Связь предметов с литургией подчеркнута на тех же древнейших предметах гравированными на закрепах наружных полей фигурами трех Вселенских святителей – творцов литургии. Подобные детали исчезают на более поздних серебряных экземплярах, уступая место плетеным орнаментам. Зато в резных путных панагиях XVI–XVII вв. святители изображаются на наружной стороне тыльной тарели, соответствуя «Распятию» лицевой стороны. В связи с образами Иоанна Златоуста , Григория Богослова и Василия Великого на симоновской и вологодской панагиях следует обратить внимание на возведение. Киприаном в подмосковном селе Голенищево церкви Трех Святителей в последний период управления российской митрополией 638 . Не исключено, что Киприан восстановил не только афонский обычай «панагии на пути», но и древний чин возношения богородичного хлеба на утрени, восходящий, согласно Симеону Солунскому , к установлениям Отцов Церкви. Это тем более вероятно, что многие описанные Симеоном литургические обычаи были переведены на славянский язык именно Киприаном 639 . Таков, в частности, «Чин еже Омыти мощи святых или крест мочити» 640 . Имеются предположения и о существовании переведенного им Требника, основанного на новом Уставе патриарха Филофея 641 , в котором особое место уделялось священным хлебам. Так, именно в правилах Филофея после литании на утрени При обряде благословения хлебов, употребляемых во время трапезы, упомянуты не обыкновенные хлеба, как обычно, а именно просфоры 642 . В источниках XVI в. не обозначен соборный чин на утрени. Однако А. Дмитриевский обращает внимание на ряд памятников, где в этой службе после троичного канона вместо трех молитв по непонятной причине имеется только одна, славящая всемогущую животворящую и живоначальную Троицу 643 . Нельзя ли в этом видеть следы утраченной традиции возношения богородичной просфоры на утрени; ибо славословие Троице читалось при возношении панагии. Так или иначе, данный обычай восстанавливается в русской церковной практике XVII в. В печатном Уставе 1641 г. на конце утрени на полях имеется надпись: «Зде положити чин о панагии» 644 . В московском же Уставе 1682 г. этот чин уже присутствует в печатном тексте 645 . Учитывая постоянные ссылки на Правила Киприана в чиновниках мехжовского Успенского собора XVII в. 646 , можно предполагать, что в эпоху Алексея Михайловича обращались не только к греческой традиции, но и к установлениям митрополита Киприана, приведшего в своей литургической деятельности к соглашению между иерусалимским Уставом и местной церковной практикой 647 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

18) В богородичном осьмого гласа напечатано: спаси, Спасе наш, люди отчаянныя. 19) Инокам за исхождение из монастыря положены весьма тяжкие епитимии. 20) Инокам дозволяется мантии не носить и в пострижении якобы положение мантии оставлено. 21) Книги на свой разум перепечатала 7 . Эти и еще многие другие подобные же обвинения на церковь приводятся в челобитной Никиты 8 и в прочих сочинениях первых расколоучителей. В числе этих обвинений, возведенных старообрядцами на св. церковь , многие совершенно ложны, как например: акибы церковь учит о Христе Спасителе, что он распят был за некое прегрешение. Ложь этого обвинения видна из того, что церковь в Символе веры ежедневно исповедует Христа распятого за ны, и еженедельно, также во всю неделю пасхи, поет велегласно: «поклоняемся святому Господу Иисусу, единому безгрешному». Таково же обвинение, что акибы церковь в крещении духу лукавому молится. Для всякого ясно, что это есть клевета на церковь, ибо она в чине крещения повелевает крещаемому торжественно отрицаться сатаны. Таково же обвинение, акибы церковь едину ипостась исповедует во святой Троице (как писал Никита): ибо церковь торжественно воспевает: «Приидите людие триипостасному Божеству поклонимся», и всегда, ежедневно, в Символе веры исповедует св. Троицу. Таково обвинение, акибы церковь Христа не исповедует сугуба естеством: ибо церковь именно воспевает о Христе: «сугуб естеством, а не ипостасию " - и почитает св. вселенский четвертый собор, осудивший не исповедующих Христа сугуба естеством. От сего всякий имущий разум может понять, как ложно расколоучители изводили на церковь подобные клеветы и обвинения в мнимом неправославии; это поняли ныне многие и из самих старообрядцев, и вопреки учений первых начинателей раскола сознаются уже, что св. церковь в догматах веры не погрешает, но согласно с древнею православною церковью православно все догматы веры исповедует. Другие же обвинения старообрядцев на св. церковь касаются только изменения обрядовых предметов, как-то: употребление в перстосложении к образованию св. Троицы первых трех перстов, а не первого и двух последних, употребление пяти просфор на проскомидии, вместо семи, и прочее тому подобное, что существовало и в древней не только греческой, но и русской церкви, как свидетельствуют древние рукописные, харатейные, и даже печатные книги (зри о том в «Выписках Озерского»). За какое-либо различие в употреблении, или содержании обрядов св. церковь не может быть обличаема в изменении православия, в лишении благодати Св. Духа на совершение таинств. Св. церковь в исправлении обрядов всегда действовала по своему усмотрению, как свидетельствуют о том правила соборные и вся история церкви: и ныне она той власти от Бога не лишена, но будет ее иметь вечно; и кто противится ей в том, что она делает по данной ей от Бога власти, противится Богу, ту власть ей даровавшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

А сейчас мы прикоснулись к живой истории. Ездили к последним двум старцам глинским: игумену Вениамину и 87-летнему архимандриту Филарету. Они оба были келейниками прп. старца Андроника. Живут они в полной нищете и заброшенности. О. Филарет, как ребенок открытый и непосредственный, рассказал о Глинской пустыни, о старце Таврионе. Сам он сражался в Великую Отечественную войну, а потом провел восемь лет в концлагере в Заполярье, в Нарьянмаре, тесно общался с митр. Зиновием и старцем Виталием, а теперь, никому не нужный, доживает свои дни в нищете и унижении. Великие судьбы человеческие! Говорит про себя: «Я дурак ненормальный. Собачья падаль на свалку…» Но на прощание благословил меня старческим благословением, и несколько раз с горестию повторил: «В последние времена все будет, а вот добродетели не будет…» И еще один трогательный момент: в первый день приезда на паперти Троицкого собора одна нищенка мне подарила богородичную богослужебную просфору. Принял ее с благоговением, как благословение Пречистой на служение на Иверской земле. «Христос распялся ради нас, и мы распялись для Него. Этой маленькой Грузии раскрыли грудь и на ней, как на скале, возвели храм христианству. Строительным камнем кости свои клали и раствором — крови своя, и врата адские не одолели его» (св. прав. Илия Чавчавадзе). Кристэ агсдга! 27 апреля, понедельник. Сегодня собираемся в Бодбийский монастырь, где мощи св. Нины, и еще каждый день занимаемся с Ираклием, учим грузинский язык, один из древнейших, совершеннейших и богатейших языков мира. В 21.45: Возвращаемся в Тбилиси… Сегодня ездили всем семейством в Бодбийский монастырь, где скончалась в 335 г. и покоится под спудом святая Нина (150 км на восток от Тбилиси). Обитель высится над плодороднейшей виноградниками Алазанской долиной, вдали белеют заснеженные вершины Кавказского хребта, за которым Дагестан и Россия. Вид — дух захватывает… В монастыре стоит благоуханная тишина, высокие кипарисы, цветут тюльпаны, и все утопает в свежей зелени ранней весны. Достраивают новый большой собор в честь св. Нины в древнегрузинском стиле. Поражает качество работы.

http://azbyka.ru/fiction/po-svyatym-mest...

В крестовой патриаршей палате, после обедни, бывал праздничный стол для царя, бояр, духовных властей и соборян. Патриарх встречал государя в сенях и с великой честью провожал его в палату. После входных и предобеденных молитв и благословения патриаршего все занимали свои места. Порядок и обряды праздничного патриаршего стола были совершенно те же, как и на торжественных царских обедах. После многочисленных и различных блюд обед заканчивался непременно заздравными чашами или, по-нынешнему, тостами. Наша благочестивая старина стремилась и их совершать во славу Божию и для этого установила для них определенный порядок и формы, предваряя и сопровождая их песнопениями и нарочито составленными молитвословиями. Благодаря этому, тосты в старину составляли из себя отдельное и самостоятельное действие, известное под именем Чина за приливок о здравии царя. Чин этот писался в древних обителях на особых свитках и украшался заглавными буквами с золотом и красками. Иногда он распевался по нотам. Так как заздравные чаши в этом чине следовали непременно за обедом, или трапезой, и сопровождались соответственным пением главным образом тропарей, то они и назывались тропарными и трапезными. В частности, эти чаши были следующие: Богородичная, святого, царева, патриаршая или митрополичья. Обычай сопровождать торжественные обеды заздравными чашами весьма древний. На Руси он современен самой Церкви. Еще преп. Феодосий печерский считал необходимым ограничить его, заповедав во время пира петь только три тропаря и поднимать только три чаши: во славу Христа Бога, Пресвятой Девы Марии и за здравие государя. Очевидно, в его время было уже злоупотребление этим обычаем. В XVII веке для этих чаш существовал особый чин, печатавшийся в тогдашних потребниках. Он начинался чином над Богородичным хлебом. Так называется просфора, из которой на литургии вынимается часть в честь и память Богоматери. Просфору эту приносили (перед патриархом, во время его шествия в палату) к столу в особом сосуде, называвшемся «панагиаром» и «панагиею». Патриарх над ней читал предобеденные молитвы, а после обеда частицы ее раздавал присутствовавшим. После этого следовало пение тропаря Богородицы, и сам царь поднимал чашу Богородичную, т. е. в честь Богородицы, и сам подавал ее патриарху, властям и боярам. Иногда за этою чашей следовала чаша святителя Петра и потом чаша государя, над которой действовал и которую подавал присутствовавшим патриарх. Она сопровождалась особыми молитвами и песнопениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Внешне он не производил особого впечатления. Роста был среднего, всегда в ветхой, залатанной рясе, в зимнее время надевал ботинки с толстыми подошвами. Ходил прихрамывая, опираясь на посох. Людей встречал загадочной улыбкой, но без всякого смеха и ненужных разговоров. В Карею ходил только раз в неделю, обычно по субботам: там ему надо было закупить самое необходимое по дому, взять богослужебные просфоры, которые посылал ему монастырь, обычно Григориат, и забрать корреспонденцию. Расписание богослужений отец Никодим соблюдал неукоснительно. Ночью вычитывал полунощницу, утреню, часы, а Святую литургию совершал каждое воскресенье и в великие праздники. Во второй половине дня вычитывал час девятый, вечерню, каноны Иисусу Христу и всем святым, читал «Богородичник» и молебен Пресвятой Богородице. Один из его духовных чад рассказал мне о следующих двух чудесных происшествиях, из которых явствует дерзновение отца Никодима ко Господу и брань, которую воздвигали против него бесы. «Однажды во второй половине дня я был у отца Никодима. И тут подходит к нему, мяукая, голодная кошка. Он говорит ей: – Ну, чего тебе? Мне нечем тебя угостить. Иди, поймай себе птичку и съешь! И кошка действительно уходит. Не прошло и трех минут, как она вернулась с птичкой в зубах». В другой раз тот же молодой монах остановился на 3 дня в келлии отца Никодима. Ночью слышит в его келлии сильный шум, напоминающий драку. Утром спросил у двух рабочих, трудившихся там уже несколько дней. Они ответили: – Мы тоже слышим этот шум каждую ночь. Насколько нам известно, это бесы борются с отцом Никодимом на ночной молитве. В этой лютой борьбе с демонами он подвизался на Святой Горе в продолжение 24 лет В этой лютой борьбе с демонами он подвизался на Святой Горе в продолжение 24 лет. За год до ухода из земной жизни отец Никодим принял к себе в новоначальные послушники своего друга и односельчанина Павла (Панамеритаки). Тот был старше отца Никодима на 12 лет и к монашеской жизни тяготел с самой юности. Но вышло так, что женился, нарожал детей, и только когда всех переженил, а супругу провел в последний путь, он, свободный от земных попечений, решился прийти к отцу Никодиму. Ему был уже 71 год.

http://pravoslavie.ru/140940.html

Вот все эти восемь пунктов – чистая ложь и клевета на святую Православную восточную Греко-Российскую Христову церковь . Потом Андрей Денисов изъясняет существенные вины, за которые вместе с Денисовым раскольники порицают Православную Церковь в ереси. Это суть: 1. Трехперстное сложение для крестного ограждения. 2. Трегубое Аллилуйя. 3. Якобы в Иисусовой молитве Сына Божия именовать не велят. Ложь! Эту ложь обличают все древние и исправленные книги. 4. Якобы Православная церковь символ веры изменила. 5. Что в Православной Церкви на Троицкой вечерни и на преждеосвященной литургии стоят на коленах молящиеся. 6. Что напечатано в богородичне: люди отчаянные. 7. Якобы на пострижении иноческом, мантии с парамантом класть не положено; эту ложь обличает самый требник, по которому постригают. 8. Ложь чистая, якобы Православная Церковь на великие праздники величания отставила. Эту ложь обличают все Псалтыри, Ирмологий и Минеи. 9. Что Православная церковь служит божественную литургию на пяти просфорах; а прежде де служили на семи просфорах. Эту ложь обличают все служебники и старопечатные и новоисправленные, именно тем внушением, что божественная литургия, как литургия служится на одном агнце, а не на пяти. Это каждый искатель истины может видеть своими очами; а что до проскомидии, то на проскомидии просфор бывает по 100 и по 500, и более и менее от того, что число их нельзя определить положительно. 10. Хождение у нас при церковном богослужении против солнца, или в обращенном положении к солнцу; а они утверждают, что надобно ходить по солнцу, или в отвращенном от солнца положении. Вот все вины и причины, из-за которых у нас в России более двухсот лет раздирают расколоучители Православную церковь ; но эти вины не что иное суть, как нарекания на истину, и сами по себе ложь и клевета!. Но Андрею Денисову и его клевретам, по их отступнической настроенности, нужно было оболгать и оклеветать св. церковь Христову; он со своими клевретами делал страшное дело. Андрей Денисов со своими последователями выдумал в 18-м и 19-м веках новую и неслыханную в истории веру, без православных догматов.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

И паки, аще кто слово мое соблюдет, смерти не имать видети во веки, и емуже аще просите, будет вам. Сего ради великий во царех Иустиниан кроткий присно пребыв в заповедех Господних искусом познав написа сице. Великая паче инех еста в человецех дара Божия от вышняго дарована человеколюбия Божия священствоже и царство: ово убо божественным служа, сеже человеческими владея и пекиися, от единаго и тогожде начала обоя происходят человеческое украшающе житие. Яко ничтоже тако бывает поспешнее царству: сего ради якоже святительская честь, о обоих самех тех присно вси Богу молятся. Аще бо они непорочни будут вовсем, и к Богу имут дерзновение, и праведно и подобно украшати начнут преданыя им грады, и сущыя под ними, будет согласие некое благо, все еже добро человечестей дарует жизни. Сему быти веруем, аще священных правил блюдение сохранится: ихже праведно похваляемии и поклоняемии самовидцы Божию слову предаша апостоли, и святии отцы сохраниша же и заповедаша. Сего ради должно есть и нам от Спаса нашего и Господа Иисуса Христа преданныя заповеди, святыми апостолы и святыми отцы, возсиявшими на святем никейстем вселенстем соборе тримисты, и осмиюнадесятми богоносными отцы, и впоследующих вселенских 6 соборех, даже доседмаго, второе в никеи собравшагося. Такожде и между седми вселенскими, в различная времена собрашихся поместных православных соборех хранити. Понеже убо совершение прият православных церковь , нетокмо по богоразумиа и благочестиа догматом, но и священному церковных вещей уставу. Праведно есть и нам всяку церковных ограждений новину потребляти, видящим новины всегда виновны бывати церковнаго смятенияже и разлучения: но уставом последовати святых отец, яже наученая невредима, без приложенияже ко его любо и отъятия приемлющих, по 1-му вселенскаго седмаго собора правилу, сице глаголющу: святая правила облобызающе приемлем и держим, святых апостол, и шестих вселенских соборов, ксимже и поместных, ещеже и святых отец наших, яко от единаго святаго духа вдохновенны: и ихже они проклята, проклинаем и мы; и ихже извергоша, извергаем и мы; и ихже отлучиша, отлучаем и мы; и имже запретиша, запрещаем и мы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

И сим святых апостол и святых отец правилом последующий, и святый священный собор, бывший в константинополи, во дни благочестиваго царя феодора иоанновича всея русии, приемлем и лобызаем. Сего ради должно есть нововводныя чины церковныя, с древними греческими и славенскими книгами разглашающыяся, исправити якоже лепо: и о сем прошю ршения, новым ли московским печатным книгам последовати, внихже многая обретошася нами от преведших, и преписующих я не искусне, с древними греческими же и славенскими несходства, и не согласия, явнееже рещи погрешения, или древним греческим и славенским, иже обои един купно чин и устав показуют. Внихже святии Божии человецы и велицыи сих творцы восточнии богословцы и учители, афанасий великий , василий великий , григорий богослов , иоанн златоустый , иоанн дамаскинск ий, и петр, алексий, иона, и филипп московстии чюдотворцы, и прочии святии поучающеся Богови угодиша, и нам вползу нашю незазорныя оставиша, и невредны блюсти повелеша. Сия великому государю святейшему Никону патриарху богодохновенно изглаголавшу: благочестивый царь, и весь освященный собор вси едино отвещали: достойно и праведно исправити противо старых харатейных и греческих. И еще святый той собор рече сице: и мы такожде утвержаем быти, якоже греческия и наши старыя книги, и уставы повелевают. И тако благочестивый государь царь и великий князь Алексий михайлович всея великия и малыя россии самодержец, и великий христолюбивый государь святейший Никон патриарх московский и всея великия и малыя россии, богоизбранная сия и богомудрая двоица святый оный собор совершивше, и Духа Святаго исполнишеся, исполнения ради на том святом соборе уставленных, повелеша древния святыя книги от греческа языка на славенский прежде многих лет, яко 500 лет и вящше преведенныя, и нахартии писанныя, во царствующий свой град москву собрати. И абие премудрым их повелением отвсюду из древних российских книгохранителниц, и их великаго нова града, и живоначалныя Троицы из сергиева монастыря, и из юрьева монастыря, и из хутыня монастыря ижи в великом нове граде, и из иосифова монастыря волоцкого, и из прочих градов, и честных монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Когда великий жупан был уже 80 лет, сын его св. Савва писал к отцу: «движимый Апостольским духом, ты просветил людей своих православием , истребил ереси, ниспроверг бесовские храмы и воздвиг церкви Богу. Теперь остается тебе исполнить слова Сына Божия, глаголющего в Евангелии: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет». – Собрав вельмож и выбранных народа, он объявил желание свое оставить мир и назначил преемником своей власти сына Стефана. – Напрасно упрашивали его не разлучаться с ними. – Марта 25-го 1195 г. совершена была литургия епископом Каллиником; великий Неманя сложил с себя и передал сыну права властителя Сербии 272 . Затем тот же епископ в обители Студеницкой облек его и благочестивую супругу его Анну в иноческие одежды, назвав одного Симеоном, а другую Анастасиею 273 . – В то же время роздана была щедрая милостыня бедным, больным, иночествующим. Анастасия удалилась в женскую обитель; Симеон остался в Студенице. Здесь подвизался он иночески два года. Потом отправился к сыну на Афон 274 . Посетив вместе с Саввою все святогорские монастыри, насладившись беседою с отшельниками и оделив всех милостынею, Симеон поселился в кельях, построенных сыном в Ватопеде. Они вместе проходили подвиги, помогая один другому: сын удвоял пост и поклоны за себя и за старца; отец проливал слезы и вздохи за себя и сына. Симеон и на Афоне изливал щедрость свою для обителей молитвы. При входе на Афон, на месте называемом просфора, был монастырь с храмом Симеона Богоприимца; морские разбойники разорили его и он оставался в запустении. Щедростию Симеона построены были келии, ограда и башня, насаждены виноградники и возобновлен храм. Ватопед также украсился многими келиями для отшельников 275 . Благочестивый старец Славянин подал мысль князьям инокам – построить новый или возобновить какой-нибудь запустевший монастырь, с тем, чтобы приходящие на Афон Сербы находили себе готовый приют иночества. Старец Симеон с восторгом принял эту мысль и поручил сыну исполнить ее. Ни одно место столько не понравилось им, как запустевший Хиландарский монастырь. Ватопедским Грекам не хотелось выпустить из рук своих ни власти, ни земли. Савва обратился к проту всей горы и тот предоставил им Хиландарь. По просьбе отца сын, жупан Стефан, прислал деньги на возобновление обители и покупку участков земли; с любовию назначил и в Сербии имения в пользу Сербского Хиландаря 276 . Быстро возобновился Хиландарь и наполнился иноками – Славянами 277 . Император Алексей, родственник дома Неманей, даровал Хиландарю права независимой обители 278 . В хризовуле своем Симеон писал: «вышел я из отчизны в святую гору и застал Хиландарь таким, что не оставалось камня на камне; Владыка мой удостоил меня быть ктитором его; выпросил я грамоту у царя; даю ему в Призрене монастырь, в Милиях села Милушу, Сламодравы, Ретивлу» и пр. 279 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

М. Значение этой иконы, изображаемой иногда в типе Знамения Б. М., Оранты или Никопейи, с Младенцем в недрах, должно было усилиться в связи с образованием литургического чина проскомидии, где агничная просфора, из которой вынимается агнец, знаменует чрево Богоматери. Вот почему икона эта становится нередко близ жертвенника, на котором совершается проскомидия. Продолжая далее мысль о выработке типов икон Б. М. в итальянских художественных школах, автор приписывает большую заслугу в этом смысле Сиенской школе: «Сиенская икона, говорит он, есть, по преимуществу, икона алтарная, с центральным готическим тяблом, на котором изображена Богоматерь с Младенцем, сидящая на монументальном троне, окруженная роем (sic! сонмом?) ангелов и святых, а по сторонам, иногда сверху и снизу, представлены преклоняющиеся ей и особо почитаемые местные святые. В лучших своих произведениях Сионская школа вспоминает православный греческий обычай соединять с алтарной иконой целый греческий иконостас и располагать по оборотной стороне алтарного образа все господские и богородичные праздники. Смеем уверить автора, что подобной идейной комбинации икон в православных церквах никогда не было, нет и, конечно, не будет. Автор смешивает здесь воедино разнородные вещи и создаст такое воображаемое смешение, которое извращает основной принцип иконостаса православного храма и подчиняет его идейное содержание случайному подбору изображений на неизвестных итальянских иконах. Во-первых, как понимать его выражение: «Сионская школа вспоминает православный греческий обычай» ... Автор, очевидно, предполагает, что Сионская школа знакома была с греческими иконостасами и иконостасный обычай передавала на своих иконах. Но этого не могло случиться, потому что больших иконостасов у греков в то время не было, а потому ей нечего было и вспоминать. Во-вторых, даже и в позднейший период иконостас развивался совсем не тем путем, какой предначертывает ему автор. Развитие шло совсем не механическим путем и не от алтарного образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010