Там, где говорят: каждый думай о вере по своему усмотрению, ожидайте всего нечестивого, но уже отнюдь не христианского благочестия. События сами по себе сильно говорили в пользу православия. В 1560 году блаж. Корнилий был орудием дивного дела Божия, на радость православию и в казнь врагам его. В праздник Успения Богоматери он послал просфору и св. воду воеводам, стоявшим под Феллином, и лишь только прибыл туда посланный им, как в Феллине вспыхнул от ядер пожар, истребивший и снаряды и весь хлеб неприятеля. – Немцы вынуждены были сдаться; признательные воеводы прислали в обитель Богоматери Феллинский колокол 319 . В 1565 году блаженный Корнилий окружил монастырь каменною оградою, и над вратами обители построил храм в честь святителя Николая, поручив сему дивному защитнику чистой веры оберегать обитель православия. При положении обители на границе Ливонских Немцев, заклятых врагов православия, такое укрепление необходимо было не для одной обители, но и для целой России. Это неопровержимо доказали события 1581 года, когда монастырь счастливо выдержал осаду Баториевых войск и грозные силы неприятеля, без пользы для него, истратились под стенами обители 320 . В 1570 году преп. Корнилий со всем Псковским духовенством торжественно встречал грозного царя во Пскове 321 . Царь назначил православного епископа для завоеванной Ливонии, с титулом «епископа Юрьевского и Вельянского» (Феллинского), и первым епископом был посвящен блаженный Корнилий. По летописям, новый владыка Юрьевский 14 октября 1570 г. прибыл из Москвы в Новгород; а в 1572 г. являлся он к царю в Новгороде с иконами 322 . В синодике Печерского монастыря записана память преставления «священноепископа Корнилия Юрьевского и Вельянского». – Князь Курбский пишет: сумерщвлен им (Иоанном) Корнилий, игумен Печерского монастыря, человек святый, славный по иноческой жизни. Он с молодости своей жил в трудах иноческих и воздвигнул монастырь трудами долгими и молитвами пред Богом» 323 . В Печерской рукописи сказано о преп. Корнилии: «от тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

213 правило этого Номоканона после описания привычного нам пятипросфория делает оговорку относительно возможного «агничного» употребления второй, Богородичной, просфоры: Πλν κα τοτο [γνωσκε, τι] ν ναι πρτη προσφορ κραια, ν κβλλς τν Δεσποτικν ρτον, κατ πς γροικς, ν σου σσ δι τ ντδωρον· τ δ λλα τσσαρα ς εναι σφραγδια μνον. ν δ εναι πολς λαος κα δν σν μα πρσφορα ντδωρον βλλε κα τς Παναγας κραιαν προσφορν. κα τ λλα ς εναι σφραγδια. Однако [знай и то, что] первая просфора должна быть [использована] целиком, чтобы ты вынул [из неё] Владычний хлеб или, как ты понимаешь, чтобы тебе её хватило для антидора, а остальные четыре [просфоры] пусть будут [представлены] только печатками. Если же много народу и одной просфоры будет недостаточно для антидора, тогда используй и Богородичную просфору целиком, а прочие [просфоры] пусть будут [представлены] печатками 12 . Далее мы обязаны рассмотреть тексты двух главных поздневизантийских толкователей Божественной литургии, от которых скорее всего и следовало бы ожидать догматической разработки вопроса. Николай Кавасила (XIV в.) В самом деле, св. Николай Кавасила († 1391 г.), племянник митр. Солунского Нила († 1363 г.), в своём Изъяснении Божественной литургии делает значительную попытку более догматического, в сравнении с господствовавшим символизмом, истолкования литургии. Не говоря прямо о преложении частиц 13 , автор устанавливает прямую зависимость между священнодействиями чина св. предложения и Евхаристической молитвой вообще, и между изъятием частиц и поминовением 14 на анафоре, в частности. Поэтому нас будут интересовать все места, затрагивающие тему поминовения и имеющие значение для понимания частиц. Сперва, однако, может возникнуть впечатление, что комментатор противопоставляет частицы Агнцу, когда в 5 главе объясняет отделение агничного хлеба «от прочих хлебов» для последующего преложения как символ того, что Христос избрал из человеческого «смешения» (φραμα) Своё Тело и предложил его в дар Отцу, а затем и в жертву на Кресте. Но эта мысль в такой её форме не сочетается с названием главы: «Почему возлагается не целый хлеб, но его часть»; возможно, здесь мы имеем дело с не вполне прозрачной формулировкой мысли, и выражение «ποκπτει τν μοφυν» нужно понимать не эллиптически: «отделяет от однородных [с ним хлебов]» 15 , а субстантивированно: «отрезает от однородной [с ним массы хлеба]». Иначе остаётся говорить о несогласованности этого рассуждения со всем следующим комментарием 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наибольший интерес представляет наличие на плитке стиха, который в византийской эпиграфике более не встречается. Это вызывает вопросы о смысле изготовления подобной плитки и её возможном практическом использовании. Можно было бы предположить, что плитка является оберегом, предназначенным для закрепления в стене или ещё где-то, подобно известным нам средне-византийским камням-апотропеям с крестом из Херсона 3 . Однако против такого предположения говорят как небольшой размер плитки 4 , так и отсутствие на камне каких-либо следов крепления. Кроме того, способ размещения текста вокруг креста свойственен, скорее, не лапидарным надписям, а просфорным штампам, в том числе и крымским 5 . Итак, складывается впечатление, что перед нами хлебный штамп, но не такой, как для обычных просфор, а с особой формулой, предназначенной для некоего специфического обряда. Обряды изобличения вора в византийских и поствизантийских рукописях Предположение о том, что штамп предназначался для определённого обряда, подтверждается фактом использования стиха Пс. 9:28 в составе особого чина на изобличение вора. Он был опубликован А.И. Алмазовым по рукописи епитимийного Номоканона 1622 г. АтнепМПТ136 6 . В Приложении 3 к настоящей статье приводится полный греческий текст 7 и русский перевод чина. Согласно этому тексту, священник, собираясь изобличить вора, должен предписать подозреваемым соблюсти подготовительный пост, а сам совершить с вечера, после службы, молебен Божией Матери. Утром, перед литургией, священник должен взять «безупречный и чистый хлеб [...] отличный от [обычной] просфоры» и написать на нём «по кругу» (ες τν γρον το ψωμου) стих Пс. 9:28 . Затем ему предписывается срезать эту надпись с приготовленного хлеба при помощи литургийного копия, и совершить возношение хлеба по чину возвышения панагии (богородичного хлеба), прибавив молитву Божией Матери о том, чтобы «через меня 8 было явлено то [...] о чём я прошу». Далее совершается проскомидия и вся литургия до конца, а после литургии священник должен призвать каждого из подозреваемых поодиночке и, оставшись в храме наедине, дать ему съесть часть приготовленного хлеба, с чтением стиха Пс. 9:28 . Сообщается, что вор не сможет проглотить эту часть; в этом случае чин предписывает священнику принять у него исповедь и взять с него обещание вернуть украденное. Рассказывать остальным об обнаружении вора чин запрещает.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Для совершения Литургии используется пять служебных просфор. На фото – четыре из них: Богородичная просфора, Девятичинная, Заздравная и Заупокойная. Почти все – со святыми образами А один из епархиальных сайтов напоминает читателям названия служебных просфор и помещает фотографию, на которой Богородичная просфора имеет образ Богородицы, а заздравная и заупокойная – образы святых (см. фото). Соответственно запросам православных приходов и монастырей мастерские по изготовлению печатей для просфор предлагают широкий ассортимент деревянных и металлических печатей с иконами Спасителя, Богородицы, двунадесятых праздников, святых угодников и т.д. Спрос рождает предложение, а предложение подстегивает спрос. И теперь просфоры с иконами могут, вероятно, выпекать и без дозволения «высшей церковной власти», о чем когда-то писал Барсов. Печать для просфор «Покров Пресвятой Богородицы» и ее оттиск Итак, печать ликов святых, Господа и Богородицы на просфорах и артосах – это достаточно поздний обычай, свидетельствующий об утрате понимания предназначения священных изображений и должного обращения с ними. Представляется правильным вернуться к подлинной церковной традиции, для чего следует исполнять предписания Типикона и церковных соборов, относящиеся к артосам и просфорам. Торт для батюшки и не только К большому сожалению, общая ситуация складывается так, что неканоничные священные изображения с просфор и артосов переходят на бытовые продукты питания, что значительно усиливает процесс профанации сакральных образов. Так, в последнее время всё большее распространение получает обычай изготовления кулинарных изделий с использованием изображений не только православных храмов, но и Креста, Библии (Евангелия), Евхаристических сосудов, ангелов, святых икон и др. Светские производители тортов активно расширяют ассортимент своих изделий за счет «товаров для православных». Так, наряду с заказными тортами к свадьбе, дню рождения, профессиональным праздникам и т.п. появились сладости для празднования Крещения младенца. Кулинары ничтоже сумняшеся предлагают своим клиентам поедать и фигурки младенцев, и ангелов, и Библию, и крещальный крестик с цепочкой…

http://pravoslavie.ru/129071.html

Для меня эти службы явились свидетельством того, что все остальные дни года батюшка Александр жертвовал собою, своими желаниями, ради нас. Ризница в Ильи Обыденском храме была очень богатой. Здесь хранились облачения, которым не одна сотня лет, часть облачения из Храма Христа Спасителя и других закрытых храмов. Но их надевать отец Александр мог только в праздник. В будний же день более всех других любил свою лёгкую зелёную ризу, латанную-перелатанную (лишь бы аккуратно подшито было). «Кто готовил облачение? Почему такое положили? Ведь махровый будень. Принеси-ка, пожалуйста, моё». Отец Александр всегда был аккуратен. Не пользовался духами и другими ароматами. Облачался он очень споро и приступал к Проскомидии (это невидимая для мирян часть Литургии, совершаемая в Алтаре). Я, как диакон, приготовлял на особом столе (Жертвеннике) святую Чашу и другие богослужебные сосуды. Но он всегда их хоть немного передвигал, извиняясь: «Ты уж прости, я привык, чтобы по-моему было». Затем горячо, на коленях, молился и начинал священнодействовать. Со стороны мне это казалось делом очень простым: он брал просфоры и резал их особым образом. Лишь став священником и прослужив более 10 лет, я никак не могу повторить то, что делал он. Просфоры Агничная, Богородичная, Девятичинная выходили из под его руки идеальной, до миллиметров формы, хотя были они после выпечки порой скособоченными, а у меня из ровной просфоры криво получается. Не зря Батюшка мастеровым человеком был… Протоиерей Александр Егоров В его шкафчике, в комнате под храмом, где потом была библиотека, хранилась огромная стопа записок. Он брал пачечку такого размера, чтобы за службу успеть и вынимал из просфор частички за каждое имя. Порой приговаривал: «Ты знаешь, чья это записка? Помнишь (называл имя), она стояла у «Скоропослушницы»?  Ты в каком году пришёл? Ах да, ты не можешь помнить». Видал среди них и свою записку, переданную Батюшке лет 10 назад. Возвращаясь после Литургии, отец Александр прочитанные  записочки клал под низ этой стопы, таким образом, постепенно поминая всех. На службе множество имён он и по памяти поминал тайно и вслух, не забывая во дни гонений и Новомучеников во главе Царской Семьёй. Старался вынуть частички за всех в начале службы, пока не подойдут опаздывавшие обычно исповедники…

http://pravmir.ru/nastavnik/

Историки советского времени говорили о двоеверии человека Древней Руси, о «контрабанде» язычества в христианство, о непримиримом антагонизме Церкви и народного самосознания. Безусловно, Церковь боролась с двоеверием, однако эта борьба сочеталась со стремлением к освоению языческого культурного наследия, поскольку христианская проповедь должна была стать понятной языческому миру. Церковь не боялась язычества: использовала для выражения своего богословия терминологию и методологию языческих философов, а в бытовом плане допускала совмещение привычных языческих праздников с новыми христианскими для отвращения недавних язычников от привычных для них разнузданных игрищ. В этом отношении судьба Масленицы и Святок в древнерусском церковном календаре аналогична судьбе римских сатурналий, совмещенных с Рождеством в календаре Древней Церкви. Этот процесс постепенного вытеснения привел к тому, что, как отмечали выдающиеся исследователи новгородских древностей В.Л.Янин и А.А.Зализняк, «не ученые книжники, а сами сельские жители в берестяных грамотах начинают называть себя “хрестианами”, крестьянами». Кресты-энколпионы Наиболее интересной и разнообразной группой нательных крестов домонгольской эпохи является группа крестов-энколпионов, получившая широкое распространение в Киевской Руси. Древнерусские кресты-энколпионы. XI–XIII века      В Византии энколпионом (в переводе с греческого — «коробочкой») называли любой носимый на груди предмет, в который помещалась частица мощей или какой-либо иной святыни. Частным случаем энколпиона являлась панагия, предназначенная для переноса частицы богородичной просфоры. В ставрографии энколпионом называют нательный или наперсный полый двустворчатый крест, предназначенный для хранения святынь. Древнерусские кресты-энколпионы. XI–XIII века      Кресты-энколпионы впервые появились на рубеже IV–V столетий как символ причастности верующего человека Церкви. Мощи, частицы которых находились в таких крестах, символизировали единство Церкви земной и Небесной. Христиане со всей отчетливостью осознавали, что в совершении Евхаристии принимает участие не только община, находящаяся в храме, но и вся Небесная Церковь, присутствие которой обозначалось могилой мученика, лежащей в основании престола, на котором совершалось таинство. Это единство и соборность Церкви, состоящей не только из живущих на земле людей, но и из прославленных Богом святых, впоследствии воплотилось в антиминсе с вложенной в него частицей мощей, без которого невозможно служение Литургии.

http://pravoslavie.ru/119707.html

Из сказанного следует, что обычай размещать на просфорах иные кроме креста изображения появился только в Синодальный период. Это свидетельствует о характерном для того времени упадке церковной культуры и утрате понимания значения и назначения святых образов (икон). Следует помнить, что просфоры и артос не являются предметами долговременного хранения, но прямо предназначены для скорого вкушения верующими во избежание их порчи. VII Вселенский Собор требует изготавливать священные изображения из долговечных и не разрушаемых (а значит – несъедобных) материалов и не знает иконопочитания в форме поедания священных изображений. Вкушение верующими просфор с лицевыми изображениями превращается в иконофагию – поедание «иконы» (образа), что по внешней стороне походит на существовавшие ранее магические практики вкушения «обрядового хлеба» . Использование артосов с образом Христа, а также просфор с образами Спасителя, Богородицы и святых ведет к регрессу религиозного сознания христиан, поскольку напоминает языческую теофагию – поедание бога, олицетворяемого изделиями из хлеба и злаков в форме человеческой фигуры, практиковавшейся в Древнем Риме, у ацтеков и других народов мира . Древняя Церковь, борясь с языческими пережитками в быту и в церковном обиходе, максимально дистанцировалась от всего, что могло направить сознание людей на неверный путь, а именно в сторону от богооткровенной христианской истины и невольно спровоцировать падение в «естественную религию», какой является даже развитое язычество, а тем более примитивная магия. Поэтому и в наше время необходимо также избегать всего, что по своему содержанию оказывается сходным с языческими и магическими практиками. Использование артосов и просфор с образами Христа, Богородицы и святых сходно с языческими практиками и напоминает теофагию К сожалению, практика размещать иконы Христа, Богородицы и святых на просфорах успела широко распространиться и стать привычным заблуждением, выдаваемым за общее правило. Так, в одном православном журнале статья «Просфора» учит читателей, что служебная Богородичная просфора – это «большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы ». Статья с этим поучением рекомендуется журналом для занятий по программе «Основы православной культуры».

http://pravoslavie.ru/129071.html

Затем священнослужитель произносит слова из Евангелия от Иоанна: Но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его (Ин. 19, 34–35) — и прободает копием верхнюю правую сторону Агнца. После того как вынут из агничной просфоры Агнец, диакон обращается к священнику со словами «Благослови, владыко, святое соединение» и вливает в потир вино и воду; потир наполняется земным веществом, предназначенным для преложения в Его Кровь. —Кроме Агнца, используется ведь еще четыре просфоры: что, вернее, кого они символизируют? —Да, затем вынимается частица из второй используемой на проскомидии просфорыБогородичной, просфоры в честь Пресвятой Богородицы. Эта частица помещается на дискос слева от Агнца, то есть справа относительно Лика Христова — в знак того, что Богоматерь стоит одесную Сына Своего. Об этом говорят и слова из псалма Давида, произносимые священником: предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащены одеяна, преиспещрена (Пс. 44, 10). Слева же выкладываются девять частиц из третьей просфоры — девятичинной: первая частица — в честь святого Иоанна Предтечи, вторая — в честь ветхозаветных пророков, третья — в честь апостолов, четвертая — в честь святителей, пятая — в честь мучеников, шестая — в честь преподобных, седьмая — в честь бессребреников и чудотворцев. Вынимая восьмую частицу из просфоры, священник поминает тех святых, память которых совершается сегодня, и тех, во имя которых освящен храм, а также святых Богоотец Иоакима и Анну, родителей Богородицы, и равноапос­тольных святых. Девятая частица вынимается в честь авторов Литургии — святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста или апостола Иакова (древняя Литургия, составленная им, традиционно совершается в день его памяти). Далее наступает черед четвертой и пятой просфор. Именно ради четвертой просфоры мы подаем перед Литургией записки о здравии: из нее вынимаются частицы за живых, за ныне живущих членов Церкви, начиная со Святейшего Патриарха и правящего епархиального архиерея. Эти частицы выкладываются внизу, как бы у подножия Агнца; это называется заздравный ряд. Если в храме много народа и подано много записок, частицы за поминаемых живых могут выниматься и из дополнительных просфор.

http://pravoslavie.ru/75875.html

9 ноября 1899 года храм был освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1900 году был утвержден его староста. Им стал стефанидинодарский крестьянин Иван Григорьевич Буцан. Затем, по указу Святейшего Синода от 26 февраля 1901 года, был открыт и самостоятельный приход Рождество-Богородичной церкви. Первым настоятелем храма стал Константин Иванович Духовской. В августе 1902 года его назначили священником церкви с казенным жалованьем 294 рубля в год. 30 ноября того же года Духовской был утвержден законоучителем Гостомиловского народного училища – вместо Гавриила Алексеева – священника села Круглого, пребывавшего в этой должности с 15 декабря 1901 года. 1 октября 1903 года заполнилось и вакантное псаломщицкое место, на которое был определен заштатный псаломщик Михаил Аристархович Биантовский. Он прослужил в Рождество-Богородичной церкви пять лет – 27 октября 1908 года его перевели в Варваринскую церковь села Карнауховки. Церковно-приходское попечительство храма было утверждено в апреле 1903 года. В его состав входило 17 человек. Новым псаломщиком стефанидинодарской церкви стал Григорий Феодорович Артеменко – выпускник второклассной школы, работавший учителем с 1905 по 1909 год. Он довольствовался казенным жалованьем, составлявшим 98 рублей в год. Просфорней церкви значилась Дарья Левицкая. Первый храм прослужил стефанидинодарцам около четверти века – в 1920-х годах он загорелся от удара молнии во время ночной грозы и огонь уничтожил церковь дотла. Однако усердием и стараниями прихожан на месте сгоревшей церкви была построена новая. Но и её время оказалось недолгим. В 1934 году было принято решение о закрытии этого храма, и постановлением Стефанидинодарского сельского совета от 2 октября 1938 года община верующих была ликвидирована. После прекращения религиозной деятельности здание церкви пустовало. Во время войны его разобрали, использовав материалы для строительства оборонительных сооружений. Вместо утраченной церкви в Стефанидинодаре с 1942 года действовал молитвенный дом. Его настоятелями являлись священник Трояновский Тихон Дмитриевич (с. 20.10.1943г. по 12.06.1952г.); иеромонах Антоний – Рогулин Алексей Григорьевич (с 17.06.1952г. по 02.09.1953г.); священник Парфененков Федор Данилович (с 07.09.1953г. по 16.02.1958г.); священник Прокопенко Стефан Григорьевич (с 29.04.1958г. по 08.06.1958г.) и священник Жилин Иван Николаевич (с 15.06.1958г.).

http://sobory.ru/article/?object=31321

Богородице во время той же литургии или во время самой трапезы. Эту просфору или хлеб приносят в трапезную из храма в особом сосуде - панагиаре, который может иметь форму сосуда на подставке и с крышкой, а может представлять собой простое блюдо с изображением Божией Матери. Существовали панагиары в виде 2 блюд: одного - с изображением Пресв. Богородицы, другого - с изображением Пресв. Троицы, к-рые складывались вместе, образуя емкость для хранения П., в т. ч. и в качестве нательной святыни. Нательный панагиар по сути не отличался от П.-энколпиона и мог повлиять на формирование практики его ношения высшей визант. знатью (к XIV в. традиция почитания Богородичного хлеба как особой святыни распространилась в Византии), а затем и архиереями. Во время трапезы панагиар с содержащимся в нем хлебом-П. стоит на почетном месте, а по окончании трапезы совершается священнодействие возношения П., после чего хлеб разделяется на части и съедается сотрапезниками. Священнодействие возношения П. описано в составе «Чина о Панагии», к-рый входит в Часослов . Этот чин включает: Пс 144 (при пении этого псалма братия переходит из храма в трапезную), «Отче наш», благословение священником трапезы, саму трапезу, 2 молитвы по насыщении, священнодействие возношения П. (включающее вступительные молитвословия и затем поднятие Богородичного хлеба сначала над иконой Пресв. Троицы, со словами: «Велико имя»//- «Святыя Троицы», а затем - над иконой Пресв. Богородицы, со словами: «Пресвятая Богородице, помогай нам»,//- «Тоя молитвами, Боже, помилуй и спаси нас»), песнопения в честь Божией Матери, стихи Пс 110. 4b, 5a, 3b, Пс 121 целиком, Трисвятое, по «Отче наш» - тропарь           с прибавлением общих тропарей святым (или кондака праздника) и отпуст в форме благословения священника. В основе этого последования лежит чин обеденной трапезы к-польских мон-рей еще студийской эпохи (IX-XII вв.), хотя тот изначально не включал в состав к.-л. священнодействий с хлебом в честь Пресв. Богородицы. Согласно совр.

http://pravenc.ru/text/2578786.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010