Иконы для собора писали художник императорской Академии А.Т.Винокуров, и частью П.И.Федоров, а вызолачивал их живописец Михаил Юркин. Сложное произведение декоративно – прикладного искусства – иконостас, в сочетании стилей барокко и классицизма, создавал «московский цеховой управы мастер по резному мастерству» А.М.Канцырев. Осенью 1821 года на личные средства крупного русского ученого – металлурга П.Г.Соболевского над главным куполом собора был водружен венчающий шар и крест. На следующий год в Воткинск переезжает известный на Урале архитектор В.Н.Петенкин, который и достроит окончательно собор. Холодный храм собора освящен 29 июля 1828 года во имя Благовещения Пресвятой Богородицы епископом Вятским Кириллом. Освящение произведено на мощах великомученика и целителя Пантелеймона «часть коих вложена в особом оловянном ковчежце к крест под престолом». В 1841 г. придельные престолы в связи с заменой иконостаса вновь освящены: Никольский престол освящен в честь Владимирской иконы Божьей Матери, второй престол – в честь Святитителя Димитрия Ростовского. В 1845 году в связи с перестройкой главного иконостаса собора пестол вновь освящен 22 февраля 1845 г. с тем же названием – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1863 г. храм расширили, престолы остались те же: главный – Благовещенский, правый – Владимирский, левый – Дмитриевский. В 1882 году при соборе открыто церковноприходское попечительство. Авторы стенной живописи неустановленны, известно лишь, что поновлял и расширял их известный сарапульский живописец А.П.Беркутов. В 1901-1902 годы живописец А.В.Мастрюков выполнил росписи на соединительной арке и в западной части собора. Главной святыней собора была Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская», особое почитание которой было возбуждено случаем чудесного исцеления от болезни младенца Николая, сына горного начальника Воткинского завода И.П.Чайковского в 1838 году. Славился собор и своим хором, состоявший из 6 дискантов, 6 альтов, 3 теноров, 3 басов, а так же 7 учеников – мальчиков. С ноября 1901 года стало впервые впервые практиковаться «всенародное пение» - во время литургии.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Благовещ...

Он преподнес в подарок обители от всех монашествующих Нижегородской епархии Корсунский образ Божией Матери. Такую икону святитель Алексий Московский привез в дар обители на освящение храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С тех пор она была покровительницей монастыря и одной из главных святынь Нижнего Новгорода. В ХХ веке при разорении монастыря образ таинственно исчез, хотя прежде пережил невредимым три опустошительных пожара. Затем митрополит Георгий обратился к присутствующим со словом: «У нас большая духовная радость: мы отмечаем 800-летие со дня основания Нижнего Новгорода, 800-летие со дня рождения великого сына Русской земли — святого благоверного князя Александра Невского. В этом же ряду стоит и наша славная Благовещенская обитель, 800-летие со дня основания которой мы сугубо молитвенно отмечаем. Мы с вами являемся и свидетелями, и участниками, и соработниками Промысла Божия в деле возрождения церковной молитвенной жизни на Русской земле. Совсем недавно монастырь находился в руинах, и казалось, не хватит сил все это поднять. Не было ни материальных средств, ни братства, ни опыта по возрождению монашеской жизни и святых храмов. Пускай эта святая обитель послужит образцом для нашего народа в том, что надо трудиться, стяжать кротость и смирение, полагать свои заботы и упование на помощь Божию». Управляющий Нижегородской епархией поблагодарил настоятеля Благовещенского монастыря за добрые слова и преподнес в подарок обители большую икону Благовещения Пресвятой Богородицы и сертификат на изготовление мозаик для украшения входной группы монастыря. После этого владыка обратился со словами приветствия к митрополиту Кириллу, который был первым настоятелем Благовещенского монастыря после его возрождения в 1993 году. Глава Нижегородской митрополии преподнес владыке Кириллу в подарок большое декоративное пасхальное яйцо, а также еще один особый подарок — медную табличку 1902-го года, которая оказалась в Нижегородской области благодаря архимандриту Тихону. Табличка была изготовлена в честь закладки храма Покрова Пресвятой Богородицы села Песочное Ставропольской епархии .

http://patriarchia.ru/db/text/5816939.ht...

Сегодня туда иногда забредают разве что лишь «черные следопыты». Их воображение бередят старые описания богатой утвари из серебра и даже с украшениями из жемчуга давно снесенного храма в Саварне и рассказы о будто бы зарытом в 1920-е годы кладе, в котором последний батюшка спрятал имущество подлежавшей закрытию церкви. Погост Саварня – вообще место загадочное, чему способствует и почти полное отсутствие информации о нем. Сведений нет даже в вездесущей Всемирной паутине. Этот недостаток и хотелось бы отчасти восполнить. Саварня имеет богатую многовековую историю. По сохранившемуся преданию, этот погост существовал уже в начале XVI столетия при отце Ивана Грозного великом князе Василии III. В 1623 году вместо обветшавшего деревянного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы по благословению патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова) – отца царя Михаила Федоровича – местный вотчинник Прокопий Хрисанфович Измайлов, владевший сельцом Мерзяевым в саварнинском приходе, выстроил новую деревянную Богородице-Рождественскую церковь с приделом во имя св. Николая Чудотворца. Известно, что храмоздатель Измайлов несколько лет служил воеводой в Тюмени и заново отстроил тюменский острог. В 1653 году в Саварне имелось 6 дворов, в которых, в основном, жили члены церковного причта, а в приходе погоста значилось 153 двора крестьян и барская усадьба. В 1721-1724 гг. в погосте построили второй храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Однако в 1750 году страшный пожар фактически уничтожил Саварню. Тогда из огня не успели спасти ничего, сгорели даже антиминсы – шелковые платы, полагаемые на престол для совершения литургии, и запасные Святые дары. Почти четыре года погост был мертв, пока, наконец, по благословению первого архиерея возрожденной Владимирской епархии епископа Платона (Петрункевича) в 1754 году не была построена и освящена новая деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с Никольским приделом. Казанский же храм восстанавливать не стали. Ровно два столетия спустя в Саварне в 1823 году начали возводить каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь Владимирской иконы Божией Матери. Работы велись очень долго – в общей сложности четверть века. Каменную церковь освятили лишь в 1848 году по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова). Каменный храм в Саварне строился при священнике Исидоре Михайлове, сын которого Иван по месту рождения получил фамилию Саваренский. Протоиерей Иван Исидорович Саваренский служил настоятелем Благовещенского собора в Гороховце, а внук священника затерянного среди лесов погоста Федор Иванович Саваренский занимал должность секретаря Гороховецкого съезда мировых судей, выслужив чин надворного советника и потомственное дворянство.

http://sobory.ru/article/?object=37015

Престолов в церкви пять; в холодной – в честь Благовещения Пресвятые Богородицы и в теплых приделах – в честь Архангела Михаила, Святителя Чудотворца Николая, Всех Святых и во имя преподобно-мученика Никона и великомученицы Параскевы. Святыми иконами, утварью и ризницею церковь усердием купцов Бурылиных и Фокина снабжена очень богато. Церковные документы: копии метрических книг и исповедных росписей и опись церковного имущества имеются и хранятся в церковной ризнице. Земли при церкви: усадебной, под кладбищем и церковными строениями 4 десятины и под церковным дровяным лесом владения причта в пустоши Березниках 13 дес. 740 кв. саж.; план и межевая книга имеются только на 8 дес. 740 кв. саж. Причта по штату при Благовещенской церкви положено: священник, диакон и два псаломщика. На содержание причт получает годового дохода до 2,850 руб. Дома причт имеет церковные. Приход состоит из 55 дворов в гор. Иваново-Вознесенске, 4 дв. в дер. Курьянове (в 8 верстах от церкви), 22 дв. в дер. Беляницах (в 4 вер.), 3 дв. в дер. Говядове (в 4 вер.), 1 дв. в дер. Песошнове (в 6 вер.), 2 дв. в дер. Жильцове (в 6 вер.), 4 дв. в дер. Марьицыне (в 10 вер.), 1 двор в дер. Юрикове (в 10 вер.), 1 двор в дер. Залесье и 1 двор в дер. Пелгусове; всех же дворов в приходе 94; душ мужеского пола 318, а женского пола 353 души; сверх сего раскольников 1 мужеского пола и 4 женского пола. При Благовещенской церкви имеются две каменные богадельни: одна построена в 1847 г. строителем церкви купцом Бурылиным, а другая построена в 1857 г. усердием купца Бабурина; в обеих богадельнях по 4 комнаты, в них живут бедные и престарелые женщины. Успенский приход Приходская церковь находится в селе Дунилове, Шуйского уезда. Церковь Успения Божией Матери построена в 1831 году иждивением прихожан; зданием каменная с таковою же колокольнею – холодная. В церкви три престола: главный – в честь Успения Божией Матери, придельные: на правой стороне – в честь Всемилостивого Спаса и на левой стороне – в честь Рождества Пресвятые Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В 1723 г. пустынь приписана к Сяндемской, а затем к Александро-Свирской обители. В ней имелись 2 деревянные церкви - Преображенская и Успенская (в XVIII в. переименована в Благовещенскую) и часовня над мощами преподобных основателей. В 1764 г. пустынь упразднена, строитель иером. Тарасий переведен в Муромский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , церкви приписаны к Коткозерскому приходу. 25 сент. 1800 г. пустынь приписана к Александро-Свирскому мон-рю. Обычно в ней проживали иеромонах, иеродиакон и 3 монаха из Свирской обители. На средства этого мон-ря были отремонтированы Преображенская и Благовещенская церкви, возведены жилые и хозяйственные постройки. Однако ко времени открытия самостоятельной Олонецкой епархии (1828) пустынь стояла «с двумя обветшавшими деревянными церквами и тремя такими же келиями, без ограды или даже забора» ( Шевелкин И. Воспоминания о старце Исайе, возобновителе Никифоровской пуст.//ДЧ. 1864. 12. С. 111-119). Из состояния разорения ее вывел старец Исаия (в схиме Игнатий) с 3 учениками. Вокруг него постепенно стала собираться братия (к 1846 было 22 насельника). В 1838 г. в Н. м. был назначен постоянный иеромонах, стали регулярно совершаться Божественные литургии. По ходатайству о. Исаии к обер-прокурору Н. А. Протасову вышел указ Синода от 6 февр. 1846 г. «Об оставлении приписанной к Александро-Свирскому монастырю второклассной Задне-Никифоровской пустыни самостоятельной», со «строительской» и 7 монашескими вакансиями (Олонецкие ГВ. 1846. Ч. офиц. 18). Первым строителем (1846-1853) восстановленной пустыни стал иером. Митрофан, которому вел. кн. Константин Николаевич Романов пожертвовал иконы, ризницу, богослужебные и «поучительные» книги. При следующем настоятеле (1853-1870), иером. (впосл. игумен; с 11 мая 1870 архимандрит) Данииле, происходившем из дворовых крестьян гр. Шереметева, над мощами преподобных Никифора и Геннадия были построены каменный Всехсвятский храм (1854-1858) и 2 одноэтажных деревянных братских флигеля со св. воротами на сев. стороне ограды. В 1853-1856 гг. иером. Даниил был командирован в Корнилиев Палеостровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь , и обителью стал управлять иером. Феофан. В 60-х гг. XIX в. численность братии возросла до 40 чел., пустынь была приведена «в отличный вид во всех отношениях» ( Ивановский Я. И. Свирский Александров мон-рь. СПб., 1874. С. 69-70). В рубленой ограде находились деревянные Преображенская и Благовещенская церкви. 11 сент. 1870 г. игум. Даниил переведен на настоятельство в Свирский мон-рь, где умер 10 авг. 1872 г. Предыдущий свирский настоятель - архим. Антоний, уволенный на покой, поселился в Задненикифоровской пуст.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

Владыка Феодор из-за проволочек с получением визы добрался до Буэнос-Айреса только 7 апреля 1947 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Посчитав это знамением, приверженцы Патриаршей Церкви решили назвать свою общину и освятить будущий храм в честь Благовещения. Поначалу владыка служил в Георгиевском соборе Антиохийского Патриархата. В июне 1947 года русскоязычные верующие купили в Буэнос-Айресе небольшой дом на улице Бульнес, 1743, который оборудовали под храм. 10 июля 1947 года, в праздник положения ризы Господней, епископ Феодор освятил Благовещенский храм, ставший кафедральным собором Аргентинской епархии Московского Патриархата. Вследствие интриг протопресвитера Константина Изразцова, обладавшего большими связями, аргентинские власти отклонили запрос прихода о регистрации, а в начале 1952 года вынудили владыку Феодора покинуть страну. В марте-сентябре 1952 года собор был закрыт. В мае 1953 года, после смерти отца Константина, приход обрел юридический статус, но запрет архиерею на нахождение в Аргентине остался в силе. Настоятель Благовещенского храма протоиерей Евфимий Мамин был назначен благочинным-администратором и представителем Московского Патриархата в Южной Америке. В августе 1953 года отец Евфимий скончался. Его должность занял протоиерей Фома Герасимчук. Община Московского Патриархата в Аргентине постепенно прирастала. В 1948 году приход храма Воскресения Христова в колонии Жапежу (провинция Мисьонес) отошел от протопресвитера Константина Изразцова и примкнул к Патриаршей Церкви. В 1954–1955 годах в Мисьонесе оформились два новых прихода: в честь Всех святых, в земле Российской просиявших (в колонии Гобернадор Лопес) и в честь Успения Пресвятой Богородицы (в колонии Бахо-Трончо). Обе общины построили храмы. В 1962 году отец Фома Герасимчук благословил православных жителей города Санта-Фе в Мисьонесе на основание Георгиевской общины. Впоследствии прихожане возвели церковь. Налаживание церковной жизни наполняло верующих радостью, но без духовного и административного главы они чувствовали себя рассеянными, «как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9: 36). В 1957 году Благовещенский приход ходатайствовал перед патриархом Алексием I о назначении в Буэнос-Айрес архиерея. В июне-августе 1958 года по поручению предстоятеля Аргентину посетили епископ Костромской и Галичский Сергий (Костин) и протоиерей Павел Статов. Вернувшись в Москву, они представили первосвятителю отчет о ситуации в патриарших приходах.

http://pravoslavie.ru/46301.html

22 — Слово плоть бысть 23 — Свято-Ильинская 25 — Римская (Лиддская) (8 век) 26 — Молдавская (1863) 27 — Феодоровская (1239) 27 — Феодоровская в с. Дмитровец 27 — Феодоровская-Городецкая АПРЕЛЬ 1 — Умиление (1103) 6 — Тучная Гора 225 7 — Благовещение Пресвятой Богородицы 7 — Благовещение — Московская (1731) 7 — Благовещение — в Киеве: Прядущая 7 — Боголюбская-Зимаровская (1771) 8 — Мелетинская 13 — Иверская 14 — Ключ разумения 16 — Неувядаемый цвет 17 — Герондисса (Старица) 17 — Живоносный источник 17 — Избавительница 19 — Теребовльская 20 — Византийская (732) 21 — Испанская (792) 22 — Цесарская (792) 24 — Бежевская 25 — Муромская (1291) 25 — Белыничская 27 — Виленская (1495) 29 — Тамбовская (1692) 29 — Ильинская-Черниговская (1658) 29 — Черниговская-Ильинская в Гефсиманском саду МАЙ 1 — Максимовская (1299) 3 — Кипяжская 3 — Кипрская 7 — Молченская (1635) 8 — Цареградская (1071) 10 — Иверская на Афоне (9 век) 11 — Львовская (1182) 14 — Византийская (732) 14 — Царевококшайская-Мироносицкая (1647) 14 — Нечаянная Радость 14 — Андрониковская 15 — Путивльская (1238) 15 — Вутиванская 15 — Владимирская (1634) 16 — Пекинская (682) 16 — Киево-Печерская Успения (1073) 16 — Печерская (1085) 16 — Свенская-Печерская (1288) 16 — Печерская с предстоящими 16 — Печерская Нерукотворенная 17 — Старорусская (1570) 20 — Любечская в Киеве (1690) 20 — Любечская в Любече 20 — Жировицкая (1191) 22 — Перекопская (1709) 23 — Киево-Братская (1654) 25 — Кипрская 27 — Теребинская 27 — Ярославская-Печерская (1823) 27 — Серафимо-Понетаевская 28 — Вышенская-Казанская ИЮНЬ 3 — Владимирская (1155) 3 — Владимирская-Оранская (1629) 3 — Владимирская-Красногорская (1603) 6 — Ржевская (1572) 8 — Владимирская-Селигерская 10 — Антиохийская 10 — Никейская (304) 10 — Умиление-Галичская 10 — Орловская (1643) 11 — Мателикийская (991) 11 — Споручница грешных 11 — Недремлющее Око 11 — Недреманное Око Спасово 12 — Цесарская-Боровская 15 — Груздовская 16 — Югская 18 — Игоревская 19 — Пименовская (1381) 21 — Ярославская (13 век)

http://pravicon.com/text-34

Наступил знаменательный день. 10 июня 1814 года состоялось освящение места и закладка фундамента. Строительство велось чуть более четырех лет. В начале 1818 года постройка была окончена и 14 мая Архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский Евгений (Болховитинов) совершил освящение храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а 16 мая придела во имя Св.Николая Чудотворца. Придел в честь преп.Сергия Радонежского, освящен был несколько позже, архимандритом Псковского Печерского монастыря Венедиктом. О церковной утвари Благовещенского храма до пожара 1812 года сведений не сохранилось. Новая опись составляется в 1819 году. Известно, что книгохранилище церкви имело уникальные издания: Евангелие на славянском языке, напечатанное в Вильне в 1574-1575 гг., кем подарено в 1602 году неизвестно. Второе Евангелие на славянском языке, напечатанное в Москве в 1717 году. Оба эти Евангелия из-за давности времени в богослужении не употреблялись. Благовещенская церковь имела ценнейшее собрание старинных икон, большая часть из которых была украшена серебряными вызолочеными ризами, бывших щедрыми дарами ревнителей благочестия и благолепия храма, давно почивших в мире от трудов своих. Среди чтимых святынь храма особо почитается икона Святителя Николая в ризе и высоком резном киоте. Это икона пребывала ранее в большой и нарядной часовне на привокзальной площади и была ее украшением. В 1926 году часовню снесли, как «памятник царского времени», а икону перенесли в храм Благовещения. Она особо почитается верующими рижанами и у этого образа неоднократно совершались исцеления. Ризница Благовещенского храма всегда была в достатке. Облачения приобретались на средства прихода, а также щедро жертвовались. Из церковного убранства, сваим великолепием и изяществом отличались покровцы, очень тонкой старинной работы, шитые золотом и серебром. Уникальным произведением золотошвейного искусства были бархатные воздухи, шитые золотом, с изображеним святых, имена которых носили члены семейства купца-благотворителя Ивана Бочагова.

http://sobory.ru/article/?object=06106

После разорения монастыря литовцами в 1612 году построены две деревянные церкви: Богородицерождественская холодная и Параскевинская теплая с приделом Положения Ризы Богоматери. По писцовым книгам 1624 года на территории монастыря находилась келья игуменская и 12 келий братских. Вотчину монастыря составляли составляли сельцо Долгая Поляна, деревни Исаково, Бубырево, Брюхачево, пустоши Игумнов починок и Яковище. После пожара в 1642 году, когда всё сгорело в монастыре, кроме чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, построены снова две деревянные церкви. В холодной трехпрестольной церкви главный престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, придельные - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Теплая однопрестольная церковь освящена во имя великомученицы Параскевы Пятницы. По монастырской описи 1683 года братских келий уже 15. За оградой монастыря находились конюшня, скотный двор, мельница на Крутце и 70 торговых лавок. Монастырю принадлежала рыбная ловля в Тековском озере. В Вологде имелось монастырское подворье на Пятницкой улице. После пожара 1690 года монастырь восстановился снова. В 1722 году за ним числились 72 души. В 1764 году по штатам монастырь оставлен на своем содержании. Здания на территории монастыря в начале 20-го века: 1. Каменная с колокольней в одной связи двухэтажная пятиглавая церковь, построена в 1764-1777 годах. Верхний холодный храм – Рождества Пресвятой Богородицы, нижний теплый – Благовещения Пресвятой Богородицы, придел внизу справа освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи. Новая колокольня построена в 1854 году. 2. К северу от церкви стоял двухэтажный дом с балконом, построенный в 1852 году. Вверху – кельи настоятеля, казначея и рухальная, внизу – пекарня и просфорня. 3. К западу от церкви находился одноэтажный корпус, в нем – братские кельи, кухня, трапезная и подвал для хранения овощей. Построен в одно время с церковью. 4. Одноэтажный братский корпус в юго-западном углу монастыря вблизи ворот, построен в 1838 году.

http://sobory.ru/article/?object=15782

Император Лев Македонянин (во второй половине V века) украсил столицу свою новыми храмами в честь и славу Пресвятой Богородицы. Первый был сооружён для положения ризы Божьей Матери, принесённой в Константинополь патрициями, братьями Кандидом и Гальвием. Путешествуя по святым местам Палестины, они пришли в Галилею, и здесь у одной престарелой благочестивой девицы еврейки, увидели ковчег с ризой Богоматери, привлекавший на поклонение многих христиан, особенно больных. – Продолжая путь свой в Иерусалим, братья умыслили посредством хитрости овладеть бесценным сокровищем. Приготовив ковчег, во всём сходный с видимым, на возвратном пути они тайно поставили его на место заключавшего в себе ризу Пресвятой Богородицы, а этот поспешно принесли в Константинополь. Здесь сначала они укрыли своё приобретение в своей домовой церкви, а потом, когда слух дошёл до императора,– был воздвигнут особый храм во Влахерне. [Влахерна – место на берегу морском, где была пристань; название своё она получила от имени знаменитого вождя скифского, на том месте убитого. Валхернский храм сгорел в 1434 году; ныне виднеются только малые остатки его], в котором и положен ковчег с честной ризою. С того времени Православная Церковь 2 Июля празднует «Положение Ризы Богородицы», благодаря Пресвятую Деву, что Она даровала ризу тела Своего, как «необоримую стену, исцеления сокровище, чудес источник приснотекущий, пристанище спасительное обуреваемым». О самом храме замечается, что он сделался «врачеванием безмездным для болящих», и о ковчеге, что от него потекли «реки чудес». [Часть ризы Богоматери принесена в Россию князем Вас. В. Голицыным и хранится в Московском Успенском соборе, в Петропавловском приделе; другая в Благовещенском соборе, приобретённая в XIV в. Дионисием, архиепископом Суздальским. Третья в Никитском монастыре и четвёртая – в Риме, в кафедральном соборе Папы, подле дворца Латеранского]. Тот же император построил и другой храм в честь Пресвятой Богородицы. Никифор Каллист повествует, что когда-то в окрестностях столицы было прекрасное место, осенённое рощей платанов и кипарисов и орошаемое чистым и светлым источником; но от времени оно засохло, и самый источник засорился.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010