Кто из вас не слышал от своих отцов и дедов про нашествие французов в 1812 году, когда «двадесять язык с языком», разоривши и опустошивши почти половину России, дошли уже до самой столицы России – Москвы и опустошили её? И, однако же, Россия вышла победительницей над всеми этими и другими многочисленными своими врагами, дерзая единственно о имени Избранной Воеводы – Царицы Небесной, Которая нередко даже видимым для врагов образом поборала за православную Россию вместе с православным христолюбивым русским воинством. Далее, кому не известны многочисленные чудотворные иконы Божией Матери, сияющие, подобно звёздам на небе, по лицу земли русской, многочисленными своими чудесами: окинем и измерим мысленным взором обширную православную Россию от севера до юга, от востока до запада, и мы везде найдём чудотворные Её иконы. Кто не знает Казанской иконы Божией Матери, кому не известна Смоленская икона Богоматери или Одигитрия, кто не слышал про Тихвинскую икону и многие другие? Да, наконец, самая эта обитель и эта местность, в которой вы живёте, разве не под покровительством Божией Матери находится? Далеко ли от вас сияют своими многочисленными чудесами св. и чудотворные иконы Якобштадской Божией Матери, Виленской, Почаевской, Киево-Печерской и другие?.. А ваши дома, ваши семейства, вы сами и всё ваше благосостояние – разве не находится под покровом Божией Матери? Найдётся ли у вас хоть один христианский дом, в котором бы не было иконы Пресвятой Богородицы? Если же мы имеем столько видимых доказательств того, что не только всё наше обширное православное отечество, но и каждая отдельная часть России, каждая местность, каждый дом и семья православная – находятся под покровом Матери Божией; то поэтому и каждый православный христианин, в частности, достойно чтущий Царицу Небесную, может с дерзновением и верой приникать под покров Божией Матери, прося Её помощи и заступления, и иметь несомненное основание приникать под Её покров. В частности, к ней могут обращаться с просьбой православные цари и архиереи, и Она несомненно поможет им: ибо Она сама есть Царица Небесная и пречистая Матерь Владыки земли и неба, Царя царствующих и Господа господствующих и Великого Архиерея во век по чину Мельхиседекову, и потому кто лучше Её может знать нужды царей и владык земных и более довлеет силами и средствами помочь им в их трудном бремени правления вверенным им народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

То, что делается ради Бога, никогда не бывает напрасным. Мы можем не увидеть плодов, но другие войдут в наш труд, и вся Церковь будет облагодатствована верностью Богу, которую являют скромные, никому не известные рабы Божии. Обратим сегодня внимание и на то, через чьи руки передается для Церкви икона Казанской Божией Матери. Через руки ребенка — чистые руки — передает нам Божия Матерь эту святыню. Чтобы мы, во-первых, сами научились детской вере — непорочной, простой — и чтобы задумались, чисты ли наши дети, способны ли они принять дар, который хочет передать нам Господь. Когда первый раз икона Божией Матери явилась девочке Матроне, на ее слова не обратили внимания, так же было и во второй раз. У нас должно быть благоговейное и трезвенное отношение к святыне, и мы должны всегда проявлять сугубую чуткость к нашим детям. Нельзя также не напомнить, что эта икона была передана в руки достойнейших священнослужителей. Первый молебен после крестного хода был совершен в Казанском храме святителя Николая, в котором служил священником будущий патриарх Ермоген. Им было составлено описание этих чудесных событий. Он написал тропарь «Заступнице усердная», который мы поем уже в течение нескольких веков. Его святительским подвигом и заступничеством Божией Матери, явленном через этот образ, будет спасена наша земля. Мы должны увидеть также, что и внешние обстоятельства обретения Казанской иконы Божией Матери глубоко символичны. Из самой гущи народной, из страдания, из пепелища — там, где, кажется, уже все разорено, — являет Божия Матерь Свою помощь, Свой благодатный образ. Наша Одигитрия пророчески показывает весь путь русского православного народа, всегда исполненный многих скорбей. Этот путь раскрылся великими огненными испытаниями двадцатого столетия. И продолжает раскрываться сегодня на наших глазах. Чем больше скорбей, тем ближе к нам Господь. И тем сильнее предстательство Божией Матери, потому что Она, как никто, знает, что такое скорби. У Креста Христова, там, где собраны все скорби, которые когда-либо были и будут, — в час, когда оружие Страданий Христовых прошло Ее душу, — Она молилась за всех людей, в скорби пребывающих. И эта молитва Ее сугубым образом присутствует в Казанском образе, которым Она благословила русскую землю.

http://moral.ru/kazanskaya-ikona/

Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. - Углич, 2003, с. 22-23. Последним храмом обители стала небольшая церковь иконы Божией Матери «Достойно есть», находившаяся при кельях в северо-западной части территории. Церковь была каменной, двухэтажная, теплая, устроена в 1886–1887 гг. при игумении Измарагды Воскресенской на средства доброхотных дателей; имела один престов в честь иконы Богоматери «Достойно Есть». Церковь появилась в 1886-1887 гг. и представляла собой двухэтажную угловую башню с главкой. В нижнем этаже храма были две келии для монашествующих. Поводом к основанию храма послужило следующее обстоятельство, свидетельствующее А.Н. Ушаковым: «Земля, на которой воздвигнут храм, принадлежала городу и врезывалась в монастырскую, почему общество обратилось к теперешней игумении Измарагде с предложением купить землю. И состоялось приобретение ее монастырем. На этой земле игумения приступила к устройству новой каменной двухэтажной жилой башни в виде часовни таким образом, чтобы она приходилась угольной в продолженной ограде монастыря. Когда стройка оканчивалась, матушка игумения Измарагда не раз видела сны и слышала голос, который говорил ей, что она забыла Казанскую Божию Матерь. Религиозная и богобоязливая игумения стала усердно молиться Богу и пришла к заключению, что она призывается на доброе дело построить храм в честь Казанской Божией Матери. С таким намерением матушка игумения отправилась в город Ярославль к Владыке испросить благословения. Владыко заметил, что в честь иконы Казанской Божией Матери в городе Угличе имеется уже храм, но не отклонил желания игумении Измарагды. По прибытии в Углич игумения получила письмо с Афона о том, что к ней идет образ Божией Матери «Достойно есть»… Эта икона и была переправлена сперва в Ярославль, потом в Рыбинск в часовню Богоявленского монастыря и, наконец, в Углич. Тут то матушка игумения убедилась, что новый храм должен быть в честь принесенной в дар иконы. Совершили закладку храма…».

http://sobory.ru/article/?object=37818

Проповедь перед причастием произнес священник Димитрий Сорокин, клирик храма Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке г. Москвы. По окончании богослужения архимандрит Петр (Поляков) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству список Казанской иконы Божией Матери — копию чудотворного образа, находящегося в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . «Я внимательно прочитал все то, что касается начала возрождения здесь церковной жизни. И хотел бы поблагодарить всех тех, кто стал бороться за этот храм начиная с 1990 года. Не знаю, присутствуют ли здесь эти люди, но я благодарю всех — и тех, кто сейчас здесь, и тех, кого нет, и тех, кто, может быть, уже ушел от нас. Открытие храма стало результатом реального подвига людей, и в память об этом подвиге, о большой и трудной борьбе, о длинном пути, который пришлось пройти приходу, я бы хотел вручить для сего святого храма старинный образ Божией Матери со святыми апостолами. Поздравляю всех вас с праздником!» — сказал Святейший Патриарх Кирилл, передавая в дар новоосвященному храму Иверскую икону Божией Матери с изображениями четырех евангелистов. Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к трудам по восстановлению храма Казанской иконы Божией Матери в Узком г. Москвы были удостоены: Во внимание к помощи в восстановлении храма Казанской иконы Божией Матери в Узком г. Москвы Л.А. Серастанова была награждена медалью преподобной Евфросинии Московской. «Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с этим торжественным днем, с великим освящением храма. Пусть благословение Божие пребывает над всем приходом, над отцом настоятелем, над духовенством, помогая вам развивать все необходимые служения, которыми должна сопровождаться жизнь современного московского прихода. Совершая богослужения, мы творим великое и самое основное дело. Но вокруг этого дела должны развиваться и образовательные программы, и служение милосердия, и все то, что претворяет нашу веру в реальные добрые дела. Храни вас всех Господь, и Матерь Божия пусть покрывает вас Своим небесным и спасительным Покровом. С праздником!» — напутствовал Святейший Патриарх Кирилл духовенство и верующих Казанского прихода.

http://patriarchia.ru/db/text/5329145.ht...

Из старинных источников частично известны имена служивших издревле в Голенчино священников: в 1676г. согласно окладным книгам упоминается «села Микулич Георгиевской поп Иван»;  в 1688 г. упоминается священник Игнатий Федоров; в 1740 г. упоминается свящ. Кондратий; в 1741 г. упоминается священник Иоанн Кондратьев; в 1800 г. упоминается свящ. Михаил Ефимов; с 1843-1848 гг. упоминается священник Василий Сильвестрович Панаев; с 1848 г. упоминается священник Василий Егорович Соколов; далее упоминается священник Лаврентий. Также известно, что в 1873 году церковь вместе с приходом была приписана к Тихвинской церкви села Никуличи, но со вренем приход был восстановлен. Последними владельцами села Голенчино были помещики Варвари очень благочестивые, глубоко верующие и добрые люди. Как, в свое время, свидетельствовали старейшие жительницы Голенчино Феодосия Даниле Мещевикова (1905 г.р.) и Вера Лаврентьевна Панферова (1901 пр.), сам помещик Варварин жил в Санкт-Петербурге и бывал в имении наездами. Жена же его Прасковья Николаевна с дочерью всегда с весны до глубокой осени жили в Голенчино. После смерти помещик Варварин завещал похоронить его в ограде Казанской церкви, что и было сделано. Позднее здесь же были похоронены его жена и дочь.  По свидетельству все тех же старожилов, при Казанской церкви существовала школа для крестьянских детей, которая была построена вероятнее всего помещиками Варвариными. Это здание существует и ныне. После закрытия храма здание церковно-приходской школы использовалось в различных целях. В разное время здесь размещались правление колхоза, опять же школа, но уже советская, затем сельсовет, поселковый совет, уличный комитет и т.д. В настоящее время, при странных обстоятельствах здание церковноприходской школы продано частным владельцам, а ведь оно остро необходимо действующей церкви под крестильню, просфорню, воскресную школу и прочие приходские нужды. О последних настоятелях Казанской церкви известно, что в начале XX века здесь служил священник Петр Алексеевич Соловьев. На кладбище у церкви до сих пор есть семейное захоронение Соловьевых, где погребены сам отец Петр, его матушка и две их дочери: Людмила и Ольга. Перед закрытием и разорением Казанской церкви, в 30-е годы прошлого столетия, последним священником в ней служил отец Павел Лазарев, который разделил судьбу большинства духовенства послереволюционной России. С закрытием церкви, в результате ложных доносов, он был лишен священного сана. Для того чтобы хоть как-то обеспечить существование семьи Павел Иванович Лазарев вынужден был работать в больнице им. Семашко разнорабочим и дворником. Затем, уже тяжело больной, он уехал в Эстонию к проживавшей там дочери и вскоре скончался.

http://sobory.ru/article/?object=14400

В 1709 году накануне Полтавской битвы Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и им была одержана победа. В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 22 октября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение. Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери Казанской, Смоленской, Донской. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление Ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный образ Псково-Печерский " Умиление " , находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и Псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков и обитель нашу от различных врагов, искони желающих завладеть русской землей. Смоленская икона Божией Матери (она же " Одигитрия " или " Путеводительница " ) была привезена в XII веке в город Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, 110 лет пребывавшего под властью литовских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла город Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска. Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепляли врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери " Державная " . Это произошло в год отречения от престола последнего русского Императора. Явилась икона 2 марта одной крестьянке в селе Коломенском под Москвой. На иконе в руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего. Теперь вместо Царя руководит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее Державный Покров и заботу о русском народе. Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и страданием очистившим свои сердца.

http://zavet.ru/kalendar/bm/pokr-001.htm

В это трудно поверить, но на стройке бескорыстно, во славу Божию трудились прихожане, люди, пережившие ужасы войны. Нужно было восстанавливать свои жилища, а они спешили возвести Дом Божий. В те годы это было настоящим христианским подвигом. Уже через полгода, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 1952 года состоялось освящение церкви Преосвященным Романом, епископом Таллиннским и Эстонским с собором священнослужителей. Архипастырские богослужения в кладбищенском деревянном храме совершались неоднократно. В храме служили замечательные священники, без остатка отдавшие жизнь Богу и людям. Их по сей день прихожане вспоминают с глубокой благодарностью. Эти незабвенные батюшки похоронены близ выстроенной ими тосненской церкви. Многие из них прошли лагеря, ссылки и высылки. Один из них – настоятель протоиерей Евгений Бобовский, при котором были завершены отделочные работы и роспись церкви. В разные годы здесь служили: протоиерей Александр Мощанский, сын причисленного к лику святых священномученика Владимира Мощанского; протоиерей Иоанн Миронов – духовный сын святого праведного Серафима Вырицкого, старейший клирик Санкт-Петербурга; иерей Петр Гаврилюк, перенесший вместе с прихожанами лихие 90-е годы прошлого столетия. Благодаря трудам и молитвам настоятеля протоирея Иоанна Сологуба в 1995 году районная администрация приняла решение о возвращении верующим здания каменной церкви Казанской иконы Божией Матери, что осуществится только в 2009 году после переезда районного дома культуры в новое здание. С этого момента деревянная кладбищенская церковь Казанской иконы Божией Матери стала именоваться храмом во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Современное состояние [ править править код ] При настоятеле иерее Сергии Рысеве, который возглавляет приход с июня 2013 года, стали регулярно совершаться ежемесячные паломнические походы в Макариевскую пустынь. В таких походах, вместе с прихожанами храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», принимают участие и богомольцы из разных регионов нашей страны.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Ободренные этим известием воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили Отечество от иноплеменников. Таким образом, и страна, и Церковь были избавлены от иноземного порабощения. Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане столицы в следующий же воскресный день совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское государство. Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля встретил их святитель Арсений с другой святыней – сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом Богоматери. А чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от времени, вскоре единодушно положено было совершать ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее в настоящий день, 22 октября. Как видим, дорогие братия и сестры, основной причиной спасения страны от погибели явилась твердая православная вера наших предков. Когда надежды на человеческие силы уже не было, тогда все истинные сыны Церкви и Отечества возложили на себя трехдневный пост и молились к Богоматери пред чудотворной Ее Казанской иконой. И молитва их была услышана. Кроме того, с самых древних времен народ русский отличался простой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью к Господу Иисусу Христу. В этой вере нашей и в любви к Сыну Приснодевы Марии и кроется причина особенной к нам Ее милости. Какая мать останется равнодушной к тому, кто будет выказывать, кто обнаружит явные знаки участия и любви к ее детям? Благоговейная вера, крепкая любовь к Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу, несомненно, и на небе доставляет особенную радость Пречистой Его Матери. И отсюда происходит то, что заступление и помощь Ее изливается на всех, кто издревле свято чтит и исповедует Господа Иисуса Христа, благоговейно поклоняется Ему и с любовью повинуется устроенной Им на земле Церкви. К чему же обязывает нас воспоминание о чудесной помощи Матери Божией нашей Земле Русской? Чем ближе, чем милостивее и внимательнее к нам Матерь Божия, тем надо осторожнее относиться к своему поведению и к своей вере. Чем больше дается, тем больше будет и взыскано с нас. Кто, как не народ Божий, народ еврейский, видел над собой столь явную, столь чудесную помощь Божию? Вся его история от начала до конца проникнута, наполнена описаниями чудного, непосредственного руководства Божия. Но в то же время как много, как тяжко потерпел он, этот избранный народ Божий, за свое многократное отступление от истинного Бога, за свои частые измены вере праотцев! Почему? Потому что того требует правосудие и величие Божие: Господь не может оставить безнаказанным ни одного проступка, оскорбляющего достоинство Его святого Закона. «Уйдем отсюда»,– раздалось в самом Святилище иудейского Храма, и вскоре мерзость запустения явилась на месте святе и останется там, по слову Господню, до конца века – после того, как народ еврейский не уверовал в Единородного Сына Божия.

http://pravoslavie.ru/32534.html

Казанская церковь В 1770 г. огромная летняя Казанская церковь была построена на средства потомков рода Нарышкиных при участии местных прихожан. В храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. Уникальность данного храма в том, что издавна в нем находилась Казанская икона Богоматери, которая была известна под именем Курбской и считалась чудотворной, в настоящее время икона находится в соседнем храме с. Васильевском. Казанская церковь это интереснейшее по своей архитектуре 16-ти лепестковое в плане центрическое сооружение. Местное население называет ее еще круглой. К сожалению, архитектор храма не известен. Церковь восхищает красотой и богатством фресковой росписи от пола до потолка, написанные на сюжеты Нового и Ветхого Завета. Обилие света, богатство и изысканность росписей придают интерьеру парадность и праздничность. Фресковые росписи Казанской церкви были выполнены ярославскими мастерами в 1796–1799 г.г. В 1929-1930 г.г. Казанская церковь была закрыта, а ценные храмовые иконы местные власти приговорили к уничтожению. Позже в храме располагалась машинно-тракторная станция, она просуществовала там несколько лет. Долгое время храм пустовал и начал разрушаться. Разрушалось покрытие глав, почти полностью был утрачен барабан одной из боковых глав, местами разрушалась и кирпичная кладка стен, особенно стен входных папертей. С 1988 г. стали поднимать вопрос о восстановлении памятника архитектуры XVIII в. Местная администрация выделила средства на осуществления реставрационных работ. Однако наступили трудные времена, собранных средств катастрофически не хватало для полной реставрации грандиозного храма. В 1993 г. реставрационные работы были приостановлены. Восстановить к тому времени смогли только покрытия глав, барабан боковой главы и, частично кладку стен. Церковь долгое время стояла в лесах, вызывая у каждого взглянувшего на ее некогда величественные стены, чувство вины и боли… От былого великолепия практически ничего не осталось, храм находится в тяжелом аварийном состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=00574

Первые шесть деревень расположены по Любимско-Буйской большой дороге, остальные в окрестностях села, все при колодцах и прудах, исключая Казанской Пустыни, которая при реке Костроме. Почтовый и телеграфный адрес: город Любим, Ярослав. губ. В приходе две начальные школы: в селе церковно-приходская и в деревне Ермакове земская. Причта по штату положено быть: священнику, диакону и псаломщику. Причтового капитала в билетах 668 рублей. Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии, 1908 г., стр. 298-299 В версте расстояния от церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на р. Секше, есть деревенька «Пустынь». Непосредственно за нею стоит столбик с кровелькой, а в нем икона пресвятой Богородицы Казанской. Подле нее пролегает большая дорога в г. Судиславль. Непосредственно за столбиком идет к востоку земляной мыс. Он сажен в пятнадцать длиною и сажен в восемь шириною. В весенний разлив это место омывается водами реки Костромы, неподалеку принимающей в себя речку Секшу. По краям мыса идет ровик и возвышаются ели, но они растут и по всему пространству мыса. Среди их видны на нем задернелые могилы, а в левом углу мыса стоит деревянная часовня. Таков вид сей земляной стрелки в настоящее время. Ранее тут было иное. Елей было больше и они были старее; но лет двадцать тому назад, 8-го июля, в самый праздник Казанской иконы Богоматери и в крестный ход сюда из Секшинской церкви, восемь из елей были опалены и разбиты молнией. Несколько лет потом они стояли подсохшими и наконец были спилены. Еще отличнее от теперешнего был вид данной стрелки в более глубокое древнее время. В «Выписи из Костромских книг письма и межеванья Ивана Языкова да подьячего Григорья Богданова 156 (1648 г.) и 157 году (1649 г.)», сохранившейся в Секшинской церкви, значится на месте нынешней деревни «Пустыни» «займище пустынника старца Капитона». Жил он здесь в хижине лишь с иконой пречистой Богородицы Казанской. Современниками его были местные помещики Костромичи Иван Никитин Рожнов, живший с братьею в деревне Григорове, да племянники его от братьев Григорий Васильев Рожнов и сын Федор Иванов Рожнов, живший в сельце Окульцеве.

http://sobory.ru/article/?object=24566

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010