«В княжение Святополка Изяславича (1098–1113)», так пишет блаженный Поликарп 70 , «много было насилий людям от князя; дома людей богатых, без всякой вины, искоренил он и у многих отнял имущества. Потому Бог попустил язычникам усилиться над ним, – много раз Половцы воевали при нем; к тому же была междоусобная война. От того в Русской земле были тогда и голод и большая бедность». В то время пришедший из Смоленска мирянин принял ангельский образ от рук игумена Иоанна (1089–1103) и назван Прохором. Он так крепко подвизался, так полюбил воздержание, что лишил себя обыкновенного хлеба, а собирая лебеду, растирал ее, готовил себе хлеб и тем питался. Он заготовлял себе лебеду на целый год и таким образом до кончины своей не требовал себе хлеба, почему и прозван лебедником; кроме церковной просфоры, он в келье своей не вкушал никогда и овощей, не пил ничего, кроме воды. Он никогда не был печальным, и всегда весело работал Господу; не приходил в страх и от военных тревог; жил как птица, довольный одною лебедою. За такую терпеливую жизнь Господь дал ему Свои дары. После военных тревог, настал в Русской земле голод. Лебеды родилось очень много. Блаженный Прохор удвоил труды свои, собирая лебеду и растирая ее в муку. Некоторые, по его примеру, также собирали лебеду, чтобы питаться ею во время голода; но не могли есть от горечи. Нуждающиеся обратились к Прохору и он всем раздавал хлеб свой, и хлеб его оказался приятным на вкус – до того, что не так хотели пшеничного хлеба, как испеченного Прохором. И вот еще чудная особенность: хлеб Прохора оказывался чистым и приятным, когда брали его по благословению Прохора; если же брали тайно, то оказывался горьким и черным. Один брат тайно, без благословения, взял хлеб у блаженного, стал есть, и он оказался до того горьким, что тот не мог глотать. Это повторялось не раз. Он стыдился исповедать блаженному грех свой и просить хлеба с благословением; но наконец, не могши терпеть голода и видя пред глазами голодную смерть, пришел в игумену Иоанну и открыл случившееся с ним, прося прощения. Игумен, не поверив ему, велел другому брату взять тайно хлеб у блаженного. Принесли хлеб, и оказалось то же самое, что говорил тот брат. Игумен послал к блаженному за хлебом и сказал: «уходя, возьмите другой хлеб тайно». Принесли два хлеба, и тайно взятый оказался черным и горьким, и взятый из рук Прохора был приятен и весьма чист. После этого разнесся слух о Прохоре всюду, и Прохор кормил весьма многих, страдавших от голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Все мы любим «волшебные слова» в наш адрес. Только Бог их заслуживает, как никто другой. Поэтому слава Тебе, Господи, слава Тебе! За все испытания, которые нам пришлось преодолеть за год совместной жизни @batishchevanastasia За что я благодарна Богу? За свою семью! За моих чудесных друзей! И за всех чудесных людей, которые появились в моей жизни за последние 1,5 года. За то, что с детства росла в православии! За моего прекрасного, любящего мужа! О таком, как он, я даже и мечтать не могла. За все испытания, которые нам пришлось преодолеть за год совместной жизни! Разлука, две хиротонии (священническую я переживала очень трудно, посмотрите 2 фото), тяжёлая болезнь. Всё это еще больше укрепило наши отношения. За то, что мой муж удостоен чести служить у Престола Божия! За бесконечную милость Его ко мне! Я благодарю Бога, потому что это был простой, но необыкновенный день, который я прожила счастливо @helgaboston Сегодня день Архистратига Михаила — именины моего папы, которого уже нет в живых. Утром было очень ветрено, и платок сдувался с головы, и начинало скоблить горло, потому что дети бесконечно болеют, и ты хватаешь это все. А пить горячее нельзя — идёшь на причастие… И вдруг я опоздала — вошла в храм, а там уже так светло, и батюшка кадит, и такое тепло растекается в воздухе, что сразу стало жарко, и столько мыслей в голове: почему раньше началось? Как раздеться, чтобы дверьми не хлопать? Как же теперь записку написать? И исповедоваться надо получается уже вот-вот. А уже через полчаса епитрахиль взлетает надо мной и опускается на лоб, знакомые руки сжимают мою глупую голову, и мне тааак спокойно и мирно, что хочется плакать. А на Литургии я слышу, как в молитве об упокоении произносится имя моего отца — и получается, что мы с ним рядом опять, он где-то в алтаре, откуда я слышу его имя, а я тут, прямо за Голгофой! Папа, Ты же видел меня?… Когда я подхожу к Кресту, батюшка даёт мне Богородичную просфору, я еле сдерживаюсь, чтобы не ахнуть вслух. Она такая тяжёленькая, и она символ всего происходящего сейчас — ее дали мне незаслуженно, не по справедливости, которой мы все ждём в этом мире, а по нездешней милости, которая правит там, где ангелы бесконечно славословят Господа.

http://pravmir.ru/denblagodareniyabogu_2...

Выражение «А. и О.» распространено в литургических текстах испано-мосарабского обряда : молитва Post Nomina на мессе воскресенья перед Богоявлением начинается словами: «Christe qui es alpha et ω: initium et finis» (лат.- Христе, Ты - Альфа и Омега, начало и конец - Lodi. P. 1162); оно встречается во многих молитвах мосарабского Бревиария (PL. 86. Col. 176, 182). Распространенность этого выражения в текстах испано-мосарабского обряда может быть связана с тем, что это - один из немногих древних обрядов, где Апокалипсис включен в систему лекционарных чтений. В литургических рукописях кельт. обряда сохранился причастен: «Alpha et Omega ipse,/Christus Dominus,/venit venturus/iudicare homines» (лат.- Альфа и Омега, Христос Господь, грядет Грядущий судить людей - Lodi. P. 1102). Употребление выражения «А. и О.» в песнопении, сопровождающем Причащение, возможно, связано с тем, что в рисунок печатей просфор в древности могли вноситься буквы Α и Ω (см. Galavaris. Р. 75). Галаварис полагает, что появление в чине проскомидии визант. обряда Богородичной и девятичинной просфор идет от более древнего обычая вырезания букв Α и Ω из агничной просфоры (по мнению ученого, часть, вырезавшаяся по контурам буквы Α, соответствует части, изымаемой из Богородичной просфоры - Galavaris. Р. 100-101). Выражение «А. и О.» использовал в своих литургических сочинениях свт. Петр (Могила) , напр., в молитве на основание храма, являющейся, по наблюдению свящ. В. Прилуцкого, переработкой аналогичной молитвы лат. Ритуала (Прилуцкий. С. 10-12), говорится:                   (Требник Петра Могилы. Ч. 2. Л. 61). В послереформенном (см. Novus ordo ) богослужении рим. обряда наблюдается интерес к выражению «A. и О.»: в католич. храмах часто встречаются изображения монограммы Α и Ω на предметах церковной утвари; чин благословения пасхальной свечи включает в себя акт начертания на ней букв Α и Ω; в чине открывания дверей Латеранской базилики в юбилейный 2000 год (см. «Annus sanctus» ) содержится гимн «Christus heri et hodie, finis et principium, Christus Alpha et Omega, Ipsi gloria in saecula!» (лат.- Христос вчера и днесь, конец и начало, Христос Альфа и Омега, Ему слава во веки!).

http://pravenc.ru/text/114190.html

Частицы сии за живых и умерших полагает внизу священного хлеба, так как они принесены за нас смиренных, требующих умилостивления и ходатайства, и ожидающих от Бога великия милости» 11 . 8) В изданной в 1526 году в Риме Дмитрием Дукой, а в 1560 году в Париже Вилльямом Мореллем – литургии Златоуста 12 , а также в Евхологионе Гоара 13 указывается совершать проскомидию на четырех просфорах, при чем ясно обозначаются только три просфоры, четвертая же словами: τραν προσφορν» 14 . Четыре просфоры указываются и в книге пресвитера Иоанна Нафанаила: « θεα λειτουργα μετ ξηγσεως διδασκλων», изданной в Венеции в 1574 году 15 , а также в « θεα λειτουργα το ν γας πατρς μν ωννου το Χρυσοστμου», изданной в Венеции в 1687 году на греческом и латинском языке 16 . В последней книжке (л. 6): «священник, взяв другую просфору (т.-е. четвертую), говорит о архиепископе. Здесь живых и умерших, каковых желает, поминает иерей поименно. И всех в надежде воскресения. Итак, взяв частицу, полагает ее внизу на правой стороне». 9) Евхологион 1566 года, изданный в Венеции 17 , предписывает совершать проскомидию на пяти просфорах. Четвертая просфора, на которой положено поминать, заметим между прочим, и «царей», обозначена словами: «λαβν τραν προσφορν » а пятая – словами: «ν τ τρ προσφορ» . Пяти просфор требуют и греческие евхологионы XVII века, хранящиеся в библиотеке Московской Синодальной типографии: 1602 г., 1613 г., 1638 г., 1642 г., 1648 г., 1666 г., 1684 г., 1692 г., а также и современный греческий евхологион. В этих евхологиях просфорою называется только та, из которой вынимается агнец, а остальные – печатью: λαβν... τν πρτην σφραγδα (наша богородичная просфора), δευτραν (наша третья просфора), τρτην (четвертая), τραν σφραγδα (наша пятая просфора). Название просфор печатью (σφραγς) объясняется тем, что у греков, равно как и у болгар с сербами, на проскомидии употребляется не пять отдельных хлебов, как у нас, а одна просфора с пятью печатями (наподобие нашей древней «крестовой просфоры»), – каждая печать считается за отдельную просфору 18 , – обычай, не одобряемый приснопамятным московским святителем Филаретом 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

285 Сношения с Цареградом конечно не дёшевы были Новгородской кафедре. Отселе жалобы некоторых на Нифонта, хотя и излишне резкие: „мнозии глаголаху, яко полупив св. Софью, пошел Царьгороду, и много глаголаху на нь, но собе на грех“. Собр. л. III, 12. „Сими укоризнами содеваху ему спасение, а себе на грех“. Собр. л. IX, 206. 207. 286 Грамота патр. Николая Музалона – у Варлаама в житии св. Нифонта. Николай Музалон был патриархом 1147–1152 г. Киевск. л. под 1766 г.: „патриарх же присла к нему грамоты, блажа и причитая к святым его. Он боле крепляшется, послушавая грамот патриарш“. 288 По 1 Новгород. лет. „преставися апр. 21 д.“ 1156 г. Собр. л. 3, 12. Тоже в Соф. Врем. 7, 64. По 2 Новгород. и Никон. лет. „преставися апр. 15, праздной недели в субботу“. В 3 и 4 Новгор.: „преставися апр. в 18 д.“ Собр. л. 3, 124. 179. 4, 9. 5, 160. 9, 206. По четьей минее „преставися апр. 8 светлые недели в субботу“. Но в 1156 г. суббота светлой недели была апр. 21 д. Потому несомненно, что блаж. Нифонт почил 21 апр. 1156 г. Варлаам в конце жития, обращаясь к св. Нифонту, говорит: „молись за пречестнейшего архиерея Макария, содержащего святительский престол всей России, который уставил соборно праздновать честную память твою“. Итак, повсеместное празднование св. Нифонту установлено митр. Макарием, но в каком году? Неизвестно. Мощи св. Нифонта ныне открыто почивают в Антониевой пещере, но у Кальнофойского они ещё не показаны. Опис. лавры, стр. 108. 289,293. Воскр. л. (7, 64) говорит: „положен бысть в Феодосьеве печере“. Но все другие говорят только, что положен в Печерском мон. 293 В Воскресенском монастыре служебник 1380 г. Новгор. Софийского собора один служебник конца XIII в., другой – XIV в., в обоих литургия с одной просфорой. Изв. Акад. 6, 313. 317. 7, 265. 266. 294 Христ. Чтен. 1863 г. 4, 93. 94. В этом служебнике на ектеньях поминается то архиепископ (л. 8. 12. 106. 107), то епископ (л. 23. 33. 48. 56. 65) и след. он писан при самом Нифонте или вскоре после 1165 г., когда ещё не утвердился обычай называть Новгородского архипастыря архиепископом. – Кроме трёх литургий в нём находятся: чин освящения воды в Богоявление, чин крещения, молитвы духовным детям на Петров день, на Рождество Христово и на Пасху, чин причащения больных. В чине крещения показано, как совершает крещение с миропомазанием святитель при содействии священника с диаконом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

8. Аналогичную этому пастырскому подходу к латинянам позицию занимал и ученик святителя Марка Геннадий Схоларий, первый после падения Константинополя Константинопольский Патриарх. На вопрос синайских отцов о том, как следует относится к латинянам, которые как паломники прибывают на Святую Землю и в исторический Синайский монастырь, в соответствующем письме к тогдашнему игумену Синайской обители Максиму Софиану он писал: «А еще спросили монахи, позволительно ли им давать армянским или латинским паломникам богородичную просфору (то есть часть благословенного хлеба в честь Богородицы). Мы же утверждаем, что можно давать им и антидор, ибо они христиане и потому-то и приходят из таких далеких мест, чтобы поклониться владычнему гробу. А если же они и отделены от нас некоторыми вопросами веры и являются инославными, однако, как христиане, с верою и благоговением ищут у нас освящения, то мы должны им дать его. Ведь слова «Не давайте святыни псам» и далее, следует разуметь в отношении неверных, то есть иудеев, сарацин, еллинов, манихеев и других, которые только выдают себя за христиан, не будучи таковыми. А потому продолжает: «чтобы они не попрали ее ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6). Ведь попирающие есть псы и свиньи, а те, кто с верою и благоговением ищет святыню и приемлет ее, не таковы. Слышите, что и Господь сказал: «Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9:40) и «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Только великое таинство Причастия не давайте им, причем не только по превосходству этого таинства, но и потому, что оно представляет собой все божественное домостроительство, а ему должно предшествовать исповедание символа истинной веры. По этой причине тем, кто ложно мыслит о божественном домостроительстве или богословии и противоречит кафолической Церкви, им не должно давать. Если же кто из них, захочет остаться здесь или, заболев, отречется от отеческого мнения, и исповедует то, во что верует кафолическая Церковь (здесь Схоларий намекает на то, что возвращение в Церковь происходит только по отречении от заблуждений, ср. и похожую позицию Феодора Вальсамона, Ρλλη-Ποτλ, Σνταγμα..., т. 4, с. 460), сподобляйте его и самого приобщения. Таков обычай кафолической христианской Церкви. А потому, когда святейшие патриархи служили на праздники, то приходили армяне и латиняне и со всяким благоговением стояли на литургии, и их не прогоняли. Но, когда они уходили вместе с православными, кланяясь и лобызая патриаршую руку, то их благословляли и давали им антидор. Патриархи, будучи, учениками Христовыми, не изгоняли их вон, когда те приходили. Достаточно уже вам будет того, что вы не ищете и не приемлите от них освящения, потому что они инославные и отделены. Но если они взыщут от вас освящения, то вы не должны их прогонять, как мы и сказали ранее».

http://sobor2016.patriarchia.ru/db/text/...

«Бойтесь-бойтесь этих разделений!» – постоянно говорил. «Русь Святая, храни веру православную! В ней же тебе утверждение!» – и палец так еще поднимет: мол, слушайте святителя Афанасия-исповедника! Батюшка говорил: «После смерти моей приходите все ко мне на могилку, всех приму, утешу» Говорил: «После смерти моей приходите все ко мне на могилку, всех приму, утешу». И действительно, он всем помогает и после смерти. У меня у сестры, когда она еще в миру работала, начальник был, а она уже часто ездила в монастырь, и вот ее руководитель заинтересовался: «Ну-ка, съезжу-ка и я, посмотрю, что у вас там за монастырь». Ни разу не был, заходит в обитель. А батюшка упокоен за алтарем Васильевского храма в часовенке. Ее еще при нем построили – хранили там просфоры, хлеб, васильки сушили (батюшка любил кропила из васильков). А перед самой смертью он распорядился: «Так, ройте там уже яму!» – «Батюшка, да зачем?» – уперлась братия. «Я вам сказал, ройте!» Выкопали два метра. «Шо вы мне там выкопали? Я не буду так лежать! Копайте четыре!» – «Да зачем же так глубоко, батюшка?» – «Я вам сказал: четыре!» Выкопали. «Так, молодцы! Ставьте туда лестницу». Переглядываются отцы, притащили лестницу, спустили в могилу… «Так, а теперь каждый туда по очереди сходит и ложится там!». Вот все так у батюшки было. С юмором. Отец Зосима сам потом себе и освятил могилку, покропил ее святой водичкой. И вот этот начальник сестры заходит в часовенку, где уже батюшка был упокоен, там его фотография у креста висит. Поклонился, приложился ко кресту. А потом выходит – глаза как блюдца. «Батюшка-то хохмач был?» – еле выговаривает. Сестра кивнула. «Ты знаешь, он мне с фотографии вдруг улыбнулся…» Любил-любил батюшка пошутить. Шутки шутками, а чудеса по графику Сама его смерть была связана с некоторыми знамениями. Накануне его отшествия, когда душа уже разлучалась с телом, вот что произошло. На его день ангела, на преподобных Зосиму и Савватия (21 августа), в 2002 году в обитель приехал правящий архиерей. Все сидят за трапезой, а отец Зосима и говорит: «Когда же я уйду от вас? Может, на Пасху? Не, зачем праздник портить. – И сидит размышляет сам с собою, – Вот на Пасху к концу лета, на богородичную Пасху… Не, праздник Матери Божией! Не-не-не! Давайте сразу после…».

http://pravoslavie.ru/147944.html

Да окончится убо сей первой статии розыск ясным доводом сицевым: Всяк не во единого невидимого Бога, но во многая видимая и осязаемая вещества веруяй, неправо верует. А понеже раскольники не во единого невидимого Бога, но во многая видимая и осязаемая вещества: в ветхия иконы, во осмоконечные кресты, в число просфорное, в старые книги, в сложение по их нраву перстов, веруют; Убо вера их несть правая вера, но кривая, в веществах видимых и осязаемых Божества ищущая. Зде противу изъявленной раскольнической неправости веры, да предложится вкратце истинная правость Святой нашей непорочной православной Веры. Глава 5. Правость православной веры о иконах святых Наша же истинная Христианская вера, еяже не от Брынских заколодников, простых мужиков научихомся, но от самого Христа Спаса нашего, во святых Евангелиях ны учащаго, и от святых Его Апостолов ю прияхом, и седьми вселенскими Соборами в ней утвердихомся: та верует во единого невидимого Бога, в веществах же видимых и осязаемых Божества не ищет. Почитаем мы Иконы святые, лобызаем, поклоняемся им, но не боготворим, не сказуем, яко икона есть Бог , но изображение подобия Христова, или Богородична, или коего Святого. Яснее же со святым Иоанном Дамаскиным речем: яко икона есть повесть о Христе Господе и о Святых Его, живописным художеством сказуемая, якоже и словописным повествуемая. Сице той Святой в слове своем на неделю православную глаголет: и словописцы, и живописцы написуют, овии слово красяще, овии же на дсках начертавающе 28 . Ибо словописец написа Евангелие, и что написа в Евангелии все, еже во плоти смотрение Христово, и предаде церкви. Подобне и живописец сотвори, написав на дсце церковное благолепие от первого Адама даже до Христова Рождества, и все плотское смотрение Христово, и мучения Святых, предаде и той церкви. Темже паче обои едино повествование написаша и учат нас. До зде Дамаскин. Мы же, внемлюще словесам его, видим, яко иконное писание тоже есть, еже и писание книжное. В книзе убо писанная не всяк читати умеет, понеже мнози от Христиан суть некнижны: на иконе же изображенная всяк, и некнижный простец, разумеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Еще более насыщена христианскими мотивами основная редакция " Сказания о Мамаевом побоище " . Услышав о нашествии князь Димитрий сначала молится перед своей домашней иконой: " И ставъ предъ святою Господня образа, яже въ зrлabiu его стояще и, падъ на колену свою, нача молитися " (Повести 1959:47). Еще до начала сражения он хочет пострадать за веру Христову, при этом пострадать даже до смерти (Повести 1959:251,298). Общеизвестен факт поездки князя в монастырь: Димитрий " поеде къ Жывоначальной Троици на поклонъ къ отцу своему преподобному старцу Cepriю блarocлobehia получити от святыа тоа обители " (Повести 1959:251). Прп. Сергий призывает князя на Литургию, дает ему освященную просфору, окропляет князя и приближенных его святой водой, а инокам Пересвету и Ослябе дает оружие нетленное - крест (здесь опять возникает мотив контаминации креста и меча при защите Христианства). Возвратясь в Москву, великий князь молится в Успенском соборе сначала перед иконой Спасителя, потом перед иконой Владимирской и у раки с мощами свт. Петра Московского чудотворца (Повести 1959:253,300). В Архангельском соборе князь взывает к Богу перед иконой архангела Михаила (Повести 1959:254,301). Будучи уже на Непрядве князь и воеводы " взьехавъ на высоко место и увидевъ образы святыхъ, иже суть въображени въ xpucmiahьckыxъ зhaмehiuxъ, акы hekiu светильници coлheчhiu светящеся въ время ведра " (Повести 1959:62). Там князь слез со своего коня и " паде на колени свои прямо великому пълку чернаго зhaмehia, на немъ же въображенъ образъ Владыкы Господа нашего Исуса Христа " и начал молиться (Повести 1959:264,312; ср.188). Князь Дмитрий многократно призывает на помощь свв. Бориса и Глеба (Повести 1959:265,272,273,305,314,321,323,328,329), а перед самым сражением он молится перед крестом (Повести 1959:267). Очень показательно, что князь Дмитрий сравнивается с Константином Великим, с царем Давидом, с Александром Македонским, с Гедеоном (Повести 1959:263). Если в других произведениях цикла князь призывает умереть за Христианство, за святые церквии, то здесь на первое место выходит князь, и его соратники говорят, что они готовы головы свои положить " за тебе, Государя, и за святыа церкви и за провославъное xpucmiahcmbo " (Повести 1959:67). И далее в Повести соратники князя готовы смертью умереть " за святую веру христианскую " , они кладут головы " за святые церкви и за православное христианство " (Повести 1959:269,274). А при возвращении с битвы уцелевшие воины поют псалмы, а также тропари мученикам и богородичны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

ихже ради преблаженнейший брате с великою радостию, и добрым сердцем потщахомся вскоре истолковати, и ответ дати. И собрахом священный собор, и узрехом я, и писахом на едином коемжде чистое, и православное толкование, и се связахом я в книзе, и посылаем я с помощию Божиею в руце ваша. Да разумеет всяк толкование и смыслы, яже имут чинове церковных таинств. Да предадите их всем священным лицам, да совершат последование, и всякое священнодеяние почину великия церкве: да ни едино разнство имамы, яко чада истинная единыя и тояжде матере, восточныя апостольския соборныя великия церкве Христовы: и да ни едину вину обретают скверная еретическая уста оглаголати нас онекоем разнстве, но да стоим во истинном согласии тверди и непоступни, и прочая. Написаже всесвятейший вселенский патриарх паисий в тойже своей грамоте и сие, зело дивяся и глаголя тако: обаче преблаженнейший брате, сопрошением зде речеся слово, яко бывают в церковных чинех некая, яже зрятся не стояти добре, зане не имут подобие чином великия церкве, и удивляися како невопросишася и сия. И первое, яко во святом символе святых отец никейскаго собора имате некая приложения, и некая словеса, яже мы не имамы. Посем, и иная некая несогласия в церковных вещех. Сего ради мы от многия любве, и еже по Богу желания, еже имамы быти во всех со единении, и подобии тако едино тело церковное, желаем да исправятся, да не пребудет некое слово у еретиков осудити нас, яко имамы разньства между нами: и прочая. К сим тойже всесвятейший Паисий патриарх вселенский, и символ православныя веры, еже есть верую во единаго Бога, и прочая: греческим языком на писанный, и вовсем трехсот осминадесяти богоносных отец на никийстем соборе, и 150 святых отец, в константине граде сошедшихся Духом Святым составленому сложению согласующийся, в царствующий град москву ко благоверному царю, и ко благочестивому патриарху присла. И тако благочестивый царь, и христолюбивый патриарх от вселенскаго паисия патриарха, о всех писанных ответ приемше, и соборное оно деяние прочетше, и сим к болшему благих желании воздвигшеся, и сущыя в россии ветхиа греческияже и славенския книги, наисправление не доволно мняще, изволиша со многою своею милостынею старца арсения суханова послати во афонскую гору, и во иныя святыя старожитныя места, к держащим и еще греческаго закона уставы непреложно, яко да и оттуду своея ради богатыя милостыни старописанныя книги притяжут.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010