества Пресвятая Богородицы и церковь Спаса Нерукотворного образа 7162 (1654) года июня в 8 день, при державе Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея великия, малыя и белыя Руси в девятое лето Государства его, и при сыне его благоверном Царевиче, Князе, Алексее Алексеевиче в первое лето рождения его, и при Святейшем Никоне, Патриархе Московском и всея Руссии, в третье лето патриаршества его... " Собор, оконченный в 1655 г., имел вид правильного, почти равностороннего четырехугольника и делился внутри на три части. Средняя соборная холодная церковь была посвящена Святой Троице, слева располагался холодный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а справа - теплый придел Нерукотворного образа Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=24771

419 Верный своему характеру, Жигарев ни в чем не сознавался (Допросы его см. у И. П. Липранди, в «Чтениях в Императорском обществе истории и древностей Российских»). За упорное несознание он приговорен бых к ссылке. А В. В. Борисов, избег неприятностей изъявлением желания присоединиться к церкви. Присоединение его, хотя и вынужденное обстоятельствами, было тем не менее искреннее: как человек умный, начитанный и религиозный, он и прежде хорошо понимал неправду раскола, сходился более с такими из старообрядцев, которые беспристрастно рассуждали о церкви. По присоединении, как великий любитель и знаток церковного пения, он усердно посещал торжественные архиерейские, соборные и монастырские службы. Большим приятелем его был известный игумен Парфений, к которому в Гуслицкий монастырь он не редко ездил. Долгое время он жил у А. И. Хлудова в должности заведующего его знаменитою библиотекою. Тогда, по просьбе А. И. Хлудова, он составил свое описание путешествия в Белую-Криницу и передал его вам для исправления и издания. Тогда же, в доме А. И. Хлудова, часто беседовал с ним П. И. Мельников, значительно воспользовавшийся, как мы уже говорили, его рассказами о раскольнических скитах для своих повестей „В лесах“ и „В горах“. Он напечатал потом в одной газете небольшую, но довольно интересную статью под заглавием: „Мои воспоминания из жизни в расколе“ (Отд. изд. 1891 г.). Скончался в 1897 г. в преклонных летах (Род. в 1821 г.). 420 Письмо Слезкина в Браилов, – того самого, что присутствовал на совещании некрасовцев и упоминается в их письме к Гусеву («Переписка раскольнических деятелей». вып. I, М., 1887, стр. 172). Справедливость известия об этом Рогожском соборе подтвердил нам В. В. Борисов, лично присутствовавший при отречении. Собор происходил в малой, Никольской часовне Рогожского Кладбища, что ныне единоверческая церковь . 422 В Биография Антония Шутова, сочиненной Швецовым, говорится, что когда Антоний в 1852 г. прибыл в Москву, то слухи о обливанстве Амвросия были распространены не только по Москве, но и по всем прочим христианским (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Борисов, 18516, с. 186; ВГВ, 1879, 27, с. 2; Соловьев Н., 1881-1884; Березин, Добронравов, 1898,с.58-59. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 603-605 Ильинский (Телешовский) погост располагался в 5 верстах от уездного города Шуи, 110 верстах от губернского Владимира на р.Теза. Богатая событиями история Ильинско-Телешовского погоста связана с различными страницами российской истории – опричниной Ивана Грозного, польско-литовским разорением, произволом местных помещиков, просветительской деятельностью местного духовенства. Документальные упоминания о погосте появляются только в начале 17 в., но на основе неподтвержденных данных (устных преданий, косвенных источников) возникновение населенного пункта на месте погоста может относиться к более раннему периоду русской истории – 13-14 вв. Возможно, Ильинско-Телешовский погост вместе с соседними - Михаило-Архангельским, Якиманским, Всехсвятским был основан как пункт сбора налогов с местных сел и деревень, куда регулярно приезжали княжеские отряды для кратковременного отдыха и сбора податей. Подтверждениями тому служат выгодное стратегическое расположение и составляющие названия погоста. Шуйский историк В. Борисов относительно прошлого Телешова приводит неподтвержденные версии (предания) - в древности село было черной волостью, платившей черный побор государям; в Телешове был конный завод, чему способствовали обширные пойменные луга вдоль равнинных берегов реки Тезы у погоста. Как территориально-административная единица, Телешово связано не только с отдельным населенным пунктом (село, погост), но и с названием крупной территорией, сопоставимой с уровнем современного района. Рядом с Шуей в 16 в. выделялись две волости – Борисоглебская (на левом берегу Тезы) и Телешовская (на правом). Начало Телешовского погоста (либо новый значимый этап его жизни) связано с неудачной женитьбой Ивана Грозного на дочери новгородского купца Василия Степановича Собакина Марфе. Тогда (около 1571 г.) волей царя Телешовская волость стала вотчиной дворян Собакиных, на погосте были построены и оснащены деревянные храмы, погосту были дарованы значительные земельные наделы.  Первые документальные упоминания о погосте относятся к Смутному времени. Телешовский погост, как и окружающие Шую селения, неоднократно подвергался польско-литовскому разорению, о чем свидетельствуют допросные речи Шуйского земского старосты Ивана Оломпеева 1615 г. о набеге пана Александра Лисовского на окрестности Шуи. Храмы погоста описаны в писцовых книгах Афанасия Векова (1629 г.) и Александра Теприцкого с Иваном Небогатовым (1685-1686 гг.). Погосту отводится глава в классическом труде Шуйского историка В. Борисова “Описание города Шуи и его окрестностей” (1851 г.). В 1874 г. во Владимирских епархиальных ведомостях публикуется подробная “Летопись Ильинского погоста”(автор - предположительно священник погоста Николай Михайлович Соловьев).

http://sobory.ru/article/?object=06286

141 2 Кор. 12, 7 (славянскому «пакостник плоти» в русском переводе соответствует «жало в плоть»). 143 Так раскрыто сокращение в некоторых копиях Н. А. Верховцевой. Возможно, это Елизавета Михайловна Зверева, родственница епископа Петра (Зверева) , или ее сестра Евгения Михайловна, которых Владыка упомянул в числе своих знакомых, отвечая на вопрос следователя в 1937 году. 145 Сергия Радонежского (преставление 25 сентября). Даты церковных праздников и дни памяти святых указываются всюду по старому стилю. 147 В. М. Борисов предположил, что это исповедь – кто-то из местных жителей захотел причаститься в престольный праздник. 150 Донской – святитель Тихон, живший с 19 мая 1922 года в Донском монастыре под домашним арестом до 19 апреля 1923 года, когда он был переведен во Внутреннюю тюрьму на Лубянке. См. Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов. М„ 2000, с. 27, 33. 151 Как предположил В. М. Борисов, Владыка мог иметь здесь в виду заявление Святейшего Патриарха Тихона, опубликованное в «Известиях» 27 июня 1923 года, в день его освобождения, в котором говорилось: «...я отныне Советской власти не враг. Я окончательно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическобелогвардейской контрреволюции» и прочее и ряд подобных посланий и воззваний, последовавших за ним. 157 Михаил Владимирович Шик – историк и философ по образованию, в 1919–1920 годах работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Серги- евой лавры, вместе с отцом Павлом Флоренским. Впоследствии принял священство и был расстрелян в 1937 году. См. о нем: Л. Каледа-Амбарцумова. «Соломенная сторожка» (о храме святителя Николая и его последних настоятелях). – Московский журнал. 1992, 10; Записки священника Сергия Сидорова, с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, В. С. Бобринской. М., 1999. 158 Сережа Мансуров. (Примеч. Н. А. Верховцевой.) Сергей Павлович Мансуров (1890–1929) – ученый, историк Церкви, принявший в 1926 году священство. Биографический очерк и его «Очерки из истории Церкви» см.: Даниловский благовестник. 1991, 1; 1992, 1 (2), 2–3, ч. 1; а также отдельное издание «Очерков» – М., 1994; Клин, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Очень важно понять, что главной целью пришествия Христа было не то, чтобы нас внешне переселить в лучшие условия бытия, но, чтобы восстановить утраченный рай внутри нас. В этой истине содержится ключ к пониманию христианства. Когда человек поймет это, тогда он увидит и превосходство Православия над другими вероисповеданиями, потому что, в сущности, все, чему учит и чего придерживается Православная Церковь, направлено к одной цели – соединению с Богом через нравственное обновление и уподобление Ему». епископ Александр (Милеант) «Христианство – ответная любовь человека к Богу, Который ради нашего спасения воплотился и стал Богочеловеком Иисусом Христом, показав глубину своей любви вплоть до самопожертвования на Кресте и основал Церковь – Корабль спасения. Христианство является религией Божественного Откровения, в которой человек получает живое, личное, непосредственное общение с Творцом Вселенной, соединяясь с Ним в Таинстве Евхаристии и явно ощущая Божественный промысл (действие Божественной благодати) в своей жизни. Все христианские добродетели являются даром Бога в ответ на чистоту сердца и исполнение христианских Заповедей, прежде всего – любви к Богу и ближнему». К. Борисов «Христианство – это встреча человека с Богом в личности Христа». свящ. Александр Борисов «Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по своему существу оно изначально есть вера не в доктрину, а в Личность, в уникальную богочеловеческую Личность Господа Иисуса Христа. И не только вера, но и возможность соединиться с Ней теснейшим внутренним союзом, вступить в непосредственное живое общение…» иерей Олег Давыденков «Мне приходится видеть очень много народа православных и неправославных, верующих и неверующих. И одно время мне много приходилось работать с восточниками (три года, так что, в общем, достаточно). И поразительно, какая мера знания Бога может быть у человека, когда он доходит до какого-то края, и не хватает лишь имени Иисус, чтобы всему дать ключ и объяснение. Но можно ли себе представить, что когда человек, который опытом жизни хотя бы, при помощи своей даже языческой веры, дошел до такого знания, предстанет перед лицом Господним, он не узнает: вот, Кого я всю жизнь искал, вот ответ на все мои недоумения?»

http://azbyka.ru/xristianstvo

Срв. Переписку В. А. Жуковского с прот. Павским, Р. Арх. 1887, 2; материалы по преподаванию Павского в СбРИО, т. 30. 1880; См. и у Загарина , Жуковский, с. 428–458. Сочинения Иннокентия Херсонского в изд. М. Вольфа, 12 томов, послед. изд. 1901 г. Биография Иннокентия составл. свящ. Т. И. Буткевичем , Спб. 1887; Срв. М. Ф. Ястребов , В. Иннокентий (Борисов) , как профессор богословия К. Дух. акад., Тр КДА. 1900, дек.; Л. С. Мацеевич , Из неиздан. рукописей А. Иннокентия Б, Тр.К.Д.А, 1883, апр.; Арх. Стефан , Иннокентий, арх. Херс., как учитель нравственности, Каз. 1899; Православное учение по сочинениям Иннокентия, арх. Херс.. Могилев наДн. 1907, 2 тома. В догматике у Иннокентия сказывается влияние М. Добмайера, в этике Рейнгарда; Срв. А. Reamz , Reformversuche in der katholischen Dogmatik Deutschlands zu Beginn des 19 Jhr., Freib. Theol Diss., 1917; Marianus Dobmayer und sein theologisches System, Theol. Quartalschr., Bd. 98, 1916. См. еще Иинокентий Борисов, Арх. Херс. и Таврич., в письмах его 1822–1855 гг., сообщил В. А. Кондаков, Р. Стар. 1881, ноябрь; Н. В-в , Иннокентий, Арх. Хер. и Тавр., Р. Стар. 1878, февр. и апр.; Статьи Н. И. Барсова , в Христ. Чтен. 1883 и 1884 гг.; Переписка Иннокентия с прот. И. М. Скворцовым, изд. Н. И. Барсовым , в Тр. КДА, 1885, 1886 и 1887; Письма Иннокентия к Сербиновичу, Р. Арх. 1907,8. О Я. К. Амфитеатрове см. книжку В. И. Аскоченского . К. 1857. 11. Пути реформирования духовного образования. О графе Протасове и его преобразованиях см. У Чистовича . Руковод. деятели, и у Благовидова , Обер прокуроры; срв. у А. Котовича , Духовная цензура в России, СПб. 1907; Б. В. Титлинов , Духовная школа в России, т. II, 1910; К. П. Дьяконов , Духов. школа в царствование Николая I, Спб. 1907; Из воспоминаний секретаря при Св. Синоде Φ. Φ. Исмаилова, 1829–1840, сообщил Φ. Α. Терновский, Странник, 1882; об этих воспоминаниях статья Н. С. Ле­скова , Синодальные персоны, Ист. Вестн., 1882, нояб.; Срв. Воспоминания А. Н. Муравьева . Р. Обозр. 1895 и 1896;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Борисов в ссылке. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Константинович Борисов (7.01.1866, с. Сухая Нива Демянского у. Новгородской губ.- 4.06. 1942, Ярославль), сщмч. (пам. 22 мая, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи диакона. В 1887 г. М. окончил Новгородскую ДС. Был назначен псаломщиком в Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь в Новгородском у. 17 сент. 1889 г. рукоположен во иерея. Назначен священником Рождество-Богородицкой ц. в с. Кипине Демянского у. Новгородской губ., одновременно состоял заведующим и законоучителем Кипинской церковноприходской школы. В 1891 г. переведен священником в ц. Параскевы Пятницы на погосте Строилово Демянского у. и законоучителем строиловской земской школы, стал заведующим и законоучителем открытой им в Строилове женской церковноприходской школы. В 1902 г. назначен священником в Полновский Успенский женский монастырь в Демянском у., был заведующим и законоучителем церковноприходской школы при Успенском мон-ре. Состоял наблюдателем церковных школ 1-го благочиннического округа Демянского у., благочинным 1-го округа Демянского у., был делегатом на епархиальных съездах от духовенства 1-го Демянского благочиннического округа. В 1906 г. назначен священником Борисоглебской ц. в Новгороде. С 1907 г. был директором, законоучителем и учителем пения в Борисоглебской церковноприходской школе. С 1909 г. входил в состав Новгородского епархиального миссионерского совета, был членом Новгородского уездного отделения епархиального училищного совета, с 1911 г.- помощником благочинного 2-го Новгородского округа. Принимал участие в религиозно-нравственных чтениях, проходивших в Новгороде. 30 июля 1917 г. возведен в сан протоиерея. Был награжден скуфьей (1896), камилавкой (1901), наперсным крестом (1909), орденом св. Анны 3-й степени (1912). После Октябрьской революции 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2563490.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010