Катавасия – ирмосы ближайшего великого Господского праздника – Воздвижения: «Крест начертав Моисей» (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Вознесение и др.). Ирмосы обоих канонов положено по уставу петь дважды. На 9-й песни «Честнейшую...» не поем, но поем припевы праздника. Обычно вместо «Честнейшую...» поется первый припев: «Величай, душе моя, преславное Рождество Божией Матере» и ирмос 2-го канона: «Чужде матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем». Затем указанный припев поется к тропарям 1-го канона; к тропарям же второго канона другой припев: «Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию». После 9-й песни – светилен «От неплодныя днесь Анны...», «Слава, и ныне» – «Адаме обновися...». На хвалитех – стихиры на четыре, гл. 1-й. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника однажды и ектении: сугубая, просительная и отпуст. Литургия 10 На Блаженны берутся тропари с первого канона песнь 3-я на 4 и с другого канона песнь 6-я на 4. В Богородичные праздники по малом входе следует петь «Приидите, поклонимся...»; а в Господские – особо во время Херувимской и вынимает в это время частицы, не приходится, ибо при этом служении в конце проскомидии не читается молитва предложения и не совершается отпуст проскомидии; ее заканчивает, таким образом, сам архиерей. (Это подтверждает и К. Никольский , говоря: «Впрочем архиерей, придя в предложение (к жертвеннику) в то время, когда следует переносить Дары на Престол – во время большого входа, сам вынимает частицы из просфор за здравие и за упокой. И прежде сего архиерей читает молитву предложения: «Боже, Боже наш...», а именно – во время великой ектении». См. К. Никольский . Устав богослужения Православной Церкви. СПб., 1900, с. 375.) Поэтому надо или не говорить отпуста проскомидии и не читать молитвы вплоть до момента Херувимской и тогда уже закончить приготовления к литургии, или строго и безусловно придерживаться восточной традиции, т.е. требований устава и разумного, грамотного отношения к совершающемуся чину. Первое приблизило бы нас к древнему положению проскомидии между литургией оглашенных и литургией верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

15 3 Цар. 17:1—21, 29. 4 Цар. 1:3—2, 15. О рождении пророка Илии см.: Житие святого в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 20 июля. 16 См.: Житие Свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских († ок. 345), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 6 декабря. 17 Ночва, или ночвы, — сосуд, имеющий форму корыта. 18 См.: Житие прп. Ефрема Сирина († 373—379) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 28 января. 19 См.: Житие прп. Алипия столпника († 640) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 26 ноября. 20 См.: Житие прп. Симеона столпника († 459) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 1 сентября. 21 См.: Житие прп. Феодора Сикеота, епископа Анастасиопольского († 613) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 22 апреля. 22 Имя прп. Евфимия Великого по-гречески означает «благодушный, веселый». 23 См.: Житие свт. Феодора, епископа Едесского (IX в.), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 9 июля. 24 Феодор по-гречески означает «Божий дар». 25 См.: Житие свт. Петра, митрополита Московского († 1326), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 21 декабря. Житие составлено свт. Киприаном, митрополитом Московским. 26 Патриарх Каллист I (с 1350 по 1354 г.; с 1355 по 1362 г.) не мог править одновременно с византийским императором Андроником II Палеологом (занимал престол с 1282 по 1328 г.); здесь допущена явная хронологическая ошибка. Димитрий Михайлович Грозные Очи был Великим князем в 1322—1325 гг.; святитель Петр занимал митрополичий престол в 1308—1326 гг.; Ахмыл, татарский посол, приходил на Русь в 1322 г. 27 См.: 1 Цар. 9:1—10. 28 Анафора — одна из частей Богородичной просфоры, которая раздробляется и раздается верующим после трапезы. 29 Часы — церковная служба, которая совершается трижды в день: утром (последование первого часа), днем (последование третьего и шестого часа) и вечером (последование девятого часа). 30 Стихословить — читать или петь Псалтирь и каноны по стихам с припевом, иногда попеременно с другими поющими или читающими. 31 Федорчук, татарский темник, участник похода против Твери в 1327 г., в котором участвовал и московский князь Иван Калита. Согласно Житию Преподобного Сергия, Иван Калита получил великое княжение через год — в 1328 г. Правда, полновластным Великим князем Калита стал позднее, когда в 1331 г. умер его соправитель Александр Суздальский; тогда же, очевидно, он овладел Ростовом, точнее — половиной Ростова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

29 октября последовало предписание с указанием: " Святой Антиминс немедленно представить в Тюменское Духовное Правление, святые иконы вынести в амбар, церковь разобрать и употребить на выпечку просфор и на топку каменной Покровской церкви. По разбору приходской церкви выстроить из того же леса на месте святого престола часовню " . Однако осуществить предписание церковному причту так и не удалось, поскольку каменный придельный храм находился в аварийном состоянии из-за появившихся в стенах трещин. 3 июня 1833 года происходит закладка фундамента нового каменного молитвенного здания: во имя Ветхозаветного Пророка Илии и во имя Покрова Пресвятой Богородицы. План-проект в стиле " классицизма " был составлен губернским архитектором Трифоновым и утвержден архиепископом Тобольским и Сибирским Афанасием (Протопопов). Строительство велось под наблюдением окружного начальника Жилина. Одновременно пристраивались две храмовые сторожки, размещавшиеся под колокольней. 19 мая 1836 года состоялось освящение первого Покровского придела, и церковь вплоть до 12 ноября 1895 года называлась - Покровская. Освящение Ильинского придела состоялось в 1851 году, хотя иконостас был установлен лишь через год. 24 апреля 1837 года была построена и освящена новая каменная двухъярусная колокольня. Помимо пяти колоколов, которые были сняты с деревянной, появился шестой - благовестный, заново отлитый церковным старостой Василием Шапошниковым. Его вес составил 38 пудов 10 фунтов. В разные годы колокольня пополнилась еще двумя колоколами: в 1882 году купцом Колокольниковым подарен колокол весом 78 пудов 30 фунтов и в 1902 году - колокол, отлитый в г. Уфе на заводе Арсения Минина, весом 204 пуда 15 фунтов. 30 мая 1839 года с постройкой каменной (ротондовой) церкви советником Дмитрием Воиновым вместо деревянной кладбищенской часовни во имя Всех Святых, она становится приписной к Покровскому приходу. Два года спустя приписными становятся также: часовня в деревне Букино во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, построенная в 1885 году тюменским купцом Иваном Воиновым, посвященная памяти коронации императора Александра III, и молитвенный дом в деревне Зайково во имя Великомученика Георгия Победоносца, построенный из бывшей ветхой часовни в 1911 году.

http://sobory.ru/article/?object=03057

§ 75. «Сущность» проскомидии заключается в приготовлении к таинству так называемого агнца 146 (из первой просфоры) и вина. Когда приготовляется «просфорный агнец», таинственно изображающий собою Агнца Божия, взявшего на себя грехи всего мира и оттого пострадавшего за мирский живот и спасение, священником, приготовляющим «агнца», читаются пророчества о страданиях нашего Спасителя, из 53 гл. пр. Исаии. Для полнейшего представления этих спасительных страданий, приготовляемый «агнец» не только обрезывается со всех (с четырех) сторон, не только отрезывается от своего основания (от испеда просфоры), а и разрезывается крестообразно, и, значит, на все (на четыре) стороны, но так, что четырехчастная его «печать», с разделенною крестом для каждой части надписью: ХС НИ – КА 147 неразрушается, и «агнец», таким образом, до самого приобщения таинству, остается целым, нераздробленным. В довершение знаменательных действий над «агнцем», он, когда бывает поставлен на дискос 148 печатию вверх, прободается с правой стороны копием, при чем воспоминаются слова евавгелиста Иоанна: един от воин копием ребра Ему (т. е. распятому Господу) прободе, и, когда дальше читается сказание того же евангелиста: и абие (вдруг) изыде кровь и вода, и видевый (т. е. сам еванг. Иоанн) свидельствова, и истинно есть свидетельство его 149 , вливается в потир святое соединение, т. е. вино соединенное с водою, чем собетвенно и оканчивается «приготовление агнца и вина» к таинству. Продолжение проскомидии. § 76. За приготовлением «св. хлеба и вина», в проскомидии, для большого успеха и освящения наших молитв, следует воспоминание Пресвятой Богородицы и различных святых, перечисляемых в главнейших их видах и лицах. В честь и память Богородицы, из так и называемой Богородичной (а по числу – из второй и, по большой части, с особенною Богородичною печатию) просфоры вынимается трехсторонняя частица и полагается на дискосе по правую сторону «агнца», при чтении псаломного пророчества о небесном прославлении царицы неба и земли. За этим, из третьей, так называемой, по числу «чинов» святых Божиих и по числу вынимаемых «частиц», девятичинной просфоры, вынимаются, то же трехсторонние, «частицы» в честь и память: 1) предтечи, 2) Пророков, 3) Апостолов, 4) святителей, 5) мучеников, 6) преподобных, 7) безсребренников, 8) св. прав. Богоотец Иоакима и Анны, и дневного святого; 9) в честь и память того святителя, которого литургия отправляется, т. е. или Иоанна Златоустог о, или Василия В., и все вынутые в таком порядке «частицы» полагаются с левой стороны «агнца» 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1998 году в новосибирском католическом костеле практиковалась совместная " служба " , в которой принимали участие, кроме настоятеля католического собора, пастор " адвентистов 7 дня " и " священники " тоталитарной секты " Богородичный центр " . Заканчивалось такое " молитвенное " собрание преподанием всем присутствующим всеобщего благословения одновременно от " пастырей " трех представленных движений, о чем свидетельствует видео запись совместного богослужения римо-католиков с членами " Богородичного Центра " и " Адвентистов 7 дня " . Вот пример прозелитизма Римо-католической Церкви в нашем городе. Летом 1996 года открыт католический приют, рассчитанный на 50 детей, с осени начался набор детей в него. Первыми тремя детьми в этом приюте оказались братья Беляйкины - Евгений, Димитрий и Виталий (14, 11 и 8 лет), до этого находившиеся в детском доме Александро-Невское братство уже седьмой год духовно окормляет детей в этом детском доме. Миссионеры Братства проводят с детьми беседы, готовят детей к церковным таинствам и водят их в храм и воскресную школу. Братья Беляйкины были крещены весною 1996 года, начали посещать храм, исповедываться и причащаться. Их крестный отец Константин Бахтин, член Братства, часто встречался с детьми, водил их в храм. В начале декабря Виталий и Димитрий были переведены в католический приют из детского дома. Евгений жил в это время у Тамары Александровны Огневой, работающей в храме мч. Евгения, его в приют забрали из ее дома. Когда дети попали в католический приют, Огнева и Бахтин стали посещать детей, молится с ними, гулять (в ограде приюта), приносили детям духовные книги, просфоры и святую воду. Почти сразу православные встретились с настороженно-недоброжелательным отношением персонала, которое в дальнейшем стало явно враждебным. Ссылаясь на то, что Бахтин и Огнева не имеют юридического отношения к детям (действительно - что такое для католиков православный крестный отец?), стали препятствовать посещениям. Директор приюта итальянец Убальдо Орланделли по телефону угрожал Бахтину, а охранник приюта пообещал расправится физически, если тот еще раз придет.

http://pravoslavie.ru/analit/proselitsib...

В рус. приходской практике А. освящают (обычно на солее или в царских вратах) после заамвонной молитвы литургии 1-го дня Пасхи; освящение, как правило, кроме молитвы включает в себя каждение и окропление св. водой. После освящения А. полагают на аналой, к-рый во время богослужений стоит у иконостаса возле иконы Христа, в промежутках между службами аналой с А. устанавливают в царских вратах. Согласно приходской практике во время каждодневного крестного хода А. обносят вокруг храма и помещают на прежнее место. В Светлую субботу, после чтения молитвы и раздробления, А. раздают всем молящимся в храме. В России распространен обычай не потреблять А. полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак. Символика чина об А. вытекает из символики чина о панагии . В последнем Богородичная просфора — панагия, стоящая в панагиаре на монашеском столе, символизирует присутствие Божией Матери за трапезой; так же и А. изображает присутствие за трапезой самых радостных дней года Самого Воскресшего Христа. В литургических комментариях происхождение А. часто связывается с апостольской практикой: привыкнув вкушать трапезу вместе с Учителем, апостолы отлагали для Него часть хлеба и после Вознесения , переживая Его невидимое соприсутствие с ними. В древнерус. лит-ре это сказание об апостолах содержится в послании еп. Тверского Нила Грека († 1521) вельможе Георгию Дмитриевичу «О воздвижении пресвятыя и о артусе» ( Никольский Н. Материалы о древнерусской письменности. III//ХЧ. 1909. Авг.—сент. С. 1115–1119) и повторено в соч. «Вопрошение известно от некоих», традиционно приписываемом прп. Максиму Греку (Сочинения. Каз., 1862. Ч. 3. С. 109–113; рус. пер.: Творения. 1996р. Ч. 3. С. 71–72); тот же сюжет использовался в XVII в. для настенных росписей ярославских церквей ( Брюсова В. Г. Послание епископа Нила князю Георгию Ивановичу//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 184–185). Т. о., А. напоминает верующим о пребывании с ними Воскресшего Сына Божия, ставшего для них истинным «хлебом жизни» (Ин 6, 35). Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими кулич. Обычай использования А. за пасхальными службами может иметь и полемический оттенок, поскольку употребление евангелистами слова « ρτο», а не «τ ξνμα» (опресноки) в повествованиях о Тайной вечере (Мф 26. 26, Мк 14. 22, Лк 22. 19, ср.: 1 Кор 11. 23) визант. полемистами рассматривается как свидетельство о совершении Христом Евхаристии не на пресном (как у католиков и армян), а на квасном хлебе.

http://pravenc.ru/text/392501.html

В «Скрижали» патриарха Никона (лист 191–192, глава 74) это место переведено так: «священник паки от третия просфоры изимает крестоообразно частицы копием в память всех святых, и полагает ошуюю хлеба. И ову убо в честьи память приносимых честных небесных сил, и нуждно есть приносити за имя их, яко и тии служиша в таинстве смотрения его, и яко соединишася с нами, и есмы едина церковь , носяще сии восхождение наше от земли на небеса, и яко суть хранителие наши, и хранят нас, и молятся Богу о нас и укрочают его». Но в семидесятой главе той же книги, и в подлиннике и в славянском переводе, при изложении самого проскомидийного последования, поминать на третьей просфоре святых ангелов не положено. В первом (φυλ. 26): «ετα πινοντας τν τρτην προσφορν λγει: το τμιου νδξου προφτου προδρμου κα βαπτιστου ωννου» и проч.; во втором (лист 167): «таже взем третию просфору глаголет: честнаго славнаго пророка предтечи и крестителя Иоанна» и проч. На указанное несогласие обратил внимание в своё время один из первоучителей раскола – романо-борисовский поп Лазарь, который писал по этому случаю: «В книге новой, Скрыжали (гл. 70, л. 167), напечатано в ней не вынимати части о небесных силах на проскомидии, и в Служебниках не положено о том; а тут же в Скрыжали (гл. 74 и 75), после части Богородичны, велит приносити часть и о небесных силах, „и нужно еще, велит, приносити за имя их, яко и тии, рече, служиша в таинстве смотрения Христова“» и проч. О том же такоже велит приносити в честь и память святых ангелов: «понеже, рече, соединишася с нами и хранят нас». Посем о Предтечи и Крестители, и все поряд. И зри о сем, яко не согласует между собою та книга в проскомидии 5 . § 3. Опровергая возражение 6 названного попа расколоучителя, Симеон Полоцкий признаёт обычай поминовения св. ангелов на литургии не древним, а новым, однако таким, который «обхуждати» не следует. «В 70-й главе (пишет первый полемист против раскола старообрядчества) полагает творец Скрижали древний обычай церкви, яко древле не приношаху частиц о небесных силах, якоже и наша ныне церковь творит, древности подражая.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Вопрос: - Среду и пятницу не ем мясо, посты длительные соблюдаю, но что-то духовной пользы от этого не замечаю. о. Сергий:  - Это хорошо. Мы же ради Христа делаем. Среду и пятницу мы соблюдаем как само собой разумеющееся. Пользы от того, что ты переходишь на зеленый свет, нет никакой, просто тебя не сбивает машина. И пользы не замечаешь – делаешь то, что должен. Если бы мы замечали – вон польза-то, то было бы хуже. Это всё прикровенно. Мы делаем ради Христа, а Господь что-то дает. Не бывает, чтобы мы ради него, а Он никак не отреагировал. Вопрос: - Если в храме не прочитали молитвы благодарственные по Святом Причащении, а дома, знаю, что не сразу смогу это сделать, как приду, как лучше поступить? о. Сергий:  - Не всегда читают эти молитвы. Момент этот не уставной. Просто упростить жизнь. Но можно с собой взять молитвослов, в уголочке после креста прочитать и идти себе спокойно. Главное, себе поблажек не давать – я потом как-нибудь, потом, а возможность реально есть. Вопрос: - Если причащаться в Великий Четверг, то насколько нехорошо не быть в среду вечером на службе? А если пропустить утреннюю службу в Страстную пятницу – ничего страшного? о. Сергий:  - Это дело каждого. Частное дело. У всех разные обстоятельства. Один оперирующий хирург или воин, а другой просто думает, что ладно, без этого можно обойтись. Если есть возможность, в Страстную лучше посещать все службы. И пятница – по силам. Эти службы важные, сильные. Тут шторм, а Церковь – корабль.  Вопрос: - У каждого свой крест? о. Сергий:  - Конечно свой! Кто хочет по Мне идти, возьми свой крест и следуй за Мною. Не бери несколько крестов, возьми один, большой или маленький – разберутся. Делай свое дело, распинай своё. Я хочу, я распинаю себя, своего ветхого человека. Свой крест надо нести, тогда можно и ближним помочь. Вопрос: - Что такое просфора? о. Сергий:  - Специальный хлеб для Богослужения. Иногда из них вынимаются частички за живых и усопших. Одна – самая большая, Агнец, из которой на Проскомидии вырезается квадратная часть и во время Литургии становится Телом Христовым. Есть еще просфоры Богородичная, девятичинная, о живых и усопших. Частички, вынутые потом соединяются с Кровью Господней. Это важная святыня. Нам обязательно дома кушать просфоры натощак. Воду святую с молитвой можно когда угодно пить, а просфорки натощак.

http://radonezh.ru/2023/04/14/programma-...

Вся жизнь святого патриарха Тихона соприкасалась со святым царем-мучеником. Удрученный тем, что на Аляске, как и в больших городах Америки, под церкви приспособлены простые жилые дома, владыка Тихон, в бытности его служения там, обращается за помощью в Россию и к местным православным жителям. Император Николай II первым отзывается на эту просьбу, и на средства, пожертвованные им, в Нью-Йорке и Чикаго вскоре строятся православные храмы. В год празднования 300-летия династии Романовых, когда Владыка был на Ярославской кафедре, Государь, Императрица, Наследник и Царевны посетили Ярославль. Он обратился к всероссийскому Императору со словом приветствия и благословения. Во время войны с Германией Владыка бывал на фронте и даже под обстрелом. В 1916 году за труды во славу Отечества, Николай II наградил его бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Когда Император томился в Тобольске, патриарх Тихон смог через тобольского епископа Гермогена передать ему просфору и благословение. Узнав о зверском убийстве Царя, Патриарх в тот же день собрал совещание Соборного Совета, на котором было решено безотлагательно совершать панихиды по убиенному Царю. В протоколе совещания Святейший написал: «Благословляю архипастырей и пастырей молиться о сем на местах». А через два дня, в праздник явления Казанской Божией Матери, он произнес проповедь, ставшую исторической, — с обличением безбожных убийц Императора. Это было началом прославления Царственных мучеников. Так идут они к встрече друг с другом в вечности у Креста Христова. К той встрече, которая запечатлена на иконе, написанной по откровению свыше. Невозможно не видеть исключительное участие Божией Матери в судьбе патриарха Тихона. И это так понятно для нас, знающих о всегдашнем Покрове Божией Матери над Россией — этим «Домом Пресвятой Богородицы», — особенно в решающие ее судьбу исторические периоды. Все наши святые отмечены Ее благодатным заступничеством, тем более, оно должно распространяться благословением стоящего рядом с Ней у Креста Патриарха на весь гонимый православный народ. Все главные события в жизни Первосвятителя связаны с Богородичными торжествами. Так Поместный Собор, на котором был избран патриарх, открылся в день Успения Божией Матери. После Божественной литургии в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери — той самой величайшей нашей святыней, перед которой издревле совершалось помазание на царство и на патриаршее служение, — старец Зосимовой и Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий с именем новоизбранного патриарха. Перед этой же иконой была коронация нашего последнего святого Царя. Интронизация Патриарха Тихона была совершена в Успенском Соборе Московского Кремля в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. И святая кончина его была в день Благовещения.

http://moral.ru/святой-патриарх/

Говорили и писали тогда и потом, что это была кара – Божья кара за убийство Царственного Отрока. Он был сыном Царя Иоанна Грозного от Царицы Марии Нагой. В царствование другого, старшего, сына Царя Иоанна – Феодора – под давлением бояр, и особенно Бориса Годунова, вся большая семья бояр Нагих, а с ними и Царица Мария с сыном, отправлены были на житье в город Углич на Волге – это была вотчина Царевича Димитрия. Зачем это было сделано? Царь Федор Иоаннович, глубоко религиозный человек, был полностью поглощен молитвенным деланием и вел строго монашескую жизнь. Управление же делами государства он доверил боярину Борису Годунову. Тот, однако, имел тайные честолюбивые помыслы: самому стать Царем. А как станешь при живом На след нике Феодора – Царевиче Димитрии, которому было тогда всего около восьми лет? Многие из приближенных Годунова знали силу его честолюбия, его упорство, хитрость и другие «сильные» качества, а потому и предполагали, что он именно хочет стать Царем. Царь Феодор болен, детей не имеет. Царевич… Вот помеха! При молчаливом попустительстве Годунова началась вражья работа: вдруг Царевич оказался отравленным, – однако не умер, ему вовремя помогли. А потом то же самое и в другой раз. Нагие стали пристальнее присматривать за Димитрием и за всем, что его окружало… Но негодяи перехитрили их. О том, что произошло в Угличе 15 мая 1591 года, писал очевидец событий: «Царевич пошел к обедне, и после Евангелия у старцев Кириллова монастыря образа принял, и после обедни пришел к себе в хоромы и платьице переменил; и в ту пору с кушаньем взошли и скатерть постлали, и Вогородицын хлебец (просфору) священник вынул; и кушал Государь Царевич по единожды днем, а обычай у него, Государя, был таков: по вся дни причащаться хлебу Богородичну… и, испивши, пошел с кормилицею погуляти; и в седьмой час дня, как будет Царевич против церкви Царя Константина, и по повелению изменника злодея Бориса Годунова, приспевши душегубцы ненавистники Царскому кореню Никитка Качалов да Данилка Битяговский кормилицу его палицею ушибли, и она, обмертвев, пала на землю, и ему Государю Царевичу в ту пору, кинувшись, перерезали горло ножом, а сами злодеи-душегубцы вскричали великим гласом, и, услыша шум, Мати его Государя Царевича и Великая Княгиня Мария Феодоровна прибегла и, видя Царевича мертва взяла тело его в руки, и они, душегубцы, стоят над телом Государя Царевича и обмертвели, аки псы безгласны».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010