Д. Возьми владыко. Священник, вложив св. копье в правый бок просфоры, преподъемлет копием вырезанную средину просфоры, произнося: Св. Яко вземлется от земли живот Его. Эту средину просфоры, которая предполагается быть телом Христовым, называют «агнцем». Этого агнца священник поставляет на св. дискос; так как вырезание его из просфоры, равно как и вынутие частиц, о котором будет сказано ниже, производится на особом серебряном блюде. Д. Пожри владыко. Поставивши агнца на дискос, священник обращает его печатью вниз, к дискосу, и с оборотной стороны печати разрезает его крестовиднона четыре равные части со словами: Св. Жрется (т.е. приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй греха мира, за мирский живот и спасение. После этих слов священник опять ставит агнца на дискос печатью вверх. Д. Прободи владыко. Священник водружает копье с правой стороны агнца и говорит: Св. Един от воин копием ребра Его прободе и абие изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его (Евангелие от Иоанна глава 19, стих, 34 ,35). Д. Благослови, владыко, святое соединение. И получив благословение от священника, диакон наливает в св. потир вино, растворенное водой, в воспоминание того, что из пронзенного ребра Христова истекла кровь и вода. Таким образом и приготовляется вещество для совершения таинства. Потом, взявши в руки вторую просфору, священник говорит, вынимая частицу: Св. В честь и память преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы, и присно Девы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник. Вынутую частицу он кладет на дискос с правой стороны агнца, посреди, со словами из 44 псалма: Св. Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеянна, преукрашенна (т.е. стала, Царица одесную Тебя в офирском золоте). (Служеб. стр. 8; Библия русская стр. 887; псал. 44, стих 10). Эта вторая просфора, из которой вынута частица в честь Богородицы, так и называется «Богородичною». Потом священник берет третью просфору и вынимает из нее первую частицу со словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Икона мозаичной работы, относящаяся к XIII-XIV вв, находится в правом киоте монастырского собора.     Предание 1 версия   В 1545 году ее вытащили из моря рыбаки в присутствии патриарха Иеремии. Как икона оказалась в море, точно не известно, существует несколько преданий. Согласно одному из них, этот образ был брошен в море ранее 830 года иконоборцами.      Предание2 версия По преданию, эту икону забрали пираты во время набега, но попали в бурю около монастыря и потонули.... Затем икону выловили рыбаки - во лбу Николы торчала устрица. До сих пор во лбу осталась большая дыра, поэтому икону назвали  Никола Устричный, а вскоре и сам монастырь получил это название...- www.isihazm.ru.   Так или иначе, долгое время эта икона находилась в море и уцелела, только к лику приросла большая перламутровая раковина - от нее осталась глубокая, как бы кровавая, язвина, до зрачка левого глаза. Из одной половины раковины патриарх Иеремия сделал блюдце для части Богородичной просфоры, а из другой половины панагию. Этой панагией патриарх Иеремия II благословил российского патриарха Иова.   См: Никола Устричный     Подробее:   частица Животворящего Креста, частицы мощей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, архидиакона Стефана, 40 севастийских мучеников, Феодора Стратилата, Амвросия Медиоланского, Иоанна Предтечи и других.     Еще подробнее:   Кроме небольшой части Животворящего Древа Креста Господня, хранятся мощи: рука св. праматери Анны, часть с кожею и плотью от руки св. Василия Великого, правая рука священномуч. Елевферия, части от локтей св. Иоанна Златоустого, св. Григория Богослова и св. архидиакона Стефана, части св. муч. четыредесяти и святых безсребренников Космы и Дамиана, рёбра святых мучеников Карпа и Папилы и св. Иоасафа царевича Индийского, часть от руки св. Феодора Стратилата, часть св. Амвросия Медиоланского, миро св. Димитрия Солонского, миро св. Николая Чудотворца, часть челюсти с тремя зубами св. Иоанна Предтечи, смешение персти, костей и крови мученников в Никодимии сожённых и часть св. Трифона.

http://isihazm.ru/1/?id=514&c_pid=2

Крепка была любовь его к Господу. И Господь возлюбил его. Он ещё на земле облёк Исидора даром чудес. Купцы плыли по морю и во время страшной бури решились умилостивить небо, как спутники Ионы: положили жребием узнать самого тяжкого преступника и бросить его в море. Так брошен был Ростовский купец и он уже близок был к тому, чтобы быть поглощённым в море, как является блаж. Исидор и переносит его на корабль. Спутники, увидав товарища на корабле, поражены были страхом; а незримый ими Исидор строго запретил спасённому говорить о нём. Только по смерти Исидора купец рассказал в Ростове, как спасён он был блаженным. Ростовским князем был тогда князь Владимир Андреевич, продавший потом часть свою из наследственного княжества великому князю Иоанну 219 . Дворецкий князя Владимира, готовивший богатый обед для князя и гостей, с бранью отказал Исидору, когда тот просил утолить жажду и голод его. Во время обеда князь приказал подносить питье гостям; но к изумлению и ужасу, питья не оказалось в сосудах. Является Исидор с просфорой для бывшего тут епископа и сосуды наполнились вином на вразумление жестокосердия. Во время кончины блаж. Исидора, проходивший мимо хижины его почувствовал особое благовоние и возбуждённый тем посмотрел в хижину. Исидор лежал, как увидел он, со сложенными на груди руками, почив на веки от трудов своих. Блаженная кончина его последовала мая 14-го 1484 г. Ростовцы тогда же построили на месте хижины деревянный храм в честь Вознесения Господня, так как день погребения Исидора, 18 мая, был тогда накануне сего праздника. В рукоп. житии Исидора записано 6 чудес, совершившихся при гробе его. Один от пьянства лишился ума и бил людей; связанного привели его ко гробу блаженного и во время пения молебна больному возвратился рассудок его. По службе Исидору, священник, хотевший открыть святое тело Исидору внезапно поражён был болезнью и исцелился при гробе блаженного 220 . Мощи блаженного доселе покоятся под спудом. Над нами при царе Иоанне, на место деревянного, построен был каменный храм 221 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Много чудес видел Владимир, а затем и вся русская земля от этой великой святыни. В 1164 году эта святыня сопутствовала князю Андрею в его походе на волжских болгар, делавших постоянные разорительные набеги на русскую землю. Перед решительным сражением с ними, князь Андрей, причастившись св. Таин горячо молился перед святыней, восклицая: «Всяк уповаяй на Тя, Владычице, не погибнет». Все воины также со слезами прикладывались к св. иконе, и болгары потерпели полное поражение. Тут же на поле битвы было совершено перед св. иконой благодарственное молебствие, во время которого явилось дивное знамение: в виду всего войска от св. иконы и от Животворящего Креста Господня заблистал сильный свет, озаривший всю местность. В этот же самый день и византийский император одержал блистательную победу над сарацинами, причем также со всем войском видел чудесный свет от бывшего при войске Животворящего Креста Господня и Иконы Божией Матери. По обоюдному соглашению, оба государя установили в этот день 1 августа «Празднество Всемилостивому Спасу Христу Богу нашему и Пресвятей Богородице Марии, Матери Его». При нашествии полчищ татарского хана Батыя, когда 7 февраля 1237 года Владимир подвергся страшному разорению, св. икона осталась совершенно целой и невредимой, как верный залог спасения русского народа в будущем. И действительно, когда в 1380 году решалась судьба страдавшей под татарским игом русской земли, и хан Мамай вел на русскую землю несметные полчища, князь Димитрий Донской со всем народом горячо молился перед этой святыней о спасении нашей Родины и, несомненно по внушению Божией Матери, отправился просить благословения на битву с татарами к великому почитателю Божией Матери преп. Сергию Радонежскому. Преподобный дал ему в благословение богородичную просфору, причем сказал: «Иди князь: Бог и Пресвятая Богородица тебе помогут». И замечательно, что русские встретились с татарскими полчищами в самый день праздника Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября и точно в полдень загорелся страшный бой, окончившийся победой русских, которая послужила началом избавления русского народа от тяжкой татарской неволи. («Куликовская битва»).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Питался он в это время одними просфорами, а когда мать и бабушка приносили ему хлеб и овощи, то отдавал их бедным. Дивились все такой жизни отрока, но он не удовлетворялся ею в своём ненасытимом стремлении предстоять перед лицом Единого Бога, не развлекаясь никаким земным впечатлением... Перед душевным взором его носился образ Иоанна Предтечи и увлекал его в пустыню... Он ушёл наконец на отдалённую гору и там пробыл два года затворником в пещере, куда приносил ему изредка хлеб и воду один только знавший об его местопребывании церковный служитель. Мать между тем сокрушалась о нём, и церковный служитель, сжалившись над ней, открыл ей о затворничестве её сына. По просьбе родных Феодор возвратился домой. Узнав о такой жизни юноши, епископ Анастасиопольский пожелал видеть его и благословил его быть пресвитером, сказав ему при этом: «Господь, удостоивший тебя принять сан пресвитера, удостоит и сана епископа» ... С радостью Феодор приступил к совершению бескровной жертвы и вообще со всем усердием исполнял святые обязанности своего сана. – В это время совершил он путешествие на поклонение св. местам в Палестине и в Хозевитской лавре, бывшей близ Иордана, принял пострижение в иночество. По возвращении на родину, Феодор стал снова жить в пещере; скоро Бог прославил подвижника Своего даром чудных исцелений людей от болезней. Народ во множестве прибегал к нему и поучался его беседами. Близ него поселились и бабушка его Ельпидия, и тётка Диспения, и молодая сестра Влатта и проводили жизнь в молитве и трудах; выручаемые же за труды деньги употребляли в пользу нуждающихся. Диспения и Влатта, поступившия в девичий монастырь, вскоре скончались; престарелая Ельпидия, пожив ещё несколько времени при внуке, поступила в монастырь. Сюда часто присылал к ней Феодор женщин и девиц, нуждавшихся в добром влиянии, и она привлекала их к молитве, посту и добрым делам; многих из них сумела отвлечь от дурной жизни и удержать на добром пути. Похоронив свою бабушку, Феодор получил извещение и о смерти матери. – «Не умерла мать моя, но и теперь живёт и будет жить во веки!» – сказал он, и предался посту и молитве об упокоении души своей матери, а от богатого наследства, оставшегося после её смерти, отказался.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подписашажеся той грамоте, Иеремиа архиепископ константинополский и патриарх вселенский, Иов патриарх российский, и сними 5 митрополитов, 1 епископ, 21 архимандрит, 18 игуменов, всехже 52. И паки, всесвятейший государь патриарх Никон прилежа о иных, и обрете еще книгу писанную с собору вселенских патриархов, греческимиже писмены, бе же собор той святый в новом риме в константинополи в лето 7101. Нанемже беша, и книзе той содеянной нанем подписашася, Иеремий патриарх вселенский, Иоаким патриарх александрийский, Софроний патриарх иерусалимский, и сними 63 митрополиты, И архиепископов, 3 епископа, всехже 80. Писаноже в той книзе, яко святейший архиепископ московский, и патриарх всея россии брат есть православных вселенских патриархов: и с сим именованием единочинен им и сопрестолен, и чином и достоинством равен, яко пятое чювство вселенския восточныя церкве. Ксимже в той книзе соборныя глаголы сицевы: яко понеже убо совершение прият православных церковь , не токмо по богоразумия и благочестия догматом, но и по священному церковных вещей уставу, праведно есть и нам всякую церковных ограждении новину потребляти видящим новины всегда виновны бывати церковнаго смятенияже и разлучения: но уставом последовати святых отец, имже наученная невредима безприложенияже коего любо и отъятая приемлющим: от единаго бо Духа вси святии озарившеся, уставиша полезная. И яже убо анафеме предают, и мы проклинаем: и яже низложению, и мы низлагаем: и яже отлучению, и мы отлучаем: и яже запрещению предают, и мы такожде подлагаем, и прочая. И яко да во всем великая россия православная со вселенскими патриархи согласна будет, прочётже сию книгу государь святейший патриарх Никон в страх велик впаде, не есть ли что погрешено от их православнаго греческаго закона, и нача в нуждных разсмотряти, еже есть символ правосланыя веры: верую во единаго Бога, и прочая. И узре на саке святительском, егоже от грек в царствующий град москву прежде 250 лет принесе фотий российский митрополит, символ православныя веры воображен греческими шитыми писмены, вовсем согласующеся святей восточней церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Потом узре той же символ в московских в новых впечатных книгах: и много обрете несогласия: таже и святую литургию разсмотрив, обрете вней ово прибавлено, овоже отъято и превращенно. Посем и во иных книгах узре многая несходства. И совет сотвори, к сыну своему, великому государю царю, и великому князу Алексию михайловичю, всея великия и малыя россии самодержцу, дабы по 37 правилу Святых Апостол, и по 8 правилу вселенскаго шестаго собора: и по 6му правилу вселенскаго седмаго собора, о церковных вещех, и о Божественых повелениих истязании, и о разрешении недоуменных и недоразумных вин, собор повеле составити, вся ему сказав коея ради вины. Онже великий Государь, яко послушнии Святыя и великия церкве насе Духом Святым научен, и премудраго Государя Святейшаго Никона патриарха советом поощрен, соизволи. И убо собору во царских его полатах в лето 7162-е сошедшуся, нанемже председателствоваста Благоверный и христолюбивый государь царь и великий князь Алексий Михайлович всея великия и малыя россии самодержец, и премудрый великий государь святейший Никон патриарх московский и всея великия и малыя россии, и сним сынове его и сослужебницы, Макарий митрополит новгородский, Корнилий митрополит казанский, Иона митрополит ростовский, Силивестр митрополит крутицкий, Михаил митрополит сербский, Маркел архиепископ вологодский, Софроний архиепископ суздалский, Мисаил архиепископ рязанский, Макарий архиепископ псковский, Павел епископ коломенский, к сим 11 архимандритов и игуменов, 13 протопопов, всехже 34. Туже и его царскому синклиту предстоящу. Всесвятейшийже государь патриарх Никон яко илия боговидец ревнуя по Господе Бозе вседержителе, возгласи коблагочестивому царю, и ковсему священному собору, и ксинклиту, и рече: Ничтоже ино богоугоднее есть якоже во святых присно и Божественных Божиих заповедех поучатися, и на тех крепко утвержатися. Сего ради и Спас ко учеником глаголаше, аз есмь свет миру, ходяй по мне не имать ходити во тме, но имать свет животный. И аще в словеси моем пребудете, воистинну ученицы мои будете: и паки, имеяй заповеди моя и соблюдаяй я, той есть любяй мя, а любяй мя возлюблен будет отцем моим.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Причащаемся мы от единой Жертвы Христа, а не от жертв святых Подобный пример – возношение Богородичной просфоры в «чине о Панагии». Просфора освящается, но не претворяется ни в Тело Христово, ни в тело Богородицы. Вкушающие от нее освящаются по молитвам Богородицы, но, разумеется, причащением это не является. Итак, частицы, вынутые на проскомидии за всех членов Церкви, полагаются на дискосе и освящаются во время Литургии, а в силу прообраза это освящение переходит и на нас, так как дискос, с расположенными на нем частицами, есть ничто иное, как икона всей Церкви. «Но рассмотрим, как мы в сем божественном образе и действиях священной проскомидии узреваем самого Иисуса и всю единую Церковь Его… Сам Он под видом хлеба – посредине, Матерь под видом частицы – одесную, святые и ангелы – ошуюю, в снизу – все благочестивое собрание верующих в Него. Здесь великая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов, получивших обожение от Бога, истинно воплотившегося ради них по природе. Здесь также грядущее Царство и устроение вечной жизни: Бог с нами узревается и позволяет причаствовать Себе…» . Освящаются не только частицы, но и просфоры, из которых они были вынуты , для последующего вкушения и освящения верных. В древности антидор принимался теми, кто не причащался во время Литургии . Вся Божественная литургия наполнена глубочайшим богословским символизмом и содержит в себе все без исключения тайны домостроительства нашего спасения, чтобы чада церковные, молитвенно взирая на них, приобретали божественные познания в исполнении заповеди Христовой творить сие в Его воспоминание (Лк. 22: 19).  Мф. 26: 26-27; 1 Кор. 10: 16-17; Дидахе, 9.  Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Символика чина «теплоты».  Печатнов В.В. Божественная литургия в России и Греции. Гл. 2. Подготовительная    часть Божественной литургии.  «Христос прошел в этом мире путем Жертвы, и всех нас Он призывает следовать за Ним – путем самоотречения и жертвы. Все служение Богу и благоугождение Ему основано на жертве, и без жертвы оно невозможно. Если мы посмотрим на любую христианскую добродетель, на любое христианское делание, то увидим, что все это есть не что иное, как жертва. Пост, молитва, послушание, монашеская жизнь, хождение в храм, милостыня и благотворение – все это наша жертва Богу». (Цит. по Священник И. Павлов. «В начале было Слово. Сто избранных проповедей»).

http://pravoslavie.ru/73659.html

Справа святых врат – книжная лавка, слева – просфорня. В лавке продаются копии Глинских чудотворных икон, виды обители, жизнеописания подвижников, книжки и листки Глинского и других изданий, иконы и прочие предметы религиозного употребления. Но главное, что прежде всего представляется взору, – это пятиглавый соборный храм . Он трехпрестольный 11 , в два света и находится в самом центре обители. Преосвященный Кирилл, епископ Севский и Брянский (1768 – 1778 г.), приложил все свое усердие к устройству этого первого каменного храма Глинской пустыни 12 в честь чудотворной иконы Рождества Богородицы. Храм этот начат постройкой в 1770 г., подвергался нескольким переделкам и в настоящее время имеет архитектуру древне-отечественных церковных построек, а многоярусную колокольню (в одной с ним связи) – Ломбардо-византийского стиля. Собор внутри и снаружи украшен многими священно и духовно-нравственными изображениями 13 , из которых особенно обращают на себя внимание большие картины: Распятия Христа Спасителя, вечных мук и Архангелов Михаила и Гавриила. Иконостас многоярусный, золоченный. Местные иконы главного храма и некоторые другие сияют серебряными ризами. На главном престоле находится достойная внимания сребропозлащенная дарохранительница художественной работы, и на жертвеннике такой-же ковчег 14 с двумя частями св. животворящего древа креста Господня, частями ризы Господней и ризы Богородицы и многими частицами св. мощей 15 ; среди церкви – два аналогия тоже с частями св. мощей 16 и две сребропозлащенные хоругви. IV. Явленно-чудотворная икона Рождества Богородицы, именуемая «Пустынно-Глинская» Но самую главную святыню соборного храма и обители составляет чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинская» 17 , явившаяся в лесу, на сосне, в XVI столетии. Икона эта, высотою 4 1/2 вершка и шириною 3 3/4 вершка, имеет три изображения, отделенных друг от друга особыми очертаниями: праведного Иоакима, св. праведной Анны (на одре в полусидячем положении) и их благословенного плода – младенца Пресвятой Марии на руках у жены. Икона всегда находится над царскими вратами главного храма собора или теплой церкви, смотря по тому, где соответственно времени года, совершается Богослужение. Под иконою, находятся серебряные привесы, которые, по примеру св. Иоанна Дамаскина , оставляются во всегдашнюю память получившими исцеления. 18 По субботам, на время соборного акафиста Богородице, а также для прикладывания в другое время, чудотворная икона спускается на двух тесьмах, прикрытых шелковою лентой с написанным на ней золотыми буквами последним кондаком Благовещенского акафиста или Богородичного: «Под твою милость прибегаем, Богородице Дево». V. Чудотворная икона «Спаса Нерукотворенного»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стоит обратить внимание и на тот факт, что и древняя чашечка панагии Моисея, и две панагии в технике огневого золочения, хранящиеся в ГРМ и ГИМ, представляют собой не створчатую структуру, а именно небольшую тарель, подобно древнейшим каменным и костяным греческим и сербским экземплярам X–XIV вв., которые, согласно мнению исследователей, исполняли функции литургических патен для возложения богородичного хлеба 629 . Возникающие где-то в конце XIV – начале XV вв. металлические двустворчатые панагии получили другие толкования, где доминирует не столько литургический момент, связанный с «чином панагии», сколько акцент на уникальных сакральных свойствах частиц возносимого хлеба. Так, в традиции церковной археологии створчатые панагии трактуются как знаки святительского достоинства, носимые архиереями, архимандритами, епископами и пр., как особые священные енколпии, содержащие драгоценную частицу богородичной просфоры 630 . Представляется, что серебряные двустворчатые панагии, появившиеся в Москве в эпоху Киприана, позволяют пересмотреть этот подход и внести корректировку в вопрос изначального и основного функционирования подобных предметов. Здесь приходит на помощь состав изображений на наружных лицевых створках, оригинальный сравнительно с византийскими и новгородскими экземплярами. Сюжеты внутри тарелей остаются при этом одинаковыми (Богоматерь Знамение и Троица) и соответствуют молитвам, читаемым при чине возношении панагии в конце братской трапезы 631 . Прежде чем приступить к обоснованию предполагаемой гипотезы, отметим, что самые ранние упоминания богородичного хлеба в русских церковных документах приходятся как раз на эпоху Киприана и Фотия, то есть на конец XIV – первую четверть XV в. Так, в ответах Киприана игумену Афанасию (1381–1382) о провинившихся монахах читаем: «В этот день креста не целовать, икон святых тоже, не причащаться, ниже хлеба Богородична» 632 . В послании же митрополита Фотия в Снетогорский монастырь в 1418 г. хлеб пречистой Богородицы следует сразу за Телом и Кровью Христовыми, что, несомненно, подчеркивает его евхаристическое значение 633 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010