Например, блаженный Августин в своей автобиографической книге «Исповедь» рассказывает эпизод, в котором повествуется о духовном переломе в его жизни. Напомню вам, когда Августину было уже за 30, он изучал христианство, он уже был известным ритором, философом, много книг написал, и был убежден в истинности христианства, но еще не стал членом Церкви. И однажды этот молодой человек гулял по саду и услышал голос, как бы детский: «Толе леге, толе леге» - бери и читай. Он сначала думал, что это дети вокруг играют, но детей не было. И тогда он понял, что ему Бог говорит: «Бери и читай». А что читать? А он оставил на скамье в саду томик апостола Павла. Он вернулся, открыл текст. И наугад прочел: «Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям, ни пьянству, ни сладострастию, распутству, ни ссорам и зависти. Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоть». Это из послания к Римлянам. И когда он закончил читать, он понял, что это лично ему Бог говорит. И какой-то, как он пишет, свет убежденности влился в его сердце. И он отныне решил поменять свою жизнь. Антоний Великий мне вспоминается. Когда он еще жил в миру, он зашел как-то в храм. Священник читал Евангелие, известное место: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за мной». И вот каким-то образом Антоний, который тысячу раз слушал это место, почувствовал, что Христос в данный момент с ним говорит. Понимаете? И вот он раздал имущество и, действительно, ушел в пустыню. Преподобный Павел Препростый, был такой святой, ученик Антония Великого, услышал однажды, как Антоний читал Псалтирь: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых». Он послушал, встал и ушел. И не появлялся несколько лет. Когда он вернулся, Антоний его спросил: «Где ты был?». Он говорит: «Учился не ходить на совет нечестивых. Давай, что там дальше». Много очень случаев можно приводить. Вот фундаментальный вопрос – такие вещи бывают только со святыми? Или так должно быть со всеми христианами? Так вот, по-моему, ответ очевиден – так должно быть со всеми христианами.

http://radonezh.ru/2023/09/29/missioner-...

В истории Церкви  много подобных случаев. Например, блаженный Августин в своей биографической книге «Исповедь» рассказывает эпизод, в котором повествуется о духовном переломе в его жизни. Когда Августину было уже за 30, он был известным ритором, философом, много книг написал, и был убежден в истинности христианства, но еще не стал членом Церкви. И однажды этот молодой человек гулял по саду, и услышал как бы детский голос: «Бери и читай». Он сначала думал, что это дети вокруг играют, но потом понял, что ему говорит Бог. А что же читать? Он вспомнил, что оставил на скамье в саду томик апостола Павла. Вернулся, открыл текст, и наугад прочел:  «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированию, ни пьянству, ни сладострастию, ни распутству, ни ссорам и зависти. Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоть» (Рим.13,13-14). И когда он закончил читать, он понял, что это ему лично Бог говорил, и он отныне решил поменять свою жизнь. Еще Антоний Великий вспоминается. Когда он жил в миру, зашел однажды в храм. Священник читал Евангелие, очень известное место: «если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф.19,21). Каким-то образом Антоний, который тысячу раз слышал раньше этот стих, почувствовал, что в данный момент с ним говорит Христос. И он раздал имущество и ушел в пустыню. Преподобный Павел Препростый, святой ученик Антония Великого, услышал, как однажды Антоний читал Псалтирь: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» (Пс.1,1). Он послушал, встал, ушел, и не появлялся несколько лет. Когда он вернулся, Антоний спросил: «где ты был?» - а тот в ответ: «учился не ходить на совет нечестивых». Можно еще много подобных случаев привести.  Уместен вопрос: такие вещи бывают только со святыми, или так должно быть со всеми христианами? Ответ очевиден: так должно быть со всеми христианами, то есть по мере вчитывания в библейские строки человек должен познавать волю Божию о себе.

http://radonezh.ru/2019/09/27/poznanie-v...

Это было на праздник Благовещения 1984 года в Кавсокаливии. По окончании Божественной литургии отец Исаия попросил меня пойти с ним в его каливу, чтобы причастить его старца, девяностолетнего отца Симеона, который был больным и слепым на оба глаза, но созерцал Бога в своем сердце. Мы и раньше часто посещали его, чтобы послушать его медоточивых словес. Это был древнейший старец скита, его живой столп. И сам он, и его послушник Исаия были нищими. Их небольшая калива была бедной и аскетичной, без сада и огорода, без каких бы то ни было утешений и удобств. Старец также не мылся и не расчесывал волос, которые ниспадали ему на плечи и достигали поясницы, как у древних подвижников, образуя неразрешимые многолетние сплетения. Я с особой радостью принял это приглашение. Надел епитрахиль, взял Святую Чашу, и мы отправились, постоянно повторяя: «Молитвами святых отец наших...». Впереди с небольшим фонариком шел отец Исаия, чтобы указывать мне путь в непроглядной тьме по узкой и опасной тропе под проливным дождем. Дождь лил и лил, так что мы промокли до нитки, но что с того? Напротив, я никогда не забуду этот дождь, это шествие со Святыми Дарами в руках, с молитвой во тьме священного скита. Незабываемым был и лик старца Симеона, когда мы поднялись наконец в маленькую благодатную церковь их каливы, посвященной преподобному Симеону Новому Богослову , воспевателю пламенной любви к Богу. Я подождал в Царских вратах, когда ученик позовет своего старца. «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...». Слепой старец вышел из своей кельи в полумраке лампад и свечи, горевшей перед Святой Чашей, тяжело вздыхая, опираясь на стену и на своего ученика, со спутанными волосами, босой. Подошел, совершил крестное знамение с поклоном, его глаза увлажнились от слез умиления и Божественного желания: «Боготворящую Кровь ужаснися, человече, зря...». Он причастился. Снова сотворил поклон, перекрестился и возвратился, стеная, в свое логово. Вот они, святые образы, видения, в которые желают проникнуть Ангелы 214 ... Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе: но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь ( Пс.1:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После великой ектении на всенощном бдении под воскресные дни всегда бывает пение (на практике поются теперь только избранные стихи) или чтение всей первой кафизмы, начинающейся словами: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. На всенощном бдении под праздники в честь Богородицы и великих святых, если они не приходятся в воскресение, бывает пение только первого антифона (или 1-ой славы) этой кафизмы. И, наконец, на всенощном бдении под великие Господские праздники совсем не бывает пения этой кафизмы, исключая случая, если Господский праздник приходится в воскресение или понедельник. Если Господский праздник придется в воскресение, то в субботу вечером поется вся первая кафизма; если он придется в понедельник, тогда в воскресение вечером поется только первый антифон ее. Вся Псалтирь разделяется на 20 кафизм, а каждая кафизма на три «славы», называемых также «антифонами», если псалмы поются, или иногда называются «статьями». Слово «кафизма» ( καθισμα) в переводе с греческого значит «сидение», и в настоящее время у нас установился обычай во время чтения кафизм сидеть. Но в древности, когда псалмы не читались, как это делается большей частью теперь (теперь поются только избранные стихи), а пелись (стихословились, по выражению Устава), то во время этого пения все стояли. После каждой кафизмы полагалось чтение, во время которого все садились. Вот от этогото чтения, по-видимому, кафизмы и получили свое название, и когда чтения вышли из употребления, а псалмы стали читаться, обычай сидеть перешел с чтения поучений на чтение псалмов. «Славы», на которые разделяется кафизма, называются в уставе также «антифонами», что ясно указывает на пение их, а иногда «статьями», что указывает на стояние при их стихословии. В настоящее время псалмы стали у нас за богослужением по преимуществу читаться, но из первой кафизмы все же и теперь поется ряд избранных стихов первого антифона, к каждому из которых припевается троекратное «аллилуиа». Малая ектения Когда бывает на всенощном бдении первая кафизма, то после нее всегда произносится малая ектения. Если поется только первый антифон, то малая ектения бывает одна; если же поются все три антифона, то и малых ектении бывает тоже три по одной после каждого антифона. Малая ектения представляет собой сокращение великой и начинается она словами: «Паки и паки», что значит: «Опять и опять», Миром Господу помолимся, и далее содержит в себе собственно только одно прошение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатию». И заканчивается обычным преданием самих себя и всей жизни Христу Богу, после чего следует возглас иерея: по первой ектении: «яко твоя держава, и твое есть царство, и сила, и слава…»; после второй ектении – «яко благ и человеколюбец Бог еси…»; и после третьей – «яко ты еси Бог наш…». Пение стихов «Господи, воззвах» и стихир

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В году четыре многодневных поста – пред праздником Рождества Христова. Он продолжается сорок дней и называется еще Филипповым, так как начинается после дня св. апостола Филиппа (14 ноября). Успенский пост – пред праздником Успения Божией Матери, с 1 августа. Петров пост – пред праздником св. апостолов Петра и Павла. Начинается чрез неделю после Троицына дня. Однодневные посты установлены Церковью: накануне праздника Крещения Господня, в день Воздвижения честного креста, в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также в среду и пятницу каждой недели 3 , – в среду в воспоминание предательства Иуды, а в пятницу в воспоминание смерти Господа Иисуса Христа. Ектении Во время богослужения мы часто слышим ектении. Так называется ряд кратких молений, после которых поется: «Господи, помилуй!» или: «Подай, Господи!» Более употребительные ектении: великая, малая, сугубая и просительная. В великой ектении много молений, или прошений, и после каждого из них поется: «Господи, помилуй!» В малой ектении всего два прошения. В ектении сугубой после каждого прошения поется трижды: «Господи, помилуй!» в просительной поют: «подай, Господи!» Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу. Всенощное бдение Главных церковных служб три: вечерняя, утреня и литургия. Накануне праздников и частию воскресных дней совершается всенощное бдение в котором соединяются вечерня и утреня. В первой части воскреснаго всенощного бдения – вечерня, кроме ектений, поются стихи из псалмов: Благослови, душе моя, Господа…Блажен муж, иже не иде на совесть нечестивых…и Господи, воззвах к Тебе, услыши мя… и песнь: Свети тихий… Оканчивается эта часть всенощного бдения чтением молитвы Симеона Богоприимца, пением: Богородице Диво, радуйся…и благословением священника. – Вечерня по своему составу напоминает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей и ожидание Спасителя. Вторая часть всенощного бдения – утреня начинается кратким славословием: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человечных благоволений, и чтением шестопсалмия, т. е. шести псалмов царя Давида. После шестопсалмия поется стих: Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне. После чтения Евангелия следует песнь: Воскресение Христово видевше… и канон, состоящий из пения и чтения стихов в честь празднуемого события или святого. В конце утрени поется великое славословие. – На утрене прославляется пришествие в мир Христа Спасителя, а также святой, или событие, воспоминаемые в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Этимологически мы с вами говорили о том, что этот термин происходит от «ни» — то есть отрицательные частицы, «каре», «харе» — то есть вот вкушать. Физиономия у нас она называется «харей» сейчас, это простонародно, на самом деле это этимологически сохранившееся слово из общих для разных языков корней. Соответственно, «макариос» — тот, который не нуждается в еде, тот, который может жить счастливо. Потому что голод — это очень нехорошее чувство. Соответственно в данном контексте makarios — это греческое слово, но мы с вами знаем, что Господь Иисус Христос говорил или по-древнееврейски, или, скорее всего, по-арамейски, со своими учениками, с народом, и вероятно, Он использовал какое-то слово, которое связано с еврейскими терминами — в частности, с терминами, которые мы читаем, есть в Псалтири. Помните: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых». Вообще говоря, в Псалтири достаточно много случаев, когда говорится о ком-то в единственном числе или во множественном числе о ком-то — «блажен». «Ашре» — еврейское слово, оно означает именно «обрадованный», «возрадовавшийся благодатью Божию» — человек, который испытывает радость. Вот мы с вами можем посмотреть на этом примере, что значит «блажен муж, который не идет на совет нечестивых» — но вы знаете, ведь «совет нечестивых» — это, на самом деле, видимо в той ситуации, в том контексте, когда был написан псалом, это некое совещание людей сильных, людей мира сего, крутых и конечно, когда они совещаются, они что-то важное на этом совещании решают. Если ты идешь на это совещание, то ты становишься причастником вот этой власти силы, что-то тебе перепадет — какое-то богатство какое-то наследство, наследие. А если ты не идёшь туда, то получается, ты лишаешь себя каких-то земных благ, какой-то перспективы жизненной. И в тоже время такой человек блажен, то есть не люди дадут ему счастье, а сам Бог так устроит — он не пошёл на совещание с грешниками, и тем не менее, Господь даст ему своим, Богу известным образом, блага, которые его возрадуют и возвеселят.

http://azbyka.ru/video/nagornaya-propove...

помня евангельские слова: уклонись от зла, твори благо. И еще часто возникает такая полемика: нужны ли вообще советы, может, мы сами во всем разберемся, и прочее. Мы все люди XXI века. Старец Никон оптинский нам об этом пишет и назидает. Ведь духовный отец нужен для чего? Чтобы при помощи его не заблудно шествовать, а достигать Царства Небесного. А для этого необходимо главным образом исполнять на деле наставления, советы и указания духовника. Жительство свое проводить благочестиво. Не в том сила, чтобы часто бывать у отца духовного, а в том, чтобы его наставления исполнять, чтобы не быть бесплодными. И я прошу вас: постарайтесь, чтобы не погибли мои убогие труды. Вспоминается одна Патериковая история. Слышали об одном некоем старце, который подвизался и был исполнен, как говорили комментарии, благодати святаго Духа.  И именно этого искали подвижники благочестия во все времена и во всех народах. Один из таких учеников, ищущий спасения, приходит к старцу и говорит: Отче, скажи мне и наставь меня на путь спасения. Он открывает псалтырь и читает:  «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе». И начал продолжать псалом.   Старец ему говорит: подожди-подожди одну минуту. Он остановился. Ученик развернулся и куда-то ушел. Потом приходит через полгода и говорит: - Отче, а каково продолжение того наставления, которое ты мне хотел дать? -А я не понял, я же тебе начал читать первый стих из священного писания, блажен муж, и же не иде на совет нечестивых. А куда же ты пошел? Он говорит: А я , Отче, пошел исполнить то, что ты мне сказал. Вот если бы мы так относились, казалось бы к простым словам, опытных священников, солидных духовников, которые есть на приходе. Я вспоминаю свое детство, когда заболел каким то кожным заболеванием. Близкие обратились сначала к участковому врачу, участковый врач направил к районному кожнику. Районный кожник тоже долго мудрил- мудрил, так и не установил диагноз. Но потом решили-, это было много лет назад- где то в центре к одному профессору записаться. Тогда это стоило 1 рубль 50 копеек, когда у нас была бесплатная медицина.

http://radonezh.ru/text/zachem-nuzhen-du...

Солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси. Солнце познало закат свой. Ты простер тьму, и настала ночь. Как величественны дела Твои, Господи, всё премудростью Ты Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. Трижды. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Таже ектения великая. Таже стихословие Псалтиря. Аще убо есть неделя стихословим кафизму 1ю. Аще Богородичный праздник, или святый, имеяй полиелей, поем Блажен муж: первый антифон: В субботу вечером поем кафизму 1ю всю. В Богородичные праздники и великих святых после великой ектении поем первый антифон 5 . Псалом 1: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, трижды. И на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа, трижды. Псалом 1 Блажен муж, который не пошёл на совет нечестивых, и на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел, но в законе Господнем – воля его, и в закон Его вникать он будет день и ночь. И будет как дерево, посаженное при источниках вод, которое плод свой даст во время своё, и лист его не опадёт, и во всём, что бы ни делал, преуспеет. Не так нечестивые, не так, но как прах, что сметает ветер с лица земли. Потому не восстанут нечестивые на суде, как и грешники – в совете праведных, ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Псалом 2 Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их. Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом своим и яростию Своею смятет я. Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я. И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа, трижды. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиися Нань. Аллилуиа, трижды.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vechernya...

Перевод: Буду благословлять Господа во всякое время, хвала Ему всегда на устах моих. В Господе восхвалится душа моя, – да услышат кроткие и возвеселятся. Возвеличьте Господа со мною и вознесём имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Придите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся. Этот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его. Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их. Вкусите, и увидите, что благ Господь, – блажен муж, который уповает на Него. Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его. Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды ни в каком благе. Всенощное бдение Предначинательный псалом Аудио: Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси Господи. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Благословен еси Господи. На горах станут воды. Дивна дела Твоя, Господи. Посреде гор пройдут воды. Дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси, сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся. Перевод: Благословляй, душа моя, Господа! Благословен Ты, Господи. Господи, Боже мой, возвеличен Ты весьма. Благословен Ты, Господи. На горах встанут воды. Дивны дела Твои, Господи! Посреди гор пройдут воды. Дивны дела Твои, Господи! Всё премудростью Ты сотворил. Слава Тебе, Господи, Сотворившему все! Блажен муж Аудио: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Блажени вси надеющиися Нань. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvennye...

Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Великая ектения: Диакон: Миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. (На каждое прошение) О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся. О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся. О граде сем (или о веси сей, или о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава, честь, и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Хор: Аминь. Блажен муж. (Антифон 1-й кафизмы) Хор: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа. (Трижды) Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа. (Трижды) Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа. (Трижды) Блажени вси надеющиися Нань. Аллилуиа. (Трижды) Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа. (Трижды) Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа. (Трижды)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2213...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010