Шварёва. Подлинной святыней храма была весьма почитаемая в Малоярославце древняя икона Благоверного царевича Димитрия (1685) работы И.И. Буренина, мещанина из Углича, где и погиб отрок. Служители храма преподавали в городских школах, а его настоятель отец Николай (Кременский) издал книгу " Бой при Малоярославце " к столетию войны 1812 года. При соборе существовало церковноприходское попечительство, ведавшее вопросами благотворительности и просвещения. Советская власть закрыла и разорила здание церкви в 1930 году, устроив в нём Дом крестьянина. Помещения были перестроены, колокольню снесли, колокола пустили на переплавку; уничтожили даже могилу устроителя храма А.П. Радищева. Затем в соборе оборудовали городской кинотеатр, причём туалеты разместили в бывшем алтаре. Только в " нулевые " годы храм возвратили верующим, и началось его восстановление. Сегодня храм полностью восстановлен. При нём открыт духовно-просветительский центр с православной общеобразовательной школой и кадетским корпусом. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 228, 2017 г. Храм Казанской иконы Божией Матери, возведенный в 1742-1744 г.г. из кирпича на том же месте, что и пришедшая в негодность деревянная церковь Георгия Победоносца, в одну главу со световым барабаном, храм имел типичное строение восьмерика на четверике и соответствовал всем канонам барокко. В 1746 г. помещик Афанасий Прокофьевич Радищев скончался и был погребен в Георгиевском приделе, воздвигнутого им храма. Главный престол был посвящен Казанской иконе Божией Матери, левый придел, как и в Успенском соборе, - святому Иоанну Воину. Храм сильно пострадал во время сражения 1812 г. В 1855 г. было закончено строительство высокой трехъярусной колокольни. Советская власть закрыла и разорила здание церкви в 1930 г., устроив в нем Дом крестьянина. Помещения были перестроены, колокольню снесли, колокола пустили на переплавку, уничтожили даже могилу устроителя храма Радищева. Затем в соборе оборудовали городской кинотеатр, туалеты разместили в бывшем алтаре. Только в 2002 г. храм вернули верующим, и началось его восстановление. В 2008 г. начата реставрация собора в ходе которой изготовлен купол колокольни, восстановлены третий и четвертый ярусы колокольни. В рекордные сроки был восстановлен восьмерик и установлен большой синий купол с золотыми звездами. В 2011 г. начата капитальная реконструкция здания бывшего кинозала, пристроенного к храму. Проведены работы по реставрации стен, подоконников, откосов, укрепление кирпичной кладки, усиление фундаментов. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=02755

День обретения Казанской иконы Божией Матери связан со многими последующими чудесами. Мы называем чудотворными иконы, от которых люди получают ясный живой ответ на свои молитвы, причем он нередко сопровождается действиями и событиями, которые нельзя объяснить с точки зрения человеческих знаний и опыта. Такие события и называются чудесами, а иконы, от которых по молитвам людей они происходят, именуются чудотворными. И хотя в какой-то момент первоначальный чудотворный Казанский образ Божией Матери исчез, мы верим, что он не уничтожен — просто не пришло еще время его явления. Но у нас есть чудотворные списки этой иконы. Один из них, связанный с освобождением Москвы от поляков, хранится в Елоховском соборе. Другой был перевезен государем императором Петром в Санкт-Петербург и ныне пребывает в Казанском кафедральном соборе северной столицы. Есть и здесь иконы Божией Матери, по молитвам пред которыми совершаются чудеса, и верим, что Пресвятая Дева не оставит втуне наши воздыхания пред Ее образом, прославленным в Казани. Будем молиться Пречистой Богородице, чтобы Она Покровом Своим оградила и защитила Отечество наше, сохранила Татарстан в мире и единомыслии, дала людям способность жить вместе, чистосердечно разделяя радости и скорби, чтобы каждый вне зависимости от религиозных убеждений и национальности чувствовал себя на этой земле в мире, спокойствии и безопасности. Верим, что по молитвам пред лицом Царицы Небесной Господь не отнимет Свою милость от России, от народа нашего, от Церкви нашей, от всей земли Татарстана. Я хотел бы выразить сердечную благодарность владыке митрополиту Феофану, Преосвященным владыкам, трудящимся в Татарстанской митрополии, духовенству, приходскому активу. Рад видеть молодых добровольцев, и надеюсь, что замечательное движение, которое возникло в связи с моим посещением Татарстана, не заглохнет, что вы будете находить в себе силы, яркие мысли, строить замечательные проекты, совместно трудиться во благо Церкви и Отечества. Помните: никто не должен водить вас за руку, вы уже взрослые люди.

http://pravmir.ru/patriarh-myi-verim-cht...

Говоря о настоятелях протоиереях Василие Ермакове (1927-2007) и Николае Конькове (1947-2020), Марина Ержемская отметила, что большинство присутствующих застали этих батюшек и хорошо их знают. Затем докладчица предложила слушателям войти в храм. Она рассказала, что в алтарной части сохранились таблички с именами благотворителей: уникальный резной иконостас изготовлен на средства купца Александра Николаева, супруги Васильевы и Шишмаревы пожертвовали на изготовление священных предметов. Иконы святителя Николая и Казанской иконы Божией Матери - дар семьи Ивановых. В храме особо чтут икону преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей (перстом) и кусочками камня, на котором преподобный молился сто дней. Один из кусочков камня был пожертвован жителем Дивеева еще в Благовещенскую церковь. Второй кусочек камня пожертвовал в храм митрополит Антоний (Мельников) . Чтут прихожане и икону Божией Матери " Умиление " - список с келейного образа преподобного Серафима. Самая старинная икона в храме - Смоленская. Она, как и Тихвинская икона Божией Матери, была передана в храм из закрытого Благовещенского храма - того самого, к которому Серафимовский храм первоначально был приписан. Особая история у Казанской иконы Божией Матери, которая находится в приделе святой мученицы царицы Александры, - ее называют " Романовской " . Это список с иконы из Площанской пустыни в Брянской области, он был подарен великому князю Георгию Александровичу, а после его смерти перешел к его брату - великому князю Михаилу Александровичу. В 1915 году икона была перевезена в Санкт-Петербург и находилась во дворце великого князя. Про эту икону написана книга " Икона великого князя " , автор ее - нынешний митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан. Прадед владыки Митрофана, Степан Никитич Пименов, был моряком. Он обладал глубокими знаниями в области электричества, занимался электрификацией дворцов, в том числе дворца великого князя Михаила на Английской набережной. Впоследствии стал управляющим дворца, и ему удалось спасти и спрятать икону. Ее отнесли в Благовещенскую церковь у Благовещенского моста, но церковь вскоре закрыли, а икону вернули Пименову обратно. Степан Никитич умер в блокаду, место захоронения неизвестно. Когда его семья вернулась из эвакуации, они обнаружили икону в квартире. Мать будущего владыки Митрофана отнесла ее в Серафимовский храм. Крестил будущего владыку в Никольском соборе протоиерей Василий Ермаков, будущий настоятель Серафимовского храма.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

http://sharangha.ru/hrams/10-kazanskiyhram.html По историческим справкам из «Государственного Архива Кировской области» и из Вятского Епархиального Архива, приход в честь Казанской иконы Божией Матери был основан в 1872 г. (анкетные сведениях о приходе Казанско-Богородицкой церкви села Роженцово на 1882 г.) . «Лесная местность прихода была единственной причиной заселения этого края крестьянами степных уездов. Лесная же местность была главной причиной и в открытии села, так как по отсутствии удобных дорог крестьяне увидели себя вдали от приходского храма и своего духовного отца. Все жители прихода - русские и православные, из них мужского пола - 1403 и женского - 1506. Прихожане, хотя жители и лесные и народ неграмотный, но благодаря своему усердному посещению приходского храма смягчают прежний свой грубый характер. К пище и еде не имеют изысканного вкуса. В одежде довольствуются своими домоткаными зипунами и бублёнными полушубками. Лес в приходе смешанный: ель, пихта, береза, липа; с небольшим количеством дуба, вяза, клена, рябины и черемухи. Сосновый лес находится в западной части прихода. Постоянные жители лесов - из зверей: медведь, волк, заяц, белка, куница, лисица и лось; из дичи: рябчик, тетерев и глухарь. Местные жители прихода ремеслами не занимаются» (Основание: ф. 574, оп. 1, д. 950/11, л. 1228-1229). Приход был открыт по определению Вятской Духовной консистории (протокол от 06.03.1872 г.) в 1872 г. из 15 селений в 7 верстах вокруг села Роженцова из деревень сел. Нежнурского и Шаранги. Приход отнесен к четвертому благочинническому округу Яранского уезда, где был единственным приходом благочиния. В клировой ведомости Казанско-Богородицкой церкви села Роженцово Царевосанчурского благочиния на 1873 г. указано, что «церковь деревянная на таковом же фундаменте устроена по благословению преосвященного Аполлоса епископа Вятского и Слободского в 1872 г. из молитвенного дома в честь Казанской Божией Матери, освящена 1 апреля 1872 г. в честь Казанской иконы Божией Матери царевосанчурским благочинным протоиреем Михаилом Алексеевичем Никоновым. Эту дату принято считать годом основания села. Причта при сей церкви по штату положено: настоятель и псаломщик. Духовенство обеспечено содержанием ругою и другими сборами от прихожан. Земли при церкви нарезано 66 десятин. Метрические книги за сей год велись исправно. Расстояние сей церкви от г. Вятки 300 в., от местного благочиния 40 в. Ближайшие к сей церкви села Троицкое - Шаранга в 14 в. и Николаевское - Нежнур в 15 в.

http://sobory.ru/article/?object=12594

В 1990 году здание храма возвращено верующим. На территории города Катав-Ивановска находились часовни: св. Александра Невского, свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца, иконы Божией Матери Казанской, св. пророка Илии. До настоящего времени сохранилась только часовня св. пророка Илии. До 1990 года верующие г. Катав-Ивановска и близлежащих городов имели возможность молиться в деревянном храме в честь Казанской иконы Божией Матери (бывшем старообрядческом храме), располагавшемся в г. Катав-Ивановске по ул. Красноуральской. До сегодняшнего дня храм не сохранился. http://katav.prihod.ru/history Казанско-Предтеченский храм — одна из главных достопримечательностей Катав-Ивановска, церковь с богатой историей и уникальной архитектурой. Храм находится в центре города, по соседству с особняком Белосельских-Белозерских, в котором расположен Катав-Ивановский краеведческий музей. Основатели Катав-Ивановска промышленники Иван Твердышев и Иван Мясников поставили в поселке при железоделательном заводе первую деревянную церковь. Храм был освящен в честь Иоанна Предтечи — небесного покровителя двух Иванов. Вот и получилось, что имена основателей закрепились не только в названии города, но и в имени главной церкви Катав-Ивановска. В 1824 году на месте деревянной церкви был построен большой каменный двухэтажный храм необычной для православных храмов архитектуры. Средства на постройку новой церкви выделила княгиня Анна Белосельская-Белозерская, ставшая владелицей Катав-Ивановского завода. Верхний (летний) храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний — в честь Иоанна Предтечи. Поэтому храм стали называть Казанско-Предтеченским. Величественная церковь сразу стала украшением небольшого поселка. В 1929 году храм закрыли и устроили в нем рабочий клуб. За годы советской власти облик здания был изменен кардинально. После клуба здесь размещались кинотеатр и краеведческий музей. В 1990 году здание храма вернули верующим, а музей переехал в особняк Белосельских-Белозерских. До 1990 года верующие Катав-Ивановска молились в старообрядческом деревянном храме Казанской иконы Божией Матери, который до наших дней не дошел.

http://sobory.ru/article/?object=20695

в Курской десятине, входившей в Патриаршую область, имелось 13 городских церквей, 41 уездная и часовня. В окт. 1657 г. Собор в Москве принял решение об учреждении в Белгороде митрополичьей кафедры. Царь Алексей Михайлович повелел перевести в Белгород Крутицкого митр. Питирима , однако тот отказался уехать из столицы. В 1665 г. на Белгородскую кафедру претендовал Мстиславский и Оршанский еп. Мефодий (Филимонович) , местоблюститель Киевской митрополии. В 1667 г. по повелению царя была учреждена Белгородская и Обоянская митрополия на территории современных Курской, Белгородской, части Орловской и Воронежской областей России, Харьковской и Сумской областей Украины. В 1682 г. решался вопрос об учреждении Курской кафедры, но оно не состоялось. В Белгородской епархии тогда насчитывалось 532 церкви и более 20 мон-рей. С 1722 г. Белгородские архипастыри имели сан епископа или архиепископа. В 1775-1779 гг. в результате губ. реформы Белгородская губ. (создана в 1727) была разделена между новообразованными губерниями (наместничествами), Белгород стал уездным городом Курской губ. (учреждена в 1779). Количество церквей в губернии к 1797 г. достигло 875. В 1799 г. от Белгородской епархии была отделена Слободско-Украинская (см. Харьковская и Богодуховская епархия ), Белгородская кафедра была переименована в Курскую и Белгородскую, но органы епархиального управления до 1833 г. оставались в Белгороде. Кафедральный собор во имя прп. Сергия Радонежского и в честь Казанской иконы Божией Матери (Сергиево-Казанский) в Курске. Фотография. 1858 г. (ЦАК МДА Кафедральный собор во имя прп. Сергия Радонежского и в честь Казанской иконы Божией Матери (Сергиево-Казанский) в Курске. Фотография. 1858 г. (ЦАК МДА Во время Отечественной войны 1812 г. Белгородский и Курский архиеп. Феоктист (Мочульский) организовал сбор средств в помощь армии. Из Курской Коренной в честь Рождества Пресв. Богородицы пустыни в войска был послан список Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» . Нек-рые клирики Белгородско-Курской епархии решили защищать родину с оружием в руках, на что они получили благословение архимандрита курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря Аполлоса (Терешкевича), к-рый отслужил в Курске напутственный молебен.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

В пожаре 1815 г., начавшемся в Ямской слободе от Варлаамовской церкви, церковь эта сохранилась, но она значительно пострадала в пожар 1859 г., когда горела забулачная часть г. Казани. Она вся в это время обгорела снаружи. В церковной ризнице хранятся план и фасад каменной церкви Смоленской Божией Матери с приделом преп. Варлаама, хутынского чудотворца. Он написан губернским архитектором в 1828 г. 12 июля. Особого погоста, по высочайше опробованному на г. Казань плану, церковь не имеет, а обнесена с трех сторон каменною с железною решеткою оградою при церковном старосте Дмитрии Памфиловиче Чирихине в 1858 г., на что израсходовано денег около 500 руб. На каменную ограду имеется при церкви план и фасад, выданный губернским архитектором Бессоновым и утвержденный строительною комиссию. Недостаток места, где находится церковь, не дозволил обнести церковь оградою с западной стороны. В ограде устроена маленькая часовенка, в ней две иконы: преп. Варлаама хутынского и Павла исповедника. В 1870 г. церковь Варлаамовская значительно обновилась. Под полом холодной церкви вырыт подвал и в нем устроена духовая печь, таким образом, церковь сделана теплою. В 1874 – 75 гг. поновили иконостасы в главном и придельном храме, а в 1876 г. вся внутренность церкви окрашена масляною краскою. Во все эти обновлении, кроме забот приходского священника Петра Павловича Сельского и церковного старосты Василия Петровича Хворова, много усердия приложили прихожане, купцы Андрей Ильич Жуков и Иван Осипович Тихомирнов. В св. алтаре над престолом, с давних времен устроена на столбах сень, обновленная в 1876 г. на приходские деньги. Кругом сени иконы: Воскресения, Моления о чаше и Несение креста. Над сенью поставлен крест, а на потолке сени икона Св. Троицы, внизу которой перед чашею и дискосом изображены ангелы с рипидами. Некоторые предметы церковной утвари сохранились с древних времен, а другие куплены вновь. Настоящий Смоленско-Богородицкий храм и придел Варлаама, хутынского чудотворца, не просторные, можно сказать, даже тесные. Иконостас в главном храме в 5 рядов, наверху крест; иконы нового письма и поновлены в 1870-х гг., только местный храмовый образ Смоленской Божией Матери не новый. Риза на Богоматери жемчужная, с камнями, а венец серебряный вызолоченный, с камнями. За правым клиросом у стены довольно большая в серебряной ризе икона преп. Варлаама, новгородского хутынского чудотворца, риза серебряная, устроена в 1794 г. Против левого клироса на столярной золоченой тумбе древняя икона Казанской Божией Матери. Возможно, эта икона была некогда храмовою в каменной церкви, в которой, как сказано выше, главный престол был освящен во имя Пресвятой Богородицы иконы Казанской.

http://sobory.ru/article/?object=33085

На Ново-Николаевском погосте по переписным книгам 1678 г. на церковной земле значатся 4 двора бобыльских. Из этих церковных бобылей в 1764 г., по отобрании церковных вотчин, и образовалось село Ново-Николаевское с 7 крестьянскими дворами. В 1709 г., как видно из отметки в патриарших окладных книгах, на погосте была построена новая церковь во имя Николая чудотворца. В 1733 г. эта церковь сгорела и к 1736 г. вместо нее уже была вновь выстроена церковь того же имени. Из храмозданной грамоты 1781 г., сохранившейся в церковном архиве, видно, что в то время на погосте было две деревянных церкви, ветхих уже, во имя св. Николая чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Вместо этих двух церквей в 1781 г. построен был в Ново-Николаевском каменный храм, который существует и в настоящее время. Наружный вид храма остается без изменений, а внутренние украшения его поновлены и исправлены. Престолов в храме три: главный – во имя Сретения Господня, в приделах – в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Николая чудотворца. Над главным престолом устроена сень. Из св. икон обращает на себя внимание Тихвинская икона Божией Матери, приложенная в 1832 г. помещиком Кайсаровым. Эта икона – точная копия с подлинной Тихвинской иконы Божией Матери, о чем свидетельствует надпись: «образ Пресв. Богородицы мерою и подобием с самого чудотворного образа Тихвинская, написан в 1738 г. Обложен Симоном Кайсаровым в 1755 г.». Риза на иконе медная вызолоченная, венцы украшены драгоценными камнями. Вне церкви на стене здания школы помещается особо чтимая прихожанами икона Николая чудотворца; в народе она почитается «явленною». В церковном архиве сохранилась грамота, данная на построение каменного храма в 1781 г. Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 750 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села Ново-Николаевского, сельца Муромцева и 10 деревень: в коих по клировым ведомостям числится 387 дворов, 1386 душ муж. пола и 1494 жен. В селе с 1868 г. существует земская народная школа.

http://sobory.ru/article/?object=06164

Одна из этих грамот попала в Нижний Новгород и прочтенная там с церковного амвона необыкновенно воодушевила некоего Козьму Минина-Сухорука, который обратился к своим согражданам с пламенной речью: «Православные люди! Похотим помощи Московскому государству. Встанем все, как один, за Русь Святую, за Дом Пресвятые Богородицы. Заложим наших жен и детей, и освободим Отечество». Образовалось ополчение, которое возглавил глубоко верующий князь Димитрий Михайлович Пожарский. Много необыкновенных и самых неожиданных трудностей встретило это ополчение на своем пути, вследствие царившей тогда общей разрухи и сильнейшего морального разложения среди самих же русских людей. Но возлагавший всю свою надежду не на обыкновенные человеческие силы, а на помощь Божию и на молитвенное предстательство Заступницы Усердной рода христианского, столько раз уже чудесно спасавшей русскую землю, благочестивый князь Пожарский взял с собой в ополчение чудотворный образ Казанской Божией Матери, перед которым русские воины постоянно молились в лагере. Уже перед самой Москвой нижегородское ополчение встретило столько препятствий, что спасение начало казаться безнадежным. Многих охватило малодушие и отчаяние. И вот в таком горестном положении оставалась лишь одна надежда – на чудесную помощь свыше. Весь народ и войска стали с особым сердечным умилением возсылать свои моления к Божией Матери перед Ее великой святыней – чудотворным образом. После отслуженного общего молебна был наложен на всех строгий трехдневный пост. И эта слезная мольба русских людей не осталась неуслышанной. В Московском Кремле в плену у поляков томился в тяжком недуге прибывший в Россию с Востока Архиепископ Елассонский Арсений. Среди полночной тишины темничная келлия его озарилась необыкновенным небесным светом, и он увидел в сиянии этого света печальника земли русской преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. «Арсений» – сказал тот: «ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд об Отечестве нашем преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Как бы в подтверждение истинности этих слов, болящему старцу возвращается крепость сил, а радостная весть эта, распространяясь повсюду из уст в уста, переходит за стены города и исполняет неустрашимым мужеством сердца воинов. На другой день 22-го октября ополчение делает решительный приступ, и Москва действительно освобождается от врагов. Крестным ходом, неся впереди чудотворную икону Казанской Божией Матери, вступили русские воины в освобожденную столицу, а навстречу им вышел вместе с сохраненной им в плену другой великой святыней русского народа в руках – чудотворной иконой Божией Матери Владимирской Архиепископ Арсений.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Он был одержим тяжким болезненным недугом. И вдруг в полночной тишине келлия его просияла необыкновенным светом, среди которого он увидел славного печальника Русской Земли преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Игумена Радонежского. «Арсений!» – сказал ему преподобный: «ваши и наши молитвы услышаны: предстательством Богоматери суд об Отечестве нашем преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена!» Как бы в подтверждение истинности этих слов, здравие и телесные силы мгновенно вернулись к изнемогавшему уже старцу. А радостная весть эта скоро проникла за стены города к осадившим Москву православным воинам и воспламенила сердца их неустрашимым мужеством. Призывая на помощь Святейшее Имя Заступницы рода христианского, христолюбивое воинство устремилось на освобождение Кремля, и враги не устояли и бежали из Москвы. Благодарное воинство совершило торжественный крестный ход в освобожденную столицу, неся во главе его чудотворную икону Казанской Божией Матери, по молитвам перед Коей и совершилось это дивное чудо избавления от врагов первопрестольной столицы. А навстречу этому крестному ходу вышел, встретив его во вратах кремля, святитель Арсений, несший сохраненную им в плену другую великую историческую святыню русского народа – Владимирскую чудотворную икону Божией Матери. Произошло это дивное чудо спасения России 22 октября 1612 года, почему в этот день и был установлен всероссийский праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери Казанской, сверх праздника Ее чудного явления 8 июля. Какое огромное количество чудотворных икон Божией Матери было у нас по всей нашей необъятной Матушке Святой Руси, и от каждой из них видели наши русские люди множество знамений и дивных чудес! И с каждой почти из этих икон так или иначе связано то или иное значительное событие нашей русской истории. Неудивительно поэтому, что Родина наша благоговейно именовала себя  «Домом Пресвятые Богородицы» . И никогда не посрамляла Она, Заступница Усердная рода христианского, возлагавшихся на Нее горячих упований и благочестивых надежд, но притекала на помощь и избавляла от великих зол и бед.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010