У нас в историческую работу уходят лучшие и сильные люди, по внутреннему влечению, из духовной потребности. И силой их личного влияния и примера, всего больше, и объясняется это характерное преобладание церковной истории в системе русского богословского преподавания с половины прошлого века, во всяком случае... Здесь не место входить в подробное описание всего сделаного русскими учеными в отдельных областях церковно-исторической науки. Сделано было очень и очень не мало, – и в собирании памятников, и в критике источников, и в историческом синтезе. Но историка богословской мысли интересует только одна сторона этой ученой работы: как эта сосредоточенность исторического внимания сказывается в общем богословском мировоззрении, как отражается она в богословском синтезе. И для этого достаточно отметить только немногие поворотные точки в этом ученом процессе... Историческое веяние в русском богословии начинается из Московской академии. Именно здесь впервые и создается русская школа церковных историков... Филарет Гумилевский впервые ввел «исторический метод» в преподавание догматики и сумел пробудить у своих слушателей не только интерес, но и любовь к историческим занятиям. Филарет был исследователем. Он любил работать по источникам, любил и архивные розыски. Любил собирать и сопоставлять факты. Так возникли его книги об отцах Церкви, о русских духовных писателях, о греческих песнопевцах, – почти в типе словарей. В Харькове и в Чернигове, в бытность свою там епархиальным архиереем, Филарет занимался «историко-статистическим описанием». Но Филарет не был собирателем в старом стиле, каким был митр. Евгений. Он был не столько археологом, сколько именно историком. У него была потребность в обобщениях. И у него был дар исторического рассказа и исторического синтеза. «История русской Церкви» Филарета была для своего времени событием (издана в 5 выпусках в 1847 и 1849 г.г.). Впервые вся русская церковная история была рассказана и показана, как живое целое, от Крешения Руси и до 1826-го года, – и рассказана ясно и вдумчиво. Эта вдумчивость и вообще отличает Филарета, как историка. Иногда это ему мешает. Ему трудно писать бесстрастно, он размышляет над событиями вслух. Ему трудно скрывать свои симпатии и антипатии. У Филарета было почти болезненное чувство правдивости, отсюда смелость и резкость его суждений о прошлом, его отзывов о недавнем. История синодального периода в его изложении оказалась слишком откровенной. Еще раньше вызвала толки его статья о Стоглаве и о старом обряде... Филарет заторопился издавать свою «историю», когда Макарий в 1846-м году начал печатать в «Христианском Чтении» главы из своей книги о русском христианстве до Владимира. Филарет испугался, что его уже опередили. Но Макарий писал совсем в другом темпе и в других масштабах. Он задумал многотомное сочинение и писал каждый том отдельно (первое издание с 1857 по 1883). Смерть прервала его «историю» на XII-м томе, на описании собора 1666-го года...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Таким образом, на протяжении 40 лет (с 1819 года, года открытия академии по 1858 год, год назначения Юркевича экстраординарным профессором). Киевская духовная академия вновь показала способность воспитания педагогических кадров европейского уровня, в том числе и для светских учебных заведений. Фундатором философской науки в обновленной академии был Иван Михайлович Скворцов (1795–1863). Родился он в семье священника села Стесково Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Закончил Нижегородскую духовную семинарию, затем в 1817 году Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия и словесных наук. Получил назначение на должность профессора философии, математики и физики Киевской духовной семинарии, а со времени открытия академии стал ее бакалавром в 1819 г., затем с 1824–1849 годы – ординарным профессором философии. В 1834–1858 год также состоял профессором богословия, церковной истории и церковного права в Университете Св. Владимира. Иван Михайлович Скворцов никогда не оставлял своего церковного служения, будучи с 1820 г. настояелем Владимирской Киево-Печерской церкви, а с 1859 г. – кафедральным протоиереем Софийского собора, где провел огромную работу по разбору и комплектации архивных материалов собора, кроме того он был редактором духовных журналов «Воскресное чтение», «Киевские епархиальные ведомости». Скворцов, выпустивший 14 курсов Киевской духовной академии, известен также своими фундаментальны трудами по истории церкви, выдержавшими по 5–6 изданий, и каноническому праву, поскольку они являлись первенцами в отечественной богословской традиции. Может возникнуть вопрос: а когда же он занимался собственно философией? За это время подготовки лекций по философии для студентов академии, на кафедру которой он был назначен в годы реформы духовно-академического образования по причине нехватки подготовленных кадров. Также ему поручили читать нравственную философию, космологию, психологию, логику, историю философии, философию религии. Если учесть весь перечень вышеупомянутых читаемых им предметов, в том числе математику и физику, а также тот факт, что Скворцов был известным духовным писателем (мы имеем в виду его публиковавшиеся и посмертно опубликованный «Дневник протоиерея Ивана Михайловича Скворцова» – произведение особого «учительного» жанра, требующее также отдельного рассмотрения) и общественным деятелем (он являлся членом академической конференции, окружного академического правления, попечительского совета над бедными духовного звания, комиссии по строительству Киевского Владимирского собора, статистического комитета) 3 , то напрашивается вывод о том, что Иван Михайлович Скворцов является примером разностороннего ученого, для которого философские изыскания представляются просто необходимыми, не только в силу педагогической нагрузки и не как «...смесь текстов Священного Писания и цитат из популярных естественнонаучных книг...» по язвительной оценке Г.Шпета 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

452 Венеция, 1782, с.1113–59, откуда перепечатано в PG 147, col. 833–942; 2-е афинское изд. 1893, т.2, с.462–98; 3-е афинское издание 1963, т.5, с.4–59. 455 Значительная часть ссылок В.В. Бибихина оказалась неправильной. По возможности эти недочеты нами исправлены. 456 Die Mystik des Nikolaus Cabasilas vom Leben in Christo. Erste Ausgabe und einleitende Darstellung von Dr. W.Gass. – In: Beitrage zur kirchlichen Literatur und Dogmengeschichte des griechischen Mittelalters, Bd 2. Greifswald, 1849, Appendix 2, p.217–32 (второй пагинации). 457 Это издание, указанное В.М. Лурье, которому выражаем глубокую признательность, было нам недоступно. Судя по совпадению пагинации, второе издание является простой перепечаткой первого издания, однако поскольку у нас нет в этом полной уверенности, те места, которые могут вызвать сомнения из-за расхождения перевода А.Ф.Лосева с греческим текстом первого издания, специально отмечены в примечаниях (другие наши исправления отдельных неточностей лосевского перевода и при цитации, как правило, не оговариваются). 458 Превосходное изложение сути споров и позиции Паламы см. в не утерявшей до сих пор свое значение статье: монах Василий Кривошеин . Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы . – Seminarium Kondakovianum 8. Praha, 1936, с.99–154, последнее переизд.: Архиеп. Василий (Кривошеин) . Богословские труды 1952 – 1983 гг. [sic! издателям осталось невдомек, что публикация этой статьи в ВЗЕПЭ I960, – 34, 101–14 – всего лишь перепечатка работы 1936 г.]. Нижний Новгород, 1996, с.114–208 (глава 2 «Сущность и энергия», с. 145–74). 460 Это произведение не следует путать с другими силлогическими главами (против латинян), переведенными на русский язык в книге: Архим. Амвросий. Святой Марк Эфесский и Флорентийская Уния. Джорданвилль, 1963, с.239–77 (и репринты). Заметим в скобках, что научный уровень исследований и переводов архим. Амвросия, хотя и положительно выделяется на фоне аналогичных диссертаций выпускников отечественных Духовных Академий последних семидесяти лет, оставляет все же желать лучшего, и потому доверять его исследованиям с точки зрения полного учета и охвата материала и тексто¬логической надежности нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/put-k-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЮНТЕР [нем. Günther] Антон (17.11.1783, Линденау (ныне Линдава, Чехия) - 24.12.1863, Вена), австр. католич. богослов-философ. В 1796-1800 гг. учился в монастырской школе ордена пиаристов в Хайде (ныне Нови-Бор), в 1800-1803 гг. в гимназии Лайтмерица (ныне Литомержице). Изучал в Пражском ун-те философию и юриспруденцию, теологию в Вене, затем в Рабе (ныне Дьёр, Венгрия). С 1818 г. сотрудничал в ж. «Wiener Jahrbücher der Literatur». В 1821 г. рукоположен во пресвитера. В 1822 г. вступил в иезуитский новициат в Старавиче (Стара-Веси) в Галиции, но в 1824 г. покинул его, не став членом ордена. В 1833 г. получил степень д-ра теологии honoris causa Мюнхенского ун-та, а в 1848 г.- д-ра философии honoris causa Пражского ун-та. До 1848 г. работал в гос. цензурном ведомстве в Вене. С 1848 г. Г. совместно с Й. Э. Фейтом начал издавать ж. «Lydia: Philosophisches Jahrbuch» (W., 1849-1854. 5 Bde). Автор многочисленных сочинений. В 1828-1829 гг. вышло в свет главное соч. Г. «Vorschule zur speculativen Theologie des positiven Christenthums» (Введение в умозрительную теологию позитивного христианства) в 2 частях: 1-я часть посвящена учению о творении, 2-я - учению о воплощении. Г. пытался преодолеть разногласия между верой и знанием, религией и философией. Г. упрекали за рационализм и вольнодумство, непочтительность к отцам Церкви и средневек. схоластам, а также за реабилитацию осужденного католич. Церковью труда Г. Гермеса , посвященного философскому анализу божественного Откровения Иосифа Богослова. Г. считал, что догматические определения отражают исторические условия конкретной эпохи (поэтому имеют преходящую ценность) и что философская критика представляет определенную пользу для понимания христианских догматов. Монизму Ф. В. Й. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля Г. противопоставил дуализм (и называл себя «Cartesius correctus» - исправленный Декарт). Под влиянием Р. Декарта Г. возвращается к принципу субъективности и на этом основании строит рационалистическое философско-богословское учение о Боге, исходным пунктом к-рого стал тезис, что богословие связано с самопознанием человека; только через знание самого себя (Sichwissen) возможно познание Другого. Исследование самосознания человека, по мнению Г., открывает путь к Не-Я (к Богу) как безусловному корреляту и абсолютной причине конечного «я»; человек познает себя как зависимую и конечную сущность и, следовательно, как творение абсолютного Творца.

http://pravenc.ru/text/168460.html

Руководящим международным органом адвентистов является Генеральная Конференция адвентистов Седьмого дня; это всемирное объединение находится в Бэйтль-Крике (США). В Россию адвентистское учение было завезено немцами-колонистами. В ноябре 1883 года первый проповедник Иоганн Перн приехал в Россию, в Таврическую губернию. В 1886 году в этой губернии уже было 300 последователей этого учения. Местные власти называли адвентистские доктрины " ересью иудействующих " , но в целом были к ним снисходительны. Проповедники же с Западной Европы не оставляли своим вниманием и посещением Россию. Поселения эти сопровождались ввозом соответствующей литературы, устными проповедями и беседами с крестьянами и ремесленниками, а также и с баптистами в разных регионах Империи. В 1901 году в России уже было 37 общин АСД. В настоящее время в Генеральную Конференцию АСД входят все унионы (территориальное деление по географическому принципу), в том числе и СНГ. Генеральный съезд АСД собирается каждые четыре года, где его участники открывают новые унионы, принимая их в состав конфедерации и назначают президента. В нашем государстве адвентисты также располагают печатным органом: издают газеты, журналы, а в Тульской области с 1989 г. действует духовная семинария АСД, где будущие проповедники и пресвитеры получают целевое богословское образование. Секта Иеговистов Адвентисты появились в США в начале XIX века. Родоначальником его был Вильям Миллер (1781-1849), принадлежавший к баптистской общине в Нью-Йорке. Тщательное изучение Библии и математические выкладки по пророчествам книги Даниила привели его в 1818 году к убеждению в близости кончины мира, Второго Пришествия Иисуса Христа и тысячелетнего Его царства. Наступление Страшного Суда было точно вычислено — 1843 год. По пророчеству Даниила (Дан. 8:14), святилище Божие будет осквернено в течение 2300 дней (читай: лет), и т.к. эти 2300 лет начались с 457 года до н.э., с момента указа Артаксеркса о восстановлении Иерусалима, то, вычитая цифру 457 из 2300, получим 1843.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Вместе с тем критики отмечали не всегда оправданное следование Г. за философией Гегеля в чисто богословской области. П. Д. Юркевич считал работы своего учителя несвободными от «неестественной примеси диалектических тонкостей» (С. 281). По оценке Шпета, главная заслуга философской деятельности Г.- ее историзм, а также «принципиальная самостоятельность философии и независимая методичность, при несомненной связи постановок вопросов с общими требованиями времени» (С. 219). Г. уделял внимание вопросам сравнительного богословия: еще в качестве диссертации на степень магистра богословия он написал работу «Критическое обозрение учения римской Церкви о видимой главе Церкви», к-рая, однако, носит компилятивный характер. Позднее Г. планировал переработать это сочинение, добавив его к своим статьям по национальному вопросу в зап. губерниях. Соч.: Критическое обозрение учения римской Церкви о видимой главе Церкви. [Дис. на степень магистра богословия] К., 1841, 18683; Критический взгляд на философию Канта. [Дис. pro venia legendi]. К., 1847; О характере философии средних веков: [Дис. на степень магистра философии]//Современник. 1849. Т. 15. 6. С. 65-96; О развитии познавательных способностей//ЖМНП. 1857. Ч. 93. 4. Отд. 2. С. 315-346; Ч. 94. 5. Отд. 2. С. 1-26; О развитии чувствовательных способностей//Там же. 1855. Ч. 88. 10. Отд. 2. С. 23-44; Философский лексикон: В 4 т. (5 вып.). К., 1857-1873. СПб., 18592. Т. 1; Обозрение системы философии Гегеля. К., 1860; Два слова о прогрессе. К., 18632; Карамзин как моралист и историк. К., 1870; Введение в историю философии. К., 1871; О различии между воспитанием и образованием в древние и новые времена. К., 1874; Введение в историю философии. К., 1872; О необходимости русского языка в элементарных школах западных губерний. К., 1875; Краткий философский словарь. К., 1876; О высшем образовании в применении к женщине. К., 1878; Философия XVII и XVIII вв. в сравнении с философией XIX в. и отношение той и другой к образованию. К., 1878-1884. Вып. 1-3; Краткое обозрение педагогики: В 2 вып. К., 1879-1882; Программа психологии: В 2 вып. К., 1880-1881.

http://pravenc.ru/text/165223.html

Время не благоприятствовало тому, чтобы Горский высказался весь в своей системе научного миросозерцания, во всей широте своих познаний. Митрополит Филарет, зорко следя за академической жизнью и мыслью, будучи богословом-догматистом, не сочувствовал церковно-исторической постановке богословского образования, представителем которого был Горский. Горский, поэтому, остерегался писать и оставил сравнительно мало печатных трудов; притом большая часть их написана по поручениям. Так, по поручению митрополита Филарета, Горский, в 1849 году, предпринял, вместе с К. И. Невоструевым, известнейший труд свой: «Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки». Горскому принадлежала роль руководителя, цензора и редактора; некоторые важные отделы были написаны самим Горским. К 1862 году было подготовлено пять томов; шестой, совершенно готовый, не издан, значительная часть тетрадей утеряна. За этот труд авторы стали первыми лауреатами Ломоносовской премии (1867). По мнению рецензентов выпуски «Описания» составили «сокровищницу критически очищенных фактов для истории языка как русского, так и южно-славянского». Труды А. В. Горского отличаются полнотой материала, объективностью построений, крайней осторожностью в выводах, сжатостью, точностью и простотой стиля. Лекции Горского отличались новизной материала и строгостью метода. Его курс «История евангельская и церкви апостольской» была издана дважды. Горский и Филарет Гумилевский произвели переворот в учебной постановке духовных академий и на самое видное место поставили историю. Проводником нового научного направления был журнал «Прибавления к Творениям Св. отцов», основанный в 1843 году; Горский был одним из редакторов журнала и самым деятельным его сотрудником. Проводником нового направления в академическую среду был один Горский. К Горскому обращались за указаниями и советами такие учёные, как Погодин, Срезневский, Сухомлинов, Бодянский; другие работали при помощи Горского (А. Н. Муравьев, Савва, впоследствии тверской, гр. М. В. Толстой, Филарет Гумилевский). Умер 11 (23) октября 1875 года от болезни сердца. Похоронен в Троице-Сергиевой лавре на академическом кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

(Дело Учебного управления , 1851 год, 6 марта). Две добрые цели достигаются нынешним курсом духовных семинарий, – писалось неоднократно в отчетах обер-прокурора Святейшего Синода Протасова за 1849, 1851, 1855 и другие годы, – главная и существенная – давать будущим пастырям душ отчетливое богословское образование с практическим применением к духовным потребностям паствы, другая – частная, подчиненная первой – снабжать их запасом и тех сведений, которыми они могут улучшать свой домашний быт и с тем вместе добрыми хозяйственными и врачебными советами усиливать свое нравственное влияние на сельских прихожан. Для этого было постановлено: 1) из главных, собственно духовных предметов семинарского учения в особенности приспособить к обязанностям сельского священника богословие пастырское и собеседовательное; 2) из вспомогательных предметов преподавать всем вообще ученикам начала философии (логику и психологию), российскую словесность, историю, физику и геометрию и языки греческий и латинский; 3) вместе с тем ввести новые предметы, особенно полезные в общежитии и житейском быту священника, как то: естественные науки, начала медицины и сельское хозяйство, дабы готовящиеся преимущественно в сельские священники чрез приобретение нужных сведений в сих науках могли иметь благотворное влияние на благосостояние народное. На этих основаниях определением Святейшего Синода от 9–12 августа 1840 года постановлено было: существующий в семинариях шестилетний курс, с разделением его на три отделения, оставить по-прежнему; учебные предметы расположить вновь и все преподавать на русском языке «с приспособлением их в пространстве и в образе изложения к главному назначению семинарий» и прочее. Реформированный учебный курс семинарский рассматривать, как ранее, по отделениям – низшему, среднему и высшему – нет возможности как ввиду распределения некоторых, преимущественно богословских, предметов по всем трем классам семинарии, так и ввиду отсутствия связи между предметами того или другого класса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В продолжение этих занятий преосв. Макарий составил и издал в свет Историю русского раскола, известного под именем старообрядства, и, по представлению г. министра народного просвещения, удостоился получить за этот труд изъявление Высочайшего благоволения Его Императорского Величества. 6) Отеческое богословие и патристика Преподавание патристики введено в круг академического учения в 1841 году и сначала разделено было между двумя наставниками, преподававшими в это время греческий язык, но потом возложено на одного, с поручением ему составить по этой науке руководство. В повременном издании академии – Христ. Чтении находится богатый запас материалов для этой науки, именно в сказаниях о жизни св. Отцов и учителей церковных и об их сочинениях. 7. Учение о Православном богослужении Учение о православном богослужении имеет своим предметом общественное христианское богослужение, именно священные места или храмы, свящ. времена, как постоянные, так и особенные и, наконец, самые свящ. действия, как в историческом происхождении их, так и в настоящем их употреблении. Эта отрасль православного богословия в первом курсе, как мы видели выше, предлагаема была в более обширном виде, как учение о церковных древностях; в последующее время соединяема была с другими науками и входила частью в состав церковной истории, частью – догматического богословия; но, по усмотрению особенной важности ее, и для ближайшего ознакомления будущих служителей алтаря с этой частью их служения, она сделана в 1842 г. предметом особой науки, с назначением для ней особенного наставника и особых учебных часов. Некоторые из уроков по этому предмету, профессора В. И. Долоцкого, напечатаны в Христианском чтении, в 1846, 1847, 1848, 1849, 1850 и 1852 годах. 8. Пастырское богословие Еще в 1797 г. повелено было читать в академиях о должностях пресвитеров приходских. Чтения эти должны были иметь вид практических наставлений о главных обязанностях священника – учении и священнодействии, и предлагались, обыкновенно, при конце богословского курса, когда воспитанники приготовлялись ко вступлению в священническое звание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Дионисий, по словам следователя, видный, здоровый мужчина „с быстрыми глазами, но взглядом не всегда прямым“, с первого же раза обнаружил ловкость в ведении разговора, твердость характера и проницательность; а особенно сильное впечатление произвел на следователя сам Геронтий, о котором он отзывается вообще весьма сочувственно. Вот как именно описывает его г. Липранди: „Геронтий был среднего роста, сухощав, с маленькой редкой бородкой, как и на голове, темных волос, несколько с проседью 159 ; лицо продолговатое; физиономия чрезвычайно привлекательная, на которой изображалось смирение, никогда не изменявшееся (?); голос тихий, глаза карие, небольшие, но весьма живые; говор плавный, рассчитанный, память большая, и вообще он мне показался, как с первого раза, так и в продолжение всего времени, человеком умным, хитрым и вместе с тем твердым“ 160 . Между прочим и под влиянием таких впечатлений, произведенных личностью Геронтия, следователь озаботился обставить его пребывание под арестом всеми возможными удобствами 161 , и допросы, вернее беседы с ним вел, обыкновенно за чаем. Геронтий при этом ловко уклонялся от всяких щекотливых вопросов, и особенно поражал следователя обильно приводимыми текстами из священного писания и отеческих творений, чем поставлял его, как „очень мало сведущего в богословии“, в большое затруднение. Г. Липранди решился даже пригласить для состязания с Геронтием на текстах Н. И. Надеждина, как получившего основательное богословское образование в духовной академии. Беседа, действительно, состоялась и „продолжалась около двух часов“, при чем г-ну Липранди показалось, что Геронтий едва ли не одержал победы“ над Надеждиным, „по крайней мере изобилием приводимых им текстов сравнительно с теми, которыми возражал“ последний 162 . Следствием предположено было достигнуть уяснения следующих вопросов относительно подсудимых: 1) кто они такие, действительно ли русские беглецы, когда бежали и какое имеют теперь звание? 2) зачем приехали теперь в Москву и зачем приезжали прежде неоднократно в Россию? 3) с кем из русских раскольников и какие имели сношения? 4) найденные при них деньги и предметы, имеющие по преимуществу церковное употребление, где ими куплены и для чего? Единственной материальной уликой против Геронтия и Дионисия могли служить только эти взятые при них вещи, и особенно могли бы служить письма, если бы такие оказались.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010