Мы обязаны направить к Богу всю волю свою. Как заботимся исполнять желания любимых нами, и для этого стараемся узнать их желания, изучить наклонности, так должны поступить и относительно Бога. Мы должны тщательно и подробно ознакомиться с волею Божией. Воля Божия открыта нам в Законе Божием, который – Евангелие. «Блажен муж, – говорит Пророк, – иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь» ( Пс. 1:1–2 ). «Не сообразуйтеся веку сему, – завещает Апостол, – но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная» ( Рим. 12:2 ). Узнав волю Божию, мы должны исполнить ее, потому что этого требует любовь. Она не довольствуется изучением воли любимых: она жаждет исполнять ее. Она для исполнения предается изучению; изучив, предается исполнению. Изучение и исполнение воли Божией признается верным признаком любви к Богу Самим Богом. «Имеяй заповеди Моя, – сказал Спаситель, – и соблюдаяй их, той есть любяй Мя. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет. Не любяй Мя, словес Моих не соблюдет» ( Ин. 14:21, 23, 24 ). «Возлюбиши Господа Бога Твоего от всего сердца твоего»; этого мало: «возлюбиши Господа Бога твоего от всея души твоея». Уничтожь в себе всякое разделение: да будет весь человек соединен воедино и всецело устремлен к Богу. Да хранится это стремление от двоедушия и колебания; да хранится оно от уклонения в какое бы то ни было пристрастие, хотя бы это пристрастие казалось самым ничтожным. Одно ничтожнейшее пристрастие может держать христианина прикованным к земле и вполне отнять у него духовное преуспеяние. О, как мы немощны! Как извратило, ослепило нас падение наше! Мы видим, что все братия наши, постепенно, каждый в чреду свою, призываются в вечность повелением Божиим, которому ни воспротивиться, ни воспротиворечить невозможно. При оставлении земли, этой гостиницы, этой темницы, этого изгнания, все непременно оставляют все, принадлежащее земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Отец Андрей привык к эпатажу и к простым объяснениям любой ситуации. У него всегда есть ответы, но эти ответы не человека Церкви, а человека образования. Есть ли у него любовь к Церкви, к Богу? Пожелаем ему возлюбить Христа, Церковь, Русь - место, где он родился. И будем более оптимистично смотреть на эту ситуацию. А «Эхо Москвы» и есть «Эхо Москвы». Туда и приглашают таких людей. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе» (Пс.1:1). Отец Андрей ходит на радио «Эхо Москвы», как на работу. Конечно, он человек оригинального мышления, но наше мировоззрение сводится к тому, есть любовь или нет. Отец Андрей делает своё дело, а мы будем делать своё. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Кто о чём.. Почему-то, архим. Георгий комментирует не слова и основную мысль о Андрея а его личность и образ " жизни " ... По существу о. Андрей призывает не расслабляться, указывает что Русское православие только в начале пути, в переди необходимо ещё много труда (имеет он на это право?) ...архим. Георгий, думает что оппонирует, но высказывает то, что и о. Андрей безусловно подразумевает " что невозможно человекам, возможно Богу " . Так и некоторые комментаторы, позволяют себе " оценивать " , о Андрея, даже без конкретных фактов, кому надо - найдут. Просто об этом ну необходимо говорить, что ли? Ну давайте на каждом углу... Грехи публичны - покаяние тайно. 1. Горек хлеб... Да, " горек хлеб " отставного профессора... Кураев, во время оно, достиг фантастической популярности. В новое время он был изгнан. Поделом, правда. Зазнался. Со всеми вытекающими. На православном языке это гордыней называется. Теперь он как бы просто интернет-публицист, коих у нас пруд-пруди. Но Кураев, он - сильно обиженный диакон. Поэтому находится в оппозиции: то ли к епископату, то ли вообще к Церкви. Это выражается в кураевщине. Читающий да разумеет. Однако, чадам Божиим не стоит обращать на эту кураевщину внимание. Потому что она доходит, подчас, и до кощунств. Помолимся: да спасет Всемилостивый Господь его бессмертную душу ими же веси судьбами!

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/27/my...

Что касается спорных ситуациях в уже существующих местах отдыха, то позиция Церкви – всегда ориентироваться на местных жителей, проводить общественные слушания, не делать ничего, что может осложнить жизнь людей. Другое дело, и давайте говорить откровенно, что люди по разным причинам могут выступать против строительства храма. И это тоже играет роль. Одно дело, когда есть сквер или парк, который может быть затронут строительством, другое дело – когда незаконная стоянка, где некоторые жители парковали свои машины. И таких случаев тоже немало. – Когда в храмах прекратится нечленораздельное начетничество непонятных текстов. Для кого это делается? Хотя бы Евангелие и апостолов читали на русском… Людмила, пенсионерка, Иркутск – Дорогая Людмила, Совершенно согласен с Вами – богослужение, а тем более, чтение Евангелия и Апостола, должны быть понятны тем, кто находится в храме. Здесь есть два вопроса: внятность чтения и понятность церковно-славянского языка. Что касается первого вопроса, то во многих храмах сегодня этой проблемы нет – читают очень хорошо. Увы, пока не во всех. Но движение есть. Что касается второго вопроса, то, понимая важность сохранения церковнославянского языка как особого языка богослужения, некоторые храмы вводят такую практику, когда после прочтения евангелия на славянском, читают его еще и на русском – чтобы слово Божие было ясно и понятно тем, кто недавно в храме и пока не вполне понимает церковнославянский текст (хотя в его понимании, как мы с Вами знаем, нет ничего особо сложного – чай, не китайский). Лично мне кажется, что это хорошая практика. При том, что я однозначно выступаю за сохранение церковнославянского языка богослужения. И не только потому, что это особый язык, созданный именно для церковной службы, но и потому, что многие славянские места просто невозможно перевести на современный русский язык без потери смысла. Как-то мне попался один перевод Библии, в котором первая фраза первого псалма («Блажен муж иже не иде на совет нечестивых») звучала так: «Хороший мужчина – это тот мужчина, который не ходит на собрания плохих мужчин». Как говорится, без комментариев.

http://pravoslavie.ru/117487.html

Пострижение и первые подвиги Живя в родительском доме, Косма уже готовил себя к духовной иноческой жизни. Достигнув 23-х лет от роду, он решил окончательно отречься от мира и от всего, что в мире. В одном из московских монастырей Косма принял ангельский монашеский образ с именем Корнилия и прожил там, по изволению Божию, пять лет. Ища более совершенного жития, он перешел во Флорищеву пустынь2, тогда уже известную строгостью своего устава. Угождая единому Богу, блаженный Корнилий ревностно подражал в подвигах древним и новым устроителям монашества. Для него святы были монастырские правила и уставы. Клиросное и другие братские послушания подвижниц нес с большим прилежанием. Цель у него была одна — умертвить плотские страсти человеческого естества и дать место духу, его бессмертным силам. Монастырские богослужения стали для Корнилия лучшей духовной средой жизни, Он всегда помнил, что Господь воздаст иноку не за произнесенные, а за исполненные им обеты. Творя святую Псалтирь, преподобный с умилением внимал словам Псалмопевца, по которым усердно направлял свою жизнь: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых,., но в законе Господни воля его и в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет» (Пс. 1, 1—3). Но восходя от силы в силу, подвижник непрестанно ограждал себя глубоким смирением, помня слова Господа: «Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы» (Лк. 17, 10). Козни диавола При виде таких подвигов блаженного Корнилия, исконный враг рода человеческого яростно вооружился на него различными искушениями и страхованиями, являясь порой даже в человеческом образе. Но святой, хранимый десницей Божией, «именем Господним противляхся» ему (Пс. 117, 12) и силою Честного и Животворящего Креста отгонял от себя полчища невидимых врагов. Благочестивая и праведная жизнь преподобного, его духовная опытность, его любящая, кроткая душа живо влекли людей, желавших получить от подвижника наставление, а то и благословение на новый образ жизни. Диавол не мог терпеть такого преуспеяния Корнилия в подвигах и начал строить новые козни, дабы удалить святого из пустыни: он внушил настоятелю обители недоброе о нем и даже ненависть к нему, как почитаемому братией монастыря. Однако преподобный с кротостью принял гонение, ибо, по слову апостола, никогда не воздавал злом за зло (Рим. 12, 17).

http://pravicon.com/info-2717

Она есть сокращение всех священных книг; полная совокупность истин Богопознания и Богопочтения, чистое зерцало духовного учения и жития, которое, будучи одно, соответствует лицу каждого: орган славословий, из которого каждый может извлекать свои звуки; кадило, которым каждый может воскурять свои молитвы; совершеннейшая ручная книга высшей мудрости для церкви вообще и для членов её в частности. Таково было понятие о Псалтири, когда в познании её и началом и концом была не одна учёность словесная, но истинная духовная мудрость. Книга Псалмов, говорит блаженный Августин , содержит в себе всё, что есть полезнейшего в полном виде. Св. Василий Великий усматривает в ней совершеннейшее богословие, а св. Афанасий Великий видит в ней чудо. Псалтирь имеет, по его словам, то особенное чудесное свойство, что все движения каждой души, все перемены и направления оных ясно изображает, так что всякий может заимствовать из неё готовые образы, соответствующие его состоянию. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не сде; но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. Это слова, коими начинает он сию книгу. Замечательно, что и Иисус Христос начал Своё благовестие проповедию о блаженстве. Причина сего согласия заключается частию в единстве духа Давидова с духом Христовым, а частию в единстве цели, которую каждый из них имел в виду. Тот и другой имел намерение обратить людей от земли к небу, от мира к Богу, от греха к святости и добродетели, а блаженство, как источник и основание всех благ, есть верное к тому средство. Кого же ублажают они? Одних и тех же, с тем только различием, что Давид именует блаженными вообще ревностных исполнителей закона Божия, а Иисус Христос входит в подробности, причисляя к сему классу нищих духом и чистых сердцем, плачущих и изгнанных правды ради, милостивых и миротворцев, алчущих и жаждущих правды, кротких и оклеветанных за Христа и закон Его. Но как слушавшие Иисуса сказали некогда: жестоко слово сие, и кто может его послушати? так, вероятно, и ныне слушающие Давида, говорящего о блаженстве столь несходно с настоящими понятиями о блаженстве, говорят уже в сердце своём: что это за блаженство, заключившись в четырёх стенах, день и ночь поучаться одному закону Божию, отказаться от собрания нечестивых, тогда, как там только и можно найти радости и веселия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Рачинский был убежден, что между помещиком и крестьянином должно существовать единение в Боге. Жизнь татевской школы была связана с соблюдением постов и православных праздников. За одним братским столом на трапезу собирались учителя, помощники Сергея Александровича, и ученики. Школьной братией пелись молитвы. В день святых просветителей славян равноапостольных Кирилла и Мефодия совершался крестный ход из церкви в школу, детям вручались подарки и книги. Учебный год в сельских школах начинался 1 (14) октября, после уборки урожая. Грамоту в школе Рачинского начинали изучать с церковнославянского языка. Освоив его, дети свободно учились писать и читать на русском. Владение речью предков развивало творческие способности, формировало детей нравственно и эстетически. Первыми словами, которые они писали в школе Рачинского, была молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!». Недавно московский священник Владимир Соколов рассказывал, что в дореволюционной России в школах начинали письмо с фразы «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…». Не правда ли, есть немалый духовный зазор между этими словами и сегодняшним обучением письму и чтению, начинающемся с ново-букварной фразы «Мама мыла раму»? Преподаванию Закона Божия в сельских школах Рачинского отводилось самое важное место. Стержнем всего учебного дела педагог считал Литургию. И это было для детей естественным и уже осмысленным строем жизни. Изучение Закона Божия в классе подкреплялось практическим участием школьников в совершении богослужения в качестве певцов и чтецов. Дети легко обучались церковному пению, к чему их христианские души были готовы. «Тому, кто окунулся в этот мир строгого влияния, глубокого озарения всех движений человеческого духа, тому доступны все выси музыкального искусства, тому понятны и Бах, и Палестрина, и самые светлые вдохновения Моцарта, и самые мистические дерзновения Бетховена и Глинки», – писал Рачинский о богослужении и церковном пении. Крестьяне, побывавшие в Петербурге, уверяли, что и там такого чудного церковного хора, как в Татеве, не слышали. Не является ли свидетельством жизнестойкости подходов Рачинского возникновение в наши дни церковных хоров, созданных по примеру татевской школы и церкви?

http://pravoslavie.ru/65902.html

Мудрость, светлая мерность, доброта, взвешенность, обращенность к Богу, способность переносить невзгоды, трудолюбие – отличительные черты исконного народа Святой Руси. Эти архетипы по сей день проглядываются и в людях нецерковных. Но именно вера людей – не лозунги, а практика, в первую очередь молитвенная, – могут показать, что было для народа ценным. Ведь русские всегда были людьми довольно практичными. Для мира без благ прогресса это было вдвойне актуальным. Время очень дорого: упустишь момент – умрешь с голоду. Очевидно, что в молитвенных правилах, предельно ясных, сложных, серьезных, наши предки видели огромную практическую пользу для внутреннего мира. Псалтырь освежает душу, наполняет пространство светом, изгоняет темные мысли, дает жизни вкус, силы, идеи. «Книга хваления» написана распахнутым настежь сердцем псалмопевца, где нет фальши, а лишь предельная откровенность в оторванности человека от Бога. Это предел напряжения, вопрос, лежащий не в плоскости формальных и внешних рассуждений, а плач либо восхваление Отца Небесного. И эта богоискательная искренность таинственным образом помогает и нам проникнуться нравственным содержанием псалмов – и при этом дает возможность поговорить с Богом. Универсализм Псалтыри заключается и в молитвенном, и в нравственном характере. Святые отцы говорили о «Книге хваления» как о Священном Писании в миниатюре. Здесь есть и пророчества о Спасителе, и просительные, и хвалебно-благодарственные молитвы, и учительные назидания для человека. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1: 1), – таким предостережением начинается Псалтырь. А заканчивается словами: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150: 6), призывая к молитве все человечество. Основатель русского иночества преподобный Феодосий Печерский говорил братии: «Наипаче же имети в устех Псалтырь Давыдов подобает черноризцем, сим бо прогонити бесовское унынье». Сам он, по сказанию жизнеописателя, «пел усты тихо Псалтырь», в то время как руки его были заняты прядением или другим делом. Святой апостол Иаков так и пишет: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иак. 5: 13). В житиях русских святых мы будем часто встречать упоминание о том, как иноки во время трудовых послушаний пели псалмы на память.

http://pravoslavie.ru/114202.html

Не тое есть истинное блаженство, которое люди по слепому разуму мнят и утверждают, но тое, которое словом Божиим, которое есть правило и зерцало нашего разсуждения и христианскаго жития, поставляется и утверждается. Послушай убо, душа грешная, кому оно приписует блаженство. Глаголет оно: «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля Его, и в законе Его поучится день и нощь» ( Пс. 1, 1 и 2). «Блажени вси надеющиися нань» ( Пс. 2, 12 ). «Блажени, ихже оставишася беззакония» ( Пс. 31, 1 ). «Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, люди, яже избра в наследие Себе» ( Пс. 32, 12 ). «Блажен разумеваяй на нища и убога: в день лют избавит его Господь» ( Пс. 40, 2 ). «Блажен, егоже избрал еси и приял: вселится во дворех Твоих» ( Пс. 64, 5 ). «Блажени живущии в дому Твоем, Господи, в веки веков восхвалят Тя» ( Пс. 83, 5 ). «Блажен муж, емуже есть заступление его у тебе, Господи» ( Пс. 83, 6 ). «Блажен муж, емуже есть заступление его у тебе, Господи» ( Пс. 83, 6 ). «Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его» ( Пс. 93, 12 ). «Блажени хранящии суд, и творящии правду во всякое время» ( Пс. 105, 3 ). «Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело» ( Пс. 111, 1 ). «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Блажени испытающии свидения Его: всем сердцем взыщут Его» ( Пс. 118, 1 и 2). И Христос, праведный судия, ублажает: «блажени нищии духом: яко тех есть царствие небесное. Блажени плачущии: яко тии утешатся. Блажени кротцыи: яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся. Блажени милостивии: яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради: яко тех есть царствие небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» ( Мф. 5, 3–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

После сего рассмотрим и начало псалмов. (1) Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых . Строители домов, возводя в высоту огромные здания, и основания полагают соразмерно высоте. И кораблестроители, приготовляя корабль к поднятию больших грузов, укрепляют подводную часть, соображаясь с тяжестью нагружаемых товаров. И при рождении животных сердце, которое естественно образуется прежде всего, получает от природы устройство, приличное будущему животному, почему телесная ткань образуется вокруг сердца соразмерно собственным началам, и отсюда происходят различия в величине животных. Но что значат основание в доме, подводная часть в корабле и сердце в теле животного, такую же силу, кажется мне, имеет и это краткое предисловие в отношении к целому составу псалмов. Поскольку псалмопевец, с продолжением слова, намерен увещевать ко многому такому, что трудно и исполнено бесчисленных подвигов и усилий, то он подвижникам благочестия предварительно указывает на блаженный конец, чтобы мы в чаянии уготованных нам благ беспечально переносили скорби настоящей жизни. Так и для путешественников, идущих по негладкому и неудобопроходимому пути, облегчается труд ожидаемым ими удобным пристанищем, и купцов отважно пускаться в море заставляет желание приобрести товары, и для земледельцев делает неприметными труды надежда плодородия. Посему и общий Наставник в жизни, Великий Учитель, Дух Истины премудро и благоискусно предложил наперед награды, чтобы мы, простирая взор далее тех трудов, которые под руками, поспешили мыслью насладиться вечными благами. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых . Итак, есть истинное благо, которое в собственном и первоначальном смысле д!олжно назвать блаженным; и это есть Бог. Почему и Павел, намереваясь упомянуть о Христе, говорит: По благовестию славы блаженнаго Бога (1 Тим. 1, 11); ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит. 2, 13). Ибо подлинно блаженно сие Источное Добро, к Которому все обращено, Которого все желает, сие неизменяемое Естество, сие владычественное Достоинство, сия безмятежная Жизнь, сие беспечальное Состояние, в Котором нет перемен, Которого не касаются превратности, сей приснотекущий Источник, сия неоскудевающая Благодать, сие неистощимое Сокровище.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1426...

При всей своей яркой образности приведенные отрывки из псалмов являют в то же время гармонию звуков, легких для произношения и приятных для слуха. Образность речи в Псалтири достигается в высшей степени удачным и всегда уместным употреблением оборотов речи, каковы суть так называемые сравнения, тропы (метафоры), фигуры и проч. Возьмем для художественного анализа первый псалом. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста»… ( Пс. 1:1 ). «Совет нечестивых» и «пути грешных», – прекрасные образные выражения, – как нельзя более наглядно рисуют мысль псалмопевца, которую в простом, безыскусственном виде следовало бы формулировать так: блажен или счастлив тот человек, который всегда и всюду, где бы он ни был и что бы ни делал, уклоняется от греха и от общения с грешными людьми. Нечего и говорить, насколько эта простая и безыскусственная речь выигрывает, в художественном отношении, употреблением в ней вышеуказанных образных выражений: «не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста» далее. «Но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь» ( Пс. 1:2 ). Здесь мы встречаем соединение нескольких фигуральных оборотов речи. Для выражения мысли о твердой нравственной устойчивости праведного человека псалмопевец употребляет образное метафорическое выражение: «в законе Господни воля его» (т.е. праведник всегда поступает согласно с волей Божией); для усиления этой мысли свящ. писатель прибегает далее к фигуре повторения или усугубления: «и в законе его поучится день и нощь», – последнее выражение, в свою очередь, является гиперболическим («день и нощь») для усиления основной мысли всего стиха. Благодаря таким оборотам речи мысль стиха является выраженною не только красиво, но и сильно. В следующем стихе мысль облечена в аллегорическую форму, причем для картинности речи употреблено очень красивое сравнение праведника с цветущим деревом: праведник «яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой дает во время свое и лист его не отпадет» ( Пс. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010