19 июня 1682 года царской грамотой было одобрено строительство собора и архиерейского двора и выделено под застройку около 255 сажен (почти треть города), территория современной Университетской площади. Но возведение собора отложили из-за нехватки средств. Святитель Митрофан ограничился ремонтом старого храма. 24 марта 1683 года епископ просил у государя челобитной грамотой выдать ему сроком на три года с оплатой работы из архиерейской казны двух плотников, которые брались правительством их Воронежской епархии на постройку стругов. Но существующий соборный храм к тому времени уже сильно обветшал, обвалилась кровля. Совершать богослужения стало практически невозможно. Святитель Митрофан обратился к Патриарху Иоакиму с челобитной по поводу возведения нового каменного храма, так как кирпич и камень находились поблизости, а лес «в дальнем расстоянии, верстах в тридцати и больше». 19 апреля 1684 года от Патриарха была получена благословенная грамота на постройку собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По распоряжению из Москвы на строительство храма в 1684 году было выделено 100 пудов железа, а в 1685 году — ещё 200. Государь для постройки собора пожертвовал мельницу при речке Ельце, а к открытию — колокол весом 160 пудов. Храм освятили к 1692 году. Новый храм превосходил все постройки того времени, но архитектура его проста — высокие прямые стены с окнами в два ряда, низкая деревянная крыша с пятью главами, на которых возвышались кресты. К главной части собора справа примыкал придел Архангела Михаила. Его имя святитель носил в миру. Иконостас храма был шестиярусным. Главные иконы и царские врата отделены серебряными чекаными позолочеными окладами. Святой престол покрывала бархатная с золотом одежда. Большая часть облачений была из атласа, шелка, бархата и материала уже вышедшего из употребления. Многие из облачений вышиты золотом и серебром. Почти вся церковная утварь была серебряная и вызолоченная. Исследователи предполагают, что значительную часть средств на постройку храма и церковную утварь Святитель Митрофан собрал в Москве, у знатных знакомых. Перед своей кончиной Святитель завещал хранить в храме все «недвижимо». Но уже к началу XIX века многие ценности были утеряны.

http://sobory.ru/article/?object=49675

В 1934 г. с храма снесли колокол весом 400 пудов. Когда его сбрасывали, все жители близлежаших деревень сбежались к храму с плачем и молитвами. В приход Благовещенского храма села Протасово входили деревни: Матвейково, Дуново, Мастерково, Хомутово, Подболотня, Бараново, Якимово, Косодайлово, Радилово, Кодочигово. В настоящее время храм не работает и нет средств для его существования, но боль в душах местных жителей так и не проходит, их беспокоит вопрос: быть или не Благовещенскому храму?  По материалам выпуска Нерехтской краеведческой конференции " Страницы истории Нерехтских усадеб " , 2009 г. Благовещенская церковь с. Протасова каменная, с каменной колокольней и оградой, построена в 1783 г. прихожанами. Кладбище вне церковной ограды, в полуверсте от села, обнесено деревянной оградой, в настоящее время для него отведено новое место на церковной пахотной земле. Престолов три: в летней - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя св. Николая, в зимней - во имя св. ап. Петра и Павла. Достопримечательностью церкви служит древний образ святит. Николая в серебряно-вызолоченной ризе, стоимостью 550 руб., жертвованный г. Васильчиковой. Капитал церкви 262 руб. 46 коп. Причт: священник, диакон и псаломщик. Средства содержания его: казенное жалование священнику 108 руб., псаломщику 36 руб., диакон не получает; проценты с капитала в 508 руб. 75 коп.; доход от богослужений и треб 600 руб. Причтовые помещения свои, квартирных не получается. Церковной земли в пользовании причта: луговой 3 десятины, пахотной 30 десятин, планов и межевой книги нет. Прихожан муж. пола 846, жен. пола 1018, приход сельскохозяйственный с отхожими промыслами. Приходских селений 11, школа одна - земская в д. Хомутове. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г. Один из наиболее выразительных примеров культовой архитектуры региона, сочетающей характерную для допетровского зодчества 17 в. объемную композицию и наружный декор в стиле барокко. Объемно-пространственная композиция симметрична относительно продольной оси. Ее составляют двусветный пятиглавый четверик храма, более низкие и узкие, равные между собой по высоте алтарь со скругленными углами и квадратная в плане трапезная, шатровая колокольня и западный притвор. Композицию дополняют объединенные с трапезной общей кровлей округлые выступы, примыкающие с юга и севера к первому ярусу колокольни. Барабаны храма восьмигранные: центральный световой крупнее глухих угловых. Нижний четверик колокольни несет два равных по ширине восьмигранных яруса, шатер увенчан луковичной главкой.

http://sobory.ru/article/?object=16946

В годы Великой Отечественной войны в 1943 г. храм был разрушен при бомбежке вражеского эшелона с боеприпасами, который направлялся в город Оршу. Было разбито четыре эшелона, но, к сожалению, безвозвратно утрачен храм. Жители города разобрали по домам иконы и церковную утварь. Вскоре на Бельце, недалеко от кладбища, старый заброшенный дом был переоборудован под церковь, куда и перенесли спасенную утварь. После войны его закрыли, а утварь забрали, по словам старожилов, жители хутора Козлихин. В послевоенный период, вплоть до 1980-х гг. верующие жители города собирались на богослужения в специально оборудованном под храм частном доме. Летом 1989 г. Унечским районным Советом было принято решение о выделении земельного участка под строительство нового храма. Когда было получено разрешение на его строительство, образованное в Унече приходское собрание обратилось с просьбой к епископу Орловскому и Брянскому Паисию направить протоиерея Леонида Шпинькова для возведения храма (двое священнослужителей, направленных в Унечу ранее, так и не сумели наладить здесь службу - всё упиралось в поиски подходящего помещения). Просьба их была удовлетворена. К тому времени отец Леонид, рукоположенный в сан священника в 1983 г., уже шесть лет служил настоятелем церкви в с. Великая Топаль Клинцовского района. Прибыв в Унечу в сентябре 1990 г., отец Леонид арендовал частный дом для совершения богослужений. Он организовал дело так, что менее чем через год, в июле 1991 г., Епископ Орловский и Брянский Паисий освятил закладной камень на месте строительства нового храма. В этом же году началось его строительство. В течение нескольких месяцев был построен крестильный дом. Строительство храма на две с половиной тысячи человек продолжалось 6 лет. В ходе строительства были приобретены три колокола: один – старинный полутонный колокол и два колокола поменьше по 250 килограммов. 5 апреля 1998 г. Архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком новый храм освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а отец Леонид награжден крестом с украшением. Умер отец Леонид, в миру Леонид Михайлович Шпиньков, 20 сентября 2001 г. и похоронен на территории храма.

http://sobory.ru/article/?object=07472

В папертях церкви находится древняя икона Нерукотворенного образа с надписью: «поставил образ Спасов старец Паисий при игумене Ионе, келаре Пантелеймоне, строителе Петре от Рождества Христова 1549 г. … при царе Иоанне Васильевиче Грозном, при митрополите Макарие». В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. История не называет нам имен искусных зодчих, создавших этот дивный памятник архитектуры. Благовещенский собор сходен с Троицким собором Сергиевой Лавры, но построен немного позже, в конце XV– начале XVI века, предположительно, в последние годы жизни великого князя Ивана III († 1505 г.). Позже в подклете Благовещенского собора Василий III – сын Иоанна III – соорудил придел Константина и Елены, небесной покровительницы его второй жены Елены Глинской. По мнению некоторых исследователей, это произошло около 1530 года, когда Василий и Елена проездом посетили Киржачский монастырь после рождения долгожданного сына Ивана IV. Благовещенский Киржачский собор, как и Троицкий собор Лавры, по своей архитектуре, размерам, гармонии пространственных соотношений и некоторым декоративным особенностям можно отнести к памятникам московского зодчества. Его архитектура проста и в то же время величественна. Он создает впечатление необыкновенной стройности и художественной цельности. Здание собора стоит на высоком подклете, где с южной стороны алтаря в медной гробнице почивали под спудом мощи преподобного Романа. На гробнице были вычеканены тропарь и кондак преподобному Роману. Верх гробницы украшал образ Преподобного, а возглавие – образ Живоначальной Троицы. Над гробницей размещалась позолоченная, резной работы сень на четырех колоннах. Сейчас в подклете Благовещенского собора находится храм, престол которого освящен в честь преподобного Романа Киржачского. В нем же покоятся мощи Киржачского чудотворца. Согласно описи церковного имущества, составленной в XIX веке, в то время иконостас Благовещенского храма был деревянный, трехъярусный, имел 47 икон, две из которых – Смоленской иконы Божией Матери и Благовещения Пресвятой Богородицы – местные, в дорогих серебряных ризах. Нижние ярусы иконостаса украшали 12 позлащенных колонн с резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=04331

В середине XIX в. текст ее был переведен с церковнославянского языка и в полной редакции опубликован прот. А. Ивановым со следующим комментарием: эта церковь есть один из многих памятников благочестивого усердия духовенства к созиданию и украшению церквей  «вечного ради поминовения». В новом храме с главным престолом во имя Благовещения Пресвятой Богородицы устроен новый теплый придел во имя Епископа Леонтия Ростовского чудотворца, мощи которого были обретены нетленными в 1073 г., через сто лет после мученической кончины и прославились чудесами и знамениями. В 1760 г. после ремонта придел был заново перестроен и расширен. Со временем из-за недостатка освещения в храме, начались работы по распространению окон. Страшное наказание Божие – пожары, один за другим, постигли Тулу в первой половине XIX в. Сведения о них известны были и в XVII и в XVIII веках, когда выгорали значительные части города. Лето 1834 г. было очень жарким и засушливым. В праздник святых апостолов Петра и Павла днем загорелся дом возле храма, в котором в этот день был престольный праздник. Сильный ветер распространил огонь на соседние дома, захватил Оружейный завод и далее через реку Упу перебросился в Заречье. Спустя десять лет, в 1844 г. Тула снова загорелась. Когда огонь стал приближаться к Благовещенской церкви, прихожане обратились к заступничеству Царицы Небесной и вышли навстречу с новой, написанной в 1840 г., иконой Иверской Божией Матери. Это была точная копия с афонского списка, который находился в Москве в Иверской часовне. Матерь Божия, по молитвам прихожан чудесным образом остановила движение ветра к Благовещенскому храму. Огонь тут же затих. Благодарные жители решили устроить в храме придел в Ее честь. Имевшийся придел Святителя Леонтия был перенесен в левую часть трапезного храма, а правый с помощью пожертвований горожан расширен и в нем помещена для поклонения чудотворная Иверская икона. Тульский купец И.С. Ломов пожертвовал для ее украшения серебряную ризу. Согласно документам Госархива Тульской области, к середине XIX в. храм имел следующий вид: стены внутри расписаны, пол в алтаре и трапезной вымощен каменными плитами, а в самой церкви в основном чугунными, общее количество окон равнялось 22. Над трапезной размещалась колокольня с семью колоколами. Глава над ней и пять глав над церковью были обиты листовым железом и окрашены медянкой. Небольшой приход накануне революции состоял из пяти кварталов. По социальному составу это были: церковнослужители с семьями – 29 чел., дворяне – 36 чел., мещане – 110 чел., крестьяне – 51 чел. Общая численность прихожан составляла 226 чел. В церковном штате находились священник, диакон и псаломщик. Общие размеры земли возле храма с погостом составляли 587 кв. саженей. В 1891 г. в церковном доме открыта церковно-приходская школа, которая содержалась за счет доходов с пекарни под домом и калачной лавки около дома. В 1915 г. в ней обучалось 25 мальчиков и 15 девочек.

http://sobory.ru/article/?object=00880

В советское время собор не закрывался. В настоящее время в храме находится несколько чтимых святынь: “Казанская” икона Божией Матери, икона-скульптура свт. Николая и икона преп. Пафнутия Боровского с посохом. Так же в храме хранится икона-мощевик которая содержит частицу Креста Господня, частицу камня гроба Господня и мощи святых: 1) пророка Михея, 2) ап.Тита, 3) равноапостольного царя Константина Великого, 4) свт. Николая, 5) свт. Спиридона Тримифунского, 6) св. Павла Исповедника, 7) свт. Амвросия Медиоланского, 8) св. Иоанна Нового, 9) св. Сисоя Великого, 10) св. Герасима Иорданского, 11) св. Дамиана бессребреника, 12) св. Корнилия сотника, 13) св. Павла Пелусиотского, 14) св. Лаврентия Затворника, 15) св. Даниила Столпника, 16) св. Марка Киевопечерского, 17) св. Ефросина, 18) мч. Анисии. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенный на высоком холме в 400 метрах от бывших проезжих ворот древнего городища, а сегодня украшающий центральную площадь Боровска, считается визитной карточкой города. Ранее на этом месте находилась деревянная церковь в честь Николая Чудотворца, в котором хранился резной образ Святителя. История храма, уходящая вглубь веков, сложна и запутана. Первые сведения о предшественниках нынешнего храма можно найти в одном из самых древних дошедших до нас источников - " Дозорной книге 1621 года " . Рассказывая подробно о крепости Боровска, о посаде и слободах, " Дозорная книга " повествует о том, как в годы Смутного времени он подвергался нашествию войск Лжедмитрия II и польско-литовских интервентов. Есть там упоминание и о деревянной соборной Благовещенской церкви, возведённой вместе с укреплениями. До 1634 года церковь жила обычной жизнью, пока не случился большой пожар, и она сгорела. После пожара территория, на которой стоял сгоревший Благовещенский храм, долго пустовала. В первой трети XVIII века на этом месте была возведена каменная церковь. В 1799 году была учреждена Калужская епархия, и Благовещенский храм получил статус кафедрального собора.

http://sobory.ru/article/?object=00911

В церкви долгое время сохранялся старый колокол с изображением герба и медали, выбитых в честь графа Бестужева-Рюмина. На колоколе виднелась надпись, что его «вылил колокольный мастер Ден. Евдокимов, а украшения и надпись делал крепостной графа Прохор Невзоровский в Санкт-Петербурге в 1765 г.». Однако в 1856 году этот колокол разбился. Церковь освятили в 1809 году во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Кроме главного придела, в ней есть ещё придел Александра Невского и святых мучеников Тимофея и Мавры. Недалеко от церкви новый хозяин земли А. Н. Авдулин в 1818 г. поставил придорожную часовню. В праздник Преображения от церкви в соседние Коломяги направлялся крестный ход. После эпидемии холеры в 1848 году вокруг церкви стали проводиться 28 июля, в день Смоленской иконы Богоматери, ежегодные крестные ходы в поминовение умерших от той болезни. В начале 1850-х годов в храме проводились реставрационные работы под руководством архитектора А. И. Кракау, а полстолетия спустя, в 1900 году гражданский инженер В. К. Теплов пристроил колокольню и ризницу, освященные 25 ноября 1901 года. При храме действовало Общество пособия бедным и детский приют. В самой церкви находились семейные усыпальницы Никитиных и Орловых-Денисовых. С 1855 по 1878 годы в храме служил известный проповедник и духовный писатель протоиерей о. Константин Стратилатов, автор ряда популярных в свое время сочинений духовно-нравственного содержания. С началом обновленческого раскола приход примкнул к нему. 2 декабря 1923 года он вернулся в лоно Патриаршей Церкви, но 29 февраля 1924 года снова перешёл в обновленчество, в котором состоял (с перерывом с сентября по 10 октября 1926 года) до закрытия. Храм был закрыт в 1937 году. Имущество было передано в Госфонд. Через некоторое время церковь переделали с устройством перекрытий. В 1947 году в связи с устройством Приморского проспекта была снесена колокольня. В здании долгое время находился завод резиновых изделий и игрушек, известно, что в храме изготавливались резиновые шайбы. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Благов...

Дата рождения " первенца " , опираясь на упомянутую в надписи дату, построение колокольни определяют 1760 годом. Наряду с этим известный исследователь Л. Зимин в журнале " Киевлянин " за 1909 г. в статье " Кирилловская обитель " писал о " каменной трехъярусной колокольне, построенной в 1748 году " . Указывая на эту дату, он, вероятно, опирался на тот известный факт, что ремонтно-реставрационные работы в Кирилловском монастыре под руководством Григоровича-Барского проводились в 1748-1749 г.г. А современный нам автор М. Дегтярев считает, что эти работы выполнялись не до 1760 г., а позже - в 1760-70-х г.г. На основании этих соображений можно заключить: не имея возможности указать точную дату сооружения колокольни, определим ее в пределах 1748-1770 г.г. Что касается даты 1760 года, то больше всего она касается не столько построения колокольни, сколько обустройства во втором ее ярусе церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С обеих сторон колокольня имела пристройки. В одной из них была лестница. Одни вели в аптеку, которая после реорганизации Кирилловского монастыря в больницу (1786) размещалась во втором ярусе. Также во второй ярус, в его верхнюю часть вела другая лестница; там в 1909 году исследователь Л. Зимин нашел крест с распятием – по его мнению, XVI в. Второй ярус заканчивался каменным сводом, откуда на третий вела узкая лестница. Еще была деревянная лестница вверх к колокольне. Украинское... Как писал в 1940 г. известный исследователь архитектуры М. Хвастенко, " сочетание тонкого и искусного профилирования карнизов рядом с элементами, исходящими от украинского барокко первой половины XVIII века (например, довольно грубые наличники окон), а также с влиянием современной барочной архитектуры школы Растрелли , создают архитектурное лицо сооружения. Из элементов массовой городской и сельской архитектуры Григорович-Барский применял ниши-филенки в базах пилястров, колонн, а также на ограждениях, вполне правильно сделаны в более крупных и рельефных формах, чем сама башня. Расположение церкви-колокольни в ограде, а не во фронтоне стены, тоже характерно для монастырских ограждений в украинской архитектуре конца XVII и начала XVIII в.в. (Лавра, Новгород-Северский, Спасский монастырь, Софиевское подворье и т.п.).

http://sobory.ru/article/?object=42918

Из материалов государственного архива: Священнослужители Одинцовы. ГАТО Фонд 160 опись 1 дело 16174. Клировые ведомости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии за 1900 год. Лист 397. http://hram-tver.narod.ru/ Церковь Георгия Победоносца расположена на погосте старинного села Глубокое Вышневолоцкого района Тверской области. Каменный двухэтажный оштукатуренный храм в стиле барокко возведен в 1789 году вместо деревянного ветхого храма во имя Святых апостолов Петра и Павла под руководством полковника Гавриила Яковлева-Языкова. Двусветный четверик, с полуциркульной апсидой, трапезной и трехъярусной колокольней, покрыт полусферической кровлей и завершен восьмигранным световым барабаном и луковичной главкой. Колокольня увенчана высоким шпилем. Стены храма окрашены желтой охрой, а фрагменты декоративного убранства и карнизы были выбелены. Прямоугольные оконные проемы обрамлены в строгие наличники. Верхний (холодный) престол освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, нижний (теплый) - во имя великомученика Георгия Победоносца. Некогда величавый и красивый храм Георгия Победоносца в настоящее время заброшен и находится в полуразрушенном состоянии. Глубокое – старинное село. Ещё в Книге Бежецкой пятины 1545 г. мы находим упоминание о «деревни Глубокое у озера Глубоково на берегу: двор большой, а в нём сам Некраско, двор человек его Ондрейко, пашни в поле 9 коробей, а в дву по тому ж, сена 10 копен, 2 обжи». Центром прихода Глубокое станет немного позднее, в селе будет воздвигнут деревянный храм. Но в конце XVIII в. обветшавшая деревянная церковь будет разобрана, а на её вместе воздвигнут часовню святых Апостолов Петра и Павла. Она будет тоже деревянной. Каменный же Георгиевский храм, с летним верхним приделом Благовещения Пресвятой Богородицы, был воздвигнут на соседнем с селом холме в 1789 году. Был храм двухэтажный, однокупольный. Своей архитектурой он немного напоминает Спасо-Преображенскую церковь на Пятницком кладбище. И хотя теперь уже нет островерхой кровли на восьмигранном куполе, а сама колокольня давно уже разобрана, храм продолжает поражать своим величием и неповторимой красотой древнерусских храмов.

http://sobory.ru/article/?object=10575

Рака с мощами святого Алексия стояла на указанном месте около двухсот лет, до 1686 года. Так как храм и трапеза, построенные новгородским архиепископом Геннадием, пришли в ветхость, то в 1683 году по повелению благочестивого царя и великого князя Феодора Алексиевича 3341 , самодержца всероссийского, и по благословению Иоакима, святейшего патриарха московского и всея России, старанием и усердием бывшего в то время настоятеля обители архимандрита Адриана, который вскоре после сего был митрополитом царственного города Казани 3342 , а впоследствии по благоволению Божию возведен был в сан святейшего патриарха царствующего великого города Москвы и всея России 3343 , – была построена на новом месте новая большая трапеза. Она почти вся вынесена была за пределы обители и только незначительною частью своею и одною северною стеною вошла в обитель вместе с храмами, из коих первый – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, бывший прежде придельным в храме святого архистратига Михаила, а второй рядом с первым, как мы уже и видели, – во имя святого митрополита Алексия и при них два притвора, или трапезы, устроенные для помещения тех, кто приходил к чудотворным мощам, чтобы поклониться им, помолиться и выслушать церковное богослужение. На том же основании между этими двумя храмами был выстроен новый храм во имя святого Апостола Андрея Первозванного для иноков обители, чтобы они всегда и особенно в зимнее время могли слушать различные церковные службы отдельно от сторонних посетителей монастырских храмов. Кроме сего на западной стороне всех этих зданий была устроена другая трапеза для принятия иноками пищи, чтобы они во всем были отделены от приходящих в обитель – суетных мирских людей, думали об одном только Боге и заботились о своем спасении, ревностно упражняясь в молитве, посте и рукоделии, так как в этом и заключается вся жизнь иноческая. Для этого же были устроены и разные входы в храм со вне обители, для мужчин – особый вход в храм святого Алексия, а для женщин – также особый в храм Благовещения Пресвятой Богородицы, чтобы приходящие к многоцелебным мощам святителя входили в эти храмы со вне монастыря и стояли в них, не смешиваясь, каждый пол в особом храме, мужчины отдельно и женщины отдельно. Для иноков же, живших в этой обители, были устроены в эти храмы и трапезы другие входы извнутри монастыря. Это – для того, чтобы иноки могли проводить безмолвную, чуждую суеты, жизнь, а также для того, чтобы по преданию святых отцов и по уставу обители иметь монастырские ворота всегда закрытыми и этим воспрепятствовать мирянам безвременно входить в обитель, а инокам во всякое время выходить из нее. Ибо в прежнее время был такой устав обители, чтобы в течение трех дней на неделе, а именно: в понедельник, среду и пятницу иноки отнюдь не были отпускаемы за стены обители, в остальные же четыре дня они уходили в случае какой-либо необходимой нужды, да и то не самовольно, а отпросившись предварительно у настоятеля или того, кто управлял обителью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010