Далее следует история разрушения и забвения. Перестав быть местами погребения, катакомбы продолжали оставаться предметом благочестивых путешествий и чествований ещё весьма долгое время, до начала IX в., когда из них вынесены были все, какие можно было в то время отыскать, мощи мучеников. За этот период времени они, т. е. главным образом те части их, где хранились мощи мучеников, несколько раз подвергались осквернению и грабежу со стороны различных варваров, появлявшихся под стенами Рима, наприм., в 527 г. со стороны Готов, осаждавших Рим под предводительством Витигеса, а особенно со стороны Лонгобардов, опустошавших римскую кампанию в половине VIII в. Римское духовное правительство после каждого из таких нашествий по возможности реставрировало священные крипты и вообще старалось всячески поддерживать их, но наконец вынуждено было перенести кости мучеников в городские церкви и оставить усыпальницы на произвол судьбы. Продолжать поддерживать их не было уже побуждений. Кроме опасности со стороны варваров, им угрожала может быть еще большая опасность со стороны самих католиков, вследствие резвившейся мало по малу в них холодности и небрежности по отношению к усыпальницам. Папа Павел (757–767), первый решившийся на перенесение реликвий из катакомб в Рим, писал, как бы в оправдание себя, что „усыпальницы не пользуются уже почитанием, которое им подобает, что они делаются убежищем животных, преобразуются в хлевы и стойла для пастухов и оскорбляются всякого рода повреждениями”. Не смотря на это, некоторые из преемников Павла делали попытки вновь оживить почитание катакомб, но напрасно. Наконец Пасхалий I, в начале IX в., затем Серий II и Лев IV перенесли в Рим из катакомб все останки мучеников, какие только могли найти. С этого времени катакомбы были совсем заброшены и мало по малу пришли в совершенное забвение. Места, занимаемые ими, перешли в частную собственность и заняты были виноградниками, входы завалились и разрушились. К XVI в., по-видимому, самая память о них исчезла. Когда в 1578 г. работники, добывавшие песок в одном из садов на дороге Салярской, открыли одну из катакомб, то это показалось римлянам изумительной новостью, а Бозио – первый учёный, посвятивший всю свою жизнь на отыскание и исследование катакомб и написавший о них первое полное и научное сочинение назван был „Колумбом Подземного Рима». Как велико было забвение катакомб и как трудно было отыскать их, видно уже из того, что самые тщательные розыски, сделанные Бозио и многими другими учеными XVII и XVIII вв. далеко не всегда увенчивались успехом. Местоположение некоторых катакомб было не определено до самого последнего времени. Самые важные из катакомб, катакомбы Каллиста, заключавшие в себе гробницы пап III в. открыты были случайно Де-Росси только в 1849 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

26 . Алексею Викторову О сношениях православной церкви с протестантами в XVI в. 27 . Михаилу Зенкевичу Обозрение соборов Русской церкви в период патриаршества. 28 . Никите Сретенскому О священстве. 29 . Якову Груздеву О Предании. 30 . Иосифу Голубинскому О патриархе Иоакиме. 31 . Александру Успенскому -Буданову Пророчества о Спасителе в писаниях Моисеевых. 32 . Алексею Миловидову О елеосвящении. 33 . Ивану Островскому О пастырских обязанностях относительно священнодействия по учению Златоуста. 34 . Василию Кондорскому О внешнем Богослужении против молокан. 35 . Кириллу Державину О 2-м послании к Солунянам. 36 . Александру Камышинскому О происхождении унии. 37 . Феодору Никольскому Сравнительное учение о церкви. 38 . Гавриилу Пернаткину О будущем обращении иудеев. 39 . Димитрию Бакрадзе Об исповеди. 40 . Петру Беневоленскому О христианской веротерпимости. 41 . Виктору Всесвятскому О Максиме Греке . 42 . Феодору Исполинову О пророчествах Малахии. 43 . Феодору Остроумову Об отношении римского епископа к восточным соборам до разделения церквей. 44 . Николаю Рудневу О пастырских обязанностях по учению Златоуста. 45 . Степану Твердому О священстве. 46 . Василию Богословскому О происхождении унии. 47 . Иосифу Лебединскому О догматико-полемической проповеди в IV в. 48 . Василию Никольскому О св. Киприане. 49 . Петру Милованову О самоиспытании. 50 . Павлу Щеглову Об исповедании веры. Решившись посетить моего Абакумовского друга, М.Д. Граменицкого, я писал ему 1 июля: «Кажется, общее желание наше может теперь совершиться. Обстоятельства мои расположились так, что я решился ехать в Москву. Только еще не определен окончательно срок выезда моего из лавры, впрочем, если не завтра, то, кажется, в воскресенье могу беспрепятственно отправляться в путь. Сколько времени пробуду в Москве, также заранее определить не могу, но, вероятно, не долее, пока не найду к вам подводы; потому что я намерен и обратный путь совершить через Москву; и тогда-то уже могу пробыть там подольше. Итак, до приятного свидания!

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Священно-церковно-служители и старосты церковные Священники 1) Иосиф Терентьевич Соловьев, 1814–1828 гг. По окончании курса в Московской академии, 1792 г. февр. 1 дня посвящен во диакона к Богословской, что в Бронной, Никитского сорока, церкви. 30 авг. 1796 г. рукоположен во священника к Николаевской, на Старом Ваганькове, церкви. 17 янв. 1813 г. перемещен, Сретенского сорока, к ружной Покровской, что в Покровском, церкви, а в январе 1814 г. переведен к Крестовоздвиженской церкви. † 1830 г. в ноябре. 2) Василий Симеонович Советов, 1828 – 1831 гг. По окончании курса в Спасо-Вифанской семинарии, два года был Дмитровских духовных училищ инспектором и уездного училища учителем по латинскому яз., арифметике и географии. 9 мая 1827 г. посвящен во диакона в Петро-Павловской, на Якиманке, церкви и того же года 21 мая рукоположен во священника «в Военный гофшпиталь»; в 1828 г. апр. 13 перемещен в Запасный дворец, а 8 авг. того же года – к Крестовоздвиженской церкви, † 4 июля 1831 г. 3) Николай Васильевич Богородский, 1831–1847 гг. По окончании курса в Московской духовной семинарии в 1817 году, 21 мая 1819 года посвящен во священника к Воскресенской г. Коломны церкви; был учителем низшего отделения Коломенского уездного училища, а потом и инспектором училищ духовного и приходского; с 24 авг. 1829 г. – священник Страстного девичьего монастыря, а 9 июня 1831 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. С 1845 г. – духовник округа. † 26 нояб. 1847 года. 4) Георгий Стефанович Колычев, 1847–1849 гг. Из мест. диаконов, определен 1 дек. 1847 г. 5) Александр Васильевич Вишневский, 1849–1886 гг. Сын диакона. По окончании курса в Московской дух. семинарии в 1834 году, посвящен во диакона к Филипповской, на Мещанской, церкви, в 1835 году. 12 февр. 1849 года рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви. С 1842 по 1871 г. был законоучителем в Николаевском детском приюте, а с 1846 до 1871 г., кроме того, законоучителем малолетнего отделения Воспитательного дома и Фельдшерской школы. С 1863 г. – духовник округа. С 1879 г. – протоиерей. В день 50-ти летнего юбилея служения в священном сане, 23 нояб. 1885 г., поднесен ему от прихожан золотой, с драгоценными украшениями, наперсный крест. 184 † 7 июня 1886 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Впервые в печати произведения сорокалетнего святителя Игнатия появились в журнале «Библиотека для чтения» в 1847 г.: «Валаамский монастырь», подписанный И. И. И.; «Воспоминание о Бородинском монастыре», подписанное И. В 1849 г. в этом же журнале напечатан «Иосиф. Священная повесть, заимствованная из Книги Бытия», с подписью И. Эти произведения вышли отдельными брошюрами в С.-Петербурге в типографии К. Крайя в 1847 и 1849 гг. под теми же криптонимами, которые не учтены в «Словаре псевдонимов» И. Ф. Масанова. Не раскрыт также в «Словаре» псевдоним Православный, которым свт. Игнатий подписал свою статью, помещенную в журнале «Домашняя беседа» за 1864 г., вып. 3–5. Отдельный оттиск ее вышел в С.-Петербурге в 1864 г. под названием «Отзыв Православного на рецензию «Слова о смерти " …«. Святитель Игнатий вынужден был не ставить свою фамилию под сочинениями, т. к. по распоряжению высших лиц духовенства цензорам было приказано так исправлять его сочинения, чтобы отбить желание отдавать их в печать. Это распоряжение было сделано по поводу вышедшей из печати в 1849 г. брошюры «Чаша Христова», она сразу разошлась, но второго издания уже не последовало из-за цензурных исправлений, исказивших статью неузнаваемо. Одна из причин нерасположения части духовенства к свт. Игнатию заключалась в несходстве научного образования. Получив образование в одном из лучших светских учебных заведений и затем перейдя к самостоятельному изучению святоотеческих писаний в монастырском уединении при деятельной монашеской жизни, свт. Игнатий отличался от собратий своих богословской научностью, основанной на опытном знании аскетической жизни и отчасти проникнутой началами светской учености. Вследствие этого было недоверие в большой массе ученого духовенства к сочинениям свт. Игнатия как не сходящимся с духом академической схоластики, несмотря на их глубоко православный характер. После напечатания «Чаши Христовой» долгое время все труды свт. Игнатия ходили в рукописях между лицами, пользовавшимися его духовными советами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В иные совершенно отношения стал арх. Порфирий к туземному арабскому духовенству и вообще к православным арабам Сирии и Палестины. Заявив себя горячим арабофилом, еще во время первого своего пребывания в Сирии и Палестине, и встреченный с радостью и духовенством, и народом арабского племени во второй свой приезд сюда, арх. Порфирий, с глубокой верой в полную возможность осуществить на деле, задумал возродить этот приниженный забитый народ и возвысить арабский клир в глазах паствы и особенно господствующего греческого духовенства. Средством для сего он избрал учреждение богословской школы наподобие Халкинской близ Константинополя, с преподаванием в ней арабского языка и с допущением в школу учеников из туземцев. Эту свою мысль арх. Порфирий настойчиво внушает русскому генеральному консулу и правящему патриарху Кириллу, от которого, главным образом, зависело учреждение этой школы 254 . «Патриарх, – пишет арх. Порфирий под 26 марта 1849 г., – изъявил твердое намерение учредить с помощью моей духовное училище для образования сельских священников. Посему в нашем тройном совете (т.е. вместе с консулом) решено было: 1) вызвать сюда из Бейрута о. Спиридона для преподавания катихизиса и арабской словесности; 2) дать ему помещение в одном из святогробских домов да 10.000 пиастров жалованья в год и на дорогу 1.000 пиастров; 8) пригласить из палестинских епархий и первый раз 12 молодых арабов и поместить их в приготовленном доме. Я был в восторге, – прибавляет автор проекта, – от патриарха Кирилла. В настоящий день воскресения Лазаря началось воскресение церкви палестинской. Этот день есть торжественный день и в моей жизни» 255 . 14 июня 1849 г. задуманное училище было открыто в монастыре св. Гроба, в присутствии всего духовенства и патриарха 256 . В 1852 г. решено было расширить школу и перенести в Крестный монастырь близ Иерусалима 257 . Ефором этой школы (т.е. попечителем) был приглашен инициатор ее арх. Порфирий, порекомендовавший устроить ванну при больнице и зал для экзаменов 258 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ (Образцов Иван Яковлевич; 1-я пол. 1793 (по др. данным, 2-я пол. 1792), с. Титовское Весьегонского у. Тверского наместничества - 18.04.1880, нежинский Благовещенский мон-рь Черниговской губ.), еп. Кавказский и Черноморский. Род. в семье пономаря. После кончины отца воспитывался в семье деда-священника, о к-ром вспоминал с благодарностью. В 1803 г. поступил в Тверскую ДС, за скромность и прилежание получил фамилию Образцов. С 1814 г. учился в СПбДА, по окончании которой со степенью кандидата богословия (присуждена 18 июля 1817) 24 июля 1817 г. был назначен учителем греч. и евр. языков в Черниговскую ДС, 28 авг., непосредственно по прибытии в Чернигов, стал также секретарем семинарии. Иоанникий (Образцов), еп. Кавказский и Черноморский. Фотография. Ок. 1849 г. (РГИА) Иоанникий (Образцов), еп. Кавказский и Черноморский. Фотография. Ок. 1849 г. (РГИА) 28 авг. 1819 г. Образцов был пострижен в монашество, 29 авг. рукоположен во диакона, 30 авг.- во иерея, 4 дек. за «исправное прохождение должности и добродетельную жизнь» награжден набедренником. 21 дек. того же года назначен членом правления Черниговской ДС по учебной части, 13 июля 1820 г.- присутствующим в судебной палате Черниговской духовной дикастерии. С 16 авг. 1821 г. ректор и преподаватель богословских наук Минской ДС, с 16 февр. 1824 г. настоятель заштатного Грозовского Иоанно-Богословского мон-ря Слуцкого у. Минской губ. По предписанию КДА от 16 июля 1824 г. переведен на должность ректора и преподавателя богословских наук Могилёвской ДС. С 1 сент. 1825 г. ректор Тобольской ДС, с 7 окт. настоятель тобольского Знаменского мон-ря, 13 окт. того же года возведен в сан архимандрита. С 4 янв. 1826 г. кафедральный цензор. С 16 янв. 1828 г. ректор Пермской ДС и профессор богословских наук. В янв. 1828 г. «за долговременное похвальное служение по училищной части» награжден орденом св. Анны 2-й степени. 13 июля 1829 г. назначен настоятелем нижнеломовского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря Пензенской губ., 27 июля того же года - ректором Пензенской ДС. В 1830 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения в Казанском соборе, где 17 апр. 1830 г. при служении митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) произнес «Слово в день рождения... наследника всероссийского престола... вел. кн. Александра Николаевича».

http://pravenc.ru/text/577984.html

Русская троица (1834-1837). Три студента богословского факультета Львовского университета, Маркиан Семенович Шашкевич, Иван Николаевич Вагилевич и Яков Федорович Головацкий, назвав себя " русской троицей " , впервые в Галичине в открытую заявили: как на небе Бог в Троице един, так на земле Русь триединая: Великая, Малая и Белая Русь - одна русская земля. Маркиян Шашкевич (1811-1843) вошел в историю как талантливый поэт, Иван Вагилевич (1811-1866) - к сожалению, перешел в польский лагерь, а Яков Федорович Головацкий (1814-1888) стал одним из первых энциклопедистов-просветителей Галицкой Руси, он проявил сильный характер и выдержку в борьбе с латино-польским насилием в крае. Никакие преследования, даже лишение кафедры во Львовском университете не заставили его согнуться перед деспотом Галичины - наместником поляком графом Анжеем Голуховским. Головацкого изгоняют из Галиции, он переселяется в Россию и будучи униатским священником принимает .Православие и присоединяется к Святой Церкви как мирянин (это к вопросу о " Таинствах " у латинян-еретиков). Перечислим крупнейшие произведения Головацкого: " Три вступительные преподавания о русской словесности " (1849 г.), " Начало и действование Львовского ставропигийского братства " (1860), " Памятники дипломатического и судебно-делового языка русского в Галицко-Волынском княжестве " (1868), " К истории Галицко-русской письменности " (1883), " О памятниках русской старины в Галичине и Буковине " (1871), " Этнографическая карта русского народонаселения в Галичине, Угрии и Буковине " (1876), " Народные песни Галицкой и Угорской Руси " (1878) и мн. другие. Антоний Степанович Петрушевич (1821-1913) крупнейший Галицко-русский историк, этнограф, филолог, член русского Археологического общества в Москве, доктор киевского университета Св.Владимира, член многих научных обществ в России. Автор фундаментальных, требующих скорейшего переиздания трудов: " Русь и Польша " (1849), " Львовская летопись " (1867), " Акты Ставропигийского братства " (1879) и шеститомник " Сводная галицко-русская летопись " (1874-1897).

http://pravoslavie.ru/archiv/ruskarpaty....

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ [Лат. immaculata conceptio], католич. догмат о том, что Дева Мария, от века предызбранная Богом стать Матерью Спасителя, в качестве привилегии и ввиду искупительных заслуг Иисуса Христа с первого мига Ее существования в материнской утробе была предохранена (praeservatam immunem) особой благодатью Божией от всякой порчи (labe) греха первородного . Догматическая формулировка Н. з., появившаяся в результате учительного и литургического развития мариологии на основе практики народного благочестия и многовековых дискуссий богословов Римско-католической Церкви, дана папой Римским Пием IX в булле «Ineffabilis Deus» от 8 дек. 1854 г. ( Denzinger. Enchiridion. N 2800-2804), в день церковного празднования Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы . Провозглашению учения предшествовал призыв Пия IX в энциклике «Ubi primum» (1849) к католич. епископам, конгрегациям и ун-там высказать мнение по этому вопросу. Подавляющее большинство опрошенных высказалось за принятие догмата (см.: Pareri dell " Episcopato Cattolico, di capitoli, di congregazioni, di università etc. sulla definizione dogmatica dell " immacolato concepimento della B. V. Maria rassegnati alla santità di Pio IX. P. M. in occasione della sua enciclica data da Gaeta il 2 Febbraio 1849. R., 1851-1854. 10 vol.). Подробнее о богословском содержании учения и правосл. отношении к нему, об истории формирования догмата и литургических особенностях праздника Н. з. см. в статьях Богородица , Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы , Догматического развития теория . Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565048.html

3 Антоний (Амфитеатров) , архим. Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви с присовокуплением общего введения в курс богословских наук. Киев, 1848. 460 с. 4 Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. В 2 т. 4е изд. СПб., 1883. Т. 1: 598 с. Т. 2: 674 с. 5 1е изд.: Т. 1–5. 1849–1853; 2е изд.: Т. 1–5. СПб., 1850–1856; 3е изд.: Т. 1–5. СПб., 1868; 4е изд.: Т. 1–2. СПб., 1883; 5е изд.: Т. 1–2. СПб., 1895. 6 Филарет (Гумилевский), архиеп. Православное догматическое богословие. Т. 1–2. 3е изд. СПб., 1882. 553 с. 7 В 1865 и 1882 году. 8 Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов). В 5 т. 2е изд. Киев . Т . 1: 1884. III, 317 с . Т . 2: 1885. VI, 643 с . Т . 3: 1889. VI, 523 с . Т . 4: 1897. VI, 583 с .Т . 5: 1897. VI, 499 с. 9 Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие . В 4 т. Т.1: Сергиев Посад, 1895. — Переизд.: Сергиев Посад, 1910. 464 с. — Т. 2: Ставрополь-Губернский, 1903. 445 с. Т. 3: Сергиев Посад, 1904. 768 с. Т. 4: Сергиев Посад, 1909. 704 с. 10 Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. Каменец-Подольск. Т. 1: 1904. Т. 2: 1906. Переиздания: Сергиев Посад, 1911, 1912, 1914; М., 2003. 11 Лисовой Н. Н. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX – начале XX столетия//Богословские труды. Сб. 37. М., 2002. С. 12. 12 Антоний (Амфитеатров), архим. Указ. соч. С. 61. 13 Там же. С. 63. 14 Макарий (Булгаков), митр. Указ. соч. Т. 1. С. 7. 15 Там же. С. 21–26. 16 Там же. С. 7. 17 Филарет (Гумилевский), архиеп . Указ. соч. С. 1. 18 Там же. С. 2. 19 Там же. 20 Там же. 21 Там же. С. 3. 22 Сильвестр (Малеванский), еп . Указ. соч. Т. 1. С. 28. 23 Понимание догмата, предложенное еп. Сильвестром, было использовано прот. Олегом Давыденковым и получило распространение в современной системе богословского образования через учебное пособие: Давыденков О., иерей . Догматическое богословие: Курс лекций. М., 1997. Ч. I. С. 24.

http://azbyka.ru/pyat-osnovnyx-dogmatich...

  6 Относительно Троицкой Лавр. семинарии в рассуждении этого срав. дело архива учрежденного собора Сергиевой Лавры за 1788 г.   7 См. Полн. Собр. Закон. т. XXII 16047 и 16081. Срав. в делах архива учрежд. собора Сергиевой Лавры за 1784 г. 71. Впрочем относительно других семинарий Империи должно заметить, что но многих из них даже и в начале XIX в. не введен был греческий язык в число предметов преподавания. 11 Собрание мнений и отзывов митр. Моск. Филарета изд. преосв. архиеп. Твер. Саввой, т. I, стр. 244. СПБ. 1885. 13 См. там же. стр. 398. (См. С. К. Смирнова, История Моск. Дух. Академии стр. 61–62. Москва, 1879. 14 В низшем и высшем отделениях Академии (на младшем и старшем курсах) были разные преподаватели. Иногда впрочем преподавание в том и другом отделении соединялось в одном лице. 16 Собр. мнений и отзывов митр. Моск. Филарета, II, 51. (СПБ. 1885. Под нечаянно выбывшим разумеется упомянутый Г. К. Огиевский. богословские, а за ними почетное место принадлежало и философским. 17 Если К. Смирнов долго пробыл на греческом языке, то это потому, что до 1870 г. главным предметом преподавания его был не греческий язык, а русская гражданская история. Главными предметами преподавания в Академии были, конечно, богословские, а за ними почетное место принадлежало и философским. 19 См. напр. дела Конференции Моск. Дух. Академии за 1829 г. 8 (Греч. грамматика Судаковского, – за 1849 г. 7 (Греческим хрестоматия Синайского), – 1852 18 и 1861 7 (Греческая грамматика, его же), – 1851 13 и 1858 6 (Греческая грамматики К. Богословского), – 1863 7 и 1864 11 (Греческо-русс. словарь Синайского) и друг. 23 Срав. относящимся к 1827 году слова о сем митр. Филарета в Собр. мнен. и отз. его т. IV, стр. 222. Москва, 1886. 24 Чтения в Общ. ист. и древ. 1876, кв. III, стр. 84, отдела: «Смесь». См. С. К. Смирнова, Ист. Моск. Дух. Акад., стр. 116. 27 См. Чтения в Общ. ист. и древн. Росс, за 1877 г. кн. II, стр. 56, св. 35 «Материалов отечественных». 30 Чтения в Общ. люб. дух. просв. за 1871 г. 11, стр. 56 «Материалов для биографии митр. Филарета». 33 Перевод бесед, св. Златоуста на Евангелие от Матфея издан был уже в 1839 г. Сравн. о нем у С. К. Смирнова в Истории Московской Дух. Академии, стр. 116 и 119; в Чтениях Общ. ист. и древн. Росс. 1876, III, 90 отд. «Смесь» и «Чтен. в Общ. любит. дух. просвещ. 1882, III, 278 279 «Материалов для ист. Рус. церкви». 37 Изложение веры св. И. Дамаскина также Моск. Духовной Академии было поручено перевести. Сравн. также в делах внутреннего Правления Моск. Духовн. Академии за 1862 г. 74 запрос Духовно-учебного управления: были ли переводимы при здешней Академии на русский язык беседы И. Златоуста на Деяния Апостольские» ?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010