«Многих других жён научила она», пишет Гераклид о св. Олимпиаде, и св. Златоуст писал к самой Олимпиаде: «особенно приятно мне, что ты, освободившись от тяжб и поручений, положила им конец достойный тебя. Ты не отвергла их малодушно, не задержала понапрасну, не унизила себя в судах и неприятностях, соединённых с тяжбой» 325 . Как слова Гераклида, так слова Златоуста дают видеть, что в последние годы свои блаж. Олимпиада была настоятельницею сестёр-монахинь. Прерванием связей с миром блаженная хотела оградить себя от дрязг суда, как и от обвинений, сыпавшихся на неё без разбора, будто она, первая диаконисса, – причина того, что многие не хотят знать нового патриарха. Мир не любит винить себя в чём-либо; он всегда прав в его глазах, а виноваты только другие; слепой от страстей, он не видит ни себя, ни других. Потому злость мира преследовала Олимпиаду и в её уединении. При Аттике община сестёр Олимпиады выслана была из столицы в заточение в Кизик. Св. Златоуст писал тогда к Олимпиаде: «как славна добродетель, презирающая все перевороты настоящей жизни! Через старающихся унизить её она делает подвижников своих сильнее, выше, непобедимее... Вот чем, Боголюбезнейшая госпожа моя, должна ты веселить себя и тех, которые вместе с тобой борются в нынешней славной борьбе! Вот чем одобряй мысли и дух всех (девственниц), настраивая свою дружину» 326 . Святая девственница Олимпиада осталась в заточении до самой своей кончины, которая последовала в 410 году. «Лучшие жители Константинополя, писал Палладий в 420 году, считают её в числе исповедниц и уверены, что она, страдавшая за истину и для Бога, наследовала блаженную жизнь» 327 . Святое тело её, положенное в храме безвестного местечка, совершало чудеса. Спустя 200 лет дикари сожгли храм, но тело святой осталось невредимым. Когда переносили его в Константинополь, из него текла кровь, как из живого, в знак невинного страдания, перенесённого в земной жизни. Мощи положены были в обители, основанной святой 328 . «По следам Олимпиады, говорит Палладий, Богоугодно проводила жизнь блаженная Кандида, дочь полководца Траяна. Она достигла высокой чистоты, разумно украшала церкви, по благоговению к тайнам Христовым чтила епископов и уважала весь клир. Обучив дочь свою правилам девственной жизни, отдала её Христу, как дар сердца своего. Потом и сама она, раздав имение своё, последовала за дочерью и проводила жизнь в чистоте и целомудрии. Для изнурения плоти трудилась она по целым ночам, молола своими руками муку и пекла просфоры. Так как один пост недостаточен, говорила она, то я присоединяю к нему изнурительное бдение, чтобы сокрушить похотливость Исава. Она вовсе не употребляла в пищу мяса животных, но ела только рыбу, масло и овощи, да и это лишь по праздникам; во всякое другое время довольствовалась водой, смешанной с уксусом, и сухим хлебом. Проведши такую суровую жизнь, эта достославная жена почила блаженным сном и теперь наслаждается вечными благами, уготованными для возлюбивших жизнь добродетельную» 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На Востоке также при соборной служении литургии не вынимают частиц все сослужащие иереи, а только один проскомивающий. Он поминает записки и вынимает частицы для сослужащих иереев. Этот обычай, твердо соблюдаемый на Востоке, в сущности предписан и нашим служебником. В конце чина проскомидии находим такое примечание: «Аще же собором служат священнии мнози, действо проскомидии един иерей токмо да творит, и глаголет изображенная: прочии же служителе ничтоже проскомидии особо не глаголют». Наконец, уже совершенно ничем не оправдано, когда не служащий совсем иерей, а просто находящийся в алтаре, надев на себя епитрахиль, подходит к жертвеннику и вынимает из просфор частицы. при совершении службы священником (но не архиереем)– «Приидите, поклонимся...» не поется, но сразу после входного стиха хор поет тропарь и кондак праздника 11 . По входе – тропарь, «Слава, и ныне», кондак праздника. Вместо «Достойно» – Задостойник «Чужде матерем девство...» с припевом. (Так на всех литургиях в попразднство, включая и отдание праздника. Обычно Задостойник праздника поется на литургии до отдания (включительно) и во все другие великие Господские и Богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона с припевом.) Прокимен, гл. 3, песнь Богородицы «Величит душа моя...», стих: «Яко призре на смирение...»; Апостол, Флп., зач. 240; Евангелие от Лк., зач. 54. Причастен: «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову». Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7 сентября) и четыре дня попразднста. Отдание его бывает 12 сентября. Следующий день после праздника (9 сентября) посвящен участникам празднуемого события – праведным Иоакиму и Анне. Служба Рождества Божией Матери в воскресенье На малой вечерне: на «Господи, воззвах...» стихиры на 4. «Слава, и ныне» – праздника. На стиховне стихира воскресная одна и праздника стиховна великой вечерни с припевами праздника, т.е. «Слыши, Дщи...», «Слава, и ныне» – праздника. Тропарь воскресный, «Слава, и ныне» – праздника. Ектения малая и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

На проскомидии вспоминается рождество и страдание Господа нашего Иисуса Христа. Священник, вспоминая пророчества и прообразования, а частью и самые происшествия, относящиеся до рождества и страдания Иисуса Христа, вынимает из просфоры часть, потребную для совершения таинства, и полагает на дискосе, круглом блюде на подставке. Эта часть называется Агнцем, потому что она представляет в себе образ страждущего Иисуса Христа, подобно тому, как в ветхом завете представлял Его Агнец Пасхальный, которого евреи, по повелению Божию, закалали и ели, в память избавления от погибели в Египте при Моисее. При этом потребная часть вина, соединенная с водою, вливается в чашу. Из второй просфоры, называемой Богородичною, вынимается частица в честь Божией Матери; из третьей, называемой девятичинною, вынимаются девять частиц в честь. Св. Иоанна Предтечи, Пророков, Апостолов, Святителей, Мучеников, Преподобных, Бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны, Святых, память которых празднуется в день совершения литургии, и того Святителя, которого совершается литургия; из четвертой просфоры (заздравной) вынимаются частицы за Св. Синод, царствующий дом и православных христиан; из пятой (заупокойной) – вынимаются частицы за умерших православных христиан. Все эти частицы полагаются в порядке на дискосе около частицы, называемой Агнцем. Здесь полагаются также и частицы, вынутые из просфор, подаваемых верующими от себя, за здравие и за упокой православных христиан. Такое расположение частиц около Агнца на дискосе означает то, что около Иисуса Христа, как Главы своей, собрана вся Церковь Христова и небесная и земная. В конце литургии, по причащении, все эти частицы влагаются в св. чашу с Кровью Христовою при молитве: отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровью Твоею честною, молитвами Святых Твоих. По приготовлению даров, священник поставляет на дискосе звездицу для сохранения частиц в том порядке, в каком они положены, и для напоминания звезды, явившейся при рождении Спасителя, покрывает дискос и чашу покровцами, совершает каждение и в молитве просит Бога благословить дары, принять их в пренебесный жертвенник, помянуть принесших и за кого они принесены и удостоить священнослужащих неосужденно совершить божественные тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Находившийся на покое в Херсоне исповедник веры Архиепископ Иоанн (Лавриненко) также общался с матушкой Евтропией. По свидетельству духовных чад матушка имела особое дерзновение молиться об упокоении усопших, которые, по причине закрытия храмов и недостаточного количества духовенства, не были погребены по православному чину, или за которых некому было помолиться. Господь чудесным образом открывал ей их имена. Бывало так, что пустая бумажка, лежавшая на столе у кровати, к утру была заполнена записанными на ней именами. Было удивительно то, что матушка Евтропия могла знать имена тех, кто к ней придет, и их нужды. Как уже говорилось, у матушки всегда было множество посетителей. Они везли ей гостинцы. Но она привыкла довольствоваться просфорами и святой водой. Потому приношения она раздавала бедным, неимущим, или же людям, которые дали ей кров. Много чудных событий было связано с именем матушки. Когда из-за болезни она стала увядать, духовные чада спрашивали ее: к кому же они теперь будут приходить за помощью? И она отвечала им, что они смогут приходить к ней на могилку, как к живой. И, что, если она обрела дерзновение пред Богом, то будет помогать им. Она предсказала свою кончину, прощаясь с теми, кого знала. Матушка Евтропия часто причащалась Святых Христовых Таин. Перед кончиной она приступала к этому спасительному Таинству особенно часто. Причащал ее живший по соседству настоятель Рождества-Богородичного храма в Киндийке протоиерей Иоанн Гасюк. Отошла ко Господу монахиня Евтропия 29 марта 1968 года, имея от роду 105 лет. Отпевали матушку в Киндийской церкви Рождества Пресвятой Богородицы при огромном стечении молящихся. Погребли матушку на Киндийском кладбище. Во многих синодиках православных херсонцев записано имя монахини Евтропии. Память о ней, как о молитвеннице, передается из поколения в поколение. А на ее могилке многие получали для себя благодатную помощь и исцеления. Херсонская епархия УПЦ 17 ноября 2009 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/32716.html

«Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» [xiii] . Подобный пример – возношение богородичной просфоры в «чине о панагии». Просфора освящается, но не претворяется ни в Тело Христово, ни в тело Богородицы. Вкушающие от нее освящаются по молитвам Богородицы, но, разумеется, никаким причащением это не является. Подведем итог. Частицы, вынутые на проскомидии за всех членов Церкви полагаются на диске и освящаются во время Литургии, а в силу прообраза это освящение переходит и на нас, так как дискос, с расположенными на нем частицами, есть не что иное, как икона всей Церкви. «Но рассмотрим, как мы в сем божественном образе и действиях священной проскомидии узреваем самого Иисуса и всю единую Церковь Его… Сам Он под видом хлеба – посредине, Матерь под видом частицы – одесную, святые и ангелы – ошуюю, в снизу – все благочестивое собрание верующих в Него. Здесь великая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов, получивших обожение от Бога, истинно воплотившегося ради них по природе. Здесь также грядущее Царство и устроение вечной жизни: Бог с нами узревается и позволяет причаствовать Себе…» [xiv] Освящаются не только частицы, но и просфоры, из которых они были вынуты [xv] , для последующего вкушения и освящения верных.  Антидор в древности вкушался теми, кто не причащался во время Божественной литургии [xvi] . Вся Божественная литургия наполнена глубочайшим богословским символизмом и содержит в себе все без исключения тайны домостроительства нашего спасения, чтобы чада церковные, молитвенно взирая на них, приобретали божественные познания в исполнении заповеди Христовой творить сие в Его воспоминание [xvii] . Mф.XXVI, 26-27; 1Кор.Х, 16-17; Дидахе, 9. Печатнов В.В. Божественная литургия в России и Греции. Гл. 2. Подготовительная часть божественной литургии. [iv] «Христос прошел в этом мире путем Жертвы, и всех нас Он призывает следовать за Ним — путем самоотречения и жертвы. Все служение Богу и благоугождение Ему основано на жертве, и без жертвы оно невозможно. Если мы посмотрим на любую христианскую добродетель, на любое христианское делание, то увидим, что все это есть не что иное, как жертва. Пост, молитва, послушание, монашеская жизнь, хождение в храм, милостыня и благотворение — все это наша жертва Богу» (священник И.Павлов. В начале было Слово. Сто избранных проповедей).

http://bogoslov.ru/article/4522263

«Однажды, – рассказывала бабка, – лежу, как обычно молюсь, накрывшись с головой одеялом. Боюсь насмешек соседки. И вдруг слышу ее возмущенный рев: “Да что же это такое! Даже сюда они пролезли, эти негодяи. На, любуйся на своих попов… Чтоб все они сквозь землю провалились!” И швыряет в меня толстой газетой-еженедельником. Читаю название: “Моя семья”. Открываю наугад и вижу рядом с напечатанным в газете рассказом фотографию нашего отца-настоятеля. От неожиданности я даже расплакалась. Прижала к груди газету: “Батюшка родненький! Какое счастье тебя увидеть здесь, лежа в ковидном отделении”». Сперва выписался из больницы дедушка, потом и бабушка приехала. Еще совсем-совсем слабенькая пришла в храм на Причастие. Причастилась, после отпуста подошла взять благословение, а священник неожиданно вручил ей богослужебную Богородичную просфору. Умилившись, отошла бабка в сторону и остановилась возле Голгофы, рядом с которой стоял канунный столик, куда молящиеся ставят свечи об упокоении усопших. Надо заметить, что, когда бабушка еще лежала в больнице, в соседнюю с ними палату привезли молодого человека с обширным воспалением легких. С каждым днем его положение становилось всё хуже. И только когда оно стало уже совсем критичным, родственники побежали в церковь и тут вспомнили, что их близкий – некрещеный. И что еще до болезни он изъявлял желание креститься, но не собрался. Что делать? Поздно вечером связались с одним из священников. Тот подсказал, как можно, находясь в закрытой для посещения «красной зоне», любому православному христианину – будь то врач, медсестра или даже просто кто-нибудь из больных – самому, без священника, окрестить умирающего. Утром следующего дня родственники собрались идти в ковидный центр передать в палату бутылку со святой водой. Не успели его крестить: ночью молодой человек умер. Бабка зажгла свечу на подсвечнике и, не зная, как ей молиться об умершем некрещеном человеке, просто вспоминала его лицо и просила Бога о милосердии. Вспоминала она лицо умершего некрещеным парня и просила Бога о милосердии

http://ruskline.ru/opp/2021/04/03/pochti...

Поставленный здесь на горнем месте панагиар знаменует Богородичную трапезу Апостолов, и на самих печатях просфор скитских изображается явление им Приснодевы 18 . На правой стороне там стоит древнее, с узорочною резьбой деревянное, некрашеное кресло, на коем, по преданию, Св. Дионисий некогда восседал во время чтения Апостола за литургией. На стенах алтаря выставлены в рамах за стеклом два холщевые антиминса начала XVII века, со следующими уставными надписями: «Лета 7124 (1616) месяца Маия в 12 день, на память иже во Святых отца нашего Епифания, освятися алтарь Пречистыя Богородицы честнаго Ея Успения, при благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Федоровиче всея Руси, при Митрополите Филарете, при Архимандрите Дионисие, при священнике Феодоре.» «Освятися алтарь во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во храме Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, при благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Руси, и при Митрополите Филарете Московском и всея Руси, и при Келаре Авраамии Палицыне и при Казначее Иосифе Панине, в лето 7127 (1619) Марта 21 день, на память Св. Мученика Иакова Исповедника, Индикта в I». Один из этих антиминсов достопамятен в жизни Преподобного Дионисия тем, что тогда Царь Михаил Феодорович поручил ему исправление церковного Требника; другой же напоминает нам тяжкую годину страданий этого поборника за истину и бывший прежде в южном предалтарии престол в честь нерукотворенного Спасова образа, устроенный Келарем Авраамием; но за теснотою помещения упраздненный. Там сохраняется древняя плащаница, писанная на холсте, длиною 1 аршин и 15 вершков, шириною 15½ вершков. На обратной преграде алтаря над Царскими дверями поставлены семь святых икон, величиною трех пядей, из алтарного Деисуса Подсосенской церкви 19 . Такой простоте устройства алтаря соответствуют и самые церковные утвари. Напрестольный крест и священно-служебные сосуды деревянные, даже доски переплета Евангелия из дерева с резьбой, кадило чугунное. Самыя облачения из бумажной ткани с крестами и иорданами на них не из золотого позумента 20 , но бумажные и шелковые. Не напоминает ли это нам малоценной утвари Преподобного Сергия, который, по его же словам, «от юности не был златоносцем» и не указывает ли на блаженное убожество, «богатеющее в Бога»?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Построили трапезу, хлебопекарни, амбары, кладовые. Называть своим что-либо было запрещено — одежда, пища, труды были общими. Все способные к труду, кроме престарелых и больных, должны трудиться для общего блага. Появились новые должности — келарь с обязанностями казначея, эконома, благочинного (был Никон), духовник (первым был Савва), экклесиарх. Обитель благоукрасилась, и число братии возросло, и изобилие появилось. При введении общежития оказались недовольные, некоторые ушли из обители, а другие, можно думать, с игуменом Стефаном составили партию не желающих иметь Сергия главой братства. Тогда преподобный ушел из обители, избегая препирательства и личной распри со старшим братом Стефаном, который, оставив игуменство в Богоявленском монастыре, пришел в обитель, которую он основывал с братом. Преподобный посетил друга своего преподобного Стефана в Махрищском монастыре и, взяв в провожатые инока его, нашел прекрасное место на реке Киржаче, где и поселился для безмолвия. К любимому игумену приходили братия и построили келлии, колодезь, церковь во имя Благовещения, и устроилась новая обитель. Митрополит благословил новую обитель, освятил церковь. Романа рукоположил в священный сан, поставил игуменом, а из Троице-Сергиевой лавры изгнал ропотников и вернул Сергия в свою обитель, где водворился мир. Мамай с полчищами шел на Русь. Великий князь Димитрий посетил Троицу со своими воинами-князьями. 8 сентября 1380 года на Дону войска встали в боевой порядок. Прибыли инок Нектарий и другие иноки от Сергия с благословением всему христолюбивому воинству. Они привезли Богородичную просфору и грамоту с увещанием сражаться мужественно и уповать, что Бог увенчает их счастливым успехом. Поможет Бог и Троица. Было единоборство схимонаха Александра с татарским богатырем Челубеем. В схимническом одеянии, без лат и шлема, с тяжелым копьем сошелся зачинатель победы и пал вместе с татарином. Мученически погибли многие воины: из 150 тыс., вышедших из Москвы, вернулось 40 тыс. Пока длилась грозная битва Куликовская, в обители Живоначальной Троицы святой Сергий собрал всю свою братию и возносил молитвы сердечные за успех великого дела.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Согласно уставу Софийского собора, на праздник Сошествия Св. Духа Божественную литургию, молебен Св. Духу и водоосвящение в мон-ре совершал Новгородский архиерей. Во время литургии изготовлялись «вощаники» со св. водой и «зазадравные» просфоры, отправлявшиеся царю в Москву. Затем для владыки, соборного духовенства и представителей власти готовился стол с «Богородичным» хлебом; трапеза сопровождалась «чтением», подавались чаши о государевом здравии ( Голубцов. Чиновник. С. 229-230). Согласно выписи из отписных книг, составленной 11 янв. 1653 г. по распоряжению патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова) , в Н. С. м. хранилось 19 рукописных книг, пригодных для использования в «печатном деле исправления ради», в т. ч. Жития прп. Корнилия (Комельского?) «чюдотворца», «казанских чудотворцев» святителей Гурия и Варсонофия, прп. Александра Свирского, 2 устава, 3 Пролога, «Беседы» свт. Григория, папы Римского, службы прп. Антонию Римлянину, сборники произведений свт. Иоанна Златоуста, «Торжественник» свт. Иоанна Златоуста, 5 Соборников, «Лествица» прп. Иоанна Лествичника, сборник, содержащий евангельские толкования (Опись книгам, в степенных монастырях находившихся, составленная в XVII в.//ЧОИДР. 1848. 6. Смесь. С. 42). В 1644 (1652?) г. в Н. С. м. была введена архимандрития. В кон. XVII в. Н. С. м. владел в Водской пятине селами, деревнями и починками в Михайловском погосте на Волхове, а также пустошью и огородными местами в Григорьевском Кречневском погосте, в Деревской пятине ему принадлежала также вотчина в Демянском погосте. Кроме того, обитель продолжала владеть вотчинами приписного Богоявленского мон-ря в Коломенском погосте Деревской пятины, землями в Мытенском, Волотовском и Троицком-на-Златне погостах Обонежской пятины. В Новгороде Н. С. м. принадлежали пустые дворы и сады на Дослане ул. Софийской стороны. По повелению царя Алексея Михайловича Н. С. м. вместе с Хутынским и Тихвинским мон-рями должен был поставлять рыбу «на царский обиход», добывая ее в р. Волхов и озерах Ладожском и Ильмень ( Секретарь. 2011. С. 321).

http://pravenc.ru/text/2577781.html

Спаситель поучает нас: «будьте милостивы, как и Отец ваш милосерд есть. Давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясённой и переполненной отсыплют вам в пазуху; ибо какой мерой мерите вы, такой же мерою возмерится и вам». ( Лк.6:36,38 ). Преподобный особенно любил выполнять эту заповедь Спасителя. Он раздавал милостыню щедрою рукою и твёрдо верил обетованию Господа своего. – Случилось, что к дню праздника преподобного Антония запасы вышли и раздавать было нечего. Преподобный обратился к молитве и на рассвете дня праздничного посланный великого князя Василия принёс богатую милостыню, так что весь народ питался с избытком. Милосердие и вера его открылись в блистательном виде во время голода, посетившего Вологодскую страну. Для всех приходящих отворены были клети с мукой, хотя мука покупалась дорогой ценою. Родители оставляли детей у стен обители, не имея чем кормить их: преподобный устроил для них богадельню на монастырском дворе и кормил. Иные по два и три раза получали милостыню, во зло употребляя доброту старца, и приставники говорили о том старцу: но он приказывал подавать помощь всем просящим, без различия. За подвиги любви утешен он был видением. В праздник вел. Антония вечером после обычного правила, сел он отдохнуть и в тонком сне видит преп. Антония: Египетский отшельник приказывает ему идти за ним и выводит на обширное поле с грудами просфор и калачей. «Вот твои подаяния нищим, сказал небесный посетитель, собирай себе в полы». Корнилий стал собирать, но их так много собралось, что посыпались они из полы. Корнилий проснулся и с радостными слезами дивился видению. Потом рассказал он о том братии и заповедал, чтобы при жизни и по смерти его щедро подаваема была милостыня нищим. Преподобный жил упованием на Господа, и Господь охранял его Своей защитой. За версту от обители поставил он часовню и в ней крест, с тем, чтобы проходящие могли оставлять здесь свою милостыню, не заходя в обитель; не хотел он, чтобы мирские люди тревожились для обители и тревожили иноков посещением. По его молитве в часовне были щедрые подаяния. Брат, приставленный тут, стал употреблять собственность обители в свою пользу, но был чудно обличён перед всеми. Когда братия после антидора пошли прикладываться к иконе Богоматери, виновный брат не был допущен до того невидимой силой и со слезами исповедал свой грех перед всеми.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010