Затем Святейший Патриарх и Президент М.Ш.Шаймиев провели краткую встречу с журналистами. В тот же день, в канун празднования Казанской иконе Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил всенощное бдение в Петропавловском соборе Казани . Его Святейшеству сослужили митрополиты Калужский и Боровский Климент, Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископы Казанский и Татарстанский Анастасий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Ижевский и Удмуртский Николай, Уфимский и Стерлитамакский Никон, Симбирский и Мелекесский Прокл, Самарский и Сызранский Сергий, Пензенский и Кузнецкий Филарет, епископы Нижегородский и Арзамасский Георгий, Саратовский и Вольский Лонгин, Алатырский Савватий. 21 июля Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля . Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, а также архиереи приволжских епархий, настоятели монастырей и клирики Казанской епархии. Патриарх Московский и всея Руси Алексий поздравил православных с праздником обретения Казанской иконы Божией Матери. После окончания богослужения в Благовещенском соборе Казанского кремля Святейший Патриарх Алексий обратился со словом к присутствовавшим в храме богомольцам и руководителям республики Татарстан. В своей речи Святейший Патриарх, в частности, поблагодарил президента республики «за внимание к церковному возрождению на земле Татарстана» и вручил Минтимеру Шаймиеву орден преподобного Сергия Радонежского (I степени). Затем Святейший Патриарх вручил орден преподобного Сергия Радонежского (II степени) мэра Казани Камиля Исхакова и генерального директора ОАО «Казанский вертолетный завод» Александра Лаврентьева. Это предприятие было одним из главных инвесторов работ по восстановлению собора в Казанском кремле. Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского (II степени). В ответном слове президент Татарстана отметил, что сегодня «мы становимся свидетелями поистине исторического события» – после 70 лет религиозного забвения Татарстан «превращается в центр высокой духовности». Минтимер Шаймиев поблагодарил Святейшего Патриарха за передачу Казанской епархии чтимого списка Казанской иконы Божией Матери и подчеркнул, что эта святыня является «символом доверия к Татарстану как к республике межнационального и межконфессионального согласия».

http://mospat.ru/archive/86331-zhurnaly-...

Надо отметить, что в конце XIX столетия благочинным третьего Новосельского округа Муромского уезда был потомственный дворянин священник Гавриил Алексеевич Валединский, затем его в 1898 году сменил Павел Смирнов. Это подтверждается церковными метрическими книгами, сохранившимися до наших дней (Вачский районный архив Загса). В 1896-1917 гг. священником Новосельской церкви был Иван Иванович Покровский (зять Гавриила Валединского), псаломщиками: Гаврила Покровский, Николай Левитский дьяконами: Евгений Преображенский, Григорий Знаменский. В 30-х годах прошлого века началось разрушение храма, растаскивание церковной утвари, икон. В бывшем здании храма размещался склад. После проведения капитального ремонта там был обустроен сельский клуб. В 30-х годах прошлого столетия в Новосельском приходе служил священник Мраморов Михаил Иванович, которого арестовали 2.11.1937 года и в этом же году 2 декабря его расстреляли.  Двенадцатого сентября 2012 года для новосельцев и жителей района произошло знаменательное событие, связанное с тем, что в храме Казанской иконы Божией матери Владыка Варнава - епископ Выксунский и Павловский совершил Великое освящение престола в служении всего духовенства благочиния. Было совершено богослужение, крестный ход, окропление святой водой помещения, затем отслужили праздничную литургию. В храме новая утварь, установлены престол и высокий иконостас. Пол там с зеркальным блеском. Вокруг храма смонтирована кованая изгородь, площадка вокруг церкви выложена брусчаткой. Материал из книги: Г.А. Арефьева и др. Наша история. Описание церквей и приходов Вачского края XVI-XXI в. Приложение. Книга четвертая. - Вача: ВыксаПолиграфИздат, 2010. Книга памяти жертв политических репрессий Вачского района Нижегородской области. Составитель О. Михеева. Н. Новгород. «БИКАР», 2010 г. 12 сентября 2012 епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил в селе Новоселки Вачского района чин освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм был закрыт в конце двадцатых годов прошлого века, после чего в нем располагался сельский клуб.

http://sobory.ru/article/?object=22340

В другие годы в этот день 15 марта мы приходили в храм Казанской Божией Матери в Коломенском, чтобы припасть к явленной чудотворной иконе Божией Матери Державной, и пронзительно понимаем что всё, что произошло и происходит в России зависит от Царицы Небесной. 15 марта 2017 года из Коломенского начался крестный ход Державный, посвящённый 100-летию явления Божией Матери Державной. Крестный ход совершался по благословению Святейшего Патриарха, служившего Литургию в Коломенском и направился на конференцию РНЛ в Сологубовке, посвящённую 100-летию явления Божией Матери Державной .  В акафисте Державной Божией Матери о Ней написано «тайны Божии людям открывающая». Я давно заметила, что во время крестных ходов после всех трудностей и неудобств, после многочасовой неотступной соборной молитвы мы получаем ответы на самые сложные вопросы. Во время крестного хода Державный на наш главный вопрос «Как восстановить Державу?» мы получили ответ. Для того, чтобы восстановить Нашу Державу, мы должны понять что такое Святая Русь как творение Божие, начать понимать замысел Божий о русской земле. Вот представьте. Человек – образ и творение Божие: руки, ноги, голова, глаза, уши – всё должно быть на месте. Как Господь создал, по Своему Образу и Подобию. Представьте, что человек попал в тяжелейшую аварию. Его нужно «собрать» по частям. Очевидно, что если руку приделать вместо ноги, человек ходить не сможет. Или глаз пришить не туда, он не сможет видеть. Поэтому хирург всё делает в соответствии с замыслом Божиим. В 1917 году наша страна попала в тяжелейшую аварию. Была отсечена Глава, Помазанник Божий, функцией которого было передавать Волю Божию народу. Всё тело пропущено через мясорубку революции, коммунистического безбожия, потом либерализма и прочего капитализма. Все в курсе. Наша задача сегодня – понять замысел Божий о Святой Руси, услышать Волю Божию, Волю Царицы Небесной. Что такое Святая Русь? Как это работает, что и где должно быть? Нам с Божией помощью нужно восстановить это Богом созданное Творение. Очиститься от греха предательства Бога и Царя, от крови убитых в абортах детей. Святой Руси нужно выздороветь.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/15/pe...

В 1917 году Финляндия была отделена от России. С этого времени до 1939 года Казанская церковь приписана Русской Автономной церкви в Финляндии. В 1924 году храм сильно пострадал от урагана и наводнения. В 1925 году в только что отремонтированной церкви случился пожар, сгорела половина алтаря. Осенью 1939 года, когда началась советско-финская война, жители унесли из церкви все самое ценное. А вскоре она была закрыта и разграблена. Во время Великой Отечественной войны здание храма сильно пострадало от обстрелов и использовалось под продовольственный склад. В 1970-х годах в Смольном приняли решение снести церковь, этого чудом удалось избежать благодаря главному архитектору Ленинграда Г.Н. Булдакову. Было решено разместить в здании церкви Музей истории Карельского перешейка. С 1980-1990 годы проводится реставрация под руководством архитектора К.А. Кочергина. Побелены фасады, восстановлена колокольня и колокола. 5 июня 1989 года решением Исполкома здание церкви передано православной общине Зеленогорска. 21 октября 1989 года на ступенях храма состоялось первое богослужение. В августе 1990 года церковь была освящена патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 1991 году ночью неизвестные ограбили храм, похитив 10 ценных икон. В их числе была украдена храмовая Казанская икона Божией Матери. Взамен её в настоящее время в храме находится старинная Казанская икона Божией Матери, приобретённая приходским советом церкви в одном из антикварных магазинов Москвы и отреставрированная по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. По материалам: Териоки-Зеленогорск 1548-1998, Тюников К.В., СПб, 1998. www.terijoki.spb.ru Первое документальное упоминание о расположенном на берегу Финского залива маленьком рыбацком посёлке Териоки, чьё название в переводе с финского означает " Смоляная река " , относится к середине XVI века. А в 1721 году, по результатам Ништадтского мира, заключённого между Россией и Швецией по окончании Северной войны, земли Карельского перешейка отошли к России и получили название Выборгской провинции, которая позже стала губернией. После открытия в 1870-х годах Финляндской железной дороги и строительства вокзала в Териоках петербургские жители начали активно съёзжаться сюда на лето. Некоторые петербуржцы приобретали в Териоках земельные участки и строили собственные дома, в которых оставались жить в течение всего года. Одним из таких людей был купец Андрей Иванович Дурдин - директор-распорядитель " Товарищества пиво- и медоваренного завода Ивана Дурдина " и почётный гражданин Петербурга, решивший построить на своём участке летнюю деревянную церковь. У местных жителей, финнов-лютеран, был свой храм, а ближайшая православная церковь находилась в соседнем селе Райволо, поэтому дачники с благодарностью поддержали решение Дурдина.

http://sobory.ru/article/?object=00116

В начале XVII века, когда Саратов как крепость располагался на левом берегу Волги, на правом - на месте современной саратовской Музейной площади - существовало поселение с мужским Богородицким (при Казанской церкви) монастырем и женской Крестовоздвиженской обителью. Первое упоминание о Казанской деревянной церкви Богородицкого монастыря относится к 1657 году. С переводом Саратова на современное место в 1674 году мужскому монастырю было отведено новое место у подножия Соколовой горы, куда он и был перемещен в 1691-1692 годах. Казанская церковь еще несколько лет числилась за монастырем, но в 1704 году она стала приходской. В 1831 году Казанская церковь была перестроена в камне на средства купца Александра Рыбакина. Им же в 1848 году построена часовня перед храмом, которую в 1866 году перестроили на двухэтажную с помещением для клира. Храм был разрушен в тридцатые годы двадцатого века, а недействующая часовня с небольшим куполом на углу улиц Лермонтова и Челюскинцев напоминает о древней церкви. По материалам сайта  храма в честь Казанской Божией Матери Самым первым храмом в правобережном Саратове, как, впрочем, и в левобережном, была церковь во имя Казанской Божией Матери,  которую… нет, не построили,  а перевезли в разобранном виде с левого берега на правый в 1674 году. После известного указа царя Алексея Михайловича Саратов стал под началом полковника Александра Шеля обустраиваться на «нагорной» стороне. Правила возведения городов в XVI-XVIII предписывали возведение в любом городе сначала церкви, а затем всех остальных построек. Очевидно, что церквушки были деревянные и для их постройки выбирались ближайший праздничный день или Воскресенье. В этот день закладывался первый венец, который тут же освящался (своеобразная «закладка первого камня») с прочтением молитвы и традиционным русским «обмыванием» этого события в белых праздничных рубахах. После этого все работы заканчивались и возобновлялись только на следующий день. По такому же сценарию, надо полагать, возводилась и Казанская церковь и в правобережном (и левобережном тоже) Саратове.

http://sobory.ru/article/?object=20742

Верхозерский приходъ Село Верхозерье, при озере Урановскомъ, находится въ 27-ми верстах отъ уездного города и въ 110-ти от губернскаго. Название свое село получило отъ того, что находится въ верховьях длиннаго Урвановскаго озера. Въ писцовыхъ книгахъ 1629-30 гг. село Вехрозерье значится старинною вотчиной Саввы Ив. Мертваго; въ селе церковь во имя Св. Николая Чудотворца – древяна клецки, при церкви дворъ попа Ивана, пашни церковной по 15 четвертей въ поле, сена 30 копенъ; въ селе дворъ прикащиковъ и 2 двора крестьянскихъ. Въ окладныхъ книгах 1676 года отмечена въ Верхозерье уже другая церковь въ честь Казанской иконы Божией Матери, следовательно въ промежутокъ между 1630 и 1676 г. церковь здесь была перестроена. При церкви значится дворь попа Гаврила, да в томъ же селе приходскихъ 9 дв. крестьянскихъ, дер. Усадъ, въ ней 2 двора помещиковыхъ, живутъ въ нихъ дворники, да 27 двор. крстьянскихъ (в настоящее время въ Усадь 129 дворовъ), дер. Косиково, въ ней 6 дв. крестьянскихъ, дер. Старинки, в ней 6 дв. крестьянскихъ (ныне здесь 106 дворовъ). Земли церковной изъ боярскихъ дачь 3 четв. Въ двухъ поляхъ, сенныхъ покосовъ на 26 копенъ. Вышеупомянутая церковь была деревянная, въ 1812 году она сгорела. Вместо нея въ 1814 году начатъ постройкою каменный храмъ, въ 1821 году былъ построенъ и освященъ придельный храмъ, настоящий же храмъ освященъ въ 1825 году. Съ того времени наружный видъ храма остается безъ изменений, внутренния же украшения были обновляемы. Престоловъ въ храме два: главный въ честь Казанской иконы Божией Матери, въ приделе во имя Св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; замечательнаго древностью или ценностию не имеется. Причта при церкви по штату положено: священникъ, диаконъ и псаломщикъ. На содержание причта получается: отъ земли пахатной и сенокосной до 130 руб. въгодъ, от службъ и требоисправлений до 670 руб. Дома у членовъ причта собственные на отведенной крестьянами земле. Земли при церкви: усадебной 2 десят., пахатной 26 дес. 2,133 саж. и сенокосной 7 дес. 2,032 саж.; планъ и межевыя книги на эту землю хранятся въ целости.

http://sobory.ru/article/?object=04484

За богослужением митрополит Астанайский Александр по просьбе главы Татарстанской митрополии совершил диаконскую хиротонию учащиегося магистратуры Казанской духовной семинарии Сергия Рыбочкина. По запричастном стихе проповедь произнес протоиерей Владимир Самойленко. В завершение Литургии было совершено славление всем святым земли Казанской и Пресвятой Богородице. После службы состоялась торжественная церемония посвящения в гимназисты. Ученики первого класса Свято-Гурьевской гимназии приняли присягу гимназиста. Архиереи поздравили первоклассников с началом нового жизненного этапа и окропили детей святой водой. Затем митрополит Кирилл обратился к верующим со словом: «Дорогие дети и взрослые! Дорогие братья и сестры! Дорогие Преосвященные владыки, всечестные отцы и все собравшиеся под сводами этого величественного собора, чтобы прославить святителей Гурия, Варсонофия, Германа и всех Казанских святых! Сегодня впервые в России празднуется день отца. А мы, живущие в Казани, в Татарстане, в Поволжье, совершаем память святителя Гурия просветителя, апостола этой земли. Вместе со святителем Гурием мы соборно прославляем сонм великих мужей и жен, угодивших Богу. Священный Синод Русской Православной Церкви, постоянным членом которого является владыка Александр, возглавлявший сегодня Литургию, на последнем заседании 24 сентября утвердил службу Собору Казанских святых. Сегодня мы благодарим тех, кто ее составил, и с благодарностью вспоминаем владыку Феофана , который представил эту службу на рассмотрение Священного Синода. Владыка уже в мире ином, а служба получила благословение Святой Церкви. Вчера вечером и сегодня утром мы впервые совершили утвержденную Священноначалием службу Собору Казанских святых. Поздравляю всех вас с этим праздником — с тем, что мы живем под Покровом Пресвятой Богородицы и неизреченного сонма великих святых, которые являются покровителями и защитниками нашей земли. Хотел бы сегодня сугубо поблагодарить владыку Ферапонта, который по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сопровождает Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы. Благословенный град Кострома находится под Покровом Божией Матери в честном образе Ее Феодоровском, а мы живем под Покровом Божией Матери в честном образе Казанском. Хотел бы Вам, дорогой владыка Ферапонт, на молитвенную память вручить Казанскую икону Божией Матери, чтобы, совершая келейно молитвенное правило, Вы вспоминали нас, живущих на этой земле.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5853945...

К. постоянно упоминается также как ставка, пункт сбора войск и обороны: здесь стояли армия крымского хана Казы-Гирея и вышедшие против него рус. полки (1591). Летом 1601 г. Лжедмитрий I, подойдя к Москве, построил в К. небольшое укрепление. Казаки И. И. Болотникова в дек. 1606 г. укрепили К., окружив его острогом из обледенелых возов. Сюда летом 1610 г. подступал Лжедмитрий II. После Смутного времени К. почти на 2 десятилетия исчезло из политической истории и служило хозяйственным владением. Однако с кон. 30-х гг. XVII в. цари династии Романовых возобновили посещения К. К осени 1640 г. в К. на новом месте строятся царские хоромы, каменная ограда, службы Государева двора (Кормовой двор), деревянный дворец (в основном 70-80-е гг. XVII в.). Для частных богослужений царской семьи ставят домашнюю ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Для этой церкви в 1651 г. патриарх Иосиф дал 3 антиминса: на престолы в честь Казанской иконы Божией Матери, свт. Аверкия Иерапольского и вмч. Димитрия Солунского. В 1653 г. ц. в честь Казанской иконы Божией Матери и ц. в честь Вознесения Господня уравняли в статусе. С 30-х гг. XVII в. источники упоминают имена клира (поп Никита, попы Михайло Афанасьев, Гаврило Михайлов, Артемий и Давыд Мартыновы, диак. Демид Мартынов, пономари Федоско Алексеев и Гришко Фёдоров, просвирница Анна Петрова), говорится об их земельных владениях, где стояли дворы прижившихся бобылей. С причта в патриаршую казну до 1650 г. брали дань по числу приходских дворов (к сер. XVII в. в К. считалось «крестьян и бобылей 52 двора»), четям церковной земли и сенных покосов, но после 30-летней переписки, к 1680 г., выяснилось, что земля Церкви «взята в государеву десятинную пашню, а попы с причетники живут на руге». Т. о., в XVIII в. приходская жизнь сосредоточилась вокруг церкви с. Дьякова, а церкви К. сохраняли исключительно дворцовый статус. Цари Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич особенно любили К., ценили художественное оформление двора. В К. постоянно работали строители, художники и др. мастера. Царь Феодор Алексеевич посещал К. чаще др. сел, любил праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, когда на Москве-реке готовили «Иорданную сень». Царские «коломенские походы» следовали церковному календарю и порядку церковных служб. Жизнь в К. была скромнее и свободнее, чем в Кремле, царь был доступнее для семьи и ближнего круга.

http://pravenc.ru/text/1841788.html

При церкви существовала с 1895 г. по 1905 г. школа грамоты, в селе есть также земская школа. В пользование причта отведено прихожанами 33 дес. пахотной земли, да 7 дес. пожертвовано помещиком Лутовиновым: 5 дес. распашной и 2 дес. луговой, причем собственно в пользу причта назначено согласно завещанию жертвователя 2 дес., а 5 дес. в пользу церкви. В 1904 г. в штате причта состояли священник и псаломщик. Издание Воронежского Церковного Историко-Археологического Комитета. Воронеж, Типо-лит. Товарищества «Н. Кравцов К-о». Сборник «Воронежская старина». 1907 г. Церковь Казанской иконы Божией Матери — православный храм Курской и Рыльской епархии. Расположена в селе Ключ Горшеченского района Курской области. Ключ – старинное русское село. Возникло в первой половине XVIII в. До 1928 года территориально входило в Нижнедевицкий уезд Воронежской губернии. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Ключе, Нижнедевицкаго уезда, каменная с колокольнею, построена в 1799 году (а по клировой ведомости в 1803 г.) на месте прежде бывшей деревянной. Один штат. Прихожан 1220 душ, деревня Быстрина (ныне – Быстрик, в 2 верстах)». Архиепископ Самбикин продолжает: «Село Ключ (или Дубинино), в 35 верстах от г. Нижнедевицка и в 10 верстах от границы Курской губернии. Название «Ключ» взято от множества ключевой воды, а другое название села – «Дубинино», вероятно потому что это село было окружено вековым дубовым лесом. Лет 250 назад местность, где ныне село, было приютом разбойничьих шаек. В 5 верстах от села, в логу, некогда окруженном густым лесом, по преданию, жил атаман разбойников Юрка Темирязев. Разбойничьи его подвиги вынудили правительство (при царе Алексее Михайловиче) выслать против него войско и Юрка был схвачен и взят в Москву, а сообщники его частию были побиты, а частию разбежались; после сего стали являться поселенцы и основали нынешнее село Ключ. Первые поселенцы были из Ефремова и Тулы. Около 1730 года таких переселенцев собралось до 500 душ и тогда ими была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=17394

Приходъ состоитъ изъ села Верхозерья и деревень: Старинокъ (1 вер.от церкви), Малитинки (2 вер.) и Усада (1 вер.), въкоихъ по клировымъ ведомостямъ числится 1,288 душъ муж. пола и 1,415 женскаго. Въ приходъ имеются две земскихъ народныхъ школы: въ селе Верхозерье съ 1872 года и въ дер. Усадъ съ 1888 года; учащихся въ 1896 году въ обеихъ школахъ было 76. http://hram-kazanskoy.ru/ Особую архитектурную ценность представляет храм как памятник русского зодчества. Исследователи православной архитектуры отмечают уникальное сочетание каменно-кирпичной кладки в основании храма с традиционными русскими деревянными постройками в его верхней части. Этапы работ по восстановлению храма С 2010 по 2014 г.г. проведена расчистка заброшенного храма (закрыт в 1938 г., за последние годы обрушились крыша и купола). В 2012 г. в правом притворе сделаны полы и крыша, сооружена временная винтовая лестница в колокольню. В 2014 г. на праздник в честь Иконы Казанской Божией Матери снят последний сохранившийся и покосившийся купол на колокольне. Получена официальная верительная грамота от Епархии с благословлением на восстановление храма. В 2015 г. в левом притворе сделаны деревянные полы, в самом храме настелено временное покрытие для пола, оконные проемы закрыты изготовленными баннерами, что было необходимо для проведения служб. На Пасху проведена первая служба за времена современной России. В 2016 г. изготовлены колокола, подняты и установлены на колокольне на временном каркасе. Храм обрёл голос и впервые за 80 лет колокольный звон разнесся по округе. Проведено оформление земли и храма в собственность, запущен сайт и произведён лазерный замер всего храма для дальнейших проектных работ. В 2017 г. разработан эскиз проекта восстановления балок, перекрытий, кровли, куполов. Храм электрифицирован, установлены пластиковые окна в притворах, запущен способ пожертвования на строительство храма - именной кирпич. Колокола установлены на постоянное место на колокольне , изготовлен и смонтирован стационарный помост звонаря. Сделан помост для колясочников: на данный момент техническое оснащение восстанавливаемого храма представляет особую ценность и обеспечивает возможность доступной среды для инвалидов-колясочников. В этом отношении на данный момент храм Казанской Иконы Божией Матери является единственным в своем роде во всей Владимирской области. Также в 2017 г. проведены предпроектные работы по восстановлению источника и купели.

http://sobory.ru/article/?object=04484

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010