Посольство в Константинополь окончательно положило конец тому разладу, который наметился, было, после третьего брака Симеона, заключенного с тверской княжной. О своих планах князь не посчитал нужным уведомить митрополита, вероятно, не рассчитывая на его благословение. За это Феогност затворил церкви (очевидно, в Москве). Вот как об этом повествует Рогожский летописец: «А женился князь великий утаився митрополита Феогноста, митрополит же не благослови его и церкви затвори, по олна посылали в Царьгород благословения просит». 57 Первоиерарх, возмущенный таким пренебрежением к себе и к требованиям Церкви, показал ту власть, которая была в его руках. Ее почувствовали на себе и клирики, способствовавшие это свадьбе: например, пострадал Стефан – -брат Сергия Радонежского и духовник великого князя. Эта акция митрополита доказывала его объективность: интердикт мог быть направлен не только против врагов великого князя, но и против самого московского Властителя, если он нарушал церковные установления. Скорее всего, митрополит не сомневался и в поддержке патриарха. Симеон же в такой ситуации имел все поводы для беспокойства: его сын мог оказаться незаконнорожденным, т. е. лишенным в глазах духовенства законных прав наследника. 58 Н. С. Борисов особенное внимание обратил на то, что кроме всего прочего при этом рушилась политическая московско-тверская система, направленная против Литвы, которую пытался создать Симеон этой свадьбой. Эта коллизия – яркая иллюстрация положения митрополита в политическом раскладе: с его интердиктами вынуждена считаться не только община, но и сам великий князь. Высшая церковная власть становилась достаточно независимой не только от общества, но и от самого великого князя. И в то же время, в таком усилении влияния митрополита скрывалась угроза: наложение интердиктов по причинам, объективность которых была бы сомнительна с точки зрения канонов или общерусской пользы, немедленно девальвировало бы силу этих отлучений. Но пока правота митрополита сомнению не подлежала, и Симеону не оставалось ничего, как только искать примирения с ним. Затем совместно была найдена взаимовыгодная форма для посольства в столицу Византии. (Кстати, грекам не могло не польстить обращение Симеона к центру Православия в трудной матримониальной ситуации (Б. В. Кричевский).) При этом важно учитывать и то, что свадьба великого князя имела под собой не только сугубо политические причины, этот брак мог иметь и мотивы иного свойства. Н. С. Борисов справедливо подчеркивал, что породнение двух некогда враждующих родов – Московского и Тверского – являлось, возможно, своего рода покаянием за прежние кровавые распри, оно же могло стать залогом будущего мира, в котором Церковь , разумеется. Была заинтересована.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Прп. Макарий Оптинский писал о Крымской войне: «...Война эта есть перст Божий и бич наказующий нас, уклонившихся от правого пути... Многие, положившие живот свой на брани, верно получат оставление грехов и многие увенчаются нетленными венцами славы небесной ; а оставшиеся ближние их, да и все вообще, страдая о сем сердцем, и терпя во многом нужду, невольно оставят роскошь и утвердятся в вере. Судьбы Божии для нас непостижимы...» . О том же старец пишет и в следующем письме: «Посему-то Господь и попущает различные скорби, войны, болезни смертоносные, чтобы обратить всячески к покаянию и спасти. и это мы ясно видим в событии нынешней войны: много перешло в вечность спасенных ; в дальнейшем же во всем для нас непостижима тайна судеб Божиих» . Прп. Макарий не утверждает, что все погибшие на войне воины спаслись, но многие . При этом иные получили только прощение грехов, а иные венцы славы, т.е. получили более высокую награду. Свт. Иннокентий (Борисов) (1800–1857) Свт. Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический, откликнулся на Крымскую войну (1853–1856) рядом патриотических проповедей. В первую очередь обращает на себя внимание суждение свт. Иннокентия о том, «каковым вообще подобает быть воинству православному, и чем особенно должен украшаться русский воин христолюбивый». По его словам, «рать земная тогда токмо совершенна, когда на земле служит подобием Воинства Небесного ». Исполнение воинской присяги святитель приравнивает исполнению христианского долга, верности Государю – верности Господу. Собственно, в этом и состоит уподобление служений воинств земных и Небесных: «Подобно Ангелам небесным, вам (православным воинам. – В.Н. ) подобает всегда и везде твердо стоять в истине и правде и смело разить врагов веры, престола и Отечества. ... C лужа верно царю земному, вы исполняете этим самым волю Царя Небесного ». И Церковь благословляет именно такое служение: «Святая Церковь, как истинная матерь наша, сердечно сорадуется вашему преспеянию на поле мужества и чести; как матерь благословляет вас на новые подвиги...»

http://radonezh.ru/2023/07/10/russkie-sv...

и разоблачено в нем совершенно от схоластики и Латинского языка и таким образом введено в круг Русской литературы и предложено, так сказать, ко всеобщему употреблению для всех любителей богословских познаний» (23-е присуждение учрежденных П. Н. Демидовым наград, 28 мая 1854 г. СПб., 1854. С. 29-42). Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. Литография П. Ф. Бореля. сер. - 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. Литография П. Ф. Бореля. сер. - 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) И., которого называли «русским Златоустом», особенно прославился своими проповедями. По мнению мн. современников, в искусстве проповеди он сделал настоящий переворот. Известность проповедника пришла к И. уже в С.-Петербурге, где он читал проповеди в Александро-Невской лавре, Казанском соборе и др. церквах. В КДА проповедовал почти за каждым богослужением, его проповеди привлекали множество верующих. Нек-рые почитатели ходили на проповеди И. с бумагой и записывали сказанное им. В Киеве слушать его приходили поляки, в Одессе - мусульмане, караимы, иудеи, к-рых И. приглашал специально. В 1834 г. на проповеди И. обратили внимание при имп. дворе после доклада обер-прокурора С. Д. Нечаева имп. Николаю I «о новом блестящем даровании красноречия духовного». Его проповеднический талант развился гл. обр. на изучении творений свт. Иоанна Златоуста, а также Ж. Б. Боссюэ, Ж. Б. Массийона и др. знаменитых проповедников Запада. По одним отзывам, И. тщательно готовил свои проповеди и произносил наизусть, по другим - был преимущественно импровизатором. Его ораторские способности дополнялись прекрасной дикцией, выразительной жестикуляцией, мимикой. И. говорил просто и естественно, давая время вдуматься в слова и поражая быстротой переходов от одного предмета к другому. Любимой темой проповедей И. было искупление человека и спасительная сила страданий. 23 апр. 1857 г. в Симферополе состоялось последнее богослужение владыки, за которым он произнес проповедь о загробной жизни: «Главное поле брани для Христианина есть его сердце.

http://pravenc.ru/text/389617.html

Отец Владимир отметил также, что издание этого собрания сочинений благословил Святейший Патриарх Кирилл. Всякое собрание сочинений, в частности такого выдающегося человека, это явление не только в книжном мире, но и в российском и мировом культурном пространстве. «В подготовке текстов к изданию я чувствовал духовную поддержку со стороны отца Александра Меня, его молитвенную помощь, и это очень помогало в нашей работе». Протоиерей Виктор Григоренко, настоятель Сергиевского храма, построенного на месте убийства отца Александра, рассказал, что часто встречается с людьми, которые пришли к вере благодаря книге «Сын Человеческий». «Люди приезжают в наш храм не только со всей России, но и из-за рубежа. Общий тираж книг отца Александра — 8 миллионов экземпляров. И это большая радость, что к нему добавляется еще одно издание. Я знаю, что сотрудники Издательства проделали огромную работу, готовя это издание, многое пришлось сверять и проверять. Но зато мы сегодня имеем почти академическое издание книги, которое приведет в Церковь еще очень много людей», — сказал отец Виктор. Настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов поделился воспоминаниями о том, как держал в руках самый первый — самиздатовский — вариант книги «Сын Человеческий». Он знал ее автора с детства. «Это было осенью 1958 г. и первый тираж был 6 экземпляров — столько листов брала печатная машинка. Листы переплели в книжицу, где иллюстрации — картинки из других книг и журналов — были наклеены самим отцом Александром, — вспоминает он. — Друзья говорили ему, зачем ты это пишешь? Никто не издаст твои труды, все это так в столе и останется, да и небезопасно все это. А он отвечал: " Если нам будет, что сказать о нашей вере, Господь найдет пути, чтобы донести до тех, кто это захочет услышать " , и продолжал свою работу». И словно в подтверждение этих слов, тиражи его книги во Франции и Италии расходились очень быстро, хотя были и скептики. Отец Александр Мень пишет о Христе так, словно знал Его лично. И в его жизни было немало моментов, когда он действительно имел откровение личного присутствия Христа, говорит священник. «Он всегда говорил: самое главное, что Христос не оставил нам ничего после себя, а сам остался с нами, сказав самые главные слова: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), — заключил отец Александр Борисов.

http://patriarchia.ru/db/text/4210725.ht...

Расположены были при оз. Пелетцком под Сивериком – Венуй, Венуя (2), Лекса, На Лексе (2), Пелецала; на р. Пелетцкой под Сив. Калдома, Килдима, Пеленеми; при оз. Коверском – Ковера; при оз. Чангольском – Чангоя; при оз. Койдерском – Койдера (3), На Наволоке (2), при оз. Нодлашском – Новдлакша, Нодлакша, Патрикова Сирья; при оз. Роярве – Винелакша; при оз. Виниярве – Виниярва: при оз. Тогмоярве – Тогмоярва; при оз. Мегриярве – Мегриярва Большая и Меньшая. Погост Воскресенский Соломянской, подобно Иломанскому лежавший в северовосточном углу Корельского уезда, граничил с Олонецким краем. «На погосте церковь Воскресенье Христово, на погосте ж нетяглых дв. поп Василей, дв. дьяк церковной Кирилко, дв. сторож церковной Селиверстик» (XII, 179). В погосте видим земли а) оброчные, б) за наместниками и в) монастырские. Большая часть земель находилась за наместниками, которым принадлежали приданные им луки из оброчных, бывших за Настасьею, женою Ивана Григорьева и бывшая владычняя волость Соломяна (461 л.). Из монастырей 5 луков земли имел Спасский Валаамский монастырь. Всего же в погосте было 290 дворов, 474 человека и лука, из них оброчных 20 дворов, 30 человек и луков. за наместниками 290 дв. 474 чел. и лука монастырских Оброчных луков – 5,8%, наместниковых 93,1%, монастырских 0,9%. На территории погоста находились деревни: Борисов Наволок, Варбоселка, В Вулахте на Салуе Острове, В Кузминску, В Лойги Таибале (3), В Янежнем Наволоке на Манецком О-ву, Каргосурья, Киельская Понги на Салуе Острове, Ковера близ Падуна порога, Кондуша, Лунгула на Салуе Острове, На Кале озере за Суею, На Кекельском оз. бл. р. Суи, На Манецком Острову, На Пейбуеве Горе, На Полях на Манецком Острову, На Уксе в Уских (2), Орисело на Манецком Острову, Плундоголова, Пужзвина Весь – село из Соломяне у пог., Ряимола (3), Тулома (2), Уская (2), Ялгалакша Кайбальский Наволок, Яня Весь село. Из них у Ладожского озера – Борисов Наволок, В Лойги Таибале, Каргосурья; на оз. Кале – на Кале оз.; на оз. Кекельском – На Кекельском оз., бл. р. Суи; на р. Яне – Варбоселка, Плундоголова, Ряимола (3), Яня Весь; на р. Туломе, бл. Падуна порога – Ковера, Тулома (2); на р. Уксе у порога – Уская (2). Количество каждого рода владений по погостам

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

На примерах репрессий священнослужителей Костромской епархии попытаемся раскрыть истинную картину происходившего. В 1928–1929 центром иосифлянской активности Костромской епархии были Костромской (священники В. Сарментов, М. Изюмов, И. Альбов), Буйский р-ны (в основном насельники закрытого в 1927 году Иаково-Железноборовского монастыря иером. Иоасаф (Сазанов), иером. Петр (Серов), иером. Серафим (Борисов)) и Нерехтский районы (последователи епископа Любимского, викария Ярославской епархии Варлаама (Ряшинцева) ), а также территория бывшего Кинешемского викариатства (сторонники епископа Василия Кинеешмского и Николая (Голубева)). Церковная ситуация в Костроме в 20-х – нач. 40-х гг. среди православных была пестрой: были обновленцы и тихоновцы, викториане и григориане, много было иосифлян. 7 сентября 1929 г. была арестована группа «иосифлян», которые проходили по делу Ярославской церковно-монархической организации «Истинное Православие», постановлением Коллегии ОГПУ от 3 января 1930 г. на 3 года лагерей был осужден иеромонах Алексий (Голубев); священники Константин Разумов, Иоанн Румянцев, Михаил Успенский, священник Александр Яковлев были приговорены к 5 годам; священники Иоанн Нарбеков, Василий Добровольский, Николай Доватский – к 3 годам ссылки в Северный край, епископ Николай (Голубев) ко времени вынесения приговора скончался. В 1932 году был арестованы как принадлежавшие к иосифлянам – ИПЦ – бывшие насельники Иаково-Железноборовского монастыря иеромонахи Серафим (Борисов) и Серафим (Груздев) . 29 октября были подвергнуты арестам 20 представителей духовенства и мирян Костромы. Еще ранее, в феврале 1929 г., как активный участник ИПЦ приговорен к ссылке на 3 года епископ Василий (Преображенский), которому по окончании ссылки было инкриминировано, что он: «В 1918 году создал сеть контрреволюционных кружков — филиал ИПЦ (Истинная Православная Церковь), ставивший своей задачей через религиозное антисоветское воспитание религиозных масс свержение существующего строя [...] Организовал и воспитывал кадры тайного моления монашества. Добился в ряде сельсоветов Кинешемского района упадка роста коллективизации, массовых волнений и ухода старых работниц с производств» . В декабре 1932 г. были арестованы священнослужители с. Сидоровское свящ. П. Березин и диакон В. Магер. В июле 1933 года епископ Василий Кинешемский был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Вместе с ним приговорили еще одиннадцать человек, в частности священника Павла Березина, Александра Чумакова и монахиню Виталию — к пяти годам, Марию Андреевну Дмитрову и ее сестру Елизавету — к трем годам лагерей.

http://bogoslov.ru/article/5081610

Значительную роль в строительстве и благоустройстве Ильинского погоста в 19 в. сыграл инициативный и энергичный священник о. Михаил (Михаил Николаевич Соловьев, пришел на службу в погосте в 1799 г., прослужил там 36,5 лет), который сумел привлечь к строительству новых благотворителей, организовывал работы по строительству и украшению храмов. В процессе строительства о. Михаил проявлял лучшие черты организатора и рачительного, бережливого хозяина, стремился часть работ выполнять силами прихожан, без лишних трат. Так прихожане вместе с о. Михаилом рыли канавы для фундамента, доставляли камень и кирпич, ездили за известью верст за 70. Среди церковных благотворителей-меценатов были губернские и уездные дворяне и помещики - дворяне Анна Васильевна Траубе, княгиня Агрипина Алексеевна Долгорукая, князь Иван Михайлович Долгорукий, генерал-интендант Александр Филиппович Пожарский, Силантий Васильевич Валуев, шуйский купец 2-й гильдии Н.Г. Калужский. В истории погоста выделяются два этапа активного церковного строительства и благоустройства – середина 16 в. и начало 19 в. Первый этап – строительство деревянных церквей и оснащение их необходимой утварью тестем Иоанна Грозного Василием Степановичем Собакиным. Второй этап – перестройка и благоустройство церквей в камне, в первой четверти 19 в. В 1629 г. упоминается только один храм - Воскресения Христова, с приделом Святого пророка Илии (вторая – Сергиевская церковь, на тот момент, была либо разрушена поляками, либо находилась в аварийном состоя-нии и вовсе не упоминалась). В конце 17 в. отмечается уже две отдельные церкви “…в Телешовской волости в церковных землях, погост Воскресения Христова, да Святого пророка Илии…погост Преподобного Сергия Радонеж-ского на р. Тезе, а на погосте церковь Воскресения Христова древяна ветха (скорее всего, “древяна верх” – признак шатрового завершения храма), да придел Св. Пророка Илии. А в церквах Божие милосердие – образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякая церковная утварь, строение Василия Собакина” (В. Борисов, ссылаясь на Писцовые книги Александра Теприцкого и Ивана Небогатова (1685-1686 гг.)). В 1772 г. суздальского архиепископа Геннадия просили о перестройке обветшавших деревянных Ильинской и Сергиевской церквей (были шатровыми). Чуть позже епископ Владимирский Ксенофонт благословил строительство новой каменной Ильинской церкви с колокольней вместо ветхих деревянных. Видимо, один из деревянных храмов – Воскресенский (построенный еще В.С. Собакиным) был разрушен еще до строительства нового каменного. В. Борисов указывал: “должно полагать, что церковь сия сгорела и возобновлена уже не была. Место, где была церковь, сохранилось…и означено поставленным тут крестом”.

http://sobory.ru/article/?object=06286

того ж господина деревни Сароченки крестьяне (л. 183 об.); того ж села Ржавы капитан князь Алексей Иванов сын Кал(ь)цов Масал(ь)ской вдов (54), дочь ево княжна девица Настасия (18), дворовые ево люди и крестьяне; деревни Есенков помещика Петра Борисова сына Горскина крестьяне; помещика Ивана Дмитрева сына Рупцова крестьяне; деревни Незымайковой порутчик Александр Андреев сын (фамилии нет – М.Р.) (41), жена ево Марфа Иванова (38), дочь их Анна (10), крестьяне; деревни Черамошни порутчика Петра Федорова сына Васильева крестьяне; той же деревни помещика Михайлы Петрова сына Еворлакова крестьяне (л. 190); той же деревни полковника Афонасья Никитина сына Тыртова дворовые люди и крестьяне (л. 190 об.); той же деревни помещика Амлия (sic!) Степанова сына (фамилии нет – М.Р.) (помещик Амплий Степанович Шепелев – М.Р.) крестьяне; той же деревни помещицы Анны Алексеевой дочери Чюлковой крестьяне (л. 191 об.); помещика Афонасья Никитина сына Тыртова крестьяне (л. 192); той же деревни князь Сергия Григорьева сына Урусова дворовые люди и крестьяне; деревни Л(ь)вовой князь Петра Иванова сына Горчекова дворовые люди и крестьяне; деревни Л(ь)вовой князь Михайлы Данилова сына Борятинскаго дворовые люди и крестьяне. 46) 40, лл. 198–217. Села Пирагова, что в Сапове (село Пирогово, что в Сапове Дуброве, село Богородицкое – М.Р.) церковь Рождества Пресвятыя Богородицы. 1 . Тоя церкви иерей Василей Григорьев (42), жена ево Праскевия Филипова (40), дети их – Иван (12), Филипп (7), Ияков (4), дочь Ксения (16), Анна (9), Пелагея (6). 2 . Диякон Данила Борисов (38), жена ево Праскевия Васильева (30), дети их – Алексей (7), Иона (6), Пелагея (12), Мария (10); дьячек Леонтий Алексеев (32), жена ево Праскевия Васильева (28), дети их – Тимофей (5), Анна (7). 3 . Пономарь Тимофей Борисов (30), жена ево Евдокея Васильева (31), дети их – Федор (4), Василей (2), Матрена (полугоду); Трафим Барисов (42); церковник Петр Барисов (33), жена ево Ксения Аврамова (30), дети их – Евдокея (8), Анна (6), Анна (4).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Видеоинтервью с деканом Свято-Владимирской православной богословской семинарии протоиереем Иоанном Бэром посвящено проблемам миссии Православной Церкви в современном мире. 4 ноября в рамках выставки «Православная Русь – ко Дню народного единства. Русская Православная Церковь итоги двадцатилетия: 1991-2011 годы» в ЦВЗ «Манеж» состоялось награждение лауреатов VI открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу». Среди лауреатов – главный редактор портала «Богослов.Ru» протоиерей Павел Великанов. В своём интервью о. Павел рассказывает о проекте, результатом которого и стала книга «Простые ответы на сложные вопросы», занявшая призовое место в конкурсе. Видеоинтервью с секретарем предстоятеля Албанской Православной Церкви диаконом Анастасием Бендо посвящено нынешнему состоянию одной из самых малоизвестных Православных Церквей современности. Вниманию посетителей портала «Богослов.ру» предлагается видеозапись интервью с научным сотрудником Института всеобщей истории РАН Андреем Юрьевичем Виноградовым. Вниманию посетителей портала «Богослов.ру» предлагается видеозапись интервью с библиотекарем монастыря святой Екатерины на горе Синай архимандритом Иустином Вниманию посетителей портала «Богослов.ру» предлагается видеозапись интервью с профессором философии Афинского университета Константином Ниархосом. В продолжение статьи , посвященной диалогу Римско-Католической и Англиканской Церквей, священник Антоний Борисов анализирует англикано-католическую дискуссию о наличии апостольского преемства у клира Церкви Англии. Вниманию посетителей портала «Богослов.ру» предлагается видеозапись интервью с директором Александрийской патриаршей библиотеки Апостолосом Трифиллисом Протодиакон Юрки Хяркёнен, секретарь по богословским вопросам главы Православной Церкви Финляндии, принял участие в работе VI Международной богословской конференции «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» (Москва, 15-18 ноября 2010 г.) О Православии в Финляндии и вызовах секулярного общества о. Юрки рассказал в интервью порталу «Богослов.Ru».

http://bogoslov.ru/person/27648

Борисов В.А., Владимирские губернские ведомости 46, 1850. Борисов В.А. Описание города Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. М., 1851. Преображенский храм был освящён в 1836 году. До XVII века село Мельничное - вотчина князей Шуйских, в XIX веке - поместье декабриста Н.В.Шимановского. Ныне входит в черту города. Церковь примечательна своим расположением, убранством, древним происхождением, современной историей. Церковный комплекс с храмом, сторожкой и небольшим кладбищем расположен на живописном склоне холма, который огибают небольшие речки Сеха и Мотовилиха. В 17 веке на речках стояли мельницы, с чем и связывают название села. Несмотря на незначительную высоту холма на общем фоне равнинной местности церковь видна с северных подъездов к Шуе – от Осиновой горы, дорог от Иванова (автомобильной и железной), Дунилова, Введенья. Все значимые в Шуйской послевоенной церковной жизни события связаны именно с храмом в Мельничном. Храм был закрыт в 30-е гг., затем открыт в 40-е. В период, когда храм был закрыт, помещение использовалось как мастерские и склад. С конца 40-х до начала 90-х гг церковь в Мельничном оставалась единственной действующей в Шуе (село Мельничное присоединено к Шуе 16.05.1940). Во всём шуйском районе богослужения не прекращались в единственной церкви - в селе Кузнецово. Утраченные после закрытия храма церковные ценности и утварь частично компенсировались личными пожертвованиями шуян (до революции в Шуе и ближайших к городу селах – Мельничном, Юрчакове, Взорново действовало свыше 20 храмов, в том числе один монастырь), приносивших в единственную церковь семейные иконы, церковные книги. В архитектурном отношении храм несколько разнородный – сочетание позднего классицизма и псевдорусского стиля, строился в несколько этапов “усердием шуйских купцов”. Строительство существующей сейчас церкви продолжалось несколько десятилетий: сначала к деревянной Никольской церкви (1711 г.) была пристроена тёплая каменная церковь Святого Апостола Якова с колокольней (1822 г.), затем деревянная церковь перестроена в каменную (1836 г), в тёплой части устроен придел Преображения Господня (1869 г.). Таким образом, строительство храма велось с запада на восток (от колокольни к алтарю).

http://sobory.ru/article/?object=07482

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010