Всех писем было три: одно из Бейрута, писанное на возвратном пути из Сирии, другое из Иерусалима (от 3-го декабря 1845 года), третье из карантина в Дарданеллах (от 12-го февраля 1846 года). Переписка шла чрез посредство тех польских агентов, под покровительством которых Павел и Алимпий путешествовали: в письме из Иерусалима Павел говорит, например: „Письмо сие, запечатав, посылаем с надписью благодетелю нашему в Яффу, и просим, когда будет случай, с почтой или оказией (потому что почта здесь необстоятельная), отправить на благодетелей наших в Константинополе, а тыя, получа, без сумнения не задержать и к вам пришлют оттоль почтой“. Еще: „Мы льстились надеждой воспользоваться каким-нибудь с вашей стороны известием чрез посредство цареградских наших благодетелей, коим известен ход к нам в Иерусалим чрез друзей их в Байруте и Яффе“. А что письма действительно назначались для общего чтения старообрядцев и по многим местам читались, это несомненно. Так в Сарыкёе, в феврале месяце 1849 г., читали уже письмо Павла из Дарданелл, где говорилось: „как они были в Сирии и во Аравии, во Иерусалиме и во Египте, во Александрии и даже во всей Палестине... и все удивлялись его мудрому описанию и путешествию их“ (Гончар. Первое начатие происшествия нашего дела о епископе). В 1847 году, приезжавший в Белую-Криницу за миром, В. В. Борисов взял подлинные Павловы письма в Москву, чтобы сообщить их и московским старообрядцам. Впоследствии Павел поручал Геронтию, находившемуся в Москве, привезти с собою эти подлинники: „когда будете возвращаться, тогда, если будет возможно, следовало бы подлинные взять от Василья Васильича моей руки письма, писанные в монастырь из Иерусалима и Царьграда, с прочими забранные Васильем Васильичем“ (Пис. от 27-го мая 1847 г.). Но Василий Васильич, по причине наставших для Геронтия и для него самого смутных обстоятельств, не только не возвратил подлинников в Белую-Криницу, но и совсем их затерял. В Москве ходили впрочем, по рукам списки, сделанные с этих знаменитых писем, но очень редкие. Этими письмами Павла из Иерусалима и Дарданелл мы главным образом и будем пользоваться в дальнейшем рассказе. (Они напечатали: см. Перепис. раск. деят. вып. 1, стр. 5–63). Что же касается письма из Бейрута, то его не имеется, да едва ли оно и дошло до Белой-Криницы: по крайней мере, В. В. Борисов мог взять оттуда только два письма: из Иерусалима и Царьграда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Архиепископ Иннокентий был знаток и военного искусства, государственно-правовой политики. Во время двухкратного присутствия в Синоде ему принадлежала одна из главных ролей. Как угодник Божий и богослов он проявился в активной архипастырской деятельности. Именно за большие труды по управлению Харьковской епархией он получил сан архиепископа. На Херсонско-Таврическую кафедру архиепископ Иннокентий прибыл уже в зените славы, что способствовало ему в создании Крымского Афона, что предполагало в первую очередь воссоздание древних христианских святынь, и прежде всего Херсонеса, где крестился святой благоверный князь Владимир. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что время деятельности архиепископа Иннокентия по воссозданию древних крымских святынь и образованию на этой основе Афона Таврического в период его пребывания на Херсонской кафедре совпало с острым восточным кризисом. Восточный вопрос явился камнем преткновения для европейских держав и России. Поэтому темы «Архиепископ Иннокентий и Афон Таврический» и «Архиепископ Иннокентий и Восточный вопрос» пересекаются. И если по первой теме еще предстоят архивные изыскания, то по второй подготовлена источниковедческая база уже имеющихся документальных данных. Такова книга «Описание документальных источников по истории русско-болгарских связей за 1850–1970-е годы в рукописных фондах Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина» 53 . В архивных материалах, связанных с историей Болгарии и южнославянских народов, упоминается и имя святителя Иннокентия. В предисловии к книге говорится, что он заслуживает упоминания как «...богослов, церковный оратор, собиратель монастырских рукописей ... Иннокентий Борисов , архиепископ Херсонский и Таврический... оказывал содействие Одесскому Болгарскому настоятельству, организации болгарской буржуазной эмиграции. Материалы фонда характеризуют борьбу за национальную церковную иерархию в Болгарии в начале 1850-х гг. Архив Иннокентия был подарен Публичной библиотеке Н. X. Палаузовым» 54 . Николай Христофорович Палаузов был одним из организаторов Одесского Болгарского настоятельства, и безусловно, его деятельность не могла быть не связана с деятельностью архиепископа Иннокентия. Кроме того, их еще связывала большая дружба.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Даниил пользовался уважением московского государя Василия III, который, будучи на богомолье в Переславле в 1529 г., обещал построить в монастыре Даниила каменный храм. В 1530 г., в благодарность за рождение наследника - Ивана IV, в монастыре и была начата постройка Троицкого собора, одновременно с которым в трёхлетний период до 1532 г. построили и каменную Похвальскую трапезную; под ней были «устроены различные полаты, удобны ко многим службам и к потребам монастырским». Для этих построек Василий III передал в распоряжение Даниила кирпичные сараи и оставшиеся строительные материалы после сооружения каменных храмов в Никитском и Горицком монастырях. Единственным целым памятником этого строительства является Троицкий собор, четырёхстолпный крестовокупольный храм обычного типа, привлекающий к себе наше внимание изяществом и благородством своих форм и пропорций. Его план несколько вытянут и закончен с востока гранёными абсидами. Стройные крестчатые столбы не загромождают пространства, которое кажется весьма свободным и лёгким. Вместо полуциркульных сводов применены крестовые, с более плоскими поверхностями, перекрытия. Карнизы столбов и выносных кронштейнов изящно профилированы, напоминая школу столичных мастеров. Пропорциональная слаженность характеризует храм снаружи. Лёгкий карниз отрезает килевидные закомары, над которыми вздымается вытянутый барабан главы с венцом из восьми кокошников в основании. Гладь стен членится плоскими лопатками; её оживляют пятна узких окон и богато разработанные килевидные порталы входов. К позднейшим переделкам собора относятся расширение окон, замена позакомарного покрытия четырёхскатным, луковичная форма главы. Мастером этого полного благородной простоты и грации храма был ростовский зодчий Григорий Борисов. До того он построил в 1522-1524 г.г. похожий на Троицкий, но более грузный, собор Борисоглебского монастыря под Ростовом, трапезную церковь там же (1524- 1526) и вторую трапезную - в Троицком Калязинском монастыре (1525-1530). В 1543 г., после работ в Переславле, он закончил начатую ростовским зодчим Пахомием Горяиновым трапезную церковь Спасо-Каменного монастыря (на Кубенском озере) с её знаменитым шатровым восьмериком. В Троицком соборе Григорий Борисов широко использует опыт и формы современного ему русского зодчества, с большим мастерством воплощая их в изысканном единстве своего произведения.

http://sobory.ru/article/?object=00434

Одесса. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Свято-Успенский кафедральный собор построен по проекту архитектора Л.Ц. Оттона в основном на средства одесских купцов Иакова и Николая Черепенниковых. Высота храма с колокольней – 56 м, вместимость – 5000 человек. Закладку собора совершил в 1855 г. святитель Иннокентий (Борисов), а чин освящения в 1869 г. совершил архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов). В 2008 г. по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, настоятеля Свято-Успенского кафедрального собора, произведен капитальный ремонт и новые настенные росписи. В соборе пребывает главная святыня юга Украины – Касперовский чудотворный образ Богоматери, а также находятся св. мощи праведного протоиерея Ионы Одесского. Первый Успенский храм в г. Одессе был построен в 1814 году старообрядческой общиной. Деятельное участие в сооружении этого храма, перестроенного из часовни, принимал градоначальник Одессы герцог Ришелье. В 1841 году случилось радостное событие в истории Православной Одессы. Старообрядцы Успенской церкви воссоединились с Православной Церковью. С этого времени Успенская церковь именовалась единоверческой. Прихожане единоверческой Успенской церкви, движимые ревностью о благолепии Дома Божия и по совету настоятеля церкви протоиерея Александра Силина, на добровольно сделанные пожертвования соорудили новый величественный храм с колокольней. 17 июля 1855 года святитель Иннокентий (Борисов) в воскресный день в сослужении викарного епископа Поликарпа совершил закладку нового трехпрестольного Успенского храма. Архипастырь обратился тогда к прихожанам и строителям с приветственным словом, в котором высказал свою радость о благочестивом христианском рвении их, обнаружившемся в том, что, присоединившись недавно к общему стаду Христову, они не только украсили свою церковь, но и возымели благую мысль соорудить новый великолепный храм во славу Божию. 13 апреля 1869 года архиепископом Херсонским и Одесским Димитрием (Муретовым) совершилось освящение новой Успенской церкви. Двухэтажный храм был построен, в основном, на средства купцов Иакова и Николая Черепенниковых по проекту архитектора Л.Ц. Оттона. Высота храма вместе с колокольней — 56 метров, вместимость — 5000 человек. В конце 19-го века в Свято-Успенском соборе три года служил священником святой праведный Иона Одесский.

http://sobory.ru/article/?object=08409

В качестве генерал-квартирмейстера Алексеев привез с собою генерала Пустовойтенко. Это был средний, ничем не проявивший, до сих пор, себя, генерал Генерального Штаба, назначению которого удивлялись, разводя руками и поднимая плечи. По виду это был щеголеватый, среднего роста генерал, дополнявший своею франтоватою наружностью то, чего не хватало его начальнику. Пополнять недостававшие генерал-квартирмейстеру стратегические качества должен был, привезенный Алексеевым, взятый из отставки, некий генерал Борисов, однополчанин Алексеева, его друг, советник и вдохновитель. Алексеев держал его на каких-то неофициальных должностях, что навлекало на него большие нарекания по двум прежним должностям. Борисов имел какую-то историю в прошлом, был уволен в отставку, и это прервало его карьеру. Маленького роста, кругленький, умышленно неопрятно одетый, державшийся всегда в стороне, он заинтриговал сразу многих, а с прежних мест службы Борисова стали приходить целые легенды о его закулисном влиянии. Позже мне пришлось слышать от одного, весьма авторитетного лица, что генерал Поливанов считал Борисова на границе гениальности с умопомешательством. Прочие лица Ставки оставались на местах. 3-го сентября с фронта, из Вильны, приехал с особым поручением Вел. Кн. Борис Владимирович, командовавший Л.-гв. Атаманским казачьим полком. За блестящее дело полка при Лежно (25 октября 1914 г.) Великий Князь получил Св. Георгия четвертой степени, а 23 ноября был произведен в генерал-майоры и пожалован в Свиту Его Величества. Его любили в полку, он был популярен, и это доходило до Государя. Генерал Олохов прислал его доложить в Ставке о положении в гвардейских частях, которые дрались в те дни в районе Вильно. Старая Ставка не жалела гвардию. Жаловались, что гвардию подводили. Обвиняли Генеральный Штаб вообще, обвиняли некоторых генералов Ставки персонально. Вел. Князь Борис Владимирович был уполномочен доложить Государю, что в настоящее время, в двух гвардейских корпусах насчитывалось лишь одиннадцать тысяч человек. Великий Князь был в восторге, что Государь принял командование. Он знал все недочеты старой Ставки. Ему пришлось раз в Царском Селе лично слышать от Государя, что Ставка скрывает от него правду, что Государь не знает, что делается в армии. Великий Князь не мог не выразить своего удивления и посоветовал Государю поставить прямой провод Ставка - Дворец и требовать ежедневных докладов. Отсутствие такого провода казалось тем более странным, что кабинет Вел. Кн. Николая Николаевича был соединен прямым проводом с киевской квартирой его супруги.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/12/...

92 Архимандрит Иоаким, «Высокопреосвященный Платон, архиепископ рижский и митавский», в «Историко-статистическом описании церквей и приходов рижской епархии в «Рижских Епархиальных Ведомостях» 1894 г. «Прощание высокопреосвященного Платона с рижской паствой», Спб. 1867 (из «Странника» 1867 г., где см. и другие заметки о деятельности в рижской епархии высокопреосвященного Платона при открытии самостоятельной архиерейской кафедры в Риге, 1 июля 1850 г. в «Христ. Чтении» 1851 г., I, 10 и сл. 100 Священник С. Сперанский, «Московское филаретовское епархиальное женское училище», Москва, 1883. 101 «Двадцатипятилетняя годовщина Царскосельского училища девиц духовного звания», Спб. 1868. – «Полное Собрание Законов» 1843, 17.116. – Священник Ф. Павлович, «Торжество двадцатипятилетия в царскосельском училище духовного звания». Спб. 1868. – «к пятидесятилетию царскосельского женского училища духовного ведомства», Спб. 1893. 119 П. Софийский, «Здание святейшего правительствующего синода», в «Церк. Ведом», 1901 г., 13–14. 121 «Сказание об открытии мощей святителя Митрофана, по документам святейшего синода», Спб. 1832. 126 Знаменательное письмо архимандрита Макария к митрополиту московскому Филарету о переводе Священного Писания на русский язык напечатано в «Прибавлениях к Творениям Святых Отец» 1861 г., кн. 2, стр. 292–326. 128 А. П. Лопухин , «Духовные светила XIX века. 1. Иннокентий, архиепископ херсонский», в «Страннике " 1901 г. I, 1–15; – Священник Е. И. Титов, «Преосвященный Иннокентий Борисов , ректор киевской духовной академии (1830–1839 г.г.)», в «Трудах Киевск. Дух. Акад.» 1900 г. и отдельный оттиск. – Священник Н. Архангельский, «Иннокентий, архиепископ херсонский, как учитель христианской нравственности», Казань, 1899 г. – А. Иванов , «Воспоминания о высокопреосвященном Иннокентии, архиепископе херсонском и таврическом, в «Тавр. Епарх. Ведом.» 1900 г. и отдельный оттиск. – Иеромонах Георгий. «Высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ херсонский и таврический», в «Таврич. Еп. Вед.» 1900 г. и отдельный оттиск. – Н. Катаев, «Очерк жизни и деятельности преосвященного Иннокентия, архиепископа херсонского и таврического», в «Херсонских Епарх. Ведом.» 1901 г. и отдельный оттиск. – Священник М. Кумпан, «Преосвященный Иннокентий, архиепископ херсонский и таврический», в «Таврич. Еп. Ведом.» 1900 г. и отдельный оттиск. – Священник Т. Буткевич , « Иннокентий Борисов , бывший архиепископ херсонский», СПБ.1887.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

 Священномученик Михаил родился 7 января января 1866 года в селе Сухая Нива          Демянского уезда Новгородской  губернии в семье диакона Константина Дмитриевича Борисова, который сорок восемь лет ревностно прослужил Церкви. В 1888 году Михаил окончил Новгородскую духовную семинарию и был назначен псаломщиком  в храм женского Покровского Зверина монастыря в Новгородском уезде. 17 сентября 1889 года он был рукоположен во священника к новопостроенной церкви в селе Кипино Демянского уезда. В 1891 году отец Михаил был переведен служить в Параскевинскую церковь в селе Строилово, в 1902 году — в Полновский Успенский женский монастырь, располагавшийся в Демянском уезде, а в 1906 году — в Борисоглебскую церковь в Новгороде. В 1906      году отец Михаил был награжден наперсным крестом. 30 июля 1917 года возведен в сан протоиерея. За время своего служения, как деятельный священник имел множество послушаний. Он принимал участие в религиозно-нравственных чтениях, проходивших в Новгороде, в церковно-общественной жизни города. Прихожане любили и уважали священника за то, что он       всегда с радостью, по-христиански им помогал. После прихода к власти большевиков начались гонения на Церковь. Отец Михаил был арестован в 1926 году и некоторое         время пробыл в тюрьме. В 1931 году священник был выселен из дома вместе с семьей. В 1933 году Новгородское ОГПУ начало дело против религиозно-трудового братства, которое возглавлял епископ Макарий (Опоцкий), живший в это время в Новгороде на положении ссыльного. Братство насчитывало около двадцати человек, которые          молились вместе с епископом Макарием, трудились на своих послушаниях и часть     средств передавали братству, откуда те жертвовались по мере необходимости         нуждающимся — бедным и находящимся в заключении. 20 апреля 1933 года были    арестованы члены братства во главе с епископом Макарием, а вместе с ними и многие авторитетные священники города. В их числе и протоиерей Михаил Борисов, которому шел тогда шестьдесят восьмой год. 19 мая 1933 года тройка ОГПУ приговорила отца Михаила к лишению права проживать в двух столичных городах, их областях и в пограничной полосе. Он уехал в город Углич Ярославской области, где стал служить в храме Вознесения Господня. Там он был награжден очередной наградой — палицей. Но и в Угличе его захватила очередная волна гонений. 28         октября 1937 года протоиерей Михаил был арестован. Теперь ему вменялось участие в контрреволюционной церковно-монархической группе. Следствие велось один день,         своей вины он не признал. 5 января 1937 года тройка УНКВД по Ярославской области приговорила его к десяти годам заключения. Из-за старости и немощности священника оставили в исправительно-трудовой колонии в Ярославле. Здесь протоиерей Михаил Борисов скончался 4 июня 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-206-...

В книге «Как читать Библию», помнится, отец Александр писал: «Смерть в природе универсальна» — и продолжал свою мысль риторически: «Можно ли после этого говорить о том, что смерть в природу внес человек?» В этих словах заключена идея внецерковного гуманизма. Это мнение неправославно. И подобных высказываний, оправдывающих и утверждающих эволюционизм, у о. Александра Меня, к сожалению, весьма много. Он, например, писал, что мир сотворен в результате борьбы сил добра и зла, а это — лжеучение манихейства. — А у его учеников и последователей имеются ли неправославные идеи? — Не может, по Евангелию, «дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7, 18). Духовный преемник протоиерея Александра Меня — протоиерей Александр Борисов в своей скандально известной книге «Побелевшие нивы» утверждает «явное родство человека со всеми животными вообще и с человекообразными обезьянами в особенности»! Что тут можно сказать в его оправдание...... — Но говорят, что о. Александр Борисов покаялся в том, что издал такую антиправославную книгу...... — О его раскаянии я ничего не слышал. Покаяние в ереси должно быть только публичным. Лично я подписал и передал ему экземпляр нашей книги «Шестоднев против эволюции» с указанием страниц критики в его адрес — но никакого ответа не получил. Так что ересь эволюционизма — не ветряная мельница, она вполне реальна и, так сказать, многотиражна. — Но скажите, о. Константин, не преобладает ли в деятельности вашего Центра критическое, полемическое начало? — В Церкви всегда было так, что искажение богооткровенной Истины одними людьми (еретиками) давало повод другим людям (святым ревнителям Православия) Истину Христову утверждать. Мы, конечно, далеко не святые, но мы стоим на святоотеческом основании и обязаны защищать православное церковное учение от лжеучений. И свет во тьме светится, и тьма его не объят (Ин. 1, 5). Так что критическая полемика для нас — лишь средство и повод для обращения к Свету Христову. — Кто из церковных авторитетов вам особенно близок? — Сказать честно, наиболее радостно для меня осознавать, что в творениях всех святых отцов мы находим подтверждение справедливости духовной позиции нашего «Шестоднева».

http://pravoslavie.ru/press/blagogon/07/...

49. Благодушная=София Благодушная [Швидченко Е.С.]. Как он пошел в народ: Повесть из жизни русского заграничного духовенства (Церковные вопросы и реформы). СПб., 1905. Т. 1. 50. Благочестивый=Благочестивый. К вопросу о богослужебном чине (По поводу письма г. Христианина)//ЦОЖ. 1907. 15. С. 461–462. 51. Боголюбов= Боголюбов Д. И. Религиозно-общественные течения в современной русской жизни и наша православно-христианская миссия. СПб., 1909. 52. Богородицкий. В защиту – Богородицкий С.[Ф.]) свящ. В защиту церковно-богослужебного языка//Самарские ЕВ. 1912. 11. С. 447–449. 53. Богородицкий. Еще в защиту=Богородицкий С.[Ф.]) свящ. Еще в защиту церковно-богослужебного языка//Самарские ЕВ. 1912. 19. С. 592–595. 54. Богос (1905)=Богос Ф., свящ. О церковном чтении//ЦВк. 1905. 22. С. 685–688. 55. Богос (1915)=Богос Ф., свящ. Клиросное чтение и пение//Кишиневские ЕВ. 1915. 36. С. 932–937. 56. Богослужебный язык=Богослужебный язык Русской Церкви: История. Попытки реформации. М.: Издание Сретенского монастыря, 1999. 57. Богоявленский=Богоявленский М. О богослужебном языке. (В связи с вопросом о православной миссии)//МО. 1905. 10. С. 676–682. 58. Богу слав=Протоколы занятий съезда духовенства в местечке Богуславе, Каневского уезда//Киевские ЕВ. 1905. 32. С. 814–819; 33. С. 840–843. 59. Болотов – Болотов В.В. Заметки по поводу текста литургии св. Василия Великого (Письмо архиепископу Финляндскому Антонию)//ХЧ. 1914. Март. С. 281–298. 60. Борисов=Борисов Л. Письмо в редакцию//Владимирские ЕВ. 1906. 13. С. 215–216. 61. Брат=Брат. Неуместная вставка//Церковное обновление: Прилож. к еженед. «Век». СПб., 1907. 6. С. 46–47. 62. Булгаков= Булгаков С. Н., свящ. У стен Херсониса//Символ. Париж, 1991. 25. С. 169–342. 63. Бурдуков=Бурдуков М., свящ. Отрадное явление в церковноприходской жизни//РдСП. 1906. 13. С. 347–356. 64. В защиту Требника=Участник съезда. Посильное слово в защиту Требника//Ставропольские ЕВ. 1907. 13. С. 720–727. 65. В.В.=С[вященник] В.В. Из письма священника-ценителя и знатока церковности//Орловские ЕВ. 1908. 46. С. 1125–1127.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

кн. Иоанном III и его братьями удельными князьями Андреем Васильевичем Угличским и Борисом Васильевичем Волоцким. 20 сент. 1491 г. в нарушение крестного целования в Москве был «поиман» кн. Андрей (ПСРЛ. Т. 25. С. 333). Н. С. Борисов справедливо полагает, что арест брата вел. князя не мог совершиться без согласия митрополита, ранее давшего кн. Андрею гарантии неприкосновенности ( Борисов Н. С. Иван III. М., 2000. С. 597). Только в малодостоверном пересказе В. Н. Татищева находим упоминание о попытке митрополита воспользоваться правом печалования ( Татищев В. Н. Собр. соч. М., 1996. Т. 6: История российская. Ч. 4. С. 79). 6 нояб. 1493 г. кн. Андрей умер в заточении, и, возможно, эта смерть стала одной из причин падения авторитета митрополита и вместе с др. обстоятельствами могла способствовать его удалению с кафедры. В Псковских летописях зафиксирована такая последовательность событий: «В лето 7002. Преставися князь Андрей в поимании. Того же лета преставися князь Борис Васильевич Волоцкой. Того же лета сведень с митрополии Изосима» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 251). В 1493/94 г. сгорел митрополичий двор в Москве, в том же году на нем было сооружено «три кельи камены с подклеты» (Там же. Т. 24. С. 240). 17 мая 1494 г. З. оставил митрополичий престол. Ранние летописи связывают его уход с волей вел. князя или с собственным желанием архиерея. Вологодско-Пермская летопись сообщает: «Послал сослал князь великии Зосиму митрополита с митропольи» (Там же. Т. 26. С. 289). Владимирский летописец указывает на добровольное оставление З. кафедры (Там же. Т. 30. С. 138). Согласно Типографской летописи, «тоя же весны, мая 17, митрополит Зосима остави митрополию не по своей воли и съиде с митропольи в келью на Симаново в монастырь и оттоле кь Троици в Сергиевь монастырь» (Там же. Т. 24. С. 213). Дискредитирующие З. известия содержатся в Софийской II летописи (отражающей свод 1518 г., в к-ром представлена офиц. т. зр. митрополичьей кафедры нач. XVI в.): «Митрополит Зосима оставил митрополию не своею волею, но непомерно питья дръжашеся и о Церкви Божией не радяше» (Там же.

http://pravenc.ru/text/200033.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010