Вот такое евангельское повествование, и первое, что приходит на ум при его прочтении, это колоссальные полномочия, которые имеет Матерь Божия перед Богом в деле ходатайства за род человеческий. Вот смотрите, Матерь Божия обращается ко Христу с просьбой. А Он ей отвечает: еще не пришел час Мой. Но, правда, чаще всего, говоря о Своем часе, Христос имеет в виду Свои страдания. «На этот час Я пришел в мир», – говорит Он перед самым своим арестом, то есть для того, чтобы пострадать. Но в более широком смысле это выражение относится ко всей Его мессианской деятельности. А что и когда Бог будет делать, это уже решать только Ему. Но просьба Матери Божией ускоряет приближение этого часа явления Божественной силы. Ускоряет, потому что люди нуждаются в Его силе и в Его помощи. Она просит за них. И Господь, образно говоря, меняет время исполнения Своих планов, в ответ на просьбу Матери Своей. Он Ей не может отказать. И инициатором первого евангельского чуда является Матерь Божия. Первого, но не последнего. Все две тысячи лет истории Церкви есть свидетельство бесчисленных чудес, которые явил Господь нам в ответ на ходатайство за нас Царицы Небесной. История донесла до нас лишь самые масштабные и судьбоносные для Церкви или для нашего государства примеры помощи Матери Божией. В честь этих событий установлены праздники, такие, как Покров, праздник Казанской иконы Божией Матери, который, кстати, сейчас стал не только церковным, но и государственным праздником в нашей стране, Владимирской иконы и многие другие. Но помимо общецерковных прославлений, связанных с заступничеством Матери Божией, каждый, кто обращается к Ней с молитвой и любовью, может привести во свидетельство и свой собственный опыт небезучастности Ее к нашим проблемам и скорбям. И вот что удивительно. Когда мы обращаем свой мысленный взор к Божией Матери, то первое, что приходит на мысль, что больше Ее никого нет, ну кроме Бога, конечно. Но когда мы с вами в мыслях, или в общении между собой, или благодаря воздействию какого-то общего мнения возносим обычного человека на высокий пьедестал, то он становится для нас далеким, потому что он стоит высоко. Ну, действительно, если мы даже знакомы были с человеком, может быть, дружили в детстве, но он занял очень высокий пост, ведь просто так к нему не подойдешь, лишний раз просто и не позвонишь, потому что он стоит высоко. У нас совершенно разный статус.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

– Празднуемый в стране с 2005 года День народного единства, по-видимому, служит напоминанием всем народам: давайте жить дружно, в этом залог успеха. В то же время День народного единства многие воспринимают как день единения именно русского народа – не зря везде подчёркивают, что это церковно-государственный праздник, который, конечно же, неслучайно совпадает с Днём празднования в честь Казанской иконы Божией Матери. Предполагается, что русские – значит, православные. То есть и здесь имеется разделение. – Необходимо вновь вспомнить нашу историю. 1612 год – тяжёлое для страны время . Его называют Смутным, или просто Смутой. В Москве укрепился польский гарнизон. По благословению Святейшего Патриарха Ермогена, томившегося в заключении, нижегородское ополчение под предводительством князя Димитрия Пожарского и земского старосты Козьмы Минина изгнало поляков из Москвы. В ополчении были не только русские, но и представители других народов, входивших в состав державы. Это были люди разных национальностей, разного вероисповедания . Народное российское ополчение выступило со списком Казанской иконы Божией Матери, люди шли не просто освобождать Москву, они шли создать условия, при которых стало бы возможным преодолеть Смуту, наладить жизнь страны. Для этого все народы объединились под хоругвями Православной Церкви. – Понятно. Это не праздник русских. Это праздник народов России. – День народного единства ещё называют Днём единения России . Святейший Патриарх Алексий II подчёркивал, что «это наш общий праздник, и тех, кто его отмечает, нельзя разделять по национальной (добавлю от себя: и религиозной!) принадлежности. Его должны праздновать и русские, и татары, и все остальные». Вот и Муфтий Дагестана шейх Ахмад-афанди в своём поздравлении россиян с Днём народного единства призвал всех к пониманию, что « Россия – наш общий дом, который мы все вместе, сообща всегда защищали, строя российскую государственность». – Но праздновать-то его начали относительно недавно. – День освобождения Москвы – 22 октября по старому стилю или 4 ноября по-новому – очень скоро вошёл в церковный календарь как праздник Казанской иконы Божией Матери. Как общероссийский праздник он начал отмечаться с середины XVII века. Можно сказать, что в 2005 году этот праздник был не учреждён, а возрождён.

http://ruskline.ru/opp/2020/01/11/protoi...

На заседании Ученой Архивной Комиссии 23 июня 1897 г. был заслушан вопрос о возможности разборки деревянного храма в с. Хламово Пронского уезда. Для обследования храма был приглашен член РУАК С. Д. Яхонтов, который отметил, что «в случае, если храм будет сломан, ни архитектура, ни археология в тесном смысле ничего не утратили бы», так как храм похож стал на простой молитвенный дом, с заурядной архитектурой, где колокольня совсем накренилась и грозила обвалом. Внутри храма не осталось никакой старины, а живопись в иконостасе «невысокого достоинства» (ТРУАК, т. XII, вып. 3,1898 г. с. XLII-XLV). В 1898 г. строительной комиссии церкви с. Хламова, Пронского уезда, было разрешено заложить трапезную нового каменного храма на месте деревянного с употреблением на это «по мере надобности из капитала, хранящегося в Рязанском отделении Государственного Банка» (РЕВ, 11, 1897 г., с. 222). В Донесении благочинного 3 Пронского округа за 1916-1917 г.г. указывалось, что в с. Хламове церковь строится с 1897 г., где окончательно отстроены и освящены колокольня и трапезная. Из всего вышеуказанного следует, что церковь в с. Хламове отстроена была к 1917 году не полностью. Был освящен только придел в честь Казанской иконы Божией Матери, а настоящая с центральным алтарем в честь Ильи пророка не была построена. Упоминание о деревянном храме Казанской Божией Матери, на месте которого была поставлена часовня, говорит о том, что там был некогда храм в честь иконы Божией Матери Казанской, привезенной, скорее всего, из упраздненной церкви, но освященной в честь Ильи Пророка. Документальных свидетельств о том не сохранилось, кроме записи в клировой ведомости. В 1923-1926 г.г. храм был передан группе верующих, о чём имел место договор о сдаче церковного имущества обществу верующих Ильинского храма Троице Пеленицкой волости Спасского уезда. В августе 1926 г. (число отсутствует) был составлен акт Троицкой волмилицией Спасского уезда, где предлагалось «поправить часть крыши, поврежденной бурей и покрасить купол колокольни. Не исправление обязательства взятого по договору, будет возбуждено ходатайство о расторжении такового».

http://sobory.ru/article/?object=17953

Сохранилось предсказание самой Евфросиньи, что после кончины на месте её погребения будет стоять женская обитель. Хранителем святого предания о блаженной Евфросинии, молитвенником, прибегавшим к её благодатной помощи, был схиархимандрит Христофор. Его стараниями было возобновлено почитание святой блаженной Евфросинии и вследствии чего - восстановление храма в селе Колюпаново. С июля 1991 года началось оформление документов на строительство церкви. На это потребовалось два года. В 1993 году владыка Серапион, митрополит Тульский и Белёвский благословил восстановление, а по существу - строительство нового храма во имя Казанской иконы Божией Матери. 16 июля 1994 года, в день блаженной кончины старицы Евфросиньи, освятили первый закладной камень возводимого храма. Когда закладывали фундамент, нашли старинную закладную монетку прежнего храма. Всем миром собирали средства на строительство здания. Большую помощь оказала администрация Тульской области, города Алексина, а также неравнодушные люди со всей России. Прошёл ещё один год. 16 июля 1995 года по молитвам схиархимандрита Христофора, по благословению митрополита Тульского и Белёвского Серапиона и Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго здесь был учреждён Свято-Казанский женский монастырь, а храм во имя Казанской Божией Матери, возведённый в 1996 году, стал первой постройкой только что учреждённого монастыря. Из книги " Свято-Казанский женский монастырь в селе Колюпаново " . Издательство " Риони " , Тула. 2014 г. Село Колюпаново расположено при Оке, в 52 верстах от Тулы и в 6 верстах от Алексина. Приход села Колюпанова образовался в начале XVII ст., а может быть даже и в конце XVI ст. По местному преданию, в селе существовал храм до разорения г. Алексина поляками и литовцами, что случилось в эпоху смутного времени. Объяснить название села довольно трудно, местное предание касательно этого мало заслуживает вероятия и скорее относится к области исторических курьезов. Оно рассказывает, что в дремучих лесах, покрывавших некогда берега Оки, одно время бродили разбойничьи шайки, беспокоившие грабежами жителей соседних местностей. В руки этой вольницы однажды попался какой-то важный пан, которого разбойники и закололи, приговаривая: «коли пана нова», отсюда местность села и получила название Колюпанова.

http://sobory.ru/article/?object=16690

http://muranovo.ru/храмы/ В 1998 году, по благословению правящего архирея Московской Епархии - митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, началось возрождение Спасской церкви музея-усадьбы Мураново, которая получила статус приписной к Страстному храму деревни Артёмово. Настоятель Артёмовского храма иеромонах (ныне игумен) Феофан Замесов начал регулярные богослужения в усадебной церкви. В скором времени он узнал от местных старожилов, что вблизи усадьбы находится заброшенный святой источник. Эти же сведения подтвердили и научные сотрудники мурановского музея, добавив, что согласно сохранившимся старым фотографиям и дневниковым записям обитателей усадьбы, в это святое место из усадебного храма регулярно совершались крестные ходы, а на самом источнике когда-то стояла деревянная часовня. К сожалению, в период гонений на церковь в конце 20-х годов ХХ столетия часовня была сожжена, а место источника осквернено. Осмотрев святой родник, отец Феофан сподвиг прихожан произвести его расчистку, после чего здесь был установлен памятный крест. В 1999 году были сооружены небольшая купальня и часовня. 26 августа 1999 года родник был освящён благочинным Пушкинского округа протоиереем Иоанном Монаршеком (старшим). Постепенно в это святое место стали приезжать многочисленные паломники. Зная, что с 1818 года по 1836 годы в усадьбе Мураново существовала домовая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери владельцев усадьбы Энгельгардтов, церковная община решила воздвигнуть на источнике одноимённый деревянный храм в память об утраченной церкви. В 2003 году на это было получено благословение правящего архирея Московской Епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, после чего начались строительные работы. Значительные затраты по их осуществлению взял на себя один из благотворителей прихода А.П. Маркелов. Другой благодетель прихода В.Н. Орлов безвозмездно выделил своих рабочих для помощи в созидании церкви. За лето 2003 года храм был возведён и 4 ноября в день Казанской иконы Божией Матери протоиерей Иоанн Монаршек после Литургии в усадебном храме совершил на источнике водосвятный молебен и окропил святой водой новосооружённую церковь. С этого дня здесь началась духовная жизнь, и храм стал наполняться различными святынями.

http://sobory.ru/article/?object=17884

В Пещерном храме удалось сохранить часть стены и оставшиеся росписи. Гости осмотрели внутреннюю отделку, сводчатые потолки, иконостас. Пещерный храм воссоздан в первоначальном виде по описаниям современников и сохранившимся историческим документам того времени. Приглашенными специалистами ООО «Рестор» (г. Кострома) выполнено устройство сводов Пещерного храма. Сотрудники АО «МНРХУ» (г. Москва) произвели консервацию и отреставрировали сохранившиеся элементы фресок и росписи живописи. В настоящее время завершаются работы по установке иконостаса и обсустройству места обретения Казанской иконы Божией Матери в Пещерном храме. В ходе беседы владыка Феофан рассказал Рустаму Минниханову, что в 1913 году Пещерный храм помогла устроить великая княгиня Елисавета Феодоровна, ныне прославленная Церковью в лике святых. В настоящее время ведутся переговоры главы Татарстанской митрополии с митрополитом Берлинским и Германским Марком о передаче в Пещерный храм частицы мощей священномученицы Елисаветы. Рустам Минниханов подчеркнул, что ценность восстановительных работ заключается в том, что удалось воздвигнуть храм на старом фундаменте. «Построить здание не так сложно, главное — сохранить некую преемственность», — отметил глава республики. Митрополит Феофан высоко оценил усилия Республиканского Фонда «Возрождение» и лично Минтимера Шаймиева по воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери. Общий вес конструкций собора составляет 124 тысячи тонн, высота собора с учетом креста — 49 метров. В настоящее время генеральным подрядчиком ООО «Евростройхолдинг+» завершены работы по устройству теплого контура объекта. Выполнены финишная отделка фасадов, устройство кровли, куполов, апсиды и фронтонов; установлены окна и архитектурные фасадные детали. В верхнем храме завершены работы по лепному декору, проводится его золочение. Предстоит монтаж винтовых лестниц на хоры, устройство чугунных полов, изготовление и монтаж входных порталов, общестроительные работы, работы по живописи верхнего храма, изготовление и установка киотов и мебели.

http://patriarchia.ru/db/text/5575203.ht...

По данным 1911 года, все священно- и церковнослужители (штат состоял из трех человек: священника, диакона и псаломщика) имели собственные деревянные дома на церковной земле. В их владении находилось усадебной земли 1,5 десятины и 66 дес. пахотной в трех участках на расстоянии 3 верст от церкви и значились в планах прихожан. Владели ею сами священно- и церковнослужители. Жалования им было не положено. Их содержание, кроме пожертвований прихожан за требы, составляли проценты с капитала, положенного частным лицом в размере 300 руб. на вечный вклад, а также доход с земли, который составлял в среднем 660 руб. в год. Имелся церковный капитал в размере 641 руб. 95 коп. В храме села Богородицкого было два престола: главный во имя Казанской иконы Божией Матери (холодный) и теплый придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Архивные документы сохранили имена двух последних церковных старост. Эти обязанности с 1886 по 1901 год выполнял тамбовский купец второй гильдии Константин Николаевич Оводов. О его усердии говорит тот факт, что в 1889 году епархиальным начальством он награждается похвальным листом за увеличение церковных доходов против своего предшественника. За те годы, что К. Оводов являлся старостой, им было сделано немало пожертвований в пользу приходского храма. В частности, он передал собственный флигель под церковно-приходскую школу, и кроме этого выделил 260 руб. на содержание и приобретение нового колокола для церкви. Церковно-приходское попечительство при Казанском храме было открыто еще в 1876 году. А в 1896 году, видя старание и усердие старосты, на благо прихода избирают ее председателем Константина Оводова. За заслуги по духовному ведомству решением Синода 7 ноября 1896 года он награждается медалью с надписью «За заслуги» на Станиславской ленте. Не меньшую заботу о храме проявлял ставший в 1901 году церковным старостой потомственный дворянин Николай Васильевич Ратч. С того дня, как он вступил в эту должность, отопление церкви стало производиться на его средства, что ежегодно составляло 150 руб. В 1902 году староста за свой счет произвел, затратив 400 руб., внутренний ремонт храма, а двумя годами позже соорудил киот для Казанской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=32434

– Это вас коснулась Божия благодать. – Меня? Благодать? Но ведь я не христианка. Я еврейка. – Но душа-то у вас Божия! – Душа Божия,… – растерянно повторила женщина. – Божия, – добавила уже более уверенно и направилась к выходу. За порогом она немного постояла в нерешительности, словно не зная, куда ей идти, а потом повернула в сторону центральной улицы. Рядовой случай Несколько месяцев не продавалась икона Казанской Божией Матери в рукодельном киоте, которую сдал мастер-краснодеревщик: мы знали, что он очень нуждается в средствах. Однажды я решила посмотреть видеофильм «Заступница Усердная» о петербургской чудотворной иконе Казанской Божией Матери. Как только фильм закончился, распахнулась дверь, и в магазин быстрым шагом вошел светский человек, появившийся у нас впервые. Он сразу подошел прямо к прилавку и, показывая на икону Казанской Божией Матери в киоте, торопливо произнес: – Заверните мне этот образ, пожалуйста. Поспешно расплатившись, он так же быстро вышел из магазина. «Бог послал мне веру» У стеллажа среди покупателей стояла красивая женщина немного за тридцать и внимательно читала заголовки книг. Наконец выбрала одну и подошла к прилавку. Было видно, что ей хочется чем-то со мной поделиться. Встретив мой вопросительный взгляд, посетительница начала рассказывать: – Я пила восемь лет. Стала «синяком». Жила беспутно, забросив сына. Моя мама восемь лет вымаливала меня в храмах, все службы простаивая на коленях. И, представляете, Господь ее услышал! Я бросила пить, год назад вышла замуж за обеспеченного доброго человека, у которого прекрасные отношения с моим сыном. Более того, Бог подарил мне веру. Недавно я стала ходить в храм и хочу, чтобы и мои близкие стали верующими. Мама за годы моей порочной жизни словно выдохлась и теперь отсиживается дома, но я верю, что она снова в церковь пойдет. Я еще так мало знаю! Мне нужно начать постигать веру с азов. Протянув мне книгу «Духовные беседы для простого народа», женщина со смирением добавила: – Вот с самого простого и начнем. Неупиваемая Чаша

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-iz-prav...

– Это вас коснулась Божия благодать. – Меня? Благодать? Но ведь я не христианка. Я еврейка. – Но душа-то у вас Божия! – Душа Божия… – растерянно повторила женщина. – Божия, – добавила уже более уверенно и направилась к выходу. За порогом она немного постояла в нерешительности, словно не зная, куда ей идти, а потом повернула в сторону центральной улицы. Рядовой случай Несколько месяцев не продавалась икона Казанской Божией Матери в рукодельном киоте, которую сдал мастер-краснодеревщик: мы знали, что он очень нуждается в средствах. Однажды я решила посмотреть видеофильм «Заступница Усердная» о петербургской чудотворной иконе Казанской Божией Матери. Как только фильм закончился, распахнулась дверь, и в магазин быстрым шагом вошел светский человек, появившийся у нас впервые. Он сразу подошел прямо к прилавку и, показывая на икону Казанской Божией Матери в киоте, торопливо произнес: – Заверните мне этот образ, пожалуйста. Поспешно расплатившись, он так же быстро вышел из магазина. «Бог послал мне веру» У стеллажа среди покупателей стояла красивая женщина немного за тридцать и внимательно читала заголовки книг. Наконец выбрала одну и подошла к прилавку. Было видно, что ей хочется чем-то со мной поделиться. Встретив мой вопросительный взгляд, посетительница начала рассказывать: – Я пила 8 лет. Стала «синяком». Жила беспутно, забросив сына. Моя мама 8 лет вымаливала меня в храмах, все службы простаивая на коленях. И, представляете, Господь ее услышал! Я бросила пить, год назад вышла замуж за обеспеченного доброго человека, у которого прекрасные отношения с моим сыном. Более того, Бог подарил мне веру. Недавно я стала ходить в храм и хочу, чтобы и мои близкие стали верующими. Мама за годы моей порочной жизни словно выдохлась и теперь отсиживается дома, но я верю, что она снова пойдет в церковь. Я еще так мало знаю! Мне нужно начать постигать веру с азов. Протянув мне книгу «Духовные беседы для простого народа», женщина со смирением добавила: «Вот, с самого простого и начнем».

http://pravoslavie.ru/123058.html

Атаман Г.Г. Смирнов в начале XIX века сообщал в Оренбургское духовное правление, что «в Бердской слободе имелась церковь Божия во имя Казанской Божией Матери с приделом Архангела Михаила деревянного здания, которая сгорела, почему слободу для исправления мирских треб и причислили к оренбургской Вознесенской церкви к священнику Стефану Иванову, но в рассуждении упомянутого священника, имеющего немало прихода в слободе, в требоисполнениях чинятся упущения…». При знакомстве со сложившейся ситуацией местным епархиальным начальством выяснено: «…в исправлении жителей Бердской слободы мирских христианских треб упущений священника Стефана Львова не усматривается». Просто казаки хотели иметь отдельный приход, вскоре они своего добились. Ладная, светлая часовенка, к радости бердских прихожан, была построена. Она, согласно прошению доверенных лиц Бердской слободы — казаков Ивана Пелевина и Никифора Мурашкинцева, была «обширна: длина 17 метров, ширина 8,5 и вышина 6, а с маковицею 11 аршин (1 аршин=71,1 сантиметра). Иконы при часовне следующие: Казанской Божией Матери, Спасителя, Воскресения Христова, Фрола и Лавра, Ильи Пророка, Николая Чудотворца, Иоанна Богослова, Святой Троицы, Иоанна Предтечи — все медные под золотом, в длину все 6 и в ширину 3 четверти; 3-х четвертных еще 11 икон, пелен при иконах 30, риза голубая гарнитурная — 1, епитрахиль — зеленая тафтяная — 1, лампад медных — 2, колоколов — 3». В 1802 году с открытием новой Оренбургско-Уфимской епархии казаки Бердской слободы через поверенного отставного урядника Андрея Белоглазова вошли к преосвященному Амвросию I с новым прошением об определении к их часовне священно- и церковнослужителей, объявляя при этом, что в их слободе по последней 5-й ревизии (в 1796 году) оказалось 200 душ мужского пола, а потому «он, Белоглазов, каменную церковь соорудить с обществом потщится». Но просьба была опять-таки отклонена «за неуказанным числом дворов». Резолюция гласила: «Если они не могут согласить из околичных селений жителей к выстройке на законном основании церкви, тогда как об оной, так и о причте церковном представили бы надлежащим порядком прощение».

http://sobory.ru/article/?object=49351

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010