Татарстанская митрополия за счет собственных средств проводит работы по проектированию, изготовлению и установке центрального и боковых иконостасов. Гостям рассказали о планировке храма и его убранстве, архитектурных решениях и лепном декоре. Проект лепного декора собора выполнен на основании архивных документов — чертежей Ивана Старова, архитектора собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря. Чертежи были эскизными, поэтому за образец взяли убранство аналогичного храма — Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, архитектором которого являлся Иван Старов. Также были использованы фотографии собора Казанской иконы Богородицы до его разрушения. Далее в трапезной Крестовоздвиженского храма состоялась беседа Президента Республики Татарстан с архиереями Татарстанской митрополии. За вклад в укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия, сохранение духовного наследия митрополит Феофан был удостоен медали «100 лет образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики». Государственную награду Республики Татарстан вручил Рустам Минниханов. В свою очередь глава Татарстанской митрополии отметил, что высокая награда является свидетельством тесного взаимодействия Церкви и государства в части укрепления межнационального и межконфессионального мира и согласия. В ходе беседы митрополит Феофан рассказал о деятельности Православной Церкви в Татарстане, возрождении и строительстве храмов, взаимоотношениях Казанской епархии и Духовного управления мусульман РТ. «Я рад, что сегодня мы собрались в связи с празднованием Рождества Христова здесь, в монастыре, где совершается стройка века — воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери. Я часто говорю, что Татарстан — уникальная лаборатория, где  люди реально живут в мире и согласии. Во многом это добрососедство сложилось благодаря мудрой политике президента Татарстана Рустама Минниханова совместно с Государственным советником Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым», — отметил владыка Феофан.

http://patriarchia.ru/db/text/5575203.ht...

По сооружении храма, в 1779 году, преподобная Александра привезла из Казани точный список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери, из Киева – частицы святых мощей, из Москвы – колокол в 76,5 пуда и необходимую церковную утварь. В описи церковного имущества, удостоверенной благочинным священником села Сарминский Майдан Петром Филипповым, говорилось: «В настоящей церкви на престоле одежда первенивая по красной земле с разными цветами, на жертвенник камчатая голивая по красной земле з зелеными цветами, занавеса тавтяная красная, Евангелиев три, первое на полуалександрийской бумаге, (...) и на оных Евангелисты все сребреные и позлащеные. (...) Иконостасы новые резные позлащеные и в них иконное изображение живописной работы. Ризнаго одеяния вновь прибавлены: шестеро риз разных материев...». Освящение Казанской церкви было совершено строителем иеромонахом Пахомием «соборне», вероятнее всего, в воскресенье, 19 января по старому стилю, в день памяти преподобного Макария Египетского. Незамедлительно, уже на следующий день, 20-го числа, отец Пахомий написал письмо Преосвященному Симону с сообщением об освящении Казанской церкви. Посвящение первого храма обители Казанской иконе Божией Матери напоминает о том, что Дивеево находится в земном жребии Пресвятой Богородицы, и о тех великих милостях, которые Царица Небесная постоянно являет обители с первых ее дней. Новая каменная церковь была приходской, однако преподобный Серафим Саровский говорил, что со временем это будет теплый монастырский собор со множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма. Внутреннее пространство церкви имело четкую и ясную структуру. Трехнефная трапезная связывалась с молельным залом низкой аркой, устроенной на ширину центрального нефа. В интерьере храма главенствовал молельный зал, хорошо освещаемый через три яруса окон. Диагональные грани восьмерика покоились на парусах. Стены четверика переходили в восьмериковые грани без каких-либо уступов, благодаря чему появлялось особенное чувство простора. Полы во всех помещениях были выполнены из чугунных орнаментированных плит, стены и своды побелены. Ярусное построение объемов и плавные линии куполов придавали новой церкви села изящный вид. Возвышавшийся над крестьянскими избами легкий силуэт храма был издалека заметен по всей округе.

http://sobory.ru/article/?object=05361

Здесь он упоминает о том, что в 1770 году в Новой Хворостани имелась деревянная церковь. В другом, более раннем источнике, а именно в 7-м выпуске издания Воронежского церковно-архитектурного комитета «Старина» за 1908 год, сообщается о том, что 8 октября 1773 года жители села Новая Хворостань Коротоякского уезда Воронежской губернии пишут прошение об освящении у них церкви. Можно предположить, что на тот момент в Давыдовке было две деревянные церкви – в честь Покрова Божией Матери и в честь Ее Казанской иконы. Об этом говорит и сохранившееся предание о том, что еще в начале XVII века в этих местах поселились иноки – выходцы из Давидовой пустини, основавшие здесь пустынножительный монастырь, вокруг которого впоследствии и стали селиться перебравшиеся сюда крестьяне из Московской губернии. Известно, что в храме, посвященном Казанской иконе Пресвятой Богородицы, имелись два придела: в честь святого пророка и царя Давида, а так же в честь Архистратига Михаила. В «Указателе храмовых празднствований Воронежской епархии с 1586-1886 гг.» упоминается о пожаре 1827 года, от которого пострадали оба деревянных храма и о последовавшем после них строительстве нового, каменного храма. Эта церковь была освящена в 1832 году в честь Владимирской иконы Божией Матери. Приблизительно в это же время монахи, жившие в Давыдовской пустыни, были переведены в Лысогорскую пустынь напротив села Аношкино, которая располагалась в меловых горах над Доном. С этого времени храм в Давыдовке стал приходским. Несколько раз он перестраивался и лишь к концу XIX в. приобрёл свой окончательный вид. Украшала церковь трёхъярусная колокольня, на которой находилось 18 колоколов. Самый большой из них весил 8,5 т. Внутри храм так же был богато украшен. В 1900 году в связи с тем, что прежний храм перестал вмещать всех прихожан, жители Давыдовки обратились к правящему архиерею с просьбой построить ещё одну церковь. В 1911 году по благословению архиепископа Анастасия (Добрадина) был освящён камень в основании храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=16373

Известно также, что с 1 апр. 1680 до 1681 г. к К. м. «на пропитание» была приписана калужская ц. свт. Алексия Московского с землями, построенная боярином Н. И. Романовым († 1654). Трудами игум. Мариамны Алексиевская ц., ранее пребывавшая в запустении 25 лет, была благоукрашена, снабжена утварью, отремонтированы алтарь и паперть. Богослужения совершал монастырский священнослужитель (Там же. С. 91, 94-95). 21 авг. 1899 г. на месте разобранной старой Казанской ц. был заложен, а 6 июля 1903 г. освящен новый 5-купольный собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь Ченстоховской иконы Божией Матери и во имя прп. Алексия, человека Божия. В храме был установлен 4-ярусный иконостас, в зап. части - хоры. Интерьер храма, в частности клиросы, украшали изображения сивилл ( Малинин. 1912. С. 141-142). В 1889 г. в мон-ре существовала также 8-гранная часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, к кон. XIX в. были построены больничный корпус с аптекой, кельи для игумении и сестер, странноприимный дом. Настоятельницы и сестры Согласно несохранившемуся синодику мон-ря, 1-й настоятельницей К. м. была игум. Елена (Евдокия?), 2-й - игум. Марина, к-рая «за свою старость и скорбь игуменийство сестрам здала» и, вероятно, приняла постриг в схиму. При игум. Марине в К. м. проживали 36 сестер, в т. ч. казначея Анисия, просвирня Дорофея, старицы Анна, Варвара и Иулия. В 1673 г. сестры К. м. вместе с городским духовенством и посадскими людьми на черном Соборе избрали новую игумению - насельницу девичьего Оптина болховского в честь Рождества Пресв. Богородицы и Св. Троицы монастыря Мариамну ( Зинченко. 1885. С. 46, 50; Трейтер. 1901. С. 24). В обители хранилась грамота от 22 нояб. 1679 г. митр. Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова) , выданная в ответ на челобитную игум. Мариамны: митрополит благословил перевод в К. м. ее сестры, бывш. настоятельницы Оптина болховского мон-ря игум. Елены (Пальчиковой) ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 85; Зинченко. 1885. С. 46, 50; Трейтер. 1901. С. 24).

http://pravenc.ru/text/1320163.html

Рассмотрев жалобу, Святейший Синод оставил ее без последствий, вместе с тем поручил Епархиальному Начальству, озаботиться устройством, в молитвенную память о созидателях первого храма в Териоках, небольшой деревянной церкви на старом месте, где тридцать лет стоял прежний храм. Храм должен был быть посвящен в честь святых, имена которых носили первые храмоздатели Андрей Иванович и Мария Исидоровна Дурдины, но из-за лихолетья начала 20-го века, осуществиться этому не удалось. В 1910 году была совершена закладка нового каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Часть суммы на строительство выделила императорская казна, огромный денежный вклад внес Дормидонт Тимофеевич Игумнов. Многоглавая церковь с высокой колокольней (49 метров вместе с крестом) в московско-ярославском стиле 16 века, с тем различием, что устранена пестрота окраски, и вся церковь снаружи оштукатурена и окрашена в один белый цвет. По проекту предполагалось расписать храм изнутри, но началась первая мировая война, и этим планам осуществиться не удалось. Церковь строилась по проекту архитектора Николая Никитича Никонова. (Он так же является архитектором церкви Серафима Саровского на Серафимовском кладбище, Иоанновского женского монастыря на Карповке, часовни Тихвинской иконы Божией Матери в Кронштадте). Иконостасы всех трёх алтарей устроены по проекту гражданского инженера В. Ф. Иванова, иконы в иконостасе были выполнены художником Павлом Розановым, братом известного философа, который тоже проживал здесь. В 1913 году был освящён южный придел в честь преподобного Сергия Радонежского. 5 (18) июля 1915 года освящение главного престола в честь Казанской иконы Божией Матери, совершил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский), в сослужении многочисленного духовенства и в присутствии Финляндского генерал-губернатора. В период с 1918 по 1939 год храм принадлежал православной автономной церкви в Финляндии сначала в составе Российской православной церкви, а с 1923 года — Константинопольского Патриархата. В связи с переходом под юрисдикцию Константинополя Финская автономная церковь перешла на новый стиль. Одним из тех, кто не согласился с этим, был настоятель Казанской церкви протоиерей Григорий Светловский.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Казанс...

Село Хомяково, имевшее прежде название «Пречистенское» и «Богородское», расположилось возле речки Населенки и до революции относилось к Александровскому уезду Владимирской губернии. В писцовых Переславских книгах за 1629 год содержится упоминание о Пречистенской пустоши, она же и Хомяково, на которой показана церковная земля. Известно, что в Смутное время село и храм были сожжены. В 1710 году здесь поселился стольник Леонтий Ильич Тихменев. При постройке его дома были обнаружены следы старинного кладбища, свидетельствовавшего о существовании здесь церкви. Тогда вотчинник решил построить свою усадьбу поодаль, а на этом месте – новую деревянную церковь. В 1716 году она уже была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1747 году церковь сгорела, и вместо нее сыном храмоздателя в 1759 году построена новая, также деревянная. В 1796 году вместо деревянной церкви по благословению Преосвященного Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, на средства Никиты Артамоновича Тихменева началось строительство каменного храма с колокольней, великое освящение которого состоялось в 1805 году. В то время храм делился на две части и имел два престола: холодная, центральная часть была посвящена Казанской иконы Божией Матери, а теплый придел в трапезной части – святителю Николаю Чудотворцу. В 1848 году рядом с церковью устроили часовню для отпевания усопших. В селе Хомяково также была школа грамоты. После 1917 года семья последнего хомяковского помещика была вынуждена бежать в неизвестном направлении. В 20-е гг. в храме служил священник Александр. Сохранилась фотография певчих храма и посвященное им стихотворение батюшки. Под давлением властей о. Александр в итоге был вынужден уехать из села. Некоторое время в конце 20-х гг. в храме служил пожилой отец Николай Бронзов, скончавшийся в 1930 году и погребенный у алтаря. Спасаясь от обновленцев, он приехал сюда на незанятое место из Архангельска по совету сына, также священника Михаила Бронзова, настоятеля церкви Казанской иконы Божией Матери села Малыгино Сергиево-Посадского р-на. Это село, также как и прекрасный храм были уничтожены, а настоятель расстрелян. Последний настоятель хомяковской церкви – священник Иоанн Садиков – был арестован 19 ноября 1937 г. и расстрелян 27 ноября на полигоне в Бутово под Москвой. В том же году храм был закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=00068

Храм в Смольневе так и не был восстановлен до начала XVIII века. В 1715 году владелец села  генерал-адъютант Семён Андреевич Салтыков (1672-1742) построил деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери. При жизни графа Семёна Андреевича усадьба перешла к его сыну, графу Владимиру Семёновичу (1705-1751), генерал-майору. Он вместо деревянной церкви начал строить в Смольневе каменный храм Преображения Господня с приделом Казанской иконы Божией Матери. В 1737 году придел был освящён. Потом усадьба принадлежала сыну Владимира Семёновича, графу Сергею Владимировичу (1739-1800), который в 1780-х годах перестроил храм, значительно расширив его. Храм был устроен двухэтажным, в нижнем этаже три престола (главный - Преображения Господня, в трапезной тёплые приделы Живоначальной Троицы, освящён в 1788 году, и Казанской иконы Божией матери, освящён в 1787 году). Над храмом возвышается восьмигранная двусветная башня, а с западной стороны - подобная ей колокольня, на которой в 1799 году были установлены часы. Вокруг второго этажа храма была открытая галерея, в 1833 году она стала закрытой, с 36 окнами. На втором этаже в 1783 году был освящён придел Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Возведение каменного храма в селе Смольнево близ Киржача Владимирской губернии взамен старой деревянной церкви длилось чуть больше четырёх десятилетий и было завершено примерно к 1780 году. На этом месте начиная с 1715 года стояла деревянная церквушка, освящённая в честь Казанской иконы Божией Матери. Её построил владелец села генерал-адьютант Семён Андреевич Салтыков. А каменный храм в 1736 году начал строить сын генерала - граф Владимир Семёнович Салтыков (1705-1751). Завершил же внук - Сергей Владимирович (1739-1800). Годы строительства пришлись на период нескольких русских государей, включая двадцатилетнее правление дочери Петра I - Елизаветы Петровны, воцарившейся на российском престоле в 1741 году. Почему же так затянулось строительство? На этот вопрос нет однозначного ответа. Возможно, размах его был таков, что у Салтыковых не всегда находились деньги для продолжения.

http://sobory.ru/article/?object=06748

Источник: ...Насельница: – Вот перед нами большая площадка, сейчас она зеленая, трава покрыла, но здесь была огромная свалка, самая настоящая городская свалка. И ходить было здесь не то что даже страшно; напротив этой свалки был дом, когда-то он был примерно таким, как мы сейчас его видим. Но в советское время церковь была уничтожена, из нее сделали, совершенно ее обезобразив, коммунальное жилье. И когда нам уже отдали (монастырю) это здание, оно было абсолютно разрушенным, без основания, без крыши, там даже не жили бомжи, то есть невозможно было никому находиться, это было просто страшное место. Но год назад удалось завершить восстановление храма. Кстати, сейчас здесь не одна церковь, а целых две. На первом этаже располагается придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Игумения Антонина: – На первом этаже до разорения храма сохранялась водосвятная часовня. Но когда мы начали восстановительные работы, так получилось, что вода ушла. Поэтому было принято решение и внизу тоже освятить храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Сейчас воду можно набрать в водосвятной часовне рядом с Богоявленским храмом, а в монастыре, по сравнению с дореволюционным временем, стало на один храм больше. Насельница: – Конечно, он совсем миниатюрный, совсем маленький, потому что здесь помещается где-то десять-четырнадцать человек максимум. И здесь тоже наши святыни, наша икона Казанской Божией Матери, икона преподобномученицы Анастасии и икона «Всецарица» Божией Матери – уже от этой иконы получали исцеление. Игумения Антонина: – Сестры очень любят тот маленький домашний храм, потому что мы молимся в этом храме, у нас правило проходит в этом храме. В этом корпусе живут пожилые монахини, они к таинству Соборования часто прибегают в Казанском храме. У нас есть свидетельство художника, который по благословению своего духовника после многодневного поста принялся писать образ. Это верующий человек города Рыбинска, раб Божий Роман. Он привез нам этот образ и написал свидетельство о том, что когда писал его и когда пришло время покрыть образ каким-то раствором, образ преподобномученицы вздулся. То есть облачение, все, что он прорисовал, было уже хорошо на новой доске написано, а сам лик преподобномученицы почему-то вздулся. Он попытался его аккуратненько сохранить, но образ все равно вздувался. Тогда он взял скальпель и потихонечку начал им срезать, чтобы снова написать или еще что-то…И каково было его удивление, что за этим вздутым слоем новой краски образовался лик. Вы понимаете? Он об этом рассказал нашему владыке, владыка Вениамин благословил этот образ чтить, потому что произошло второе событие: он мироточил на протяжении сорока дней.

http://sobory.ru/article/?object=37818

В настоящее время жизнь приходской общины очень насыщенна. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» давно стал центром не только духовной, но и культурной жизни района. В храме совершаются все требы. В воскресной школе проводятся занятия по изучению церковно-славянского языка для чтецов, преподается Знаменный распев для народного хора. В рамках социального служения еженедельно проходят акции милосердия. Приход активно взаимодействует со многими общественными организациями и казачеством в целях духовно-нравственного благополучия общества и воспитания подрастающего поколения. Храм удобно расположен: на трассе Москва — Санкт-Петербург, имеет беседку для отдыха, детскую площадку. Описание [ править править код ] Здание храма с небесным цветом стен очень красиво. Несущие стены образуют восьмиугольник, над которым возвышается купол необычной формы, напоминающий пирамиду со срезанными углами (шатер). Убранство церкви поражает большим количеством старинных икон дореволюционного письма, представляющих культурную и историческую ценность. Святыни [ править править код ] Главной святыней храма является чудотворная икона Казанской иконы Божией Матери, находящаяся слева от Царских врат. История ее чудесного обретения такова. Немногим сейчас известно, что в 20 км к северо-востоку от города Любани Тосненского района в настоящее время восстанавливается некогда прославленный монастырь, основанный в середине XVI века прп. Макарием Римлянином, новгородским чудотворцем. В 1932 году, когда закрывали Макариевскую пустынь, работавший там плотник из деревни близ Любани, получив разрешения у советского начальства, забрал икону Казанской Божией Матери. Во время Великой Отечественной войны перед отправкой в Литву, мужчина попросил немца, квартировавшего в его избе, сохранить икону. Тот обещал. Вернувшись после войны в родную деревню, плотник не нашел своего дома, исчезла и икона. Вскоре жившая в этой деревне девочка рассказала родителям, что видела какой-то свет в щелях между досками, которыми забито окно заброшенного дома. Когда отбили доски, то между рамами оказалась та самая спрятанная икона Казанской Божией Матери из Макариевской пустыни. Икону плотник потом отдал на хранение своей сестре, жившей в Любани. Под иконой однажды ночевала гостившая родственница, больная молодая девушка. Ей во сне явилась Пресвятая Богородица и сказала: «В храм меня надо!». Икону отвезли в Тосно, в Казанскую церковь. В этом храме она находится и в настоящее время.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

В селе Брынкове построена была другая церковь каменная во имя Казанской Пресвятой Богородицы. В записной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1701 г. находим запись следующего содержания: «сентября в 8 день по благословенной грамоте выдан антиминс в Рузский уезд, в село Брынково, в новопостроенную церковь Казанской Богородицы; поп церкви Живоначальной Троицы в Москве Василий Иванов взял антиминс и расписался». Село Брынково, по построении в нем церкви, получило название Богородское. В переписных книгах Рузского уезда Фоминского стана написано: 1705 года «сибирского царевича Василия Алексеевича вотчина село Богородское, что было сельцо Матвейцово, Брынково тож, а в селе церковь во имя Казанской Богородицы, при церкви двор попа Данилы Артемьева, двор попа Игнатия Савина, двор дьякона Григория Семенова, дьячок Иван Семенов». Село находилось до 1705 г. в дворцовых волостях. В 1715 г. – церковь вмч. Георгия деревянная, церковь Казанской Богородицы – каменная, у церкви во дворе поп Алексей Константинов, во дворе диакон Иван Семенов, дьячок Иван Семенов. При церкви находилась богадельня. В ноябре 1722 г. по указу из Синодального Казенного Приказа и по присланной памяти Савина монастыря Сторожевского… перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым Рузской десятины села Брынкова церкви вмч. Георгия поп Иван Семенов сказал по священству: «в селе Брынкове вышеописанная церковь построена и освящена в 1712 г. по благословению преосвящ. Стефана, митрополита Рязанского и Муромского, по челобитью сибирского царевича Василия Алексеевича, а построена та церковь на место старой церкви, которая волею Божиею сгорела в 1708 г…. а та церковь, которая сгорела, построена издревле. Он, поп Иван, к той вышеописанной церкви посвящен в попы в 1720 г. преосвященным Арсением, архиепископом Фиваидским, на место отошедшего попа Никифора Михайлова, по прошению генерала Ивана Ивановича Бутурлина; на пропитание той церкви попу Ивану с церковниками дано по 5 десятин земли в поле, да сенных покосов 10 копен, да у той церкви вмч. Георгия по переписным книгам 1678 г. 42 приходских двора, а служба у попа Ивана бывает временная. Да в том же селе на том же погосте вмч. Георгия построена церковь каменная во имя Пресвятой Богородицы Казанской и освящена в 1701 г., а построена та церковь по прошению сибирского царевича Василия Алексеевича, а дани с той церкви не платится, а священника у той церкви нет, жил на руге и отошел в Москву в 1719 г.».

http://sobory.ru/article/?object=04084

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010