Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко просфоры В Русской Православной Церкви Божественная литургия совершается на пяти просфорах… – Я слышал, что старообрядцы служат на семи… А греки – на одной… Имеет ли количество просфор на Литургии какое-то значение? – Чин проскомидии преследует своей главной целью приготовление Частицы, которая станет Телом Христовым. Называется эта Частица – Агнец. Соответственно, она вырезается из одной просфоры. Остальные хлебы используются для торжественного воспоминания Божией Матери и святых, поминания живых и усопших. Значит, минимальное количество необходимых для богослужения просфор – одна! Остальные предписаны современным богослужебным чином, но, в крайнем случае, их может и не быть. В разное время в Православной Церкви – и на Востоке, и на Руси – использовали разное количество просфор. В 17м веке в России установилась практика совершать проскомидию на пяти просфорах. В Греции проскомидия совершается на одной просфоре – большом хлебе, на котором оттиснуто несколько просфорных печатей – крест и буквы: ИС-ХР и НИ-КА, что, как я уже говорил, в переводе с греческого значит: Иисус Христос – Победитель. – Да, но я вижу на тарелке четыре просфоры… – Вы просто забыли, что из первой вынут Агнец и он покоится на дискосе. А перед нами – остальные четыре. Та, из которой изъята одна частица, в середине, – называется Богородичной просфорой. Эта частица вынута в честь Божией Матери. Та, у которой посередине вынуто девять частиц, называется девятичинной. Эти частицы вынуты в память святых. Просфора с двумя вынутыми частицами (в нижней части лицевой печати) – предназначена для поминовения живых. Просфора с одной вынутой частицей (в нижней части лицевой печати) – предназначена для поминовения усопших. Все фотографии галереи Самое популярное Сейчас в разделе 10  чел. Всего просмотров 2.7 млн. Всего записей 151 ©2024 Фоторассказы священника Константина Пархоменко к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

В Неделю о Страшном Суде митрополит Минский и Заславский Павел совершил Литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска 20 февраля 2017 г. 13:42 19 февраля 2017 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, митрополит Минский и Заславский Павел совершил Божественную литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска. В этот день Патриаршему экзарху всея Беларуси исполнилось 65 лет. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий , архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн , епископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Туровский и Мозырский Леонид , епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин , епископ Молодечненский и Столбцовский Павел , управляющий делами Минской экзархии архимандрит Сергий (Брич), секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков, клирики Свято-Духова собора и сопровождающие архипастырей в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением регента Виталия Соболевского. Во время малого входа митрополит Павел во внимание к усердным трудам и в связи с назначением на должность первого проректора Минской духовной академии возвел иерея Владимира Долгополова в сан протоиерея. Проповедь перед причастием произнес архимандрит Сергий (Брич). По окончании Литургии было совершено славление празднику Сретения Господня. Затем архиепископ Новогрудский Гурий огласил поздравительное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополиту Минскому и Заславскому Павелу и от имени всех присутствующих в храме поздравил владыку с днем рождения и вручил Его Высокопреосвященству святую просфору. В ответном слове митрополит Павел поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви за поздравительный адрес и высокую Патриаршую награду, поздравил архипастырей, прихожан и духовенство собора с праздником, после чего обратился к верующим со словом назидания. С поздравительным словом к митрополиту Павлу обратились настоятельница Гродненского Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря игумения Гавриила (Глухова), сестры Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря и прихожане Свято-Духова кафедрального собора. Владыка Павел поблагодарил игумению Гавриилу, сестер Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, прихожан кафедрального собора за теплые слова поздравления и вручил всем присутствующим на память о совместной молитве цветы и памятные календарики. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иннокентий Херсонский, свт. Ключевые слова: XVIII-XIX вв., Вологда, Воронеж, Киев, Липецк, Одесса, Орёл, Русь, Санкт-Петербург, Святитель, Украина, Харьков, КДА, СпбДА Дни празднования: Рейтинг иконы в этом году: (в прошлом: 0). Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее ! Живое обсуждение: Пообщаться об этой иконе на форуме . Раздел основан участником [ tol ] 2009-12-14. Описания иконы Иннокентий Херсонский, свт. - житие Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова. Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей Церкви. Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её мыслей, действий и поступков. У неё была своя домашняя аптека, состоявшая из разных трав и цветов, росного ладана, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор и подобных сим священных предметов. Ими она врачевала себя и своих детей. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму. В 1819 году Иван Борисов окон[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Украина. 2006.] Свт. Иннокентий Херсонский. Солдатов А.Н. (Иконописная школа). Фреска. Святые врата Святогорской лавры. Украина. 2006 год. Файл 6524.jpg:   Размер: 1149x1200, 1.38 MPix, 146 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (180) , (3) . Описание: [Москва. 1830-50-е.] Свт. Иннокентий Херсонский. Литографическая мастерская К. Эргота. Литография. Москва. 1830 - 1850-е годы. ЦАК МДА. Файл 6526.jpg:   Размер: 802x1200, 0.96 MPix, 125 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (179) , (6) .

http://pravicon.com/icon-1920

В том же году в Новгороде, во время святительства блаженного Мартирия, было необыкновенное происшествие: один набожный новгородец каждый день посещал храм Божий и с благоговением принимал антидор или просфору. Однажды нес он Богородичную просфору в дом и, по немощи, заснул на дороге. Псы, почуяв хлеб, подошли и хотели схватить просфору, но, отражаемые невидимою силой, отходили прочь. Это было в виду многих. Когда узнал об этом блаженный Мартирий, он тотчас же благословил на месте происшествия основать храм, в честь Пресвятой Богородицы. Супруга новгородского князя Ярослава Владимировича, Елена, расходы по построению храма приняла на себя. В 1199 году новоустроенный храм, в честь Пресвятой Богородицы –честного Ея Рождества, с основанием при нем женской обители благочестивою княгинею Еленой, освящен был самим архиепископом Мартирием; впоследствии он назывался Богородицким монастырем на Молоткове. Не малое имел попечение блаженный святитель и о благоустроении собора святой Софии: он великолепно украсил его, пристроил к нему паперть и воздвиг колокольню (звонницу), под именем Мартириевских; на Софийской колокольне есть даже колокол, называемый также Мартириевским. Последнею и, притом, важнейшею заслугою святителя Мартирия было примирение Новгорода с великим князем Всеволодом, который собирал уже рать для усмирения вольного города. В начале 1199 года, великий князь Всеволод, прогневавшись на Новгород или на князя новгородского Ярослава, прислал приказание – вывести Ярослава из Новгорода и затем явиться к нему архиепископу Мартирию, посаднику Мирону и прочим чинам Веча, что он даст им на княжение сына своего Святослава (Гавриила) Всеволодовича. Изможденный летами и трудами, архиепископ Мартирий с посадником и лучшими людьми поехали во Владимир, к великому князю Всеволоду, склонив его помиловать новгородцев. На обратном пути, владыка Мартирий тяжко заболел и скончался 24 августа того же 1199 года, близ города Осташкова, на берегу озера Селигера. По преставлении, тело его было привезено в Новгород. Сетующие новгородцы о смерти горячо любимого и3ми архипастыря, посреди народного плача, с честию погребли тело своего владыки в созданном им притворе или паперти древнего Софийского храма, где простая на гробе его надпись: «Мартирий» говорить о достойном пастыре красноречивее всяких возгласов нашей древней схоластики. По сказанию новгородской летописи, он устроил себе блаженною душою память вечную. В 1462 году, незадолго до взятия Новгорода Иоанном на гробе святителя Мартирия показалась кровь 4 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Из второй просфоры , называемой «богородичною», священник вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе. – Из третьей просфоры , называемой «девятичинной», вынимается девять частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны и того святителя , имени которого совершается Литургия; эти частицы полагаются по левую сторону Агнца на дискосе, по три частицы в ряд. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже Агнца на дискосе; из пятой – за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых. Наконец, вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими; одновременно прочитываются соответствующие «поминания» о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих; частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор. В конце проскомидии священник благословляет кадило с фимиамом и, покадив звездицу, ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, чтобы сохранить их в положенном порядке, покрывает дискос и потир двумя небольшими покровами и поверх их еще одним несколько больших размеров, называемым «воздухом» , кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия божественных Таин. Применяемые на проскомидии священные предметы и совершаемые действия имеют символическое значение: дискос знаменует и вифлеемскую пещеру и Голгофу, звездица – вифлеемскую звезду и крест, покровы – пелены рождественские, пелены и плащаницу, бывшие во гробе Спасителя, потир – ту Чашу, в которой священнодействовал Иисус Христос, приготовление Агнца – суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием – прободение, сделанное одним из воинов на Теле Спасителя. Соединение всех частиц в известном порядке на дискосе означает всю Церковь Божию, членами которой состоят: Божия Матерь, ангелы, все святые угодники Божии, все верующие христиане – живые и умершие, а Главою ее – Сам Господь наш Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

муч. Евфимии с девичьим монастырем, а постройку приняла на себя благочестивая боярыня Полюда, жительница городища. В том же году было изумительное происшествие: один набожный Новгородец каждый день посещал храм Божий и с благоговением принимая антидор или просфору, с благоговением и вкушал. Однажды нес он Богородичную просфору в дом и по немощи заснул на дороге. Псы, почуяв хлеб, подошли и хотели похитить просфору, но отскакивали прочь, отражаемые какой-то невидимой силой. Это было в виду людей. Когда доложили об этом блаженному Мартирию, он приказал на месте происшествия основать храм в честь Богородицы. Супруга князя Ярослава Владимировича Елена приняла на себя построение храма и женской обители, и в следующем году освящен на торговой стороне, на Молоткове, монастырский храм Рождества Богородицы. Важнейшей и притом, последней заслугой святителя было примирение Новгорода с велик. кн. Всеволодом, который собирал уже рать для усмирения вольного города. Для этой цели маститый владыка должен был, в 1199 году, отправиться с посадником и лучшими людьми во Владимир. Возвращаясь оттуда, изможденный летами и подвигами, архиепископ Мартирий скончался на дороге, на берегу оз. Селигера, 24 августа. Мощи его привезли в Новгород и положили в западном притворе св. Софии, который потом назывался Мартириевою или златой папертью. Благодарные Новгородцы вписали имя его в список своих приснопамятных архипастырей и на столбе, в алтаре Софийского соборного храма, доныне видно изображение св. Мартирия. Память его празднуется, вместе с другими святителями великого Новгорода, 10 февраля и 4 октября. Прошло более 200 лет, тягостных и скорбных для обитателей Русы, подверженных частым и опустошительным набегам Литовцев (в 1224, 1228, 1230 и 1234 годах). В последнее из этих нашествий, Литва явилась внезапно под стенами Русы, ограбила городские церкви и Спасский монастырь, умертвив здесь 4 иноков; но несмотря на то, самобытное существование монастыря продолжалось непрерывно, благодаря благочестию местных жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Преемником блаженного Григория был Мартирий, избранный в новгородские архиепископы по жребию. Родом он был из Старой Руссы. Постригшись в монахи, он впоследствии основал на одном острове Преображенский монастырь. О святительской деятельности Мартирия новгородская летопись говорит следующее: «Владыко трудился, палимый во время дня зноем, а ночью скорбел от заботы, как бы построить в новгородской земле побольше храмов Божиих». И действительно сей угодник Божий главную часть своих забот посвящал устроению и украшению церквей и монастырей. Из времени его святительской деятельности сохранилось следующее назидательное предание. Один новгородец постоянно посещал церковь Божию и, получая просфору и антидор, с благоговением вкушал их. Однажды он нес с собой Богородичную просфору и по человеческой немощи заснул на дороге. К нему приблизились псы и хотели похитить просфору, но всегда при этом удалялись, прогоняемые какой-то силой. Узнав об этом случае, блаженный Мартирий велел на месте сего чудесного происшествия основать церковь во имя Пресвятой Богородицы. Святитель скончался на пути из Новгорода во Владимир, куда он ездил ходатайствовать перед великим князем Всеволодом за свою новгородскую паству. Это было в 1199 году. Блаженный Антоний, бывший архиепископом новгородским в начале XIII века, отличался счастливыми для архипастыря качествами: благочестием и образованностью. До своего посвящения в иноки он ездил с благочестивой целью в Константинополь, каковое путешествие он и описал новгородцам. Прибыв в Новгород после своего посвящения в Москве, Антоний, подобно своим предшественникам обратил особенное внимание на построение храмов Божиих и монастырей: он хорошо понимал, что храмы и монастыри — лучшие рассадники духовного просвещения. Но вскоре ему пришлось вынести много бедствий благодаря тому, что в Новгород вернулся его предшественник по кафедре Митрофан, насильно удаленный новгородцами в Торопец. В Новгороде образовалось две партии; одна стояла за Митрофана, другая — за Антония. По суду митрополита, Антоний был отправлен на Перемышльскую кафедру, а в Новгороде сел Митрофан. Впрочем, по смерти Митрофана Антоний опять возвратился на Новгородскую кафедру. Скоро, однако, он сильно занемог и к тому же стал немым. Преемником ему поставили Спиридона. Недугующий святитель после этого еще два года пробыл на покое в Хутынском монастыре и преставился мирно 8 октября 1231 года.

http://pravicon.com/info-3084

Должно ли резать скот или птицу в недельный день? «Это – день святой и праздничный; надобно быть в церкви и молиться; но нет греха резать что-нибудь в воскресный день, если случится гость или другая надобность». – «Хотят идти в чужую сторону, в Иерусалим, к святым местам; и ныне я запрещаю ходить, приказываю здесь делать добро: грех ли, владыко, запрещать это?» – «Напротив очень хорошо делаешь: если идут с тем, чтобы быть в праздности, есть и пить, – это дурно, возбраняй» 291 . Самые замечательные ответы относились к святой евхаристии. На вопрос: давать ли причастие больному, если из уст его течёт гной? св. Нифонт отвечает, «несомненно должно: не то – смрад и отлучает от святыни, что исходит из уст у иных, а смрад грехов». – «Должно ли служить с одной просфорой?» – «Если это будет далеко от торга, напр. в селе, и негде взять другой просфоры, то следует служить». За упокой так велел служить: «всегда служи с тремя просфорами, – одна великая для вынимания Агнца, здесь мёртвый не поминается, а те две за упокой» 292 . – Советы вполне умные и верные! Необходимая для евхаристии просфора – одна великая, – из неё вынимается Агнец. Так по учению Апостола, который говорит, что все причащаемся одним хлебом ( 1Кор.10:17 ); известны и ныне служебники XIV века, где чин проскомидии ограничивается только приготовлением Агнца 293 . Для заказной заупокойной литургии блаж. Нифонт считал приличным, чтобы принесли, кроме великой, две просфоры, одну для поминовения умершего, за которого совершается служба, другую для поминовения других умерших. Но из слов его вовсе не видно устава о определённом числе просфор, о чём так жарко спорят неумные ревнители старины. В служебнике Антониева монастыря времени Нифонтова счёт просфор также не означен. Здесь после описания действий над главной просфорой показаны: а) молитва , «да приимет о здравии и спасении»; в) молитвы, да помянет Господь души усопших. И более ничего 294 . Кирик прочёл в собрании правило – заменять этими литургиями: «10 литургий, говорит правило, избавят от наказания за грехи 4 месяцей». Св. Нифонт сказал с негодованием: «что это такое? Царь или богатые люди, согрешая, будут давать деньги за службу, а сами будут оставаться без всякой епитимьи». И при чтении другого правила, также не умного, заметил: «эта книга стоит того, чтобы сжечь её» 295 . Так не всё старое – свято! И пример св. Нифонта показывает, что пастыри Церкви поступают свято, осуждая иное старое в старых книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Князя пред самою битвою, и прислал ему в благословение Богородичную просфору и своеручную грамотку, конец которой сохранила для потомства одна из наших летописей. Грамотка эта, увещевая В. Князя сражаться мужественно за дело Божие пребывать в несомненном уповании, что Бог увенчает их предприятие счастливым успехом, оканчивалась следующим изречением: «чтобы ты, Господине, таки пошел, и поможет тебе Бог и Троица». Великий Князь прочитал грамотку, вкусил от св. просфоры, и воздав руце, громко произнес молитву из чина Панагии: «Велико Имя Пресвятой Троицы! Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас! Твоя молитвами, Христе Боже, и за молитвы Св. Чудотворцев Петра и Алексия, и Преподобного Игумена Сергия, помогай нам на сопротивныя силы и спаси нас!» Быстро разнеслась по полкам весть о посланцах Сергиевых; в лиц их великий Печальник земли Русской как бы сам посетил и благословил Русское воинство, и это посещение, в столь важную и решительную для всех минуту, было сколь неожиданно, столь же и благовременно. Теперь и слабые духом воодушевились мужеством, и каждый воин, ободренный надеждою на молитвы великого Старца, небоязненно шел в битву, готовый положить душу свою за святую веру Православную, за своего Князя любимого, за дорогое свое отечество. Посланцы Пр. Сергия вручают В. Князю Димитрию грамотку и просфору. «Чтобы ты, господине, таки пошел и поможет тебе Бог и Троица».... С честию отпустил Великий Князь Сергиевых посланцев; потом сел на коня и, вооружившись железною палицею, двинулся из полка вперед, намереваясь, по горячей своей любви к отечеству, лично подать пример другим и собственною особою начать бой. «Мне должно, говорил он, общую с вами чашу, – смерть или живот – едино с вами вкушу!» Но усиленные просьбы всех Русских Князей и Воевод – не вдаваться без нужды в опасности и щадить свою дорогую жизнь для пользы общей, едва удержали его от сего великодушного порыва. Великий Князь на время покорился их желанию и оставил за собою лишь общее распоряжение ходом битвы. 3. Единоборство схимника Александра Пересвета с татарином-богатырем, и молитвенная помощь Преподобного Сергия в час битвы Наступил грозный час битвы, имевшей решить участь тогдашней России.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

При всем разнообразии состава православного богослужения практически нет такого богослужебного последования, которое не содержало бы в себе молений Приснодеве. Молебное пение о здравствующих или усопших, вечерня и утреня, часы и междочасия, Таинства и Литургия — все неисчислимое богатство церковных служб пронизано величанием Богородительнице. Многие вдохновенные песнописцы в разные века и в различных странах потрудились над прославлением Владычицы нашей и составили молитвословия, редкие по красоте и богатые глубочайшим содержанием. Верующие обращаются к Деве Марии «или с прославлением Ее, или с молитвой о помощи и ходатайстве, или же с благодарением за такое ходатайство и помощь» (Патриарх Сергий). Это касается всех видов служб, к какому бы богослужебному циклу они ни относились, — суточному, седмичному или годичному. Пресвятая Богородица поминается практически на каждой службе суточного богослужебного круга. Этим поминовением завершаются все отпусты («Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере… и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец»), почти все ектении («Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим»). Практически все ежедневные церковные службы содержат богородичны — тропари в честь Божией Матери. На главном христианском богослужении — Литургии, во время которой совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, Пресвятая Богоматерь поминается уже на проскомидии, когда приготовляется вещество для Таинства Евхаристии. После вырезания из первой (агничной) просфоры Агнца священник со словами: «В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой Жертвенник» — вынимает из второй (Богородичной) просфоры частицу и кладет ее на дискос с правой стороны Агнца, произнося слова: «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна».

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010