Во время этого пения священник выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся, а диакон предшествует ему с светильником в руке. Это священнодействие напоминает молящимся не только сотворение мира, но и первоначальную, блаженную, райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог ходил среди людей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей. Но вот люди, соблазненные диаволом, нарушили волю Божию, согрешили. Своим грехопадением люди лишились блаженной райской жизни. Они были изгнаны из рая – и двери райские для них закрылись. В знамение этого, по совершении каждения в храме и по окончании пения псалма, царские врата закрываются. Диакон выходит из алтаря и становится перед закрытыми царскими вратами, как некогда Адам перед замкнувшимися вратами рая, и возглашает великую ектению : Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся ... Помолимся Господу, примирившись со всеми нашими ближними, не имея ни на кого гнева или вражды. Помолимся, чтобы Господь ниспослал нам «свышний» – небесный мир и спас наши души... После великой ектении и возгласа священника поются избранные стихи из первых трех псалмов: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет... Блажен человек, который не ходит на совет с нечестивыми. Ибо знает Господь жизнь праведных, и жизнь нечестивых погибнет ... Затем диакон возглашает малую ектению : «Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся... После малой ектении хор стихами из псалмов взывает: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя ... Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою... Услыши мя Господи ... Господи! к Тебе взываю: услышь меня ... Пусть направится молитва моя, как фимиам кадильный к Тебе ... Услышь меня, Господи!.. Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма. Этот момент Богослужения, начиная от закрытия царских врат, в прошениях великой ектении и в пении псалмов, изображает бедственное положение, которому подвергся род человеческий после грехопадения прародителей, когда вместе с греховностью появились всякие нужды, болезни и страдания. Мы взываем к Богу: «Господи, помилуй!» Просим мира и спасения душ наших. Мы сокрушаемся о том, что послушались нечестивого совета диавольского. Мы просим у Бога прощения грехов и избавления от бед, и всю свою надежду возлагаем мы на милость Божию. Диаконское каждение в это время означает те жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а равно и наши молитвы, возносимые к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

В начале вечерни звучит 103-й псалом, который так и называют – предначинательный: Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание и велелепоту облеклся еси. Псалом или читается, или, если вечерня совершается в составе всенощного бдения,– поется. Это величественная, поэтическая картина сотворения мира, гимн Богу-Творцу: Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему дóндеже есмь, да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе ( Пс. 103, 33–34 ). – А почему предначинательный псалом поется при открытых царских вратах? – Соответственно традиции, вечерня воспринимается как символическое отражение ветхозаветного времени – времени до пришествия в мир Христа. А 103-й псалом возвращает нас к счастливому времени до грехопадения первых людей: мы видим совершенство творения, блаженство природы и человека. Человеку остается радоваться и славить Творца. Но вот происходит катастрофа – райские врата (в нашем случае – царские врата) закрываются. И дальше мы переживаем эпоху, наступившую после грехопадения: человечество молится перед закрытыми вратами Рая. Далее диакон возглашает прошения мирной ектении («Миром Господу помолимся…»), в которых мы испрашиваем того, чего лишились в грехопадении: мира с Богом, мира с ближними и мира с самими собою. – Расскажите о псалмах, которые мы услышим далее; почему они звучат в храме в эти минуты? – Далее мы слышим первую кафизму Псалтири (правда, в приходской практике она поется в сокращении, так что в реальности звучит только несколько стихов), начиная с первого псалма: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Здесь возможны разные толкования. Традиция толкования, восходящая к святому Симеону Солунскому , говорит, что блаженный Муж – это Хрис­тос, потому что только Он, Единый Безгрешный, способен совершенно не участвовать в совете нечестивых – в делах тьмы. Но вполне допустимо считать, что первый псалом в данном контексте – предупреждение падшему человеку, призыв не становиться на путь грешных и не садиться на седалище губителей, а, напротив того, подчинить свою волю Божиему Закону (см.: Пс. 1, 1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

5. Ответ на 4, Алекс: Добавлю. Последний император Византии Константин XI Драгас Палеолог и Даниил Галицкий просили у римских пап защиты, один от турок, другой от монголо-татар. Папы обещали. Попросили бы ещё раз, им бы пообещали ещё раз. А вот русские молили Богородицу защитить их от нашествия Тамерлана и помощь пришла, и всегда приходила по молитвам русского народа. Теперь же у людей иссякла вера [Обаче Сын Человеческий пришед убо обрящет ли (си) веру на земли (Лк.18:8)]. Одни обращаются к экстрасенсам, к бабкам, другие к папе римскому… История учит их тому, что она ничему людей не учит. Как об стенку горох. Бог изгнал наших прародителей из Рая познавать зло за то, что они поверили змею, а не ему. Однако подавляющее большинство продолжили верить Сатане. А сейчас уже не только Богу не верят, но уже и не верят в существование Бога. Им Дарвин с обезьяной милей и ближе. 4. Ответ на 2, Бармалей: А я и другие православныехристиане не желают понимать! поддерживаю. Какие переговоры в защиту Православия на Украине? Кого с кем? Православных с еретиками, с основными притеснителями и главными бенефициарами??? " Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? " (2Кор.6:15) А может это переговоры с Велиаром и не православных вовсе? Вот плоды ОВЦС: «Сдохнешь, как собака, у ног своего папы». Пелагея Рязанская сказала митрополиту Никодиму (Ротову) за 13 лет до его смерти, во время целовании туфли папы Римского на аудиенции. Далее митрополит Илларион, а вот теперь И Антоний. Ищут помощи не у Бога, а у поклонника сатаны, который уже и содомитов привечает, и другие вещи делает, приближая приход Антихриста. Сепаратные переговоры Вольфа с Даллесом в Италии... И хотя никак не поддерживаю Аввакума, но говоря о никодимовцах, вспоминается: " Ох, воры, дети! Каковы митрополиты и архиепископы, таковы и попы наставлены " . Не хочу я этого понимать. 3. Ответ на 2, Бармалей: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых... ...и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе: но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь " - Аминь!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/19/pr...

6) Дружелюбие и благосклонность суть похвалы: но, неужели, ты восхочешь со всеми дружиться, ведая, что друга долговременно испытывать надобно, дабы в случае не вступить в общество развращённое? Положи умеренность, не со всяким дружи. Имей друзей не многих, но добродетельных. Цицерон говорит 145 : „в избрании друзей великую предосторожность наблюдать должно». А Давидские слова оные что означают: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых ( Пс.1:1 ). 7) Гнев есть вещь, сама по себе, ни добрая, ни худая. Доброту или худобу показывает умеренность или неумеренность. 8) Целомудрие есть добродетель: но и здесь должна быть умеренность: лучше бо, – говорит Апостол, – есть женитися, нежели разжизатися ( 1Кор.7:9 ). – Могий вместити, да вместит ( Мф.19:12 ). 9) Молчаливости не должно почесть пороком. Но, всегда ли, ты думаешь, должно быть Гарпократом? Ежели услышишь о бунте, или измене на твоего Государя, или о совете на жизнь твоего ближнего, – то умолчишь? Не·и сам ли, яко изменник осуждён будешь? 10) Ты воздерживаешься от пищи и пития? Изрядно, и всякой похвалы достойно! Но что, ежели воздержание твоё сие, будет столь неумеренно, что принудит тебя, лишившись сил, быть вовсе неспособным к отправлению твоих должностей, а иногда и жизни лишиться? Но слушай что говорит св. Григорий: беспорядочное воздержание есть, ежели кто истощает тело своё более, нежели может. – Воздержанием не плоть, но плотские пороки истреблять должно» 146 . 11) Ты бережлив, не расточаешь имение на беспорядочные дела, на балы, карты и проч.; но и бедным ничего не даёшь? О, прекрасная бережливость! сие не есть бережливость, но скупость. Положи бережливости меру: будь и щедр, и бережлив. Се есть добродетель! „Из сего уразумел я, – говоришь ты, – что и в пороках можно иметь умеренность, воздержно можно и грешить». Недостойное христианина изречение! порок всегда есть порок, хотя безмерен, хотя умерен. Добродетель может иногда обратиться в порок; а порок – никогда ещё добродетелью не бывал. Легко замарать белое тело; а Эфиопа убелить – невозможно. Убийство, однажды учинённое, всегда есть величайший порок. Прелюбодеяние, однажды сделанное, всегда будет прелюбодеяние. Причинённой обиды не можно уже назвать благодеянием: так как оказанное благодеяние или не вовремя, или не на пользу – обидою называется.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Поэтому необходимо понять таинственную причину, по которой все псалмы приписаны Давиду, несмотря на наличие других певцов. И мы не обойдем это молчанием. Причиной такого надписания был сам Давид. Он избрал певцов, поэтому, как учредитель, удостоился чести приписывания ему того, что было произнесено другими. Поскольку Давид был пророком, его внутренние очи были открыты и он знал, что лукавые духи радуются падению человека и, наоборот, скорбят, когда люди побеждают их. Поэтому, без сомнения, мысленно вооружаясь против них, он молился об исправлении людей, к лукавым духам применяя сказанное о врагах видимых. Потому что если неправильно понимать намерения пророков, то не только из сказанного ими не получим никакого назидания к стяжанию кротости, но даже приобретем какое-то суровое и противное евангельскому учению расположение. При этом будем часто молиться о сокрушении врагов и не любить их, поскольку Давид тысячекратно говорит: «да постыдятся и посрамятся все враги мои, и я да не постыжусь». Сказанное о врагах видимых мы должны относить к врагам мысленным. Потому что только такое понимание прилично тщательному исследователю. Более того, подвижник должен стараться понять смысл всего сказанного. 1 Псалом СОДЕРЖАНИЕ Давид полагает начало пророчеству о Христе. Который имел родиться от него. Посему, прежде всего, ублажает уповающих на Него. Блаженными же называет тех, которые не ходили на совет нечестивых, не стояли на пути грешных и не сидели на седалищи губителей. Ибо у иудеев три рода людей восстали против Спасителя: книжники, фарисеи и законники – и они справедливо названы нечестивыми, грешными и губителями. А путем наименована жизнь, потому что рождаемых приводит к концу. (1). Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Советом же нечестивых можно назвать собрание и сходбище людей лукавых. И поскольку вредно вступать в сношения со сборищами нечестивых, то псалмопевец ублажает того, кто ни в чем не сходится с ними. Таков был Иосиф Аримафейский, предавший погребению тело Господа и Бога; ибо сказано о нем, что не бе пристал совету предавших Иисуса (Лк. 23, 51). И на седалищи губителей не седе. Под седалищем разумеет учение, по сказанному: на Моисеове седалищи (Мф. 23, 2). Посему седалище губителей есть учение лукавых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

82. 1) Брат ушел. Отчего? Себе не внимал и помыслам прельстительным поддался; если б внимал себе, псаломские внушения вразумили бы его; и воля не тверда была. – 2) Воины царя земного из-за земных выгод верными ему бывают: нам ли не пребывать верными Царю небесному царства ради небесного? Будем же таковы, подражая отцам. 5] 5. Внушал я вам внимать себе против наветов вражеских. Ныне укажу на худой плод невнимания себе: бедный брат Аввакум убежал от нас. Конечно, это потому, что не внимал себе и не имел мысленного охранения себя. Не верные Богу и благочестные помыслы, могшие воевать за него, держал он, но прельстительные, Бога и правду его закрывающие от души; почему и пострадал, что пострадал: сам себя отлучил из среды нас и пошел в след дьявола. И где он теперь блуждает, как овца зверохищная, без руководства и пасения? – Как может он теперь воспевать хвалу Богу, от Коего отпал нарушением своих обетов? Как может он петь: «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», вступив на такой путь? Или как может он говорить: «сей покой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и» ( Пс. 131, 14 ) ? И слова: «терпя потерпех Господа и внят ми и услыша молитву мою» ( Пс. 39, 2 ), далеки от него. Более приличными себе найдет он следующие псаломские слова: «прокляти уклоняющиеся от заповедей Твоих» ( Пс. 118, 21 ). Проклят он и есть и будет, если Господь Бог, молитвами отца моего и вашего, с содействием и ваших, не приведет его к обращению. Но зачем так бывает с нами? Зачем сатана находит нас подручными себе и похищает? Зачем позволяем мы себе быть не пригвожденными страхом Божиим, и не облеченными в броню любви ко Христу Богу нашему? Зачем попускаем мы быть преодоленными своими похотями и оказываться таким образом хладными, прелюбодейчищами, неустойчивыми и, скажу прямо, – бесплодными? Где вера к отцам? Где любовь к братиям? И как вам спасаться от чувственных и мысленных искушений, когда чуть коснулись вас прискорбности, вы совсем изнемогаете и, еще не вступив на поприще состязания, обращаетесь вспять?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

е. что и праведные, хотя не изъяты от преткновений и падений, но тотчас восстая и исправляясь, совершают оный, при содействии благодати, во славу Божию и спасение свое. Посему внушается: кто в смирении сознает, что он посильно тщится путем праведных: тот, не смотря на уклонения свои от оного по слабости человеческой, не ослабевая и не сомневаясь, благодерзновенно да течет оным, да течет бодрено, восстая и поправляясь. Но путь нечестивых погибнет. Погибнет потому, что он пагубен, не оставит по себе следа добра, погибнет и с теми, которые шли этим путем; так как последнее его низводит в одно адово ( Прит.14:12,16:25 ). А стихом: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, которым царь-пророк начинает богодухновенную Псалтирь свою, выясняется верный способ утверждения на пути праведном, – не приобщаться к совету нечестивых, ни к их льстивому образу мыслей, ни к их соблазнительным поступкам и действиям, и не останавливаться на усеянном ложными цветами, но в самом себе гибельном пути греха и беззакония, а бежать от него, как от лица змиина ( Сир.21:2 ). Кто же начальник совета нечестивых, кто изобретатель пути грешных? Это дух лукавый, отступник от истины, злохудожник всякой злой похоти, исконный человекоубийца, лжец и соплетатель лжи ( Ин.8:44 ). Искони нераскаянно впадши в тяжкий грех богоотступничества, он вовлек в грех и наших прародителей, употребивши хитрое искушение, лесть, обман. Когда прародители наши вошли в этот пагубный совет, и стали на греховном пути отступления от Бога: тогда последовало гибельное состояние человека и человечества, и внутреннее, – потеря богоподобного совершенства, и с ним потеря благорассуждения ума, чистоты сердца и прочих добрых качеств, и внешнее, – различные лишения, бедствия, расстройство общественное, частное, семейное, личное. Каковое, в разительных чертах и описывается в 1-й Паремье Исаии. В пророческом видении Исаии самыми разительными чертами изображается растление человеческого естества, не только в частных и особых лицах, но во всем роде человеческом, коего представителем вполне может служить народ Иудейский, народ избранный в своих предках, Богоправимый в своей общественной жизни, и однако же погруженный во все пороки, во все бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Когда на родине, у родных могил, в особом чувстве близости к умершим, среди живых людей, которых помнишь и знаешь от первых лет детства, и которые тебя знают ребенком, приходится совершать Божественную службу, – невольно чувствуешь особый трепет и особое умиление сердца./.../Стою я сейчас пред вами в этой, сравнительно с прошлым, превознесенности моего сана, в этом благолепии священных облачений, и смиряюсь пред Божиим промыслом, что вывел меня из этой, когда-то глухой и заброшенной станицы, из горького сиротства и нищеты на широкий путь жизни и службы Богу, Царю и родному русскому народу/.../Стою здесь пред вами и не стыжусь признать и благодарно исповедать, что здесь, среди простого верующего народа, среди живых в то время воспоминаний о бранных тревогах Кавказской войны и рассказов о геройской борьбе с горцами и черкесами, заложены были мне в душу первые и самые сильные чувства преданности Богу, Царю и нашему русскому царству, – те чувства, которыми дышали тогда здесь все от мала до велика; не стыжусь я признать и поведать трепетную благодарность этому народу, во дни сиротства моего и лишений спасшему мне жизнь и укрывшему от голода и гибели. Еще многие из тех, в среде которых протекли эти дни моего детства, живы, нецыи же и почиша.../.../Тридцать пять лет назад в ограде этого храма, в той же, что и ныне, сторожке я впервые увидел уроки обучения. Смиренный учитель сам не блистал знаниями мирскими; похороненный здесь в ограде церковной, покоится раб Божий Иван Владимирович Фроловский в могиле, уже многими позабытый. Но, не обладая высокими знаниями, он горел тихим светом веры и благочестия пред людьми и пред Богом, и этот свет он вливал в души тех детей, которых к нему приводили. Старинная то была грамота: читали псалтирь; водили по строкам указками; трудно давалось чтение. Но огненными чертами остались навеки и запечатлелись в душе первые прочитанные и, потом без конца повторяемые в чтении, – повторяемые то хором, то в одиночку святые и вечные слова: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе»/.../Вспоминается потом другая школа, старое здание около церкви, и в нем старый учитель, доживший до столетнего возраста, раб Божий Михаил Васильевич Надеждин. Тяжкая жизнь; несправедливая ссылка в Сибирь за чужое преступление; лишение чинов и службы; смерть жены и детей, умерших в горе и нищете; пятилетнее пешком путешествие в дальнее Забайкалье; двадцать лет ссылки; потом добровольная служба рядовым казаком после офицерских чинов во время Крымской войны для заглаждения не бывшего преступления; возвращение сюда, в станицу, – все это не сломило духа этого человека, не убило в нем веры в Бога, в добро, в людей, и когда он учил нас, детей, в школе, огонь его веры и любви светился в его старческих очах, изливался нежно в его речи, спокойной и ласковой/.../» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Примерно год назад МОО «Русское Собрание» осознанно направляла обращение именно Президенту России по вопросу оказания содействия деятельности Международному фонду славянской письменности и культуры и организации в здании фонда музея скульптора Вячеслава Клыкова. До Президента, разумеется, обращение не дошло, а было направлено в сами органы (в т.ч. и в Министерство культуры), которые препятствуют реализации наших просьб. В результате приходили отписки . Примеры подобного отношения к обращениям патриотической общественности можно было бы продолжить. Декларировать банальность, а не рассматривать вопросы по их существу в обращениях на имя Президента давно стало недоброй традицией Управления Президента по работе с обращениями граждан да и других органов государственной власти. Что в результате? Либералы, «пятая колонна» проводят свою линию. Не мытьём, так катанием. Через «своих» людей в органах управления. А проблемные вопросы патриотической общественности не решаются. По сути, Администрация Президента должна быть озабочена не отписками и отбрыкиваниями от вопросов, а систематизацией нарушений, бросающих тень на государственную власть и Президента России, информированием Президента по проблемным вопросам. Последний вывод следует хотя бы из «Положения об Администрации Президента Российской Федерации». Давно работники Администрации перечитывали «цели и функции» Администрации Президента? Неужто они не слышали, что руководствоваться нужно, прежде всего, не буквой, а смыслом закона? Андрей Витальевич Сошенко, публицист, секретарь МОО «Русское Собрание» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 10. Ответ на 5., Vladislav: Блажен муж иже не иде на совет нечестивых...не надейтеся на князи и сыны человеские в них же нет спсения Вот в 1917 году рассуждающие подобно Вам и оставили святых Царственных мучеников наедине с нечестивыми и тем самым частично предали Государя... Со злом бороться надо, а не отговариваться, что мир лежит во зле. Коммунисты ныне опять готовят революцию - и нам православным надо защищать наше Отечество от этих потомков тех революционеров, что разрушили Российскую Империю, потом разрушили СССР и сейчас хотят разрушить Россию.. Впрочем вижу, что Вы выступаете против них - спаси Господи. А кто такие коммунисты? Это недалекие умом русские ваньки, которых иудеи обманув обещанием Царства справедливости на земле погнали против богатых русских, что те дурачки, отняв богатство у русских отдали его иудеям (Грудинину и подобным ему).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/25/ch...

У России должна быть одна «глобализация» – русская, основанная на Правде и Справедливости для всей мировой цивилизации. И по ней (глобализации в этом понимании) повести всё человечество. Осознав последнее, и возникает необходимость единственно верного формата – «Россия плюс». И никаких «джи»!  Андрей Витальевич Сошенко , публицист, общественный деятель Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 11. Ответ на 7, Сергей: Сталин или Иван III никуда не ездили вне пределов своих владений Как же - Тегеран, Потсдам. Потсдам на момент проведения там конференции находился под контролем Советской армии, т.е. России и Сталина. Тегеран, как и весь северный Иран в целом, традиционно относится к зоне геополитических интересов Российского государства. Так что Сталин, выезжая в Тегеран или Потсдам, по сути границ своих владений, пусть и ненадолго оккупированных врагами Русского мipa, не покидал, соответственно, не лишался он и той Благодати, Которую дарует Вождю Русского народа Пресвятая Богородица. Ну и спецслужбы, однако же, не дремали и тогда, как впрочем и сейчас. Да и точки зрения нравственности Иране и тогда, и сейчас все было намного чище, чем на Бали, этом " острове разврата " , где порой эскортниц бывает больше чем местного населения. Позволю себе напомнить Вам строки из Священного Писания: " Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе " (Пс.1:1). Полагаю, еще святой царь Давид яснее ясного показал, почему не нужно ездить на Бали. 10. Ответ на 1, Адриан Послушник: Путин боится изоляции для России, что связано и с закрыттием доступа к западным технологиям. Потому старается маневрировать и напрямую не раздражать врага. Может, это и правильно. Но пора уже перехватить инициативу на международном поле. Самым сильным информационным ударом было бы созвать всеми пострадавшими от США странами Международный Трибунал против них. А на Украине захватить Киев, арестовать Зеленского и сменить власть на прорусскую. Чтобы прекратить кровопролитие.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/06/ne...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010