Вместе с тем, «А.С.» считал, что митрополит Казанский и Астраханский Гермоген (Ермоген), сам будучи очевидцем явления Казанской иконы Божией Матери и происходивших от неё чудес, не пользовался этим письменным свидетельством. Однако весомых аргументов в пользу данного утверждения он не привёл, ограничившись достаточно сомнительными рассуждениями общего характера. Предполагая, что «это описание должно было очевидно носить характер официальный, отличаться сжатостью и сухостью», «А.С.» писал: «Очевидно, оно не могло удовлетворить набожного молодого царя - Фёдора Ивановича, и ему, как человеку, к сердцу, принимающему церковные дела, интересно было иметь об иконе Казанския Божия Матери более подробные, чем официальные, сведения. Благодаря всему этому и мы имеем знаменитое сочинение патриарха Гермогена. Если дело происходило так, то очевидно, Гермогену и не зачем было пользоваться этим документом, ибо он сам, как очевидец, знал подробно факт явления иконы и те чудеса, какие излила Божия Матерь в Казани. Значит ему не зачем было и пользоваться этим сочинением, и он вправе был сказать, что он пишет то, что видел и слышал и что подаст " Святый Дух " . Если бы он имел готовый материал под руками, то прямо сказал бы об этом, а если бы и нет, то не стал бы жаловаться на труд выполнения желания царя и Авторитетный славист Андреас Эббингхауз, проанализировавший целый ряд рукописных текстов, повествующих о явлении Казанской иконы Божией Матери, также, помимо прочего, пришёл к выводам о том, что «текст Гермогена является вторичным», и что тот «вмешался в фактическое содержание одного из первых анонимных В своём вступлении и комментарии к тексту рукописи «Повести...» и его переводу, размещённым в «Электронных публикациях Института русской литературы ( Пушкинс кого Дома) РАН», учёный О.В. Панченко также особо отметил, со ссылкой на А. Эббинхауза, что: «Эта повесть не является, однако, творением одного только Гермогена. Как установил немецкий исследователь А. Эббингхауз, у Гермогена был предшественник, написавший " Слово о явлении святыя иконы Пречистыя Богородицы честнаго ея Одигитрия, иже есть в Казани " , представляющее собой старшую редакцию " Повести о явлении Казанской иконы " (См.: Andreas Ebbinghaus. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. Berlin. 1990. 5. 209 - 219).

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Прихожане стали думать о приобретении жилья для батюшки. По Божией воле узнали, что рядом с церковной территорией продается дом. Это предопределило место строительства храма святителю Николаю Угоднику, потому что вместе с домом была приобретена и земля. В приобретении церковного дома помогли Г.Б. Вашакидзе, В.Л. Ташланов, Е.И. Ренев, В.М. Дацкевич и другие. 6 декабря в актовом зале Дома детского творчества состоялся сход жителей сел Казанское и Новоселезнево с повесткой «О строительстве церкви в с. Казанское». Сход провел Глава Казанской сельской администрации С.Л. Черкасов. Все присутствующие на сходе пришли к единому мнению: откладывать строительство храма больше нельзя. На этом же сходе было принято обращение к гражданам района с просьбой оказать посильную помощь в строительстве православного храма в селе Казанском. 22 мая, на празднование памяти святителя Николая, после Божественной литургии в храме Казанской иконы Божией Матери иерей Евгений сообщил присутствующим, что прежде существовавший храм в селе Казанском был освящен в честь Святителя Николая, поэтому и новый храм будет освящен в честь этого святого. 14 августа 2005 года иерей Евгений Пуртов освятил Поклонный крест и земельный участок под строительство храма. Однако, начала строительства пришлось ждать долго. Оно началось лишь 14 июня 2006 года. 6 апреля 2007 года перед самой Пасхой верующие встречали иерея Вадима Овчинникова из Знаменского кафедрального собора города Тюмени, который позднее, 11 января 2008 года, Указом Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия был назначен настоятелем прихода в честь Казанской иконы Божией Матери. Осенью 2007 года продолжилось строительство храма. Комитет по делам национальностей Тюменской области выделил на его строительство 15 миллионов рублей. Строительство вело «Бердюжьеагрострой» во главе с гендиректором Петром Максимовичем Неймешевым. Весной 2008 года по благословению Владыки Димитрия начался сбор средств на колокола. Собирали всем миром. 19 декабря 2008 года колокола были освящены и 27 декабря установлены на колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=25255

«И вняли все ея глаголам, что в недрах Лик земных сокрыт, спешит Архиерей с собором найти бесценный Маргарит...» Несмотря на то, что Казанская икона Божией Матери являлась (и остаётся по сей день) одной из наиболее высокочтимых в русском православии святынь, празднование юбилея её явления (обретения) носило исключительно внутриепархиальный характер и, к сожалению, не привлекло к себе внимания столичного священноначалия и светских властей. Инициатором проведения этого торжества выступил архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Я./И./Г. Амфитеатров) (1815 - 1879), с. 402] занимавший местную кафедру с 1866 по 1879 гг. и особо заботившийся о развитии миссионерской деятельности. В 3 от 1 февраля 1879 г. «Известий по Казанской Епархии» было опубликовано распоряжение епархиального начальства «О предполагаемом праздновании трёхсотлетнего юбилея, от обретения в г. Казани чудотворной иконы Божией Матери, именуемой казанскою». «Икона сия, - указывалось в нём, в частности, - хранимая и чтимая с подобающим ей благоговением в здешней женской обители и ознаменовавшая себя бесчисленными проявлениями чрез неё чудодейственной силы и неисчерпаемой милости Пресвятой Девы Богоматери ко всему роду христианскому и ко всем православным христианам, благоговейно чтущим Её и прибегающим к Ней с усердными молитвами, не только составляет драгоценнейшую святыню в нашем граде и в здешней стране, но и в целом русском царстве повсюду чтится преимущественно, как известно, пред всеми многочисленными иконами Богоматери, так что в редком городе нет списков с сей св[ятой] иконы, особенно чтимых и ознаменованных даже чудотворениями, а также в весьма многих обителях и даже селениях есть таковые иконы, равно и Божиих храмов с празднованием Божией Матери и иконы Её, именуемой казанскою, находится бесчисленное множество на Руси православной». с. 64] К 300-летнему юбилею явления (обретения) Казанской иконы Божией Матери известный миссионер, духовный писатель и учёный, заведующий кафедрой древнееврейского языка и библейской археологии Казанской духовной академии (КДА) священник Е.А. Малов (1835 - 1918) подготовил и издал в типографии Императорского Казанского университета книгу «Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние», печатание которой было дозволено Казанским Комитетом духовной цензуры 26 июня 1879 г. (цензор - профессор КДА В.В. Миротворцев). с. (2)]

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

Очевидно, что посещение КБМ не стало самым заметным пунктом в программе пребывания Императора Павла I Петровича в г. Казани. Вместе с тем, само строительство нового собора на месте явления чудотворного Казанского образа Богородицы, возведённого в 1798 - 1808 гг., явилось в известном смысле событием общероссийского масштаба. В данной связи особо обращает на себя внимание также то обстоятельство, что на следующий год - в 1799 г. - Император Павел I Петрович озаботился возведением нового Казанского собора в столице Российской Империи - г. Санкт-Петербурге, строительство которого было осуществлено в 1801 - 1811 гг. «По сему Плану строить церковь призвав Бога в помощь» В последней трети XVIII в. на долю КБМ выпало немало испытаний, наиболее тяжёлым из которых стало его разорение 12 июля 1774 г. пугачёвцами, сопровождавшееся разрушительным пожаром.(4) В скором времени построенный в 1595 г. Казанский собор («Соборный храм Божией Матери каменной, сооружённой во имя честнаго святыя иконы Ея явления в Казане»)(5) обветшал настолько, что стал непригоден для богослужений(6). Согласно свидетельству тех лет, в соборе «уже и камни валились из стен и сводов и никакие укрепления удержать были не сильны».(7) «Поэтому, - указывал профессор Казанской духовной академии священник Е.А. Малов (1835 - 1918) в своём исследовании " Казанский Богородицкий девичь монастырь " , изданном в г. Казани в 1879 г., - преосвященный Амвросий Подобедов, Архиепископ казанский, с дозволения начальства и с согласия граждан казанских, предпринял намерение разобрать ветхую, прежнюю церковь и на её месте построить новую в большем против прежнего размере».(8) Соответствующее ходатайство правящий архиерей возбудил перед Святейшим Правительствующим Синодом.(9) Весьма важным при этом представляется указание на то, что данное решение архиепископа Казанского и Свияжского Амвросия (А.И. Подобедова) (1742 - 1818) не было единоличным, так как первый Казанский собор КБМ, несмотря на свою ветхость, несомненно, сам по себе уже являлся великой святыней и ценным общественно-историческим достоянием.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

А как дорога была заветная и родная им святыня, видно из того, что они ревностно сохраняли даже самый национальный костюм и язык от других поселенцев г. Павловска. По словам митрополита Евгения: «в Павловске купечество – большая часть казанцев, коих отличие в языке, а также в женских уборах сохраняется в Павловске и до ныне». В павловском городовом магистрате, сообщает митрополит Евгений, две грамоты от Казанского митрополита Тихона (с 25 марта 1699 г. по 24 марта 1724 г.) к предкам сих граждан, жившим еще в г. Троицке на Таганроге, писанная одна в 1709 г. от 8 августа, а другая в 1710 г. от 13 мая. С первою грамотою митрополит прислал им по просьбе их икону казанских чудотворцев Гурия, Варсанофия и Германа с вложением в оною св. мощей. Икона написана на кипарисной доске… Во второй грамоте митрополит Тихон благодарит граждан за то, что они не забывают своего пастыря. Кроме этой иконы замечательна и древностью, и глубоким к ней благоговением граждан храмовая икона Казанской Божией Матери, точная копия с чудотворной. Написана она на кипарисной доске, покрыта серебряною позлащенною ризою и украшена драгоценными камнями. На обороте этой иконы выбита следующая надпись: «При державе Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича сей образ Пресвятой Богородицы образ написан истинным подобием с чудотворной ее иконы, именуемой Казанской, сребропозлащенным окладом обложен по обещанию града Казани разных чинов жителей. Писал изограф Казанский протодиакон Григорий Терентьев, среброковач Семен Дмитриев». Первоначально построенная деревянная церковь сгорела в 1766 г. и на месте ее построена новая каменная с приделом св. Николая. Эта церковь была освящена 7 июля 1776 г., а придел св. Николая освящен 6 июля 1770 г. В Казанской церкви местно чтится как чудотворная икона Боголюбской Божией Матери. Икона написана на кипарисной доске, обложена серебряно-позлащенною ризою. По преданию, она была пожертвована кем-то в Казанскую церковь и до 1831 г. находилась в церковной кладовой. В 1831 г. в Павловске была сильная холера, и во время этого бедствия местный священник о. Павел Корейша из любопытства рассматривал бывшие в кладовой иконы и обратил внимание на эту. Ему вспомнилось чудесное спасение г. Смоленска, Козлова (в 1779 г.) от моровой язвы по молитвам граждан перед иконою Боголюбской Божией Матери и приказал икону поставить в храм. Во время холеры ее обносили вокруг города, и болезнь ослабела, стали брать ее в дома для служения перед нею молебнов и больные выздоравливали. Особенную веру питала к этой иконе помещица слободы Семеек Елисавета Александровна Станищева-Лазарева, нередко бравшая икону в дом свой. Ее усердием устроена серебряная позлащенная риза. Во время холеры 1847 г. граждане с верою притекали к сей иконе и получали исцеление. С того времени в каждый воскресный день на вечерни перед иконою читается акафист Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=09776

В 1697 году на Ильин день под начальством Якова Буша полк отправился по Волге в Дмитриевск. Летопись доносит до нас и имя первого священника Дмитриевска: " Митрополит же Казанский благословил в путь с ними священника Тимофея Никифорова со всем причтом, даны им были три казенных колокола доброго звона, книги и святые иконы " . Летопись передает нам бытовую картину проводов полка из Казани ярко и с необыкновенным юмором: " полковник и воевода Буш с людьми просили протопопа со священниками, чтобы они, облачившись в лучшие ризы, взяли с мощами честный крест, чудотворную явленную икону Казанской Божией Матери и, отслужив на стругах молебен Спасителю, Божией Матери и св. вмч. Димитрию, проводили их в путь. Архимандрит воспретил выносить из церкви явленную икону, а вместо нее позволил взять местную икону Божией Матери, списанную с чудотворной. По окончании молебна все духовенство приглашено было под шатер, в котором был воевода и все чиновные люди. Стали просить их отобедать и выпить с ними виноградного вина, а между тем дали знать всем своим людям и строго приказали, что как в первые раз из пушки выпалят были к отплытию готовы. А второй раз выпалят, то спускали бы своих сродников на берег. В третий раз выпалят, то поднимали бы якоря и плыли потихоньку. Духовенство о сей хитрости ничего не знало и когда отплыли от Казани уже далеко, стали просить полковника, чтобы приказал перевести их с иконами и со всею утварью на берег. Полковник приказал одних священнослужителей перевезти на берег, а иконы и всю утварь оставить у себя: Благополучно прибыв в новопостроенный город Дмитриевск 26 октября (по старому стилю) 8 ноября (по новому) 1697 г., отслужили молебен " . Дмитриевск при своем основании имел две уникальные святыни: икону Димитрия Солунского, которая когда-то принесена в Казань стрелецким полком как покровительница и заступница, и список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери - одна из самых почитаемых святынь в России. Летопись упоминает, что первая церковь, заложенная в Дмитриевске, была в честь Казанской иконы Божией Матери. Находилась она на высоком левом берегу Камышинки и была деревянной. Строительство ее не было закончено. Произошли события, из-за которых город стали строить на новом месте. Как отмечает летопись, икона Димитрия Солунского спасла город от разорения и указала новое место для его строительства.

http://sobory.ru/article/?object=36662

В Подмосковье, кроме упоминавшейся Знаменской церкви в Дубровицах, наиболее известны из этого ряда Спасский храм в Уборах городского округа Одинцово и храм Трех Святителей в усадьбе Волынщина-Полуектово. Последний находится в городском округе Руза и, как в случае церкви в Поречье, его центрическая композиция нарушена поздними пристройками трапезной и колокольни с западной стороны. На сайте Рузского благочиния приведен текст из метрики церкви 1887 года, в которой описаны ее реликвии. До революции здесь хранился медный лист с изображением Казанской Божией Матери и двумя ангелами. Под иконой была сделана подпись: «Помощию Божиею сооружена сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Каплуновския в лето от Рождества Христова 1763…» К старинным и местночтимым иконам текст метрики относил образ Макария Египетского, список с чудотворной иконы Успения из Киево-Печерской лавры и храмовую икону Казанской Божией Матери XVII века в серебряной ризе с чеканным текстом: «Изображение и мера с чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Каплуновския». Из текста приведенной выше метрики видно, что храм был посвящен именно Каплуновскому образу Божией Матери, который иконографически почти ничем не отличается от Казанского: единственное отличие – это короны на главах Богородицы и Младенца. Тем не менее, Каплуновский список имеет свою особую историю. В сборнике Е. Поселянина «Богоматерь: полное иллюстрированное описание ее земной жизни и посвященных ее имени чудотворных икон» приводятся предания, связанные с Каплуновской-Казанской иконой. Свое название образ получил по селу Каплуновка Харьковской губернии. В 1689 году местному священнику Иоанну Ильичу Уманову на праздник Рождества Богородицы приснилось, будто незнакомый старец предупредил его о скором приходе трех иконописцев 70, 80 и 90 лет. Старец велел принять гостей, взять у одного из них связку из восьми икон, вернуть семь, а последнюю оставить себе. Через три дня к священнику в Каплуновку действительно пришли трое пожилых иконописцев, и у одного из них в связке оказалась Казанская икона Божией Матери. Первое время икона, приобретенная у старцев-иконописцев, стояла в доме отца Иоанна Уманова, но вскоре Божия Матерь велела перенести ее в местную церковь Рождества Богородицы. Священнику явилась во сне сама Богородица, говоря: «Не вынуждай меня быть в твоей храмине, а отнеси в мою церковь!» Проснувшись, священник увидел, что из глаз Пресвятой Девы на иконе текут слезы. После этих чудесный явлений о. Иоанн Уманов торжественно перенес лик Богоматери в храм, где он с тех пор не раз являл чудесную помощь богомольцам.

http://sobory.ru/article/?object=01399

Спасская церковь в настоящем виде своем построена около середины XVII столетия игуменом Корнилием. Ее иконостас, возвышающийся до самых сводов, заслуживает внимания по скромной простоте столярной работы и по живописи икон в русском вкусе XVII столетия. Он сделан резных дел мастером старцем Ипполитом, иноком Московского Новоспасского монастыря. Договорная запись, заключенная им с игуменом Ионой в 1638 году, показывает, что он подрядился сделать иконостас несравненно великолепнее существующего. Но так как игумен Иона был в том же году переведен в настоятели Новоспасского монастыря, то крестник его Корнилий, соорудивший каменную церковь Спаса вдвое меньше предполагавшейся к постройке Ионой, подрядил инока Ипполита выстроить иконостас меньших размеров и без украшений. В Спасской церкви замечательна и чествуется особым поклонением древняя икона Божией Матери в деревянном вызолоченном киоте, стоящая за настоятельским местом в церкви. На доске, находящейся под ней, полууставом описано происшествие, случившееся в 1732 году 2 июня. Во время вечерни, когда читался акафист Божией Матери, сильный удар грома разбил большую главу и свод соборной церкви, и вслед за тем молния, опалив столбы у местных образов, зажгла пол у южных дверей. Братья, пораженные страхом, пали в беспамятстве на помост храма, но были спасены заступлением Божией Матери, образ Которой изображен в этом киоте. Украшение и киот для этой иконы сделаны архимандритом Иоасафом. Кроме Казанской иконы Божией Матери в церкви замечательны: 1) Животворящий Крест Господень; 2) киоты со святыми мощами. В ризнице хранятся некоторые древние грамоты, планы и межевые книги на поземельные владения монастыря». Преоображенский собор – трёхпрестольный. Центральный престол освящен в честь праздника Преображения Господня. Описание монастыря конца XIX века говорит, что в церкви Преображения «два придела: с правой стороны – во имя Успения Божией Матери, с левой – во имя преподобной Марии Магдалины». В описи 1763 г. упомянут один из приделов Преображенского собора: «…предел во имя преподобного Варлаама Хутынского».

http://sobory.ru/article/?object=04942

Успения Божией Матери, в Симоновом монастыре. Строилась с 1379 года, освящена 1 октября 1405 года при митрополите Св. Киприане. В 1476 году купол был разрушен молнией, и заменен новым. В 1832 году были пристроены ризница и придел Казанской Божией Матери. При обновлении 1891 года покрытие купола получило новую форму, не соответствующую четырем боковым декоративным главам. Спаса Нерукотворного Образа, в Андроньевом монастыре. Построена в 1420–1428 годах при митрополите Св. Фотии. Сложена из белого камня. Купол рушился при пожаре 1812 года, и заменен новым. В 1840–1850 годах пристроены приделы: 1) Успения Божией Матери, 2) Преподобного Андроника. II. Время митрополитов Московских и всей России Космы и Дамиана, что в Старых Панах. Иначе называется «Успения Божией Матери, что в Старой Певчей». Находится в Китай-городе, в Космодамианском переулке, близ Карунинской площади. Состоит из двух церквей и трапезной при них. Древнейшая часть – алтарь Космодамианской церкви, упоминающейся уже под 1468 годом. Над этим алтарем находится древнее помещение упраздненного в 1878 году придела Иоанна Златоуста . Успенская церковь пристроена с севера в средине XVII века. Нынешняя трапезная и колокольня построены в 1803 году. Успенский со6ор. Строился с июня 1475 года по указаниям Великого Князя Uoahha III и митрополита Геронтия зодчим Фиоравенти. Освящён 12 августа 1479 года. Приделы устроены за главным иконостасом и получили те же наименования, какие были при первом здании собора, стоявшем с 1327 года, а именно: 1) Димитрия Солунского, 2) Похвалы Богородицы, 3) Поклонения веригам Апостола Петра. В начале XVIII века последний был переосвящен во имя Апостолов Петра и Павла. Риз Положения Божией Матери во Влахерн. Находится у югозападного угла Успенского собора. Строилась с 1484 года, освящена 31 августа 1486. Была домовой церковью митрополита, а с 1656 года стала одной из дворцовых. Четырехскатная кровля – поздняя, в древности была «по закаморам». Золоченая глава с 1837 года имеет форму, не соответствуюшую древности этой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

В августе 1860 года государственные крестьяне пригородной слободы города Борисоглебска Станичной обратились в Тамбовскую Духовную консисторию и Тамбовскую Палату Государственных Имуществ с ходатайством о постройке в их слободе каменной церкви. Первоначально планировалось строительство двухпрестольного храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» и во имя преподобного Алексия, человека Божия. Особым и весьма важным духовным фактом начальной истории Знаменского храма города Борисоглебска является то, что рассматривал поданные прошения и другие документы, а также давал благословение на строительство Знаменского храма святитель Феофан Затворник, возглавлявший Тамбовскую кафедру в 1859-1863 г.г. Храм был построен в 1869 г. в Станичной слободе на средства прихожан, в том же году освящён по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Феодосия (Шаповаленко). С того времени богослужения в храме фактически не прекращались до сегодняшнего дня. В годы богоборческого лихолетья решался вопрос о закрытии храма. Храм лишился большинства колоколов. Святыни храма: чтимые икона Божией Матери «Отрада» («Утешение»), икона Божией Матери «Неопалимая Купина» (афонского письма), икона «Собор преподобных старцев Оптинских» с частицами мощей Оптинских старцев (написана насельниками Оптиной пустыни в 2000 году), икона Божией Матери «Скоропослушница» (передана в храм из разрушенного Лысогорского Свято-Успенского женского монастыря). Икона Божией Матери «Отрада», или «Утешение», - одна из главных святынь обители, находившейся в селе Таволжанка Новохоперского уезда. Образ написан иеромонахом Серафимом (Титовым) на Святой горе Афон в Ватопедском монастыре в 1875 году и был передан Знаменскому храму из разрушенного Таволжанского Казанского женского монастыря. По свидетельству монахинь монастыря, тысячи с верою притекающих к этой чудотворной иконе богомольцев получали исцеление телесных недугов, избавление от скорбей и утешение в печали. В храме имеются три книги Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского, отпечатанные в 1805 году в Киево-Печерской Лавре.

http://sobory.ru/article/?object=11533

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010