Анна Степановна, жена свяш. 12. Антоний, намест. Лавры. 313. 336. Антонгй, патр. Конст. 6, пр. 1. Антоний (Шокотов), еписк. 443, пр. 2. Анфим (Голанов), иером. 454. Аркадий, архим. 21. архиеп. Ол. 272. – Перм. 361. 428. 439. Арсений (Мацеович), митр. 19, пр. 1. Арсений Элассонский, архиеп. Сузд. 24. Арсеньев К., авт. уч. геогр. 70. Архангельский Мат., ст. ак. 312. Архангельский С., прот. 92. Аскоченский В.Ип., писат. 122. 455. Астров Н., ст. ак. 419. Астудин, уч-к сем. 101. Аст Фр., филос. 113. Афанасий (Соколов), еп. (быв.рек. ак.). 461. Афанасий, эк.-м арх. дома. 147. Авдоницкий, учит. уч. 135. 136. Б. Багратион П.Ив., князь. 305. 308. Байбаков А., авт. кн. прав, пиитики. 103. 108. Байрон, поэт. 97. Бакрадзе Дим., ст. ак. 420. Балин С.И., куп. 18. 19. 61. Барановы, купцы. 109. Баратынский, поэт. 96. Барский Н.А., пр. сем. 472. Баумейстер, авт. уч. фил. 112. Беневоленский Як., ст. ак. 313. 318. 419. 457, пр. 2. 471. Беневоленский Петр, ст. ак. 420. Бернгард, зубн. вр. 237. Благовещенский И.А., прот. 186. пр. 1. 367. Боголеп, иером. 18. Боголюбов Андр. Ив., ст. ак. 420. 499. Богородский В.Ем., преп. сем. 129. 132. Богородский В.П., уч-к сем. 106. свящ. 342. 345. 428. 448. 458. 464. 484. 486. Богородский Иван, послушн. 486. Богородский-Платонов Ип.М., проф. акад. 313. 357. Богородский Вас., ст. ак. 420. Болотова А.Ив., мещ. 34. 66. 67. 73. 459. Болотова Аг.Аф., жена куп. 36. 75. Болотов Я.Е., куп. 36. Болтин, историк. 26. Борисов Вл., истор. 2 и пр. 1. 11, пр. 1. 24, пр. 2. 26, пр. 1. 59, пр. 1. 110. 144, пр. 1. Борисов Вл.А., куп. сын. 108. Борисов П., куп. сын. 109. Борисоглебская Ел.И. (Флоринская). 139. Борисоглебский Е.Д., свящ. 139. Борис и Глеб, св. муч. 91. Боровский, еп. катол. 399. Броневский, писат. 157. Бурсиков К., крест. 8. Бухарев (архим. Феодор), бак, ак. 307.314. 381. 383.439.440. 469, пр. 1. 472. Былинский В Г., уч-к уч. 95. свящ. 161. 171. 172. 486. Былинский Пол.Гав., бр. свящ. 172. Быстрицкий А.П., свящ. 313. Быстрицкий Гр.П., ст. ак. 312. 318. 331. 332. 338. 356. 362. 365. 369. 418. 437. 457. 458. пр. сем. 471. 476. 478. 485. 489. 497. 508.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Евгений (Болховитинов) , митр. Словарь русских светских писателей. – Евгений (Болховитинов) , митр. Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России, служащий дополнением к Словарю писателей духовного чина. Т. 1. М., 1838. Елеонский. О древнееврейской священной поэзии. – Елеонский Н. А. О древнееврейской священной поэзии/Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1872. 6. С. 402–418; 7. С. 428–452.] Есипов. Чернец Федос. – Есипов Г. В. Чернец Федос/Отечественные записки. 1862. 6. Игнатий (Бряпчанинов), еп. Соч. – Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова . Т. 2: Аскетические опыты. Т. 5: Приношение современному монашеству. СПб., 1886. Иннокентий (Борисов) , еп. Историческое обозрение. – Иннокентий (Борисов) , еп. Историческое обозрение богослужебных книг Греко-Российской Церкви/[Сост. Григорьев Н. А., под руководством еп. Иннокентия.] Киев, 1836. Иннокентий (Борисов) , архиеп. Письма к Макарию, митр. Московскому. – Письма к высокопреосвященнейшему Макарию, митрополиту Московскому/Церковный вестник. СПб., 1883. 17–18. Иловайский. Заметки. – Иловайский Д. И. Заметки/Русский архив. М., 1900. Янв. Иоанн (Соколов) , еп. Богословские академические чтения. – Богословские академические чтения преосвященного Иоанна, епископа Смоленского. СПб., 1897. Казанский. Слава Богородицы. – Казанский П. С. Слава Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Ч. 1. М., 1853. Каноны и молитвы. – Каноны и молитвы. Полуустав XVI века. [Б. м., б. г.] 774/504. Книга правил. – Книга правил Святых Апостолов, Святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 1893. Куник. Известия Аль-Бекри. – КуникА. А., Розен В. Р. Известия Аль-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Ч. 1. СПб., 1878. (Записки Академии наук. Т. 32. Прил. 2). Леонид (Кавелин) , архим. Святая Русь. – Леонид (Кавелин) , архим. Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.). СПб., 1891. Ловягин. Богослужебные каноны. – Ловягин Е. И. , проф. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Кн. 3. СПб., 1856.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Там, в кругу избранных, даровитых юношей, он осознал свои необыкновенные дарования, стал дорожить ими, почувствовал жажду благородного соревнования и с увлечением отдался наукам, так что нередко целые ночи проводил за книгами. Справедливость требует заметить, – говорит Митр.Макарий в своём биографическом очерке, – что в академии Иван Борисов более сам образовал себя чтением, размышлением и упражнением в сочинениях, нежели через лекции наставников. С захватывающим интересом поглощая целые книги от начала до конца, даже целые системы философов, он, как это замечается у многих даровитых воспитанников, обыкновенно делал конспекты прочитанного и нередко записывал их в конце книг. Всё это чрезвычайно развивало его восприимчивый ум, и его обширные познания высоко ценились товарищами, которым он, по их просьбе, нередко излагал и раскрывал учение того или другого философа так ясно, легко и подробно, что изумлял всех и совершенно затмевал лекции профессоров. Особенное значение он придавал сочинениям, над которыми работал с увлечением. Обдумав предмет всесторонне, он затем писал сочинение прямо набело. Через два – три дня он пересматривал написанное, и если оно почему-либо не удовлетворяло его, писал другое сочинение на ту же тему, иногда и третье, чтобы подать наставникам то, какое сам считал наилучшим. Этим он приобрёл навык – писать с такой стройностью и блеском, которыми отличаются вообще его произведения. Перед экзаменами он бегло прочитывал лекции, которыми до того мало занимался, и, имея большую подготовку и огромный запас знаний, полученных от чтения книг, всегда отвечал блистательно, превосходя и тех воспитанников, которые прилежно корпели над лекциями. В высшем (богословском) отделении Борисов особенно усердно занимался составлением проповедей, и в нём всё более и более раскрывался тот блестящий проповеднический дар, который сделал из него русского Златоуста. При этом он, прекрасно владея французским языком, тщательно изучал великих мастеров проповеднического слова, как Массильон и Боссюэт, но конечно самое большое влияние на него оказали творения величайшего из великих проповедников, св. Иоанна Златоуста . Всё это предвещало в нём необыкновенного проповедника, каким он и стал впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/russki...

В детстве Иван Борисов много болел, и эта болезнь сказалась в последние годы жизни. Читать он научился сразу, чему способствовало воспитание в благочестивой семье. Отрок рос резвым и бодрым, в чем также сказалось доброе воспитание родителей, сумевших духовно образовать в сыне характер, недоступный приступам уныния и мирской печали, несмотря на бедность семьи и плохое физическое здоровье отрока. Впоследствии вышеупомянутая добродетель (т. е. непрестанная духовная бодрость) явилась источником поддержки в трудных обстоятельствах не только для него самого, но и для его многочисленной паствы. Дом Борисовых пользовался большой славой в городе, и в нем часто учились грамоте даже посторонние дети. Библия , Жития святых, Патерики – все это молодой Борисов уже знал при поступлении в 1810 г. в Воронежское епархиальное училище. Заболев оспой, он оставил его, и тогда ему помогал старший брат, который вместе с ним учился в епархиальном училище. Но особенное влияние на него оказал священник Введенской церкви г. Ельца о. Василий Климентьев – человек, отличавшийся редкой добротой, необычайной простотой и доступностью для каждого, независимым характером, широкими для своего времени познаниями, любивший науку... Его занятия с Борисовым, несомненно, имели благотворное влияние на развитие гениального воспитанника. Сам Иннокентий всегда с любовью вспоминал своего незабвенного наставника о. Василия, от которого принимал первые наставления в науках 11 . Он-то и подготовил Борисова к поступлению в Орловскую Духовную Семинарию. «Ректором Орловской Семинарии, находившейся в Севске в последние годы обучения Ивана Борисова (в 1817–1819 гг.), был архимандрит Гавриил (Городнов)» 12 . Преосвященный Иннокентий «с любовью вспоминал об Иринархе (Попове), впоследствии архиепископе Рязанском, который, будучи Кишиневским, возглавил похороны своего гениального воспитанника. Товарищем и другом Ивана Борисова по Семинарии был Иродион Соловьев, в монашестве Иеремия, впоследствии епископ Нижегородский, известный подвижник и аскет» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Святитель скончался 10 октября 1819 года. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (память 25 мая по старому стилю) С вятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова. Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей Церкви. Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её мыслей, действий и поступков. У неё была своя домашняя аптека, состоявшая из разных трав и цветов, росного ладана, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор и подобных сим священных предметов. Ими она врачевала себя и своих детей. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму. В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь он предался изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей. В 1823 году 23–летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт–Петербургскую Духовную Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт–Петербургского Александро–Невского Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт–Петербургской Духовной Академии, а через несколько месяцев её инспектором и экстраординарным профессором. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Прп. Макарий Оптинский (1788–1860) О том же старец пишет и в следующем письме: «Посему-то Господь и попущает различные скорби, войны, болезни смертоносные, чтобы обратить всячески к покаянию и спасти. и это мы ясно видим в событии нынешней войны: много перешло в вечность спасенных; в дальнейшем же во всем для нас непостижима тайна судеб . Прп. Макарий не утверждает, что все погибшие на войне воины спаслись, но многие. При этом иные получили только прощение грехов, а иные венцы славы, т.е. получили более высокую награду. Свт. Иннокентий (Борисов) (1800–1857). Свт. Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический, откликнулся на Крымскую войну (1853–1856) рядом патриотических проповедей. Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический (1800-1857). В первую очередь обращает на себя внимание суждение свт. Иннокентия о том, «каковым вообще подобает быть воинству православному, и чем особенно должен украшаться русский воин христолюбивый». По его словам, «рать земная тогда токмо совершенна, когда на земле служит подобием Воинства Небесного». Исполнение воинской присяги святитель приравнивает исполнению христианского долга, верности Государю – верности Господу. Собственно, в этом и состоит уподобление служений воинств земных и Небесных: «Подобно Ангелам небесным, вам (православным воинам. – В.Н.) подобает всегда и везде твердо стоять в истине и правде и смело разить врагов веры, престола и Отечества. ... Служа верно царю земному, вы исполняете этим самым волю Царя Небесного». И Церковь благословляет именно такое служение: «Святая Церковь, как истинная матерь наша, сердечно сорадуется вашему преспеянию на поле мужества и чести; как матерь благословляет вас на новые В проповедях военного периода святитель часто говорит о воинском подвиге как жертве за ближних, за Отечество, и сравнивает ее с самопожертвованием Христа, приводя евангельские слова о надлежащей Ему крестной Жертве. Так, обращаясь к прибывшему Смоленскому ополчению, свт. Иннокентий говорит: «...Теперь вы... приходите пролить за нас кровь и положить, если то нужно, самый живот свой. О, это верх братства и самоотвержения, даже христианского! “Болши сея любве никтоже имать, – сказал Сам Спаситель, – да кто душу свою положит за други своя” (Ин. 15:13). ...Между нами нет ни единого, кто бы не чувствовал великости вашей жертвы...» А затем святитель говорит о подвиге защитников Севастополя, сравнивая его с подвигом защитников Смоленска в 1812 г.: «...По прошествии четыредесяти лет от событий смоленских грудь русская не разучилась быть живой стеной для Отечества, и что эта стена не слабее железа и гранита. В самом деле, какая жертва всесожжения горела когда-либо долее, чище и ярче нашего .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/24/ru...

А письмо к преосвященному Оренбургскому, конечно, не теперь я предполагаю предать тиснению, а со временем 441 . Благодарю вас за доброе слово о моем объяснении с Боголеповым. Как приняли его в Петербурге, еще не знаю. Прошу у вас прощения, благословения и молитв». 26-го февраля отец Павел отвечал: «Вы спрашиваете, кто такой отец Трифон. Он прусский уроженец; мальчиком поступил ко мне в монастырь. Когда я уезжал навсегда из Пруссии, он еще состоял под опекой у родителей, и хотя желал ехать со мною, но должен был возвратиться к родителям и остался в расколе. Был он потом у рижских беспоповцев учителем в их школе, и когда я приезжал в Динабург, старообрядцы динабургские выписали его из Риги, чтобы выставить против меня собеседником, как начетчика. Он бился защищать раскол до положения рук; но беседа кончилась тем, что сам он, по зрелом размышлении, решил оставить и должность учителя у рижских беспоповцев, и самый раскол, а потом приехал в Москву, ко мне – своему бывшему в беспоповстве наставнику. А вот как он сделался священником. Один из старообрядцев того села, где он ныне священствует, более других начитанный, Стефан Борисов, услышав о моем обращении из раскола, приехал в Москву и присутствовал даже на моем присоединении к Церкви. По довольной беседе со мною он убедился в правоте Церкви, и вместе с другими обратившимися из раскола старообрядцами построил на общий счет единоверческую церковь , для которой им нужен был священник. Стефан Борисов часто приезжал ко мне. Увидев у меня молодого человека – Трифона и познакомившись с ним, стал просить его – идти к ним во священники, на что тот и согласился. Борисов представил его преосвященному Иакову Муромскому. Преосвященный, видя молодого человека, поусомнился в нем и послал его к одному во Владимире старообрядцу побеседовать и велел написать, как он будет вести беседу. О. Трифон исполнил все это удачно и преосвященный признал его достойным священства. Вообще, он человек способный и бойкий; но еще во многом надобно ему усовершенствоваться, чтобы быть как следует миссионером, именно к сметливости приложить усердие и труд. Об этом довольно 442 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

— Не потому ли почитатели отца Александра так склонны создавать его культ, что этому человеку трудно наследовать? Ведь он не создал “школы” — не дал определенного набора приемов, не создал сколько-нибудь самостоятельной богословской традиции. Даже тексты, написанные им, — только популяризация, они не содержат чего-то нового… — И все-таки ему наследуют. Если остался буквальный отпрыск отца Александра, это американский священник Мейерсон. Без меневской харизматичности, но с добротой и с чертами свойственной отцу Александру какой-то томистской уравновешенности. И здесь его преемники — отец Александр Борисов, отец Владимир Лапшин и отец Георгий Чистяков. Они тоже очень разные. Отец Александр Борисов, человек редкой кротости, исключительно мирный, скромный, тихий и смелый. Говорю “смелый”, потому что это единственный человек из виденных мной, кто после обыска больше заботился о близких, чем о себе. Во имя прихода Борисов сознательно самоустранился из общественной сферы, растворился, самоумалился. У Лапшина совершенно другая харизма, но он занимает примерно ту же позицию — и, кстати, снискал славу очень сурового духовника. В свою очередь, сам отец Владимир воспитал трех алтарников, их рукоположили. И они тоже совершенно разные — ученый и вполне традиционный отец Георгий в Ирландии, кротчайший, почти юродивый Олег Батов в Цюрихе и очень современный, очень живой отец Виктор Клещев в подмосковной Электростали. Так что “школы” отец Александр не создал, зато создал живую связь, кровную преемственность… — Об отце Александре говорят: дескать, служить не умел, эстетику православия не чувствовал, строя его не чувствовал. Сплошной библеизм и проповедь про Христа и про Бога — и все. — Отец Александр бил в яблочко: он почитал Страстной Четверг. И доводил до сведения тех, кто хочет это узнать, что такое евхаристический канон и причастие. Он как бы всегда присутствовал на Тайной вечери сам. Если кто хотел присутствовать с ним, — пожалуйста, он не мешал. Если кто-то хотел воспринимать это как магию, — тоже не мешал. А литургию и правда служил не очень эффектно: бубнил, бегал, пока “Верую!” читали, исповедовал быстренько. И если в чем и проявлялась его нетрадиционность, так только в этом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

742 За наставшую о нем во царствии тогда бывшую крамолу. Имеется в виду борьба за престол после смерти Ивана Грозного при воцарении Федора Ивановича: Бельский и некоторые бояре хотели видеть на престоле младшего сына Грозного – Димитрия. См. сноску 636. 743 Борисов град – город Борисов, находился на самой границе Русского государства, на реке Донце, в пределах Слободской Украины. Годунов в 1600г. послал туда Богдана Бельского и велел ему построить там крепость. Бельский построил город и назвал его Борисов, в честь Годунова. 744 Казнь обладатель позорную ему дав. Годунову донесли, что Бельский хочет объявить себя независимым царем; Бельскому был вынесен смертный приговор, но царь, «помиловав» его, приказал только отобрать у него имение и выщипать ему его длинную густую бороду, а затем заточить в один из низовых городов. См. сноску 637. 745 И ины с ним в тождество единомыслие ему приплетоша. Кроме Богдана Бельского, при Годунове, продолжавшем политику Ивана Грозного, подверглись гонению и многие другие бояре, в частности – семья Романовых. Так, в 1601г. по приговору бояр был пострижен Федор Никитич Романов (в будущем патриарх Филарет) и сослан в Сийскую Антониеву обитель; его жену Ксению Ивановну, также постриженную и названную Марфой, сослали в один из Заонежских погостов. Были отправлены в ссылку в разные города и родственники и сторонники Романовых (см. «Никоновский летописец» и «Дело о ссылке Романовых» в ЦГАДА). 746 Впервоглагольний... тогда синклитско си прия имя. Богдан Бельский, возвращенный из изгнания к царскому двору при первом самозванце, получил от него чин «великого оружничьего». Тогда же были «пожалованы» Нагие и другие пострадавшие при Годунове бояре. (С.Ф.Платонов. Очерки по истории смуты, с.275; Собр. государственных грамот и договоров, II, с.206 и след.). 747 Сокрушит начатки моавля. Тимофеев приводит библейские изречения, будто бы «пророчествующие» о Христе, смешивая два разных текста. 749 Первосвятительный Ермоген, всеа Росия великий патриарх. Ермоген в 1606г., когда совершилось перенесение мощей царевича Димитрия, едва ли уже был патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Людей же, склонных к созерцательной, подвижнической жизни, направлять в монастыри, поручая их руководству опытных старцев. Что касается мер чисто миссионерских, то они могут состоять не только в специальных пастыро-миссионерских беседах с заблудшими, но и в распространении среди них и православных таких, составленных на основании свято-отеческой литературы, книг, листков и брошюр, в которых ясно была бы проведена мысль о необходимости постоянно бороться с искушением духовной гордости, чтобы не впасть в духовную прелесть, в которую иногда впадали даже великие подвижники св. Церкви: необходимо распространить, наконец, такие издания, в которых была бы в доступном для народа изложении раскрыта и мысль, выраженная в словах св. ап. Павла: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор.13:3 ). Херсонский епархиальный миссионер М.А. Кальнев Секта «прыгунов» в Закавказье. Свящ. А. Дунаев I Секта «прыгунов», или «чинарская церковь » выделилась, очевидно, под сильным влиянием хлыстовщины, из секты «общих» в начале 1850-х годов. Первым прыгуном был житель села Андреевки, Ленкоранского уезда, бакинской губ., Укол Любавин или Любафеев, который выдавал себя за «бога» и «пророка», а первым распространителем секты прыгунов в Делижанском ущелье и населенных русскими сектантами некоторых частях Елисаветпольской (Казахский уезд) и Эриванской губ, (Новобаязетский уезд), где находится главный очаг этой секты, был крестьянин Лукьян Петров Соколов (настоящее его имя Аникей Борисов), который написал «обряд» прыгунов и объявил себя «жертвенником» (так называется в секте «общих» лицо, собирающее пожертвования на нужды общины). Лукьян Соколов, или Аникей Борисов, похоронен в 1862 г. в Делижане, Казахского уезда, Елисаветпольской губ. По происхождению А. Борисов из Самарской губ., откуда он был выслан сперва в Таврическую губ. (в Инкерман), а потом, во главе с партией молокан, был сослан в Делижан. «Духовным» он сделался будто бы еще и Таврической губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010