Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Маркелл (Попель), еп. Полоцкий и Витебский. Фотография. Ок. 1900 г. (Попель Маркелл Онуфриевич; 29.12.1825, с. Медуха Бережанского окр., Австро-Венгрия (ныне Галичский р-н Ивано-Франковской обл., Украина) - 29.09.1903, С.-Петербург), еп. Полоцкий и Витебский. Род. в дворянской семье греко-католиков. Был женат на Клименте Федоровне (урожд. Еловецкая; 1864), имел 2 сыновей. Окончил униатскую классическую гимназию при Бучачском василианском мон-ре. Получил полное богословское образование (обучался во Львовском, затем в Венском ун-тах). Также закончил 8-й класс философских наук в Черновицком ун-те. Во Львове под влиянием преподавателя свящ. Павла Леонтовича написал свои первые театральные пьесы и драмы. В 1849-1850 гг. работал учителем естественных наук во Львове. 20 дек. 1850 г. Попель был рукоположен во иерея, в 1850-1851 гг. служил в Бучаче, в 1850/51-1859 гг.- в Тарнополе (ныне Тернополь). С 1852 г. занимал должность законоучителя в Тарнопольской гимназии, с 1859 г. был учителем укр. языка во Львовской академической гимназии. В тот период Попель принимал деятельное участие в светской литературной жизни. Печатался в русской львовской газ. «Зоря Галицкая», в частности, в 1853 г. опубликовал трагедию «Немира» (перевод с нем. языка произведения неизвестного автора) и исследование о певце Бояне, персонаже «Слова о полку Игореве». Тексты Попеля печатались и в газете галицких русинов «Вестник», издававшейся в Вене. С янв. 1861 г. движение галицких русинов при поддержке основателя «русофильского» движения в Галиции М. Качковского стало издавать газ. «Слово» (Львов), редакторами к-рой были известные прорус. деятели Б. М. Дедицкий и В. М. Площанский. В этой газете Попель публиковал статьи в поддержку делатинизации униатских обрядов, при этом ссылался на незыблемость постановлений т. н. Замойского Собора униат. Церкви (1720), проходившего в г. Замостье (ныне Замосць, Польша). В результате униат. Львовский митр. Григорий Яхимович в 1862 г. создал комиссию по очищению униат. обрядов от лат. элементов. Членом комиссии стал и Попель. В 1862-1863 гг. Попель издавал учебники (гл. обр. переводные с латыни, с нек-рыми изменениями и дополнениями самого переводчика, в частности, с обоснованием необходимости делатинизации униат. богослужения) на средства об-ва «Галицко-русская матица» в типографии Ставропигийского ин-та во Львове. Однако учебники Попеля не пользовались спросом, общество оказалось в больших долгах. В 1864-1865 гг. Попель издавал во Львове независимую «церковно-литературную» газ. «Heдiля».

http://pravenc.ru/text/2562314.html

Заглавие, данное мною своему труду, – „Православное Догматическое Богословие», – показывает, что он не представляет собою нового, вполне оригинального произведения в отечественной богословской литературе. Не только людям науки, но и вообще любителям богословского чтения хорошо известны догматические системы преосвященных догматистов: Макария, Филарета и Сильвестра. И в моем труде рассматриваются и излагаются те же догматы веры, что и в указанных догматических системах, почему и дано ему обычное, а не какое-либо новое заглавие. В основных чертах и самый план или построение системы таково же, как и в названных трудах, в свою очередь весьма близких к плану известного учебного руководства по Догматике архимандрита Антония, впоследствии архиепископа Казанского. Изменения или отступления от общепринятого плана в моем труде касаются лишь некоторых частностей (распределения глав и §§). Этот план кратко намечен в никео – цареградском символе веры , подробнее – в „Катехизисе» и „Прав. исповедании веры». На сколько мне известна русская богословская литература, в ней нет основательных возражений против расположения догматического материала, по этому плану (возражения о. Светлова не представляются таковыми). Но, в таком случае, – была ли надобность в появлении новой догматической системы, построенной по одинаковому плану с трудами, высокие достоинства которых и авторитетность общепризнаны? Конечно, появление таковой было бы излишним, если бы эти последние давали полное и всестороннее разъяснение и освещение догматических вопросов, и удовлетворяли в полной мере запросам, предъявляемым к богословию в настоящее время, так что ничего не оставалось бы, как только повторить уже сказанное в них. В действительности же дело обстоит иначе, И это следует сказать не только по отношению к догматической системе преосв. митр. Макария, появившейся полстолетия тому назад (1849–1853 г.) и в сокращенном изложении доселе являющейся учебником по Догматике в духовных семинариях, равно и системе преосв. архиеп. Филарета, тоже приближающейся к полустолетию со времени своего, выхода в свет (1864 г.), но и новейшему обширному догматическому труду преосв. еп. Сильвестра (1877–1891 г.). Не думаю, чтобы была особая надобность в разъяснении этого. Это достаточно известно занимающимся богословием. Мне же лично пришлось убедиться в этом не теоретическим только, но и опытным путем. Да позволено будет мне рассказать о сем, ибо этот опыт расположил меня взяться за свой догматический труд и придать ему тот характер и те особенности, какие он имеет по сравнению с другими догматическими системами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Прот. Малиновский Н. П. Фотография. 1912 г. В 1895 г. М. опубликовал 1-й т. «Православного догматического богословия». Издание было задумано М. как учебное пособие для средних духовных учебных заведений. В 1884 г. был введен новый устав духовных академий и семинарий, вслед. чего были изменены учебные программы богословских дисциплин. Как преподаватель догматического богословия М. поставил перед собой задачу написать учебник, соответствующий по охвату тем новой учебной программе. По существу предмета М. задался целью пересмотреть «разъяснения истин веры», усилить апологетический элемент в изложении вероучения, уделить в курсе больше внимания сравнению правосл. вероучения с неправосл. учениями, а также представить «более жизненное» изложение догматов в сравнении с прежними аналогичными курсами (Речь перед защитой. 1904. С. 250). Особенность труда М. в его компилятивном характере. М. не ставил перед собой задачи написать авторское сочинение, высказать авторскую позицию по догматическим вопросам или предложить новые методы изложения догматического учения Церкви. Цель М.- создать компендиум достижений русской догматики. Автор стремился учесть «выводы отечественной догматической литературы по каждому догматическому вопросу», включая не только курсы догматики и монографии, но и большой пласт журнальных публикаций (Там же. С. 252). М. занимает подчеркнуто осторожную позицию: «Не стремясь непременно отыскивать и прокладывать новые пути, следуя общепринятому плану в расположении догматических истин, я старался в кратком и общедоступном изложении представить возможно полное и всестороннее освещение или рассмотрение каждого догматического вопроса» (Там же. С. 251). Структура учебника М. (деление на части, отделы и главы) в целом соответствует структуре «Православно-догматического богословия» митр. Макария (Булгакова) (СПб., 1849-1853. 5 т.). В начале глав и отдельных параграфов М. приводит библиографические списки русскоязычной литературы по рассматриваемым вопросам. В тексте широко использованы указанные публикации, во мн. случаях - без необходимых отсылок. Вместе с тем М. видел свою работу не в повторении ранее сказанного в лит-ре, а в подведении итогов рус. богословия 2-й пол. XIX в., что и считал собственным вкладом в науку (Речь перед защитой. 1904. С. 253). Историк рус. богословской науки проф. Н. Н. Глубоковский писал, что в сочинении М. «компилятивным способом удачно и старательно представлено компактное объединение русской научной литературы на протяжении всего догматического объема» ( Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002. С. 11).

http://pravenc.ru/text/2561726.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ I [греч. Κριλλος] ( 23.07.1854, мон-рь свт. Ираклидия, Кипр), архиеп. Кипрский (c 10 июля 1849). Племянник этномартира Киприана , архиеп. Кипрского. В 1821-1849 гг. служил при Кипрской архиепископии иеродиаконом, а затем - архимандритом, зарекомендовал себя как разумный и энергичный церковный деятель. Он приобрел большой опыт в адм. и политических делах, в т. ч. участвовал в делегациях, направленных в К-поль в 1835 и 1848 гг. В апр. 1849 г., после смерти архиеп. Иоанникия , были проведены выборы предстоятеля Кипрской Православной Церкви, в к-рых участвовали архиереи и 39 мирян и представителей духовенства. К. был избран архиепископом, но его противники обратились с жалобой к османским властям на то, что число избирателей было ограниченным. Тур. наместник Кипра потребовал проведения новых выборов и получил одобрение великого везира в виде указа. 10 июля 1849 г. в резиденции тур. наместника в Никосии собрались 87 представителей каз (округов) и городов острова. Подавляющее большинство высказалось за утверждение результата предыдущих выборов. 18 окт. 1850 г. К. отправил поздравительное письмо Свящ. Синоду Элладской Православной Церкви в связи с признанием автокефалии этой Поместной Церкви К-польским Патриархатом. В 1850 г. К. добился, чтобы сбор десятины проводился «по султанскому снисхождению» христианами (а не османскими чиновниками) ( Θιλππου. 1975. Σ. 227). В 1853 г. К. предпринял попытку получить разрешение османских властей на возврат церковных владений, проданных эпитропами при его предшественниках, но получил отказ. К. хотел открыть на Кипре семинарию и рассчитывал на поддержку генерального консула России в Бейруте К. М. Базили, к-рый писал, что «Св. Синод обнадеживает разрешением сбора в России в пользу Кипрской Церкви» (Письмо К. М. Базили к А. Н. Муравьеву, 4 июля 1852 г.//РГБ ОР. Ф. 188. Картон 4. Ед. хр. 30. Л. 71-74 об.; изд.: ППС. 2005. Вып. 103. С. 89-91). В 1853 г. К. обратился к директору Богословской школы на о-ве Халки Константину (Типалдосу-Иаковатосу), митр. Ставрупольскому, с просьбой найти среди преподавателей подходящего для руководства семинарией, но тот ответил, что не имеет такой возможности. Тогда К. пригласил возглавить семинарию бывш. директора Патриаршей академии митр. Месемврийского Самуила (киприота по происхождению), но тот отказался, сославшись на преклонный возраст. Из-за преждевременной смерти К. его замысел остался неосуществленным.

http://pravenc.ru/text/1840407.html

архиепископ Макарий (Миролюбов) (1817–1895) Жизнеописания Исторические описания монастырей Церковная археология архиепископ Макарий (Миролюбов) Духовный писатель и историк, собиратель материалов об истории Великого Новгорода. Биография В миру Николай Кириллович Миролюбов, родился в селе Ухолово Рязанской губернии в семье священника Кирилла Прокопьевича Подлесенского. При поступлении в 1827 году в Сапожковское духовное училище ему была дана новая фамилия — Миролюбов. Дальнейшее духовное образование он получил в Рязанской духовной семинарии, где был одним из лучших учеников, почему и был послан в 1839 году учиться за казённый счет в Московскую духовную академию, курс которой окончил в 1842 году по I разряду (13-й магистр XIII курса) и был определён в Нижегородскую духовную семинарию преподавателем логики, психологии и латинского языка. В 1844 году он занял должность помощника инспектора семинарии; с 1845 года — профессор патристики. Монашеский постриг под именем Макарий он принял 2 июня 1846 года в Благовещенском нижегородском монастыре; 9 июня был рукоположён в иеромонаха. Начиная с 1848 года, на страницах «Нижегородских губернских ведомостей» стали регулярно публиковаться исторические статьи и сообщения профессора иеромонаха Макария; 10 декабря 1849 года он стал членом и сотрудником Императорского русского географического общества; в 1850 году — действительным членом Императорского русского археологического общества и членом-корреспондентом Императорского общества истории и древностей Российских. В это время он обследует библиотеки, архивы губернских и уездных духовных учреждений, монастырей и церквей. В мае 1853 года Макарий был определён в Пермскую духовную семинарию на должность инспектора, а также профессора богословского класса; 20 июня 1853 года возведён в сан игумена и по распоряжению митрополита Филарета был назначен членом Синодального комитета, образованного для составления охранных описей церковных древностей, после чего был командирован в Вологду, Ярославль, Кострому и Владимир, для изучения важнейших хранилищ церковных древностей в епархиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Богослово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В XVI веке село было дворцовым, и в нем была церковь, по всей видимости, деревянная. В смутное время церковь была уничтожена, а церковная земля сдавалась в оброк. В XVIII веке в селе основана Богословская пустынь, в которой были уже две церкви – каменный Успенский собор, построенный в 1726 году, и деревянная церковь во имя Иоанна Богослова, сохранившаяся, вполне возможно, с XVI века. В 1740 г. пустынь была приписана к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю . В царствование императрицы Елизаветы Петровны в Богословской пустыни была обнаружена хлыстовская ересь и в 1764 году пустынь была упразднена а монастырский храм обращен в приходской. Ныне существующая церковь Успения Божией Матери с пределами апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Митрофана Воронежского построена в период с 1838 по 1853 год. Строительство шло в два приема: к 1849 году закончены были храм с трапезной, в 1853 году возведена колокольня. Архитектурный облик храма типичен для стиля ампир: на кубическом основании покоится ротонда, перекрытая куполом, который венчает приземистая главка на цилиндрическом барабане. Храм украшает стройная колокольня: трехъярусная, завершенная небольшой луковичной главкой на восьмигранном барабане, который опирается на полусферическую кровлю с люкарнами. В интерьере храма сохранились остатки росписи, выполненной в начале XX века, когда в церкви проходили большие ремонтные работы. Роспись храма осуществил художник из Палеха И.И.Парилов на средства иеромонаха скита Черниговской Божьей Матери Паисия, уроженца села Богослово. С 1903 по 1917 года в храме служил священник Александр Воздвиженский, расстрелянный в 1937 году. А с 1917 до самого ареста в 1937 году настоятелем храма был священник Алексей Сперанский, также расстрелянный в 1937 году. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. О.Александр и о. Алексей были прославлены в лике новомучеников Российских.

http://sobory.ru/article/?object=02028

В отличие от большинства заурядных и инертных предстоятелей ИПЦ К. оказался патриархом деятельным и энергичным. Вначале К., как и большинство греч. иерархов, считал своей основной задачей сохранение св. мест Палестины и умножение церковной недвижимости, употребляя на эти цели доходы от святогробских подворий в Молдавии, Бессарабии и Грузии, а также материальные пособия из России. Но под влиянием российской дипломатии и Русской Духовной миссии в Иерусалиме (РДМ), после неоднократных бесед с Базили и начальником РДМ архим. Порфирием (Успенским) , направление его деятельности стало постепенно меняться. В 1849 г. К. дал согласие на устройство в Иерусалиме духовного уч-ща для арабов за счет средств, собираемых в России в пользу Гроба Господня. В донесении к посланнику В. П. Титову от 1 нояб. 1849 г. Базили сообщал о доставке в Иерусалим собранных в России 6855 р. серебром. По уверению консула, «патриарх обязывается, сообразно с существующим порядком, употребить сию сумму кроме церковных нужд и на поддержание и развитие училищ своего престола» (РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Ед. хр. 315. Л. 9-10 об.). К. лично инспектировал епархии, обустраивал там церкви и открывал школы, препятствуя прозелитической деятельности зап. миссионеров. Были созданы «мужская и женская начальные школы в Иерусалиме, школа в Назарете, две школы в Яффе и несколько школ в других городах и селах Святой Земли» ( Соколов. 1998. С. 37), построено 16 церквей (в т. ч. в Яффе, Назарете, Лидде, на Фаворе) и восстановлено 11 ( Он же. 1914. Вып. 1. С. 40). С 1852 г. К. выделял из ежегодно получаемых из России пособий суммы на нужды Антиохийского Патриархата, в первую очередь на устройство там учебных заведений. В 1853 г. в монастыре свт. Николая Чудотворца по инициативе К. была устроена 1-я в Иерусалиме типография для издания книг как на греческом, так и на араб. языке. Работы в типографии начались в марте 1853 г., первые книги на араб. языке - Апостол и Катехизис - вышли из печати 14 февр. 1854 г. В течение 60 лет существования типография внесла значительный вклад в духовное просвещение араб. населения. В 1871 г. в Иерусалиме была создана правосл. больница, к-рой можно было «похвалиться перед всею Европою. Здание ее одно из самых лучших в городе. Аптека ее славилась и обилием врачебных материалов, и великодушной щедростью. Медик ее - первый авторитет не только в городе, но и во всем крае» ( Антонин (Капустин). 2010. С. 202). В 1864 г. было построено новое здание Патриархии в Старом городе. За пределами Иерусалимского Патриархата К. создал школы на родном о-ве Самос, жен. гимназию и приют в К-поле, построил здание экзархии Св. Гроба в Афинах. Главным достижением К. все единогласно признают открытие им в 1855 г. богословской школы в Крестном мон-ре , где прошли пастырскую подготовку неск. поколений палестинского духовенства ( Соколов И. И. Богословская школа Креста в Иерусалиме: Ист. очерк//СИППО. 1906. Т. 17. Вып. 3. С. 409-459).

http://pravenc.ru/text/1840397.html

О. получил известность как издатель летописных памятников и др. исторических источников, среди подготовленных им изданий - «Супрасльская рукопись» (М., 1836), «Летописец Переяславля-Суздальского» (М., 1851), «Новый Летописец» (М., 1853), «Устав о разбойных и татиных делах» (Уголовные законы царя и вел. кн. Иоанна IV Васильевича. М., 1841), «Книга посольская метрики Великого княжества Литовского» (М., 1843. Кн. 1; совместно с И. Н. Даниловичем), «Соборная грамота духовенства правосл. восточной церкви, утверждающая сан царя за вел. кн. Иоанном IV Васильевичем, 1561 г.» (М., 1850), «Книга об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича» (М., 1856). При непосредственном участии О. опубликованы сочинение Дж. Флетчера «О государстве Русском» (1848), 1-й том «Дневника» П. Гордона (Tagebuch des Generalen Patrick Gordon. Moskau, 1849. Bd. 1). Подготовил к изданию сборники документов МГАМИД: «Сборник князя Оболенского» (М., 1838-1859. 1-12; 13 подготовлен к печати, но не издан); «Иностранные сочинения и акты, относящиеся до России» (М., 1847-1848. Т. 1-4); «Рассказ москвича о Москве во время пребывания в ней французов в первые три недели сентября 1812 г.» (М., 1859); «Письма русских государей и других особ царского семейства» (М., 1861-1896. Вып. 1-5). Публиковал материалы по церковной истории: «О двух древнейших святынях Киева: мощах св. Климента и кресте вел. кн. Ольги» (Киевлянин. М., 1850. Кн. 3. С. 139-150), о следственном деле над патриархом Никоном (Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. СПб., 1860. Кн. 5), переписку по делу об открытии иезуитского новициата в Белоруссии (СбРИО. 1867. Т. 1. С. 421-539); «Синодик 1670 года Богословского мон-ря что на Ваге» (М., 1869). Содействовал подготовке А. Н. Муравьёвым издания «Сношения России с Востоком по делам церковным» (СПб., 1858-1860. Ч. 1-2). Занимался исследованиями в области истории летописания. Считал «Хронику» Георгия Амартола важнейшим из источников, вошедших в состав «Повести временных лет» (О греч. кодексе Георгия Амартола, хранящемся в Моск. синод. б-ке, и о серб. и болг. переводах его хроники. М., 1847). Выдвинул гипотезу о том, что древнейший текст первоначальной рус. летописи представлен обнаруженным им в сборнике кон. XV в. «Летописцем русских царей» (назван О. «Летописцем Переяславля-Суздальского») (Несколько слов о первоначальной рус. летописи. М., 1870, 20162).

http://pravenc.ru/text/2578073.html

В конце первой половины XIX в. из-под пера архимандрита Антония Амфитеатрова вышло фундаментальное пособие: «Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви» . Этот труд получил одобрение духовного руководства, и, согласно определению св. Синода, его надлежало использовать в духовных семинариях. Структурная схема расположения материала в общем напоминала схему, предложенную Ф. Прокоповичем, подразумевавшую деление объёма содержания на две главные части: учение о Боге Самом в Себе и учение о Боге в Его проявлениях «вовне». Однако разделы, касающиеся спасения и освящения человека, были представлены в нём в соответствии с принципом антропоцентричности: в отделении «Учение о человеке» было изложено не только учение о создании, природе, предназначении человека, грехопадении прародителей, но и учение о воплощении Сына Божьего, о спасении, о Церкви, о Частном и Страшном Суде, об участи праведников и грешников. Со временем это пособие было вытеснено из образовательного пространства другим фундаментальным произведением: «Православно-догматическое Богословие» , митрополита Макария Булгакова . Оно было создано в период 1849–1853 гг., и первоначально было издано в пяти томах. Впоследствии неоднократно переиздавалось. Это сочинение охватывало полный курс по догматике, изобиловало библейскими и святоотеческими цитатами, справочным материалом. Представленная в нем богословская система делилась на части, те, в свою очередь, – на отделы, отделы – на члены и параграфы, а крупные параграфы, дополнительно, делились на ещё более частные члены деления. Учитывая величину объёма и ёмкости содержания труда, можно сказать, что во многом такое деление было оправдано. Труд М. Булгакова снискал множество восторженных отзывов, хотя, надо отметить, далеко не все критики отзывались о нем с чувством восторга. Очередным успехом российской богословской науки стало «Православное Догматическое богословие» архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) . Впервые оно вышло в печать в 1864 году. Структурно и по методологической основе оно сближалось с «Православно-Догматическим Богословием» Макария Булгакова , и тоже изобиловало ссылками и цитатами. В тех местах, где было задействовано большое количество ссылок и/или цитат, они были представлены сгруппированными по внутреннему содержанию и типам источников, как то: ветхозаветные писания, Евангелия, Апостол, святоотеческая литература. С целью предостережения читателей от ряда заблуждений автор пособия использовал ложные утверждения западных теологов, которые тут же опровергал.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

11 октября 1849 г. в Киево-Печерской лавре, в пещерной церкви преп. Антония, магистр Иоанн Руднев принял иноческое пострижение от руки ректора архим. Димитрия, с наречением Иоанникия. Восприемным духовным отцом молодого инока Иоанникия по монашеству был известный в Киевской обители подвижник иеросхимонах Парфений. 6 ноября того же года сам приснопамятный митрополит Киевский Филарет, в лаврской церкви св. Михаила, посвятил инока Иоанникия во иеродиакона, а 7 ноября – в сан иеромонаха. Посвящение происходило в Феодосиевской дальнепещерной церкви. Этот знаменательный в жизни юбиляра день восприятия благодати священства и избран днём предстоящего юбилейного празднества. Чтобы узреть своего родного инока Иоанникия, подвизавшегося на педагогическом поприще в воспитавшей его Киевской Академии, отец, старшая сестра и брат, спустя много лет после пострижения его в монашество, – пешком отправились в Киев на богомолье. Прибыв сюда в праздничный день, прямо с пути усталые путешественники направились в собор Братского академического монастыря, где к великой своей радости увидели среди сонма священнослужаших о. Ионникия, которого однако не сразу узнали. С сердечным восторгом воспоминает ныне почтенная старушка Дарья Максимовна, сестра Высокопреосвященного юбиляра, с какой сыновней преданностью встретил сын – профессор диакона отца и своих присных, с каким усердием водил родных сам по всем пещерам и показывал все святыни и достопримечательности города, а на обратный путь нанял лошадей до самого Вышнего-Скворчего. III. Высокопреосвященный Иоанникий, как профессор и начальник духовно-учебных заведений Воспитавшая Высокопреосвещенного юбиляра Alma meter, – Киевская Духовная Академия, – как первенца своего, оставила у себя на служение богословской науке. Магистр Иоанн Руднев в 1849 г. был избран конференцией наставником по кафедре Свящ. Писания и в течение 9 лет (1849–1858 г.) префессорствовал в старейшей Духовной Академии и проходил разные другие должности, – так, он три года был помощником инспектора (1850–1853), два года инспектором (1856–1858), пять лет – членом правления и конференции окружного академического правления, Киевского цензурного комитета, исполнял поручения по ревизии Полтавской и Екатеринославской семинарий, временно исполнял должность ректора и проч. Преподавал профессор о. Иоанникий сначала Свящ. Писание, а затем обширный круг богословских наук. По отзыву историка Киевской Академии, лекции Высокопреосвященного юбиляра отличались «глубокой критикой». В своих воспоминаниях бывшие слушатели Высокопреосвященного Иоанникия о профессорской его деятельности отзываются так: «что он с любовью и трудолюбием учёного мужа, с глубоким знанием и одушевлением истинно христианского учителя, раскрывал учение о таинствах св. веры Христовой перед студентами, внимательно и с увлечением воспринимавшими каждое его слово, по истине солью мудрости растворённое».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010