На 14 г. лишившись отца и оставшись под надзором матери, женщины строгой и упорной, хотя и любившей сына страстно, Феодосий рано узнал горечи жизни. Он горел любовью к Господу; а мать его была не такова, думала более о земле, чем о небе. Наследник значительного имущества, носил он одежду более чем простую и ходил с слугами на работу. Мать побоями приказывала ему жить, как живут равные ему. Благоговейный юноша думал с собою, как и каким путём спастись ему? Раз случилось ему видеть странников: услышав от них о святых местах Палестинских, он неотступно просил взять его с собой и тайно от матери ушёл за ними. Мать догнала его, – здоровая женщина с гневом и яростью била его и, бросив в запертой комнате, два дня оставляла его без пищи; потом накормив, ещё на несколько дней оставляла ноги его связанными, чтобы не ушёл. Любя сына страстно, она от гнева и жестокости переходила к ласкам, упрашивая сына не оставлять её. Феодосий по-прежнему ходил в церковь . Заметив, что литургия совершается редко, по недостатку просфор, он стал печь просфоры. Матери его не нравилось и это занятие сына. Сперва она ласково просила его – оставить печение просфор: «ты наносишь, говорила она, бесчестие роду своему; не могу слышать, как смеются над тобой за это занятие». Смышлёный, добрый сын почтительно объяснил матери высокое назначение просфор. Мать успокоилась на время. Но на другом году видя, что сын почернел от печи и огня, опять стала запрещать ему печение просфор, иногда с угрозами, а иногда с жестокими побоями. Добрый юноша не знал, что делать. Чтобы избавить мать и себя от тревог, он тайно ушёл из Курска в соседний город и там у священника продолжал святые занятия. Мать нашла его и здесь, привела домой и решительно запретила печь просфоры. Благочестивой жизнью и кротостью нрава обратил он на себя внимание начальника города, и тот захотел, чтобы Феодосий служил в его церкви, вероятно домовой; не раз дарил ему начальник хорошую одежду, но каждый раз Феодосий отдавал её нищим, а сам оставался в рубище. За то добрый начальник ещё более полюбил Феодосия. Ревнуя об умерщвлении плоти, Феодосий возложил на себя железные вериги и терпеливо носил их, хотя скоро изранили они тело его. Случилось, что начальник города давал пир знаменитостям города. Феодосию нужно было явиться в чистой одежде, для служения гостям. При перемене белья мать увидела кровь на рубашке. Это открыло ей, что сын носил вериги. С яростью сорвала она их с сына и жестоко избила его. Но напрасно мать старалась погасить в сыне любовь к подвижнической жизни. Раз слушал он слова Евангелия: иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин ( Мф.10:37 ). Эти слова на этот раз сильно потрясли Феодосия: он увидел, что любовь матери к нему не служит ни ей, ни ему на пользу, и решился непременно удалиться из дома, чтобы вполне посвятить себя Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Словарь богослужебных терминов Аллилуарий, или аллилуиарий , – стих или, точнее, стихи из псалмов, которые читаются на литургии по прочтении Апостола перед чтением Евангелия. Перед чтением Евангелия чтец произносит: «Аллилуиа», ему вторит хор, затем чтец произносит аллилуиарий, а хор снова поет: «Аллилуиа». По содержанию аллилуиарий связан с евангельским текстом, который читается вслед за ним. Амвон (греч. «восхождение») – выступающая полукругом часть солеи (греч. «возвышение»; возвышенное место вдоль всего иконостаса) напротив царских врат. Амвон знаменует собой те места, с которых проповедовал Господь (гору, корабль), так как на амвоне читается Евангелие, а также камень, отваленный ангелом от гроба Господня. Антидор (греч. «вместо Дара») – часть служебной просфоры (хлеба, употребляемого для совершения таинства Евхаристии), из которой на Божественной литургии, а именно на первой ее части – проскомидии, – священнослужитель вынимает Святой Агнец – часть просфоры с печатью ИсХс Ника – Иисус Христос Победитель, предназначаемый к таинственному пресуществлению в Тело Господа Иисуса Христа. Оставшиеся части просфоры в конце литургии при пенни 33-го псалма («Благословлю Господа на всякое время, выну (всегда. – Ред.) хвала Его во устех моих…») раздаются верующим, не приобщавшимся Святых Таин, как бы в некоторую замену Святых Даров, отсюда и название – антидор. При большом стечении молящихся в качестве антидора раздаются части второй служебной просфорыБогородичной. Антиминс – четырехугольный плат с изображением положения во гроб Господа Иисуса Христа и с частицей святых мощей. Слово «антиминс» переводится как «вместопрестолие», то есть такой священный предмет, который, заменяя собою престол, и сам является престолом, потому что на антиминсе, по слову святителя Симеона, «…совершается все, что на Божественной трапезе» и «священнодействуется живой Хлеб небесный». В молитве на освящение престола антиминсы названы также жертвенниками, на которых должна совершаться бескровная жертва. Без антиминса совершение Божественной литургии невозможно. Святые мощи, влагаемые в антиминс, служат напоминанием о том, что первые христиане совершали Божественную литургию на гробах мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Закрыть itemscope itemtype="" > Туровец - слава и чудеса Пресвятой Богородицы 26.09.2007 840 Время на чтение 6 минут Есть уголок, возле врат райских и на богоспасаемой Архангельской земле. Туровец, издревле почитаемое православным русским народом место - высокая нерукотворная лесная горка, а на ней два храма Богородичный и Богоявленский, рядом маленькая изба-просфорня с кельями для паломников. Всё вокруг - творение Божье, многовековые леса, поля, реки благовествуют об ином, горнем мире, вышедшем из рук Творца, а не испоганенном человеческим беззаконием... Слава Богу, за всё! Приносит еще плод добрый виноградник Земли Русской. И ради него бережет Господь страну Российскую. Как бы тяжело мы сегодня не жили, в каком бы угрожающем положении не находились - нас никогда не должна оставлять забота и печаль о нашей Родине. Вот она Россия - Отечество земное, Небесный дар, страна, где промыслом Божьим мы как православный род-народ утверждаем Отчизну Небесную. Святая Русь, Иерусалим Небесный, град Китеж, Земля Русская - таким видели предстояние России пред Отцом небесным наши предки, сохранившие для нас её святость. Где-то там, в дремучих лесах, среди рек и озер Вера народная помещала сокрытый до времени от очей людских Земной рай. Не многие могут видеть его, но каждый взявший на себя иго Христово может поселиться... нет ни в самом раю, а возле врат его. Человек добрый освящает все вокруг, дорога к земному раю одна: " глас вопиющего в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему " . Земной рай - это чудо, призыв к покаянию, милость Божья, укрепление в Вере перед испытаниями, ибо в немощи совершается сила Господня, а не в крепости. Есть уголок, возле врат райских и на богоспасаемой Архангельской земле. Туровец, издревле почитаемое православным русским народом место - высокая нерукотворная лесная горка, а на ней два храма Богородичный и Богоявленский, рядом маленькая изба-просфорня с кельями для паломников. Всё вокруг - творение Божье, многовековые леса, поля, реки благовествуют об ином, горнем мире, вышедшем из рук Творца, а не испоганенном человеческим беззаконием.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНАГИЯ [Греч. Παναγα - Всесвятая, т. е. Пресв. Богородица], в православном богослужении: 1) небольшая икона на цепочке, составляющая часть облачения епископа ; 2) хлеб, возвышаемый во время торжественной трапезы в мон-ре. 1) П. как часть облачения епископа является одной из разновидностей энколпиона, т. е. нагрудного украшения. В совр. практике П.- небольшая икона овальной, круглой или к.-л. иной формы. П. носится архиереями на цепи как вне богослужения, поверх рясы, так и во время богослужения - при облачении в архиерейскую мантию, под архиерейской мантией, а при полном облачении - поверх саккоса (или фелони) и омофора. Вне богослужения архиерей обычно носит одну лишь П., за богослужением П. возлагается на епископа одновременно с наперсным крестом. Патриархи, главы автокефальных и автономных Церквей, некоторые др. архиереи, получившие такое право, во время богослужения возлагают на себя вместе с наперсным крестом не одну, а 2 П. В таком случае на одной из П. помещается образ Божией Матери, на другой - образ Спасителя. При ношении только одной П. на ней чаще всего изображена Божия Матерь, но распространены и П. с изображениями Спасителя, Пресв. Троицы, теми или иными праздниками или святыми. П. считается сугубо архиерейской инсигнией, к-рая не должна возлагаться на к.-л., помимо епископов. Впрочем, игумены афонских мон-рей имеют традиц. право возлагать на себя П. вместо наперсного креста в дни больших праздников; этот обычай (в истории засвидетельствованный и помимо Афона) является следом древней практики, когда энколпион-крест и энколпион-П. не различались как священническое и архиерейское украшения соответственно, а наградой было право ношения энколпиона как такового. Как правило, П. достаточно богато украшены; мн. П. являются шедеврами декоративно-прикладного искусства. 2) П. как хлеб, возвышаемый во время трапезы в мон-ре,- это либо Богородичная просфора , взятая с предшествующей этой трапезе Божественной литургии, либо иной хлеб, определенным образом посвященный Пресв.

http://pravenc.ru/text/2578786.html

Статистика Иннокентий Херсонский (Борисов), свт. Иннокентий (Борисов) (1800-1857), архиепископ Херсонский и Таврический, знаменитый русский богослов и церковный оратор, прозванный в свое время «Русским Златоустом», святитель Память 25 мая (Одесс.) В миру Борисов Иоанн Алексеевич, родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце, Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова. Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей Церкви. Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её мыслей, действий и поступков. У неё была своя домашняя аптека, состоявшая из разных трав и цветов, росного ладана, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор и подобных сим священных предметов. Ими она врачевала себя и своих детей. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму. Первоначальное образование получил в Воронежском уездном училище, по окончании которого поступил в Орловскую духовную семинарию. Среди своих сверстников он отличался необыкновенными способностями, которыми восхищал своих воспитателей. В 1819 году он окончил семинарию и, как один из лучших ее выпускников, был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию. Здесь с новой силой проявились его выдающиеся способности. Помимо слушания лекций он очень много занимался самообразованием и иногда излагал перед своими товарищами учение того или иного философа с такою ясностью и простотой, что превосходил лекции профессорские. Все науки ему давались легко. Он единогласно был признан первым студентом академии. В высшем отделении академии Иоанн Борисов много занимался составлением проповедей, и уже в это время в нем обнаружилось высокое самобытное дарование, как отличного церковного проповедника, прославившее его затем по всей России и даже за ее пределами.

http://lib.cerkov.ru/authors/335

Т. Сидаш Наказание о еже како и киими исправися сия божественная книга служебник, с древних греческих книг, святыя горы Афона, и прочих, и харатейских главенских 466 . Якоже убо многоводную пучину моря, в малую чашицу вместити не удобно: сице и великая дела, всех добрых виновнаго Бога, и дивное того милосердие навсех, пачеже начад христианския восточныя церкве изливаемое, словом по тонку изъявити невозможно. Благоволи убо той православную свою сущую в велицей и малей россии церковь , и с нею всех православия питомцов, всюду повселенней обитающих возвеселити, восхоте ю правоверных догмат целостию утешити. И что устрояет? Два великая дара яко некую диадиму царскую, священство глаголю и царство на ню возлагает. И первое убо яко моисея 467 и давида дарова ей, благочестиваго и христолюбиваго великаго государя царя, и великаго княза Алексиа михайловича, всея великия и малыя россии самодержца: оцелости чистыя веры присно пекущася. Посемже избра мужа по сердцу своему яко втораго аарона и илию, великаго государя святейшаго Никона патриарха московскаго и всея великия и малыя россии, и вручи ему оную святую церковь пасти и соблюдати со благоволениемже Божиим, благочестивый Царь, со всем освященным собором, едва с велиими моленми сего государя святейшаго Никона, патриаршеский престол приятии и умолиша. Егдаже убо богоизбранный и христолюбивый и премудрый сей великий государь святейший Никон патриарх московский и всея великия и малыя россии, воли Божии, и царскому, и всего священнаго собора прошению повинуся, и на престол великия и святыя церкве возшед, не иных мирских богатых касается разсмотрети, но яже належать пастыреви, якоже глаголет божественный апостол 468 : подобает епископу безпорока быти яко Божию строителю, пособствующу по вернем словеси учения, да силен будет утешити в здравем учении, и противящыяся обличати. И сия внушив упразднися от всех, и вложися в труд, еже бы Святое писание разсмотрити. И входя в книгохранилницу со многим трудом многи дни в разсмотрении положи, и обрете ту грамоту, в нейже написано греческими писмены, како и коим образом в царствующем граде Москве начата патриархи поставлятися, и како равночестнием совселенскими патриархи якоже пятое чювство почтошася: написанаже сия грамота влето 7097-го, в царство благовернаго царя царя и великаго князя Феодора Иоанновича всея русии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Проскомидия — подготовительная часть перед началом Литургии. На ней заготавливаются Хлеб и Вино, которые потом по молитвам священника претворятся в Тело и Кровь Христову. " И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено Таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина. Кроме этого, читаются молитвы за живых и мертвых (как раз тех, что упомянуты в записках). Из просфоры (хлеба, который употребляется для Таинства) вынимаются частицы, которые символизируют членов Церкви. Просфора выпекается из пшеничного квасного хлеба и обязательно должна быть составлена из двух частей (образ двух природ в Иисусе Христе — человеческой и божественной). Она символизирует тот хлеб, который Христос разделил между своими учениками на Тайной вечере. Вино (красное, без всяких добавок) смешивается с водой в знак воспоминания, что из раны Спасителя на Кресте излилась кровь и вода. Просфор используется пять, в знак памяти о чуде насыщения пятью хлебами, которое сотворил Христос. Первая просфора — Агничная. После чтения перед Закрытыми Вратами определенных молитв и облачения в священные одежды, священник чертит на ней копием изображение креста, вырезает середину (Агнец) и кладет на дискос (круглое блюдо). Затем священник надрезает Агнец с нижней стороны и протыкает его с правой стороны копием. После вино смешается с водой. Вторую просфору называют Богородичной, потому что из нее вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы. Третья в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, мучеников и всех, угодивших Богу. Из четвертой и пятой просфор вынимаются частицы за живых и мертвых. Вынутые частицы раскладываются на дискосе рядом с Агнцем. Священник ставит на дискос звездицу, покрывает его и чашу покровами, а затем все вместе большим покровом (воздухом). Незадолго до окончания чтения Часов, священник выходит из алтаря с кадилом для того, чтобы совершить каждение храма. Каждение является неотъем­лемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых — благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает, а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего.

http://foma.ru/kak-prohodit-liturgiya-v-...

Афон (θως). Монастырь Ставроникита. Μον Σταυρονικτα /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Монастырь Ставроникита (основан в конце X века). Это, пожалуй, самый скромный своими размерами монастырь на Святой Горе. Он посвящён Святителю Николаю и построен на скале на берегу моря. Основателем обители, по всей видимости, был некий монах Никита, у которого были проблемы со зрением («стравос» по-гречески – кривой, плохо видящий). В честь него и был назван монастырь. Позднее произошла транслитерация и для благозвучия он был переименован из «Стравоникита» в «Ставроникита» («ставрос» по-гречески крест). Некоторые учёные говорят, однако, о двух ктиторах – монахах Ставросе и Никите. Первоначально монастырь был посвящён Пресвятой Богородице. В XIII веке обитель пришла в запустение и была преобразована в келью. Её возрождение связано с именем Константинопольского патриарха Иеремии I. В 1536 он вернул Ставрониките статус обители. В благодарность за его помощь братия изобразила патриарха на западной стене кафоликона. На фреске он изображён с небольшой копией построенного им собора Святителя Николая. В последующие годы обитель несколько раз горела и восстанавливалась. После очередного бедствия в 1607 году она стала особножительной. В дальнейшем монастырь не избежал запустения в период греческого освободительного восстания. Осложнила ситуацию конфискация монастырских владений за пределами Афона в конце XIX – начале XX веков. К 1967 году в Ставрониките оставалось всего четыре монаха, но в 1968 году обитель пополнилась новой братией молодых и образованных монахов и преобразовалась в общежительную. Это стало началом возрождения монастыря. В 1990 году игумен обители Василий перешёл с частью братии в Иверский монастырь и немало способствовал возрождению ещё одной обители. Собор монастыря (самый маленький на Афоне) освящён в честь Святителя Николая; здесь хранится мозаичная чудотворная икона угодника Божия. В 1545 году рыбаки вытащили этот образ из моря. Считается, что его бросили в водную пучину иконоборцы в 830 году (по другим данным это икона XIII века). Более чем за семьсот лет икона не пострадала, только к лику Святителя приросла большая перламутровая раковина, от неё осталась глубокая язвина. Из одной половины раковины патриарх Иеремия повелел сделать блюдце для части Богородичной просфоры, а из другой – драгоценную панагию, которой впоследствии он благословил Московского патриарха Иова. Собор расписан в XVI веке знаменитым изографом Феофаном Критским, его фрески сохранились и в трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=30432

Монастырь Ставроникита (Афон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Своё название монастырь Ставроникита (греч. Μον Σταυρονικτα) получил от предания о том, что на его месте когда-то жил отшельник Никита, изготавливавший кресты (Ставроникита — значит «крест Никиты»). Первоначальная обитель была посвящена Иоанну Крестителю, но была полностью разрушена в эпоху Крестовых походов. Современный монастырь основал константинопольский патриарх Иеремия I. Благодаря обретению на его месте иконы Николая Чудотворца XIII-XIV вв. соборный храм был освящён во имя этого святого. Современное состояние [ править править код ] Главный соборный храм монастыря, посвященный Святому Николаю, – самый малый из соборов всех афонских монастырей. Он был построен в середине XVI века на месте более раннего собора Богородицы. Собор находится к востоку от монастырского двора. Он располагает очень ценными фресками критской школы, автором которых являются знаменитый живописец Феофан Критский и его сын Симеон (1546). На территории Ставроникиты пять параклисов: Иоанна Крестителя, праведной Анны, Архангелов, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», мч. Елевферия. Ставроникитскому Монастырю принадлежат также 33 каливы в селении Капсала и 4 кельи в Карее. Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святыни [ править править код ] В соборе монастыря (в правой проскиниме) хранится известная чудотворная икона «Стридас» – мозаичный образ святителя Николая Чудотворца . С обретением иконы связано предание. В XVI веке рыбак выловил образ из моря, вероятно, его выкинули иконоборцы в IX веке. Более 700 лет пролежала икона в воде, но при этом прекрасно сохранилась. На лике святителя была раковина, когда ее отделили, то на этом месте осталась язва, как на теле. Из раковины было сделано блюдо для Богородичных просфор и панагия, переданная в дар Патриарху всея Руси Иову , затем затерявшаяся во время революции. В левой проскиниме имеется икона Иоанна Крестителя (второй покровитель монастыря), которому по преданию был посвященный храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Став...

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Чин о Панагии. Афон. Русский монастырь Чин о Панагии По окончании обеда архимандрит поднялся со свое­го места и тем дал знак всем встать; затем он прошел на другой конец трапезной, где на особом столе была по­ставлена большая богородичная просфора — «Панагия».   После краткой послеобеденной молитвы настоятель поднял часть этой просфоры со словами: «Пресвятая Богоро­дице, помогай нам». И вслед за этим певчие, собравшие­ся в абсиде, запели «Достойно есть» афонским роспевом, на «Объятия отча». Это было для нас неожиданно. Мы знали, что именно здесь, на Афоне, поется это «Достойно», которое неодно­кратно приходилось мне слышать еще в России в превос­ходной гармонизации Д. Яичкова, но мы не ожидали, что его специально поют после воскресной трапезы. Это — мое любимое «Достойно». Волнуясь, точно спокойная и крупная зыбь моря, по­лились звуки и наполнили собой просторную трапезную. К голосам хора постепенно стали присоединяться голо­са других иноков, и вначале небольшой хор стал звучать мощно и величественно. Поразителен этот напев! Мелодия то поднимается вверх, в мажор, неудержимым взлетом — так же неудержимо, как поднимает на свой гребень ко­рабль широкая морская волна, разрастается аккордом,— то, стихая, опускается в минор опять, чтобы гудящей вол­ной унисона, колебаясь на нижних звуках, опять широко подняться на верхи и здесь рассыпаться в звучный много­голосный аккорд.   Пусть в пении есть неправильности го­лосоведения — но зато параллельные квинты звучат так мощно, так величественно-твердо, что кажется, по-другому и нельзя петь эту мелодию, сложившуюся здесь, на Свя­той Горе, и отсюда уже разлившуюся широкой волной по всему Русскому Православному Царству. В то время как пели «Достойно», два пономаря, которым надели на правое плечо особую расшитую пелену, взяли в руки по серебряной кадильнице в виде небольшо­го храмика и стали обходить ряды стоящих иноков, кадя перед каждым предстоящим. Перед кадящим пономарем монах нес на тарелочке часть богородичной просфоры, от которой каждый из присутствующих брал частичку и, по­держав ее в благовонном дыме поднесенной пономарем кадильницы, съедал. Мерное позванивание звонких бу­бенцов, прикрепленных к кадильнице, сопровождало пе­ние, давая с ним оригинальное, но необыкновенно кра­сивое сочетание. Это было необыкновенно величествен­но и трогательно.

http://isihazm.ru/1/?id=2083

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010