Так подвизался труженик Божий 6 лет! Ему прислали из Углича цепь в 3 сажени; он прицепил её к своей и так провёл другие 6 лет; присоединив, затем третью цепь, он просидел на девятисаженной цепи 13 лет. Люди, не понимавшие ни себя, ни подвижника снова выгоняли его из Борисоглебской обители: но спустя год, возвратился он в свой затвор. Здесь он увеличил ещё тяжесть для тела своего. Ночью спал он только два часа; большая часть времени его занята была молитвой, в другое время занимался он рукоделием – шил власяницы и клобуки, а выручаемые за то деньги раздавал нищим. Христу сораспялся, говорил апостол. Без сомнения, показывал он тем собственно распятие самолюбивых желаний души. Но если для сего распятия употребляется доброй волей какое-либо страдание телесное: такое дело воли не заключает ли в себе распятия внутреннего? Таково значение подвигов блаж. Иринарха! Тяжкими и долгими подвигами очистилось духовное зрение преподобного и дух его стал так силён, что начал он оказывать услуги не только ростовскому краю, но и целой России. В одно время в тонком сне видит он Москву в огне и во власти Ляхов и голос сказал ему: иди, скажи об этом царю. Он явился к царю Василию Иоанновичу и рассказал о видении; царь принимал его с честью, но он пробыл в Москве только сутки. Пророчество его скоро сбылось. В 1609 году ляхи завладели Ростовом; свирепый пан Микульский явился в Борисоглебский монастырь и, войдя к старцу с другими панами, спросил: кого признаёт он за царя? «Я живу в России, – отвечал старец, – и признаю Русского; другого же не знаю». Когда подошёл Сапега с войсками к монастырю: все ожидали, что монастырь будет истреблён вместе с иноками. Преп. Иринарх слёзно молился Господу. Сапега пришёл к старцу в келью. «Благослови батько! как терпишь ты эту муку в такой темнице?», говорил подвижнику Сапега. «Для Бога», отвечал старец. Он не молится ни за короля, ни за Димитрия, сказали пришедшие с Сапегой. Старец повторил прежний свой ответ, и Сапега сказал: «правда в батьке велика: в какой земле жить, тому и служить». Старец сказал Сапеге: «возвратись, пан, в свою землю; полно тебе разорять Россию: если не выйдешь из России, или опять придёшь, – уверяю тебя Богом, – убьют тебя в России». Сапега призадумался и сказал: «что бы подарить тебе? Такого батьку не видал я нигде, столько бесстрашного пред нашим мечом. «Господь питает меня, отвечал старец: но как наставит тебя Бог, так и поступай». Сапега прислал 5 рублей денег и строго запретил тревожить обитель. Князь Димитрий Пожарский, готовясь идти на помощь Москве, опасался Заруцкого, по проискам которого убит был Ляпунов. Преподобный послал князю благословение и просфору, со словами: «ступай в Москву, не боясь Заруцкого; увидите славу Божью». Князь пришёл сам к св. старцу и преподобный дал ему свой крест и благословение. Пожарский, совершив подвиг, возвратил крест затворнику и освободил своей грамотой монастырь от доставления припасов для войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И третий Белогородский митрополит Авраамий в своей инструкции поповским старостам и протопопам подтверждает «смотреть, чтобы антиминсы на престолах были печатные и службы совершались бы по новоисправленным печатным книгам, просфоры печатали бы печатью четвероконечного креста, как о том напечатано в новоисправленных служебниках, и чтобы при отправлении божественной службы пели и говорили единогласно (а не в два или три голоса зараз) и благовестили бы к божественной службе по соборному благовесту; а буде которые попы учнут божественную службу служить не единогласно и благовестить не по соборному благовесту, о том на ослушников писать к преосвященному митрополиту в Белгород. «Приказать всем жителям накрепко, чтобы они в воскресные дни и в Господские и Богородичные праздники и на государские ангелы упразднялись от всякой работы и ничем, кроме съестных припасов и конских кормов, не торговали. «Разослать попам памяти, чтобы поучали своих прихожан не есть удавленины и ударом в голову битой скотины, а ели бы только зарезанную, помня слова писания: в крови животного душа его. «Да в тех же памятях попам написать, чтоб они по улицам на конях верхом с епитрахилью и крестом пред браком (то есть – брачной процессией) не ездили, ибо то нелепо есть священнику, егда бо иерей носить епитрахиль и крест, подобает ему быти пешу, также и прочим, кои будут следовать за ним. Могут священники, по обычаю, ездить пред браком, но просто – без креста и епитрахили, «Смотреть, чтобы попы и дьяконы в кабаки и корчмы не ходили и не пили и не бесчинствовали, а которые учнут ходить, тех имать и править на них первый раз полтину, второй раз по рублю, в третий по два рубля. «Досматривать, есть ли у попов и дьяконов их ставленые грамоты, и если даны прежними преосвященными, подтверждены ли подписью преосвященного Авраамия, а также есть ли у попов и дьяконов, переходящих с одних мест на другие, грамоты перехожие, а у вдовых епитрахильные, и у кого нет, тех высылать в Белгород к преосвященному митрополиту за поруками.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/b...

Из остальных просфор вынимают части Все вынутые из просфор частицы выкладываются на дискосе в определенном порядке, как бы окружая Агнца: слева от него — «богородичная» частица; справа — девять частиц «святительских»; снизу — за живых священнослужителей, а еще ниже — за усопших. Записки на проскомидию Вслед за этим священник приступает к обычным просфорам. Прочитав каждое указанное в записке имя, он вынимает частичку со словами: «Помяни, Господи, (имя)». В конце Литургии эти частицы погружаются в Святую Чашу, при этом священник читает молитву: « Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих ».  Значение проскомидии Слово «Проскомидия» произошло от греческого «приготовление», что наиболее точно отражает значение этой части богослужения. Еще одно значение слова — «принесение». В древние времена христиане сами выпекали просфоры и приносили их с собой, вместе с вином, для совершения Таинства Евхаристии. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 27 февраля, 2023 9 марта, 2022 18 января, 2022 21 ноября, 2021 20 ноября, 2021 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/chto-takoe-proskomidiy...

СОВЕРШЕНИЕ ПРОСКОМИДИИ Приготовившись, по церковному уставу, к совершению Литургии, священник и диакон читают пред закрытыми царскими вратами так называемые " входные " молитвы и облачаются в алтаре в священные одежды. Подойдя, затем, к жертвеннику, священник, благословив начало проскомидии, берет первую (агничную) просфору и копием делает на ней трижды изображение креста, произнося: " В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа " . Это значит проскомидия совершается по заповеди Иисуса Христа. Из этой просфоры священник копием вырезает средину в форме куба с произнесением слов прор. Исаии: " Яко (как) овча на заколение ведеся, и яко Агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих; во смирении Его суд Его взятся; род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот (жизнь) Его " (Ис. 53, 7-8). Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем (Иоан. 1, 29) и полагается на дискос. Затем, священник крестообразно надрезает с нижней стороны Агнец с произношением слов: " Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение " , и прободает правую сторону Агнца копием, произнося слова евангелиста: " един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельства и истинно есть свидетельство его " (Ин. 19, 34); сообразно с этими словами в чашу (потир) вливается вино, смешанное с водою. Из второй просфоры, называемой " богородичною " , священник вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе. Из третьей просфоры, называемой " девятичинной " , вынимается девять частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны, святых, чья память совершается в нынешний день, и того святителя, имени которого совершается Литургия; эти части полагаются по левую сторону Агнца на дискосе, по три частицы в ряд. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже Агнца на дискосе; из пятой — за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых. Наконец вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими; одновременно прочитываются соответствующие " поминания " о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих; частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

В «Камчатских епархиальных ведомостях» в 3 от 15.02.1895 года (стр.70) напечатан рассказ священника Симеона Тихвинского, повествующего о поездке Преосвященного Макария по За-Зейскому краю и посещении Богородично-Иоанно-Богословской церкви с. Ивановского (так в то время именовалась Ивановка). Это литературное повествование. Но в этих же ведомостях в 19 от 15.10.1895 года (стр.137) в официальном разделе уже встречается точное наименование храма (имеется распоряжение епархиального начальства о назначении к Богородично-Иоанно-Богословскому храму просфорни). В 1899 году при храме открывается церковно-приходская школа, рассказ об освящении которой помещается в «Благовещенских епархиальных ведомостях» 19 от 15.10.1899 года, где на стр. 341 в частности говорится: «…Величественный снаружи и благолепный внутри, недавно обновленный храм, составляет, конечно, лучшее украшение Ивановки…» Еще один немаловажный факт побуждает к утверждению названия «Богородично-Иоанно-Богословский храм». В 1919 году 22 марта (н.ст.) село Ивановка было сожжено японцами в день празднования Албазинской иконы Божией Матери. Однако храм остался невредим. Снаряды, по словам очевидцев, пролетали мимо, хотя велся прицельный огонь по храму. Историческое название храма было обнаружено в 1999 году, и с просьбой о переименовании прихода и восстановлении полного названия было обращение к Епископу Благовещенскому и Тындинскому Гавриилу и получено Его согласие, но в то время требовалась замена Учредительных документов, которые только вступили в силу после государственной перерегистрации. В 2005 году в связи с необходимостью замены документов по причине смены нумерации домов по ул. Партизанской в с. Ивановка, на которой расположен храм, приходским собранием было принято решение о ходатайстве перед Вашим Высокопреосвященством о переименовании прихода. Решение собрания было утверждено Высокопреосвященнейшим Гавриилом Архиепископом Благовещенским и Тындинским. Факт переименования храма основан на исторических данных, подтвержденных справкой Государственного Архива по Амурской области.

http://sobory.ru/article/?object=24130

вынимает небольшую трехугольную часть в честь и в воспоминание Божией матери и кладет ее на дискос на правую сторону агнца. Эта просфора называется «Богородичною». Из третьей просфоры священник вынимает девять частей в честь девяти чинов святых людей: 1) Св. Иоанна Предтечи, 2) святых пророков, 3) святых апостолов, 4) святителей, 5) мучеников, 6) преподобных, 7) бессребренников, 8) родителей Божией Матери, и всех святых, 9) в честь того святителя, литургия которого совершается: Василия Великого или Иоанна Златоустог о. Эти девять частей полагаются на дискосе по три в ряд с левой стороны агнца. Из четвертой просфоры священник вынимает две части о здравии и спасении живых людей. Первая часть вынимается за Святейший Синод, а вторая за Государя Императора и весь Царствующий Дом. Эти две части полагаются на дискосе внизу Агнца. Из пятой просфоры священник вынимает одну часть в память умерших. Эту часть он кладет на дискосе ниже всех частей под Агнцем. Такое расположение частей вокруг Агнца напоминает нам то, что Агнца Божия Иисуса Христа всегда окружает вся его церковь небесная и земная. Затем священник вынимает мелкие части из четвертой просфоры, поминая при этом имена живых людей и из пятой просфоры – поминая умерших людей. После этого священник вынимает мелкие части из просфор, которые приносят верующие, поминая при этом имена тех, кого желают принесшие просфору. Эти мелкие части священник кладет на дискос и в конце литургии погружает в животворящую кровь Христову с молитвою о прощении грехов тех людей, за кого вынимались эти части. Во время совершения проскомидии на клиросе читают часы: третий, шестой, а иногда – девятый. Во время чтения третьего часа воспоминается сошествие Св. Духа на апостолов. Во время чтения шестого часа воспоминается шествие Господа на страдания и Его распятие. Во время чтения девятого часа воспоминаются страдания Господа и смерть Его. Проскомидия оканчивается покрытием дискоса и чаши. Это покрытие совершается так: священник, совершив проскомидию, берет звездицу и, прикрыв ею поданное дымящее кадило, ставит ее на дискос, затем покрывает эту звездицу и дискос одним малым покровом, а чашу – другим малым покровом, поверх их полагает одну большую пелену- воздух. После этого священник кадит приготовленные дары и молит Господа помянуть всех принесших эти дары и тех, за кого они были принесены. По прочтении молитвы священник произносит отпуст. Этим оканчивается первая часть литургии – проскомидия. Во время совершения проскомидии воспоминается Рождество Иисуса Христа, поклонение волхвов и смерть Господа. В это время алтарь напоминает и Вифлеем и Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Возможно, его бросили туда иконоборцы в IX столетии. Или же похитили пираты, грабившие монастыри Святой Горы. Эти разбойники забирали драгоценные оклады с икон, а сами образа топили в море. Снятую раковину не выбросили, а почтили должным образом. Одна створка стала блюдцем, куда кладут часть Богородичной просфоры. Из второй половинки афонские мастера изготовили панагию Вознесения Христова. Этим драгоценным даром почтили Патриарха Иова, первого Московского владыку, получившего это сан после Константинопольского Собора. До этого все Московские владыки носили чин митрополитов. Драгоценная панагия была реликвией, передаваемой Патриархами вся Руси по преемственности поколений. История её обрывается в годы революционной смуты. «Никола Григориатский» Эта икона известна как основная реликвия обители Григориат. Хранится она в главном соборном храме монастыря, который имеет посвящение святителю Николаю. Никаких особенностей, подобно ставроникитскому, образ не имеет. Но почитаем он издавна, и с именем Николая Угодника связано в обители чудесное спасение братии монастыря от голода в зиму 1940-41 года. Комментарии Всего комментариев: 6 2017/01/30, 16:53:59 Отче Николае Чудотворче! Будь молитвенником у престола Господнего ,о нас грешных рабах Божих: Марии, Татианы с младенцем Марком, Наталии , Георгии , Тамары , Сергея ,млад. Екатерины. Николай Угодник ты всё знаешь, все ведаешь сделай полезное для наших душ , а так же помоги пережить кризис финансовый , спаси голода, от нишеты и разарения , помоги найти хорошие стабильные финасовые источники.Благодарю! Господи по помилуй! Аминь! 2017/01/01, 08:33:49 Отче Николае, помоги детям моим Валентину и Надежде, вразуми, настави на путь истинный, на путь праведный, на путь Господу угодный! Отгони лень и нечисть от них! Дай им работы по душе, быть полезными Господу и в этой жизни и в следующей нас не остави! Спаси нас, грешных, сохрани и помилуй! Отче Николае, моли Бога о нас!!! Наталья 2016/12/19, 18:02:52 Святый Отче Николае моли Бога о нас грешных!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2467

Два пожара 1948 и 1973 годов нанесли ущерб обители, что, однако, не помешало её новому возрождению. В 1981 году монастырь вернулся к общежительному уставу. В Ксиропотаме пребывает самая крупная сохранившаяся часть Животворящего Креста Господня с отверстием от гвоздя. Здесь имеются частицы мощей ап. Варфоломея, персты свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, вмч. Пантелеимона, сорока мчч. Севастийских, свт. Иоанна Милостивого, сщмчч. Игнатия Богоносца и Харалампия, вмч. Меркурия, мчч. Трифона и Прокопия, свт. Григория, просветителя Армении, прпп. Андрея Критского и Нила Мироточивого, мц. Параскевы, Христины и Фотинии Самаряныни, новомчч. Николая и Авксентия, часть облитой миром и кровью одежды вмч. Димитрия Солунского. Также в обители хранится уникальная икона вмч. Димитрия Солунского, вырезанная из зелёного мрамора и в прежнее время украшавшая великий храм Софии в Константинополе, а также драгоценное Панагирио, известное под названием «диск Пульхерии», с изображением Богородицы, ангелов и Христа. Во время Богородичных праздников его ставят на Святой престол и кладут на него просфоры. Вода, помещённая на ночь в «диск Пульхерии», к утру становится противоядием от укусов змеи. В Ксиропотаме семь параклисов на территории монастыря и ещё девять за его пределами. Это храмы Святых Архангелов, равноапп. Константины и Елены, Воздвижения Креста Господня, Иоанна Предтечи, Введения во храм Пресвятой Богородицы, св. Феодосия, вмч. Георгия и Всех Святых. http://agionoros.ru/docs/23.html Хотя на том месте, где сейчас стоит монастырь Ксиропотам, были и более ранние монашеские поселения, ранние монастырские предания называют основательницей монастыря святую императрицу Пульхерию (450-457), дочь императора Аркадия. Монастырь получил свое название от имени святого Павла Ксиропотама, человека царского происхождения, жившего здесь отшельником. По его ходатайству Император Роман восстановил монастырь Императрицы Пульхерии. Над дверью здешнего храма и поныне сохранилась надпись на греческом языке: «Царевна Пульхерия, дочь Аркадия, первая построила этот святой монастырь; вторым строителем был Роман вместе с иноками из Симонопетра».

http://sobory.ru/article/?object=28094

Проповедь перед причастием произнес клирик Серафимо-Дивеевского монастыря иерей Алексий Курносов.  По окончании Литургии игумения Сергия поблагодарила митрополита Георгия за архипастырскую заботу, молитвы и преподнесла Его Высокопреосвященству заздравную просфору и написанный в монастырской мастерской образ Введения во храм Пресвятой Богородицы. Иконы также были подарены епископу Алексию и епископу Порфирию.  Глава Нижегородской митрополии обратился к верующим с архипастырским словом.  «Сегодня в Четвертом уделе Матери Божией мы сподобились в Благовещенском соборе, который находится внутри Богородичной Канавки, освятить придел в честь Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Этот праздник особенно близок монашествующим. Когда человек приводится в обитель и посвящает свою жизнь Богу, он вспоминает событие, которое произошло более двух тысяч лет назад. Тогда младенца Марию привели в Иерусалимский храм ее благочестивые родители праведные Иоаким и Анна, чтобы Она воспитывалась и возрастала в духе, учась смирению и любви. Пускай Царица Небесная и впредь простирает над нами Свой покров, чтобы мы могли продолжать благоукрашение храма и эта святыня в будущем послужила бы всему христианскому миру, всей русской земле ради славы Божией», — сказал, в частности, митрополит Георгий.  Мозаичные композиции для Введенского придела набирались мастерами в Белоруссии, каменный иконостас из белого мрамора с резьбой был изготовлен на Украине, а иконы для царских и диаконских врат написаны в Дивееве сестрами. В мозаичной технике были созданы композиции «Введение Богородицы во храм», «Спас Вседержитель», «Младенец в Чаше», «Престол уготованный». В настоящее время ведутся работы по установке мозаики в Зачатьевском приделе верхнего храма Благовещенского собора. Он будет выдержан в одном с Введенским приделом стиле. Для Серафимо-Дивеевской обители праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет особое значение, поскольку именно в этот праздник поступил в Саровскую пустынь преподобный Серафим Саровский, а затем и его любимое духовное чадо преподобная Марфа Дивеевская.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5529123...

Относительно просфор профессор Н.И. Барсов (1839–1903) сообщает, что с древнейших времен она имеет «форму несколько сплюснутого кружка, род небольшой толстой лепешки, с оттиснутым сверху изображением креста. Такой вид просфора имела уже в IV веке, о чем ясно говорит Епифаний Кипрский» . В Восточной Церкви еще до провозглашения христианства господствующей религией при императоре Константине на «древнейших экземплярах печатей греческих евхаристийных хлебов» при кресте появилась надпись: , то есть NIKA. У сирийцев и египтян печать евхаристического хлеба представляла собой множественное изображение крестов, нередко с надписью по кругу: αγιος σχυρος. Сегодня в Православной Церкви просфора имеет древнейшую печать, изображающую четырехконечный крест, со словами: В России эта печать была утверждена Московскими соборами 1666 и 1667 годов. Последний при этом наложил запрет на использование печатей с восьмиконечным крестом, сохранившихся до наших дней у старообрядцев . Однако этот запрет (как и другие клятвы на старые русские обряды) через 300 лет был отменен Поместным собором 1971 года . Таким образом, к настоящему времени печать для просфор в Русской Церкви, утвержденная ее Поместными соборами, должна иметь только четырехконечный или восьмиконечный крест. Образцы печатей для просфор из книги: Sirmondus, Jacobus. Historia poenitentiae publicae: Eiusdem Disquisitio de Azymo,semperne in usu altaris fuerit apud latinos. – Paris, 1651. P. 122, 123 Канонические просфоры: крестовые (с 4-конечным и 8-конечным крестом) и Богородичная (с монограммой имени «Мария») Правда, Барсов оговаривает: «В виде исключения, высшей церковной властью разрешается некоторым церквам, особенно монастырям, иметь печати для просфор с другими изображениями, например с изображениями святого монастыря или праздника, в честь которого сооружен храм (Преображенский всей гвардии собор в СПб имеет для просфор печать с изображением Преображения Господня и т.п.)» . Обычай размещать на просфорах иные кроме креста изображения появился только в Синодальный период

http://pravoslavie.ru/129071.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010