В дар храму Святейший Владыка передал список Казанской иконы Божией Матери. Далее Предстоятель Русской Церкви побывал в Спасо-Преображенском соборе — подворье Нило-Столобенской пустыни. Святейшего Патриарха приветствовал настоятель иеромонах Герман (Дымченко). В завершение визита Святейший Владыка посетил 344-й Центр боевого применения и переучивания летного состава Министерства обороны РФ. Предстоятеля Русской Церкви приветствовали начальник центра полковник А.Ф. Попов, преподаватели и личный состав. Святейший Патриарх Кирилл обратился к военнослужащим со словом. «Наши Вооруженные силы обеспечивают подлинный суверенитет нашего Отечества. Я много раз говорил, что воинский подвиг не может быть описан в материальных категориях. Если человек ступает на путь защиты Отечества, который всегда сопряжен с риском для здоровья и жизни, значит есть какая-то другая, более важная мотивация. И этой мотивацией является готовность защищать Родину, защищать своих жен, детей, свою землю, свой народ. Вы на передовой линии этой защиты, и я хотел бы пожелать помощи Божией всем вам, чтобы Господь сохранил ваши жизни, ваше здоровье, чтобы мирно и спокойно протекала жизнь ваших родных и близких», — сказал, в частности, Святейший Владыка. «Сегодня праздник Казанской иконы Божией Матери. Перед этой иконой молился наш народ в самые трудные годины испытаний, в том числе во время Великой Отечественной войны. Хотел бы каждому из вас в память о нашей сегодняшней встрече передать иконочку Божией Матери Казанской с благословением Патриарха, чтобы Дева Мария, Царица Небесная, хранила вас на непростых путях вашей жизни», — заключил Предстоятель Русской Церкви.  После посещения центра боевого применения и переучивания летного состава Святейший Патриарх Кирилл отбыл в Москву. Старо-Вознесенская церковь была известна своим внутренним убранством. В пятиярусном иконостасе были старинные иконы: местного письма — Вознесения Господня и Тихвинской Божией Матери, древние — святых Жен-мироносиц и преподобного Сергия Радонежского. Вверху иконостаса был большой крест с распятым Иисусом Христом и предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечей. В трапезной также были установлены старинные иконы в иконостасе из резных колонок с виноградными гроздьями. С потолка свешивалось большое паникадило, изображавшее голубя с распростертыми крыльями. На крыльях держались подсвечники, в которых в дни больших праздников ставились свечи. Храм был закрыт в 1929 году. В советское время все убранство храма было утрачено,  Сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви. Богослужения в храме возобновились в 2006 году.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5475475...

Покровский храмовый комплекс формировался более ста лет: 1765-1774 гг. - возводится каменная Покровская церковь с приделом св. Афанасия, Великого и четырехъярусной колокольней (при священнике Евлампии (Семенове) и протоиерее Алексии (Павлове); 1770-е гг. - сооружается каменная ограда с башнями (при протоиерее Алексии (Павлове); 1846-1847 гг. - завершается колокольня дополнительным 5-м ярусом (при священнике Алексии Максимовиче Синицыне); 1858-1860 гг. - возводится придел Грузинской иконы Божией Матери (при священнике Александре Тимофеевиче Городецком); начало 1860-х гг. - строится каменная сторожка с сараем; 1873-1874 гг. - перестраивается и расширяется южный придел и освящается в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Афанасия Великого (при священнике Стефане Димитриевиче Садикове); 1884 г. - строится новая колокольня в северо-западной части ограды по проекту архитектора П.Ф. Федорова на средства купца П.И. Буракова; 1884-1890 гг. - разбирается первоначальная колокольня (при протоиерее Феодоре Иоанновиче Образцове). Далее церковь обустраивается постоянно. Церковь невелика, с одной увенчанной крестом главой, покрытой шатровой кровлей. Тверские зодчие древнерусские формы слили с новыми, привнесенными с европейским барокко, но упрощенными, без нагромождений и пышности. Отсюда внушительность церкви и одновременно своеобразный уют и праздничность. К главному храму во имя Покрова Пресвятой Богородицы пристроены два придельных: южный - в честь Казанской иконы Божией Матери и святого Афанасия Александрийского, северный - в честь Грузинской иконы Божией Матери. Приделы объединены широкой трапезной частью. Декоративная обработка ее фасадов выдержана в классических традициях. В начале 1930-х годов новая колокольня разбирается (взрывается), сносится большая часть ограды, во время Великой Отечественной войны утрачивается завершение на храме. После войны здание храма использовалось как складское помещение учреждениями " Облпотребсоюза " , что постепенно привело сооружение в аварийное состояние, а к началу 1980-х годов поставило выдающийся памятник церковного зодчества на грань полного разрушения. С 1987 г. начинаются проектно-реставрационные работы. Восстанавливается ограда с башнями. Храм и прилегающая территория (в границах церковной ограды) передаются в пользование Тверской епархии Русской Православной Церкви в 1992 г., и тогда же совершается первая Божественная литургия во вновь открытой после десятилетий запустения Покровской церкви на праздник Покрова Божией Матери Высоко-преосвященнейшим Виктором, епископом Тверским и Кашинским, с духовенством г. Твери. Официальный статус храма - Архиерейское подворье храм Покрова Божией Матери г. Твери. Наместником подворья назначен протоиерей Павел Сорочинский. Первое время с момента открытия храма служба совершалась в Афанасьевском приделе.

http://sobory.ru/article/?object=00004

            Председатель Президиума ВС ТАССР Г. Динамухаметов».     Но здание  церкви  оказалось настолько прочным, что оно до сих пор стоит в центре  села , поражая своими размерами и величием, не собираясь разрушаться. Храм до сих пор верно служит жителям села. На высокой колокольне висит небольшой колокол, который в минуту опасности возвещает жителям об опасностях и пожарах.     В Марасинской церкви в 30-е годы служил священник Иоанн Ярчинков; богослужения он совершал здесь до 1938 года. Дальнейшая судьба отца Иоанна неизвестна. Из доклада протоиерея Павла Чурашова " История закрытия храмов Алексеевского района Казанской епархии в 30-е годы " Церковь каменная, построена в 1812 г на средства помещика Александра Вас. Толстого. Двухпрестольная: главный холодный во имя Казанской Божией Матери, придел теплый во имя Святой Троицы. При церкви церковно-приходская школа. Приходские деревни - Ст. Муллино, Нов. Муллино, Сутермино Муллино, Гоголиха, Ерыкла. Всего в приходе - 512 дворов, русские православные. Из издания Казанской Духовной Консистории «Справочная книга Казанской епархии» Казань - 1904 г (Орфография приведена в соответствие современным нормам русского языка) Комментарии и обсуждение Здание церкви обрушилось в апреле 2012 года. Осталась только отдельно стоящая колокольня. Сурчилов Тихон Нестерович Родился в 1889 г., Алексеевский р-н, с.Мараса; русский; Алексеевский р-н, с.Мараса. Проживал: священник..  Арестован 4 марта 1930 г.  Приговорен: ГПУ ТАССР , обв.: 58-10 ч.2 ( " антиколхозная, религиозная агитация, провокационные слухи " ).  Приговор: дело прекращено за недостаточностью улик. Источник: Книга памяти Республики Татарстан Сурчилов Тихон Нестерович (1889 - 1931.02.25,Казань, Арханг.кл-ще) репрессирован, расстрелян Источник: Центр генеалогических исследований Это мой прадед, он тоже служил при церкви, скорее всего он знал Иоанна Ярчинкова.  В этом году исполняется 200 лет (1813) как была освящена церковь. Есть желание построить хотя бы часовню на месте разрушенной церкви (из старого, храмового кирпича). А батюшку отца Тихона запишем в помянник и будем за него молиться.

http://sobory.ru/article/?object=22232

Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Все произошло так, как и было предсказано. Не было сил, чтобы удержать врага. Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда - город был спасен. Но многим до сих пор непонятно, чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было: то, что подвозили, было каплей в море. И тем не менее город выстоял. Снова подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном Петру I о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью, и пока Казанская Ее икона в городе и есть молящиеся, враг не может войти в город. Вот почему ленинградцы так почитают Казанскую икону Божией Матери. Она все время от основания города была Заступницей его, да и всей России. Интересно и то, что блокада Ленинграда была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Да и Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой - это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника, и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Волоколамское шоссе было свободно, и ничто не мешало немцам войти в Москву ( см. прим. 1 ). Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба - молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери (так называемая " Малая земля " ).

http://zavet.ru/shvets.htm

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. Часовня Федоровской иконы Божией Матери С восточной стороны Крестовоздвиженского храма располагались вначале ворота с двумя калитками по сторонам. Над воротами со стороны двора помещалась ставшая весьма почитаемой икона Феодоровской Божьей Матери. В 1820-е годы по проекту губернского архитектора Е.Я. Петрова на месте ворот была выстроена Федоровская часовня. Она просуществовала до 1877 года, когда на средства фабриканта А.А. Напалкова выстроили новое здание. В 1913 году часовня была облицована керамической плиткой. В ней хранилась икона Феодоровской Божьей Матери в жемчужном окладе. В соответствии с решением горсовета от 24 января 1929 года часовня использовалась совместно общинами православных традиционного и обновленческого направлений. Снесли часовню вместе с Крестовоздвиженской церковью в 1932 году. Часовня Казанской иконы Божией Матери Крестовоздвиженской церкви принадлежала древнейшая в городе часовня, располагавшаяся на том месте, где, по преданию, в 1579 году жители села Иванова встречали икону Казанской Божьей Матери. Вначале часовня была деревянной, затем из кирпича выстроили небольшое шестигранное здание. В 1830-е годы его более чем вдвое расширили крестьяне села Иванова К.И. и Н.И. Бутримовы. Здание получило отделку в традициях классицизма. Старая часовня вошла в восточную часть здания, а с запада была устроена паперть на двух колоннах. В день памяти иконы Казанской Божьей Матери после литургии из Покровского и Воздвиженского храмов к часовне совершались крестные ходы. Это был главный религиозный праздник Иваново-Вознесенска. В связи с тем, что часовня «препятствует прокладке водопроводной линии, историческим памятником не служит и никакой архитектурной ценности не имеет», президиум губисполкома 26 июля 1925 года постановил, что «поскольку сломка указанной часовни является в высшей степени необходимой, предложить губадмотделу дело о сломке часовни оформить в срочном порядке».

http://sobory.ru/article/?object=36997

Время явления иконы – XIV век, а также следующий за ним XV – это период освобождения Руси от татаро-монгольского ига, время концентрации русских княжеств вокруг Москвы и зарождения русской национальной государственности. Не стоит забывать, что чудесное пришествие на Русь Тихвинского образа произошло спустя всего три года после победы русских войск на Куликовом поле. Явление образа Божией Матери именно в это время общество расценило как особый знак благоволения Божиего к России. Постепенно к Тихвинской иконе начинают стекаться не только паломники, но и государи Земли Русской. Так, например, великий Московский князь Василий III Иоаннович (1479–1533) неоднократно обращался к Тихвинскому образу. По его указу в 1507–1515 годах в Тихвине был возведен каменный Успенский храм, в который и была перенесена чудотворная икона Божией Матери. Сам же он посетил Тихвин в 1527 году в сопровождении архиепископа Макария Новгородского. В этой поездке великий князь молился перед Тихвинским образом о даровании ему наследника, что и произошло чуть позже, когда родился Иоанн IV. Наследник Василия III – Иоанн IV Грозный (1530–1584) также относился к Тихвинскому образу с величайшим благоговением и почтением. Он посетил Тихвин в 1547 году накануне своего Казанского похода, а также за несколько дней до венчания на царство. Именно Иоанн IV основывает в Тихвине Богородицкий Успенский мужской монастырь. Тихвинский образ Божией Матери неоднократно помогал России во времена войн и смут. Так, во времена Смуты XVII века образ Божией Матери «Тихвинская» спас город Тихвин и Тихвинский монастырь от шведских войск. Во время Отечественной войны 1812 года Тихвинская икона Божией Матери также неоднократно помогала русским войскам в сражениях с французами. В целом в XIX веке с образом Тихвинской иконы Божией Матери связано несколько значимых событий. Так, например, в начале века в честь Тихвинского образа был назван фрегат «Тихвинская Богородица», который входил в эскадру контр-адмирала Сарычева. Также известно, что монахи Тихвинского Богородицкого монастыря духовно окормляли военный флот Российской Империи. В историю вошел подвиг иеромонаха Тихвинской обители Кирилла, который в течение двух дней – 28 и 29 июля 1855 года – служил молебны во время бомбардировки на палубе корабля «Иезеркиль», который оборонял крепость Свеабу от неприятельского флота.

http://foma.ru/tihvinskaya-ikona-bozhiey...

Предание гласит: «В урочище Малой Печорки девочка-пастушка, отправившаяся сюда, на край леса, из соседней деревни Турово пасти скот, чудесным явлением Божией Матери была избавлена от посягательств некоего крестьянина, пожелавшего напасть на нее, но остановленного явлением Самой Пресвятой Богородицы. На месте явления Пресвятой Богородицы, в глубоком лесном овраге, в пещере, местными крестьянами была обретена икона Божией Матери, получившая название „Печерской“ и открылся св. источник с кристально чистой целебной водой. Вскоре над ним была устроена деревянная часовня Печерской Божией Матери, где и была помещена икона…». В этом предании ясно чувствуются отголоски языческой Руси. Пастухи, равно как и рыбаки, благодаря своему занятию прекрасно «ведающие» признаки многих природных явлений, в первую очередь связанных с предсказанием погоды, считались наделенными особой сакральностью, способностью общаться с потусторонними силами. В христианскую эпоху именно пастухам и рыбакам главным образом и открывались чудесно явленные иконы. Женщины, младенцы, убогие умом также наделялись сверхъестественными качествами, способностью общения с высшим миром. В случае с явлением Печерской иконы мы видим слияние этих персонажей в один – образ девочки-пастушки. В «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» сказано, что в Екатерининском соборе г. Луги с 1789 г. хранилась особо уважаемая прихожанами Печерская икона Божией Матери, перенесенная сюда из деревянной часовни, находившейся в 5 верстах от Луги, в Смешинском приходе. Это значит, что часовня в Малой Печорке существовала еще до основания г. Луги. Народная традиция и предание связывают существующее почитание Печерского образа Божией Матери с иконой Успения Пресвятой Богородицы в лужском Казанском соборе, переданной сюда в годы войны. Образ этот, вероятно, следует датировать временем не позже XVI в. По мнению краеведа И. В. Попова, ее и следует считать «той самой Печерской явленной иконой Божией Матери». Древность иконы из Казанской церкви не вызывает сомнения. Но, к сожалению, она не могла быть той самой явленной в Печерке иконой, которая позже хранилась в лужском Екатерининском соборе в серебряной вызолоченной ризе. Какой была явленная икона, свидетельствует картина художника Н. Ф. Роота «Праздник явленной иконы у Печер близ Луги», написанная в 1900 г. В центре картины здесь, если внимательно приглядеться, можно отчетливо увидеть киот с помещенной в нем иконой, изображающей Богоматерь с Младенцем, но никак не сцену Успения Богородицы. Есть несколько свидетельств, что празднование в Печерке совершалось с присутствием чудоявленного здесь образа Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=02214

Успенский собор закрыли в 30е гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны он был сильно поврежден, а после окончания войны его руины окончательно разобрали. Источник: В. Неделин " Архитектурные древности Орловщины (ушедшее) " . Стр. 115. Соборная Успенская церковь. Приход этой церкви по времени своего происхождения принадлежит к числу древних приходов города. Его составляла первоначально военная команда города: казаки, пушкари и стрельцы, а также и гражданские чиновники. До 1880 г. прихожане этой церкви были рассеяны по всему городу, но в этом году определен был настоящий район прихода. Кроме городской части, в состав прихода издавна входит дер. Михалева Пустошь, в 6 в. от города. Всех прихожан в настоящее время числится м. п. 630 д. и ж. п. 687 д. Самыя ранние сведения о соборном храме относятся в концу XVII-ro ст. В описи стольника Ивана Золотарева да подъячего Василия Заварзина от 1695 г. в городе Новосиле записана церковь деревянная Собор во имя Пресвятыя Богородицы, в земляной крепости. Из описи 1856 г. видно, что на том месте, где теперь стоит соборная церковь, выстроена была около 1764 г. каменная церковь во имя Казанской Божией Матери, с приделом во имя св. Пр. Илии орловской купчихой Дубровиной, в память бывшего тут Ильинского женского монастыря, упраздненного в 1764 г. Церковь эта была приписана к старому Успенскому Собору, что в земляной крепости. В 1803 году этот собор, за ветхостью, был упразднен. Казанская же церковь была переименована в Соборную Успенскую. В 1829 г. с левой стороны этой церкви устроен придел во имя Преполовения Пятидесятницы. В 1842 г. в трапезной теплой церкви устроены два придела: с правой стороны во имя св. Николая и с левой во имя Казанской Божией Матери. В 1871 г. вместо обветшавшей трапезной церкви построена новая, с приделами во имя Казанской Божией Матери и Святителя Митрофана Воронежского. Церковь построена на кошельковые средства и на жертвы частных благотворителей. В 1882 г. приступлено было в постройке настоящей церкви, каковая и была окончена только в 1893 г. В храме три алтаря: главный, во имя Успения Божией Матери, был освящен 10 окт., левый во имя Св. Николая 12 окт. и правый во имя Прор. Илии 14 окт. 1893 г. Храм этот построен тщанием и иждивением главным образом ц. старосты купца Н. И. Ворогушина, при чем привнесены были значительныя пожертвования и со стороны многих других лиц. Особенно чтимые иконы храма: 1) образ Успения Божией Матери, который, как гласит предание, находился в прежней Успенской церкви и остался невредимым во время пожара этой церкви; 2) образ Смоленской Божией Матери, точная копия чудотворной иконы Смоленской Богоматери и 3) икона Божией Матери «Взыскание погибших», присланная с Афона. Причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков.

http://sobory.ru/article/?object=42988

Из этой отметки окладных книг не видно, деревянная или каменная церковь была в Александрове. Между тем, там к концу XIX столетия существовала старинная - судя по архитектуре и массивному кирпичу - каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя Святого Николая Чудотворца. Если принять во внимание, что в 1676 году церковь в Александрове именовалась Николаевской, то можно думать, что каменный храм построен после 1676 года, в противном случае церковь именовалась бы Казанскою. Но это предположение может быть и неверным, так как в окладных книгах церковь продолжала именоваться по прежним записям, хотя на самом деле была уже построена в данной местности новая церковь с главным престолом другого имени. Таким образом, время построения каменного храма в Александрове остается неизвестным даже приблизительно. Сведения, приведенные ниже, взяты из " Описания церквей и приходов Муромского уезда " (Губернский город Владимир. Типо - Литография В.Паркова, 1896 г.). Храм обширный двуглавый, толстые стены сложены из старинного крупного кирпича, окна мало пропускают света. Первая глава - над главным храмом, а вторая - над приделом, который пристроен с северной стороны. Главный престол - в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделе же - во имя Святого Николая Чудотворца. Антиминсы на обоих престолах выданы Преосвященнейшим Виктором, епископом Владимирским в 1790 году Можно думать, что в это время производилось обновление храма, после коего выданы новые антиминсы. Колокольня при храме построена в 1810 году. Иконостасы в церкви - нового устройства; в них хотя и есть древние иконы, но они неудачно реставрированы. Современной утварью и ризницей церковной церковь снабжена достаточно. В числе богослужебных книг, сохраняется Типикон с надписью:  " сию премудрою книгу приложил устав стольник царский Василий Иванов сын Чертков по обещанию своему в церковь Пресвятой Богородицы Казанской, Николаю Чудотворцу, Филиппу Митрополиту, а приложена кормчая... года февраля 1 день. "  В окладных книгах 1676 года упомянут вотчинник Иван Чертков, следовательно, книга приложена его сыном после 1676 года.

http://sobory.ru/article/?object=09882

На месте монастыря в подмонастырской слободе Солотча осталась лишь деревянная церковь, которая с XVII века была известна под названием Зачатьевской. В 1771 году было начато, а в 1783 году закончено строительство очередного Зачатьевского деревянного храма с Никольским приделом и колокольней. Со временем и этот храм пришёл в ветхость, и на его месте, в 1843 году вместо деревянного приходского храма принялись строить новый - каменный, в честь Казанской иконы Божией Матери. Интересно, что возводился он из камней пришедшей в большую ветхость разобранной Алексеевской церкви Солотчинского монастыря. Строили новую церковь целых пятнадцать лет. Колокольня была воздвигнута только в 1858 году. В храме устроили два придела - Никольский и Алексеевский. Все три иконостаса вызолотили, были позолочены и раскрашены даже наружные каменные кокошники. Стены храма расписывал талантливый рязанский иконописец Николай Васильевич Шумов, работы которого находились в сотнях рязанских церквей, во многих столичных храмах, в обителях Святой горы Афон. Великое освящение церкви в честь Казанской иконы Божией Матери состоялось на престольный праздник в 1859 году. Здание солотчинской Казанской церкви было отстроено в формах, переходных от позднего классицизма к эклектике. После революции 1917 года храм постигла трагическая судьба. В 1920-1930-е годы солотчинская церковь ещё действовала, но в 1937 году богоборческая власть всё же закрыла её. Погиб большой церковный архив (чудом сохранилась лишь единственная фотография храма), саму церковь варварски уничтожили. Первым делом сбросили со звонницы колокола, затем взялись и за саму колокольню. Её основание подрубали топорами, обкладывали брёвнами, обливали горючим и долго жгли. В конце концов, колокольня рухнула в сторону реки. Как свидетельствуют старожилы, её падение сопровождалось страшным грохотом и сотрясением земли. Случилось это всего за две недели до начала Великой Отечественной войны... Очевидцы того богоборческого поступка, также говорили, что когда один из бесчинствующих бросил камень в переносицу лика святого Иоанна Богослова, из этого места долго текла кровь.

http://sobory.ru/article/?object=09606

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010